Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение личностнопрофессионального развития будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи'

Педагогическое сопровождение личностнопрофессионального развития будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение / профессиональная ориентация / методологическая детерминанта / methodological determinant. / pedagogical accompaniment / professional orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Ходусов

Дано обоснование педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи. Определены особенности, принципы и условия эффективности педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Н. Ходусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF FUTURE SPECIALIST‟S PERSONALLY ORIENTED PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS THE METHODOLOGICAL DETERMINANT OF STUDYING YOUTH‟S PROFESSIONAL ORIENTATION

The article contains the explanation of pedagogical accompaniment of future specialist’s personally oriented professional development in the system of studying youth’s professional orientation. Special features, approaches and conditions of effective pedagogical accompaniment of future specialist’s personally oriented professional development are determined.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение личностнопрофессионального развития будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ1

© 2015 А. Н. Ходусов

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Дано обоснование педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи. Определены особенности, принципы и условия эффективности педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональная ориентация, методологическая детерминанта.

Современная система профессиональной ориентации учащейся молодежи демонстрирует многофункциональность решаемых ею задач. Методологической детерминантой профессиональной ориентации учащейся молодежи выступает личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Сопровождение как концепция развивается в рамках парадигмы «содействия», что предполагает достижение профессиональных целей только через вовлечение в процесс самого обучаемого (со-действие)» [Ласкин 2005: 67].

Вместе с тем анализ исследований А.М. Новикова, Н.С. Пряжникова, А.Н. Ходусова, С.Н. Чистяковой и др. показывает, что педагогическое сопровождение определяется как осознанный процесс раскрытия личностного потенциала будущего специалиста, актуализации его индивидуальных профессиональных способностей и возможностей, позволяющий активизировать целенаправленное, осознанное овладение им стратегиями, инновационными способами профессиональной деятельности. Оно имеет нелинейный характер в связи с переформированием потребностно-мотивационной сферы личности, реструктуризацией представлений будущих специалистов о себе в контексте профессиональной «Я-концепции» и детерминирует позитивную динамику личностно-профессионального развития на уровне сознания, поведения, деятельности. Педагогическое сопровождение классифицируется по признаку его содержания: кураторство, наставничество, помощь, поддержка. Система педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущих специалистов включает в себя: преобразование учебно-организационной

профессиональной подготовки на личностно-ориентированную; деятельность в образовательном процессе и на производственной практике, ориентированную на личностную модель взаимодействия субъектов; рефлексивное управление процессом

1

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

личностно-профессионального развития будущих специалистов. Концептуальная модель педагогического сопровождения [Ходусов, Мокроусова 2009] личностнопрофессионального развития будущих специалистов основывается на системном, субъектно-деятельностном, индивидуальном, аксиологическом, процессуальном

подходах и включает в себя:

• цель - для выделения закономерностей процесса педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста;

• ведущую идею, определяющую основную направленность процесса педагогического сопровождения - актуализацию и реализацию субъектности будущего специалиста на основе преобразования учебно-организационной модели профессиональной подготовки в личностно ориентированную;

• принципы и средства организации процесса - для ориентации субъектов на личностную модель взаимодействия;

• уровни и этапы процесса как его логическую структуру;

• формы, методы, приемы педагогического сопровождения для решения задачи диверсификации и вариативности профессиональной подготовки будущих специалистов;

• прогнозируемые результаты как качественные доминанты процесса;

• условия для обеспечения рефлексивного управления процессом

педагогического сопровождения личностно-профессионального развития

будущего специалиста.

Технология педагогического сопровождения [Там же] личностнопрофессионального развития будущих специалистов соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взимообусловленных стуктурных единиц: модель педагогического сопровождения личностно-профессионального развития, включающую мотивационно-ценностный, целевой, диагностический, содержательный, процессуальный, рефлексивно-оценочный компоненты; этапы (пропедевтический и адаптивно-ориентационный; формирующий; преобразующий) и уровни

педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущих специалистов (уровень стратегического управления процессом, субъектный, рефлексивный, уровень диверсификационного и вариативного обогащения процесса); систему взаимосвязей профессиональной подготовки будущего специалиста (диагностика общего, особенного, единичного; теория и методика профессиональной подготовки; теория и методика профессионального воспитания; образовательные модели, методы и приемы личностно-профессионального развития будущего специалиста). При этом используется несколько видов модулей программ личностнопрофессионального развития будущих специалистов: когнитивно-рефлексивная,

когнитивно-мотивационная, субъектно-деятельностная, , рефлексивно-деятельностная.

Эффективность педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста обеспечивается реализацией следующих условий:

• пропедевтики педагогического сопровождения личностно-

профессионального развития будущего специалиста на основе преобразования учебно-организационной модели профессиональной подготовки в личностно ориентированную;

• построения стратегии профессиональной подготовки как моделирования многообразия обучающих и воспитывающих сред для развития субъектной реальности будущего специалиста;

• обучения будущих специалистов моделированию индивидуальной траектории (маршрута) личностно-профессионального развития как субъекта профессиональной подготовки;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 2 (34)

Ходусов А. Н. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития

будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи

• рефлексивного управления процессом личностно-

профессионального развития будущего специалиста.

Вместе с тем, как показали исследования И.В. Дубровиной, О.В. Зубакиной, Н.С. Пряжникова, А.Н. Ходусова, С.Н. Чистяковой и других, личностнопрофессиональное развитие будущего специалиста детерминируется субъектной осознанностью и отношением личности к своей профессиональной подготовке. Данный подход позволяет охарактеризовать сущность, структуру, критериальные

характеристики личностно-профессионального развития будущего специалиста и этапы этого процесса.

Личностно-профессиолнальное развитие будущего специалиста представляет процесс динамичного овладения личностью профессиональной деятельностью, обусловленный смысложизненными стратегиями; мотивацией и активностью профессиональной подготовки; актуализацией и реализацией механизмов

самопознания, самооценки, самопрогнозирования, профессиональной идентификации и рефлексии. Внутренней формой личностно-профессионального развития будущего специалиста является индивидуальный профессиональный архетип, общую структуру которого определяет профессиональная «Я-концепция». Внешней формой личностнопрофессионального развития будущего специалиста выступает реализация его прихограммы, акмеограммы, профессиограммы в процессе профессиональной подготовки. Структура процесса процесса личностно-профессионального развития будущего специалиста включает в себя пять взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: способности, умения, навыки к организации личностно-

профессионального развития; мотивацию; индивидуальную профессиональноую «Я-концепцию»; технологию самоанализа личностного и профессионального роста; включенность будущего специалиста в деятельность по развитию индивидуальных личностно-профессиональных качеств.

Ведущими критериальными характеристиками личностно-профессиолнального развития будущего специалиста [Ходусов, Мокроусова 2009] являются:

мотивационная готовность будущего специалиста к личностно-

профессиональному развитию (таксономия мотивов), представленная в виде блока индивидуальных мотивов профессиональной подготовки и его критериев (осознанность мотивов профессиональной подготовки; отношение к мотивам; обоснование выбора мотивов профессиональной подготовки); направленность личностно-

профессионального развития (шкала ценностей), представленная в виде блока целей профессиональной подготовки и его критериев (осознанность ценностей

профессиональной деятельности, отношение к ценностям, действия по выбору ценностей и реализация их в качестве личных целей профессиональной подготовки); содержание личностно-профессионального развития (блок индивидуального содержания личностно-профессионального развития), его критерии: осознание роли профессиональной подготовки в личностно-профессиональном преобразовании, отношение к профессии, качество профессиональной подготовки; способ реализации мотивационной готовности, направленности и содержания личностнопрофессионального развития (операционально-деятельностный блок), его критерии: осознание системы принципов, способов проектирования, моделирования, построения и организации деятельности, реализация способов деятельности. Выделяются следующие уровни личностно-профессионального развития будущих специалистов: высокий, средний, достаточный, низкий.

Выделяют четыре этапа процесса личностно-профессионального развития будущих специалистов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Первый этап (адаптивный). Модель развития в профессиональной подготовке - информационно-адаптивная. Этот этап предполагает адаптацию будущих специалистов к новой социальной роли. Роль будущих специалистов ограничивается восприятием различных моделей (в основном виртуальных) профессиональной деятельности. Здесь преподаватель и другие субъекты профессиональной подготовки оказывают помощь будущим специалистам в адаптации к профессиональному образованию и осуществляют профессионально-пропедевтическую работу. Задачи данного этапа сводятся к организации восприятия, усвоения и репродукции знаний профессиональной деятельности; к формированию общеучебных, организационнопознавательных и профессиональных умений и навыков. Субъекты профессиональной подготовки оказывают помощь будущим специалистам в осмыслении личностных учебно-профессиональных потребностей.

Второй этап (ориентациооно-репродуктивный). Ведущая задача данного этапа - формирование личностных ориентаций будущего специалиста в профессиональном пространстве и профессиональной среде. Преподаватели и другие субъекты профессиональной подготовки формируют у будущего специалиста умения и навыки дифференциации профессиональных действий и их воспроизведения на репродуктивном уровне.

Третий этап (эвристически-прикладной). На этом этапе субъекты профессиональной подготовки формируют у будущих специалистов умения и навыки преобразования профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода к ней. Здесь создаются условия для профессиональной самореализации будущего специалиста в разных его ипостасях: исполнитель профессиональной деятельности, организатор профессиональной деятельности, профессионал-исследователь.

Четвертый этап (активно-созидательный). Он характеризуется индивидуальным творчеством через активное включение будущего специалиста в профессиональную деятельность. Здесь реализуется многообразие профессиональных ролей будущего специалиста в их реализации: адаптация, ориентация, самораскрытие, самореализация. На этом этапе актуализируются механизмы профессионального самоопределения, самореализации, саморазвития. Одновременно происходит

коррекция профессиональной «Я-концепции» в направлении формирования мотиваций активной, созидательной, творческой профессиональной деятельности. Деятельность субъектов профессиональной подготовки на этом этапе направлена на формирование и раскрытие личностного профессионального ресурса будущих специалистов.

Предложенная модель педагогического сопровождения личностно-

профессионального развития будущих специалистов актуализирует необходимость системной профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Библиографический список

Дубровина И.В. Психологически аспекты проблемы профессиональной // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2010. С. 100-103.

Ласкин А.А. Педагогическое сопровождение профессионального развития высвобождаемых специалистов праовохранительных органов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 196 с.

Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Ходусов А. Н. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития

будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи

Курск, 2013.

Новиков А.М. Методология образования. М., 2006.

Ходусов А.Н., Мокроусова Л.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности. М .-Курск, 2009.

Чистякова С.Н., Зубакина О.В. Теоретические основания деятельности социальных партнеров в подготовке учащейся молодежи к профессиональному самоопределению // Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2012. С. 3-8.

Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социальнопрофессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002. С. 133-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.