Научная статья на тему 'Методологические основы организации и развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства'

Методологические основы организации и развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / NETWORK SOCIAL PARTNERSHIP / ДОМИНИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ / A DOMINATING MECHANISM / НАПРАВЛЕНИЯ / DIRECTIONS / ТЕХНОЛОГИИ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / TECHNOLOGIES OF STUDENTS' VOCATIONAL GUIDANCE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич, Антопольская Татьяна Аникеевна

В статье представлены методологические основания развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. В статье показано, что важным методологическим основанием выступает историко-философское положение о современном мире в его глобальном развитии, трудовой деятельности человека и его сущности, о его смысложизненном и профессиональном самоопределении. Акцентируется внимание на идеи стратегического уровня о сетевом социальном партнерстве как наиболее распространенной модели личностного взаимодействия субъектов профессиональной ориентации в современных условиях. В статье рассматриваются доминирующий механизм, направления и технологии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также структура моделей организации профессиональной ориентации как социальнопедагогической системы и условия ее реализации. Авторы статьи рассматривают молодого человека как субъекта профессиональной ориентации, который реализует свободу выбора будущей профессии. При этом содержание стратегии организации профессиональной ориентации молодежи в условиях сетевого социального партнерства авторы статьи определяют через следующие направления: формирование мотивационно-ценностного отношения учащегося к профессиональной деятельности; формирование ценностных отношений к духовно-нравственным нормам профессии и профессионального сообщества; формирование представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности; формирование образа профессиональной деятельности; развитие способности к индивидуальному выбору профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич, Антопольская Татьяна Аникеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Bases of Students’ Vocational Guidance Organization and Development in the Course of Network Social Partnership

The article presents the methodological bases of students’ vocational guidance in the course of network social partnership. The article declares that the historical philosophic conception of the contemporary world with its global development, personal work activities and human nature individuality, anthological and professional identity of the person is an essential methodological foundation. The attention is drawn to the strategical level of the problem network social partnership considered to be the most widely spread model of personal cooperation of vocational guidance actors in the contemporary world. The article deals with the dominating mechanism, concepts and technologies of students’ vocational guidance organisation, as well as the structure of vocational guidance models as a social pedagogical system along with the conditions of its realization. The authors consider the young man as the subject of vocational guidance, who implements freedom of choice of the future profession. The content of the vocational guidance of young people in the course of network social partnership is determined in terms of the following directions: the formation of the motivational axiological attitude to the professional activity; the formation of the axiological attitude to the morals of the profession and the professional community; the formation of the conceptions of man as the subject of the professional activity; the formation of the professional activity image; the development of the ability to make the individual choice of one’s own profession.

Текст научной работы на тему «Методологические основы организации и развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства»

УДК 374.1

А. Н. Ходусов, Т. А. Антопольская

Методологические основы организации и развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А

В статье представлены методологические основания развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. В статье показано, что важным методологическим основанием выступает историко-философское положение о современном мире в его глобальном развитии, трудовой деятельности человека и его сущности, о его смысложизненном и профессиональном самоопределении. Акцентируется внимание на идеи стратегического уровня - о сетевом социальном партнерстве как наиболее распространенной модели личностного взаимодействия субъектов профессиональной ориентации в современных условиях.

В статье рассматриваются доминирующий механизм, направления и технологии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также структура моделей организации профессиональной ориентации как социально-педагогической системы и условия ее реализации. Авторы статьи рассматривают молодого человека как субъекта профессиональной ориентации, который реализует свободу выбора будущей профессии. При этом содержание стратегии организации профессиональной ориентации молодежи в условиях сетевого социального партнерства авторы статьи определяют через следующие направления: формирование мотивационно-ценностного отношения учащегося к профессиональной деятельности; формирование ценностных отношений к духовно-нравственным нормам профессии и профессионального сообщества; формирование представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности; формирование образа профессиональной деятельности; развитие способности к индивидуальному выбору профессии.

Ключевые слова: сетевое социальное партнерство; доминирующий механизм, направления, технологии и условия организации профессиональной ориентации учащейся молодежи

A. N. Khodusov, T. A. Antopolskaya

Methodological Bases of Students' Vocational Guidance Organization and Development in the Course of Network Social Partnership

The article presents the methodological bases of students' vocational guidance in the course of network social partnership. The article declares that the historical philosophic conception of the contemporary world with its global development, personal work activities and human nature individuality, anthological and professional identity of the person is an essential methodological foundation. The attention is drawn to the strategical level of the problem - network social partnership considered to be the most widely spread model of personal cooperation of vocational guidance actors in the contemporary world.

The article deals with the dominating mechanism, concepts and technologies of students' vocational guidance organisation, as well as the structure of vocational guidance models as a social pedagogical system along with the conditions of its realization.

The authors consider the young man as the subject of vocational guidance, who implements freedom of choice of the future profession. The content of the vocational guidance of young people in the course of network social partnership is determined in terms of the following directions: the formation of the motivational axiological attitude to the professional activity; the formation of the axiological attitude to the morals of the profession and the professional community; the formation of the conceptions of man as the subject of the professional activity; the formation of the professional activity image; the development of the ability to make the individual choice of one's own profession.

Keywords: network social partnership; a dominating mechanism, directions, technologies of students' vocational guidance organization.

Современная психология и педагогика организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства утверждает, что доминирующий механизм взаимодействия субъектов профориентации имеет две составляющие:

- институционально-управленческая составляющая механизма взаимодействия как увеличение интенсивности связей в сети, следствием че-

го является построение целостной системы профессиональной ориентации учащейся молодежи;

- субъектная составляющая механизма взаимодействия, основанная на сетевой культуре, методологическую детерминанту которой составляет ориентация субъектов профессиональной ориентации на личностную модель взаимодействия.

Оптимизация и развитие профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных

© Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., 2015

условиях обеспечиваются выделением и реализацией методологических основ ее построения как модели. Изучение теории и практики становления профессиональной ориентации в России показывает, что ее структурно-содержательная модель базируется на нескольких методологических основах.

Ведущим методологическим основанием организации профессиональной ориентации выступает историко-философское положение о современном представлении мира в его глобальном развитии, трудовой деятельности человека и его сущности, о его смысложизненном и профессиональном самоопределении, а также о способах реализации выбранных им жизненных и профессиональных стратегий. Это позволяет сформировать представление о сущности современного мира, человека, движущих силах его развития, представление человека о себе самом, о роли в развитии государства, общества, экономики и производства.

Следующим методологическим основанием организации профессиональной ориентации учащейся молодежи является антропология. Этот компонент позволяет выделить общее, особенное, единичное в организации профессиональной ориентации, что обусловливает реализацию моделей профессиональной ориентации с позиций лич-ностно-своеобразного и индивидуального. В связи с этим на первый план выдвигается личностно-деятельностный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Его направленность связывается с культурой профессиональной ориентации, которая также является значимой методологической основой организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Это позволяет создать единое организационное пространство профессиональной ориентации, методологическую основу которой составляет идея эволюции целей, задач, принципов, содержания, форм и методов профессиональной ориентации.

Третьим методологическим основанием организации профессиональной ориентации учащейся молодежи является идея стратегического уровня -о сетевом социальном партнерстве как наиболее распространенной модели личностного взаимодействия субъектов профессиональной ориентации в современных условиях. Эта модель характеризуется определенными структурными особенностями. Ее организационную основу составляет объективное единство формальных связей различного типа и неформальные отношения

субъектов профессиональной ориентации. Это позволяет создать новую морфологию сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи. Сетевая логика формирует сознание субъектов профессиональной ориентации, ее пространство и организацию. Сетевая организация изменяет структуру системы профессиональной ориентации на всех уровнях: институциональном, региональном, муниципальном и др.

Сетями пронизывается все пространство профессиональной ориентации, что позволяет подключать к профессиональной ориентации неограниченное число партнеров, а следовательно, оптимизирует ее качество.

Кроме того, культура профессиональной ориентации обращена не только к трансформации ценностей профессионального самоопределения, но и к ценностям будущей профессиональной деятельности субъектов профессиональной ориентации. Методологическое единство представленных здесь оснований организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в их практическом воплощении позволяет осуществить процедуры проблематизации, прогнозирования, построения и реализации современных моделей организации профессиональной ориентации в условиях сетевого социального партнерства. В этом случае учащейся молодежи профессиональная ориентация позволяет решить несколько субъектных задач:

- осознать собственное «Я», соотнести его с требованиями, предъявляемыми к профессии, представить себе образ специалиста системы «человек - человек», «человек - машина» и др.;

- понять «Я» человека как индивидуальности, как субъекта профессиональной деятельности;

- овладеть знаниями о профессиональной деятельности, умениями и навыками ее осуществления.

Представленные здесь методологические основания организации профессиональной ориентации учащейся молодежи могут быть реализованы при соблюдении двух педагогических условий:

- профессиональная ориентация должна функционировать как социально-педагогическая система;

- профессиональная ориентация носит субъ-ектно-личностный характер, имеет возрастную и индивидуальную модификацию.

Структура моделей организации профессиональной ориентации учащейся молодежи как со-

циально-педагогической системы представлена подсистемами-процессами: профессиональным просвещением, профессиональным воспитанием, профессиональной диагностикой, профессиональной консультацией, профессиональной учебой.

Методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень основан на признании государственного значения профессионального воспитания, где базовыми выступают аксиологический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный и культурологический подходы для построения системы профессиональной ориентации. Этот уровень учитывает значение исторических (история государства, вуза), социокультурных ценностей и традиций для создания воспитывающей среды образовательной организации. Кроме того, здесь существует возрастная специфика воспитания обучающихся, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой.

Второй уровень основан на представлениях об объективной необходимости построения системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Третий уровень основан на признании будущего специалиста субъектом профессиональной ориентации и субъектом сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации. В этом случае возрастает значение опыта рефлексии и саморефлексии выбора профессионального образования, профессионального самообразования и профессиональной деятельности. Кроме того, это позволяет оптимизировать процессы профессионального самопознания и профессионального самоопределения.

При таком подходе субъект профессиональной ориентации (учащаяся молодежь) реализует свободу выбора будущей профессии, своеобразие индивидуального образовательно-

профессионального маршрута, так как учащаяся молодежь предстает как в основном сложившаяся личность, для которой характерны стремление к самостоятельному выбору профессии, формирование Я-концепции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, программы профессионального пути), развитие определенных способностей, в результате чего он приобретает свою личностную и культурную идентичность. Учаща-

яся молодежь воспринимает профессиональное образование как составляющую собственного образа жизни, вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, учащаяся молодежь образовывает себя сама. Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с новым типом психического, духовного изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится актом психической активности, формой его культурного бытия личности. Учащаяся молодежь также реализует себя через внутреннее самопостижение, основу которого составляет внутреннее напряжение, а духовное усилие формирует личностный ресурс.

Данные уровни методологии профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства указывают на возможность выбора технологии построения системы профессиональной ориентации.

Первый тип технологии построения профессиональной ориентации связан с поэтапным структурированием ее модели, в результате чего достигается формирование оптимальной модели. Этот тип возможен в случае возобновления функционирования государственной, региональной, муниципальной и т. д. системы профессиональной ориентации.

Второй тип технологии построения профессиональной ориентации связан с признанием объективной необходимости сетевого социального партнерства в структурировании инновационной системы профессиональной ориентации.

В связи с этим меняется стратегическое назначение многоуровневой модели организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. Это формирование нового, современного образа профессиональной деятельности и ее субъекта, а значит, и нового образа модели профессионального образования: «Профессиональное образование через всю жизнь».

Содержание стратегии организации профессиональной ориентации молодежи в условиях сетевого социального партнерства может быть представлено несколькими направлениями.

Первое направление - «Формирование мотива-ционно-ценностного отношения учащегося к профессиональной деятельности».

Содержание данного направления связано с развертыванием перед учащейся молодежью целостной модели профессиональной деятельности в ее ценностно-смысловых контекстах. Здесь

утверждается, что профессиональная деятельность всегда сознательна и совместна (осуществляется в профессиональном сообществе). Кроме того, необходима социальная организация обсуждения ценностей и смыслов профессиональной деятельности в любой форме: семинары, экскурсии на производство, встречи с профессионалами и т. д. Результат этого направления деятельности -решение вопроса профессионального выбора для учащейся молодежи. В этом случае происходит ценностно-смысловое самоопределение личности в выборе профессии.

Второе направление - «Формирование ценностных отношений к духовно-нравственным нормам профессии и профессионального сообщества».

Содержание данного направления конкретизируется утверждением субъектной позиции учащейся молодежи в выборе профессии. Этому способствуют процессы рефлексии, ценностно-смыслового самоопределения личности в профессиональном выборе. Вместе с тем учащаяся молодежь обращается к внешним факторам профессионального выбора, среди которых требования, предъявляемые обществом к профессии, к профессионализму в той или иной сфере профессиональной деятельности; образ жизни конкретной профессиональной общности с ее традициями.

Третье направление - «Формирование представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности».

Содержание данного направления наполняется современной информацией о профессиональной деятельности как способе существования и выражения «Я-концепции» человека. Здесь должны быть представлены все типы и виды профессиональной деятельности человека. Также должна быть представлена познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественно-политическая, духовная деятельность человека. Особое значение в формировании представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности имеет обращение к трудовой деятельности великих и выдающихся людей как примеру высочайших профессиональных достижений человека. Кроме того, выделяется проблема способностей и таланта в профессиональной деятельности; определение профессиональных интересов; планирование профессионального образования и профессиональной деятельности.

Четвертое направление - «Формирование образа профессиональной деятельности».

Содержание данного направления объективируется развитием у учащейся молодежи способностей социально-психологической оценки профессиональной деятельности через образы представителей конкретных профессий, а также раскрытием способности самооценки собственного профессионального образа. Здесь эффективным приемом выступает оценка с позиций профессионального антипода.

Пятое направление - «Развитие способности к индивидуальному выбору профессии».

Содержание данного направления должно быть представлено комплексной деятельностью «Я в мире профессий, профессия в моем «Я». У учащейся молодежи должно быть сформировано представление об индивидуальном, неповторимом образовательно-профессиональном маршруте, а также индивидуальная профессиональная позиция с точки зрения предназначения человека. В результате такой деятельности у учащейся молодежи формируется профессиональная «Я-концепция» как образ профессии.

Представленные здесь направления стратегии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства конкретизируются по признаку возрастной и организационной модификации: обучающиеся учреждений дошкольного образования, обучающиеся учреждений дополнительного образования, обучающиеся образовательной организации общего или профессионального образования.

Библиографический список

1. Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи [Текст] : материалы научно-практической конференции (г. Курск, 14 мая 2014 г.) / под общей редакцией С. Н. Чистяковой, Т. А. Антопольской. - Москва-Курск, 2012. - 266 с.

2. Волков, В. С. Основы профессиональной ориентации [Текст] / В. С. Волков. - М., 2007. - 331 с.

3. Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи: концепция и программа развития [Текст] : научно-методическое пособие / под ред. С. Н. Читяковой, А. Н. Ходусова, Т. А. Антопольской. -М.-Курск, 2013. - 80 с.

4. Пряжникова, Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация [Текст] / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М., 2007. - 495 с.

5. Ходусов, А. Н. Субъектно-ментальный подход в формировании у школьников готовности к профессиональному самоопределению [Текст] / А. Н. Ходусов // Проблемы и перспективы развития отечественной

профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе : материалы научно-практической конференции (г. Курск, 2-3 ноября 2010 г.) / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. А. Антопольской. - М.-Курск, 2010. - С. 87-100.

6. Чистяков, С. В. Взаимодействие субъектов в рамках сетевой формы организации экономических отношений [Текст] / С. В. Чистяков // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2013. - № 1. - С. 33-48.

7. Шапиро, К., Вэриан, Х. Информационные правила: стратегическое руководство по сетевой экономике [Текст] / К. Шапиро, Х. Вэриан. - Гарвардская школа бизнеса, 1998.

Bibliograficheskij spisok

1. Vzaimodejstvie sub#ektov social'nogo partnerstva v formirovanii obrazovatel'no-professional'nogo marshruta uchashhejsja molodezhi [Tekst] : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Kursk, 14 maja 2014 g.) / pod obshhej redakciej S. N. Chistjakovoj, T. A. Antopol'skoj. -Moskva-Kursk, 2012. - 266 s.

2. Volkov, V S. Osnovy professional'noj orientacii [Tekst] / V S. Volkov. - M., 2007. - 331 s.

3. Nauchno-metodicheskie osnovy setevogo so-cial'nogo partnerstva v professional'noj orientacii mo-

lodezhi: koncepcija i programma razvitija [Tekst] : nauch-no-metodicheskoe posobie / pod red. S. N. Chitjakovoj, A. N. Hodusova, T. A. Antopol'skoj. - M.-Kursk, 2013. -80 s.

4. Prjazhnikova, E. Ju., Pijazhnikov N. S. Proforientacija [Tekst] / E. Ju. Prjazhnikova, N. S. Pijazhnikov. - M., 2007. - 495 s.

5. Hodusov, A. N. Sub#ektno-mental'nyj podhod v formirovanii u shkol'nikov gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniju [Tekst] / A. N. Hodusov // Problemy i perspektivy razvitija otechestvennoj professional'noj ori-entacii uchashhejsja molodezhi na sovremennom jetape : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Kursk, 2-3 nojabrja 2010 g.) / pod red. S. N. Chistjakovoj, T. A. Antopol'skoj. - M.-Kursk, 2010. - S. 87-100.

6. Chistjakov, S. V. Vzaimodejstvie sub#ektov v ramkah setevoj formy organizacii jekonomicheskih otnoshenij [Tekst] / S. V Chistjakov // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Serija 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshhestvo). - 2013. - № 1. - S. 33-48.

7. Shapiro, K., Vjerian, H. Informacionnye pravila: strategicheskoe rukovodstvo po setevoj jekonomike [Tekst] / K. Shapiro, H. Vjerian. - Garvardskaja shkola biznesa, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.