Симоненко Александр Викторович
Перспективы развития культуры противодействия преступности
На основе анализа антикриминальной практики определены проблемы, препятствующие противодействию преступности: диагностики криминальной ситуации; обеспечения криминологической безопасности населения; профилактики правонарушений; криминологического прогнозирования; антикриминального планирования и программирования; должностной и коррупционной преступности; обеспечения кибербезопасности и киберпрофилактики; участия граждан и общественных организаций в предупреждении преступлений; осуществления профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в информационном поле; правового воспитания и просвещения населения. Предложены варианты решения поднятых проблем.
Ключевые слова: культура противодействия преступности, предупреждение преступности, антикриминальная практика, правоохранительная деятельность, профилактика правонарушений, диагностика криминальной ситуации, криминологическая безопасность, криминологическое прогнозирование, антикриминальное планирование и программирование, кибербезопасность, киберпрофилактика, правовое воспитание и просвещение.
Prospects for the development of a culture for countering crime
Based on the analysis of modern anti-criminal practice, a spectrum of problems that impedes the development of a culture of combating crime has been identified: diagnosing a criminal situation; ensuring criminological safety of the population; crime prevention; criminological forecasting; anticriminal planning and programming; official and corruption crime; ensuring cyber security and cyber prevention; participation of citizens and public organizations in crime prevention; presence of employees of law enforcement agencies in the information environment; legal education and enlightenment of the population. Solutions to raised problems are suggested.
Key words: anti-crime culture, crime prevention, anti-crime practice, law enforcement activity, offences prevention, crime diagnosis, criminological safety, criminological forecasting, anti-criminal planning and programming, cyber security, cyber prevention, legal education and enlightenment.
Оценка процессов криминализации общества предполагает учет ряда сложных, нередко противоречивых тенденций, требующих постоянной криминологической диагностики. Криминогенная обстановка страны или региона, определяющая состояние криминологической безопасности, формируется, с одной стороны, совокупностью детерминант, продуцирующих преступность, с другой - эффективностью и качеством культуры противодействия преступности, обеспечивающей минимизацию действия криминогенных факторов и организацию превентивного устранения последствий преступности.
Сегодня потребность общества в развитии культуры противодействия преступности усиливается. Граждане ждут от правоохранительной системы не только и не столько устранения последствий преступности и выполнения формальных служебных показателей, сколько глубокой ориентации правоохранительной деятельности на насущные интересы и потребности населения, которые традиционно лежат
в плоскости обеспечения их личной, имущественной и общественной безопасности.
Выступая в 2019 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Важно закрепить достигнутые результаты, последовательно добиваться снижения уровня преступности, в повседневной работе ориентироваться на самые жесткие стандарты и требования, чтобы граждане России были уверены, что, обращаясь к сотрудникам органов внутренних дел, они встретят понимание, человеческое отношение, а их права и свободы будут надежно защищены» [1].
Последние годы отмечены значительным сокращением регистрируемой преступности, в том числе преступлений с низкой латент-ностью. Существенно снизились социальные последствия преступности в виде причинения смерти и вреда здоровью. Наряду с этим положительным фактором, в 2018 г., как и в предыдущие годы, практически каждое второе зарегистрированное преступление осталось
9
нераскрытым. В эти данные не включаются сведения о значительной латентной составляющей, с учетом которой уровень раскрываемости преступлений был бы значительно ниже.
Ежегодное сокращение абсолютного числа регистрируемых преступлений (по некоторым видам достаточно существенное), к сожалению, не придает оптимизма. Причины не только в значительной латентной составляющей, которая бесспорно имеет место, но в первую очередь в демографии. Снижение количества регистрируемых преступлений, совершенных молодыми людьми в последние годы, во многом объясняется не столько эффективной правоохранительной, воспитательной и социальной работой, сколько ежегодным сокращением соответствующих возрастных групп. Так, по данным Росстата, количество представителей возрастной группы 20-24 лет с 2010 по 2018 г. сократилось на 39,8%(!) [2].
Новые социально-политические реалии, с которыми в последнее время столкнулось наше государство и правоохранительная система, существенно актуализировали и ряд положений криминологической науки. Среди них центральное место занимает теория криминологической безопасности, призванная создать научно обоснованную базу для устранения разрыва ориентиров правоохранительной деятельности с интересами населения, методологическая основа которой была заложена в трудах М.М. Бабаева, С.Я. Лебедева, В.А. Плешакова.
Культура противодействия преступности, ориентированная только на устранение последствий преступности и реализацию репрессии, включает в свою парадигму преступника и его жертву как элементы, необходимые для существования и развития преступности и правоохранительной системы. Преступник и его жертва в некотором смысле выступают в качестве «сырья», необходимого для их функционирования. Такая система изолирована, замкнута и нацелена на самовоспроизводство [3, с. 661-662]. Именно поэтому криминологи многих стран все чаще говорят о кризисе «наказания», уголовной политики, уголовной юстиции, полицейского контроля [4, с. 9].
Таким образом, обеспечение криминологической безопасности невозможно без формирования иного типа культуры противодействия преступности, в основу которого было бы положено криминологическое начало.
Смена правоохранительного акцента с преступника на гражданина невозможна без изменения соотношения различного рода
компонентов правоохранительной практики, в совокупности образующих культуру противодействия преступности: нормативной базы, профессиональной подготовки, кадрового обеспечения, организационной культуры. Речь идет о необходимости смещения баланса, по меньшей мере, двух социальных антагонизмов: «преступник - жертва» и «устранение последствий - профилактика». Первый тип социального противоречия должен быть разрешен посредством смещения вектора в сторону жертв преступлений, как реальных, так и потенциальных. Второй может быть разрешен путем трансформации сложившейся культуры противодействия преступности в сторону насыщения ее профилактическим содержанием и понижения ее карательного потенциала.
Развитие культуры противодействия преступности должно исключать радикальное решение правоохранительных проблем, которое несет больше вреда, чем пользы. Напротив, поступательное развитие культуры противодействия преступности предполагает планомерную, кропотливую настройку правоохранительной системы, ее постоянную отладку и совершенствование путем многочисленных улучшений, необходимость в которых будет дополнительно возникать по мере развития социальных отношений.
В свете изложенного задача науки состоит в выработке научно обоснованных рекомендаций и технологий, способных качественно изменить содержание правоохранительной деятельности, имеющей выраженные карательные и бюрократические векторы развития, в сторону превентивного отклика в режиме реального времени на проблемы граждан, преимущественно формирующиеся благодаря общеуголовной преступности.
С момента принятия Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» прошло уже достаточно времени. Его появление было неоднозначно воспринято специалистами, однако большинство криминологов выражало надежду на то, что принятие такого закона станет толчком к развитию превентивной составляющей антикриминальной практики. К сожалению, в полной мере этого не произошло.
Сегодня особенно актуальны проблемы криминологического прогнозирования, антикриминального планирования и программирования [5, с. 33-38; 6, с. 216-219; 7, с. 39-47]. Эффективная деятельность правоохранительных органов, органов государственной власти
10
и местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности населения от криминальных угроз невозможна без учета и оценки научно обоснованной информации о состоянии преступности в конкретном регионе, обусловливающих ее факторах и тенденциях.
Ежегодно в стране на государственные и муниципальные программы, связанные с обеспечением безопасности населения от криминальных угроз, выделяются миллиарды рублей. Эти средства априори не могут быть эффективно использованы, если они направляются на реализацию мероприятий, которые не имеют должного научного обоснования, в первую очередь криминологического. Фактическое отсутствие во многих регионах качественных криминологических прогнозов развития криминальной ситуации, основанных на комплексном исследовании детерминант преступности как на уровне регионов в целом, так и на уровне конкретной территории (города, поселка, района, микрорайона, улицы, социального объекта), предопределяет невозможность эффективного антикриминального планирования и программирования.
Любой регион отличается своей географией и природной средой, административно-территориальными особенностями, социальной сферой, промышленностью и инфраструктурой, демографическими и миграционными процессами, качеством решения социальных и правоохранительных проблем. Только системное рассмотрение факторов, определяющих состояние криминогенной обстановки в регионе, обеспечивает объективную и полную картину преступности на конкретной территории, формирование прогноза ее развития на ближайшую перспективу.
Вместе с тем существенная по масштабам, по социальной и криминологической значимости проблема оценки состояния и прогнозирования преступности на региональном и местном уровнях до сих пор, за редким исключением [8, 9, 10], не нашла своего решения. В свою очередь, органам региональной и местной власти объективно сложно без помощи ученых охватить весь спектр проблем криминологической диагностики и прогнозирования, а развитие культуры противодействия преступности невозможно в условиях отсутствия объективной информации о криминальном феномене, особенно на региональном и местном уровнях.
Очевидно, что решение поднятых проблем возможно лишь в условиях гарантированного сдерживания традиционных правоохра-
нительных вызовов и угроз, в числе которых общеуголовная преступность, экстремистские проявления, коррупция, распространение наркотиков, незаконный оборот оружия, преступность в сфере информационных технологий, организованная и транснациональная преступность, нелегальная миграция. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Существенной преградой на пути развития культуры противодействия преступности является должностная и коррупционная преступность. Ее проявления способны девальвировать в глазах населения качество работы всей правоохранительной системы. Здесь требуются новые научные подходы, способные помочь практике сформировать эффективные антикоррупционные технологии [11].
Как известно, преступность все больше перемещается в киберпространство, находя новые формы проявления. Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев особо отметил, что функционирование и развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий сопровождаются активизацией противоправных проявлений. «Сама жизнь заставляет нас бороться с анонимными и неконтролируемыми сервисами, использованием мессенджеров в преступных целях, "серыми" сим-картами» [12]. Ответом на эти угрозы в научной плоскости становятся разработки криминологов в области киберпрофилактики и обеспечения кибербезопасности, осуществления государственно-частного партнерства в противодействии киберпреступно-сти [13, с. 245-351; 14, с. 37-44; 15, с. 35-43; 16, с. 212-215].
Несмотря на имеющиеся научные подходы к этой проблематике, на практике все больше заметен разрыв между скоростью развития информационно-телекоммуникационных технологий и фактическим использованием их потенциала в правоохранительной деятельности. Решение этой проблемы лежит в плоскости разработки организационных технологий, позволяющих максимально приблизить друг к другу работу IT-специалистов и юристов правоохранительного профиля. Е.В. Грибанов справедливо отмечает, что субъектам правоохранительной деятельности необходимо развивать свои знания и умения в сфере IT-технологий, а инженерному составу, который должен априори сопровождать их правоохранительную деятельность, иметь четкое представление о содержании антикриминальной практики [17, с. 57].
Как традиционные, так и новые направления антикриминальной практики испытывают по-
11
требность формирования качественной технологической основы, которая объективно невозможна вне криминологической теории. Этим во многом обусловлено развитие теории криминологических технологий и концепции технологий предупреждения преступлений [18, с. 121-127; 19, с. 8-12; 20, с. 211-216].
Значительная трансформация участия граждан и общественных организаций в делах государства, произошедшая в последние годы, обусловливает повышенное внимание криминологов к этим вопросам [21, с. 349-353]. Органы власти готовы к передаче ряда своих функций в социальной сфере некоммерческим организациям, которые приобретают в этом случае статус социально ориентированных. Пришло время серьезно подумать о расширении функционала и возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в правоохранительной сфере. Это позволит придать дополнительную динамику развитию культуры противодействия преступности. Положительный потенциал развития данного направления велик: оказание действенной помощи правоохранительным органам, повышение уровня правоохранительного и социального контроля на местном уровне, развитие форм общественного контроля деятельности правоохранительных органов, правовое воспитание и просвещение населения, экономия ресурсов и улучшение качества правоохранительной деятельности.
Основную работу некоммерческие организации проводят на общесоциальном уровне (в сфере социальной адаптации и реабилитации, оказания социальной помощи). На уровне специального предупреждения преступлений они практически не представлены (исключение составляют отдельные формы участия граждан в охране общественного порядка). Отсутствуют соответствующие научно-практические технологии и нормативное регулирование в данной сфере.
Вместе с тем открываются широкие возможности для участия некоммерческих организаций в профилактической деятельности в рамках специального криминологического предупреждения преступлений. К ним можно отнести следующие направления: оказание содействия органам внутренних дел в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; индивидуальная профилактическая работа с взрослыми и несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах в подразделениях органов внутренних дел; выявление
угроз, формирующихся в интернет-пространстве; участие в пропаганде правовых и криминологических знаний. В 2018 г. только участковыми уполномоченными полиции на учет поставлено свыше 230 тыс. граждан [12]. Обеспечить действительно адресную и эффективную работу с таким числом граждан, требующих повышенного правоохранительного контроля, невозможно без использования потенциала общественности.
Общественные и волонтерские организации способны оказать существенную помощь правоохранительным органам и в противодействии вовлечению несовершеннолетних и молодежи в деструктивную деятельность. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Нужно держать на постоянном контроле ситуацию в так называемых группах риска, вместе с социальными службами, учителями, родителями, волонтерами разбираться в каждой проблемной ситуации... Известно также, что это непростая, большая по объему работа, но заниматься этим, безусловно, необходимо, консолидировать усилия на этом направлении нужно, в том числе нужно еще раз вернуться к работе уполномоченных по правам ребенка, региональных органов власти, структур гражданского общества и вместе с ними добиваться необходимого нам положительного результата» [1].
Стремительное развитие информационных технологий и средств массовых коммуникаций требует активных действий должностных лиц правоохранительных органов, и в первую очередь сотрудников полиции, в информационном пространстве. Сегодня они весьма ограниченно встроены в него и за исключением подразделений общественных связей зачастую стараются избегать присутствия в информационной среде, часто демонстрируют неадекватную, а иногда и паническую реакцию, оказываясь в центре информационного события. Такая ситуация активно используется внешними силами для оказания давления на правоохранительные органы, нанесения серьезных, чаще всего необоснованных имиджевых потерь правоохранительной системе. Это демонстрирует во многом неготовность субъектов правоохранительной деятельности четко и эффективно действовать в условиях видеофиксации правоохранительной деятельности, информационных провокаций, иных форм оказания информационного давления.
Сотрудники полиции, призванные быть на переднем крае профилактики правонарушений и взаимодействия с гражданами, практически исключены из массового коммуникативного
12
пространства. Они не являются его полноценными участниками и, соответственно, не могут воздействовать на формирование информационного поля. Здесь требуется комплекс научно обоснованных нормативных и образовательных решений, направленных на формирование и реализацию соответствующих полномочий субъектов правоохранительной деятельности. К сожалению, их компетенции в этой сфере практически не представлены в образовательных стандартах для подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности, не разработаны и соответствующие учебные дисциплины.
С другой стороны, трансформация массовых коммуникационных процессов открывает совершенно инновационные перспективы развития технологий правового воспитания и просвещения населения со стороны субъектов антикриминальной практики. Если последние два десятилетия эти вопросы получали развитие лишь на уровне теории права и почти не переводились в практическую плоскость, то сейчас ситуация меняется очень быстро, появляются оригинальные научные и педагогические разработки в этой сфере, имеющие выраженное криминологическое содержание [22].
Сегодня для оказания воздействия на население с целью правового (криминологического) воспитания и правовой пропаганды правоохранительные органы имеют колоссальный потенциал - начиная от традиционной индивидуальной работы и заканчивая использованием возможностей социальных сетей, социальной рекламы, технологий маркетинга. Важно, чтобы субъекты предупреждения преступлений имели необходимые возможности для осуществления этой деятельности на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/59913 (дата обращения: 04.08.2019).
2. Демография. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.03.2019).
3. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Культура противодействия преступности в контексте теории криминологической безопасности // Российский криминологический взгляд. 2015. № 4. С. 661-662.
4. Гилинский Я. И. Современные тенденции мировой криминологии // Криминологический журнал Байкальск. гос. ун-та экономики и права. 2012. № 3.
Однако до недавнего времени такие компетенции, которые достаточно давно закрепились в государственных образовательных стандартах, у будущих сотрудников полиции в рамках образовательного процесса практически не формировались.
Вместе с тем пути решения этой проблемы существуют. Так, в Краснодарском университете МВД России впервые среди юридических вузов в образовательные программы юридического профиля включена специализированная дисциплина «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения». Уже сегодня видны значительные перспективы развития данного направления. С учетом особенностей будущей профессиональной деятельности полицейских и требований законодательства, в частности Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», основной упор сделан на формирование у них компетенций правового воспитания и просвещения населения. Это позволит на практике передать гражданам знания по обеспечению личной, имущественной и общественной безопасности, профилактике правонарушений и антиобщественных явлений. Особое развитие здесь могут получить направления антинаркотического и антикоррупционного правового воспитания и просвещения населения.
Рамки научной статьи объективно не позволяют охватить весь спектр проблем, препятствующих поступательному развитию культуры противодействия преступности. Здесь изложены лишь основные из них, имеющие наибольшее значение для современной антикриминальной практики. Их решение позволит усовершенствовать сложившуюся культуру противодействия преступности.
1. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at an expanded meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 59913 (date of access: 08.08.2019).
2. Demography. URL : http://www.gks.ru (date of access: 12.03.2019).
3. Simonenko A.V., Gribanov E.V. The culture of combating crime in the context of the theory of criminological security // Russian criminological view. 2015. № 4. P. 661-662.
4. Gilinsky Ya.I. Modern trends in world criminology // Criminological journal of the Baikal state university of economics and law. 2012. № 3.
13
5. Вишневецкий К. В. Программирование вик-тимологического предупреждения преступности // Общество и право. 2019. № 1(67). С. 33-38.
6. Грибанов Е.В. Проблемы формирования и развития технологий планирования и программирования предупреждения преступлений // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21 сент. 2018 г.: в 2 т. Краснодар, 2018. Т. I. С. 216-219.
7. Грибанов Е.В. Проблемы развития региональной культуры противодействия преступности (на примере Краснодарского края) // Общество и право. 2019. № 1(67). С. 39-47.
8. Преступность в Краснодарском крае: состояние и прогноз / под ред. А. В. Симоненко. Краснодар, 2019.
9. Состояние преступности в Санкт-Петербурге. Криминологический мониторинг и прогноз: науч.-практ. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. Л.П. Богданова и А.А. Кочина. СПб., 2018.
10. Преступность в Воронежской области: состояние и прогноз / под ред. А. В. Симоненко, Н.А. Шишкина. Воронеж, 2012.
11. Кашкаров А.А. Должностная преступность в органах публичной власти и ее преду -преждение в условиях смены государственной принадлежности территории: дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2019.
12. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Коло-кольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59913 (дата обращения: 04.08.2019).
13. Овчинский В.С. Криминология цифрового мира: учеб. для магистратуры. М., 2018.
14. Осипенко А.Л. Государственно-частное партнерство в сфере противодействия киберпреступности // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2016. № 4. С. 37-44.
15. Осипенко А.Л. Об участии органов внутренних дел в системе обеспечения кибер-безопасности Российской Федерации // Общество и право. 2018. № 3(65). С. 35-43.
16. Соловьев В. С. Предупреждение преступлений в виртуальном пространстве: начало пути // Борьба с преступностью: теория и практика: тезисы докладов VI Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию образования Могилевского института МВД. Могилев, 2018. С. 212-215.
17. Грибанов Е.В. Проблемы и перспективы развития информационно-коммуникативных
5. Vishnevetsky K. V. Programming of victimological crime prevention // Society and law. 2019. № 1(67).P. 33-38.
6. Gribanov E.V. Problems of the formation and development of technologies for planning and programming crime prevention // Criminal policy and culture of combating crime: proc. of the intern. sci. and practical conf., Sept. 21, 2018: in 2 vol. Krasnodar, 2018. Vol. I. P. 216-219.
7. Gribanov E.V. Problems of development of regional culture of countering crime (on the example of Krasnodar Region) // Society and law. 2019. № 1(67). P. 39-47.
8. Crime in the Krasnodar region: state and forecast/ed. byA.V. Simonenko. Krasnodar, 2019.
9. The state of crime in St. Petersburg. Criminological monitoring and forecast: sci. and practical guide: in 2 pt. /gen. ed. by L.P. Bogdanov and A.A. Cochin. St. Petersburg, 2018.
10. Crime in the Voronezh region: state and forecast / ed. by A.V. Simonenko, N.A. Shishkin. Voronezh, 2012.
11. Kashkarov A.A. Official crime in public authorities and its prevention in the conditions of a change in state territory: diss. ... Dr of Law. Krasnodar, 2019.
12. Speech by the Minister of the Interior of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev at an expanded meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/59913 (date of access: 08.08.2019).
13. Ovchinsky V.S. Criminology of the digital world: textbook for graduates. Moscow, 2018.
14. Osipenko A.L. Public-private partnership in the field of combating cybercrime // Bull. of Voronezh institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 4. P. 37-44.
15. Osipenko A.L. About participation of lawenforcement agencies in the system of ensuring cyber security of the Russian Federation // Society and law. 2018. № 3(65). P. 35-43.
16. Soloviev V.S. Crime prevention in the virtual space: the beginning of the road // Crime control: theory and practice: abstr. of the VI Intern. sci. and practical conf. dedicated to the 70th anniversary of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs. Mogilev, 2018. P. 212-215.
17. Gribanov E.V. Problems and prospects for the development of information and communication technologies for crime prevention // Theoretical and practical problems of combating offenses: proc. of the intern. sci. and practical round table, Febr. 28, 2018. Krasnodar, 2018.
18. Simonenko A..V, Gribanov E.V. Criminological technologies and engineering: place in the science
14
технологий предупреждения преступлений // Теоретические и практические проблемы противодействия правонарушениям: материалы междунар. науч.-практ. круглого стола, 28 февр. 2018 г. Краснодар, 2018.
18. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1(55). С. 121-127.
19. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии: теория и методология // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32). С. 8-12.
20. Грибанов Е.В. Культура противодействия преступности и технологии предупреждения преступлений // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы междунар. на-уч.-практ. конф., 15 сент. 2017 г.: в 2 т. Краснодар, 2017. Т. I. С. 211-216.
21. Хомутов М.В. Российский опыт участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений// Актуальные вопросы современной науки: материалы междунар. науч.-теорет. конф., 5-7 апр. 2018 г. Актюбинск, 2018. С. 349-353.
22. Грибанов Е.В. Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения: учебно-методическое пособие. Краснодар, 2018.
and law enforcement practice meaning // Society and law. 2016. № 1(55). P. 121-127.
19. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological technologies: theory and methodology // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2016. № 2(32). P. 8-12.
20. Gribanov E.V. The culture of combating crime and crime prevention technology // Criminal policy and culture of combating crime: proc. of the intern. sci. and practical conf., Sept. 15, 2017: in 2 vol. Krasnodar, 2017.Vol. I. P. 211-216.
21. Khomutov M.V. The Russian experience of the participation of socially-oriented nonprofit organizations in crime prevention // Actual problems of modern science: proc. of the intern. sci. and theoretical conf., Apr. 5-7, 2018. Aktyubinsk, 2018. P. 349-353.
22. Gribanov E.V. The activities of law enforcement bodies on legal education and enlightenment of the population: guidance manual. Krasnodar, 2018.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Симоненко Александр Викторович, доктор юридических наук, профессор, начальник Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.V. Simonenko, Doctor of Law, Professor, Head of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
15