Симоненко Александр Викторович
доктор юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Грибанов Евгений Викторович
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Уголовная политика и культура противодействия преступности в России: состояние и перспективы
«...Великая задача нашего и следующего поколений состоит не в безнадежном воскрешении того, чего уже нет, а в решении других проблем: во-первых, как сделать этот переходный период более безболезненным; во-вторых, составить конструктивные планы для будущего общества и будущей культуры»
П. А. Сорокин
В статье дается оценка состояния современной уголовной политики и культуры противодействия преступности. Определяется основной вектор эффективного развития антикриминальной практики Российского государства - наращивание предупредительной составляющей. Предлагаются перспективные направления развития культуры противодействия преступности и совершенствования уголовной политики.
Ключевые слова: уголовная политика, культура противодействия преступности, предупреждение преступности, антикриминальная практика, профилактика преступности, уголовная репрессия, правоохранительная деятельность, профилактика правонарушений.
A.V. Simonenko, Doctor of Law, Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
E.V. Gribanov, Candidate of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
The criminal policy and culture of counteraction of criminality in Russia: condition and prospects
The article gives an assessment of the state of modern criminal policy and culture of counteraction to crime. The main vector of effective development of the anti-criminal practice of the Russian state is defined - building up of a precautionary component. Prospective directions of development of the culture of counteraction of criminality and perfection of a criminal policy are offered.
Key words: criminal policy, culture of counteraction of criminality, crime prevention, anti-criminal practice, crime prevention, criminal prosecution, law enforcement, delinquency prevention.
Криминологическая и уголовно-правовая науки в последнее время значительное внимание уделяют комплексу проблем, очерченному понятием «уголовная политика». Для определения спектра исследуемых уголовно-правовых и криминологических проблем наряду с этим традиционным и устоявшимся понятием в юридической литературе все чаще используется термин «культура противодействия преступности».
Уголовная политика образует традиционную форму правоохранительной деятельности, содержанием которой выступает уголовная репрессия, реализуемая посредством закрепления уголовно-правового запрета и применения санкций в отношении виновных лиц. В широком смысле она осуществляется в рамках современной антикриминальной деятельности в ходе выявления, раскрытия, расследования преступлений; розыска лиц, скрывшихся
10
от органов дознания, следствия и суда; осуществления правосудия по уголовным делам; исполнения уголовного наказания; устранения негативных последствий преступлений [1, с. 22-23].
Культура противодействия преступности представляется еще более сложной и многогранной категорией. Ее можно рассматривать с разных позиций: как продукт и как составной элемент социально-правового мышления, как элемент мировоззрения и, следовательно, как феномен общественного сознания. «Культура противодействия преступности как система представлений о целях, способах, мерах - заведомо неоднородна; она сочетает в себе множество разных и в разной мере развитых элементов, которые зависят от уровня правовых и криминологических знаний участников этой деятельности, от множества привходящих факторов, включая особенности культуры (культуры прошлого и настоящего) в конкретном месте планирования соответствующих мер» [2, с. 22-23].
Культура противодействия преступности является стержневым компонентом более широкого понятия «криминологическая культура» [3, с. 23]. Применительно к рассматриваемой проблематике ее следует определить как опосредованную историческими, социально-экономическими, политическими, духовными и иными закономерностями общественного развития совокупность различного рода компонентов антикриминальной практики и ее результатов, характеризующих отношение государства к преступности. Культура противодействия преступности есть процесс и результат антикриминальной практики государства.
В понятиях «уголовная политика» и «культура противодействия преступности» рельефно умещается вся совокупность современных уголовно-правовых и криминологических проблем. Они вынесены в наименование традиционной конференции «Уголовная политика и культура противодействия преступности», ежегодно проводимой Краснодарским университетом МВД России в г. Новороссийске.
Каким же должен быть основной вектор развития современной уголовной политики и культуры противодействия преступности? Для ответа на этот вопрос как минимум необходимо дать оценку современного состояния процессов и закономерностей, которые сегодня определяют содержание названных понятий.
Уголовная политика России в настоящее время реализуется в условиях серьезных вызовов и угроз национальной безопасности. В их числе вооруженные конфликты в непосредственной близости от российских границ, нес-нижающаяся активность экстремистских организаций, криминогенные риски, которые несут в себе нелегальная миграция, наркопреступность, преступность в сфере информационных технологий. Развивается и традиционный для нашей правоохранительной действительности спектр проблем: общеуголовная и организованная преступность, коррупция, распространение наркотиков и незаконный оборот оружия. Ведущим средством криминальной коммуникации становятся информационно-телекоммуникационные сети, в том числе Интернет.
Следует учитывать, что уголовная политика России реализуется сегодня в условиях меняющейся социально-политической и экономической обстановки, преобразований в правоохранительной сфере. Это по-прежнему основной инструмент сдерживания криминальных угроз.
Большую озабоченность вызывают преступления, имеющие экстремистскую окраску, цель которых - пропаганда вражды, ненависти, провокации межнациональных конфликтов, расшатывание основ конституционного строя и посягательства на суверенитет страны. Деятельность экстремистов становится все более изощренной: от пропаганды экстремистской идеологии до террористической деятельности и бандитизма.
Значительное внимание правоохранителей по-прежнему уделяется противодействию коррупции. Ежегодно в суды направляется свыше 10 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, часть из которых -выявленные коррупционные преступления, совершенные в крупных и особо крупных размерах высокопоставленными чиновниками.
Актуальными остаются вопросы противодействия наркотизации населения и незаконной миграции. Преобразования правоохранительной системы в этих сферах во многом призваны повысить эффективность антикриминальной деятельности.
Криминальные процессы стали частью информационно-телекоммуникационной среды. С их помощью преступники привлекают в свои ряды новых членов, организуют и координируют совершение преступлений, распространяют свою идеологию и культуру. Преступники используют современные технологии и
11
для совершения общеуголовных преступлений (краж, вымогательств, мошеннических действий), торговли людьми, хакерских атак, наркоторговли, экстремистской деятельности, посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних.
При решении спектра традиционных для правоохранительной системы проблем следует учитывать и последствия событий, происходящих на Юго-Востоке Украины, экспансий террористических организаций в Средней Азии и на Ближнем Востоке, экономических санкций, массовой миграции населения.
С вхождением в состав Южного федерального округа республики Крым и города федерального значения Севастополя еще большее значение приобрели вопросы обеспечения региональной безопасности Юга России.
В этих условиях уголовная политика и культура противодействия преступности не свободны от недостатков, маркерами которых являются высокий уровень латентной и рецидивной преступности, размытость границ уголовно-правового воздействия, слабая востребованность профилактической деятельности в правоохранительной практике, отставание социально-правового контроля общественных отношений в сфере информационных технологий.
Развитие культуры противодействия преступности невозможно в условиях отсутствия объективной информации о криминальном феномене. Сегодня нет точных сведений о реальном обобщенном объеме преступности, ее полных социальных и экономических последствиях, отсутствует адекватный прогноз ее возможного развития на основе интенсивных изменений в стране и мире [4, с. 54]. Отсюда отсутствие научно обоснованного и эффективного антикриминального планирования и программирования.
По данным специальных криминологических исследований, число латентных преступлений превышает количество зарегистрированных в несколько десятков раз [5]. В связи с этим уголовной ответственности по различным причинам избегают более 90% правонарушителей. Безнаказанности правонарушителей способствует и низкий уровень раскрываемости преступлений, составляющий около 50%. Реальная же «пропускная способность» репрессивной компоненты правоохранительной системы ограничивается возможностью относительно эффективно реагировать не более
чем на 1 миллион из нескольких десятков миллионов совершенных преступлений [6].
По-прежнему сохраняется нормативная, кадровая, организационная и финансовая неопределенность системы профилактики правонарушений, особенно на региональном и местном уровнях. Повышению уровня культуры противодействия преступности, без сомнений, будет способствовать Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Несмотря на то, что данный документ носит во многом рамочный характер, его принятие уже в определенной степени послужило сигналом совершенствования культуры противодействия преступности в сторону увеличения превентивного содержания правоохранительной деятельности. Однако в настоящее время профилактика преступности явно выступает второстепенной формой деятельности правоохранительных органов. Гипертрофия мер уголовно-правового воздействия по-прежнему вытесняет на периферию правоохранительной практики профилактическую работу.
Уголовная политика и антикриминальная практика все еще оторваны от интересов населения, которые преимущественно лежат в плоскости обеспечения личной и имущественной безопасности, общественного порядка. Традиционные меры, в основе которых уголовная репрессия, не способны в полной мере обеспечить эти общественные потребности. Этой же проблеме более десяти лет назад посвящал свои эмоциональные строки С.Я. Лебедев: «Наше государство, правоохранительная система, а вместе с ними и большая часть общества никак не хотят отказаться от идеи жестокого подавления преступности, постоянно настаивая на активизации борьбы с ней, а порой даже войны, не скупясь на лозунги и призывы покончить с этой нечистью и т.д., и т.п. На протяжении десятилетий эти лозунги ложились в основу множества программ усиления борьбы с преступностью, а воз, как говорится, и ныне там» [7, с. 18].
Анализ результатов антикриминальной деятельности [6] показывает, что потенциал традиционных репрессивных мер на сегодня явно исчерпан. Две трети лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в 2016 г., не имели постоянного источника дохода; половина из них ранее уже совершали преступления, более трети находились в состоянии алкогольного опьянения. Как верно заметил в одной из
12
своих публикаций О.Н. Бибик, «современная культура, «обложившая» общество красными флажками идеи возмездия, не дает выйти за эти рамки, заставляя применять уголовную репрессию сверх необходимых объемов... Выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы изменить культурные стереотипы: возмездие, восстановление социальной справедливости должно по мере развития общества уступать место цели ресоциализации» [8, с. 24].
Вместе с тем, сегодня существуют реальные возможности повышения уровня культуры противодействия преступности за счет наращивания предупредительной составляющей в правоохранительной практике. Для этого необходимо во многом заново переосмыслить фундаментальные и прикладные исследования большинства отечественных и зарубежных криминологов, которые в 70-80-х гг. ХХ в. позволили изменить сложившуюся в Советском государстве карательную по своей сути культуру противодействия преступности в сторону насыщения ее профилактическим содержанием и механизмами социально-правового контроля. Эти достижения советской криминологической мысли в современной антикриминальной практике во многом утрачены. Ренессанс научных достижений наших учителей в трудах новых поколений исследователей, практическая реализация их идей и наработок позволят обеспечить развитие отечественной культуры противодействия преступности.
Криминологические решения могут облекаться в управленческую, исследовательскую, экспертную, консультационную формы деятельности и должны в различных формах быть востребованы правоохранительной практикой.
Основным механизмом реализации криминологических идей в правоохранительной практике выступает правотворческая и правоприменительная деятельность. Предпосылками трансляции знания о криминальном феномене в практическую деятельность являются нормативные, организационные, кадровые и материально-технические условия. Предложенные криминологами решения, модели, разработанные показатели и меры должны получить нормативное закрепление и реализоваться в ходе правоприменительной деятельности.
При решении практических правоохранительных проблем необходимо сближение эмпирического опыта и научных исследований. Перспективными направлениями в этой сфере, по нашему мнению, являются:
значительное сокращение пределов уголовно-правового воздействия путем вывода из него общественных отношений, регулирование и охрана которых возможны иными правовыми инструментами (административно-правовыми, финансово-правовыми, гражданско-правовыми, служебно-трудовыми и др.);
повышение качества правоохранительного контроля «очищенного» объема преступности, использование высвободившегося потенциала правоохранительной системы для наращивания профилактической составляющей в антикриминальной практике;
детализация положений Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» на уровне регионального законодательства и подзаконного нормотворчества;
нормативное закрепление механизма координации деятельности субъектов профилактики правонарушений;
возложение на территориальные подразделения правоохранительных органов полномочий по оперативному руководству, координации и контролю профилактической деятельности иных субъектов профилактики правонарушений на районном уровне;
детальная регламентация государственно-частного (общественного) партнерства по социально-правовому контролю маргинальных и криминальных явлений (экстремизм, алкоголизм и наркомания, проституция, бродяжничество и попрошайничество, незаконная миграция, торговля людьми и др.);
создание в структуре правоохранительных органов (в частности, территориальных органов внутренних дел) на региональном уровне профилактических служб;
обязательная криминологическая экспертиза программ и планов профилактики правонарушений, обоснование их результатами прикладных криминологических исследований;
развитие системы криминологического прогнозирования и программирования на федеральном, региональном и местном уровнях;
разработка научно обоснованной системы оценки качества профилактических мероприятий, а также деятельности должностных лиц по их реализации на основе диагностических и мониторинговых криминологических исследований;
13
развитие системы виктимологической профилактики отдельных видов преступлений, направленной на формирование у граждан элементарных компетенций криминологической безопасности;
разработка системы (критериев) комплексной оценки профилактической деятельности сотрудников правоохранительных органов;
создание и развитие института криминологического маркетинга в правоохранительных органах;
выделение самостоятельной специализации «Криминологическая безопасность» в рамках специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» с целью специализированного обучения штатных криминологов для правоохранительных органов, к основным критериям подготовленности которых относится способность диагностировать криминальные и маргинальные явления в социальной сфере, дифференцировать их по возможной опасности для общества и граждан, творчески обеспечивать процесс разработки и принятия профилактических решений, организовывать их исполнение и контроль эффективности.
Криминологические новации должны транслироваться в правоохранительную практику субъектами, имеющими специальную юридическую (криминологическую) подготовку на уровне магистратуры или специалитета, способными обеспечивать реализацию прикладных криминологических технологий в правоохранительной практике как с позиций процессов управления, так и с точки зрения теоретической и эмпирической составляющей. Их профессиональная деятельность должна быть основана на криминологическом мышлении, без чего невозможно профессионально воспринимать ни одну из практических сторон правоохранительной деятельности в сфере контроля преступности и правонарушений. Способность разрабатывать и реализовывать криминологические технологии в практике противодействия преступности должна выступать в качестве обязательного квалификационного требования к специалисту в сфере обеспечения национальной безопасности и правоохранительной деятельности [9, с. 11-12].
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» значительно расширил нормативные основания системы профилактики правонарушений и мер социально-правового контроля преступности. Сегодня речь идет о создании
системы мониторинга осуществляемых профилактических мер, формировании согласованных механизмов сбора, обработки информации [10]. Однако еще только предстоит создать необходимую научную базу для регионального и подзаконного нормотворчества, позволяющую определить четкую и структурированную нормативную и организационную систему профилактической деятельности на ведомственном, региональном и местном уровнях. Само содержание многих профилактических мер и механизмов их реализации в полной мере до сих пор не определено, нет соответствующего ресурсного, кадрового и технологического обеспечения этой работы.
Мы находимся на пороге трансформации традиционного понимания участия граждан и общественных организаций в делах государства. Это имеет прямое отношение и к сфере социально-правового контроля и профилактики преступности. Речь идет о значительном расширении потенциала участия общественных формирований (благотворительных, религиозных, студенческих, досуговых организаций, реабилитационных центров) в профилактической деятельности, развитии социального проектирования в сфере криминологической профилактики.
В принятой в декабре 2015 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом отнесено к главным направлениям обеспечения государственной и общественной безопасности. Конкретную конфигурацию такого механизма только предстоит определить.
Ежегодно на учете в органах внутренних дел состоят сотни тысяч лиц, требующих индивидуального профилактического воздействия, из них более 140 тысяч - несовершеннолетние. Развитие форм участия общественных организаций в осуществлении этой деятельности способно существенно повысить эффективность профилактической работы с данной категорией лиц. В этой же плоскости может эффективно решаться проблема освобождения людей от наркотической зависимости путем постмедицинской социальной реабилитации, возвращения к нормальной полноценной жизни. Сегодня в регионах России действуют более 500 негосударственных реабилитационных центров, которые в ближайшем будущем способны со-
14
ставить основу национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей [11, с. 73].
Выступая в 2016 г. на заседании расширенной коллегии МВД России, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «... нужно активно взаимодействовать с... общественными добровольческими объединениями... прошу активнее выстраивать партнерские отношения с волонтерскими объединениями, общественными организациями, гражданскими активистами» [10].
В преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года особо актуальным направлением развития культуры противодействия преступности является обеспечение безопасности в период его подготовки и проведения. Любое крупномасштабное мероприятие резко обостряет факторы риска. Крупные спортивные турниры рассматриваются отдельными представителями преступной среды в качестве возможной площадки для совершения различных преступлений, в том числе провоцирующих акты гражданского неповиновения. Противоправные действия могут быть совершены главным образом ради создания соответствующего информационного фона , способного нанести серьезный ущерб репутации нашего государства.
Практическая реализация правоохранительной деятельности в этой сфере предполагает целый комплекс криминологически обоснован-
1. Грибанов Е.В. Кризис современной уголовной политики и пути его преодоления // Современные проблемы уголовной политики: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 25 сент. 2015 г. / под ред. А. В. Симоненко. Краснодар, 2015. Т. II.
2. Квашис В.Е. К проблеме культуры противодействия преступности // Уголовная политика и культура противодействия перступ-ности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2016 г. Краснодар, 2015. Т. I.
3. Симоненко А. В. Культурологические аспекты криминологии // Криминологический журн. 2005. № 2(8).
4. Лунеев В. В. Проблемы российского уголовно-правового законотворчества (часть I) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2.
5. Кривенцов П. А. Латентная преступность в России: криминологическое исследо-
ных мероприятий и решений. Скоординированная стратегия, основанная на инновационных разработках в сфере обеспечения безопасности и подкрепленная передовыми технологиями, всегда способствует минимизации вероятности возникновения реальных угроз криминологической безопасности.
Подготовка и проведение крупных спортивных мероприятий несут в себе долгосрочный положительный правоохранительный потенциал для развития культуры противодействия преступности в регионах проведения массовых спортивных мероприятий, построения новых эффективных механизмов взаимодействия между гражданами и полицией. Сегодня мы активно совершенствуем правоохранительные технологии в этой сфере в тесном взаимодействии с нашими зарубежными коллегами из Китайской Народной Республики и Аргентины.
Таким образом, современные уголовная политика и культура противодействия преступности не свободны от недостатков. Важно найти способы их преодоления, необходимый баланс между реализацией карательной и предупредительной составляющих в правоохранительной практике Российского государства. Это обеспечит органичное сочетание различного рода компонентов антикриминальной практики, предопределит развитие уголовной политики и культуры противодействия преступности.
1. Gribanov E.V. Crisis of modern criminal policy and ways of its overcoming // Modern problems of criminal policy: proc. of the VI Intern. sci.-pract. conf., Sept. 25, 2015 / ed. by A.V. Simonenko. Krasnodar, 2015. Vol. II.
2. Kvashis V.E. To the problem of the culture of combating crime // Criminal politics and culture of anti-prestupnosti: proc. of the Intern. sci.-pract. conf., Sept. 30, 2016. Krasnodar, 2015. Vol. I.
3. Simonenko A.V. Cultural aspects of criminology // Criminology journal. 2005. № 2(8).
4. Luneev V. V. Problems of the Russian penal legislation (part I) // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2013. № 2.
5. Kryventsov P.A. Latent crime in Russia: criminological research: diss.... Candidate of Law. Moscow, 2014. URL: http://www.msal.ru/common/ upload/Kriventsov_P.A._Disertatsiya.pdf (date of access: 16.08.2017).
15
вание: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. URL: http://www.msal.ru/common/upload/Kriventsov_ P. A._Disertatsiya.pdf (дата обращения: 16.08.2017).
6. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2016 год. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/ site1/document_file/godovoy_otchet_2016.pdf (дата обращения: 16.08.2017).
7. Лебедев С.Я. Стратегия предупреждения преступности органами внутренних дел // Криминологический журн. 2005. № 2(8).
8. Бибик О.Н. Культурологические аспекты противодействия преступности // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32).
9. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии: теория и методология // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32).
10. Выступление Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/54014 (дата обращения: 16.08.2017).
11. Симоненко А. В. Состояние и перспективы противодействия наркопреступности в России // Защитник закона. 2016. № 2.
6. Annual report on the progress of implementation and evaluating the effectiveness of the state program «Ensuring public order and combating crime» for 2016. URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/ godovoy_otchet_2016.pdf (date of access: 16.08.2017).
7. Lebedev S.Ya. Strategy of crime prevention by the internal Affairs bodies // Criminological journal. 2005. № 2(8).
8. Bibik O.N. Cultural aspects of combating crime // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 2(32).
9. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological technology: theory and methodology // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 2(32).
10. The report of the President of the Russian Federation V. V. Putin at the enlarged meeting of the Collegium of the Ministry of the Interior of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/54014 (date of access: 16.08.2017).
11. Simonenko A.V. Status and prospects of counteraction of narcocrime in Russia // Law enforcement. 2016. № 2.
16