УДК 343.9 ББК 67
культура противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел
александр викторович симоненко,
доктор юридических наук, профессор, начальник Краснодарского университета МВД России E-mail: [email protected]
евгений викторович грибанов,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры
уголовного права и криминологии. Воронежского института МВД России E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн
Аннотация. В статье с позиций культуральной криминологии анализируются формы противодействия преступности, особенности их реализации в деятельности современных органов внутренних дел, возможности совершенствования правоохранительной системы.
Ключевые слова: культура; преступность; предупреждение; профилактика; органы внутренних дел; криминология
Annotation. This article from positions of the culture of сrimmology analyzed forms counteracting crime, especially their implementation in the activity contemporary of internal affairs agencies, the possibility of improving law enforcement system.
Keywords: culture; crime; warning; prevention; police; criminology
Современный этап развития мировой и отечественной криминологической науки отмечен повышенным вниманием к феномену культуры. Культу-ральная криминология рассматривается как одно из последних достижений криминологической теории, как исходное начало для определения механизма воздействия на личность преступника, преступность в целом, ее отдельные виды и выработки эффективных мер предупреждения преступлений. «Культуральная криминология есть рассмотрение преступности и контроля над ней в контексте культуры...»'.
С позиций такого методологического подхода может быть представлена проблема противодействия (контроля) преступности. В таком контексте уместно говорить о культуре противодействия преступности, которую следует рассматривать как способ (образец, тип) правоохранительной деятельности, присущий государству, сложившийся в конкретных социально-исторических условиях. По своему содержанию культура противодействия преступности отражает свойственную правоохранительной системе государства стратегию антикриминальной деятельности2, обуславливающую соотношение различного рода компонентов правоохранительной практики.
Анализ исторического опыта позволяет говорить о
двух взаимосвязанных и взаимообусловленных типах противодействия преступности, соотношение которых в практике антикриминальной деятельности определяет содержание культуры противодействия преступности. Первый из них образует традиционную форму правоохранительной деятельности, содержанием которой выступает уголовная репрессия, реализуемая посредством закрепления уголовно-правового запрета и реализации санкций в отношении виновных лиц. Она осуществляется в рамках современной правоохранительной деятельности в ходе выявления, раскрытия, расследования преступлений; розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществления правосудия по уголовным делам; исполнения уголовного наказания; устранения негативных последствий преступлений.
Эта форма позволяет относительно оперативно оказывать государственное воздействие на криминальный феномен, устраняя последствия преступности. Здесь реализуется общая и частная превенция уголовного закона. В глазах общества преступник получает от государства быстрый и адекватный ответ за содеянное. Потерпевшему, если это возможно, частично заглаживается причиненный преступлением вред, возмещается ущерб.
Платить за такой «сервис» обществу приходится достаточно дорого. Реализацию уголовной репрессии осуществляет разветвленный государственный аппарат, содержание которого требует значительных финансовых ресурсов. Акт преступного поведения требует реакции правоохранительных органов с момента обнаружения признаков преступления (организации работы по выявлению преступлений) и до снятия (погашения) судимости, отмены (прекращения) административного надзора. В этом механизме задействована вся правоохранительная «индустрия»3. Но и этот сложный и дорогостоящий механизм периодически дает сбои, фиксируя высокий уровень рецидивной и латентной преступности.
На сегодняшний день доля рецидивной преступности в структуре зарегистрированной преступности составляет около половины4. Таким образом, за каждым вторым случаем применения уголовной репрессии следует совершение рецидивного преступления с существенно возросшей общественной опасностью.
По данным специальных криминологических исследований число латентных преступлений, оставшихся без внимания правоохранительной системы, превышает количество зарегистрированных от 4 до 60 и более раз5.
В результате совершенного преступления страдает его жертва, нарушаются охраняемые государством интересы и отношения. Реакция правоохранительной системы значительно опаздывает. Довольно часто вред или ущерб, причиненный преступлением, загладить невозможно (как в случаях с насильственными преступлениями). В полной мере нельзя компенсировать жертве преступления душевные переживания и нравственные страдания. И наконец, само «заболевание» (причинный комплекс преступности) не «лечится», лишь частично устраняются его негативные последствия. Применяемые же формы устранения последствий преступности (современная уголовная политика) во многом ее же и стимулируют.
В конкретных социальных условиях границы позитивного уголовно-правового воздействия жестко ограничены. Выход за их пределы, посредством гипертрофии уголовной политики, значительно снижает антикриминогенный потенциал репрессионных мер воздействия на криминальный феномен.
Налицо проблемы эффективности традиционных репрессионных мер противодействия преступности6.
Иной формат антикриминальной деятельности, формирующий культуру противодействия преступности, представляет собой предупреждение преступлений. В данном контексте это система контроля, минимизации или нейтрализации процессов и явлений, обуславливающих преступность, реализуемая госу-
дарственными органами, организациями и гражданами вне механизма уголовной репрессии. Речь идет о воздействии на криминогенные компоненты среды (личность преступника, причины и условия преступности, криминогенная ситуация и т.п.) до момента совершения преступления и сразу после его совершения, с целью предупредить первичное или повторное преступление. Преступление в таком случае есть следствие взаимодействия комплекса факторов, которые не удалось устранить или минимизировать в ходе предупредительной деятельности.
Успешная реализация подобного сценария противодействия преступности позволяет существенно сэкономить уголовную репрессию и минимизировать ее криминогенный потенциал, защитить потенциальную жертву и общественные отношения от преступного посягательства, воздействовать на причинный комплекс криминального феномена и личность преступника.
Такая, во многом узкая, трактовка предупреждения преступлений позволяет рассматривать его как особый вид правоохранительной деятельности, существующий наряду с деятельностью по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, осуществлению правосудия, исполнению уголовного наказания, устранению негативных последствий преступлений. Эта деятельность осуществляется, как правило, за рамками мер уголовно-правового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного воздействия, но во взаимосвязи и параллельно с ними. Не вдаваясь в дискуссию, следует указать, что в таком понимании понятие предупреждения преступлений во многом синонимично понятию профилактика преступлений.
Предупреждение преступлений находит свое отражение в различных формах правоохранительной деятельности. Однако все эти формы реализуют предупредительную функцию как второстепенную и имеют совершенно иные целевые показатели.
Культура противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел сочетает в себе различные формы правоохранительной деятельности. В соотношении рассматриваемых нами типов противодействия преступности здесь заметный, если не чрезмерный, перекос в сторону реализации репресси-онных мер. Во многом гипертрофия карательных мер, реализация которых в т.ч. ложится на органы внутренних дел, понижает эффективность их деятельности, вытесняя на периферию правоохранительной практики полиции предупредительную работу, что во многом дезориентирует их деятельность. «Сила нужна тогда, когда все другие методы себя исчерпали... Куда более надежной выглядит упреждающая работа по недопу-
щению совершения преступных посягательств.»7.
Предупреждение преступлений в деятельности органов внутренних дел занимает особое место, что предопределяется их историей8, предназначением и возможностями. Во многом государственная система предупреждения преступлений ассоциируется именно с органами внутренних дел.
Сегодня непосредственной правовой основой деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений выступает Федеральный закон «О полиции» (далее — Закон). Статья 2 Закона в качестве основных направлений деятельности полиции предусматривает «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений». Предупреждение преступлений выступает здесь в качестве центрального направления деятельности полиции. Это отчасти находит свое отражение в ст.ст. 12, 13 Закона, закрепляющих обязанности и права полиции. Некоторые из них имеют непосредственное отношение к предупреждению преступлений, в частности:
• выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах полномочий мер по их устранению;
• выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
• участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• участие в пропаганде правовых знаний;
• обеспечение безопасности в общественных местах;
• предупреждение экстремистской деятельности;
• надзор за соблюдением установленных ограничений лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
• применение мер наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
• внесение должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Нормативно-правовая регламентация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений представлена рядом иных нормативных правовых актов, не образующих стройной системы. Они посвящены вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждению преступлений, совершаемых лицами, освобожденными из мест лишения свободы, терроризма и экстремизма и другим аспектам. На ведомственном уровне это регламентация профилактической деятель-
ности подразделений и должностных лиц органов внутренних дел различного уровня.
Рассматриваемый нами подход к предупреждению преступлений как к самостоятельному виду правоохранительной деятельности во многом согласуется и с официальной трактовкой, отраженной в приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». В рассматриваемом документе под предупреждением преступлений органами внутренних дел понимается «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением».
Вместе с тем, эффективный механизм реализации существующей правовой основы предупреждения преступлений отсутствует как на уровне федерального законодательства, так и на уровне ведомственных нормативных правовых актов. Предупредительная деятельность остается не в полной мере востребованной современными органами внутренних дел, поскольку содержит существенные проблемы в практике реализации. К ним можно отнести: отсутствие криминологически обоснованных критериев оценки эффективности реализуемых мер предупреждения преступлений и профессиональной деятельности лиц по его осуществлению; отставленный во времени положительный эффект, нормативная и организационная неопределенность форм и методов профилактической работы, проблемы кадрового и ресурсного обеспечения предупредительной деятельности и некоторые другие.
Эти выводы подтверждают и результаты проведенного нами эмпирического исследования. Его основу составили результаты интервьюирования респондентов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в количестве 180 человек, представляющих 26 регионов России. Объект выборки был определен не случайно. Профилактическая составляющая в объеме полномочий сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел имеет наибольший удельный вес по сравнению с полномочиями сотрудников большинства подразделений полиции.
В качестве наиболее эффективных средств правоохранительной деятельности респонденты отметили применение ими мер уголовной и административной ответственности. Основные трудности, с которыми сталкиваются респонденты по службе, связываются ими с осуществлением административно-правовой и
уголовно-процессуальной деятельности. Долю непосредственно профилактической работы в своей практике опрошенные специалисты оценили не более чем в 20-25%. В качестве основных форм профилактической работы респонденты отметили проведение индивидуальных и коллективных профилактических бесед, постановку на профилактический учет. Большинство опрошенных респондентов имели достаточно поверхностное представление об иных формах организации профилактической деятельности.
В потенциале у сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел имеется значительный объем средств и методов организации профилактической работы, однако, наиболее востребованными средствами, как видно из приведенных выше данных, оказываются репрессионные меры воздействия.
Способом разрешения сложившихся проблем в стратегическом смысле видится выход на новое качество реализации требований и достижений криминологической науки в практике правоохранительной деятельности органов внутренних дел.
Очевидно, что наука не способна совершенствовать исчерпавшие себя, тупиковые и слабоэффективные формы правоохранительной деятельности. Здесь требуются изменения существующей парадигмы организации и деятельности правоохранительной системы, которые позволят внедрить накопленный криминологической наукой опыт и использовать ее новейшие достижения. Достаточно обратиться к отечественному и зарубежному опыту, чтобы понять наличие реальных возможностей построения эффективной правоохранительной практики, обеспечивающей необходимый баланс между реализацией карательной и предупредительной составляющих. В некоторой степени это может потребовать ломки устоявшихся стереотипов организации правоохранительной деятельности в целом, в силу внедрения новых технологий, методов, средств, научных достижений.
Становление современной культуры противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел требует увеличения доли предупредительной составляющей в их правоохранительной практике. На это неоднократно указывается руководством страны и министерства внутренних дел.
Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 года, Президент России В.В. Путин, говоря о проблемах уличной и подростковой преступности, экстремизма, отметил: «Необходимо ... особый акцент сделать на профилактических мероприятиях. Очевидно, что необходимы новые подходы к превентивным, профилактическим мерам. Важно мгновенно реагировать на любые сигналы о готовя-
щихся акциях экстремистов, проводить соответствующие профилактические действия, профилактическую работу, особенно в молодежной среде»9. В контексте предупредительной деятельности Президент РФ указал на ряд иных приоритетных направлений работы органов внутренних дел: использование возможностей добровольных народных дружин и нормативная регламентация их предупредительной деятельности, тесное взаимодействие с региональными органами власти и структурами гражданского общества, совершенствование системы предупреждения коррупционных преступлений, активизация наркопрофилактики в школах, вузах, местах проведения досуга.
Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев в качестве приоритетных направлений предупредительной деятельности органов внутренних дел отметил: профилактическую работу с лицами, склонными к совершению правонарушений; профилактику правонарушений на бытовой почве, в общественных местах и в жилом секторе; профилактику правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; организацию деятельности народных дружин и ряд других аспектов10.
Повышению роли предупредительной деятельности в правоохранительной практике органов внутренних дел будет способствовать реализация комплекса мер. Позволим себе остановиться лишь на некоторых из них:
1. Создание в структуре органов внутренних дел различных уровней подразделений криминальной аналитики (профилактической службы). Возложение на сотрудников таких подразделений (штатных криминологов) обязанностей по осуществлению предупреждения преступлений как самостоятельного вида правоохранительной деятельности. Рамки статьи не позволяют в полной мере раскрыть весь спектр полномочий, реализовать которые могли бы штатные криминологи. Отметим лишь некоторые из них:
• оперативное и краткосрочное криминологическое прогнозирование;
• ведомственное и межведомственное планирование и программирование предупреждения преступлений;
• координация деятельности подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений;
• выявление причин и условий преступлений конкретного вида (группы) и принятие мер по их устранению;
• организация виктимологической профилактики и правовой пропаганды;
• оказание методической помощи сотрудникам различных подразделений органов внутренних дел по проведению профилактической ра-
боты, ее учету и оценке качества реализуемых профилактических мероприятий;
• организация взаимодействия по вопросам предупреждения преступлений с государственными органами, институтами гражданского общества и гражданами;
• внесение должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, координация и методическое обеспечение этой деятельности в рамках территориального органа внутренних дел;
• оценка качества работы подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, выработка предложений и рекомендаций по ее совершенствованию.
Реализация такой меры потребует серьезных организационных изменений, кадрового и научного обеспечения и, в первую очередь, широкого обсуждения, научной и профессиональной дискуссии и, возможно, проведения специального эксперимента. Вместе с тем, положительный опыт подобного рода известен как отечественной правоохранительной системе11, так и правоохранительной практике ряда зарубежных стран12.
2. Разработка системы (критериев) комплексной оценки профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел.
3. Разработка нормативно-правовых основ и методических рекомендаций по совместному участию органов внутренних дел, общественных организаций и граждан в предупреждении различных видов преступлений и маргинальных явлений.
4. Создание предпочтительных для населения и общественных организаций форм и стимулов участия в предупреждении преступлений и маргинальных явлений. Явным резервом здесь выступает студенческое сообщество, традиционные религиозные организации, общества ветеранов правоохранительных органов, волонтерские организации.
5. Развитие системы виктимологической профилактики отдельных видов преступлений, формирования у граждан элементарных компетенций правоохранительной деятельности. Имеющиеся положительные примеры виктимологической практики и правового информирования13 стоит более широко применять подразделениям территориальных органов внутренних дел в рамках реализации ими профилактических функций.
6. Разработка системы государственно-частного (общественного) партнерства по социально-правовому контролю и минимизации маргинальных явлений, выступающих фоном преступности: алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества, попрошайни-
чества, незаконной миграции и других. Такая система, с одной стороны, должна быть основана на механизмах взаимодействия государственных органов различного уровня и компетенции между собой, а с другой, создавать потенции, механизмы и стимулы включения в профилактическую деятельность общественных организаций и граждан.
7. Совершенствование культуры противодействия преступности в сфере информационных технологий14, путем наращивания профилактического присутствия органов внутренних дел в информационном пространстве.
Реализация приоритетных направлений и задач, определенных руководством страны и министерства внутренних дел, научных рекомендаций, направленных на повышение доли предупредительной деятельности в правоохранительной практике позволит сформировать, отвечающую потребностям общества, культуру противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел, представляющую рациональный баланс репрессионных и предупредительных мер противодействия преступности.
1 Гилинский Я.И. Современные тенденции мировой криминологии «Электронный ре-сурс». — URL: http://www.crimpravo. ru/blog/1984.html (дата обращения: 13.04.2015).
2 См.: Лебедев С.Я. Стратегия предупреждения преступности органами внутренних дел // Криминологический журнал. 2005. № 2 (8). С. 16-20.
3 См.: Кристи Н. Контроль над преступностью как индустрия. Вперед, к ГУЛАГу за-падного образца / под общ. ред. Я.И. Гилинского; ред. и авт. прим. Ю. Чижов; пер. с англ. А. Петрова, В. Пророковой. 3-е изд. СПб.: Алетейя, 2012.
4 См.: Волконская Е.К. Современные тенденции рецидивной преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 4. С. 63.
5 См. например: Торопин Ю.В. Латентная преступность и использование её показателей в деятельности органов внутренних дел: дисс. ... канд. юрид наук. М., 2013; Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под. ред. С.М. Иншакова. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011.
6 См.: Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник / под. ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 9; Гилинский Я.И. Современные тенденции мировой криминологии. Указ. соч.
7 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник / под. ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 5.
8 См.: Зинченко О.В. Становление и развитие отечественной системы предупреждения преступлений органами внутренних дел: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
9 Выступление Президента России В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/47776 (дата обращения 09.04.2015).
10 См.: Текст официального выступления В.А. Колоколь-цева на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: https://mvd.ru/document/3172398 (дата обращения 09.04.2015).
11 См.: Зинченко О.В. Становление и развитие отечественной системы предупреждения преступлений органами внутренних дел. Указ. соч.
12 См.: Лесников Г.Ю. Зарубежный опыт использования
штатных криминологов в дея-тельности полиции: научно-практическое пособие / Г.Ю. Лесников, С.К. Илий, В.В. Аванесян, О.В. Бежан. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2011.
13 См. напр.: Наши проекты. «Электронный ресурс». — URL: https://mvd.ru/projects (дата обращения: 13.04.2015).
14 См.: Соловьев В.С. Предупреждение влияния средств массовой коммуникации на вовлечение несовершеннолетних в сферу оказания коммерческих сексуальных услуг // Научная перспектива. 2012. № 4. С. 26-28.
Литература
1. Волконская Е.К. Современные тенденции рецидивной преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 4. С.140-146.
2. Выступление Президента России В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД [Гилинский Я.И. Современные тенденции мировой криминологии [Зарубежный опыт использования штатных криминологов в деятельности полиции: научно-практическое пособие / Г.Ю. Лесников и др. — М.: ВНИИ МВД России, 2011. — 59 с.
3. Зинченко О.В. Становление и развитие отечественной системы предупреждения преступлений органами внутренних дел: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. — 155 с.
4. Кристи Н. Контроль над преступностью как индустрия. Вперед, к ГУЛАГу западного образца / под общ. ред. Я.И. Гилинского; ред. и авт. прим. Ю. Чижов; пер. с англ. А. Петрова, В. Пророковой. 3-е изд. — СПб.: Алетейя, 2012. — 208 с.
5. Лебедев С.Я. Стратегия предупреждения преступности органами внутренних дел // Криминологический журнал. 2005. № 2 (8). С. 16-20.
6. Наши проекты. [Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник / под. ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.: Юнити-Дана, 2009. — 496 с.
7. Соловьев В.С. Предупреждение влияния средств массовой коммуникации на вовлечение несовершеннолетних в сферу оказания коммерческих сексуальных услуг // Научная перспектива. 2012. № 4. С. 26-28.
8. Текст официального выступления В.А. Колоколь-цева на расширенном заседании коллегии МВД России [ Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под. ред. С.М. Иншако-ва. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011. — 839 с.
9. Торопин Ю.В. Латентная преступность и использование её показателей в деятельности органов внутренних дел: дисс. ... канд. юрид наук. М., 2013. — 266 с.
Literature
1. Volkonskaya E.K. Current trends of recurrent crime//Bulletin of the Ministry of Internal Affairs Voronezh institute of Russia. 2014. No. 4. Page 140-146.
2. Speech of the President of Russia V V. Putin on enlarged meeting of Ministry of Internal Affairs board. — URL: http://www .kremlin.ru/events/president/ news/47776 (date of the address 09.04.2015).
3. Gilinsky Ya.I. Current trends of world criminology of URL: http://www.crimpravo.ru/blog/1984.html (date of the address: 13.04.2015).
4. Foreign experience of use of regular criminologists in activity of police: a scientific and practical grant / G. Yu. Lesnikov, etc. — M.: All-union scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. — 59 pages.
5. Zinchenko O. V Formation and development of domestic system of the prevention of crimes by law-enforcement bodies: yew.M, 2006. — 155 pages.
6. Cristi N. Control over crime as the industry. Forward, to GULAG of the western sample / under a general edition of Ya.I. Gilinsky; edition and bus of a comment Yu. Chizhov; the lane from English A. Petrov, V. Prorokova. 3rd prod. — SPb.: 2012. — 208 pages.
7. Lebedev S. Ya. Strategy of the prevention of crime by law-enforcement bodies//Criminological magazine. 2005. No. 2 (8). Page 16-20.
8. Our projects.— URL: https://mvd.ru/projects (date of the address: 13.04.2015).
9. Prevention of crimes and administrative offenses law-enforcement bodies: the textbook / under. edition V. Ya. Kikotya, S. Ya. Lebedeva. M.: Unity Dana, 2009. — 496 pages.
10. V. S nightingales. The prevention of influence of mass media on involvement of minors to the sphere of rendering commercial sexual services//Scientific prospect. 2012. No. 4. Page 26-28.
11. The text of official performance of V.A. Kolokoltsev on enlarged meeting of Ministry of Internal Affairs board of Russia— URL: https://mvd.ru/document/3172398 (date of the address 09.04.2015).
12. Theoretical bases of research and analysis of latent crime: the monograph / under. edition of S. M. Inshakov. M.: Unity Dana: Law and right, 2011. — 839 pages.
13. Toropin Yu.V. Latent crime and use of its indicators in activity of law-enforcement bodies: yew.M, 2013. — 266 pages.