Научная статья на тему 'Проблемы развития региональной культуры противодействия преступности (на примере Краснодарского края)'

Проблемы развития региональной культуры противодействия преступности (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АНТИКРИМИНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / REGIONAL CULTURE OF COUNTERING CRIME / ANTI-CRIME ACTIVITIES / CRIMINOLOGICAL FORECASTING / ANTI-CRIME PLANNING AND PROGRAMMING / CRIME PREVENTION / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибанов Евгений Викторович

С позиций криминологической концепции культуры противодействия преступности рассмотрены проблемы антикриминальной деятельности на региональном уровне (на примере Краснодарского края). Подвергнуты анализу проблемы недостатка объективной информации о преступности, прогнозирования криминальных угроз, эффективности антикриминального планирования и программирования. Уделено внимание вопросам обеспечения безопасности от террористических и экстремистских угроз, использования потенциала средств массовой коммуникации в предупреждении преступлений, вхождения субъектов профилактики в сетевое пространство Интернета. Выявлены изъяны работы субъектов профилактики правонарушений с малыми социальными группами, участия общественных организаций в предупреждении правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of regional culture of countering crime (on the example of Krasnodar Region)

On the basis of the criminological concept of the culture of countering crime, the problems of anti-criminal activity at the regional level (on the example of the Krasnodar Region) are considered. The authors analyzed the problems of the lack of objective information about crime, the prediction of criminal threats, the effectiveness of anti-crime planning and programming. Attention is paid to the issues of ensuring security from terrorist and extremist threats, the use of the mass media potential in preventing crimes, the entry of prevention entities into the Internet network space. The shortcomings of prevention offenses subjects work with small social groups, the participation of public organizations in the offenses prevention are pointed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития региональной культуры противодействия преступности (на примере Краснодарского края)»

Грибанов Евгений Викторович

Проблемы развития региональной культуры

противодействия преступности (на примере Краснодарского края)

С позиций криминологической концепции культуры противодействия преступности рассмотрены проблемы антикриминальной деятельности на региональном уровне (на примере Краснодарского края). Подвергнуты анализу проблемы недостатка объективной информации о преступности, прогнозирования криминальных угроз, эффективности антикриминального планирования и программирования. Уделено внимание вопросам обеспечения безопасности от террористических и экстремистских угроз, использования потенциала средств массовой коммуникации в предупреждении преступлений, вхождения субъектов профилактики в сетевое пространство Интернета. Выявлены изъяны работы субъектов профилактики правонарушений с малыми социальными группами, участия общественных организаций в предупреждении правонарушений.

Ключевые слова: региональная культура противодействия преступности, антикриминальная деятельность, криминологическое прогнозирование, антикриминальное планирование и программирование, предупреждение правонарушений, общественные организации.

Problems of development of regional culture of countering crime (on the example of Krasnodar Region)

On the basis of the criminological concept of the culture of countering crime, the problems of anticriminal activity at the regional level (on the example of the Krasnodar Region) are considered. The authors analyzed the problems of the lack of objective information about crime, the prediction of criminal threats, the effectiveness of anti-crime planning and programming. Attention is paid to the issues of ensuring security from terrorist and extremist threats, the use of the mass media potential in preventing crimes, the entry of prevention entities into the Internet network space. The shortcomings of prevention offenses subjects work with small social groups, the participation of public organizations in the offenses prevention are pointed.

Key words: regional culture of countering crime, anti-crime activities, criminological forecasting, anticrime planning and programming, crime prevention, public organizations.

В последние годы в антикриминальной науке и практике оформилась новая прогрессивная концепция культуры противодействия преступности [1, с. 14; 2; 3]. Она определяется как «опосредованная историческими, социально-экономическими, политическими, духовными и иными закономерностями общественного развития совокупность различного рода компонентов антикриминальной практики и ее результатов, характеризующих отношение государства к преступности. Культура противодействия преступности есть процесс и результат антикриминальной практики государства» [2, с. 11].

Ее формирование и развитие происходит на различных уровнях, в том числе региональном. Каждый регион страны отличается не только спецификой криминогенной и антикриминогенной детерминации, природной среды, географией, административно-территориальным делением, промышленностью, инфраструктурой,

демографическими характеристиками, но и особенностями сформировавшейся культуры противодействия преступности. Ее характеристики зависят от многих факторов, в первую очередь от региональных особенностей преступности, основных тенденций развития криминальной ситуации и антикриминальной практики. Следует учитывать, что, несмотря на наличие выраженных региональных особенностей, многие проблемы развития региональной культуры противодействия преступности являются общими для разных регионов и территорий.

Рассмотрим поднятые проблемы на примере Краснодарского края. Данный регион, по оценкам экспертов, характеризуется высокими показателями качества антикриминальной деятельности, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Таких результатов правоохранительным органам и региональным органам исполнительной власти удается достигать в условиях значительных

39

криминогенных рисков, которые объективно формируются в силу особого географического положения региона, его социально-экономических характеристик, миграционной ситуации, проведения массовых мероприятий спортивного и общественно-политического характера.

Несмотря на наличие отмеченных позитивных тенденций антикриминальной деятельности, сложно избежать проблем, препятствующих поступательному развитию региональной культуры противодействия преступности. Рамки статьи объективно не позволяют рассмотреть их в полной мере. Остановимся на тех, которые удалось выявить в ходе проведенных нами криминологических исследований.

В качестве первой проблемы развития региональной культуры противодействия преступности следует назвать недостаток объективной информации о преступности, ее факторах и последствиях.

Сегодня на региональном уровне (за редким исключением [4; 5]), как, собственно, и в масштабах страны, остро ощущается недостаток научно или профессионально обоснованных данных о фактических показателях преступности, ее факторах, полных социальных и экономических последствиях. Доступны лишь данные официальной статистики, которые далеко не всегда отражают реальное положение вещей.

Сложности с диагностикой реальной криминальной ситуации препятствуют качественному прогнозированию криминальных угроз на основе интенсивных изменений в различных сферах региональной жизни. Большинство доступных для изучения исходных данных ориентированы на общее социально-экономическое развитие региона и в исходном виде не всегда могут быть использованы для целей криминологического анализа. В решение данной проблемы в последние годы значительный вклад вносят краснодарские криминологи. Ими разрабатываются специальные методики сбора и анализа эмпирического материала, изучается официальная статистическая информация, анализируются официальные документы, отражающие развитие процессов в социально-экономической, политической и культурной сферах региона. В основу исследований по диагностике и мониторингу криминальной ситуации в регионе положены результаты контент-анализа средств массовой информации, опросов специалистов в правоохранительной сфере [1, с. 11].

Недостаток обоснованных и детализированных фактических данных о криминальной ситу-

ации и детерминационном комплексе преступности в регионе обусловливает недостаточную эффективность антикриминального планирования и программирования, что не способствует качественному развитию региональной культуры противодействия преступности. Рассмотрим проблемы антикриминального планирования и программирования на примере региональной программы обеспечения безопасности населения.

Безусловно, такая программа для совершенствования антикриминальной практики в регионе очень важна. Вместе с тем отдельные ее положения требуют постоянного развития и совершенствования на основе теоретико-прикладных достижений криминологической науки. Учет недостатков антикриминального программирования и планирования и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию его качества может стать отправной точкой для положительных изменений региональной культуры противодействия преступности в этой сфере.

В 2015 г. в Краснодарском крае была принята государственная программа Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения» на 2016-2021 гг. [6]. В нее включены две подпрограммы: «Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае» и «Профилактика терроризма в Краснодарском крае». Объем их финансирования на 2018 г. составил 134723,7 и 405559,4 тыс. руб. соответственно.

В качестве цели подпрограммы «Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае» заявлено «создание условий для укрепления правопорядка, обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений в Краснодарском крае». Для достижения цели подпрограммы предполагается решить единственную задачу - повышение эффективности мер, направленных на обеспечение общественной безопасности, укрепление правопорядка и профилактику правонарушений. Представляется, что задачи подпрограммы в должной мере не конкретизированы, что не лучшим образом отражается на определении целевых показателей и мероприятий программы. Следует полагать, что конкретизировать задачи программы борьбы с преступностью позволят детальное изучение и проработка криминогенных факторов, которые и обусловливают криминальную ситуацию в регионе.

40

Подпрограммой определено два целевых показателя: количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими уголовно наказуемые деяния, и количество несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вовлеченных в мероприятия профилактической направленности (данный показатель в 2017 г. был исключен). На 2018 г. подпрограмма имеет всего один целевой показатель. На него, безусловно, следует ориентироваться при программировании мер противодействия преступности в регионе. Вместе с тем представляется, что лишь одного целевого показателя недостаточно. При определении целевых показателей программы следует учитывать, насколько объективно они способны отразить достижение поставленных в подпрограмме задач, коррелируют ли они с заявленной в программе целью, как и кем эти показатели будут рассчитываться.

В соответствии с приказом министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края от 26 марта 2015 г. № 58 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей государственной программы Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения"» значение названного показателя определяется методом прямого подсчета количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими уголовно наказуемые деяния. Можно предположить, что речь в данном случае идет не о количестве преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими уголовно наказуемые деяния, а о количестве их зарегистрированной части. Как уже было отмечено выше, данные официальной статистики не всегда применимы для оценки фактической ситуации в той или иной сфере.

Рассматриваемый целевой показатель без корреляции с иными индикаторами эффективности и качества правоохранительной деятельности в регионе не способен объективно отражать реальную криминальную ситуацию. Этот показатель будет искажен в силу значительной латентности преступлений, которые совершают ранее судимые лица. Метод прямого подсчета количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими уголовно наказуемые деяния, исключает учет факторов, которые оказывают влияние на формирование рассматриваемого показателя. Речь идет о его зависимости от интенсивности процессов миграции в регионе, особенностей уголовной по-

литики в стране (либерализации или ужесточения уголовного законодательства, проведения амнистий и т.п.).

При определении названного показателя не полностью учитываются и специальные криминологические характеристики (количество рецидивистов, интенсивность рецидива, соотношение общего и специального рецидива и др.). Значение этого показателя, если отталкиваться от данных официальной статистики, во многом основывается на активности правоохранительных органов и их способности реагировать на криминальные явления. Чем выше активность правоохранительных органов, тем большее количество преступлений, совершенных рецидивистами, будет выявлено и наоборот.

Официальные статистические данные, которые положены в основу подсчета этого показателя, должны быть дополнены результатами специально проведенных криминологических исследований в рассматриваемой сфере. Представляется, что соответствующие исследования могли бы войти в блок запланированных программой мероприятий.

Второй целевой показатель подпрограммы имеет две составляющих. Во-первых, количество несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Во-вторых, количество несовершеннолетних, вовлеченных в мероприятия профилактической направленности.

Первая составляющая частично отражает лишь один из количественных показателей работы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он не в полной мере характеризует качество профилактической работы субъектов профилактики и реальную ситуацию в области криминализации несовершеннолетних. Значение заявленного показателя может одновременно свидетельствовать как об эффективности профилактической работы, так и об упущениях в ранней и общесоциальной профилактике среди несовершеннолетних и в их микросреде.

Вторая составляющая рассматриваемого показателя имеет оценочный характер. Здесь не совсем понятны критерии оценки степени вовлеченности несовершеннолетних в профилактические мероприятия.

Не в полной мере обоснованным выглядит и совместный подсчет двух названных составляющих в качестве общего показателя.

Остановимся на основной части подпрограммы, которую образуют запланированные мероприятия. Всего в подпрограмме их 15, из

41

них шесть были позже исключены. Таким образом, к 2018 г. в число этих мероприятий вошли: проведение социологических исследований с целью определения эффективности мер, принимаемых по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

выплата денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящихся у них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

проведение работ по приведению зданий и сооружений бывшей школы-интерната, расположенных в с. Новоукраинском Гулькевичского района, в соответствие требованиям, установленным Правительством РФ, в целях их передачи федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции;

расходы по содержанию и эксплуатации зданий и сооружений бывшей школы-интерната, расположенных в с. Новоукраинском Гульке-вичского района, на период проведения работ по их приведению в соответствие требованиям, установленным Правительством РФ, в целях их передачи федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции;

приобретение оборудования и других материально-технических средств в целях реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края по осуществлению мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

проведение заседаний постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Краснодарском крае;

проведение заседаний краевой координационной комиссии по профилактике правонарушений;

проведение заседаний краевого штаба по координации деятельности народных дружин на территории Краснодарского края;

проведение заседаний комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края.

Не давая оценку качественным характеристикам запланированных мероприятий, отметим их недостаточную степень связи с заявленными целевыми показателями.

В качестве первого мероприятия программы указано проведение социологических исследований с целью определения эффективности мер, принимаемых по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. Безусловно, это важное мероприятие, способное значительно повысить эффективность реализации

программы. Представляется, что целесообразно не только планировать подобного рода исследования в качестве мероприятий самой программы, но и основываться на их результатах при разработке программы, определении ее цели, задач, целевых показателей, комплекса мероприятий и оценке их эффективности. Важно также учитывать результаты такого рода исследований для оценки хода реализации программы, корректировки ее мероприятий и иных составляющих.

Мы полагаем, что в программе могут раскрываться и положения, сопутствующие реализации мероприятий по проведению диагностических научных исследований. В частности, речь идет о методике проведения исследования, оценке его результатов, определении ответственных исполнителей. Следует отметить, что в мероприятиях анализируемой подпрограммы запланировано проведение социологических исследований. Вместе с тем мы считаем, что не меньшую эффективность в вопросах профилактики правонарушений и противодействия преступности имели бы криминологические исследования.

Продолжая рассматривать заявленные подпрограммой мероприятия, следует отметить те из них, которые имеют достаточно опосредованную связь с общей направленностью подпрограммы, заявленными в ней целями, задачами и целевыми индикаторами. Таковыми следует признать как минимум первые три, из перечисленных выше мероприятий подпрограммы.

Другая часть запланированных мероприятий подпрограммы вполне может быть реализована и вне ее рамок, т.е. поставленная правоохранительная цель может быть достигнута в рамках уже существующих механизмов правоохранительной деятельности и ее финансового обеспечения. В таких случаях возникают вопросы о целесообразности использования программного планирования.

Не ставя под сомнение важность запланированных в подпрограмме мероприятий, следует все же отметить их недостаточную профилактическую направленность, нацеленность на устранение определенных криминогенных факторов, содержащих конкретные меры по обеспечению безопасности населения. Насыщение программы подобного рода мероприятиями позволило бы существенно повысить ее эффективность. К такого рода мероприятиям из числа запланированных подпрограммой с определенной долей условности можно отнести мероприятие, предусматривающее выпла-

42

ту денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящихся у них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Мы обратили внимание на мероприятия подпрограммы, которые были из нее исключены, и проанализировали их с позиций наличия профилактического содержания, направленности на устранение ряда криминогенных факторов, содержания конкретных мер по обеспечению безопасности населения. Четыре из шести исключенных мероприятий соответствовали названным критериям:

проведение краевого конкурса по правовой тематике «Я выбираю ответственность» для несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

изготовление методических материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях оказания методической помощи муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

проведение профилактических мероприятий в отношении воспитанников государственного казенного социального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа специальной общеобразовательной школы Краснодарского края и в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

проведение краевого конкурса «Социальные инициативы» для несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Не рассматривая вопрос о причинах и обоснованности исключения названных мероприятий из подпрограммы, отметим, что они полностью соответствовали заявленным целям, задачам и целевым показателям подпрограммы и могли бы значительно повысить ее эффективность.

Кратко проанализируем подпрограмму «Профилактика терроризма в Краснодарском крае». В качестве цели подпрограммы заявлены профилактика терроризма на территории края, минимизация и ликвидация его последствий. В качестве задач в подпрограмме определены:

повышение инженерно-технической защищенности социально значимых объектов;

информационно-пропагандистское сопровождение антитеррористической деятельности.

В подпрограмме заявлен один целевой показатель - «повышение уровня инженерно-технической защищенности социально значимых объектов на территории Краснодарского края». К сожалению, здесь отсутствует целевой показатель, который бы позволил оценить решение задачи информационно-пропагандистского сопровождения антитеррористической деятельности.

Четыре из семи запланированных мероприятий подпрограммы посвящены решению первой поставленной задачи. На эти цели достаточно справедливо направлена львиная доля всех запланированных ресурсов.

Решению второй, не менее важной задачи посвящено два мероприятия:

издание необходимого количества специальных сборников, методических рекомендаций, касающихся принятия профилактических мер антитеррористического характера, организации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера, а также распространение их среди участников, обеспечивающих реализацию полномочий в сфере профилактики терроризма;

проведение краевой молодежной акции, посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом (ежегодное проведение одного мероприятия).

Первое мероприятие лишь отчасти можно отнести к информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности. Такая деятельность в первую очередь должна предусматривать использование участниками, обеспечивающими реализацию полномочий в сфере профилактики терроризма, средств и методов информационного воздействия на общественные отношения и сознание граждан в целях успешного решения задач антитеррористической деятельности. В данном случае речь скорее идет о повышении профессиональной квалификации тех или иных категорий лиц, ответственных за реализацию соответствующих полномочий.

Второе мероприятие полностью соответствует поставленной задаче, однако во многом носит эпизодический и локальный характер.

По нашему мнению, запланированные в этой части подпрограммы мероприятия не в полной мере обеспечивают сопровождение (информационно-пропагандистское) антитеррористической деятельности. Вместе с тем, как указывают представители Антитеррористического центра государств - участников СНГ и ведущие специалисты в сфере противодействия экстремизму, «для осуществления ин-

43

формационного противодействия экстремизму могут использоваться такие формы доведения информации, как публичные выступления, изготовление и размещение материалов наглядной агитации, изготовление графической, аудио- и видеопродукции, распространение информации в СМИ и сети "Интернет"... Одним из возможных источников финансирования на изготовление пропагандистской и контрпропагандистской продукции выступают бюджетные средства, предусмотренные региональными и муниципальными программами профилактической направленности» [7, с. 83, 87].

Подпрограммой заявлено еще одно достаточно важное мероприятие - проведение общекраевых социологических исследований в рамках мониторинга общественного мнения жителей об уровне безопасности в Краснодарском крае с целью определения эффективности мер, принимаемых по профилактике терроризма, и степени участия населения в профилактике терроризма. Считаем, что названное мероприятие имеет опосредованную связь с заявленными в подпрограмме задачами.

В целом необходимо отметить проблемы разработки, формирования, реализации и оценки эффективности государственных и муниципальных программ в области профилактики правонарушений. Региональные нормативные правовые акты в этой сфере [8] не всегда применимы для правоохранительных целей и требуют совершенствования в части наполнения криминологически обоснованными требованиями и рекомендациями по порядку принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных и муниципальных программ в сфере противодействия преступности.

Очередная проблема развития региональной культуры противодействия преступности лежит в плоскости обеспечения безопасности от террористических и экстремистских угроз. Противодействие терроризму и экстремизму является одной из приоритетных задач деятельности исполнительных и представительных органов власти, силовых структур, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений Краснодарского края.

Наиболее остро встает проблема обеспечения антитеррористической защищенности объектов социальной сферы. Уровень материально-технического оснащения образовательных организаций, объектов здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, мест массового пребывания людей на курортных территориях характеризуется достаточно вы-

сокой степенью уязвимости в диверсионно-террористическом отношении [6].

Характерной проблемой обеспечения безопасности на ряде объектов данных отраслей является низкая инженерно-техническая оснащенность: отсутствие или несовершенство систем тревожной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения, контроля управления доступом на охраняемый объект, надежного ограждения и охранного освещения. В соответствии с положениями уже названной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения» инженерно-техническая защищенность социально значимых объектов на территории Краснодарского края достигнет к 2021 г. 68%. Имеют место недостаточные знания правил поведения в чрезвычайных ситуациях, вызванных проявлениями терроризма, слабые навыки обучающихся, посетителей и работников учреждений [6].

Следует отметить значительную уязвимость курортных территорий региона от террористических угроз. Речь идет о пляжах, местах организации массового досуга (аквапарки, дельфинарии и т.п.). Открытым остается и вопрос об антитеррористической защищенности объектов размещения туристов (гостиниц, отелей, гостевых домов, туристических баз, кемпингов и т.п.).

Немало террористических угроз сохраняется и в других сферах. Приведем характерный пример. Ежегодно в общеобразовательных школах края проходят массовые мероприятия -«День знаний» и «Последний звонок». В отдельных школах такие мероприятия собирают до нескольких тысяч человек: педагогов, учащихся, их родителей и родственников. Такие мероприятия, как правило, проводятся на вну-тришкольной территории (в школьном дворе). Доступ к месту проведения подобных мероприятий свободный. Каких-либо мер по контролю доступа на территорию школы, проведению досмотровых мероприятий не принимается. В данном случае террористические угрозы очевидны и должны быть купированы.

Инертность предупреждения преступлений с использованием потенциала средств массовой коммуникации образует очередную проблему региональной культуры противодействия преступности. Речь идет как о достаточно традиционных средствах (телевидение, радио, газеты, журналы, книги, произведения искусства), так и о более новационных (Интернет и другие информационно-телекоммуникационные сети). Сюда же можно отнести традиционные средства наглядной агитации, которые в современных условиях приобрели разнообразные

44

формы (плакаты, баннеры, листовки, флаеры, промостойки, троллы, суперсайты, ситилайты, брандмауеры, стритлайны, призматроны и др.). На данный момент такого рода материалы широко используются в профилактике дорожно-транспортных правонарушений и наркотизма. В иных сферах обеспечения криминологической безопасности они встречаются лишь эпизодически. Изредка можно встретить отдельные материалы, направленные на профилактику мошенничества, фальшивомонетничества, карманных и квартирных краж и др. Вместе с тем объем профилактического воздействия в регионе с использованием средств массовой коммуникации невелик. Отсутствует и четкий организационно-правовой механизм разработки и реализации такого рода материалов как в регионе целом, так и на уровне субъектов профилактики [9, с. 213-214].

Мы отмечаем и иные недостатки организации профилактики правонарушений, которые препятствуют качественному развитию региональной культуры противодействия преступности. Речь идет о неудовлетворительном состоянии профилактики правонарушений в социальных сетях Интернета. Не секрет, что значительную часть времени все больше людей (особенно молодежи) проводят именно там, вступая в различные общественные отношения, распространяя и потребляя значительные объемы информации. Сегодня активно формируются и развиваются сетевые сообщества, объединяющие жителей городов, поселков, микрорайонов, улиц, многоквартирных домов и т.п. Такие сообщества характеризуются наличием разнообразных сегментов, в числе которых новости, реклама и объявления, знакомства, благотворительная деятельность, досуг, форумы, обсуждения и многое другое.

В этом пространстве практически не присутствуют субъекты профилактики правонарушений, чем объективно ограничиваются их возможности. Если на региональном уровне созданы и функционируют официальные страницы большинства субъектов профилактики в социальных сетях, то на местном уровне и на уровне отдельных сотрудников такая деятельность не осуществляется вовсе. Так, например, мы сегодня констатируем отсутствие в социальных сетях Интернета работы таких ведущих субъектов профилактики правонарушений на местном уровне, как участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, работники органов опеки и попечительства, социальной защиты населе-

ния, образования, по делам молодежи, органов местного самоуправления [10, с. 56-57].

Отсутствуют организационно-правовые механизмы вхождения субъектов профилактики в сетевое пространство: статус размещаемой и получаемой сотрудниками информации от граждан, особенности ее обработки, реализации и т.п. Вместе с тем создание сообщества (группы) в одной или нескольких социальных сетях Интернета (участие в уже созданных) позволило бы, например, участковому уполномоченному полиции быстро и эффективно распространять информацию профилактического содержания, доводить ее до граждан, осуществлять сбор необходимой информации, оперативно реагировать на жалобы граждан, получать оперативную информацию о ситуации на обслуживаемой территории. Это лишь малая часть тех возможностей, которые открываются перед субъектами профилактики при вхождении в сетевое пространство Интернета.

К сожалению, высокая степень консервативности органов власти, бюрократизация и формализация большинства сфер их деятельности не позволяет им в должной степени приблизиться к общественным процессам, протекающим в социальных сетях Интернета [10; 11].

Препятствием для развития региональной культуры противодействия преступности являются недостатки работы субъектов профилактики правонарушений с малыми социальными группами: дошкольниками и школьниками, их родителями, студентами, трудовыми или служебными коллективами; жильцами многоквартирного дома, членами ТСЖ, соседями; воспитанниками специализированных учреждений для несовершеннолетних; членами общественных или иных некоммерческих организаций, участниками сельского схода. Малые группы представляют собой немногочисленные по составу социальные группы, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [12, с. 148]. Работа в таком формате проводится лишь эпизодически, не носит системного характера.

В качестве одной из проблем в области обеспечения правопорядка в Краснодарском крае следует отметить низкую активность общественных и некоммерческих организаций в предупреждении преступлений. На фоне активного участия казачества в охране общественного порядка, патриотического воспитания молодежи степень участия иных представителей

45

общественности в решении правоохранительных проблем, по мнению опрошенных нами экспертов, остается достаточно низкой.

Эксперты отмечают, что в регионе в полной мере не реализован потенциал участия в профилактике правонарушений народных дружин, студенческих отрядов, общественных объединений правоохранительной направленности, социально ориентированных некоммерческих организаций в следующих сферах: охрана общественного порядка, профилактика бродяжничества, попрошайничества, алкоголизма, наркомании, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, семейного неблагополучия, школьного и семейного насилия и др. Особое значение усилия общественности имеют на местном уровне: в микрорайоне, на улице, во дворе. Именно этот микроуровень профилактической деятельности является базовым для формирования эффективной системы предупреждения правонарушений в регионе.

Как показали результаты проведенного нами исследования, на эффективное взаимодей-

1. Симоненко А. В. Перспективные криминологические исследования Краснодарского университета МВД России в контексте современных криминальных угроз и проблем правоохранительной практики // Общество и право. 2018. № 3(65).

2. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Уголовная политика и культура противодействия преступности в России: состояние и перспективы // Общество и право. 2017. № 3(61).

3. Квашис В.Е. К проблеме культуры противодействия преступности // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32).

4. Криминологический мониторинг состояния преступности и мер по ее предупреждению на федеральном и региональном уровне: метод. рекомендации. СПб., 2017.

5. Преступность в Воронежской области: состояние и прогноз / под ред. А. В. Симоненко, Н.А. Шишкина. Воронеж, 2012.

6. Государственная программа Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения»: утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 нояб. 2015 г. № 1039//Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru, 23 нояб. 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде. СПб., 2018.

8. Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реали-

ствие с гражданами и общественными организациями субъекты профилактики правонарушений ориентированы далеко не всегда. Их пассивность, а иногда и откровенная незаинтересованность не способствуют вовлечению социально активных граждан в общественную правоохранительную работу. Следует отметить и недостаточный уровень просветительской и идеологической работы органов власти по стимулированию участия общественности в профилактике правонарушений. Вместе с тем теоретические основы и практические рекомендации, направленные на совершенствование этой деятельности, уже сегодня разрабатываются краснодарскими криминологами [13].

Проведенный анализ указывает на наличие значительного потенциала развития региональной культуры противодействия преступности, который может быть востребован субъектами профилактики правонарушений в интересах обеспечения безопасности населения от преступных посягательств.

1. Simonenko A.V. Perspective criminological researches of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia in the context of modern criminal threats and law-enforcement practices problems // Society and law. 2018. № 3(65).

2. Simonenko A.V., Gribanov E.V. The criminal policy and culture of counteraction to criminality in Russia: condition and prospects // Society and law. 2017. № 3(61).

3. Kvashis V.E. To the issue of a culture of counteraction to crime // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2016. № 2(32).

4. Criminological monitoring of the state of crime and measures to prevent it at the federal and regional level: guidelines. St. Petersburg, 2017.

5. Crime in the Voronezh Region: status and prognosis / ed. by A.V. Simonenko, N.A. Shishkin. Voronezh, 2012.

6. The state program of the Krasnodar Region «Ensuring the safety of the population»: approved with the Decree of the Head of the Administration (Governor) of Krasnodar Region d.d. Nov. 16, 2015 № 1039 // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru, Nov. 23, 2015.

7. Prevention of terrorism and extremism among young people. St. Petersburg, 2018.

8. On Approval of the Procedure for Making Decisions on the Development, Formation, Implementation and Evaluation of the Effectiveness

46

зации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 г. № 430 // Кубанские новости. 2014. 29 мая.

9. Грибанов Е.В. Культура противодействия преступности и технологии предупреждения преступлений // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 сент. 2017 г.: в 2 т. Краснодар, 2017. Т. I.

10. Грибанов Е.В. Проблемы и перспективы развития информационно-коммуникативных технологий предупреждения преступлений // Теоретические и практические проблемы противодействия правонарушениям: материалы междунар. науч.-практ. круглого стола, 28 февр. 2018 г. Краснодар, 2018.

11. Соловьев В. С. Предупреждение преступлений в виртуальном пространстве: начало пути // Борьба с преступностью: теория и практика [Электронный ресурс]: тезисы докладов VI Междунар. науч.-практ. конф., 2-3 апр. 2018 г. Могилев, 2018.

12. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. М., 2001.

13. Хомутов М.В. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки // Общество и право. 2018. № 2(64).

of the Implementation of State Programs of the Krasnodar Region and on Amendments to Certain Regulatory Acts of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Region: resolution of the Head of the Administration (Governor) of Krasnodar Region d.d. May 8, 2014 № 430 // Kuban news. 2014. May 29.

9. Gribanov E.V. Anti-crime culture and crime prevention technology // Criminal policy and anticrime culture: proc. of the intern. sci. and practical conf., Sept. 15, 2017: in 2 vol. Krasnodar, 2017. Vol. I.

10. Gribanov E.V. Problems and prospects for the development of information and communication technologies for the prevention of crimes // Theoretical and practical problems of countering offenses: proc. of the intern. sci. and practical round table, Febr. 28, 2018. Krasnodar, 2018.

11. Soloviev V.S. Prevention of crimes in the virtual space: the beginning of the way // Fighting crime: theory and practice [Electronic resource]: abstr. of the VI Intern. sci. and practical conf., Apr. 2-3, 2018. Mogilyov, 2018.

12. Andreeva G.M. Social psychology: textbook. Moscow, 2001.

13. Khomutov M.V. Participation of socially oriented non-profit organizations in the prevention of crimes: theoretical and socio-legal prerequisites// Society and law. 2018. № 2(64).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

E.V. Gribanov, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia; e-mail: egribanov@ yandex.ru

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.