В. Ф. ЦЕПЕЛЕВ,
профессор кафедры уголовной политики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
УДК 343.9
V. F. TSEPELEV,
Doctor of Law, Professor,
Merited Law Expert of the Russian Federation,
Professor at the Department of Criminal Policy
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
Scientific speciality: 12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Executive Law.
Преступность как объект уголовной политики Criminality as Object of Criminal Policy
В статье рассматривается преступность как объект уголовно-политического воздействия, а также ее влияние на состояние национальной безопасности. В связи с этим анализируются содержание и структура преступности, ее свойства применительно к стратегиям противодействия преступности.
Преступность, национальная безопасность, уголовная политика, противодействие преступности, факторы преступности, цена преступности.
The article considers a criminality as an object of criminal and political influence, and also its impact on the state of national security. In this regard, the content and structure of crime and its properties in relation to crime prevention strategies are analyzed.
Crime, national security, criminal policy, crime counteraction, crime factors, crime price.
Современный период развития России характеризуется повышенным вниманием к обеспечению национальной безопасности. С учетом новых вызовов еще в 2015 г. Президентом РФ был подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1. В нем национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
В свою очередь угроза национальной безопасности определяется в Стратегии как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, сувере-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
нитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Как показывает практика, характер угроз и степень их опасности для общества бывают разными. Проявления наиболее общественно опасных угроз как в мировом сообществе, так и внутри государства, как правило, криминализируются. Противодействию им уделяется особое внимание. Игнорирование данного факта либо использование при оценке угроз общих подходов и понятий приводит к смешению преступлений и иных правонарушений, недостаточной или избыточной криминализации общественно опасных деяний. В противном случае не обеспечивается обоснованность и точность государственно-правового реагирования — специальные правовые меры, а механизмы их применения подменяются в соответствующих документах (концепциях, доктринах и программах) общими рассуждениями, причем часто общефилософского, социологического, политологического, даже публицистического толка, без должной криминологической, уго-
130
ловно-правовои и уголовно-процессуальной проработки проблемы [7, с. 5—16].
Для обеспечения противодействия основным угрозам национальной безопасности разработаны и утверждены указами Президента РФ отраслевые директивно-доктринальные документы, имеющие более конкретный характер, такие как Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации2, Национальная стратегия противодействия коррупции3, Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года4, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года5, Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года6.
Наиболее комплексно вопросы противодействия преступности отражены в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации7, разработанной при участии МВД России. В ней используется вошедшее в научный оборот понятие «криминологическая (антикриминальная) безопасность», которая понимается как состояние защищенности от угроз криминального характера, исходящих от преступных посягательств на личность, общество и государство [2, с. 120-137; 6; 11].
Для понимания сущности и характера преступности большое значение имеет ее общепризнанное понятие. Исходя из него, под преступностью понимается объективно существующее, исторически изменчивое, относительно массовое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершаемых на определенной территории за конкретный период времени. Как видно, приведенное определение существенно отличается от более операционального, но упрощенного понимания преступности как совокупности деяний, запрещенных уголовным законом и совершенных на определенной территории за тот или иной период времени.
2 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О Национальной стратегии противодействия коррупции [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.
Из общепризнанного определения понятия «преступность» вытекают свойства, характеризующие ее как угрозу национальной (прежде всего общественной) безопасности:
— обладание повышенной общественной опасностью;
— в формально-юридическом смысле определение кругом общественно-опасных деяний, признаваемых УК РФ преступлениями;
— наличие объективного, непреходящего характера;
— наличие исторически изменчивого характера;
— усложнение в связи с развитием научно-технического прогресса;
— наличие системного характера и обладание способностью к «самовоспроизводству»;
— наличие определенной «цены»;
— наличие значительной латентной части (при этом минимальное соотношение к официально зарегистрированной части оценивается криминологами как 3 : 1).
Так называемая «цена» преступности в самом общем виде включает следующее:
— имущественный вред и необходимость возмещения такого вреда (страховые выплаты собственникам, затраты на восстановление здоровья жертв, психологическую реабилитацию);
— физический и моральный вред;
— политический и идеологический вред;
— затраты на обеспечение деятельности правоохранительных органов, осуществляющих функцию предупреждения и противодействия преступности, а также исполнения наказаний.
По данному вопросу существуют и иные точки зрения. Так, известный криминолог Г. И. Забрян-ский считает, что «затраты на борьбу с преступностью надо рассматривать не как безвозвратные расходы, а как необходимые вложения (инвестиции) в обеспечение безопасности и, следовательно, в развитие общества» [14]. С таким подходом в принципе можно согласиться, но это не исключает самих затрат и их влияния на «цену» преступности.
Причины существования латентной преступности разные. По оценке криминологов, 90 % латентности имеет объективно-субъективный генезис. При этом латентную преступность следует отличать от нераскрытой преступности, существование которой в большей степени связано с недостаточной эффективностью оперативно-служебной и процессуальной деятельности органов внутренних дел. Причем оба вида (как латентная, так и нераскрытая преступность) представляют существенную угрозу для общественной и национальной безопасности в целом.
В свою очередь Б. Я. Гаврилов, по результатам своих исследований и на основании стати-
стических данных о состоянии преступности по форме 2-Е, относит к числу латентных преступлений еще порядка 1,5 млн противоправных деяний (ежегодно), по которым постановления органа дознания, дознавателя и следователя признаются незаконными и необоснованными и отменяются, а также более 1 млн краж и более 1 млн фактов причинения вреда здоровью, по которым аналогичные решения приняты без установления лица, совершившего данное противоправное деяние, что прямо противоречит ч. 1 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации8 (далее — УПК РФ), в силу чего является незаконным и необоснованным. Тем самым к числу латентных преступлений путем принятия процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела следует отнести порядка 3,5 млн противоправных деяний при количестве зарегистрированных в 2017 г. 2,058 млн преступлений.
Сведения о фактическом состоянии и тенденциях современной преступности содержатся в официальных статистических материалах и специальных углубленных исследованиях криминальной ситуации в Российской Федерации [4, 9]. Здесь же можно лишь отметить, что данное явление в конце 90-х гг. XX — начале XXI в. представляло угрозу не только для отдельных сфер жизни и соответствующих общественных отношений, но и в целом для национальной безопасности России. Это означает, что данная угроза населению, обществу и государству существовала, а в ряде ситуаций даже усугублялась под влиянием негативных тенденций транснациональной организованной преступности.
При этом следует отметить, что в настоящее время криминальная ситуация изменилась, что подтверждают не только статистические данные за последние годы, но и результаты независимых социологических исследований, включая опрос, проведенный в ноябре 2016 г. фондом «Обще-
8 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
ственное мнение» [1]. Так на вопрос: «Какие социальные и экономические проблемы волнуют вас больше всего?», 1 500 респондентов дали следующие ответы: рост цен на товары и услуги — 50 %; высокие цены на услуги ЖКХ — 48 %; низкий уровень доходов (зарплат) — 46 %; низкий уровень пенсий, пособий, стипендий — 32 %; ситуация в сфере здравоохранения — 30 %; коррупция, взяточничество в органах власти — 21 %; состояние дорог, аварийность на них — 20 %; наркомания — 20 %; алкоголизм — 19 % опрошенных.
Как видно, в приведенном перечне нет прямого упоминания о проблеме преступности в целом. Респонденты указывают на коррупцию, наркоманию и алкоголизм, характеризуют их, прежде всего, как беспокоящие социальные явления, нежели как преступные деяния.
Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Во-первых, за последние пять лет, благодаря усилиям правоохранительных органов, в нашей стране намечается тенденция к стабилизации криминальной ситуации. Вместе с тем отдельные виды преступности (прежде всего коррупционная, террористическая, экстремистская, наркотическая, насильственная) по-прежнему представляют серьезную угрозу общественной и национальной безопасности. Во-вторых, рассмотрение проблемы преступности в контексте национальной безопасности дает возможность для конкретизации и оптимизации государственно-правовых подходов и решений, касающихся стратегии и тактики борьбы с ней. Речь идет в данном случае о разработке и реализации государственной политики по противодействию преступности (уголовной политики) [2, с. 120—137; 3, с. 8—45; 5; 8, с. 51—58; 10; 12; 13], о возможности правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел, контролировать криминальную ситуацию в стране и ее регионах, предпринимать адекватные меры по противодействию преступности в целом и наиболее опасным ее видам, имея в виду, что преступность является важнейшим структурным элементом (объектом) в системе уголовной политики.
Список литературы:
References:
1. 2.
3.
Аргументы и факты. 2016. № 46. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Проблемы российской уголовной политики. М., 2014.
Бавсун М. В. Уголовно-правовое воздействие в «обществе постмодерна» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 3 (42).
Таврилов Б. Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и
1. 2.
3.
4.
Argumenty i fakty. 2016. № 46. Babaev M. M, Pudovochkin Yu. E. Problemy rossijskoj ugolovnoj politiki. M., 2014. Bavsun M. V. Criminally-legal influence in the «society of postmodern» // Vestnik of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 3 (42). Gavrilov B. Ya. Latentnaya prestupnost': ponya-tie, struktura, faktory latentnosti i mery po obe-specheniyu dostovernosti ugolovnoj statistiki: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2007.
меры по обеспечению достоверности уголовной статистики: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
5. Гаврилов Б. Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М., 2008.
6. Горшенков Г. Г. Антикриминальная безопасность личности. Н. Новгород, 2006.
7. Долгова А. И. Преступность как угроза национальной безопасности и учет ее характеристик // Преступность, национальная безопасность, бизнес. М., 2012.
8. Иванчин А. В. О новой концепции развития уголовного права России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 3 (42).
9. Иншаков С. М. Исследование преступности: монография. М., 2012.
10. Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
11. Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.
12. Реализация уголовной политики: современные проблемы уголовного и уголовно-процессуального правотворчества, правоприменения и кадрового обеспечения / под общ. ред. А. А. Тарасова. М., 2015.
13. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: в 2-х ч. / под ред. Л. И. Беляевой. М., 2014.
14. Цена преступности (методология ее определения): монография / под ред. Н. А. Лопа-шенко. М., 2014.
5. Gavrilov B. Ya. Sovremennaya ugolovnaya poli-tika Rossii: cifry i fakty. M., 2008.
6. Gorshenkov G. G. Antikriminal'naya bezopasnost' lichnosti. N. Novgorod, 2006.
7. Dolgova A. I. Prestupnost' kak ugroza nacional'noj bezopasnosti i uchet ee harakteristik // Prestupnost', nacional'naya bezopasnost', biznes. M., 2012.
8. Ivanchin A. V. About the New Concept of Development of Criminal Law of Russia // Vestnik of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 3 (42).
9. Inshakov S. M. Issledovanie prestupnosti: mo-nografiya. M., 2012.
10. Kudryavcev V. N. Strategii bor'by s prestupnost'yu. 2-e izd., ispr. i dop. M., 2005.
11. Pleshakov V. A. Kriminologicheskaya bezopasnost' i ee obespechenie v sfere vzaimovliyani-ya organizovannoj prestupnosti i prestupnosti nesovershennoletnih: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1998.
12. Realizaciya ugolovnoj politiki: sovremennye prob-lemy ugolovnogo i ugolovno-processual'nogo pravotvorchestva, pravoprimeneniya i kadrovogo obespecheniya / pod obshch. red. A. A. Tarasova. M., 2015.
13. Ugolovnaya politika i ee realizaciya organami vnutrennih del: v 2-h ch. / pod red. L. I. Belyaevoj. M., 2014.
14. Cena prestupnosti (metodologiya ee opredele-niya): monografiya / pod red. N. A. Lopashen-ko. M., 2014.
132