Симоненко Александр Викторович
доктор юридических наук, профессор,
начальник Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Грибанов Евгений Викторович
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории права и государства (e-mail: [email protected])
Криминологические технологии: теория и методология
В статье раскрыты понятие и сущность криминологических технологий, дана их подробная характеристика и классификация, определены методологические основы и перспективные направления развития данной предметной области.
Ключевые слова: технологии, социальные технологии, инженерия, методология, криминологические технологии, криминологическая инженерия, преступность, предупреждение, правоохранительная деятельность, правоохранительная практика, антикриминальная практика, противодействие преступности, криминология.
A.V. Simonenko, Doctor of Law, Professor, Head of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
E.V. Gribanov, Master of Law, Assistant Professor, Head of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Criminological technologies: theory and methodology
The article reveals the definition and nature of criminological technologies, their detailed characteristics and classification are given, methodological basis and development perspective directions of this subject area are defined.
Key words: technologies, social technologies, engineering, methodology, criminological technology, criminological engineering, crime, prevention, law enforcement activity, law enforcement practices, anticriminal practice, combating crime, criminology.
Процесс развития культуры противодействия преступности характеризуется недостаточностью криминологических исследований, направленных на реализацию в правоохранительной практике фундаментальных положений и прикладных теоретико-методологических инноваций криминологической науки. Активно формируя новые криминологические теории и учения, она часто отдает на откуп практике технологии их реализации. В правоохранительной деятельности их формирование протекает с потерей качественного содержания, иногда имеет стихийный и усеченный характер.
Такого рода проблемы определили потребность в разработке технологий, способных транслировать знания о криминальном феномене в практическую деятельность. С этой целью криминологическому осмыслению подлежат социальные технологии и инженерия: определены и введены в научный оборот
категории «криминологические технологии» и «криминологическая инженерия», их предметная область в криминологической науке и значение для правоохранительной практики [1, с. 121-127].
В широком смысле криминологические технологии мы определяем как совокупность криминологически обоснованных приемов, методов и решений, применяемых для достижения прогнозируемого результата в правоохранительной сфере путем осуществления воздействий, оказывающих влияния на поведение людей, культурные и социальные структуры, системы или ситуации посредством опредмечивания криминологических знаний в антикриминальной практике. В узком смысле криминологические технологии образуют совокупность различного рода приемов, способов, средств, методов и форм применения криминологических теорий и учений в практике противодействия преступности.
8
Важной составляющей криминологических технологий является криминологическая инженерия, которая рассматривается нами как деятельность по созданию, ликвидации, изменению социально-правовых институтов в сфере противодействия преступности и управлению ими путем внесения в них постепенных и последовательных криминологически обоснованных изменений.
Для криминологических технологий характерны определенные черты:
криминологическая обоснованность и содержание; наукоемкость;
опредмечивание криминологических знаний, т.е. их трансляция в правоохранительную практику;
нацеленность на достижение практического результата;
опора на правовые нормы, т.е. правовая природа применяемых приемов, методов и решений;
относительная алгоритмизация деятельности, ее расчленение на отдельные процедуры и операции;
способность оказывать влияния на поведение людей, культурные и социальные структуры, системы или ситуации;
создание, ликвидация, изменение правоохранительных институций и управление ими в заданных целях;
гибкость и вариативность. В зависимости от территориального приложения криминологические технологии могут внедряться на федеральном, региональном, местном и объектном уровнях.
Криминологические технологии способны транслировать в антикриминальную практику меры общего характера (в отношении неопределенного круга объектов), группового или видового характера (в отношении социальной общности или категории лиц, организаций, институтов), индивидуального (частного) характера (в отношении конкретного объекта). Криминологические технологии, объектом которых выступает человек или социальные общности, могут иметь различные уровни: внутриличност-ный, межличностный, личностно-групповой, внутригрупповой, межгрупповой, локально-общественный, глобально-общественный.
По содержанию криминологические технологии следует разделить на технологии изучения личности преступника, причин и условий преступности, показателей преступности, технологии прогнозирования преступности, пла-
нирования антикриминальной деятельности, технологии профилактики и т.п.
Криминологические технологии могут быть классифицированы и по иным основаниям. Например, в зависимости от места в правоохранительной деятельности выделяют технологии диагностики криминального феномена и влияний на него, карательного антикриминального воздействия и профилактики. В зависимости от объекта приложения различают технологии: изучения, создания и изменения социально-правовых институтов в сфере противодействия преступности;
изучения и воздействия на относительно массовые социальные группы, организации и процессы массовых коммуникаций;
изучения и воздействия на малые социальные группы и групповые отношения; регуляции индивидуального поведения. Применение криминологических технологий позволит: диагностировать и осуществить мониторинг какого-либо объекта (криминального, маргинального или правоохранительного), стимулировать его развитие или деградацию, стабилизировать состояния объекта, спрогнозировать изменение его состояний, спроектировать его желательное (целевое) состояние. Соответственно, криминологические технологии могут иметь следующие виды: диагностические, стимулирующие, стабилизирующие, прогнозирующие и проектирующие.
Формами реализации криминологических технологий являются:
создание новых, коррекция или ликвидация существующих институциональных объектов, реализующих антикриминальные функции;
анализ, диагностика и определение эффективности правоохранительной деятельности;
прогнозирование, моделирование, программирование и планирование антикриминальной деятельности;
консультирование, экспертирование и криминологическое сопровождение правоохранительной деятельности;
правовое регулирование криминологического обеспечения практики противодействия преступности.
Субъектами формирования и реализации криминологических технологий выступают представительные и исполнительные органы государственной власти, правоохранительные органы на уровне федеральных, региональных и территориальных подразделений, научные и образовательные организации, ученые.
Непосредственно в практическом плане кри-
9
минологические технологии развертываются через прикладные криминологические исследования и эмпирическую практику ученых и субъектов правоохранительной деятельности.
Развитие криминологических технологий и инженерии должно быть основано на прочном теоретическом фундаменте науки. Технологический подход вовсе не исключает теоретических проблем. Напротив, они непосредственно возникают благодаря анализу практических вопросов. Сами технологии и социоинженерные конструкции должны подвергаться научной экспертизе и апробации. «Технологический подход плодотворен именно в применении к чисто теоретическим проблемам» [2].
Свойства криминального феномена создают необходимые условия для реализации криминологических технологий в правоохранительной практике. Преступность имеет необходимую степень сложности и обладает признаками социальной системы, ей присущи особенности внутренней структуры и функционирования. Достижения криминологической науки сегодня позволяют обеспечивать фиксацию и формализацию происходящих с преступностью процессов и представлять их в виде массива показателей и характеристик.
Задачей криминологической технологизации видится попытка не устранить базовые факторы, лежащие в основе преступного поведения, а частично минимизировать их действия и способствовать устранению условий преступности. Отсюда следует, что криминологические технологии и инженерия предполагают воздействие на криминальный феномен на уровне условий преступности и частичной минимизации ее причин.
Технологический и инженерный подход в криминологии позволит поэтапно, поэлементно (в терминологии К. Поппера) обеспечить осторожную, постепенную реализацию криминологических идей в общественной жизни, учесть допущенные ошибки, внести необходимые коррективы как в исходные теоретические принципы, так и практическую деятельность заинтересованных субъектов.
Криминологические технологии по отношению к правоохранительной деятельности во многом имеют процессуальный характер, реализуются посредством последовательного осуществления ряда этапов (действий, операций), каждый из которых направлен на достижение итогового правоохранительного результата. Они предполагают предельное объективное расчленение процесса антикриминальной де-
ятельности на элементарные технолого-кри-минологические акты, непрерывный характер контроля их осуществления.
Поэтапное совершенствование социально-правовой структуры для достижения конкретных целей правоохранительной практики позволит совершенствовать технологические модели путем учета регистрируемых отрицательных последствий принимаемых мер, даст возможность пересмотреть и скорректировать в случае необходимости заданные цели и параметры применяемых технологий. Технологический подход предполагает анализ и учет последствий каждого действия и каждой меры, предпринимаемых криминологами.
Формирование и реализация криминологических технологий предполагают деятельность по анализу и оценке различных видов криминологически значимой информации с учетом ее растущего объема и релевантного характера. Прежде чем реализовывать какие-либо технологии, криминолог должен соотнести предполагаемые изменения, вносимые в социальную среду, с общими правоохранительными целями государства (региона, территории), выяснить, в какой мере тот или иной правоохранительный институт выполняет свои функции.
Реализация криминологических технологий требует наиболее точно оценить воздействие на социальную среду предлагаемых мер. Отсюда возникает несколько иное восприятие методологии криминологического прогнозирования и планирования, которые должны быть ориентированы на более частные вопросы применительно к конкретной территории, объекту, социальной группе, а не только на глобальные задачи.
Криминологические технологии в большей степени должны быть ориентированы на выявление частных проблем, носящих криминальную окраску, и направлены на скорейшее их устранение. Речь идет о конкретных ситуациях, с которыми сталкиваются граждане и правоохранители в повседневной жизни. Такая практика найдет поддержку у населения и общественных организаций, обеспечит взаимодействие граждан с правоохранительными органами и их поддержку.
Рассматриваемый нами подход исключает возможность глобальных изменений существующей правоохранительной практики. Разработанные криминологами (криминальными аналитиками, инженерами) технологии должны быть направлены на решение частных и максимально конкретных проблем обеспечения
10
криминологической безопасности [3, с. 57-58], обусловленных текущими потребностями общества и правоохранительной системы. Степень сложности решаемых задач, их объем, территориальный и субъектный охват должны определяться объемом эмпирического опыта, приобретенного в процессе применения криминологических технологий. Здесь необходимо последовательное движение от решения простых задач к более сложным.
Пределом использования технологического и инженерного подхода в криминологии является определенный уровень сложности социальных институтов, испытывающих на себе воздействие факторов, которые не могут быть объективно учтены. Например, личностный элемент всегда вносит в социальную систему значительную долю неопределенности. Невозможно оказать решающее воздействие на причины преступления, которые коренятся в личности человека, в его свободной воле, определяющей саму возможность ответственности лица за содеянное.
Реализация криминологических технологий в практике противодействия преступности позволяет иметь опережающий характер этой деятельности, преодолеть излишнюю консервативность правового мышления и правоохранительной практики.
Вместе с тем прогнозируемые результаты применения в практике правоохранительной деятельности криминологических технологий всегда будут носить вероятностный характер, поскольку реальная жизнь не может быть полностью уложена в теоретические схемы и алгоритмы, а сам криминальный феномен и правоохранительная система постоянно испытывают на себе влияние массы факторов, не все из которых поддаются регистрации и учету. Однако это нисколько не умаляет значимости криминологических технологий, а, напротив, проявляет такие их свойства, как гибкость и вариативность, определяя в качестве ведущего принципа реализации выявление ошибок и препятствий, их устранение.
Технологический подход в криминологии способствует существенному сближению эмпирического опыта и научных исследований при решении практических проблем, регистрации и критической оценке проб и ошибок. Таким образом, частные криминологические теории через технологию подвергаются апробированию, проходят проверку практикой, благодаря чему обеспечивается поиск ошибок и их оценка.
Отметим некоторые перспективные, на наш взгляд, направления развития рассматриваемой предметной области криминологической науки:
криминологические технологии организационного проектирования в правоохранительной сфере;
технологии внедрения нового в правоохранительную практику;
технологии профилактики преступлений и маргинальных явлений;
криминологические технологии в сфере 1Т и массовых коммуникаций;
технологии криминологического и правоохранительного маркетинга;
технологии участия граждан и общественности в правоохранительной деятельности;
технологии оценки работы лиц, занимающихся профилактикой правонарушений; педагогические технологии в криминологии; технологии криминологического прогнозирования и программирования;
технологии криминологического моделирования;
криминологические технологии коррекции антисоциальных установок отдельных социальных групп;
технологии формирования общественного мнения о преступности;
технологии координации правоохранительной деятельности;
технологии контроля преступности и маргинальных явлений;
технологии правового регулирования в сфере антикриминальной деятельности.
Криминологические технологии могут трансформироваться в управленческую, исследовательскую, экспертную, консультационную формы деятельности, стержневым компонентом которой выступает нормативная характеристика, определяющая правовые основы функционирования и развития правоохранительных институтов. Основным механизмом реализации технологических решений криминологов в правоохранительной практике выступает правотворческая и правоприменительная деятельность. Созданные криминологами технологические решения, модели, разработанные показатели должны получить нормативное закрепление и в ряде случаев могут быть реализованы лишь в ходе правоприменительной деятельности [4, с. 113-117].
Криминологические технологии должны транслироваться в правоохранительную практику субъектами, имеющими специальную криминологическую подготовку на уров-
11
не магистратуры или специалитета. Они должны быть способны создавать и обеспечивать реализацию прикладных криминологических технологий в правоохранительной практике как с позиций процессов управления, так и с точки зрения теоретической и эмпирической составляющих. Их профессиональная деятельность должна быть основана на криминологическом мышлении, без чего невозможно профессионально воспринимать ни одну из практических сторон правоохранительной деятельности в сфере контроля преступности и правонарушений. Способность разрабатывать и реализовывать криминологические технологии в практике противодействия преступности должна выступать в качестве обязательного квалификаци-
1. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1(55).
2. Поппер К. Р. Нищета историцизма. М., 1993.
3. Симоненко Д. А. Криминологическая безопасность и учет ее состояния в оценке правоохранительной деятельности // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2007. № 5.
4. Соловьев В. С. Предупреждение преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в сферу коммерческих сексуальных услуг. М., 2015.
5. Лесников Г.Ю., Илий С.К., Аванесян В.В., Бежан О. В. Зарубежный опыт использования штатных криминологов в деятельности полиции: науч.-практ. пособие. М., 2011.
онного требования к специалисту в сфере обеспечения национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Положительный опыт подготовки и деятельности такого рода специалистов известен правоохранительной практике ряда зарубежных стран [5].
Реализация криминологических технологий в правоохранительной практике позволит существенно сэкономить уголовную репрессию, минимизировать ее криминогенный потенциал, гармонизировать правоохранительную деятельность, значительно повысить ее эффективность, что потребует последовательных организационных изменений, кадрового и правового обеспечения.
1. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological technologies and engineering: place in the science and law enforcement practice meaning // Society and law. 2016. № 1(55).
2. Popper K.R. Poverty of istoritsizm. Moscow, 1993.
3. Simonenko D.A. Criminological safety and accounting of its condition in assessment of law-enforcement activities // Bull. of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia. 2007. № 5.
4. Soloviev V.S. The prevention of the crimes connected with involvement of minors in the sphere of commercial sexual services. Moscow, 2015.
5. Lesnikov G.Yu., Eli S.K., Avanesyan V.V., Bezhan O.V. Foreign experience of use of regular criminologists in activities of police: sci.-pract. manual. Moscow, 2011.
12