УДК 37
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА1
© 2014 А. Н. Ходусов
докт. пед. наук, профессор каф. педагогики e-mail: Hodusov. alexandr@yandex. ru
Курский государственный университет
Раскрыты теоретико-методологические основы прогнозирования стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.
Ключевые слова: теоретико-методологические основы, прогнозирование, стратегия, развитие, ведущие направления развития, профессиональная ориентация
Научное осмысление социально-экономических, организационнометодологических и психолого-педагогических детерминант развития
профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства показывает, что в его стратегиях преобладают аксиологический, деятельностный, системный подходы. Эти подходы позволяют выделить объективные (внешне задаваемые) условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи. Вместе с тем анализ современного инновационного опыта развития профессиональной ориентации учащейся молодежи показывает, что детерминантой развития профессиональной ориентации является деятельность субъектов сетевого социального партнерства, организационную модель которой представляет личностная модель взаимодействия равноценных и равноправных партнеров. При этом деятельность субъектов сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи демонстрирует мотивационно-ценностное отношение к системе модернизации профессиональной ориентации (аксиологическая доминанта), отношения взаимной ответственной зависимости в ее развитии, что подтверждается частотой и качеством партнерских практик.
Данный контекст рассматриваемой проблемы предполагает, с нашей точки зрения применение, с одной стороны, субъектно-ментального подхода [Ходусов 2010], а с другой стороны, интеграции аксиологического, деятельностного, системного и субъектно-ментального подходов в прогнозировании стратегии развития
профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.
Применение субъектно-ментального подхода в прогнозировании стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства позволяет раскрыть современные смыслы профессиональной организации с целью достижения оптимальных результатов сетевого социального партнерства. В связи с этим важен дифференцированный анализ перспектив профессионального самоопределения современного молодого человека, разных социальных групп населения по признакам пола и возраста. Кроме того, необходимо осуществить системный анализ профессиональной потребностно-мотивационной
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
сферы учащейся молодежи, описать ее профессиональные образы, выявить влияние макро- и микроэкономических факторов на выбор профессии современного человека.
Профессиональная ориентация, представленная в смыслах и образах профессиональной деятельности учащейся молодежи, приобретает устойчивые детерминанты прогнозирования стратегии ее развития, что позволяет обосновать ее концепцию и методологию. Очевидным становится, что гуманизация, диверсификация, вариативность, дифференциация и индивидуализация профессиональной ориентации учащейся молодежи есть контекст сетевого социального партнерства в этом направлении.
Применение аксиологического, деятельностного и системного подходов в прогнозировании стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства приводит к выводу о том, что сегодня может быть реализована только многоуровневая модель профессиональной ориентации учащейся молодежи. При этом необходимо учитывать, что организационную основу многоуровневой модели составляют ценности и смыслы профессионального образования, профессионального самоопределения и
профессиональной деятельности. Задача системы профессиональной ориентации актуализировать ценности и смыслы профессионального образования, профессионального самоопределения и профессиональной деятельности, а затем, за счет их интериоризации субъектами профессиональной ориентации, превратить в профессиональные детерминации. Это позволяет формировать и развивать у учащейся молодежи не только профессиональные ценностные ориентации, но прежде всего их профессиональный менталитет, духовно-нравственную основу которого составляет устремление к формированию профессионализма деятельности и профессионализма личности. Вместе с тем применение аксиологического, деятельностного и системного подходов в прогнозировании стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства позволяет также обосновать закономерности, принципы и условия организации многоуровневой модели профессиональной ориентации учащейся молодежи и методы управления ею. Ведущими условиями эффективности функционирования такой модели профессиональной ориентации учащейся молодежи являются два условия.
• Первое условие. Многоуровневая модель профессиональной ориентации учащейся молодежи функционирует как социально-педагогическая система. При этом структурная организация многоуровневой модели должна быть представлена диалектически взаимосвязанными мини-моделями: мини-модель профессионально-трудовой социализации; мини-модель профессиональных проб; мини-модель медико-психо-педагогической профессиональной диагностики; мини-модель «профессиональный консультант» и др.
• Второе условие. Сетевое социальное партнерство ориентировано на личностную модель взаимодействия равноценных и равноправных партнеров в управлении многоуровневой моделью профессиональной ориентации учащейся молодежи.
В этой связи меняется ее стратегическое назначение. Это формирование нового, современного образа профессиональной деятельности и ее субъекта, а значит, и нового образа модели профессионального образования: «Профессиональное образование через всю жизнь».
Содержание стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства может быть представлено несколькими направлениями.
Первое направление - «Формирование мотивационно-ценностного отношения учащегося к профессиональной деятельности».
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)
Ходусов А. Н. Прогнозирование стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи
в условиях сетевого социального партнерства
Содержание данного направления связано с развертыванием перед учащейся молодежью целостной модели профессионализма деятельности в ее ценностносмысловых контекстах. Здесь утверждается, что профессиональная деятельность всегда сознательна и совместна (осуществляется в профессиональном сообществе). Кроме того, необходима специальная организация обсуждения ценностей и смыслов профессиональной деятельности в любой форме: семинары, экскурсии на
производство, встречи с профессионалами и т.д. Результат этого направления деятельности - решение вопроса профессионального выбора для учащейся молодежи. В этом случае происходит ценностно-смысловое самоопределение личности в выборе профессии.
Второе направление - «Формирование ценностных отношений к духовнонравственным нормам профессии и профессионального сообщества».
Содержание данного направления конкретизируется утверждением субъектной позиции учащейся молодежи в выборе профессии. Этому способствуют процессы рефлексии, ценностно-смыслового самоопределения личности в профессиональном выборе. Вместе с тем учащаяся молодежь обращается к внешним факторам профессионального выбора, среди которых требования, предъявляемые обществом к профессии, к профессионализму в этой или иной сфере профессиональной деятельности, образ жизни конкретной профессиональной общности с ее традициями, ценностями, нормами.
Третье направление - «Формирование представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности».
Содержание данного направления наполняется современной информацией о профессиональной деятельности как способе существования и выражения «Я-концепции». Здесь должны быть представлены все типы и виды профессиональной деятельности человека. Также должны быть представлены познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественно-политическая, духовная деятельности человека. Особое значение в формировании представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности имеет обращение к трудовой деятельности великих и выдающихся людей как примеру высочайших профессиональных достижений человека. Кроме того, выделяется проблема способностей и таланта в профессиональной деятельности; определение профессиональных интересов;
планирование профессионального образования и профессиональной деятельности.
Четвертое направление - «Формирование образа профессиональной
деятельности».
Содержание данного направления объективируется развитием у учащейся молодежи способностей социально-психологической оценки профессиональной деятельности через образы представителей конкретных профессий, а также раскрытием способности самооценки собственного профессионального образа. Здесь эффективным приемом выступает оценка с позиций профессионального антипода.
Пятое направление - «Развитие способности к индивидуальному выбору профессии».
Содержание данного направления должно быть представлено комплексной деятельностью «Я в мире профессий, профессия в моем “Я”. У учащейся молодежи должны быть сформированы представление об индивидуальном, неповторимом образовательно-профессиональном маршруте и индивидуальная профессиональная позиция с точки зрения предназначения человека. В результате такой деятельности у молодежи формируется профессиональная «Я-концепция» как образ профессии.
Представленные здесь направления стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
конкретизируются по признаку возрастной и организационной модификации: обучающиеся учреждений дошкольного образования, обучающиеся учреждений дополнительного образования, обучающиеся образовательной организации общего или профессионального образования.
Библиографический список
Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи: материалы науч.-практич. конф. (г. Курск, 14 мая 2012 г.) / под общ. ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2012. 266 с.
ВолковБ.С. Основы профессиональной ориентации. М., 2007. 331 с.
Научно-методические основы сетевого социального партнерства в
профессиональной ориентации молодежи: концепция и программа развития: науч.-метод. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. М-Курск, 2013. 80 с.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2007. 495 с.
Ходусов А.Н. Субъектно-ментальный подход в формировании у школьников готовности к профессиональному самоопределению. // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: материалы науч.-практич. конф. (г. Курск, 2-3 ноября 2010 г.) / под общ. ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2010. С. 87-100.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)