Научная статья на тему 'Концептуальные основы и методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства'

Концептуальные основы и методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / СЕТЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / CONCEPT / METHODOLOGY / ORGANIZATION / DEVELOPMENT / NETWORKING SOCIAL PARTNERSHIP / PROFESSIONAL ORIENTATION / STUDYING YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич

Раскрыты концептуальные основы и методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. Представлены направления стратегии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи, их конкретизация по признаку возрастной и организационной модификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual framework and methodology for the organization of professional orientation studying youth in the conditions of network social partnership

Conceptual framework and methodology for the organization of professional orientation of studying youth in the conditions of network social partnership have been disclosed. Direction of the organization''s strategy of vocational guidance of studying youth, their specification on the basis of age and organizational modifications have been presented.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы и методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37. 02

Ходусов Александр Николаевич

доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет Hodusov.alexandr@yandex.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА*

Раскрыты концептуальные основы и методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. Представлены направления стратегии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи, их конкретизация по признаку возрастной и организационной модификации.

Ключевые слова: концепция, методология, организация, развитие, сетевое социальное партнерство, профессиональная ориентация, учащаяся молодежь.

Оптимизация организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства обеспечивается четкостью концептуальных основ и методологии ее построения как модели. Изучение опыта организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства показывает, что структурно-содержательная ее модель базируется на нескольких концептуальных основах.

Ведущим концептуальным основанием организации профессиональной ориентации выступает историко-философское положение о современном представлении о мире, трудовой деятельности человека и его сущности, о его смысложизненном и профессиональном самоопределении, а также о способах реализации выбранных им стратегий. Это позволяет сформировать современное представление о сущности мира, человека, движущих силах его развития, представление человека о себе самом, о роли человека в развитии государства, общества, экономики и производства.

Следующим концептуальным основанием организации профессиональной ориентации учащейся молодежи является антропология. Этот компонент позволяет выделить общее, особенное, единичное в организации профессиональной ориентации, что обусловливает реализацию моделей профессиональной ориентации с позиций личностно-своеоб-разного и индивидуального. В этой связи, на первый план выдвигается личностно-деятельностный подход в организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Его направленность связывается с культурой профессиональной ориентации, которая также является значимой концептуальной основой организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Это позволяет создать единое организационное пространство профессиональной ориентации, методологическую ос-

нову которой составляет идея эволюции целей, задач, принципов, содержания, форм и методов профессиональной ориентации.

Кроме того, культура профессиональной ориентации обращена не только к трансформации ценностей профессионального самоопределения, но и к ценностям будущей профессиональной деятельности субъектов профессиональной ориентации. Методологическое единство представленных здесь концептуальных оснований организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в их практическом воплощении позволяет осуществить процедуры проблематизации, прогнозирования, построения и реализации современных моделей организации профессиональной ориентации в условиях сетевого социального партнерства. В этом случае, для учащейся молодежи профессиональная ориентация позволяет решить несколько субъектных задач:

- осознать собственное «Я», соотнести его с требованиями, предъявляемыми к профессии, представить себе образ специалиста системы «человек -человек», «человек - машина» и др.;

- понять «Я» человека как индивидуальности, как субъекта профессиональной деятельности;

- овладеть знаниями о профессиональной деятельности, умениями и навыками ее осуществления.

Представленные здесь концептуальные основания организации профессиональной ориентации учащейся молодежи могут быть реализованы при соблюдении двух педагогических условий. Первое условие - профессиональная ориентация должна функционировать как социально-педагогическая система. Второе условие - профессиональная ориентация носит субъектно-личностный характер, имеет возрастную и индивидуальную модификацию.

Структура моделей организации профессиональной ориентации учащейся молодежи как социально-педагогической системы составляет под-

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А

© Ходусов А.Н., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

9

ПЕДАГОГИКА

системы-процессы: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональные пробы.

Методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства, соотнесенная с представленной совокупностью концептуальных оснований, имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень основан на признании государственно-стратегического значения профессиональной ориентации учащейся молодежи, где базовыми выступают аксиологический, системный, деятельно-стный, личностно-ориентированный и культурологический подходы для построения системы профессиональной ориентации. Этот уровень учитывает значение социокультурных ценностей, традиций, социально-экономических стратегий рынка труда для создания системы профессиональной ориентации учащейся молодежи. Кроме того, здесь существует гендерная, возрастная, индивидуальная модификация организации профессиональной ориентации.

Второй уровень основан на представлениях об объективной необходимости построения системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Третий уровень основан на признании учащейся молодежи субъектом профессиональной ориентации и субъектом сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации. В этом случае возрастает значение опыта рефлексии и саморефлексии выбора профессионального образования, профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Кроме того, это позволяет оптимизировать процессы профессионального самопознания и профессионального самоопределения.

При таком подходе субъект профессиональной ориентации (учащаяся молодежь) реализует свободу выбора будущей профессии, своеобразие индивидуального образовательно-профессионального маршрута, так как учащаяся молодежь предстает как в основном сложившаяся личность, для которой характерны стремление к самостоятельному выбору профессии, формирование Я-концепции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, программы профессионального пути), развитие определенных способностей, в результате чего он приобретает свою личнотсную, культурную и профессиональную идентичность. Учащаяся молодежь воспринимает профессиональное образование как составляющую собственного образа жизни, вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, учащаяся молодежь образовывает себя сама. Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с новым типом психического, духовного изменения: образование через самооб-

разование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится актом психической активности. Учащаяся молодежь реализует также себя и через внутреннее самопостижение, основу которого составляет внутреннее напряжение, а духовное усилие формирует личностный ресурс.

Данные уровни методологии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства указывают на возможность выбора технологии построения системы профессиональной ориентации.

Первый тип технологии построения системы профессиональной ориентации связан с поэтапным структурированием ее модели, в результате чего достигается формирование оптимальной модели. Этот путь возможен в случае возобновления функционирования системы профессиональной ориентации.

Второй тип технологии построения системы профессиональной ориентации связан с признанием объективной необходимости сетевого социального партнерства в структурировании инновационной системы профессиональной ориентации.

В этой связи меняется стратегическое назначение многоуровневой модели организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства. Это формирование нового, современного образа профессиональной деятельности и ее субъекта, а значит, и нового образа модели профессионального образования: «Профессиональное образование через всю жизнь».

Содержание стратегии организации молодежи в условиях сетевого социального партнерства может быть представлено несколькими направлениями.

Первое направление - «Формирование мотива-ционно-ценностного отношения учащегося к профессиональной деятельности».

Содержание данного направления связано с развертыванием перед учащейся молодежью целостной модели профессионализма деятельности в ее ценностно-смысловых контекстах. Здесь утверждается, что профессиональная деятельность всегда сознательна и совместна (осуществляется в профессиональном сообществе). Кроме того, необходима специальная организация обсуждения ценностей и смыслов профессиональной деятельности в любой форме: семинары, экскурсии на производство, встречи с профессионалами и т.д. Результат этого направления деятельности - решение вопроса профессионального выбора для учащейся молодежи. В этом случае происходит ценностно-смысловое самоопределение личности в выборе профессии.

Второе направление - «Формирование ценностных отношений к духовно-нравственным нормам профессии и профессионального сообщества».

Содержание данного направления конкретизируется утверждением субъектной позиции учащей-

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Концептуальные основы и методология организации профессиональной ориентации учащейся молодежи..,

ся молодежи в выборе профессии. Этому способствуют процессы рефлексии, ценностно-смыслового самоопределения личности в профессиональном выборе. Вместе с тем, учащаяся молодежь обращается к внешним факторам профессионального выбора, среди которых требования, предъявляемые обществом к профессии, к профессионализму в этой или иной сфере профессиональной деятельности; образ жизни конкретной профессиональной общности с ее традициями,

Третье направление - «Формирование представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности».

Содержание данного направления наполняется современной информацией о профессиональной деятельности как способе существования и выражения «Я-концепции» человека. Здесь должны быть представлены все типы и виды профессиональной деятельности человека. Также должны быть представлены познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественно-политическая, духовная деятельности человека. Особое значение в формировании представлений о человеке как субъекте профессиональной деятельности имеет обращение к трудовой деятельности великих и выдающихся людей как примеру высочайших профессиональных достижений человека. Кроме того, выделяется проблема способностей и таланта в профессиональной деятельности; определение профессиональных интересов; планирование профессионального образования и профессиональной деятельности.

Четвертое направление - «Формирование образа профессиональной деятельности».

Содержание данного направления объективируется развитием у учащейся молодежи способностей социально-психологической оценки профессиональной деятельности через образы представителей конкретных профессий, а также раскрытием способности самооценки собственного профессионального образа. Здесь эффективным приемом выступает оценка с позиций профессионального антипода.

Пятое направление - «Развитие способности к индивидуальному выбору профессии».

Содержание данного направления должно быть представлено комплексной деятельностью «Я в мире профессий, профессия в моем «Я». У учащейся молодежи должно быть сформировано представление об индивидуальном, неповторимом образовательно-профессиональном маршруте, а также сформирована индивидуальная профессиональная позиция, с точки зрения предназначения человека. В результате такой деятельности у учащейся молодежи формируется профессиональная «Я-концеп-ция» как образ профессии.

Представленные здесь направления стратегии организации профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства конкретизируются по признаку возрастной и организационной модификации: обучающиеся учреждений дошкольного образования, обучающиеся учреждений дополнительного образования, обучающиеся образовательной организации общего или профессионального образования.

Библиографический список

1. Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи: Материалы науч.-практ. конф. (г. Курск, 14 мая 2014 г.) / под общей ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольс-кой. - М.; Курск, 2012. - 266 с.

2. Волков B.C. Основы профессиональной ориентации. - М.: Академический проект, 2007. - 333 с.

3. Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи: концепция и программа развития / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. - М.; Курск, 2013. - 80 с.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М., 2007. -495 с.

5. Ходусов А.Н. Субъектно-ментальный подход в формировании у школьников готовности к профессиональному самоопределению. // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: Материалы науч.-практ. конф. (г. Курск, 2-3 ноября 2010 г.) / под общей ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. - М.; Курск, 2010. - С. 87-100.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.