педагогические науки
Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ...
УДК 373.2(045)
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
© 2018
Винокурова Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
методики дошкольного и начального образования Мазуренко Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, (430007, Россия, Саранск, улица Студенческая, 11 А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье описывается история возникновения тьюторства и раскрывается специфика тьюторской деятельности. Анализируется зарубежный опыт работы тьютора со студентами высших учебных заведений, рассматриваются примеры тьюторской деятельности в отечественных вузах, дается оценка целесообразности внедрения тьюторства в образовательный процесс бакалавров дошкольного профиля. Актуальность данного исследования определяется недостаточной научной разработанностью проблемы тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля, несмотря на доказанную историческую и образовательную значимость тьюторства в целом. Цель исследования: на основе оценки эффективности существующих тьюторских практик выявить наиболее подходящие модели, применимые для тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля. Материалом для исследования стали существующие в практике отечественной и зарубежной высшей школы модели тьюторского сопровождения. Методом исследования выступает ретроспективный педагогический анализ моделей тьюторского сопровождения студентов бакалавриата. Научные материалы содержат интерпретацию полученных результатов сравнительно-педагогического исследования реализации тьюторской модели обучения в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока, обоснованную оценку целесообразности внедрения тьюторства в образовательный процесс бакалавров дошкольного профиля; результаты исследования могут служить основанием для дальнейших исследований в области организации тьютор-ского сопровождения профессиональной деятельности студентов-бакалавров дошкольного профиля. Результаты, полученные на основе анализа международной и отечественной традиции тьюторства и современных тьюторских практик, позволили наметить перспективы формирования структуры и содержания модели тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров профиля «Дошкольное образование».
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, профессиональная деятельность, дошкольное образование, бакалавр.
TUTOR'S SUPPORT TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF BACHELORS IN THE FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION: ANALYSIS OF MODELS
© 2018
Vinokurova Nataliya Valentinovna, Senior Lecturer of Department
of Methods of Pre-School and Primary Education Mazurenko Oksana Vladimirovna, Senior Lecturer of Pedagogics
of Pre-School and Primary Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, (430007, Russia, Saransk, Studencheskaya street, 11 A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article depicts the origin history of tutorship and reveals the specificity of tutor's activity. There is an analysis of tutor's foreign operational experience with students in higher educational establishments; the examples of tutorship in our country are considered as well. Besides, the appropriateness of including the tutorship into the educational process of bachelors of preschool education is substantiated. The relevance of the research is determined by insufficient scientific readiness of tutor's support of bachelor's professional activity in preschool education field in spite of proven historical and educational significance of tutorship in general. The aim (objective) of the research is to consider various tutor's practices and reveal the most effective and suitable models of tutorship applicable to the professional activity of bachelors in the field of preschool education. The main material of the research consists of various models of tutor's support commonly used in practice in domestic and foreign higher educational establishments. The principal method of the research is retrospective pedagogical analysis of tutorship models applicable to bachelor students. Scientific materials contain: interpretation of the obtained results of the comparative and pedagogical research of the realization of the tutorship educational model in Russia, countries of the European Union and Middle East; the appropriateness of including the tutor's support into the educational process of bachelors of preschool education. The results of the research can be a basis for further scientific researches in the field of organization of tutor's support to the professional activity of bachelor students in the field of preschool education. Results that were obtained during the analysis of domestic and international tradition of tutorship and modern tutorship practices as well allowed to trace perspectives of structure formation and the content of the tutor's support model to the professional activity of bachelors in the field of «Preschool education».
Keywords: tutor's support, tutor, professional activity, preschool education, bachelor.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время тьюторство становится знаковым явлением современного российского образования. Для понимания сути этого явления необходимо проследить его эволюционный путь.
Культуре тьюторства не менее 900 лет. Тьюторское сопровождение зародилось примерно в ХН-ХШ веках в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже, оно основывалось на объединяющей все университетские сообщества того времени ценности -свободе, где тьютор выполнял роль посредника между свободным преподавателем и свободным учеником.
В России тьюторство впервые появилось лишь в XX веке, поскольку изначально унаследованная Россией немецкая модель университета, согласно которой траектория учебного процесса выстраивается с помощью учебной программы и не зависит напрямую ни от особенностей, ни от своеобразия обучающегося, не предполагала наличия свободного образования, а, следовательно, и института тьюторов. В этом смысле позиция тьютора кардинально противопоставлена позиции педагога: гуманная позиция тьютора расширяет образовательное пространство тьюторанта и способствует его саморазвитию - авторитарная, директивная позиция педагога ограничивает образовательное пространство обучающе-
Vinokurova Nataliya Valentinovna, Mazurenko Oksana Vladimirovna TUTOR'S SUPPORT TO THE PROFESSIONAL ...
pedagogical sciences
гося и блокирует его самостоятельность [1].
Необходимость тьюторской практики в настоящее время обусловлена потребностью в преодолении вызовов индивидуализированного общества. Умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию позволят человеку комфортно существовать в современных условиях неопределенности жизни, отсутствии стабильности.
В настоящее время тьюторская форма обучения широко распространена в ведущих образовательных системах Великобритании, Японии, США, Франции, Финляндии, Германии и Объединенных Арабских Эмиратах. Оценка исторического опыта тьюторства и его современного состояния в мировых системах образования позволяет рассматривать его как передовое педагогическое явление. По сути это варианты классической модели тьюторства, определяющей для которой являются принципы свободы, сознательности, активности, индивидуализации. Сравнительный анализ вариантов классической модели тьюторства, осуществленный Е. А. Андреевой, выявил наличие в них сходства по ряду ключевых моментов: стержневой идеей данного феномена является опора на индивидуализацию образовательного процесса, суть которой сводится к учету не только способностей обучающихся, но и их потребностей, интересов, приоритетов; индивидуализация образовательного процесса обеспечивает учащемуся не только получение знаний, но и формирование метакогнитивных способностей таких, как самопланирование, самоконтроль, саморефлексия [2]. Выявленные Е. А. Андреевой различия классифицируются в зависимости от: уровней применения вариантов классической модели тьюторства (для Россия
- общеобразовательный, для Англии, Германии, ОАЭ
- университетский; сроков (Англия - XII в., Германия
- 50-е гг. XX в., Россия - 90-е гг. XX в., ОАЭ - начало XXI в.); причин возникновения (в результате модернизации систем образования); функций, которые выполняет тьютор; официального оформления его деятельности (в России должность тьютор заявлена в государственном реестре профессий) [2, с. 25].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема тьютор-ского сопровождения как педагогического явления находится в исследовательском поле многих зарубежных и отечественных ученых.
В зарубежной педагогике феномен тьюторства исследовали такие ученые как М. Девольер, ДЖ. Дьюи, Дж. Кован, П. Эшвин, П. Вагеманн, П. Коэн, Г. Ноль, K. Прангэ, М. Хайдеггер, К. Роджерс, K. Аль-Эриан, A. Бернер, M. Даз, Дж. Хофстед и др.
Так, в частности в методологии немецкого философа Германа Ноля образовательная реальность была сведена к образовательной повседневности, которая представлялась как некая целостность существующих в расщепленной форме всех возможных сфер жизни человека. Образование, по Г. Нолю, являлось составляющей жизненного мира и педагога, и ученика [3]. Такое понимание тесно перекликается с ресурной схемой тьюторско-го сопровождения, предложенной Т.М. Ковалевой [4]. Другой немецкий философ - Мартин Хайдеггер - очень лаконично обозначил суть деятельности тьютора: у тьютора есть лишь предмет его заботы, но нет и не может быть предмета преподавания [5].
Американский психолог Карл Рэнсом Роджерс в книге «Freedom to Learn» («Свобода учиться») продемонстрировал реальные преимущества человекоцентри-рованного обучения. Центральными аспектами психологической теории Роджерса являются свобода, ценности и полноценно функционирующий человек. Фактически не используя понятия «тьютор» К. Рождерс сформулировал его функциональное предназначение: развивать
умение самостоятельно учиться, давать пищу любознательности ученика, помочь осмыслить процесс получения готовых знаний как видимость познания [6].
Профессор философии Колумбийского университета Джон Дьюи в статье «Индивидуальная психология и воспитание» (1936 г.) акцентирует внимание педагогической общественности того времени на том, что для процесса образования гораздо более важны результат работы и личные усилия ученика, затраченные на его достижение, нежели внешняя дисциплина и способность соответствовать требованиям педагога. По мнению автора, необходимый результат воспитания - навыки самостоятельного развития человека, приобретенные за пределами школы [7].
Книга признанного английского педагога Джеффа Петти «Современное обучение. Практическое руководство» рекомендована всем педагогам, имеющим учеников, независимо, является ли он инструктором фитнеса или преподавателем высшей школы. Сконцентрировав опыт мировой педагогики и новейшие достижения науки в эффективные рекомендации, автор предлагает их читателям в качестве ответов на актуальные вопросы (Как сделать из ленивого ученика активного и ответственного? Как дисциплинировать класс, не лишая его искренней радости от получения знаний? и пр.) [8].
В среде российских ученых, интересующихся проблемами становления тьюторского движения, особую значимость имеют имена Е.А. Андреевой, Л.В. Бендовой, Г.М. Беспаловой, Т.М. Ковалевой, С.Л. Фоменко и др.
Большинство ученых единодушны во мнении, что целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, включая ее саморазвитие, самоактуализацию посредством образования, удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Одной из первостепенных задач тьюторского сопровождения, обозначенных в отечественных исследованиях, становится обучение личности самостоятельному преодолению трудностей образовательного процесса, ответственному отношению к своему становлению, помощь в осознании себя как полноценного субъекта образовательной, профессиональной, гражданской жизни [2; 4; 9].
Профессия тьютора официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированными в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№ 11731 и 11725 соответственно. В этом же году на базе МИОО был создан Центр тьюторства, передавший в сентябре 2010 года свои функциональные обязанности кафедре тьюторского сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования».
Ряд авторов правомерно поднимает вопрос о наличии компетенций, профессиональных и личностных качеств, необходимых самому тьютору для оптимального функционирования тьюториала [10; 11; 12].
Формирование целей статьи (постановка задания). Интерес к проблемам становления профессиональной компетентности бакалавров дошкольного профиля обусловленный опытом преподавания на данном профиле стал определяющим в постановке цели исследования: на основе оценки эффективности существующих тью-торских практик выявить наиболее подходящие модели, применимые для тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В ракурсе данного исследования особый интерес представляет передовой опыт С.Л. Фоменко, опираясь на который приведем классификацию существующих моделей тьюторского сопровождения:
- методологические - направлены на выявление и
педагогические науки
Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ...
фиксацию базовых, философских категорий и принципов, лежащих в основе существования данной системы тьюторского сопровождения);
- технологические - направлены на выявление и фиксацию этапов реализации на практике методологической модели тьюторского сопровождения, их последовательности);
- организационно-педагогические - направлены на выявление и фиксацию путей и способов тьюторского сопровождения в образовательной практике);
- функциональная - включает в себя основные понятия и содержание тьюторского сопровождения, благодаря которым данный вид педагогической деятельности приобретает особую ценность и значимость);
- генетическая - основана на возрастных особенностях обучающихся;
- технологическая/структурная - нацелена на выявление и фиксацию полноты тьюторского действия (разработана и предложена Е.А. Волошиной) [13].
В ракурсе данного исследования особый интерес представляет полемика педагогической общественности, освещающая проблемы тьюторского сопровождения в рамках вузовской педагогической деятельности [14; 15].
К сожалению, подобные исследования немногочисленны и не отражают сути тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля.
Ближе всего к поставленной в исследовании цели оказался материал, представленный на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации [16], который тиражирует опыт тьюторской группы под руководством С.Е. Довбыш в реализации модели тьюторского сопровождения профессиональной практики студентов МИГУ в бакалавриате Института Детства на факультете Начального образования. Данная модель нацелена на решение задачи развития субъектной позиции студента, сложность её реализации связана с большим количеством студентов. К сожалению, изученный материал не содержит технологической составляющей модели тьюторского сопровождения. Тем не менее, распространение и популяризация подобного опыта совершенно необходимы в настоящее время, поскольку привносят ощутимый вклад в совершенствование процесса тью-торского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Осуществить более подробный анализ моделей тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля не предоставляется возможным ввиду отсутствия таковых.
Таким образом, поиски эффективного развития системы образования в России привели к развитию концепции индивидуальной поддержки. Индивидуализация образования - объективная необходимость, способная быть реализована посредством тьюторства - особого типа педагогического сопровождения - со- провождения процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
Результаты, полученные на основе анализа международной и отечественной традиции тьюторства и современных тьюторских практик, позволяют констатировать недостаточный педагогический интерес к решению проблемы реализации моделей тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля. В связи с этим необходимо наметить перспективы формирования структуры и содержания модели тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров профиля «Дошкольное образование»: при объективно существующих предпосылках тьюторского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля, актуально требуется рассмотреть возможности реализации подоб-
ного сопровождения посредством изучения дисциплин общепрофессиональной подготовки, включенных в учебные планы направления «Педагогическое образование»; прохождения практик, организации внеаудиторной деятельности с учетом новых тенденций российского образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Малиновская Ю.Н. Тьюторство как образовательная практика индивидуализированного общества [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tyutorstvo-kak-obrazovatelnaya-praktika-individualizirovannogo-obschestva.
2. Андреева Е.А. Сравнительно-педагогический анализ модернизации классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока // Вектор науки ТГ. 2011. № 2 (5). С. 24-25.
3. Nohl H. Die Pâdagogishe Bewegung in Deutschland und ihre Theorie. Frankfurt am Main, 1948.
4. Ковалева Т.М. Основные схемы тьюторского сопровождения // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. С. 27-41.
5. Michael Inwood: Heidegger. Freiburg 1999, S. 9.
6. Сarl Rogers, H. Jerome Freiberg. Freedom to Learn. Third Edition. Macmillan College Publishing Company. 1994.
7. John Dewey Individual Psychology and Education // The Philosopher. Vol. LXXXVIII. No. 1. 2000. pp. 14-16.
8. Petty G. Teaching Today: A Practical Guide. Nelson Thornes, 2009. 614 pages.
9. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение: организационные фомы и образовательные эффекты // Директор школы. 2007. № 7. С. 51-58.
10. Шихова, Т.Я., Юняева Н.В. К вопросу о подготовке студентов педагогического вуза к тьюторской деятельности // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л.А. Косолаповой; ред. кол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.- Пермь, ПГГПУ. 2012. С. 192-195.
11. Самодурова Т.В. Подготовка бакалавров педагогики к тьюторской деятельности в условиях образовательных организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/dc9/samodurova_t_v_ podgotovka_bakalavrov_pedagogiki_k_tyutorskoy_ deyatelnosti_v_usloviyakh_obrazovatelny.pdf.
12. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». 246 с.
13. Фоменко С.Л. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 102-107.
14. Крупа Т.А. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы первокурсника // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 94-96.
15. Пьянин В.С. Профессиональная подготовка бакалавров как тьюторов в условиях педагогического вуза для общеобразовательных учреждений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Москва, 2010. 177 с.
16. Из опыта реализации модели тьюторского сопровождения профессиональной практики студентов бакалавриата МПГУ [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.thetutor.ru/napravlenie-deyatelnosti/vysshee-obrazovanie/239-iz-opyta-realizatsii-modeli-tyutorskogo-soprovozhdeniya-professionalnoj-praktiki-studentov-bakalavriata-mpgu.html._
Vinokurova Nataliya Valentinovna, Mazurenko Oksana Vladimirovna TUTOR'S SUPPORT TO THE PROFESSIONAL ...
pedagogical sciences
Статья публикуется при поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева) по теме «Тьюторское сопровождение профессионального становления бакалавров дошкольного профиля».
Статья поступила в редакцию 13.06.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018