УДК 37. 02
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА1
© 2014 А. Н. Ходусов
докт. пед. наук, профессор каф. педагогики e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье раскрыты особенности управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи как системы, охарактеризованы особенности сетевого социального партнерства в развитии профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Ключевые слова: модель, организация, управление, сетевое социальное партнерство, профессиональная ориентация.
Следствием современной модернизации отечественного рынка труда и профессионального образования стала их системная диверсификация, вариативность и индивидуализация. Объективно это способствовало реструктуризации и одновременно интеграции на институциональном (государственном) и личностном уровнях системы профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Институциональный (государственный) уровень реструктуризации и интеграции системы профессиональной ориентации связан с профильной диверсификацией профессиональной деятельности на фоне экономико-производственной
дифференциации профессий, появления нанопрофессий и профессий инновационноинтегративного типа. Это обстоятельство наполнило новым содержанием формулу «точное индивидуальное попадание в профессию». Кроме того, ситуация напряжения с профессиональной ориентацией создавалась из-за того, что значительно возросли требования к качеству профессиональной деятельности работников в связи с ростом конкурентоспособности продукции в условиях рыночной экономики.
Личностный уровень реструктуризации и интеграции системы профессиональной ориентации обусловлен несколькими обстоятельствами. Прежде всего, это функционирование системы непрерывного образования, доминирование ее формата «Образование через всю жизнь». Профессиональная конкуренция, престижный характер отдельных профессий, профессиональная глобализация (работа в любой стране мира) актуализировали необходимость системной модернизации и реструктуризации отечественной системы профессиональной ориентации. Данные объективные обстоятельства объясняют востребованность инновационных моделей организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства, с одновременной корректировкой целей, задач, содержания, форм, методов, средств профессиональной ориентации.
Актуальность моделирования организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства обусловлена также объективной потребностью модернизации системы профессиональной ориентации на всех уровнях: федеральном, региональном и
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
муниципальном.
Эффективность системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в случае ее модернизации обеспечивается, с нашей точки зрения, многоуровневостью, диверсификацией, вариативностью, дифференциацией, гибкостью моделей ее организации и управления, а также частотой партнерских практик субъектов сетевого социального партнерства. Субъекты сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи производят систематизацию партнерских практик и процедур по реализации моделей организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Вместе с тем развивающие возможности сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи обеспечиваются также применением системного, деятельностного, функционального и регионального подходов в создании модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Однако, как отмечают исследователи [Волков 2007; Пряжникова, Пряжников 2005; Ходусов 2005; Чистякова 2005], законодательно-административная,
организационно-технологическая и методическая мобильность субъектов сетевого социального партнерства актуализирует на всех уровнях (институциональный, региональный, муниципальный и т.д.) создание рекуррентной (возобновляемой) инфраструктуры профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Параллельно с институциональными процессами организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи на социальнопедагогическом уровне происходят процессы неформального моделирования организации и управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи. Интеграция этих двух процессов приводит к появлению модернизированных и адаптированных к современным условиям традиционных и инновационных моделей, отражающих их региональное и муниципальное своеобразие.
Анализ современных отечественных моделей организации и управления развития профессиональной ориентации учащейся молодежи позволяет выделить несколько типов и видов моделей. Это детские центры профессиональной ориентации; ресурсные центры профессиональной ориентации; центр профессиональной
ориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт» (г. Москва); Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке для их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; Курский центр диагностики и консультирования «Г армония» для профессиональной ориентации учащейся молодежи; Центр общественной информации, Учебно-тренировочный центр Курской АЭС; регионально-муниципальный и образовательно-производственный кластеры
профессиональной ориентации; Учебный комбинат г. Курска; кабинет
профессиональной ориентации общеобразовательной школы; интернет-консультант «Профориентатор»; профильные летние оздоровительные лагеря; профессиональные конкурсы, соревнования, выставки, ярмарки профессий.
Деятельность данных организаций и учреждений направлена на решение нескольких задач.
Первая - социальная задача. Ее решение направлено на формирование ценностей и смыслов профессиональной деятельности с целью актуализации профессионального самоопределения.
Вторая - экономическая задача. Она направлена на организацию управления процессом профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с потребностями современного рынка труда и возможностями личности.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
Третья задача - психологическая. Решение этой задачи связано с изучением структуры личности в связи с выбором профессии.
Четвертая задача - педагогическая. Ее решение связывается с формированием мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.
Пятая задача - медико-физиологическая - заключается в разработке и применении современных методик и технологий профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья человека, а также требований, предъявляемых профессией к личности специалиста.
В деятельности организаций и учреждений представленная совокупность задач решается комплексно или в качестве специальных задач.
Остановимся на характеристике функций и содержания деятельности конкретных организаций и учреждений, обеспечивающих развитие профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.
Детские центры профессиональной ориентации
Они могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях как самостоятельные организации или на базе учреждений дополнительного образования детей. Детские центры профессиональной ориентации могут быть многопрофильными и монопрофильными. Все зависит от типа и вида учреждения дополнительного образования детей. Функционально, детские центры профессиональной ориентации должны решать задачу профессионального просвещения на фоне удовлетворения потребностей и интересов детей к самореализации в конкретном виде творческой деятельности.
Ресурсный центр профессиональной ориентации
Ресурсный центр профессиональной ориентации [Родичев, Чистякова 2012] создается с целью оказания психолого-педагогической поддержки учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему непрерывного образования (школа, учреждения среднего и высшего профессионального образования) с использованием ресурсов профориентационного значимого партнерства образовательных учреждений с профессиональнопроизводственным и социокультурным территориальным окружением (в интересах регионального сектора экономики).
Основные задачи центра:
• аналитическая работа по изучению профессионально-производственных изменений в экономике и социальной сфере региона, демографически-миграционных сдвигов;
• выявление инновационных средств профессиональной ориентации для решения образовательно-кадровых проблем;
• создание обзорной карты территориального образовательного,
профессионально-производственного, социокультурного окружения школ
округа, содержащей информацию о профориентационно значимых возможностях реализуемого в них профильного обучения;
• адаптация (для восприятия подростками) информации об основных тенденциях и изменениях на рынке труда, о его требованиях к участнику трудовых отношений, об основных изменениях в экономике и социальной сфере региона. Итогом данной деятельности центра является создание для обучающихся
навигационных схем по путям продолжения образования по окончании 9 и 11 классов с информацией об унифицированных (базы данных) и оригинальных (рекламные проспекты и буклеты, официальные сайты) способах получения информации об образовательных учреждениях, условиях поступления в них, особенностях обучения, перспективах дальнейшего образования и трудоустройства, днях открытых дверей,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
контактах с координаторами по привлечению абитуриентов.
Также деятельность ресурсного центра профессиональной ориентации должна предусматривать создание и обновление территориального библиотечного коллектора профориентационно значимой литературы (книги, периодические издания), проектирование цифровых профориентацинно значимых образовательных ресурсов; создание структурированных банков-хранилищ наиболее типичных сценариев оказания молодежи поддержки в профессиональном самоопределении и методического обеспечения этих сценариев.
На базе центра может осуществляться подготовка специалистов, работающих с молодежью, к использованию средств формирования у нее компетентностей, значимых для социального и профессионального самоопределения.
Для реализации данных задач на уровне региона центр разрабатывает стратегию взаимодействия субъектов, ответственных за единую образовательно-кадровую политику с целью согласования и координации их деятельности, проводится общественная и профессиональная экспертиза нормативности и научно-методического обеспечения профориентационной деятельности с учетом миграционной ситуации и кадрового запроса.
На этом уровне осуществляются организационная подготовка
профориентационной деятельности в центрах, переподготовка кадров, организация оперативного взаимодействия с социальными партнерами.
Центр проводит анализ источников и факторов формирования запроса на профориентационную работу, определяет необходимое ресурсное обеспечение педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи; разрабатывает содержание и механизмы взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования; осуществляет планирование, координацию, материально-техническое и научно-методическое обеспечение системы профессиональной ориентации молодежи.
Инструментом реализации профессиональной ориентации, например, на окружном уровне является социальное партнерство центров с субъектами социокультурной и профессионально-производственной среды. Для этого результаты профессиональной ориентации молодежи округа рассматриваются не только как достижения образовательных учреждений округа или города, но и как фактор регионального развития.
Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи для их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения
Современная модернизация и развитие инклюзивного образования для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей определяет, с нашей точки зрения, новую стратегию - реализацию задач профориентации и профессионального самоопределния обучающихся с особыми потребностями и возможностями. В направлении реализации данной стратегии сегодня работает Курский ЦПМСС, в деятельности которого выделены несколько направлений: • диагностика (проведение психолого-педагогической диагностики детей и подростков по запросу и с согласия родителей (законных представителей), организаций с целью определения форм, методов и перспектив психологопедагогической коррекции развития, а также перспектив профессионального образования и профессиональной деятельности. Диагностическое обследование проводится в присутствии родителей (законных представителей) или педагогического, социального работника организации при наличии письменного
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
согласия родителей (законных представителей);
• консультирование (организация психолого-педагогического, логопедического
консультирования детей и подростков по их обращению, обращению родителей (законных представителей), запросу организаций, профессионально-
методического консультирования специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, проблемы в обучении и воспитании, нарушения поведения с целью их профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессиональной адаптации);
• коррекционно-педагогическая деятельность (разработка и внедрение авторских
психолого-педагогических, логопедических коррекционно-развивающих
образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей развития детей, состояния их здоровья, перспектив профессионального обучения и профессиональной деятельности);
• информационно-аналитическая деятельность (создание информационных банков данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании и о возможных вариантах оказания им помощи в организациях образования, здравоохранения, социального обслуживания Курской области, в том числе в решении задач профориентации и профессионального самоопределения;
• сотрудничество (организация внутриведомственного и межведомственного
сотрудничества специалистов путем разработки методов и технологий, обеспечивающих содержательную и методическую преемственность, взаимосвязь в работе психолого-педагогической, медико-социальной и других служб, функционирующих в ОБОУ ЦПМСС и других организациях; оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению детей по общеобразовательным программам, а также в решении проблем профориентации и профессионального самоопределения). Курский центр диагностики и консультирования «Г армония» для
профессиональной ориентации учащейся молодежи
Центр в интересах обучающихся, общества, государства осуществляет:
• оказание консультативной методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
• проведение занятий на базе других образовательных учреждений, предприятий и организаций;
• оказание помощи учащимся в профориентации;
• оказание анонимной психологической и консультативной помощи детям и родителям по «телефону доверия» круглосуточно без выходных и праздничных дней;
• своевременное выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия;
• внедрение новых технологий социально-педагогической работы с семьей;
• обеспечение социально-правовой, медико-психолого-педагогической, практической помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, замещающим семьям;
• содействие в реализация программ реабилитации семей, находящихся в трудной
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
жизненной ситуации;
• осуществление социального контроля над родителями, уклоняющимися от воспитания детей;
• сотрудничество с государственными учреждениями, администрациями
муниципальных образований, некоммерческими организациями, общественностью по вопросам обеспечения законных прав несовершеннолетних, в том числе в профессиональном образовании и профессиональном самоопределении.
Центр взаимодействует с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних по вопросам обучения и воспитания их детей путем проведения консультаций, родительских собраний, собеседований, педагогического всеобуча и иных мероприятий, а также через работу психолого-медико-педагогического консилиума; проводит на территории муниципального образования «город Курск» изучение актуальных потребностей детей, семей, образовательных учреждений и организаций, мониторинг по изучению состояния профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения, а также по проблемам профориентации; оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними.
Центр общественной информации «Учебно-тренировочный ентр Курской АЭС» Результатом профориентационной работы Центра является индивидуализация профессионального самоопределения обучающихся Курского политехнического колледжа. Этому способствуют современные виды деятельности, осуществляемые студентами в центрах. Студенты работают с макетами оборудования АЭС в выставочных залах, получают необходимую информацию, опираясь на инновационные технологии. В учебно-тренировочном центре Курской АЭС для студентов колледжа производятся занятия с использованием полномасштабного тренажера блочного щита управления, позволяющего изучить и понять сложность происходящих технологических процессов [Шульгин 2012].
Регионально-муниципальный и образовательно-производственный кластеры профессиональной ориентации
Концепция создания кластеров профессиональной ориентации учащейся молодежи основана на методологическом положении об объективной необходимости профессионально-личностного развития будущего специалиста в процессе непрерывного профессионального образования при переходе к рыночной экономике.
Эффективность такой системы определяется системными связями между различными стадиями профессионального образования, характеризующимися многоуровневостью, диверсификацией, вариативностью, дифференциацией, гибкостью и динамичностью программы профессиональной подготовки. Это позволяет учесть в построении индивидуальной образовательной профессиональной траектории будущего специалиста такие существенные характеристики, как начальный уровень профессиональной подготовки обучающихся, их когнитивно-деятельностные
возможности, объем необходимых знаний, и индивидуализировать формы и средства формирования профессиональных компетенций.
Важнейшим условием и одновременно механизмом, обеспечивающим эффективность системы непрерывного профессионального образования в контексте реализации индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста, является кластерный подход.
Ведущая идея кластерного подхода - организация и развитие кластеров для интеграции структур системы непрерывного образования школа - СПО -
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Важнейшим фактором успешного функционирования кластера является наличие стратегии устойчивого развития непрерывного профессионального образования, выраженной в программе, в которой консолидируются интересы органов власти, бизнеса, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений, работодателей и сети других центров, решающих профессионально-кадровые задачи на уровне инновационных проектов развития региона. Организация кластеров в кластерную систему в непрерывном профессиональном образовании обеспечивает:
• интеграцию образовательной, научной, производственной деятельности учебного заведения для решения кадровых задач развития инновационной экономики региона;
• становление системы партнерских практик субъектов профессионального образования;
• становление системы привлечения работодателей к рецензированию, созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
• формирование региональной квалификационной структуры на базе квалификационных требований с учетом требований опережающего инновационного развития региона и профессиональной мобильности программ в условиях рыночной экономики;
• создание необходимой инфраструктуры непрерывного профессионального образования региона как рекуррентного (возобновляемого) образования для различных слоев и категорий населения на основе национальной квалификационной рамки, образовательных и профессиональных стандартов, государственных требований;
• создание межрегиональной, межсистемной (школа - СПО - ВПО -послевузовское и дополнительное профессиональное образование) структуры неформального и спонтанного профессионального образования на основе профессиональной мобильности у граждан; создание и развитие новых образовательных технологий для менеджмента непрерывного профессионального образования, когда происходит «вторжение» производства в сферу базовой подготовки будущих специалистов и, наоборот, проникновение инновационного обучения в производственный процесс; интеграция науки и образования в производство;
• создание системы научно-методической поддержки и сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста;
• сокращение сроков освоения программ следующего уровня на базе имеющегося профессионального образования: ВПО на базе СПО; СПО на базе производства; многократное получение профессионального образования какого-либо уровня в форме второго образования лицами различного возраста, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций;
• формирование и развитие организационно-экономических механизмов обеспечения образовательного процесса;
• переход к непрерывному индивидуализированному профессиональному образованию для всех будущих специалистов и граждан из активной трудовой жизни;
• переход к модульному построению образовательных практик с применением технологий дистанционного обучения и накопительной системы оценивания образовательных достижений обучающихся;
• формирование инновационной образовательной среды колледжей через социальное партнерство; снижение затрат на обучение специалиста за счет интеграции образовательных программ;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
• повышение качества специалиста через интеграцию теоретического и практического обучения, формирование широкого диапазона профессиональных компетенций;
• обеспечение обучающимся устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях через получение смежных профессий;
• создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, исключающей дублирование профессиональных программ СПО в колледже;
• создание студенческой производственной базы (студенческие фирмы по оказанию услуг населению) с целью отработки профессиональных навыков и приобретения опыта работы в реальных производственных условиях.
Кластерная система непрерывного профессионального образования имеет многоуровневую структуру, где выделяются внешние и внутренние кластеры.
Кластерная система внешних кластеров. Внешний кластер - это структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющих свою полноценную функциональную работоспособность для консолидации интересов органов власти, бизнеса, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений и др. при реализации устойчивой стратегии развития системы непрерывного профессионального образования.
Кластерная система внутренних кластеров. Внутренний кластер - это совокупность согласованно действующих на основе общей глобальной цели субъектов. Глобальная цель - формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов (понятие «внутренний кластер образовательного учреждения» обосновано Т.М. Давиденко, Е.В. Жиляковым). Т.М. Давиденко и Е.В. Жиляков выделяют также технологию внутренних кластеров и утверждают, что типы внутренних кластеров различаются механизмом взаимодействия субъектов при достижении общей глобальной цели.
Внутренние кластеры первого типа: «преподаватели выпускающей кафедры или отделения колледжа и студенты соответствующей специальности». Уровни взаимодействия: руководители кафедры, отделения - преподаватели; преподаватели -студенты.
Внутренний кластер второго типа: «специальности образовательного
учреждения» (объединяются при выполнении программ профессионального
образования). Уровни взаимодействия: деканы, заведующие выпускающими
кафедрами, зав. отделениями колледжа.
Внутренние кластеры третьего типа: «учебное заведение профессионального образования и внешние партнеры» (взаимодействуют для создания механизмов формирования профессиональных компетенций будущих специалистов). Уровни взаимодействия: администрация учебного заведения - внешний партнер; факультет, отделение - внешний партнер.
Внешние кластеры четвертого типа: «объединение нескольких учебных заведений профессионального образования в учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). Цель объединения - использование кадрового и материальнотехнического потенциала членов данного кластера для непрерывного
профессионального образования будущих специалистов.
Внешние кластеры пятого типа: «группа учебного заведения
профессионального образования и глобальная корпорация». Цель объединения -реализация проектов индивидуальных программ непрерывного профессионального
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
образования будущих специалистов с использованием кадрового и материальнотехнического потенциала членов данного кластера.
Методологическим основанием реализации возможностей кластерной системы в профессиональном образовании являются системный, комплексный,
междисциплинарный, интегративный подходы, а также принцип субъектности, согласно которому эффективность образовательного учреждения как образовательнопроизводственного кластера обеспечивается значимостью и частотой партнерских практик субъектов внешних и внутренних кластеров.
Межшкольный учебный комбинат как муниципальный центр профессиональной ориентации учащейся молодежи (директор А.Ю. Блинов, г. Курск)
Учебный комбинат (УК) - это многопрофильное и полифункциональное образовательное учреждение. Доминирующей функцией УК является системная профориентация. Ведущей педагогической нанотехнологией профориентации в УК выступает, с нашей точки зрения, технология профессиональных проб. Опыт Курского УК, Курского государственного политехнического колледжа показывает, что профессиональные пробы как минимум в трех профессиях дают положительный педагогический эффект, когда обучающиеся осуществляют осознанный индивидуальный профессиональный выбор вида профессионального обучения.
Кабинет профессиональной ориентации общеобразовательной школы [Родичев, Чистякова 2012]
Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе выполняет задачу концентрации и технологической организации используемых в образовательном учреждении средств психолого-педагогической поддержки
профессионального самоопределения молодежи, которые либо сосредоточены в одном помещении, либо частично распределены на территории образовательного учреждения при отсутствии для кабинета отдельного помещения и при условии возможности их портативного перемещения и оперативного развертывания для проведения групповых занятий. Исключение составляет стационарное совмещенное рабочее место педагога и консультируемого подростка.
Деятельность кабинета профессиональной ориентации направлена также на профориентационно значимую интеграцию ресурсов формального, неформального (дополнительного) и информального (спонтанного) образования учащихся всех возрастных групп. Кабинет создает условия для деятельности педагогов и психологов школы по совершенствованию имеющихся, разработке и проверке новых педагогических технологий поддержки профессионального самоопределения подростков, составлению индивидуального рабочего профориентационного портфеля педагога. Важнейшим условием эффективности деятельности является использование в кабинете профессиональной ориентации электронных и дистанционных инструментов поддержки профориентационно значимой активности учащихся и педагогов. Уровень и характер их использования определяются самим общеобразовательным учреждением в зависимости от степени участия кабинета профориентации в жизни города, района, округа, уровня ИКТ-грамотности ответственного за профориентацию, наличия в кабинете профориентации или школьном медиацентре соответствующего оборудования.
Сформулируем основные цели кабинета профессиональной ориентации в общеобразовательной школе:
• создание условий для профессиональной ориентации обучающихся, поддержка их профессионального самоопределения, разработка программ подготовки будущих выпускников к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
• психолого-педагогическое и информационное обеспечение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и координация профориентационно значимого социального партнерства между образовательным учреждением и службами занятости, профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением;
• взаимодействие с окружным ресурсным центром по проблемам научнометодического обеспечения профессиональной ориентации.
Для реализации поставленных целей кабинетом профессиональной ориентации решаются следующие задачи:
• обеспечение учащихся и их родителей актуальной информацией о состоянии рынка труда и образовательных услугах (общего образования на старшей ступени, профессионального образования);
• оказание учащимся профориентационной диагностико-рекомендательной помощи;
• оказание учащимся педагогической и психологической помощи в обнаружении и преодолении проблем в планировании продолжения образования;
• обеспечение учащихся современными инструментами приобретения и рефлексивного осмысления профориентационно значимого социального опыта (как при изучении основных образовательных областей, так и при интеграции ресурсов формального, неформального и информального образования);
• обеспечение организации и развития профориентационно значимых детсковзрослых сообществ на базе современных средств компьютерно-опосредованной коммуникации;
• подготовка педагогов школы или сети школ к оказанию психологопедагогической и информационной поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении;
• согласование содержания, форм и методов профориентационной работы с особенностями реализации в образовательном учреждении моделей профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников, использование профориентационно значимых возможностей профильных и элективных ориентационных курсов;
• координация ресурсов профориентационной работы в пределах
образовательного учреждения, в сети школ при взаимодействии с ресурсным центром профессиональной ориентации, обеспечение профориентационно значимого
социального партнерства между школой, службами занятости, профессиональнопроизводственным и социокультурным территориальным окружением;
• распространение опыта профориентационной деятельности кабинета, создание положительного имиджа образовательного учреждения;
• предоставление доступа к тематической литературе и информационным ресурсам.
Основными направлениями работы кабинета с обучающимися являются информационно-справочная, просветительская работа (размещение актуальной
профориентационно значимой информации в помещении школы - на стендах с бумажными носителями, электронных информационных настенных панелях и стационарных терминалах); информирование о результатах ЕГЭ при зачислении в учебные заведения профессионального образования; обеспечение доступа к справочной литературе и электронным информационным источникам о путях продолжения образования; организация лекций по профориентационной проблематике; налаживание контактов учащихся с представителями предприятий, учреждений, с бывшими выпускниками -носителями профессионального опыта; информирование о тематических выставках и
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
других профориентационно значимых событиях за пределами школы и сети школ.
Также кабинет проводит диагностико-консультационную работу с учащимися по проблемам их готовности к продолжению образования, оказывает им помощь в принятии решения о выборе пути продолжения образования; оказывает подросткам морально-эмоциональную поддержку в выборе пути продолжения образования посредством тренингов, школьных конкурсов и праздников профориентационной направленности. Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе обеспечивает защиту прав учащегося при переходе от учебы в общеобразовательном учреждении к профессиональному образованию и трудовой деятельности; организует проведение профессиональных проб, социальных практик, экскурсий на предприятия, производственной практики на базе колледжей и вузов.
Интернет-консультант «Профориентатор» муниципального и регионального уровней
Он создается на сайте администраций, учебных заведений и других организаций, решающих задачи профессиональной ориентации учащейся молодежи. Здесь размещаются материалы, содержащие следующие разделы:
• нормативно-правовая база профориентационной работы;
• банк данных о муниципальных и региональных центрах и учреждениях
профессиональной ориентации учащейся молодежи;
• телефоны «горячей линии» «Твой вопрос о профессиональном выборе - Наш
ответ».
Профильные летние оздоровительные лагеря
Опыт всероссийских и региональных (Курская область) профильных лагерей показывает, что содержание их деятельности привлекает детей, ориентирующихся на тот или иной тип профессии или выбравших ту или иную профессию.
В профильных лагерях существует уникальная возможность в неформальной обстановке «узнать» профессию индивидуально, через общение «вживую» с представителями той или иной профессии или с целой профессиональной отраслью. Форм профессиональной ориентации в профильном лагере достаточно на все возрастные группы детей: от соревнований по видам деятельности до экскурсий на производство.
Профессиональные конкурсы, соревнования, выставки, ярмарки профессий
Их назначение состоит в проведении профессиональных проб и «погружений» в профессию.
Как видим, каждая модель организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи реализует собственное направление:
• профессиональное просвещение;
• профессиональное воспитание (развитие);
• профессиональная диагностика;
• профессиональная консультация [Овсянникова, Ефременко 2012]
Профессиональное просвещение условно подразделяется на две формы:
профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.
Профессиональная информация призвана дать школьникам знания об основах профессионального самоопределения, о взаимосвязи личностных особенностей и требований профессиональной деятельности к человеку. В процессе профессионального информирования школьникам предлагают сведения о мире профессий и специальностей, о содержании профессионального труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
квалификационного и должностного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые данная профессия предъявляет к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки.
Большие возможности по использованию информационных и методических материалов при организации профориентационной работы в школе предоставляет нам сеть Интернет. Например, на сайте www.profguide.ru «ПрофГ ид» размещены полезные статьи, новости рынка труда, опросы и большая подборка учебных заведений, где можно получить определенные специальности. На сайте www.rabochee-mesto.com собраны рассказы обычных людей о своих необычных профессиях. Из первых уст можно узнать, чем занимается судебный пристав-исполнитель, химик-хроматографист, кастинг-менеджер, дальнобойщик, егерь, гидрометаллург. Авторы готовы поделиться самым интересным, что есть в их работе, а также рассказать о сложностях, с которыми сталкиваются.
Профессиональная пропаганда направлена на рекламу тех профессий, по которым ощущается дефицит кадров в регионе или прогнозируется расширение приема. При правильной постановке профессиональная пропаганда должна быть достоверной, объективной, всесторонней.
Под профессиональным воспитанием (развитием) понимают процесс формирования у обучающихся профессиональных интересов, потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания - формирование личности профессионала, отвечающего требованиям современного производства, обладающего высокими нравственными и профессиональными и качествами. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, целенаправленному включению в различные виды труда, профессиональной деятельности, осуществляемой в кружках, факультативах, на уроках технологии и т.д.
Профессиональная диагностика предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы: медицинскую и психологическую диагностику.
Медицинская диагностика - проведение осмотра и освидетельствование всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, костно-мышечной и т. д.), а также уровня функционирования анализаторов. Квалифицированный совет врача по подбору специальностей, отвечающих желаниям, интересам, способностям подростка, что особенно существенно для лиц с отклонениями в здоровье, должен предшествовать окончательному профессиональному выбору.
Психологическая диагностика проводится на различных уровнях: личностномотивационном - уровне исследования мотивов, склонностей и интересов, изучения некоторых личностных свойств (экстраверсии-интроверсии, эмоциональных особенностей, коммуникативных способностей); уровне познавательных способностей, то есть исследования меры выраженности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; особенностей нейро- и психодинамических процессов, то есть изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента.
Наиболее часто диагностика осуществляется прямыми методами - с использованием личностных опросников интересов. При этом возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).
Например, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (см. http://www.altermed.bv/index.php?item=test&pst=ddo) предназначен для определения
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Ходусов А. Н. Модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства
самооценки склонностей человека к той или иной сфере деятельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
• «человек-человек»,
• «человек-художественный образ»,
• «человек-техника»,
• «человек-знаковая система»,
• «человек-природа».
Сайт www.my-test.ru - это огромный сборник тестов. Среди них есть несколько десятков довольно полезных, которые помогут школьникам выявить свои личностные качества и способности.
Профессиональная консультация направлена на оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, психолого-эмоциональную поддержку и оказание помощи в принятии решения.
Профессиональная консультация проводится с учетом возраста, физических и психологических индивидуальных особенностей школьника, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь ребенку самому принять адекватное решение о профессиональном выборе.
Необходимо отметить некоторые принципы, которые должны обязательно соблюдаться при проведении диагностики и консультирования обучающихся:
• добровольность участия (недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия человека);
• индивидуальный подход (следует подходить к каждой личности индивидуально и в процессе диагностики и консультирования исходить из ее интересов и склонностей, не навязывая своих суждений и оценок, а содействуя осознанию обучающимся собственных интересов и способностей, адекватному выбору профессии);
• персональная ответственность (психолог несет персональную ответственность за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий). Консультации психолога предусматривают следующие этапы:
1) констатирующий (констатация стадии формирования профессиональных намерений обучающихся):
2) диагностический (диагностика интересов, склонностей, способностей, индивидуально-психофизиологических особенностей);
3) поисковый (разработка плана работы с обучающимся по его подготовке к выбору профессии или разработка стратегии проведения коррекции);
4) коррекционный (разработка рекомендаций и проведение коррекционной работы с обучающимися);
5) консультационный (беседы с обучающимися о правильности выбора, о структуре его способностей, о достижениях после проведения коррекционной работы и т.д.).
Представленные здесь модели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства решают проблемы двух уровней.
• Первый уровень - институциональный. На этом уровне обеспечивается
реализация стратегий государственной глобализации развития
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
профессиональной ориентации, поддерживаемая всеми ветвями власти.
• Второй уровень - субъектно-индивидуальный. На этом уровне решаются проблемы индивидуализации профессиональной ориентации на основе психолого-медицинской диагностики и возможностей обучающегося с учетом мотивов, потребностей, интересов его будущей профессиональной
деятельности.
Библиографический список
Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. М., 2007. 331 с.
Научно-методические основы сетевого социального партнерства в
профессиональной ориентации учащейся молодежи: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. Курск, 2005. 80 с.
Овсянникова Е.Н., Ефременко А.В. Психология профессиональной ориентации школьников. Курск, 2012. 176 с.
ПряжниковаЕ.Ю., ПряжниковН.С. Профориентация. М., 2005. 495 с.
Родичев Н.Ф., Читсякова С.Н. Формирование профессионального
самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. 2012. № 9. С. 16-214.
Шульгин Т.Е. Социальное партнерство в системе среднего прфоессионального образования как фактор повышения качества обучения // Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи: материалы научно-практической конференции / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2012. С. 195-200.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)