Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов'

Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1250
119
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мирук А.В.

Статья посвящена формированию психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Раскрыта сущность понятия «психологическая готовность», выделены факторы и разработана программа ее формирования в процессе обучения в вузе.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мирук А.В.,

THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Article is devoted to the formation of psychological readiness for professional activity psychology students. The essence of the concept of «psychological readiness», highlighted factors and developed a program of its formation in the course of training in high school

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов»

УДК 159.9

А.В. Мирук

ассистент, кафедра психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена формированию психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Раскрыта сущность понятия «психологическая готовность», выделены факторы и разработана программа ее формирования в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: психологическая готовность, формирование психологической готовности, компоненты психологической готовности.

A.V. Miruk, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS-

PSYCHOLOGISTS

Abstract. Article is devoted to the formation of psychological readiness for professional activity psychology students. The essence of the concept of «psychological readiness», highlighted factors and developed a program of its formation in the course of training in high school.

Keywords: psychological readiness, the formation of psychological readiness, psychological readiness components.

Современное общество предъявляет к работе профессионалов и к вузам, занятым их подготовкой, новые требования. Вся система подготовки специалистов в целом определена спецификой конкретной области профессиональной деятельности. Но связь между сферой деятельности выпускников и высшим учебным заведением не всегда прочна и надежна. Поэтому для адаптации к условиям профессиональной деятельности после окончания вуза молодому специалисту требуется время. Важную роль в успешности этого процесса играет наличие у молодого специалиста готовности к своей профессиональной деятельности, одной из основных составляющих которой является психологическая готовность.

По определению И.А. Калининой психологическая готовность к профессиональной деятельности может быть рассмотрена «...как степень сформированности у студента мотивацион-ной и операциональной сфер профессионализма» [1, с. 9]. По мнению Н.В. Кузьминой, психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять деятельность на уровне существующих в современном обществе требований науки и техники. Так как любая деятельность есть решение многочисленного ряда задач, профессионализм (или психологическая готовность) обнаруживается, прежде всего, в умении видеть и формулировать задачи, применить методологию, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения [2, с. 112]. Иными словами, психологическая готовность связана с осознанием своих личностных потребностей, предполагает активность личности и является предпосылками для успешной профессиональной деятельности.

Раскрывая системообразующие факторы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, Е.В. Шипилова выделяет: преобразование социально-значимой деятельности, характер потребностно-мотивационной сферы студента, направленность на реализацию творческого потенциала личности, готовность к саморазвитию, которые у студентов разных курсов имеют неравномерный характер показателей выраженности уровня [3, с. 4].

Важно отметить и структурные компоненты психологической готовности студентов к

профессиональной деятельности: профессиональная идентичность, профессионально важные качества личности, ценностные ориентации, осознание престижа профессии, профессиональная компетентность, которые интерпретируются как внутренние (объективные и субъективные) психолого-акмеологические факторы её успешного формирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящем исследовании, направленном на изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, названные факторы и компоненты учитываются при постановке следующих задач: способствование развитию интереса, активности, а также ценностного отношения к выбранной профессии, знаний об индивидуальной линии профессионального развития; помощь в решении проблем развития психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности; формирование профессиональной уверенности; развитие способностей к прогнозированию; формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих изменение поведения.

Диагностическое исследование формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности осуществлялось на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В эксперименте принимали участие студенты 2 курса направления «Психолого-педагогическое образование» в количестве 40 человек.

В исследовании использованы наблюдение, опрос, методика «Изучения уровня коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), «Опросник направленности поведения» (В. Смейкл, М. Кучер), методика «Типология личности и привлекательная профессиональная среда» Д. Холланда.

По результатам исследования по методике «Опросник направленности поведения» выявлено, что 57,5% всех испытуемых характеризует направленность на себя, руководство мотивами собственного благополучия, стремление достичь собственных целей независимо от интересов партнеров, коллег.

У 22,5% испытуемых проявляется направленность на задачу или деловая направленность - эти студенты характеризуются сосредоточенностью на деятельности. Несмотря на свои личные интересы, они охотно идут на сотрудничество с другими, если это даст положительный результат. Всегда пытаются отстоять свое мнение, которое считают единственно правильным и полезным для выполнения задания. Охотно осваивают новые знания, умения и навыки, если это полезно для дела, которое они производят.

Уровень коммуникативного контроля тесно связан с направленностью поведения. Он определяется способностью человека к способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, искреннему общению, контроля собственного эмоционального состояния. По результатам методики «Изучение уровня коммуникативного контроля» мы получели следующие результаты: у 30% испытуемых низкий уровень коммуникативного контроля - поведение этих студентов равномерное (одинаковое) независимо от ситуации. Они способны к искреннему раскрытию в общении. Некоторые считают таких людей «невыгодными» в общении из-за их прямолинейности.

50% имеют средний коммуникативный контроль. Это означает, что эти студенты искреннее, но сдержанны в своих эмоциях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.

У 20% студентов высокий уровень коммуникативного контроля - такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо себя чувствуют и способны предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.

В ходе исследования по методике «Типология личности и привлекательная профессиональная среда» было выявлено, что преобладающим является сочетание нескольких типов личности у одного испытуемого, по количеству набранных баллов этим типам присуща одинаковая или почти одинаковое количество набранных баллов. В чистом виде преобладающим ти-

пом являются: артистический - для 10%; социальный - для 12,5% и деловой - для 7,5% от всего количества опрошенных.

У других испытуемых выявлено сочетание следующих типов: интеллектуальный + конвенциональный - 22,5%; социальный + деловой - 30% опрошенных; реалистичный + интеллектуальный -17,5%. Каждый из определенных типов личности, так или иначе связан с привлекательной профессиональной средой.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у студентов 2 курса преобладает направленность на себя, средний уровень коммуникативного контроля. Мы можем предположить, что у них недостаточно сформирована психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности.

Для формирования психологической готовности у студентов-психологов в исследовании разработана программа, направленная на:

- формирование у студентов собственных личностных и профессионально важных качеств;

- развитие целеполагания, приводящего к пониманию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для будущей профессиональной деятельности, так же собственной личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование положительного отношения к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности;

- развитие у студентов ориентации на деловую направленность как одну из важных составляющих профессии психолога.

Программа состоит из пяти блоков.

I блок «Кто Я?» - ориентирован на формирование представлений у студентов о себе как о будущем психологе. Цель - формирование личного целостного представления о себе; расширение временной перспективы, развитие навыков самопознания, развитие творческого потенциала.

II блок «Я - человек чувств» посвящен эмоциональному компоненту. Целью блока является познание студентом своих эмоциональных состояний, осознание причин, вызывающих их; оптимизация эмоционального состояния, развитие навыков оценивания эмоциональных состояний.

III блок «Моя профессия - психолог», цель которого является оценивание студентом себя в роли будущей профессиональной деятельности; осуществление самоанализа собственной профессиональной позиции; осознание профессиональных ценностей и принципов; формирование образа «Я - профессионал».

IV блок «Я и другие» отражает представленность личности студента в других людях: преподавателях, одногруппниках, учебном коллективе. Цели блока: становление адекватной самооценки; развитие оценки своих коммуникативных возможностей; развитие профессиональной уверенности; осуществление способности к саморегуляции; формирование позитивных личностных сил; развитие способностей к прогнозированию, обеспечивающих изменение поведения.

V блок «Программирование личностного и профессионального роста» - является объединяющим, так как выполняемые задания в рамках его включают в себя результаты, получаемые при изучении предыдущих блоков. Цели блока: развитие ценностного отношения к будущей профессии; обучение студентов навыкам самопрограммирования на развитие, личностный и профессиональный рост.

Представленная программа формирования у студентов-психологов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности является актуальной в период реформирования системы образования. Своевременная помощь позволит студентам сформировать по-

ложительное отношение к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности, а значит быстрее освоить специфику профессиональной деятельности, не разочароваться в ее перспективах, в собственной росте и карьере.

Список литературы:

1. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 188 с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. - 400 с.