Научная статья на тему 'Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки'

Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / CRIMINOLOGICAL STUDIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / CRIME PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович

В статье поднимается проблема участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений. Особое внимание уделяется политическим и социальным предпосылкам такого участия. Излагаются методологические основы криминологического познания деятельности социально ориентированных организаций в указанной сфере. Рассматривается положительный отечественный и зарубежный опыт, затрагиваются проблемы нормативного правового регулирования участия некоммерческих организаций в профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of socially-oriented non-profit organizations in preventing crimes: theoretical and social-legal preconditions

The article raises the problem of participation of socially oriented non-profit organizations in crime prevention. Particular attention is paid to the political and social preconditions for their participation in preventive activities. Methodological bases of criminological knowledge of activity of socially oriented organizations in the specified sphere are presented. The positive domestic and foreign experience is considered, and also problems of normative legal regulation of participation of non-profit organizations in preventive activity are touched upon.

Текст научной работы на тему «Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки»

Хомутов Максим Владимирович

Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки

В статье поднимается проблема участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений. Особое внимание уделяется политическим и социальным предпосылкам такого участия. Излагаются методологические основы криминологического познания деятельности социально ориентированных организаций в указанной сфере. Рассматривается положительный отечественный и зарубежный опыт, затрагиваются проблемы нормативного правового регулирования участия некоммерческих организаций в профилактической деятельности.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, социально ориентированные некоммерческие организации, криминологические исследования, общественные объединения, профилактика преступлений.

Participation of socially-oriented non-profit organizations in preventing crimes: theoretical and social-legal preconditions

The article raises the problem of participation of socially oriented non-profit organizations in crime prevention. Particular attention is paid to the political and social preconditions for their participation in preventive activities. Methodological bases of criminological knowledge of activity of socially oriented organizations in the specified sphere are presented. The positive domestic and foreign experience is considered, and also problems of normative legal regulation of participation of non-profit organizations in preventive activity are touched upon.

Key words: crime prevention, socially-oriented non-profit organizations, criminological studies, public associations, crime prophylaxis.

Отечественная теория и практика противодействия преступности развиваются сегодня в условиях постепенного формирования новой концепции взаимоотношений личности, общества и государства. Все большее значение в общественной жизни приобретают интересы граждан, а государство готово в реализации социальных функций делиться своими полномочиями и возможностями с общественными структурами.

Современная государственная политика в социальной, экономической, духовной и иных сферах общественной жизни направлена на снижение доли казенных структур в пользу различных видов некоммерческих организаций. Особое место среди них занимают организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, охрану окружающей среды, профилактику социально опасных форм поведения граждан, деятельность в

сфере патриотического воспитания и в иных социально значимых направлениях. Выступая на форуме «Государство и гражданское общество», Президент России В.В. Путин отметил, что нужно сделать результаты работы некоммерческих организаций более публичными, а также рассмотреть возможность передачи части функций в социальной сфере от государственных органов некоммерческим организациям, поскольку они «более чутко относятся к проблемам общества» [1].

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» такие организации объединены общим понятием «социально ориентированные некоммерческие организации» (далее - СО НКО). Их деятельности со стороны государства придается особая значимость, им оказывает-

26

ся правовая, организационная и финансовая поддержка.

Деятельность некоммерческих организаций не рассматривается нами в контексте их противопоставления работе органов власти. Напротив, СО НКО способны помочь органам государственной власти и местного самоуправления в решении целого спектра социальных проблем, к числу которых относится и преступность.

Основными характеристиками СО НКО, которые позволяют говорить об их преимуществах по сравнению с иными субъектами предупреждения преступлений, являются:

негосударственная природа, которая позволяет им, являясь частью общественного организма, более тонко «чувствовать» и оперативно реагировать на социальные проблемы и противоречия;

некоммерческая основа, т.е. направленность на достижение не материальной выгоды, а общественно полезных целей, что позволяет осуществлять деятельность в первую очередь на принципах морали и нравственности и в интересах объекта воздействия;

низкие административные, финансовые и бюрократические издержки в сочетании с прозрачностью деятельности.

К СО НКО сегодня относятся общественные организации, некоммерческие партнерства, казачьи общества, общественные объединения правоохранительной направленности, религиозные организации, благотворительные фонды и т.д. В контексте современной социальной политики и применительно к рассматриваемой проблематике наиболее уместно вести речь не о деятельности отдельных видов таких организаций, например благотворительных фондов или общественных объединений правоохранительной направленности, а о работе некоммерческих негосударственных организаций в целом, выполняющих схожие задачи по достижению общественных благ, которые законодатель объединил легальным понятием «социально ориентированные некоммерческие организации».

Сегодня потребность в участии СО НКО наблюдается в различных направлениях общественной жизни. Не является исключением и правоохранительная сфера. «Мы находимся на пороге трансформации традиционного понимания участия граждан и общественных организаций в делах государства. Это имеет прямое отношение и к сфере социально-правового контроля и профилактики преступности. Речь идет о значительном расширении потенциала участия общественных формирований (благотво-

рительных, религиозных, студенческих, досуго-вых организаций, реабилитационных центров) в профилактической деятельности, развитии социального проектирования в сфере криминологической профилактики» [2, с. 14].

Огромный профилактический потенциал СО НКО в полной мере не реализован в современной практике предупреждения преступности. Мы наблюдаем довольно ограниченное, эпизодическое участие общественных структур в антикриминальной практике. По сравнению с иными сферами, где участие некоммерческих организаций представлено более широко [3; 4, с. 7-17], практика участия СО НКО в предупреждении преступности не столь развита. Причинами этого являются невысокий уровень информированности населения о деятельности СО НКО в правоохранительной сфере, неразвитость ряда направлений участия СО НКО в предупреждении преступлений, низкий уровень взаимодействия СО НКО между собой и с органами власти в решении социально значимых проблем, что, в свою очередь, обусловлено, в том числе, недостатками нормативного регулирования этой сферы. Количество СО НКО, действующих в иных сферах общественной жизни, остается на порядок большим по сравнению с правоохранительной сферой [5]. Деятельность СО НКО за исключением их участия в охране общественного порядка характеризуется крайне низким уровнем взаимодействия с правоохранительными органами.

В то же время было бы неправильным говорить о том, что в России сегодня СО НКО практически не принимают участия в предупреждении преступлений. СО НКО включают в себя различные виды объединений и организаций граждан, которые в различных формах участвуют в воздействии на криминогенные факторы, устраняя различного рода социальные патологии, воспроизводящие преступность. Такие организации занимаются профилактикой наркомании и алкоголизма, помощью неблагополучным семьям, предупреждением детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвуют в охране общественного порядка и т.д. [6; 7]. К ним относятся общественные организации, общественные движения, религиозные организации (объединения), казачьи общества, благотворительные фонды, добровольные народные дружины, органы общественной самодеятельности, общественные объединения правоохранительной направленности и иные некоммерческие организации в различных организационно-правовых формах.

27

СО НКО, участвующие в предупреждении преступлений, осуществляют свою деятельность на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.

На общесоциальном уровне СО НКО в нашей стране с успехом ведут свою работу уже не одно десятилетие. К ним относятся организации, осуществляющие деятельность по профилактике наркомании, алкоголизма и реабилитации лиц, страдающих этими зависимостями; организации, оказывающие помощь женщинам и детям, пострадавшим от семейного насилия; оказывающие помощь лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации (лицам без определенного места жительства, освободившимся из мест лишения свободы, выпускникам детских домов), и многие другие организации [8, с. 25-28].

Направленное воздействие на криминогенные факторы осуществляется путем применения специально-криминологических мер, которые в отличие от мер общесоциального предупреждения осуществляются непосредственно в целях предупреждения преступлений. Говоря о таких мерах, обычно подразумевают в первую очередь деятельность правоохранительных органов, например административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, или профилактические операции. Однако и в этой сфере активно действуют СО НКО, выполняя задачи по охране общественного порядка, предупреждению правонарушений в области безопасности дорожного движения, выявлению и профилактике преступлений в Интернете, участвуя в розыске лиц, пропавших без вести [9; 10; 11].

На высокую эффективность участия некоммерческих организаций в предупреждении преступлений указывает зарубежный и отечественный опыт их деятельности. Так, в советский период в нашей стране функционировала обширная сеть общественных организаций, которые вносили ощутимый вклад в работу по предупреждению преступлений: охрана общественного порядка силами добровольных народных дружин, предупредительная деятельность в трудовых коллективах, по месту жительства граждан. В учебных заведениях различного уровня проводилась активная работа по правовому просвещению и информированию населения, профилактике алкоголизма, что в сочетании с идеологической пропагандой давало заметный предупредительный эффект [12, с. 380-383; 13; 14; 15; 16].

Зарубежные страны также привлекают к себе внимание разнообразным опытом ис-

пользования возможностей некоммерческих организаций в предупреждении преступлений. Наиболее заметны успехи предупредительной деятельности таких организаций в Японии, США, Великобритании, Франции, Германии [17; 18; 19; 20; 21]. При этом направления деятельности общественных структур в этих странах весьма разнообразны - это не только общесоциальное предупреждение преступлений, но и предупреждение преступности несовершеннолетних, уличной преступности, ресоциализа-ция и социальная реабилитация осужденных, помощь лицам, пострадавшим от преступлений, и многие другие формы деятельности.

Однако, несмотря на имеющийся отечественный и зарубежный опыт, в современной правоохранительной практике возможности общества в предупреждении преступлений, как уже было отмечено выше, используются весьма ограниченно. Вместе с тем конструктивное сотрудничество государства с общественными формированиями в вопросах противодействия преступности рассматривается руководством страны в качестве одной из важнейших задач. Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал: «Надо в полной мере использовать помощь общественности. Законодательная основа для этого сформирована... Для укрепления общественного порядка нужно активно взаимодействовать с общественными добровольческими объединениями...» [22].

Более того, Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена Стратегия национальной безопасности РФ, которая называет институты гражданского общества участниками обеспечения национальной безопасности.

В криминологической литературе совершенно справедливо указывается на необходимость развития технологий участия граждан и общественности в правоохранительной деятельности [23, с. 11] и привлечения общественности к предупреждению преступлений [24, с. 1155].

Совершенствованию механизмов участия СО НКО в предупреждении преступлений препятствует отсутствие новой криминологической информации о предупредительном потенциале СО НКО, их месте, роли и механизмах участия в современной системе предупреждения преступлений.

Вместе с тем многообразные аспекты проблемы предупреждения преступлений, в том числе участия общественных формирований в предупреждении преступлений, широко представлены в трудах Г.А. Аванесова, С.С. Алексеева, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, Ю.Д. Блув-

28

штейна, С.В. Бородина, Н.И. Ветрова, С.И. Герасимова, Я.И. Гилинского, А.И. Долговой, А.Э. Жа-линского, З.С. Зарипова, В.И. Игнатенко, К.Е. Иго-шева, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, Н.Г. Ко-беца, М.И. Ковалева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, А.Г. Лекаря, Г.М. Миньковско-го, И.Б. Михайловской, А.Р. Ратинова, А.Б. Сахарова, А.В. Симоненко, И.А. Стручкова, И.В. Жарова, A.M. Яковлева и других ученых.

Проблемам участия общественности в предупреждении преступлений и вопросам взаимодействия общественных организаций с правоохранительными органами в предупреждении преступности посвящены диссертационные исследования С.А. Васильева, С.И. Герасимова, Ю.Ф. Гладыря, В.С. Ивановой, А.Л. Шиловской.

Частично вопросы участия некоммерческих организаций в профилактике правонарушений нашли отражение в специальной криминологической и иной юридической литературе различных периодов развития Российского государства. В основном эти исследования касались лишь участия отдельных видов общественных организаций правоохранительной направленности в охране общественного порядка.

Несмотря на отмеченные теоретические, правовые и социальные предпосылки, предупредительный потенциал НКО, их место в отечественной системе предупреждения преступлений не подвергались комплексному криминологическому изучению, до сих пор не проводились в современной криминологической науке комплексные исследования возможностей предупреждения преступлений некоммерческими организациями, в том числе их наиболее значимой частью - СО НКО.

Сегодня не вызывает сомнения необходимость проведения таких специальных криминологических исследований. Важной является разработка предложений по совершенствованию механизмов участия СО НКО в предупредительной деятельности. Для этого необходимо опираться на богатый отечественный и зарубежный опыт привлечения и участия некоммерческих организаций в качестве субъектов предупреждения преступлений.

Решение этих задач позволит сформировать теоретические основы участия СО НКО в предупреждении преступлений и разработать рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по взаимодействию с СО НКО в сфере предупреждения преступлений.

Эмпирическую базу изучения деятельности СО НКО по предупреждению преступлений должны составлять данные, позволяющие

всесторонне рассмотреть роль социально ориентированных некоммерческих организаций в процессе предупреждения преступлений. Это результаты социологических исследований, позволяющие выделить основные направления деятельности СО НКО, определить их эффективность, изучить факторы, обусловливающие их развитие. Респондентами таких исследований могут выступать представители непосредственно самих СО НКО, сотрудники правоохранительных органов, работники органов государственной власти и местного самоуправления. Интерес для исследования предупредительной деятельности СО НКО представляют также уставные документы общественных организаций; материалы СМИ, фиксирующие результаты деятельности СО НКО, а также информационно-аналитические данные и факты взаимодействия государства и социально ориентированных некоммерческих организаций в процессе предупреждения преступлений; данные контент-анализа официальных сайтов СО НКО, их страниц и аккаунтов в социальных сетях, информация органов государственной власти и местного самоуправления о взаимодействии с СО НКО, экспертные оценки участия СО НКО в предупреждении преступлений, официальные статистические данные о количестве СО НКО, направлениях их деятельности и результатах работы.

Учитывая богатый отечественный и зарубежный опыт участия некоммерческих организаций в предупреждении преступлений и принимая во внимание острую нехватку на сегодняшний день криминологических исследований в этой сфере, считаем возможным определить основные направления участия СО НКО в предупреждении преступлений, требующие изучения:

роль СО НКО в системе предупреждения преступлений;

предупреждение отдельных видов преступлений;

нейтрализация негативных социальных явлений, связанных с преступностью;

устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;

воздействие на личность правонарушителя (устранение криминогенных свойств личности); виктимологическая профилактика; изучение преступности, анализ и прогнозирование криминогенных ситуаций, криминологическая диагностика и мониторинг криминальных явлений;

разработка и реализация государственных программ профилактики правонарушений;

29

совершенствование механизмов взаимодействия гражданского общества с органами власти в вопросах противодействия преступности;

международное сотрудничество по вопросам противодействия преступности.

Весьма актуальной остается и проблема нормативно-правового регулирования положения СО НКО в отечественной системе предупреждения преступлений. Нормативная база для деятельности СО НКО в России создана и постоянно совершенствуется. Статья 30 Конституции РФ закрепляет право граждан на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Глава 4 Гражданского кодекса РФ определяет понятие и регламентирует деятельность различных видов некоммерческих организаций. Деятельность СО НКО также регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных организациях», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества», от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» и др. образуют правовую основу деятельности отдельных видов некоммерческих организаций. Стоит отметить, что имеющаяся нормативная база не содержит последовательного механизма реализации полномочий, предоставляемых СО НКО федеральным законодательством. Рассматриваемые нормативные правовые акты содержат противоречия и слабо согласованы друг с другом. При этом законодателем не разработан четкий правовой механизм взаимодействия СО НКО с органами власти, что не только вносит сложности в работу СО НКО, но и лишает государство содействия общественных формирований в предупреждении преступлений.

Принятый 23 июня 2016 г. Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» впервые в современном отечественном законодательстве предоставил негосударственным субъектам существенные возможности для участия в предупреждении преступлений. В соответствии со ст. 13 названого закона граждане и общественные организации, занимающиеся правовым просвещением и правовым информированием, социальной адаптацией, ресоциализацией, социальной реабилитацией, помощью лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми, а так-

же принимающие участие в мероприятиях по охране общественного порядка, приобретают статус лиц, участвующих в профилактике правонарушений. Названным законом предусмотрена реализация возможностей некоммерческих организаций в области профилактики правонарушений путем применения целого ряда мер, которые включают в себя: устранение причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений; выявление лиц, склонных к совершению правонарушений; выявление лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми; использование иных видов и форм профилактики, установленных законодательством.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Сегодня имеются необходимые политические и правовые предпосылки участия СО НКО в предупреждении преступлений.

2. СО НКО ограниченно участвуют в предупреждении преступлений, имея значительный потенциал развития и совершенствования своей деятельности в этом направлении.

3. В теории предупреждения преступлений не имеется достаточных данных об участии СО НКО в предупреждении преступлений.

4. Официальная позиция органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам участия СО НКО в предупреждении преступлений и взаимодействия с ними в этой области отсутствует.

5. Не сформирована четкая правовая база участия СО НКО в предупреждении преступлений.

6. Имеется положительный отечественный и зарубежный опыт участия общественных организаций в предупреждении преступлений.

Таким образом, СО НКО являются субъектами, способными оказать помощь органам власти по целому ряду направлений предупреждения преступлений. Их деятельность порой более эффективна, чем работа государственных или муниципальных органов и учреждений. В целом это способствует и достижению более глобальных целей, о чем в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. заявил Президент России В. Путин: «Сегодня деятельные, неравнодушные граждане, социально ориентированные НКО активно участвуют в решении важнейших задач. Именно вовлеченность людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности, делают нас единым народом, способным к достижению больших целей» [25].

30

1. Выступление В. В. Путина на форуме «Государство и гражданское общество» 15 янв. 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/47480 (дата обращения: 02.05.2018).

2. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Уголовная политика и культура противодействия преступности в России: состояние и перспективы // Общество и право. 2017. № 3(61).

3. Гэлодеи, призвала регионы РФ активнее сотрудничать с НКО в оказании соцуслуг населению. URL: http://tass.ru/obschestvo/4154409 (дата обращения: 29.04.2018).

4. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4.

5. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ socorientnoncomorg/201411132 (дата обращения: 28.04.2018).

6. Благотворительный фонд помощи детям «Содействие». URL: http://fondsodeystvie. org/(дата обращения: 28.04.2018).

7. Союз некоммерческих организаций в сфере профилактики и охраны здоровья «Евразийская ассоциация здоровья». URL: http:// euraz.org (дата обращения: 28.04.2018).

8. Некипелова Л.А. Профилактическая антинаркотическая деятельность негосударственных организаций // Вестн. Костромск. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2012. № 3.

9. Щуров А. Помощь - от чистого сердца. URL: http://www.ormvd.ru/pubs/101/help-from-the-heart/(дата обращения: 28.04.2018).

10. Ночной патруль Самара. URL: http:// нп63.рф/(дата обращения: 28.04.2018).

11. Лига безопасного Интернета. URL: http://ligainternet.ru/upload/docs/liga-2016-v-17. pdf (дата обращения: 28.04.2018).

12. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.

13. Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений: учеб. пособие. Горький, 1976.

14. Социальная профилактика преступлений. Криминологические и криминалистические проблемы / под ред. В. И. Федулова. Саратов, 1983.

15. Михайленко П.П., Гельфанд И.А. Предупреждение преступлений - основа успешной борьбы за полное искоренение преступности в СССР // Советское государство и право. 1963. № 3.

1. Speech by V.V. Putin on the forum «The State and Civil Society» on Jan. 15, 2015. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/47480 (date of access: 02.05.2018).

2. Simonenko A.V., Gribanov E.V. The criminal policy and culture of counteraction of criminality in Russia: condition and prospects // Society and law. 2017. № 3(61).

3. Golodets called on the regions of the Russian Federation to cooperate more actively with NPO in providing social services to the population. URL: http://tass.ru/obschestvo/4154409 (date of access: 29.04.2018).

4. Mersiyanova I.V., Benevolensky V.B. The comparative advantages of NPOs as social welfare services providers: an examination in the Russian context // Public administration issues. 2016. № 4.

5. Register of socially oriented non-profit organizations - recipients of support of the Ministry of Economic Development of Russia. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ socorientnoncomorg/201411132 (date of access: 28.04.2018).

6. Charity Fund for Assistance to Children «Assistance». URL: http://fondsodeystvie.org/ (date of access: 28.04.2018).

7. Union of non-profit organizations in the field of prevention and health protection «Eurasian Health Association». URL: http://euraz.org (date of access: 28.04.2018).

8. Nekipelova L.A. Preventive anti-drug activities of non-governmental organizations // Bull. of the Kostroma State University. Ser.: Pedagogics. Psychology. Socio-kinetics. 2012. № 3.

9. Shchurov A. Help - in all sincerity. URL: http://www.ormvd.ru/pubs/101/help-from-the-heart/ (date of access: 28.04.2018).

10. Night patrol Samara. URL: http://npf63.p$/ (date of access: 28.04.2013).

11. League of Secure Internet. URL: http:// ligainternet.ru/upload/docs/liga-2016-v-17.pdf (date of access: 28.04.2013).

12. Avanesov G.A. Criminology. Moscow, 1984.

13. Igoshev K.E. Social control and crime prevention: study aid. Gorky, 1976.

14. Social prevention of crimes. Criminological and forensic problems / ed. by V.I. Fedulov. Saratov, 1983.

15. Mikhaylenko P.P., Gelfand I.A. Prevention of crimes - the basis for successful struggle for the complete eradication of crime in the USSR // Soviet state and law. 1963. № 3.

16. Zakalyuk A.P. Public impact in the prevention of delinquency. Kiev, 1975.

17. Inshakov S.M. Foreign criminology. 2nd ed. Moscow, 2003.

31

16. Закалюк А.П. Общественное воздействие в предупреждении правонарушений. Киев, 1975.

17. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. 2-е изд. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Морозов Н.А. Сравнительно-правовой анализ преступности в современной Японии. М., 2003.

19. Rosenbaum Dennis P. Community Crime Prevention: A Review and Synthesis of the Literature. Justice Quarterly 5, № 3 (1988).

20. Fleissner D., Heinzelmann F. Crime Prevention Through Environmental Design and Community Policing. Washington, 1996.

21. Smith J.D. The 1997 National Survey of Volunteering. 1999.

22. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД 15 марта 2016 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 51515 (дата обращения: 04.05.2018).

23. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии: теория и методология // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32.)

24. Грибанов Е.В. О формировании и развитии технологий предупреждения преступлений в деятельности полиции // Российская полиция: Три века служения отечеству: материалы юбилейной междунар. науч. конф., посвященной 300-летию российской полиции, Санкт-Петербург, 23-25 апр. 2018 г.

25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/56957 (дата обращения: 01.05.2018).

18. Morozov N.A. Comparative legal analysis of crime in modern Japan. Moscow, 2003.

19. Rosenbaum Dennis P. Community Crime Prevention: A Review and Synthesis of the Literature. Justice Quarterly 5, № 3 (1988).

20. Fleissner D., Heinzelmann F. Crime Prevention Through Environmental Design and Community Policing. Washington, 1996.

21. Smith J.D. The 1997 National Survey of Volunteering. 1999.

22. Speech by V.V. Putin at an expanded meeting of the Ministry of Internal Affairs on March 15, 2016. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51515 (date of access: 04.05.2018).

23. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological technologies: theory and methodology // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 2(32).

24. Gribanov E.V. On the formation and development of crime prevention technologies in police activity // Russian police: Three centuries of service to the fatherland: proc. of the jubilee intern. sci. conf. dedicated to the 300th anniversary of the Russian police, St. Petersburg, Apr. 23-25, 2018.

25. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (date of access: 01.05.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Хомутов Максим Владимирович, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584049.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.V. Khomutov, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612584049.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.