Научная статья на тему 'Прогнозирование стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства'

Прогнозирование стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов А. Н.

Раскрыты теоретико-методологические основы прогнозирования стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходусов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства»

УДК 37

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА1

© 2014 А. Н. Ходусов

докт. пед. наук, профессор каф. педагогики e-mail: Hodusov. alexandr@yandex. ru

Курский государственный университет

Раскрыты теоретико-методологические основы прогнозирования стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Ключевые слова: теоретико-методологические основы, прогнозирование, стратегия, развитие, ведущие направления развития, профессиональная ориентация

Научное осмысление социально-экономических, организационнометодологических и психолого-педагогических детерминант развития

профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства показывает, что в его стратегиях преобладают аксиологический, деятельностный, системный подходы. Эти подходы позволяют выделить объективные (внешне задаваемые) условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи. Вместе с тем анализ современного инновационного опыта развития профессиональной ориентации учащейся молодежи показывает, что детерминантой развития профессиональной ориентации является деятельность субъектов сетевого социального партнерства, организационную модель которой представляет личностная модель взаимодействия равноценных и равноправных партнеров. При этом деятельность субъектов сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи демонстрирует мотивационно-ценностное отношение к системе модернизации профессиональной ориентации (аксиологическая доминанта), отношения взаимной ответственной зависимости в ее развитии, что подтверждается частотой и качеством партнерских практик.

Данный контекст рассматриваемой проблемы предполагает, с нашей точки зрения применение, с одной стороны, субъектно-ментального подхода [Ходусов 2010], а с другой стороны, интеграции аксиологического, деятельностного, системного и субъектно-ментального подходов в прогнозировании стратегии развития

профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Применение субъектно-ментального подхода в прогнозировании стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства позволяет раскрыть современные смыслы профессиональной организации с целью достижения оптимальных результатов сетевого социального партнерства. В связи с этим важен дифференцированный анализ перспектив профессионального самоопределения современного молодого человека, разных социальных групп населения по признакам пола и возраста. Кроме того, необходимо осуществить системный анализ профессиональной потребностно-мотивационной

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

сферы учащейся молодежи, описать ее профессиональные образы, выявить влияние макро- и микроэкономических факторов на выбор профессии современного человека.

Профессиональная ориентация, представленная в смыслах и образах профессиональной деятельности учащейся молодежи, приобретает устойчивые детерминанты прогнозирования стратегии ее развития, что позволяет обосновать ее концепцию и методологию. Очевидным становится, что гуманизация, диверсификация, вариативность, дифференциация и индивидуализация профессиональной ориентации учащейся молодежи есть контекст сетевого социального партнерства в этом направлении.

Применение аксиологического, деятельностного и системного подходов в прогнозировании стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства приводит к выводу о том, что сегодня может быть реализована только многоуровневая модель профессиональной ориентации учащейся молодежи. При этом необходимо учитывать, что организационную основу многоуровневой модели составляют ценности и смыслы профессионального образования, профессионального самоопределения и

профессиональной деятельности. Задача системы профессиональной ориентации актуализировать ценности и смыслы профессионального образования, профессионального самоопределения и профессиональной деятельности, а затем, за счет их интериоризации субъектами профессиональной ориентации, превратить в профессиональные детерминации. Это позволяет формировать и развивать у учащейся молодежи не только профессиональные ценностные ориентации, но прежде всего их профессиональный менталитет, духовно-нравственную основу которого составляет устремление к формированию профессионализма деятельности и профессионализма личности. Вместе с тем применение аксиологического, деятельностного и системного подходов в прогнозировании стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства позволяет также обосновать закономерности, принципы и условия организации многоуровневой модели профессиональной ориентации учащейся молодежи и методы управления ею. Ведущими условиями эффективности функционирования такой модели профессиональной ориентации учащейся молодежи являются два условия.

• Первое условие. Многоуровневая модель профессиональной ориентации учащейся молодежи функционирует как социально-педагогическая система. При этом структурная организация многоуровневой модели должна быть представлена диалектически взаимосвязанными мини-моделями: мини-модель профессионально-трудовой социализации; мини-модель профессиональных проб; мини-модель медико-психо-педагогической профессиональной диагностики; мини-модель «профессиональный консультант» и др.

• Второе условие. Сетевое социальное партнерство ориентировано на личностную модель взаимодействия равноценных и равноправных партнеров в управлении многоуровневой моделью профессиональной ориентации учащейся молодежи.

В этой связи меняется ее стратегическое назначение. Это формирование нового, современного образа профессиональной деятельности и ее субъекта, а значит, и нового образа модели профессионального образования: «Профессиональное образование через всю жизнь».

Содержание стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства может быть представлено несколькими направлениями.

Первое направление - «Формирование мотивационно-ценностного отношения учащегося к профессиональной деятельности».

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Ходусов А. Н. Прогнозирование стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи

в условиях сетевого социального партнерства

Содержание данного направления связано с развертыванием перед учащейся молодежью целостной модели профессионализма деятельности в ее ценностносмысловых контекстах. Здесь утверждается, что профессиональная деятельность всегда сознательна и совместна (осуществляется в профессиональном сообществе). Кроме того, необходима специальная организация обсуждения ценностей и смыслов профессиональной деятельности в любой форме: семинары, экскурсии на

производство, встречи с профессионалами и т.д. Результат этого направления деятельности - решение вопроса профессионального выбора для учащейся молодежи. В этом случае происходит ценностно-смысловое самоопределение личности в выборе профессии.

Второе направление - «Формирование ценностных отношений к духовнонравственным нормам профессии и профессионального сообщества».

Содержание данного направления конкретизируется утверждением субъектной позиции учащейся молодежи в выборе профессии. Этому способствуют процессы рефлексии, ценностно-смыслового самоопределения личности в профессиональном выборе. Вместе с тем учащаяся молодежь обращается к внешним факторам профессионального выбора, среди которых требования, предъявляемые обществом к профессии, к профессионализму в этой или иной сфере профессиональной деятельности, образ жизни конкретной профессиональной общности с ее традициями, ценностями, нормами.

Третье направление - «Формирование представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности».

Содержание данного направления наполняется современной информацией о профессиональной деятельности как способе существования и выражения «Я-концепции». Здесь должны быть представлены все типы и виды профессиональной деятельности человека. Также должны быть представлены познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественно-политическая, духовная деятельности человека. Особое значение в формировании представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности имеет обращение к трудовой деятельности великих и выдающихся людей как примеру высочайших профессиональных достижений человека. Кроме того, выделяется проблема способностей и таланта в профессиональной деятельности; определение профессиональных интересов;

планирование профессионального образования и профессиональной деятельности.

Четвертое направление - «Формирование образа профессиональной

деятельности».

Содержание данного направления объективируется развитием у учащейся молодежи способностей социально-психологической оценки профессиональной деятельности через образы представителей конкретных профессий, а также раскрытием способности самооценки собственного профессионального образа. Здесь эффективным приемом выступает оценка с позиций профессионального антипода.

Пятое направление - «Развитие способности к индивидуальному выбору профессии».

Содержание данного направления должно быть представлено комплексной деятельностью «Я в мире профессий, профессия в моем “Я”. У учащейся молодежи должны быть сформированы представление об индивидуальном, неповторимом образовательно-профессиональном маршруте и индивидуальная профессиональная позиция с точки зрения предназначения человека. В результате такой деятельности у молодежи формируется профессиональная «Я-концепция» как образ профессии.

Представленные здесь направления стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

конкретизируются по признаку возрастной и организационной модификации: обучающиеся учреждений дошкольного образования, обучающиеся учреждений дополнительного образования, обучающиеся образовательной организации общего или профессионального образования.

Библиографический список

Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи: материалы науч.-практич. конф. (г. Курск, 14 мая 2012 г.) / под общ. ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2012. 266 с.

ВолковБ.С. Основы профессиональной ориентации. М., 2007. 331 с.

Научно-методические основы сетевого социального партнерства в

профессиональной ориентации молодежи: концепция и программа развития: науч.-метод. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. М-Курск, 2013. 80 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2007. 495 с.

Ходусов А.Н. Субъектно-ментальный подход в формировании у школьников готовности к профессиональному самоопределению. // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: материалы науч.-практич. конф. (г. Курск, 2-3 ноября 2010 г.) / под общ. ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2010. С. 87-100.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.