Научная статья на тему 'Критерии, показатели и уровни формирования обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профилизации обучения'

Критерии, показатели и уровни формирования обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профилизации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1788
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОБЩЕННЫЙ ПРИЕМ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ / УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GENERALIZED TECHNIQUES / MATHEMATICAL ACTIVITY / CRITERIA / MARKER / FORMATION LEVEL OF AN ACTIVITY TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюткина Светлана Владимировна

В статье рассматривается проблема определения уровней сформированности обобщенных приемов математической деятельности у учащихся профильных классов и школ, обосновывается выбор критериев и показателей уровней их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria, Markers and Levels of Generalized Techniques Forming for the Pupils Mathematical Activity in the Conditions of Specialized Education

The article considers the problem of defining the levels of generalized techniques forming for the pupils mathematical activity studying at specialized classes and schools; criteria selection and level markers of their formation are proved.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и уровни формирования обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профилизации обучения»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 372.851 ББК 74.262.21-24

Арюткина Светлана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра математики, теории и методики обучения математике Арзамасский государственный педагогический институт

г.Арзамас Aryutkina Svetlana Vladimirovna Сап&ёа1е of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Mathematics, Theory and Teaching Methods of Mathematics Arzamas State Pedagogical Institute Arzamas

Критерии, показатели и уровни формирования обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профилизации

обучения

Criteria, Markers and Levels of Generalized Techniques Forming for the Pupils’ Mathematical Activity in the Conditions of Specialized Education

В статье рассматривается проблема определения уровней сформированности обобщенных приемов математической деятельности у учащихся профильных классов и школ, обосновывается выбор критериев и показателей уровней их формирования.

The article considers the problem of defining the levels of generalized techniques forming for the pupils’ mathematical activity studying at specialized classes and schools; criteria selection and level markers of their formation are proved.

Ключевые слова: обобщенный прием, математическая деятельность, критерий, показатель, уровень формирования приема деятельности.

Key words: generalized techniques, mathematical activity, criteria, marker, formation level of an activity technique.

Проблема развития личности учащихся в современной системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью [2]. Применительно к математике, следует говорить, о формировании обобщенных приемов решения математических задач, под которыми понимают приемы

деятельности, полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач [3]. Однако в условиях осуществления математической подготовки школьников в классах различных направлений профилизации образования можно говорить о возможном достижении ими различных уровней сформированности указанных приемов. Для повышения эффективности совокупности педагогических условий процесса формирования обобщенных приемов необходимо определить критерии, показатели и достигаемые уровни формирования у учащихся обобщенных приемов математической деятельности.

В отечественной литературе подходы к определению понятия «критерий» прослеживаются в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.М. Вергасова, П.Н. Городова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, И.П. Подласого и др. В исследованиях П.Н. Городова под критерием понимается показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. Для педагогических исследований сущность понятия «критерий» наиболее полно отражена в работах В.И. Загвязинского. Критерием он считает обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, по которому выполняется оценка, сравнение происходящих явлений и процессов. Степень проявления и качественная сформированность критерия выражаются в определенных показателях, которые. В свою очередь, характеризуются рядом признаков.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагогами и психологами выделяются различные критерии эффективности учебного процесса, в частности, формирования обобщенных приемов деятельности (в том числе, и математической). Так при оценке знаний учащихся предлагается рассматривать такие критерии, как полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность, систематичность, осознанность и прочность. В качестве первичных критериев предлагается рассматривать так же обобщенность, развернутость, освоенность, а в качестве вторичных - разумность и сознательность. Для характеристики умений и

навыков самостоятельной работы используются в качестве критериев полнота выполнения операций, рациональность их выполнения, степень осознанности. Указывается также на такие критерии, как сознательность и самостоятельность. Во многих работах психологов и педагогов в качестве критериев фигурируют прочность, действенность и системность сформированных знаний. Причем критерий прочности описывается через такие характеристики, как осознанность, свернутость и развернутость; критерий действенности описывается через осознанность, полноту и мобильность; критерий системности - через глубину, полноту, систематичность, осознанность, конкретность и обобщенность. В некоторых исследованиях указываются такие критерии, как свернутость и автоматизм. Для характеристики сформированности учебно-познавательных умений предлагаются в качестве критериев состав и качество выполнения операций, осознанность, полнота и свернутость, степень сложности, рациональная последовательность при их выполнении.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить три группы критериев сформированности обобщенных приемов математической деятельности у учащихся профильных классов и школ: личностные, деятельностные, контрольно-оценочные. Эти группы критериев соответствуют особенностям процесса формирования обобщенных приемов математической деятельности у учащихся профильных классов и школ, и в свою очередь, выражаются в показателях. Од понятием «показатель» чаще всего понимаются данные, по которым можно судить и развитии или ходе чего-нибудь.

Личностный критерий отражает характеристики личности и увлеченность познавательной (в том числе, и математической) деятельностью, ориентацию на будущую профессию.

Многие ученые (педагоги, психологи и методисты математики) рассматривают мотив как, во-первых, внутренние побуждения; во-вторых, внешние и внутренние условия; в-третьих, предмет деятельности; в-четвертых, причину выбора действий. Все четыре аспекта вызывают активность личности

и определяют направленность деятельности. Через мотив происходит реализация личностных особенностей в деятельности. Мотив и цель деятельности - понятия, являющиеся центральными в теории деятельности. Мотив связывает между собой индивидуальные особенности личности. Под мотивом понимается фактор, побуждающий действовать в соответствии с принятыми целями. Деятельность исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели. Вектор «мотив - цель» выступает в роли своеобразного «стержня», организующего всю систему процессов и состояний, которые в эту деятельность включаются. Динамика интеллектуальных и иных процессов, а также их взаимоотношения и взаимопереходы в контексте развивающейся деятельности существенно зависят от основной образующей вектора «мотив - цель». Ель и мотив взаимосвязаны. Цель определяется через мотив, т.к. человек определяет цель своих действий из своих внутренних побуждений - мотивов. Поэтому мотив является причиной, побуждающей человека к деятельности, а цель - это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность. В нашем исследовании цель - это формирование обобщенных приемов математической деятельности школьников, необходимых для успешного освоения программ высшего профессионального образования и в конечном итоге формирование компетентного специалиста.

Для формирования обобщенных приемов математической деятельности, прежде всего, необходимо развитие такого личностного качества, как логическое мышление. Поэтому показателями оценки по личностному критерию являются: сформированность мотива выполнения математической деятельности и уровень развития логического мышления. Говоря о втором критерии - деятельностном, придерживаемся точки зрения, что умение - это способность человека к действиям и операциям в новых условиях, приобретенная на основе ранее полученных знаний и навыков, а обобщенные приемов обладают свойством широкого переноса, то они должны формироваться только в соответствующей деятельности. Поэтому показатели по деятельностному критерию соотносятся с показателями по формированию

знаний и навыков. Показателями софрмированности обобщенных приемов математической деятельности по данному критерию являются: перенос, объем, быстрота и точность.

В качестве третьего критерия нами указывается контрольно-оценочный. Этот критерий характеризует умение оценивать результат своей деятельности, критичность к своим действиям. Показателями по данному критерию являются: критичность оценки своих действий; выбор способа решения и контроля; умение осуществлять самоконтроль.

Выявленные критерии и показатели сформированности обобщенных приемов математической деятельности у учащихся профильных классов и школ (таблица 1) позволяют провести анализ и дать объективную оценку результатов опытно-экспериментальной работы.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности обобщенных приемов математической деятельности у учащихся профильных классов и школ

Критерии Показатели

Личностный сформированность мотива выполнения математической деятельности; уровень развития логического мышления

Деятельностный широта переноса; объем; быстрота; точность

Контрольно- оценочный критичность в оценке своих действий; выбор способа решения и контроля; осуществление самоконтроля

В педагогических исследованиях принято рассматривать критерии и уровни сформированности каких-либо качеств как две взаимосвязанные и взаимозависимые части организации определенного вида деятельности.

Проблема определения уровня сформированности умений решается во многих исследованиях педагогов и психологов: Ю.К. Бабанского, В. А. Беликова, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, П.Н. Городова, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, А.В. Усовой, Н.М. Яковлевой и др.

В психолого-педагогической литературе чаще всего (Ю.К. Бабанский, Н.А. Томин, А.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.) выделяются три уровня

сформированнности умений: низкий, средний и высокий. При этом в основу выделения этих уровней положено рассмотрение видов познавательной деятельности: воспроизведение, распознавание и применение знаний. Наиболее часто исследователи выделяют следующие уровни усвоения: 1) восприятие, осмысление, запоминание; 2) применение знаний по образцу или в сходной ситуации; 3) творческое применение знаний в новой ситуации.

Распространенным является подход, при котором выделяюсят четыре уровня сформированности способов деятельности и вместе с тем ее виды: узнавание, воспроизведение (алгоритмическая деятельность); продуктивная реконструктивная деятельность (эвристическая деятельность); продуктивная творческая деятельность (по В.П. Беспалько).

Некоторые ученые (К.К. Платонов, Б.М. Гольдштейн и др.) уровни сформированности умений делят на пять групп: первоначальное умение, недостаточно умелая деятельность, отдельные общие умения, высокоразвитое умение, мастерство.

Применительно к определению уровней и видов математической деятельности, характерных для учащихся профильных классов и школ различных направлений профилизации, наиболее близким и в то же время достаточно универсальным является подход (по В.А. Беликову), который выделяет три уровня деятельности школьников: репродуктивный

(воспроизводящий), эвристический и творческий.

В учебном процессе уровни обучения выражают последовательный переход в накоплении знаний, совершенствовании мыслительной деятельности учащихся на основе приобретаемых знаний и их рационального применения. Знания, их глубина, кругозор учащегося обеспечивают гибкость и самостоятельность его мышления, переход на более высокие уровни интеллектуального развития. Диалектически уровни познания находятся в связи и зависимости друг от друга, характеризуются динамической последовательностью развития от неосознанного восприятия до сложных высших форм мыслительной деятельности.

Обобщив различные подходы к выделению уровней деятельности обучаемых, проанализировав требования к выпускнику школы при профильном обучении, требования к уровню математической подготовки студентов вузов и ссузов, можно прийти к выводу, что для реализации указанной цели исследования достаточным является подход к выделению следующих трех уровней сформированности обобщенных приемов математической деятельности учащихся профильных классов и школ: низкий, средний и высокий [1].

Низкий уровень характеризуется низкой сформированностью мотива для выполнения математической деятельности, усвоением лишь простейших логических операций, которые школьник может выполнить самостоятельно, но медленно; отсутствием способности переносить аналитические действия на различное содержание; низкая полнота, точность, объем и темп выполнения математических заданий; учащиеся не умеют критически оценить свои действия, самостоятельно выбрать способ контроля, осуществлять самоконтроль.

Средний уровень может быть установлен в том случае, если определяется средний уровень сформированности мотива выполнения математической деятельности; свободное владение логическими операциями при решении задач; умением переносить обобщенный прием в некоторые достаточно несложные ситуации; знанием способов выполнения обобщенных приемов математической деятельности; умением использовать их с помощью учителя; достаточно высокая степень точность и объема математических заданий, быстрый темп работы; но при этом не всегда умелая оценка критически оценить свои действия; частично самостоятельный выбор способа контроля; но при этом возможно недостаточно сформированное умение осуществлять самоконтроль.

Высокий уровень устанавливается в том случае, когда у школьников сформирована достаточно устойчивая мотивация выполнения математической деятельности; высокий уровень выполнения логических операций; свободный перенос аналитических действий на достаточно сложные ситуации; высокие

объем и точность выполнения заданий; умение критически оценивать свои действия, самостоятельно выбирать способ контроля и осуществлять самоконтроль.

Выделенные уровни сформированности обобщенных приемов учебнопознавательной математической деятельности школьников будут соответствовать трем основным ее видам, характерным учащимся профильных классов и школ: первый уровень характеризует сформированность

репродуктивного вида деятельности, второй уровень соответствует поисковому виду, а третий - двум наиболее значимым видам учебно-познавательной деятельности - творческой и исследовательской.

Библиографический список

1. Арюткина, С.В. Формирование обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профильного обучения: монография)/ С.В. Арюткина. -Арзамас: АГПИ, 2010. - 255 с.

2. Асмолов, А. Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

3. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1990. 128 с.

Bibliography

1. Aryutkina, S.V. Generalized Techniques Formation For Pupils’ Mathematical Activity in the Conditions of Specialized Education: Monography/ S.V. Aryutkina. - Arzamas: Arzamas State Pedagogical Institute, 2009. - 120 p.

2. Asmolov, А.&, et al. Universal Educational Actions Forming at Basic School: From Action To Thought / A.G. Asmolov, G.V.Burmenskaya, I.A.Volodarskaya, O.A.Karabanova, N.G.Salmina, S.V.Molchanov. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 159 p.

3. Episheva, O.B., Krupich, V.I. To Teach Pupils To Learn Mathematics. Educational Activity Techniques Formation / O.B. Episheva, V.I. Krupich. - M.: Prosveshchenie, 1990. - 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.