Научная статья на тему 'Методологические основы проблематизации как средства развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи'

Методологические основы проблематизации как средства развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА / СЕТЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов А. Н.

Дано обоснование методологических основ проблематизации как средства развития содержания концепции и программы профессионализации учащейся молодежи. Определены направления сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходусов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы проблематизации как средства развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи»

УДК 37.02

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ1

© 2014 А. Н. Ходусов

докт. пед. наук, профессор каф. педагогики e-mail: Hodusov. alexandr@yandex. ru

Курский государственный университет

Дано обоснование методологических основ проблематизации как средства развития содержания концепции и программы профессионализации учащейся молодежи. Определены направления сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Ключевые слова: методологические основы, концепция, программа, сетевое социальное партнерство, профессиональная ориентация

Системная интеграция теоретических подходов и принципов развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства показывает, что у нее существует несколько методологических оснований.

Ведущим методологическим основанием развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи является философия профессиональной деятельности и философия труда с ее современными представлениями о мире, о сущности и предназначении человека, его смысложизненном и профессиональном самоопределении, а также о способах реализации выбранных им профессиональных стратегий. Философия профессиональной деятельности формирует образ и профессиональный тип современного человека. При этом достигается новый уровень понимания субъекта профессиональной деятельности.

Следующим методологическим основанием развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи выступает профессиональная антропология. Она позволяет выделить общее, особенное и единичное в формировании образовательнопрофессионального маршрута учащейся молодежи с позиций индивидуального, личностно-своеобразного, субъектно-ориентированного подхода и обеспечивает личностную идентичность профессионального выбора молодого человека.

Методологическим основанием развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи является также социология труда, раскрывающая содержание социальной институализации и сущность смыслов сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Психология труда и психология профессионального самоопределения представляют сегодня методологическое основание развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи. И.В. Дубровина утверждает, что психологическая готовность к

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

осознанному профессиональному самоопределению формируется постепенно по мере взросления человека [Дубровина 2010: 100]. Поэтому работа по подготовке учащихся к выбору профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы и начинаться в младших классах. Кроме того, важнейшим условием успешного профессионального самоопределения школьников является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.

Представленная здесь совокупность методологических оснований развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи актуализирует необходимость проблематизации этого процесса.

Кроме того, анализ современной практики методологизации развития профессиональной ориентации учащейся молодежи свидетельствует, что, по мере эволюционного перевода целей профессиональной ориентации от моноинституциональной модели к сетевому социальному партнерству, в этой сфере возрастает роль проблематизации как деятельности субъектов по разработке концепции и программы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Её можно представить как ценностно-смысловое самоопределение разработчиков концепции и программы в проблемном поле объекта и предмета деятельности, подлежащих системному изменению. Процедура проблематизации позволяет им не только увидеть в реальной действительности некие противоречия, но и сформулировать на их основе проблему, которую необходимо решить.

Технология процедуры проблематизации предполагает выделение стартовых представлений разработчиков концепции об объекте и предмете деятельности для их всестороннего обсуждения. В ходе коллективного обсуждения и выделения общего поля проблем, как правило, используются диагностическая методика «Пирамида проблем», приемы «мозговая атака» («мозговой штурм»), «баскет-метод», контентанализ научных, методических и других текстов, теоретико-методологическое моделирование явления, процесса, негативная эвристика, игротехнический прием «черное и белое оппонирование», ролевое отнесение, метод Делфи и т.д. Затем осуществляется «сортировка» мнений, суждений, высказываний для последующей их классификации, дифференциации, ранжирования по признакам социальной и субъектной значимости. В итоге такой работы конкретизируется то, что хотелось бы создать. При этом самым сложным является выделение из всей «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых будет способствовать развитию явления, процесса, системы, субъекта. Оно осуществляется в ходе структурирования проблемного поля (используется диагностическая методика «Пирамида проблем») и составления иерархии проблем. Ранжирование проблем внутри «проблемного поля» позволяет построить «дерево целей», которые определяют логику и последовательность движения в проблемном поле.

Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулированию, систематизации и иерархизации, что позволяет создать идеально прогностичную концепцию и программу развития явления или процесса.

Разработчики концепции и программы эксперимента на базе опытноэкспериментальной площадки Российской академии образования в региональном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Курский государственный политехнический колледж» по теме исследования «Научно-методические основы социального партнерства в

профессиональной ориентации молодежи» использовали технологию процедуры

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Ходусов А. Н. Методологические основы проблематизации как средства развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи

проблематизации и выделили парадокс-детерминанту, противоречие-детерминанту, риск-детерминанту и ошибку-детерминанту.

Парадокс-детерминанта как ментальный парадокс. В профессиональном образовании и профессиональной деятельности сформировалось три типа менталитета: деструктивный, конвенциональный и автономно-личностный. Деструктивный

менталитет базируется на прагматических установках альтернативы полезного-бесполезного. Выпускники системы НПО, СПО, высшего образования предпочитают работать не по полученной специальности, а там, где достойная зарплата. Ценности профессионального образования для молодежи стали в большой степени зависеть не от реальной потребности в специалистах соответствующего профиля и содержания их труда, а от престижности модных специальностей.

Конвенциональный менталитет характеризуется ориентацией на заданные извне нормы и требования профессиональной деятельности, ограничивающие, как правило, реализацию профессиональной «Я-концепции». Изменение приоритетов

государственной политики: отказ от конституционных гарантий права на труд, сохранение за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан, расширения права руководителей предприятий, учреждений, организаций,

работодателей в вопросах найма и увольнения работников - не привело к рациональноэффективному использованию рабочей силы [Ходусов 2010].

Кроме того, в связи с системно-структурными социально-экономическими преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации молодых специалистов требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Возникло противоречие между потребностями рынка труда в работниках определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика страны и регионов не нуждается или уже удовлетворила спрос.

Автономно-личностный менталитет обращен к профессиональной «Я-концепции» как модели профессиональной идентичности, что предполагает наличие позитивных образов и перспектив профессионального будущего. В этой связи социальноэкономическое поведение молодежи определяется сложным взаимодействием сознания и объективной реальности. Сознание в значительной мере определяет не только характер и качество профессиональной деятельности, но и возможные для индивида с нравственной точки зрения средства достижения целей [Там же].

Радикальные социально-политические и социально-экономические перемены в российском обществе не могли не повлиять на особенности ценностных установок и поведенческих приоритетов, связанных с готовностью молодежи войти в рыночные отношения, а также на ее стратегии как субъекта рынка труда.

На сознание молодежи также оказали влияние социальные аспекты формирования рыночной экономики, которые по разным объективным и субъективным причинам не стимулируют молодых людей к адекватному конструированию отношения к труду и включенности в рыночные отношения. Молодежь оказалась не готовой конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

Противоречие-детерминанта. Это противоречие между объективной

необходимостью подготовки социально и экономически образованного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного адаптироваться к условиям новой конкретно-исторической ситуации, обладать конкурентоспособностью на рынке труда, и системной несостоятельностью профессиональной ориентации молодежи. Это противоречие приводит к невозможности решения задач профессиональной социализации значительной части молодежи страны.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Риск-детерминанта. Развивающаяся у молодежи в условиях определившейся в социуме тенденции гуманизации профессионального образования и профессиональной деятельности мотивация активной трудовой деятельности вступает в противоречие со сложившимся у работодателей стереотипом «неопытности и непрофессионализма» выпускников учебных заведений системы НПО, СПО, вузов. Это ведет к нарастанию в социуме стратификационно обусловленных рисков.

Ошибка-детерминанта. Учащиеся общеобразовательных школ, учебных заведений НПО, СПО и их родители осознают необходимость получения профессионального образования, но преимущественно высшего.

Проведенная системная проблематизация позволила разработчикам концепции эксперимента определить проблему: «Научно-методические основы социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи».

Объект исследования: система социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи. Предмет исследования: процесс сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования.

Концепция предлагаемого подхода к созданию организационно-педагогического обеспечения сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи с целью обеспечения успешной профессионализации выпускников колледжа основывается на положении объективной необходимости сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства. Важным условием такого взаимодействия является поливариантность форм партнерской деятельности субъектов. Ведущая идея концепции - преобразование традиционного социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи в сетевое.

Методологической основой концепции является принцип субъектности, согласно которому эффективность социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивается значимостью и частотой партнерских практик субъектов.

Одним из направлений обеспечения успешности сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи является инициирование законодательных инициатив для установки новых или регенерации ранее утраченных связей субъектов.

Программа «Научно-методические основы социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи» базируется на идее о том, что проблема развития личности будущего специалиста становится ведущей, так как связывается с решением задач его профессионального самоопределения. Сложившаяся в настоящее время отраслевая система профессиональной ориентации молодежи позволяет решить эту проблему лишь частично. Активная социализация и профессионализация будущего специалиста, реализуемые в поликультурном сообществе, актуализируют необходимость социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи, поскольку именно сетевое взаимодействие субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивает создание эффективной инновационной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи.

Такая система базируется на нескольких теоретико-методологических основах:

• будущий специалист - активный субъект, с развитым профессиональным самосознанием и профессионально значимыми качествами личности;

• профессиональная «Я-концепция» определяет профессиональную позицию будущего специалиста;

• профессиональная подготовка будущих специалистов является определяющим

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Ходусов А. Н. Методологические основы проблематизации как средства развития содержания концепции и программы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи

фактором в формировании готовности к профессиональной деятельности, компетентности, профессиональной идентичности, профессиональной «Я-концепции»;

• организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущего специалиста обеспечивается системой сетевого партнерства в профессиональной ориентации молодежи.

Сетевое социальное партнерство в профессиональной ориентации молодежи рассматривается на уровне учебного заведения как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на реализацию государственных и личностных интересов молодежи в профессиональном самоопределении будущих специалистов на основе свободы выбора профессиональной деятельности.

Эффективность сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивается высокой значимостью и результативностью партнерских практик, партнерского взаимодействия, форм партнерской деятельности субъектов, поливариативностью функций социального партнерства.

Структурно-содержательная база и направленность сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивается реализацией следующей совокупности принципов:

• принцип согласования интересов субъектов социального партнерства;

• принцип инициирования субъектами социального партнерства законодательной инициативы по модернизации системы профессиональной ориентации молодежи;

• принцип ответственности субъектов социального партнерства;

• принцип добровольности и равновыгодности субъектов социального партнерства в рамках сетевого взаимодействия.

Реализация принципов достигается выполнением функций субъектов социального партнерства, где субъектная деятельность ориентирована на личностную модель взаимодействия. Таких функций несколько:

• поддержание целостности системы сетевого социального партнерства на основе оптимального сочетания интересов взаимодействующих сторон;

• включение субъектов сетевого социального партнерства в управление развитием системы профессиональной ориентации молодежи;

• установление и привлечение новых субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи;

• определение оптимальных условий и технологий сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи по принципу ближних, средних и дальних целей.

Представленная целевая программа учебного заведения конкретизируется подпрограммами-направлениями сетевого социального партнерства в

профессиональной ориентации молодежи. Это такие программы:

• «Семья как социальный партнер ссуза в профессиональной ориентации молодежи»;

• «Управление развитием социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи»;

• «Информационное и техническое сопровождение социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи»;

• «Развитие социального партнерства с общественными организациями, органами исполнительной власти, органами управления образованием»;

• «Методическое обеспечение социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи»;

• «Совершенствование системы трудоустройства выпускников колледжа через социальное партнерство с работодателями и профессиональными сообществами»;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

• «Взаимодействие с вузами, учреждениями среднего и начального профессионального образования».

Реализация концепции и программы обеспечивает получение прогнозируемых результатов.

Прогнозируемые результаты. В ходе экспериментальной работы будут разработаны многоуровневая модель сетевого социального партнерства, ориентированная на личностную модель взаимодействия субъектов; сетевая интегративно-модульная технология организации социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи; выявлены и обоснованы: механизмы

оптимизации процесса сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи; организационно-педагогические условия, обеспечивающие инновационное развитие сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи.

Библиографический список

Дубровина И.В. Психологические аспекты проблемы профессиональной ориентации школьников // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2010. С. 100-103.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2005.

КолесниковаИ.А. Основы технологической культуры педагога. СПб., 2003.

Малахов С.П., Лошакова Т.Ф. и др. Занятость как фактор социализации партнерства и молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе. Югре-Ханты-Мансийск, 2006.

Ходусов А.Н. Субъектно-ментальный подход в формировании у школьников готовности к профессиональному самоопределению // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2010. С.870-100.

Чистякова С.Н., Зубакина О.В. Теоретические основания деятельности социальных партнеров в подготовке учащейся молодежи к профессиональному самоопределению // Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2012. С. 3-8.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.