Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений'

Профилактика правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4004
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕРЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОБЩЕСТВО / OFFENSES / PREVENTION / MEASURES / LAW ENFORCEMENT / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов Даниил Викторович

Правонарушения, совершенные гражданами России и представителями иных национальностей на территории страны или по отношению к иным ее гражданам, национальной и экономической безопасности это опасное социально-правовое явление. В данной статье рассматривается современное состояние сферы профилактики правонарушений, отмечены основы законодательного характера в части организации предупредительной деятельности, выделены методы работы. Также рассмотрен положительный опыт зарубежных стран, на основании полученных результатов сформулированы рекомендации по повышению эффективности программ профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF OFFENCES

Offenses committed by Russian citizens and representatives of other nationalities on the territory of the country or in relation to its other citizens, national and economic security this is a dangerous social and legal phenomenon. This article discusses the current state of the field of crime prevention, the foundations of the legislative nature in terms of the organization of preventive activities, the methods of work are highlighted. The positive experience of foreign countries was also considered, based on the results obtained, recommendations were formulated to improve the effectiveness of crime prevention programs.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИИ

PREVENTION OF OFFENCES

УДК 342.9 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10261

Павлов Даниил Викторович

Преподаватель кафедры профессиональной подготовки, Уфимский юридический институт МВД России Pavlov D.V. danila.ru93@mail.ru

Аннотация

Правонарушения, совершенные гражданами России и представителями иных национальностей на территории страны или по отношению к иным ее гражданам, национальной и экономической безопасности - это опасное социально-правовое явление. В данной статье рассматривается современное состояние сферы профилактики правонарушений, отмечены основы законодательного характера в части организации предупредительной деятельности, выделены методы работы. Также рассмотрен положительный опыт зарубежных стран, на основании полученных результатов сформулированы рекомендации по повышению эффективности программ профилактики правонарушений.

Annotation

Offenses committed by Russian citizens and representatives of other nationalities on the territory of the country or in relation to its other citizens, national and economic security - this is a dangerous social and legal phenomenon. This article discusses the current state of the field of crime prevention, the foundations of the legislative nature in terms of the organization of preventive activities, the methods of work are highlighted. The positive experience of foreign countries was also considered, based on the results obtained, recommendations were formulated to improve the effectiveness of crime prevention programs.

Ключевые слова: правонарушения, профилактика, меры, правоохранительные органы, общество.

Keywords: offenses, prevention, measures, law enforcement, society.

Правонарушения являются опасными социально-правовыми явлениями, поскольку они: негативно влияют на формирование и развитие, самоопределение личности; наносят значительный ущерб обществу из-за потери трудовых ресурсов; играют значительную роль в формировании рецидивной преступности.

Следовательно, акцентируя внимание на указанной проблематике, и актуальной представляется цель данной статьи - исследования системы эффективных мер профилактики правонарушений в современных условиях развития страны.

Теоретико-методологической исследования является аналитический обзор наработок современных отечественных ученых по данной проблематике. Среди них в рамках данной статьи следует выделить таких, как: Майоров В.И., Дунаева О.Н., Каширина О.Н., Яковлева М.А., Николаева А.Е., Гордеев А.Ю. [1-5].

Одним из направлений в борьбе с преступностью является профилактическая деятельность. Профилактика правонарушений на территории Российской Федерации (далее - РФ) проводится усилиями сотрудников

социальных служб, сотрудниками правоохранительных органов, а также среди несовершеннолетних - применением соответствующей системы мер педагогами, службами по делам несовершеннолетних. Однако, исследователи обращают внимание на многочисленные проблемы в этой сфере деятельности, заключающиеся в отсутствии налаженного сотрудничества между различными субъектами профилактики, а также использовании преимущественно групповых и массовых форм работы [5].

Под профилактикой правонарушений понимают деятельность государственных органов и общественности, которая имеет системный характер как по комплексу мероприятий, так и по кругу субъектов, ее осуществляющих, направленную на недопущение возникновения, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретного преступления [2].

Профилактика антиобщественных явлений предполагает теоретическую разработку и практическую реализацию системы мероприятий, направленных на предупреждение нарушений норм права, морали и правил общежития. Она осуществляется по многим направлениям и носит характер социально-экономических, идейно-политических, правовых, социально-психологических и других социальных факторов, способствующих предупреждению и преодолению преступности.

В социальной профилактике антиобщественных явлений выделяется два относительно самостоятельных блока деятельности, в частности: а) профилактика аморальных поступков; б) профилактика правонарушений. Профилактика аморальных поступков предусматривает предупреждение возможных нарушений общественного механизма морального регулирования правил общественного бытия, предупреждение нарушений норм нравственности в разных сферах жизнедеятельности. Профилактика правонарушений также предусматривает различные аспекты этой деятельности, а именно: профилактику общественных правонарушений, дисциплинарных и административных правонарушений и профилактику преступности.

Профилактические мероприятия правонарушений должны быть направлены не только на устранение внешних причин, условий, обстоятельств, способствующих проявлениям агрессивного, девиантного поведения субъектов, но учитывать внутренние психологические факторы, имеющие место в структуре личности [4].

Обращая внимание на зарубежный опыт законодательного регулирования и реализации профилактики правонарушений, следует отметить, что во многих развитых странах данная профилактика ведется в рамках процедур по противодействию широкому кругу противоправных деяний, в том числе и преступлений. Часто меры профилактического воздействия урегулированы уголовным законодательством. Так, например, в США правовыми основами административной деятельности полиции признаются Федеральный уголовный кодекс и правила, уголовные кодексы отдельных штатов, судебные прецеденты, а также сборники стандартных ситуаций, разработанные на основе законодательства каждого штата. Такая специфика расширяет круг полномочий субъектов профилактики административных деликтов, одновременно создавая много процессуальных препятствий по привлечению виновного к ответственности за административные деликты. В Австрии административные органы применяют широкий перечень мер принудительного воздействия: принудительный привод лица, внесение денежной суммы и залог на вещи и т.д. [1].

Важность мер профилактики в механизме защиты прав и законных интересов граждан побудила правительства отдельных государств создать специальные органы, призванные обеспечивать организацию профилактической деятельности в отношении правонарушений. Фактически предупредительное направление внесено в контекст приоритетной социальной политики правительства. Например, в Австрии создана официальная Консультативная служба по предотвращению преступности с широкой сетью региональных бюро, в Бельгии действует Высший профилактический совет, в Великобритании основным органом в этой сфере является Комитет по

вопросам предотвращения и выявления преступлений, а в городских отделах полиции действует служба предупреждения, которая занимается консультированием населения и вопросами имущественной безопасности [1].

В последнее время правовая политика большинства развитых стран характеризуется внедрением в управленческие и правоохранительные отношения человекоцентристской идеологии. Происходит внедрение этой идеологии во все государственные процессы, расширение направлений публично-сервисной деятельности субъектов властных полномочий. Мерам принуждения отводится второстепенная роль при регулятивном воздействии на общественную систему и отдельных граждан. В связи с этим в сфере противодействия административным правонарушениям в сфере собственности акцент смещается от наказания к профилактике и предупреждению, привлечение общественности ко всем управленческим и правоохранительным процессам. В Великобритании и США граждане и их объединения активно приобщаются к профилактике правонарушений, могут применять любые меры предотвращения проступкам, которые не противоречат действующему законодательству. Органы власти всячески способствуют взаимодействию правоохранительных органов с населением [3].

Основной причиной низкого уровня правонарушений в Европейских странах, США и Великобритании является налаживание партнерских отношений с общественностью, высокий уровень доверия к правоохранительным органам и соблюдение принципа неотвратимости наказания. Основой привлечения граждан к мероприятиям профилактики правонарушений в США и Великобритании являются разнообразные правительственные и региональные программы. Многие программы взаимодействия полиции с населением касаются профилактики краж и другого незаконного лишения права собственности.

На территории РФ законодательной базой профилактических мер в отношении правонарушений является Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Закон).

Законом комплексно освещается понятийный аппарат, принципы реализации, направления развития профилактики правонарушений, а также устанавливается порядок правового регулирования в отношении субъектов, реализуемых профилактические мероприятия. В соответствии со второй частью Закона специфика профилактики правонарушений в отдельных сферах жизни общества могут быть определены отдельными федеральными законами. Пункт 11 ч. 2 ст. 6 фактически уполномочил законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также представительные органы местного самоуправления на осуществление нормотворческой деятельности в данной сфере, в том числе в части развития положений федерального законодательства, расширения инструментария профилактической работы с учетом специфики криминологической обстановки региона [7].

По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ к концу 2019 года в стране было зарегистрировано 2024337 преступления, что на 32805 больше, чем за аналогичный период 2018 года (на 2,1%). Рост преступности отмечается в 48 регионах страны, в частности в Северной Осетии, Адыгее, Татарстане, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках. Снижается число зарегистрированных преступлений в 37 регионах, например в Ненецком автономном округе, Дагестане, Туве, Севастополе и Калужской области. Более трети всех зарегистрированных преступлений (42%) составляют хищения чужого имущества. Как отмечается в материалах надзорного ведомства, количество тяжких преступлений увеличилось на 16,3%, а особо тяжких уменьшилось на 4,1%. Кроме того, число лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред, уменьшилось на 5,1% (28,5 тыс. человек), а погибших в результате преступлений - на 6,4% (18,3 тыс. человек) [6].

Основными направленияvb деятельности правоохранительных органов и социальных служб, органов государственной и муниципальной власти являются следующие:

1. Разработка и реализация программ и мероприятий в регионах и субъектах РФ, направленных на предотвращение бедности и безработицы,

укрепление социальных и семейных связей, усиление противодействия факторам, которые порождают преступность.

2. Систематический анализ состояния правопорядка в стране, регионе и т.д. В случае ухудшения криминогенной ситуации - принятие адекватных скоординированных мер по выяснению и устранению причин и условий, которые негативно влияют на состояние профилактической работы.

3. Осуществление мониторинга общественного мнения о качестве работы местных органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов по вопросам противодействия преступным проявлениям, степени доверия населения к их деятельности в этой сфере, основных факторов, которые, по мнению граждан, негативно влияют на криминогенную обстановку. Использование полученных результатов при планировании дополнительных мер по предотвращению правонарушений.

4. Организация и проведение в учебных заведениях, библиотеках, предприятиях информационно-пропагандистских, тематических акций, конкурсов по вопросам профилактики правонарушений, правового воспитания граждан, разъяснение соответствующих актов законодательства.

Таким образом, как показал анализ литературных источников, законодательной базы и статистической информации, профилактика правонарушений имеет большое значение в системе борьбы с преступностью в стране, она активно реализуется государством, правоохранительными и социальными службами, местными органами управления, но не является совершенной. Приоритетным, но мало реализуемым на практике методом профилактики правонарушений является систематическое разъяснение через средства массовой информации, Интернет государственной стратегии развития правоохранительных органов, внедрения новых форм работы, направленных на решение проблем граждан. Как показал анализ опыта зарубежных стран, для органов и служб, реализующих профилактику правонарушений на местах, перспективным на уровне регионов РФ является: посредством разных средств коммуникации проводить общественное обсуждение вопросов эффективности

работы правоохранительных органов; практиковать привлечение представителей общественности к формированию государственной политики в сфере обеспечения законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан, проведения профилактически-разъяснительной работы; образовывать для этого общественные советы.

Литература

1. Гордеев А.Ю. К вопросу о положительном опыте предупреждения преступлений в зарубежных странах // Matters of Russian and International Law. 2017. № 7. С. 115-121.

2. Каширина О.Н. О некоторых аспектах проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации // Инновационная экономика и право. 2018. № 1 (10). С. 106-108.

3. Майоров В.И., Дунаева О.Н. Современные концепции взаимодействия полиции и общества как средства противодействия преступности: опыт зарубежных стран и России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1 (39). С. 145-153.

4. Николаева А.Е. Проблемы правового регулирования профилактики правонарушений на региональном уровне // Символ науки. 2019. № 7. С. 48-52.

5. Яковлева М.А. Авторский взгляд на систему субъектов профилактики правонарушений в современной России // Юридическая наука. 2019. № 8. С. 81-87.

6. Показатели преступности России // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses map (Дата обращения: 20.02.2020)

7. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // Российская

газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (Дата обращения: 20.02.2020)

Literature

1. Gordeev A.Yu. To the question of the positive experience of crime prevention in foreign countries // Matters of Russian and International Law. 2017. No. 7. P. 115-121.

2. Kashirina O.N. About some aspects of monitoring by the subjects of crime prevention in the field of crime prevention in the Russian Federation // Innovative Economics and Law. 2018. No. 1 (10). Р. 106-108.

3. Mayorov V.I., Dunaeva O.N. Modern concepts of the interaction of the police and society as a means of combating crime: the experience of foreign countries and Russia // Jurisprudence and law enforcement practice. 2017. No. 1 (39). Р. 145-153.

4. Nikolaev A.E. Problems of legal regulation of crime prevention at the regional level // Symbol of science. 2019.No 7.P. 48-52.

5. Yakovleva M.A. Author's view of the system of subjects of crime prevention in modern Russia // Legal Science. 2019.No 8.P. 81-87.

6. Crime indicators of Russia // Portal of legal statistics of the Prosecutor General of the Russian Federation. [Electronic resource]. Access mode: http://crimestat.ru/offenses_map (Date of access: 02.20.2020)

7. Federal law of June 23, 2016 № 182-ФЗ «On the fundamentals of the system of crime prevention in the Russian Federation» // Russian newspaper. [Electronic resource]. Access Mode: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (Date of access: 02.20.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.