Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел как субъекта профилактики правонарушений: современные проблемы и перспективы'

Деятельность органов внутренних дел как субъекта профилактики правонарушений: современные проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3352
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЪЯВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIME PREVENTION SYSTEM / INTERNAL AFFAIRS / ANNOUNCEMENT OF OFFICIAL WARNING / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева О.В., Ряпухина И.А., Карпушин О.Е.

В современных условиях профилактика правонарушений главное стратегическое направление деятельности МВД России в борьбе с этим социально негативным явлением. Предупреждение правонарушений полицией это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 стал твердой правовой основой государственной системы профилактики правонарушений, четко определив круг субъектов данного вида деятельности, их полномочия и обязанности, а также виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия. Вместе с тем, на современном этапе остаются нерешенными ряд вопросов организационно-правового характера, которые снижают эффективность профилактической функции государства. Учитывая результаты правоприменительной практики, меняющиеся социально-политические условия в обществе, необходим постоянный мониторинг проблем в сфере профилактики правонарушений и поиск путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Катаева О.В., Ряпухина И.А., Карпушин О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A SUBJECT OF CRIME PREVENTION: CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS

In modern conditions, crime prevention is the main strategic direction of the Russian Ministry of Internal Affairs against this socially negative phenomenon. Offenses prevention is the activity of police services, units and employees of internal affairs bodies, carried out within their competence, aimed at preventing crimes by identifying, eliminating or neutralizing the causes, conditions and circumstances that contribute to their commission, and providing a preventive effect on persons with illegal behavior. Crime prevention is carried out by internal affairs bodies in order to protect individuals, society, and the state from criminal attacks, to counteract criminal processes in society, and to deter and reduce crime. The Federal Law “On the Basics of the Crime Prevention System in the Russian Federation” has become a solid legal basis for the state crime prevention system, clearly defining the circle of subjects of this type of activity, their powers and responsibilities, as well as types of crime prevention and forms of preventive impact. At the same time, at the present stage, a number of organizational and legal issues remain unresolved, which reduce the effectiveness of the preventive function of the state. Considering the results of law enforcement practice and changing socio-political conditions in society, authors state that constant monitoring of problems in the field of crime prevention and the search for solutions is required.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел как субъекта профилактики правонарушений: современные проблемы и перспективы»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A SUBJECT OF CRIME PREVENTION: CURRENT PROBLEMS AND

PROSPECTS

УДК 342.9

W

О.В. КАТАЕВА,

кандидат юридических наук,

доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) kataeva_70@mail.ru

OLGA V. KATAEVA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

И.А. РЯПУХИНА,

кандидат юридических наук,

доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) 3609150@mail.ru

IRINA A. RIAPUKHINA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

О.Е. КАРПУШИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) cer533@ya.ru

OLEG E. KARPUSHIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в современных условиях профилактика правонарушений - главное стратегическое направление деятельности МВД России в борьбе с этим социально негативным явлением. Предупреждение правонарушений полицией - это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 стал твердой правовой основой государственной системы профилактики правонарушений, четко определив круг субъектов данного вида деятельности, их полномочия и обязанности, а также виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия.

1 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Вместе с тем, на современном этапе остаются нерешенными ряд вопросов организационно-правового характера, которые снижают эффективность профилактической функции государства. Учитывая результаты правоприменительной практики, меняющиеся социально-политические условия в обществе, необходим постоянный мониторинг проблем в сфере профилактики правонарушений и поиск путей их решения.

Ключевые слова: система профилактики правонарушений, государственная политика в сфере внутренних дел, объявление официального предостережения, административное наказание.

Для цитирования: Катаева О.В., Ряпухина И.А., Карпушин О.Е. Деятельность органов внутренних дел как субъекта профилактики правонарушений: современные проблемы и перспективы // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 20-24.

Abstract: In modern conditions, crime prevention is the main strategic direction of the Russian Ministry of Internal Affairs against this socially negative phenomenon. Offenses prevention is the activity of police services, units and employees of internal affairs bodies, carried out within their competence, aimed at preventing crimes by identifying, eliminating or neutralizing the causes, conditions and circumstances that contribute to their commission, and providing a preventive effect on persons with illegal behavior.

Crime prevention is carried out by internal affairs bodies in order to protect individuals, society, and the state from criminal attacks, to counteract criminal processes in society, and to deter and reduce crime.

The Federal Law "On the Basics of the Crime Prevention System in the Russian Federation" has become a solid legal basis for the state crime prevention system, clearly defining the circle of subjects of this type of activity, their powers and responsibilities, as well as types of crime prevention and forms of preventive impact.

At the same time, at the present stage, a number of organizational and legal issues remain unresolved, which reduce the effectiveness of the preventive function of the state. Considering the results of law enforcement practice and changing socio-political conditions in society, authors state that constant monitoring of problems in the field of crime prevention and the search for solutions is required.

Keywords: crime prevention system, internal affairs, announcement of official warning, administrative punishment.

For citation: Kataeva O.V., Riapukhina I.A., Karpushin O.E. The activities of internal affairs bodies as a subject of crime prevention: current problems and prospects // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 1. Р. 20-24.

Посредством профилактики правонарушений как универсальной меры государственного управления осуществляется правовое воздействие на волю, сознание, поведение людей в различных областях общественных отношений. При помощи средств профилактики регулируется и стимулируется должное поведение граждан во всех сферах их деятельности [1].

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в одном из своих выступлений отметил, что «и зарубежный, и наш собственный опыт показывают, что именно на этапе профилактики можно эффективно противодействовать практически всем видам преступлений и, что особенно важно, оградить от втягивания в криминальное «болото» молодежь и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации».

Современная система профилактики правонарушений в Российской Федерации представлена многоуровневым характером воздействия на криминогенные факторы, позволяющего их устранить либо нейтрализовать, которое осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном

уровнях в отношении как всего населения, так и отдельных категорий граждан [2].

По мнению отечественных ученых, результатом деятельности органов государственной власти по противодействию правонарушениям является уровень доверия граждан к правоохранительным органам и, кроме того, имеющиеся статистические данные о выявленных фактах противоправной деятельности [3].

В последние годы наметилась устойчивая позитивная тенденция повышения уровня доверия российских граждан к правоохранительным органам. Так, по данным социологического опроса «Левада-центра», проведенного с 26 сентября по 2 октября 2019 года, охватившего 1601 гражданина в возрасте от 18 лет и старше из 50 регионов России, за последнее десятилетие уровень доверия к полиции увеличился с 17 до 32%1. Это - результат системной и последовательной работы государства по реформированию органов внутренних дел в целях создания современной правоохра-

1 https://360tv.ru/news/obschestvo/rossijane-stali-bolshe-doverjat-politsii/

нительной структуры, которая позволит обеспечить эффективную реализацию стратегии государства в сфере имеющихся полномочий, в том числе -в сфере профилактики правонарушений.

Одновременно следует отметить, что количество зарегистрированных преступлений в стране остается по-прежнему значительным и имеет тенденцию к росту, что не может не вызывать тревоги и обеспокоенности.

Так, по официальным данным МВД России в январе - сентябре 2019 года зарегистрировано 1521,7 тыс. преступлений, или на 2,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года2.

Прирост количества зарегистрированных преступлений свидетельствует о необходимости совершенствования профилактической функции органов внутренних дел, прежде всего - в целях воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

На сегодняшний день предупреждение правонарушений рассматривается в качестве главного стратегического направления деятельности МВД России в борьбе с этим социально негативным явлением.

Органы внутренних дел осуществляют предупреждение преступлений с целью защиты личности, общества, государства от криминальных посягательств3, противодействия криминогенным процессам в обществе.

Приоритеты деятельности полиции сформулированы в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»4, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений входит в число основных направлений деятельности полиции.

Серьезным шагом в деле совершенствования правовой основы профилактической деятельности полиции стала разработка и принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», заложившего правовую и организационную базы профилактической деятельности государства5.

2 https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/18556721/

3 Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

4 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

5 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об

основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из

СПС КонсультантПлюс.

До принятия вышеуказанного Федерального закона в российском законодательстве вопросы предупреждения правонарушений регулировались фрагментарно, в отношении отдельных объектов профилактического воздействия [5], например, Федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»6, «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»7 и др.

Сегодня федеральным законодательством строго определен круг субъектов профилактики и лица, участвующие в профилактике правонарушений. Это позволяет судить об активном формировании системы предупреждения преступности на общегосударственном уровне, поскольку конкретизация субъектов и их полномочий несомненно расценивается как положительный шаг вперед [6].

При этом органы внутренних дел Российской Федерации являются одним из стержневых субъектов государственной системы профилактики правонарушений. Несмотря на произошедшее сокращение численности личного состава, МВД России по-прежнему остается в числе наиболее многочисленных ведомств, на которые возлагается широкий круг задач.

В Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определен строгий перечень форм профилактического воздействия. С вступлением в законную силу вышеуказанного федерального закона субъекты профилактики наряду с детальным регламентированием традиционных форм предупреждения правонарушений получили новый административно-правовой инструментарий профилактической деятельности. Грамотное, комплексное использование форм и методов государственной профилактики правонарушений уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в полной мере может послужить задаче противодействия преступности.

Так, сегодня наряду с устоявшимися и зарекомендовавшими свою эффективность в практике деятельности органов внутренних дел формами профилактического воздействия появилась такая новая форма, как объявление официального

6 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

7 Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Однако в соответствии с положениями части 2 статьи 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»8 такую форму профилактического воздействия в пределах установленной компетенции вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации. При этом до настоящего времени это право полиции законодателем не было предоставлено.

На данный момент Федеральным законом «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О полиции»»9 статья 13 Федерального закона «О полиции» «Права полиции» дополнена следующим положением: «объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения».

Исходя из положений части 5 статьи 13 Федерального закона «О полиции»10, которая также введена вышеупомянутым Федеральным законом «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О полиции»», порядок объявления такого предостережения и его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), регламентируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Поэтому теперь в кратчайшие сроки должен быть разработан и принят ведомственный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок применения рассматриваемой формы профилактического воздействия.

8 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

9 Федеральный закон от 16 октября 2019 г № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О полиции»» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС Консуль-тантПлюс.

10 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О

полиции» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС Консуль-

тантПлюс.

Практика ведомственного регулирования порядка объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения на сегодняшний день имеется в иных правоохранительных органах. Например, порядок объявления органами Федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, включая порядок его направления (вручения), утвержден соответствующим приказом ФСБ России11. Этим же приказом утверждена форма такого официального предостережения.

Наиболее перспективным в плане профилактического воздействия на граждан, склонных к совершению правонарушений, стало наделение правом применения исследуемой формы профилактического воздействия должностных лиц подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, на которых непосредственно возлагаются обязанности проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете12.

Вместе с тем сегодня остается открытым вопрос о привлечении к ответственности лица, которому было объявлено официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения

11 Приказ ФСБ России от 2 ноября 2010 г. № 544 «Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности» (вместе с «Порядком объявления органами Федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, включая порядок его направления (вручения)») [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

12 Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, в случае неисполнения изложенного в нем требования, в связи с чем видится необходимым внести дополнения в КоАП РФ по вопросу ответственности за неисполнение такого официального предостережения (предостережения). При этом ответственность за такого рода правонарушения должна быть достаточно суровой, с высоким размером штрафных санкций и предусматривать такую меру административного наказания, как административный арест.

Думается, что вынесение официального предостережения (предостережения) о не-

допустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, будет достаточно эффективной мерой в отношении потенциальных правонарушителей. Вынесенное уполномоченным сотрудником полиции, оно может оказать существенное воздействие на волю и сознание лица, заставив серьезно задуматься о возможных последствиях своего поведения. Вместе с тем порядок применения этой меры должен быть четко регламентирован, а ответственность за ее нарушение - адекватной и неотвратимой.

- Литература -

1. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mvd.ru/upload/site1/luda_doc/PojasnFZ1405.doc

2. Борбат А.В., Мусеибов А.Г. Образ жизни как криминологическая категория // Российский следователь. 2015. № 22. С. 28-33.

3. Дерюга А.Н. Профилактика и предупреждение административных и иных правонарушений: теоретико-прикладные сходства и отличия // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 44-49.

4. Амельчаков И.Ф., Катаева О.В. О необходимости совершенствования правовой основы профилактики семейно-бытового насилия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 1. (14). С. 188.

5. Шишкина О.Е. Новый Закон в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации: попытка системного подхода // Административное право и процесс. 2017. № 7. С. 38-41.

6. Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. № 8. С. 45-49.

= References =

1. Poyasnitel'naya zapiska k proektu Federal'nogo zakona «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://mvd.ru/upload/site1/luda_doc/PojasnFZ1405.doc

2. BorbatA.V., MuseibovA.G. Obraz zhizni kak kriminologicheskaya kategoriya // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 22. S. 28-33.

3. Deryuga A.N. Profilaktika i preduprezhdenie administrativnyh i inyh pravonarushenij: teoretiko-prikladnye skhodstva i otlichiya // Administrativnoe pravo i process. 2016. № 10. S. 44-49.

4. Amel'chakov I.F., Kataeva O.V. O neobhodimosti sovershenstvovaniya pravovoj osnovy profilaktiki semejno-bytovogo nasiliya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2013. № 1. (14). S. 188.

5. SHishkina O.E. Novyj Zakon v sfere profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: popytka sistemnogo podhoda // Administrativnoe pravo i process. 2017. № 7. S. 38-41.

6. Migushchenko O.N. Sistema profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: terminologicheskaya bessistemnost' // Rossijskij sledovatel'. 2017. № 8. S. 45-49.

(статья сдана в редакцию 22.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.