Научная статья на тему 'Организация практики бакалавров социальной работы: требования ФГОС и опыт психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ'

Организация практики бакалавров социальной работы: требования ФГОС и опыт психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / БАКАЛАВРЫ / BACHELORS / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / PRODUCTION PRACTICE / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Ю. Е.

В статье изложены результаты анализа уникального опыта организации учебной и производственной практики бакалавров направления 040400.62 «Социальная работа» в контексте выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICE BACHELOR OF SOCIAL WORK: SPECIFICATIONS AND EXPERIENCES GEF PSYCHO-PEDAGOGICAL FACULTY ARZAMAS BRANCH UNN

The article presents the results of an analysis of the unique experience of organizing educational and production practice bachelor’s direction 040400.62 «Social Work» in the context of the requirements of the Federal state educational standard of the third generation.

Текст научной работы на тему «Организация практики бакалавров социальной работы: требования ФГОС и опыт психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ»

УДК 378

Ю.Е. Болотин

канд. психол. наук, доцент, кафедра социальной работы, сервиса

и туризма, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

АРЗАМАССКОГО ФИЛИАЛА ННГУ

Аннотация. В статье изложены результаты анализа уникального опыта организации учебной и производственной практики бакалавров направления 040400.62 «Социальная работа» в контексте выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Ключевые слова: компетенция, бакалавры, социальная работа, учебная практика, производственная практика.

Yu.E. Bolotin, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

ORGANIZATION OF PRACTICE BACHELOR OF SOCIAL WORK: SPECIFICATIONS AND EXPERIENCES

GEF PSYCHO-PEDAGOGICAL FACULTY ARZAMAS BRANCH UNN

Abstract. The article presents the results of an analysis of the unique experience of organizing educational and production practice bachelor's direction 040400.62 «Social Work» in the context of the requirements of the Federal state educational standard of the third generation.

Keywords: competence, bachelors, social work, educational practices, production practice.

Современные требования федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в качестве ключевого понятия, обозначающего результат подготовке нынешнего выпускника и школы, и вуза, используют интересное, уже довольно привычное, но так и не ставшее «родным» понятие «компетенция». Если не вступать в дискуссию по поводу совершенства современных стандартов и посмотреть на компетенции, формируемые в вузе, как на способность выпускника успешно применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области при решении профессиональных задач, то вывод очевиден: значимость именно «практической» компоненты в этом процессе трудно переоценить.

На наш взгляд, если и говорить о возможности формирования какой-либо «готовности» человека к чему-либо (как сформулированы в стандарте большинство компетенций), то эту готовность, на наш взгляд, можно в достаточной степени сформировать лишь в условиях учебной и, особенно, производственной практики. При этом логично предположить, что в этих же условиях эту «готовность» только и возможно как-то «измерить», на чём также настаивают авторы ФГОС, правда, не уточняя при этом, как это нужно делать. Трудно себе представить, как сформировать у студента «готовность решать проблемы клиента...» [1], если к реальной работе с реальным клиентом может быть допущен только дипломированный специалист.

Есть ещё ряд трудностей в организации практической подготовки бакалавров социальной работы, на которые указывают исследователи: особенности развития этой сферы профессиональной деятельности: постоянное возникновение новых форм, технологий и направлений социальной защиты и обслуживания населения, недостаточно внимательное отношение к студентам-практикантам специалистов на местах и пр. [2].

За двенадцать лет существования психолого-педагогического факультета его преподавателями были разработаны десятки программ практик самого разного рода. Ранее для АГПИ (как предшественника АФ ННГУ в нынешнем его виде) традиционными были пробле-

мы организации учебных и педагогических практик, где имелся и активно использовался богатейший опыт многих лет и факультетов по взаимодействию с учреждениями образования (в основном - школами и детскими садами). Мы же сразу столкнулись с необходимостью иного подхода к организации практик студентов специальностей «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная работа», «Социально-культурный сервис и туризм». Это принципиально другие основы взаимодействия с представителями баз практик (как потенциальными работодателями), другие учреждения и организации, другое отношение к студентам-практикантам и т.п. Этот процесс продолжается и сегодня, поскольку мы осваиваем несколько новые для нас (и для вуза) направления подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры по совершенно иным, нежели ранее, требованиям ФГОС. В целом, эта работа и её результаты регулярно освещаются в научной литературе нашими коллегами [3, 4]. Однако опыт накопленный нами в ходе реализации ГОС старого поколения позволяет с определённым оптимизмом смотреть на перспективы решения, стоящих перед нами задач, в частности, в области разработки и совершенствования учебных рабочих программ, организации всех видов практики в рамках уровневой системы подготовки современных специалистов. Для обоснования подобного оптимизма остановлюсь на анализе опыта организации разных видов практики на направлении подготовки бакалавров 040400.62 «Социальная работа».

По данному направлению подготовки бакалавров предусмотрено только два вида практик: учебная и производственная. Сущность и содержание данного учебного цикла авторами федерального стандарта полностью отданы на откуп вузу. Так же, как и право выбора (точнее, создания) средств измерения эффективности формирования тех компетенций, которые должны быть сформированы у студентов по итогам прохождения практики.

В специальном разделе ФГОС по социальной работе достаточно чётко и ясно прописана область профессиональной деятельности бакалавров: государственная служба занятости, миграционная служба, структуры МЧС, пенитенциарная система, предприятия, фирмы, ритуальная служба, силовые структуры, системы здравоохранения, культуры, образования, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, социальной защиты и социально-правовой патронаж. Исходя из данного перечня и в соответствии с профилем подготовки мы можем определять основные места прохождения практики студентов. Однако, это не значит, что во всех учреждениях из этого списка ждут наших студентов «с распростёртыми объятиями».

На начальном этапе руководству вуза и факультета приходилось использовать определённый (хотя и не безграничный) административный ресурс при заключении договора с тем или иным учреждением. Но скоро мы пришли к выводу о необходимости принципиально иного подхода к мотивации руководителей различных организаций и учреждений, принимающих наших студентов на практику, организации взаимодействия с базами практик. В частности, мы стали активно заниматься изучением муниципальной и региональной систем оказания помощи населению, выявлением всех территориальных учреждений социальной сферы в той или иной форме и мере решающих задачи социальной политики в городе и регионе. Также стали регулярными встречи с представителями администраций данных учреждений и организаций с целью определения социального заказа и возможности включения студентов-практикантов в реализацию городских, районных, региональных социальных программ. В ряде случаев, как того и требует ФГОС, мы приглашаем руководителей и ведущих специалистов учреждений, и предприятий социальной сферы к преподавательской деятельности. Это в известной степени облегчает организацию производственной практики на местах.

Сами студенты направления «Социальная работа» сразу были ориентированы на активную добровольческую и проектную деятельность в различных формах. Это вполне естест-

венным образом с самого начала его существования вплетено в учебно-воспитательную систему и деятельность психолого-педагогического факультета, о чём подробно пишет Т.Т. Щелина [5]. В частности, наши студенты-практиканты активно участвовали в проекте «Волонтерская деятельность как средство профессионального становления будущего социального работника». Подчеркну, что опыт участия в реализации добровольческих проектов в период прохождении практики студенты впоследствии успешно используют и во внутрифакультетской и вузовской жизни, и при трудоустройстве в период каникул. Естественно, этот растущий и постепенно усложняющийся опыт становится бесценным и уникальным для бакалавра-выпускника при трудоустройстве, поскольку, как мы уже отмечали, одной из главных задач вуза является обеспечение будущего социального работника необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной профессиональной работы.

В целом, студенты направления «Социальная работа» активно включаются работу таких учреждений, как инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних г. Арзамаса и Арзамасского района, различные структурные подразделения РОВД, комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Арзамаса и др.

Логика прохождения всех видов практик с первого до последнего курса на направлении «Социальная работа» (очная форма) построена таким образом, что мы стараемся не только максимально охватить весь спектр социально ориентированных организаций и учреждений, но и чётко построить коммуникационные и профессиональные связи в системе «руководитель практики - методист - студент - представитель учреждения (базы практики)». То есть, сначала происходит изучение студентом программы деятельности, выбор учреждения и партнеров-однокурсников, проведение переговоров о ходатайстве с предполагаемого места прохождения практики и распределение по базам. Затем студентом-практикантом осуществляется выполнение программы практики в непосредственном взаимодействии с администрацией учреждения, руководителями практики, воспитанниками, коллегами. И, наконец, на заключительном этапе происходит групповое и межгрупповое взаимодействие, непосредственным итогом которого является подготовка и проведение отчётной конференции по практике.

Теперь остановимся немного подробнее на опыте организации каждого из видов практики на психолого-педагогическом факультете АФ ННГУ. Итак, на первом курсе студенты проходят учебную практику в течение двух недель. Ранее она проходила в общеобразовательных учреждениях г. Арзамаса и Арзамасского района и была направлена на знакомство со спецификой работы социального педагога в муниципальных образовательных учреждениях. Согласно логике и содержанию ФГОС социально-педагогическая деятельность входит в область профессиональной деятельности бакалавра социальной работы. В настоящее время данный вид практики проходит непосредственно на факультете. Мы тщательно выстраиваем систему работы со студентами: сначала лекции и практические занятия проходят на факультете, где происходит теоретическая подготовка по вопросам организации деятельности социального педагога в образовательном учреждениях разного типа, а затем - детальное изучение социального взаимодействия и сотрудничества социального педагога образовательного учреждения с другими субъектами воспитательно-образовательного пространства. На заключительном этапе студенты посещают учреждения образования, где «погружаются» в повседневную социально-педагогическую деятельность.

На втором курсе будущие социальные работники проходят учебную практику в течение двух недель в медицинских учреждениях г. Арзамаса. Эта практика способствует изучению конкретных социальных технологий работы по оказанию помощи населению в медицинских учреждениях. С организацией данной практики мы поначалу испытывали серьёзные затруднения. Однако, наши усилия были не напрасны и буквально в нынешнем году руководством ЦГБ «Дубки» принято решение ввести в структуру подведомственных учреждений здравоохранения пять

ставок социальных работников. Это наглядный результат тесного сотрудничества и взаимопонимания вуза и работодателя в рамках организации производственной практики студентов.

На третьем курсе студенты проходят серьёзную производственную практику в течение четырёх недель, преимущественно, в муниципальных учреждениях социальной сферы по работе с несовершеннолетними, КУМах, социальных центрах. В рамках данной практики студенты имеют уникальную возможность наглядно изучить деятельность специалистов по работе с несовершеннолетними, овладеть профессиональными функциями социального работника, «закреплённого» за определённой территорией. Практиканты составляют и изучают социальный паспорт микрорайона, различную документацию, отражающую работу специалиста с семьями социального риска, выявляют социально-психологические запросы семей, участвуют в социальном патронаже, изучают особенности профилактической работы специалиста с подростками, самостоятельно разрабатывают эффективные формы профилактики для конкретной категории детей и их семей. Здесь степень «загрузки» каждого студента во многом зависит от конкретного учреждения, территории, степени доверия конкретного специалиста учреждения, за которым «закреплён» тот или иной студент.

На четвёртом курсе производственная практика студентов направления подготовки «Социальная работа» реализуется в учреждениях социальной защиты населения г. Арзамаса, Арзамасского и других районов Нижегородской области и длится две недели. На этой завершающей практике студенты интегрируют полученные в процессе обучения теоретические знания в практику профессиональной деятельности, осваивают и совершенствуют навыки исследовательского проектирования, включаемого в выпускную квалификационную работу. Поскольку база прохождения данной практики должна сочетаться с темой выпускной квалификационной работы, студенты, во-первых, сами могут выбрать базу практики, а во-вторых, реализуя социальные технологии в работе с клиентами, разрабатывают социальный проект или программу по работе с изучаемой категорией граждан с анализом эффективности ожидаемых результатов. При этом руководство филиала и факультета часто идёт навстречу студентам, которые самостоятельно выбирают базы практик (по месту жительства, трудоустройства и т.п.), заключая дополнительные соглашения и договоры, утверждая для них индивидуальные и, часто, уникальные темы дипломных исследований.

Таким образом, организация учебной и производственной практики на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ, как показывает анализ её организации при подготовке бакалавров направления «Социальная работа», содержательно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга видов учебно-профессиональной деятельности, составляющих единую программу практической подготовки будущего специалиста. При этом все виды практики взаимосвязаны в логичной последовательности и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечивая высокий уровень как профессионального, так и индивидуально-личностного роста будущих выпускников-бакалавров, обеспечивая компетентностный и индивидуальный подход к организации обучения в современном вузе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа. - М., 2009.

2. Андрейковец, Е.М. Проблемы и принципы практической подготовки бакалавров социальной работы // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №10 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3768 (дата обращения: 06.12.2014).

3. Беганцова И.С., Болотин Ю.Е., Воронина Н.А., Маркеева М.В. Возможности проф-ориентационной работы в условиях современного вуза // Современные исследования социальных проблем: (электронный научный журнал). - 2014. - № 6 (38). - С. 8.

4. Митичева, Т.И. Формирование профессиональной компетентности будущего социального работника в условиях реализации ФГОС: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием: сборник (25 февраля 2013 г.) / под ред. Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. - М: БУКИ ВЕДИ, 2013. - С. 28-31.

5. Кузнецова Т.И., Максимова Н.Ю. Преемственность профессиональных компетенций в системе уровневого образования (на примере бакалавриата и магистратуры) // Культура и образование. - 2014. - Июнь (№ 6) [Электронный ресурс]. - ЫКЬ: ИНр^еБ^к-rzi.ru/2014/06/1969 (дата обращения: 22.147.2014).

6. Щелина, Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография / Т.Т. Щелина. - М.: МПГУ, 2006. - 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.