УДК 342
Кумышева Марина Кадировна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Kumysheva Marina Kadirovna PhD in Law,
Lecturer, Department for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE LEGAL FOUNDATIONS OF POLICE ACTIVITIES CONCERNED WITH PREVENTION OF
OFFENCES
Аннотация:
В статье выявлены основные задачи полиции по профилактике и предупреждению правонарушений. Автором рассмотрены основные функции оперативного штаба по профилактике правонарушений, действующего на постоянной основе в структуре МВД России, и обозначена его роль в процессе предупреждения правонарушений. Представлена характеристика нормативно-правовых актов, направленных на улучшение работы сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
Ключевые слова:
органы внутренних дел, профилактика, противодействие, предупреждение, наказание, координационный совет, оперативный штаб МВД по профилактике правонарушений, задачи полиции.
Summary:
The paper identifies the main objectives of the police on prevention of offenses. The author describes the main functions of the Crime Prevention Center acting on a permanent basis in the structure of the Russian Ministry of Internal Affairs, and designates its role in the prevention of offenses. The paper characterizes the normative legal acts aimed at improving the police officers' work on crime prevention.
Keywords:
Internal Affairs bodies, prevention, response, punishment, coordinating council, Crime Prevention Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia, tasks of the police.
Противодействие преступности является для современной России весьма актуальной и болезненной темой. С каждым годом уровень преступности возрастает, чем обусловлено негативное отношение граждан к правоохранительным органам и обвинение их в бездействии. Негативным моментом является и то, что современная преступность обретает более сложные формы. Растет число организованных преступных групп и заказных убийств видных предпринимателей государства. Преступные группы внедряются в крупные секторы экономики и приносят России колоссальный материальный ущерб.
Органы внутренних дел в своей деятельности непосредственно сталкиваются с лицами, которые нарушают закон. Отношения, складывающиеся между этими лицами, их родственниками и сотрудниками органов внутренних дел, позволяют оказывать воспитательное и профилактическое воздействие на нарушителей [1]. Одной из наиболее важных профессиональных обязанностей сотрудников полиции является обязанность предпринимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. В то же время мировой опыт показал, что уровень преступности невозможно снизить посредством только мер наказания. Еще великий мыслитель Вольтер говорил, что истинная юриспруденция заключается в предупреждении преступлений. На современном этапе своего развития общество пришло к убеждению, что для предупреждения совершения преступлений нужно принимать в совокупности меры правового, экономического, социального, воспитательно-педагогического и организационного характера. По сути, применяя меры уголовного и административного наказания, государство проводит профилактику правонарушений, наказывая преступника и показывая на его примере остальным, что будет с ними в случае нарушения закона [2].
Под предупреждением преступлений понимается деятельность сотрудников органов внутренних дел, их подразделений и ведомств в пределах их полномочий, направленная на противодействие совершению преступлений путем выявления, устранения и нейтрализации причин совершения преступлений. Также обязанностью сотрудников органов внутренних дел является устранение обстоятельств и условий, способствующих совершению преступлений, применение профилактических мер воздействия на лиц, их совершающих. Целями данных действий ОВД являются защита личности, государства и общества от преступных посягательств, сокращение и сдерживание уровня преступности.
В настоящее время органы внутренних дел в работе по профилактике преступлений руководствуются приказом № 19 Министерства внутренних дел РФ от 17 января 2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [3] и «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [4]. Данная инструкция определяет основные методы, формы и пути профилактики правонарушений, а также методическое и организационное направления деятельности сотрудников полиции по предупреждению правонарушений.
Главными задачами деятельности сотрудников полиции по профилактике правонарушений являются:
1) обнаружение и анализ основных причин совершения преступлений, выработка и применение мер по их устранению;
2) постановка на профилактический учет лиц, предрасположенных к совершению противоправных действий;
3) взаимодействие с общественными объединениями с целью привлечения их к работе по профилактике преступлений;
4) выявление лиц, подготавливающих преступление, и принятие мер по их нейтрализации в соответствии с законом;
5) профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Частью предотвращения преступлений является предупреждение их на этапе приготовления, в то время когда формируется план совершения преступления. Пресечение преступления является частью предупреждения и означает полное исключение условий и обстоятельств его совершения.
В структуре Министерства внутренних дел на постоянной основе действует оперативный штаб по профилактике правонарушений. Он выступает координационным органом ФМС России, МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ и т. д., созданным для обеспечения профилактики правонарушений, поддержания правопорядка и общественной безопасности как ежедневно, так и во время проведения массовых мероприятий. Данный координационный орган в своей работе руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента, Правительства, МВД России и Положением об оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений. Оперативный штаб МВД также обязан принимать меры и проводить профилактические мероприятия по противодействию распространения экстремизма в стране, оказывать бывшим заключенным помощь в процессе ресоциализации, чтобы они не стремились совершить новые преступления. Оперативный штаб должен контролировать деятельность сотрудников полиции по принятию мер, направленных на профилактику правонарушений, и докладывать о результатах своей работы Государственной думе и Правительству Российской Федерации.
Правовой основой профилактики правонарушений в первую очередь является Конституция РФ [5]. Большую роль здесь играет и уголовно-процессуальный закон РФ. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс РФ одной из своих задач провозглашает противодействие совершению преступлений и обязывает суд, прокурора, следователя и дознавателя выявлять по уголовным делам и устранять причины и обстоятельства, способствующие совершению преступлений.
Значимое место в деле профилактики и противодействия правонарушениям в России играют также федеральные законы и нормативно-правовые акты, действующие на территории государства.
Органами внутренних дел проводится большая работа по профилактике правонарушений, однако становится все более очевидным, что их усилия недостаточны. Существующая система мер профилактики правонарушений недостаточна эффективна и требует более тщательной проработки и координации усилий не только правоохранительных органов, но и всех институтов государства.
Ссылки:
1. Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 151-153.
2. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учеб. пособие / С.И. Иванова [и др.]. Тюмень, 2012. С. 7-9.
3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [Электронный ресурс] : приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [Электронный ресурс] : приложение № 1 к приказу МВД России от 17.01.2006 № 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Кумышева М.К. Российское законодательство: теоретико-правовой и структурный анализ : монография. Ростов н/Д., 2000. С. 12-13.
References:
1. Kumysheva, MK & Kodzokova, LA 2014, 'Legal Framework ATS during public events', Theory and Practice of Social Development, no. 16, pp. 151-153.
2. Ivanov, SI 2012, Prevention of crimes and administrative offenses bodies of internal affairs: textbook, Tyumen, pp. 7-9.
3. The activities of the internal affairs agencies to prevent crimes: with-Kazakh Interior Ministry from 17.01.2006 № 19. Access from sprav. legal system "Consultant".
4. Instruction on the activities of internal affairs for the Prevention of Crime [electronic resource]: application number 1 to order the Interior Ministry of Russia from 17.01.2006 № 19. Access from sprav. legal system "Consultant".
5. Kumysheva, MK 2000, Russian law: theoretical, legal and structural analysis: monograph, Rostov n / d., pp. 12-13.