УДК 158 (075.8)
И.Ю. Троицкая
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Е.Н. Трухманова
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Э.Г. Патрикеева
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. В статье рассмотрены разработанные на основе уровневого системного подхода содержание и критерии оценивания заданий психологического блока производственной практики бакалавров педагогического образования.
Ключевые слова: уровневый системный подход, компетенции студента-практиканта, производственная практика, репродуктивный уровень, рефлексивный уровень, исследовательский уровень.
I.Yu. Troitskaya, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
E.N. Trukhmanova, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
H.G. Patrikeeva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
A TIERED APPROACH TO THE ASSESSMENT OF COMPETENCE IN PERFORMING TASKS OF THE
PSYCHOLOGICAL BLOCK OF PRACTICAL TRAINING
Abstract. This article discusses developed the basis of the level of system approach contents and assessment criteria of the tasks for the psychological block of practical training of students-bachelor's profile «Pedagogical education».
Keywords: tiered systemic approach, the competences of the trainee, pedagogical practice, the reproductive level, the reflective level, the research level.
Внедрение федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования изменяет требования не только к содержанию и методам обучения, но и к средствам оценивания его эффективности. В этой связи, качественное освоение основных образовательных программ бакалавриата предполагает систематическое динамическое изучение сфор-мированности компетенций студентов, основанное на объективных методах оценки учебных достижений.
В целостной системе подготовки будущего педагога важнейшим элементом является практика, поскольку позволяет продемонстрировать и закрепить сформированные в ходе теоретического обучения компетенции, приобрести опыт профессиональной деятельности. Контроль качества образовательной деятельности включает в себя разработку процедур оценивания профессиональных достижений студентов в ходе практики.
В основу планирования содержания подобных диагностических процедур может быть положен уровневый системный подход оценивания достижений студентов, разработанный отечественными учеными (И.Я. Лернер, В.П. Беспалько и др.). В соответствии с данным подхо-
дом могут быть выявлены три уровня усвоения учебного материала: первый уровень, связанный в основном с узнаванием и воспроизведение по памяти ранее заученного материала; второй уровень, ориентированный на понимание и применение знаний в знакомой ситуации; и третий уровень, ориентированный на использование изученной информации в измененной или незнакомой ситуации.
На основе уровневого подхода нами были разработаны содержание и критерии оценивания выполнения заданий психологического блока производственной практики бакалаврами направления 050100.62 Педагогическое образование Арзамасского филиала ННГУ.
Задание 1. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьника и классного коллектива
Выполнение задания способствует актуализации знаний, полученных в рамках изучения психологических дисциплин, исследовательской позиции в изучении индивидуальных особенностей учащегося, формированию навыков применения психологических методов и приемов в изучении внутреннего мира школьника, раскрытии причин его проблем и трудностей. Детальный анализ и описание личности школьника оформляется в форме психолого-педагогической характеристики, в которой формулируются также рекомендации по дальнейшей работе со школьником.
Студенты могут продемонстрировать различные уровни выполнения данного задания, обозначенные нами как репродуктивный, рефлексивный и исследовательский. Приведем общие критерии различения этих уровней.
1 уровень: репродуктивный. Выполнение задания характеризуется знанием студентом основных закономерностей психического развития ребенка в школьный период, знанием методов изучения психологических характеристик познавательного и личностного развития школьника, умением применять психодиагностические методики и описывать результаты проведенных исследований, отражая их в характеристике.
2 уровень: рефлексивный. Выполнение задания характеризуется пониманием студентом основных фактов, законов и закономерностей, критериев психического развития ребенка; умением применять знания для объяснения психологических феноменов в развитии школьника, сравнения с нормой развития в конкретном возрасте. Данный уровень выполнения задания предполагает осмысленный подбор применяемых психологических методов и методик для изучения и анализа индивидуальных особенностей школьника, ориентированных на выявление причин затруднений в личностном и познавательном развитии ребенка. Рефлексивный уровень выполнения задания предполагает также подготовку публичного выступления с результатами исследований на итоговой конференции по практике, на студенческой научно-практической конференции.
3 уровень: исследовательский. Выполнение задания характеризуется высоким уровнем осмысления психологических знаний, владения навыками исследовательской работы по обозначенной проблеме. Предполагается, что студент в процессе работы над заданием может самостоятельно выделить и обозначить проблемные моменты в развитии школьников на основе результатов предварительного изучения, провести исследование, сформулировать выводы, психолого-педагогические рекомендации. Результатом выполнения задания может стать исследовательская работа студента, построенная по индивидуальной программе изучения значимого параметра психологического развития школьников (познавательного, личностного, коммуникативного, мотивационного, ценностного и пр.). Понимая и применяя закономерности развития изучаемого феномена развития школьника, студент разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
Исследовательский уровень выполнения задания предполагает формирование и развитие у студентов творческой исследовательской культуры, включающей в себя умения само-
стоятельно выдвинуть гипотезу, спланировать и провести несложный психолого-педагогический эксперимент, обработать и проанализировать его результаты, выявить взаимосвязи между психолого-педагогическими явлениями. Приведем примерные темы исследований, предлагаемые студентам в ходе практики:
1. Гендерные особенности проявлений агрессивности подростков.
2. Личностные характеристики лидеров-подростков (гендерный аспект).
3. Влияние стиля педагогического общения на уровень тревожности школьников.
4. Влияние особенностей темперамента школьника на успешность учебной деятельности.
5. Ценностные характеристики юношеских групп с разным уровнем сплоченности.
6. Ценностные ориентации современных старшеклассников.
7. Влияние стиля педагогического общения на учебную мотивацию школьников.
Оценивание результатов выполнения задания студентами осуществляется с учетом
сформированности следующих критериев:
- обоснована актуальность темы исследования;
- выявлена проблема, определены цель, объект, предмет, задачи исследования;
- сформулирована гипотеза исследования;
- представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены и систематизированы базовые понятия;
- отобраны необходимые и достаточные для изучения сущности проблемы методы психологического исследования, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям школьника или классного коллектива;
- структурирована процедура эмпирического или экспериментального исследования;
- представлены результаты исследования в вербальной и графической форме;
- представлен анализ результатов исследования, выявлены взаимосвязи психологических явлений, сформулированы выводы;
- работа оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ;
- грамотное владение психологической терминологией.
Достойные проектные и исследовательские работы студентов, соответствующие обозначенным выше требованиям, оформляются в виде тезисов, научной статьи, выступления на научно-практической конференции, части курсовой работы и т.п.
Задание 2. Самоанализ сформированности профессиональной позиции студента
На основе предложенных критериев студентам предлагается проанализировать уровень сформированности профессионально-значимых качеств личности, выявить личностные ресурсы и «зоны роста». При этом студенты также могут продемонстрировать репродуктивный, рефлексивный и исследовательский уровни выполнения данного задания. Приведем общие оценочные критерии их различения.
1 уровень: репродуктивный. Выполнение задания характеризуется знанием студентом основных этапов профессионального становления, основных законов профессионального роста, знанием методов изучения профессионально-значимых качеств в педагогической деятельности, умением применять психодиагностические методики для оценки сформированности у себя профессионально-значимых качеств, умением делать общие выводы. Результатом работы студента должен стать самоанализ сформированности профессионально-значимых качеств по предложенной схеме.
2 уровень: рефлексивный. Студент демонстрирует понимание основных фактов, законов и закономерностей, критериев профессионального становления; умеет применять методики для самоанализа сформированности профессионально-значимых качеств, проводить рефлексию на основе полученных результатов, делать выводы и выстраивать перспективы саморазви-
тия. Результат выполнения задания - детальный самоанализ студентом сформированности компетенций, и соотнесение с оценкой качества профессиональной подготовки, обозначенной студенту учителем-консультантом. Для проведения самоанализа и оценивания профессиональной подготовки студента педагогом нами разработаны специальные анкеты.
3 уровень: исследовательский. Выполнение задания характеризуется высоким уровнем осмысления знаний по вопросам формирования и становления профессионально-значимых качеств педагога, высоким уровнем их рефлексии, владения навыками исследовательской работы по обозначенной проблеме. Предполагается, что студент в процессе работы над заданием сможет самостоятельно выделить и обозначить проблемные моменты в саморазвитии профессиональных качеств, сформулировать выводы. Мы полагаем, что студент сможет проанализировать данные, полученные в результате самоанализа, выделить «зоны роста» и, на этой основе, разработать индивидуальную стратегию дальнейшего личностного и профессионального совершенствования.
Представленные в данной статье содержание и общие критерии оценивания заданий психологического блока производственной практики являются ориентировочными и будут конкретизированы в последующих публикациях.
Список литературы:
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Бес-палько. - М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. - 336 с.
2. Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] // Педагогика. -1996. - № 2. - С. 7.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. - 256 с.
4. Троицкая, И.Ю., Патрикеева, Э.Г. Психологическое знание как важный компонент профессионального самоопределения студентов // Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения студентов в сфере социально-гуманитарного образования [Текст]: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Т. Щелиной, Н.А. Ворониной. - М.: БУКИ-ВЕДИ, 2013. - С. 103-108.
5. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст] / М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 432 с.