ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД НА ТРАНСПОРТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON TRANSPORT ON THE PREVENTION OF THE VIOLATIONS MADE BY MINORS ON RAILWAY
TRANSPORT
Аннотация: правонарушения, совершаемые подростками на железнодорожном транспорте -это одна из самых важных социально-правовых проблем России. Несмотря на то, что государство предпринимает достаточно серьезные усилия по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, существенных успехов достичь не удается. Данные Государственного комитета статистики последних лет указывают на большое количество правонарушений на железной дороге среди несовершеннолетних: на 100 тыс. детей приходится 2100 преступлений; ежегодно детьми и подростками совершается 310 тысяч преступлений. В статье рассматриваются направления деятельности территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Важным направлением профилактики является предупреждение нарушений и привлечение к ответственности как самих несовершеннолетних, так и их законных представителей (родителей, усыновителей и опекунов). В статье анализируются статистические данные совершенных несовершеннолетними преступлений и правонарушений на железнодорожном транспорте. Уделяется внимание различным профилактическим мероприятиям, которые проводят инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних линейных отделов органов внутренних дел. Рассматриваемые мероприятия и акции направлены не только на предотвращение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, но и на профилактику травматизма самих подростков. Определяются и исследуются причины и условия совершения нарушений несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: правонарушения, несовершеннолетние, объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, предупреждение и профилактика, подростки.
Для цитирования: Панфилова О.В. Деятельность территориальных органов МВД на транспорте по предупреждению нарушений, совершаемых несовершеннолетними на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 12-16.
Abstract: the offenses committed by teenagers on railway transport is one of the most important social and legal problems of Russia. Despite the fact that the state is making serious efforts to prevent the unlawful conduct of minors, significant progress has not been achieved. The Data of the state statistics Committee of
УДК 351.741
О.В. ПАНФИЛОВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) olga-gusar@yandex.ru
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
recent years indicate a large number of offenses on the railway among minors: 2100 crimes per 100 thousand children; 310 thousand crimes are committed annually by children and adolescents. The article deals with the activities of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport to prevent the Commission of offenses and crimes by minors on the objects of transport and transport infrastructure. An important area of prevention is the prevention of violations and bringing to justice both the minors themselves and their legal representatives (parents, adoptive parents and guardians). The article analyzes the statistical data of crimes and offenses committed by minors on the railway transport. Attention is paid to various preventive measures carried out by inspectors of the juvenile Affairs units of the line departments of the internal Affairs bodies. The measures and actions under consideration are aimed not only at the prevention of offences and crimes among minors, but also at the prevention of injuries of adolescents themselves. The causes and conditions of violations committed by minors on the objects of railway transport and transport infrastructure are determined and investigated.law enforcement officers of the amount of environmental damage and the issues of cooperation with the Prosecutor's office in order to full compensation.
Keywords: territorial bodies of the Ministry of internal Affairs on transport, offenses, crimes, minors, objects of transport and transport infrastructure, prevention and prevention, teenagers.
For citation: Olga V. Panfilova. Activity of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs on transport on the prevention of the violations made by minors on railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 4. Pp. 12-16.
Железнодорожный транспорт является одним из видов транспорта по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Граждане, выбирая этот вид транспорта, надеются на его безопасность. И это важная задача для государства.
Территориальные органы МВД на транспорте обеспечивают такую безопасность, выявляя, предупреждая и проводя профилактические меры по недопущению совершения разного рода нарушений на железнодорожном транспорте. Одним из субъектов, нарушающих безопасность, выделяют несовершеннолетних. Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации -это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать, что несовершеннолетние стали криминально пораженной и, в то же время, наименее социально защищенной категорией населения [1].
Так, по состоянию общей преступности в Российской Федерации за январь - сентябрь 2018 года почти каждое второе (57,8%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое третье (32,5%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать седьмое (3,7%) - несовершеннолетними или при их соучастии. По сведениям о состоянии преступности на транспорте за январь - сентябрь 2018 года выявлено 106 преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, что меньше по сравнению с прошлым годом на 34,6% [2].
В результате профилактики совершения противоправных действий несовершеннолетними все сводится к тому, чтобы, во-первых, предупредить совершение подростками правонарушений, а во-вторых, прекратить деяния, наказуемые законом.
Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних на железнодорожном транс-
порте представляет собой систему мер правового, воспитательного, социально-культурного характера, которые проводятся государственными органами и общественными организациями с целью борьбы с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, и устранения причин и условий.
Основной причиной совершения нарушений подростками на железнодорожном транспорте являются безнадзорность и отсутствие воспитания, которые связаны с социально-экономическими условиями. Именно поэтому первоочередной задачей территориальных органов МВД на транспорте является своевременное обнаружение и устранение причин и условий, которые способствуют совершению преступлений и правонарушений.
Проблема по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, обусловлена еще и сложными процессами, происходящими в обществе, важное место в котором имеет правовое и социальное положение семей, в которых проживают подростки.
Исследование проблемы, связанной с предупреждением преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, позволяет с уверенностью сказать о том, что деятельность территориальных органов МВД на транспорте по профилактике носит комплексный характер.
В настоящее время по отношению к подросткам действующие правовые нормы имеют предупредительное воздействие. В территориальных органах МВД на транспорте это воздействие предусматривает в первую очередь необходимость оградить несовершеннолетних от бессмысленного нахождения на железнодорожных путях, а во вторую - спасти подростка от попадания в криминальную
среду. Среди противоправных деяний, которые совершают подростки на объектах железнодорожного транспорта, самыми распространенными являются порча имущества в поездах, нарушения целостности средств сигнализации и связи и т.д. Большое внимание уделяется профилактике такого нарушения, как «зацепинг». Так, в 2017 году, по данным УТ МВД по ЦФО, на транспорте пострадало 35 подростков, 9 человек погибли, занимаясь зацепингом [3]. Несовершеннолетние не только совершают противоправные действия, но и снимают их на камеру, выкладывают в социальные сети. В качестве мер профилактики данных нарушений и по инициативе прокуратуры, Роскомнадзор с начала 2018 года ограничил доступ к 88 страницам, на которых размещались информация о проезде на транспорте в непредназначенных для пассажиров местах, проникновении на запрещенные объекты или их части.
Деятельность, которую осуществляют сотрудники линейных подразделений, ведется по трем направлениям: первое - профилактическое - просветительские беседы во всех учреждениях образования (школьное, дошкольное) и на объектах транспорта; второе - оперативное реагирование на сигнал, сообщение, чтобы вовремя вмешаться, предотвратить трагедию; третье - изучение причин и мотивов зацепинга для более эффективного предотвращения.
Деятельность по выявлению и недопущению правонарушений и преступлений на транспорте среди несовершеннолетних осуществляют сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) линейных управлений МВД России на транспорте. Приказ МВД № 845 от 15 декабря 2013 года (в ред. от 28.06.2018) утверждает инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно инструкции сотрудники ПДН проводят различные профилактические мероприятия.
Действенной профилактикой, которую осуществляют сотрудники линейных отделов, является проведение мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних. К таким мероприятиям можно отнести «Электропоезд», «Безопасная столица», «Подросток» и другие, которые направлены в первую очередь на профилактику правонарушений, совершаемых подростками на железнодорожном транспорте [4, с. 24].
В линейных ОВД разрабатывается и реализуется так называемый «календарный» график мероприятий, связанных с выявлением беспризорных подростков на поездах и вокзалах, а также на профилактику подросткового травматизма. Такие мероприятия проводятся сотрудниками линейных
подразделений на железнодорожном транспорте во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на которые возложены функции по защите прав и свобод детей. Например, акция «СтопПодросток» проводится с целью предотвращения правонарушений, которые угрожают безопасному движению поездов; акция «Забота» направлена на профилактику детской безнадзорности; операция «Мак» направлена на выявление подростков, которые употребляют наркотические вещества; операция «Электропоезд» предполагает предупреждение детского травматизма; «Неформал» - выявление и немедленное пресечение вмешательства несовершеннолетних в работу железнодорожного транспорта и т.д. [5, с. 1245].
Операция «Неформал», целью которой является выявление и изъятие из поездов беспризорных подростков, которые занимаются торговлей наркотиками и проституцией, проводится сотрудниками ОВД на транспорте совместно с другими подразделениями. Операция «Каникулы», которая обычно проводится в начале июня, помогает выявить несовершеннолетних, нуждающихся во время каникул в трудоустройстве и отдыхе.
Так, за период с января по декабрь 2017 года на территории России сотрудниками ОВД на железнодорожном транспорте выявлено более 10 тысяч несовершеннолетних, совершивших правонарушения в сфере железнодорожного транспорта.
Одним из важнейших направлений деятельности ОВД, связанных с противодействием и профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является взаимодействие органов, осуществляющих профилактические меры (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы опеки и попечительства; органы службы занятости и др.). Правовые нормы, регулирующие взаимодействие указанных органов, играют важную роль, поэтому они подлежат более качественной разработке и усовершенствованию.
Ученые выделяют два главных направления регулирования профилактики среди несовершеннолетних — «материальный» и «процессуальный». Данное разделение производится на основе разграничения назначения правовых норм. Важнейшей функцией норм материального права является непосредственное регулирование поведения подростков, а назначение норм процессуального права состоит в регулировании общественных отношений, которые складываются в процессе применения материальных норм.
В криминологии существует мнение о том, что правовое регулирование профилактики подрост-
ков, связанное с нормами материального права, заключается в воздействии на несовершеннолетних и на различные социальные факторы, которые способствуют совершению правонарушений на железнодорожном транспорте, например, устранение влияния на подростков лиц из криминогенной среды, создание акций и мероприятий, способствующих устранению конфликтных ситуаций. А что касается применения процессуальных норм, стоит отметить, что их целью является закрепление прав и обязанностей субъектов и объектов профилактики для плодотворной профилактической деятельности [6, с. 82]. Поэтому можно сказать, что материальные нормы определяют комплекс профилактических мер, а процессуальные — закрепляют права и обязанности, порядок их реализации, а также ответственность несовершеннолетних.
Для того чтобы выяснить проблемные вопросы правового обеспечения взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, необходимо рассмотреть как «материальные» профилактические меры: влияние норм материального права на факторы, которые способствуют совершению подростками правонарушений, их гражданско-правовая ответственность, так и «процессуальные»: закрепление наиболее подходящего порядка осуществления взаимодействия в разных сферах деятельности.
Для деятельности линейных подразделений, связанной с процессом взаимодействия, имеют значение нормы, которые регламентируют:
1) основные положения предупреждения противоправных деяний несовершеннолетних и закрепление полномочий субъектов, которые осуществляют данную деятельность;
2) взаимодействие органов внутренних дел с органами исполнительной власти и общественными организациями;
3) взаимодействие, связанное с осуществлением профилактических мер, которые направлены на устранение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на железнодорожном транспорте;
4) взаимодействие по проведению мероприятий, которые осуществляются административно-правовыми средствами и способами и направлены в первую очередь на устранение причин и условий противоправных деяний подростков [7, с. 215].
Исходя из этого, можно сказать, что установленные нормы, которые регулируют взаимодействие субъектов предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в сфере железнодорожного транспорта, не имеют общей направленности, и поэтому малоэффективны.
Данное положение приводит к тому, что регулирование профилактики в большей степени происходит на местном и региональном уровнях. С одной стороны, в этом есть свои плюсы: правовое регулирование профилактики противоправных деяний осуществляет сам субъект, который наделен координационными возможностями.
Подростков, которые подлежат воздействию со стороны сотрудников линейных подразделений, с целью предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых ими на железнодорожном транспорте, можно разделить на четыре основные группы:
1. Несовершеннолетние из поселков и сел в возрасте 13-17 лет. Для данной молодежи необходимо создавать условия занятости в сельских местностях, например, спортивные секции, культурные мероприятия.
2. Подростки, которые проживают вблизи железной дороги. Для этой группы необходимо проводить разъяснительные работы о совершении ими правонарушений, а также об ответственности за их совершение.
3. Несовершеннолетние, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Для профилактики в данной категории сотрудникам необходимо, во-первых, патрулировать места массового скопления подростков - вокзалы и железные дороги, во-вторых, проводить различные мероприятия для этих несовершеннолетних, а также предоставлять им медицинскую и иную помощь, в-третьих, проводить разъяснительную работу и профилактические мероприятия не только с несовершеннолетними, но и с их родителями либо с лицами, их заменяющими.
Также стоит обратить внимание на опыт коллег из зарубежных стран, например, в Италии железные дороги охраняются от «развлечений» несовершеннолетних так называемой передвижной группой из числа правоохранительных органов. Эта группа осуществляет повышенное наблюдение на объектах железнодорожного транспорта, в результате которого совершается меньше противоправных деяний несовершеннолетними.
В разных субъектах Российской Федерации преступность несовершеннолетних имеет различные показатели. Регионы неоднородны по экономическим, социальным показателям. Условия жизни оказывают существенное влияние на динамику преступности несовершеннолетних. Изучение региональных особенностей имеет принципиальное значение не только для анализа преступности несовершеннолетних, но и для ее предупреждения [8, с. 64-65].
По данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с
января по июнь 2017 года на 24,6% снизилась преступность среди несовершеннолетних (с 27 251 до 20 544). При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 4,1% до 3,6% от всех предварительно расследованных преступлений [9].
Преступность несовершеннолетних, несмотря на уменьшение количества преступлений,
по-прежнему является серьезной проблемой российского общества. Это обусловливает совершенствование имеющихся и поиск новых мер предупреждения преступлений. При этом необходимым условием эффективной профилактической работы является ее систематичность, поскольку разовыми мероприятиями позитивных результатов в этой сфере достичь невозможно [10, с. 86].
Литература
1. Вологина Ж.Ю., Спивакова Н.В., Камалов А.А. Преступность среди несовершеннолетних I Право: современные тенденции: материалы Международной научной конференции (г. Уфа, июль 2012 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа - URL https:IImoluch.ruIconfIlawIarchiveI42I2451I (дата обращения: 05.12.2018).
2. Состояние преступности в России за январь-июль 2018 года I Главный информационно-аналитический центр МВД России [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https:IIwww.genproc.gov.ruI (дата обращения: 05.12.2018).
S. Аналитические данные УТ МВД по ЦФО [Электронный ресурс] Режим доступа - https:IIцфоут.мвд.рфIinformaciya/ Stat_analitic
4. Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - Москва: МГУС, 2000.С. 48.
5. Обыденова Т.В. К вопросу о профилактике совершения административных правонарушений несовершеннолетними II Административное и муниципальное право. 2015. № 12. С. 1244-1248.
6. Щеглова А.Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних II Научный портал МВД России. 2009. № S. С. 82.
7. Чакалова М.С. Проблемы правового регулирования создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий II Проблемы общества и политики. 201S. № 4. С. 209-2S8.
8. Титова А.И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика II Молодой ученый. 2018. № S4. С. 64-65.
9. Состояние преступности в России за январь-июнь 2017 год I Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https:IIwww. genproc.gov.ruI (дата обращения: S0.11.2018).
10. Хомиченко Ю.В. Преступность несовершеннолетних в современной России (состояние и тенденции) II Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2010. № 1. С. 85-89.
= References =
1. Vologina ZH.YU., Spivakova N.V., Kamalov A.A. Prestupnost' sredi nesovershennoletnih I Pravo: sovremennye tendencii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyul' 2012 g.) [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa - URL https:IImoluch.ruIconfIlaw/ archiveI42I2451I (data obrashcheniya: 05.12.2018).
2. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-iyul' 2018 goda I Glavnyj informacionno-analiticheskij centr MVD Rossii [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa - URL: https:IIwww.genproc.gov.ruI (data obrashcheniya: 05.12.2018).
S. Analiticheskie dannye UT MVD po CFO [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa - https:IIcfout.mvd.rfIinformaciyaIStat_analitic
4. Dulinova L.T., Marshak A.L., Holostova E.I. Detskaya beznadzornost': sostoyanie i puti preodoleniya. - Moskva: MGUS, 2000.S. 48.
5. Obydenova T.V. K voprosu o profilaktike soversheniya administrativnyh pravonarushenij nesovershennoletnimi II Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2015. № 12. S. 1244-1248.
6. SHCHeglova A.N. Osobennosti rannej profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnih II Nauchnyj portal MVD Rossii. 2009. № S. S. 82.
7. CHakalova M.S. Problemy pravovogo regulirovaniya sozdaniya komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav i organizacii deyatel'nosti takih komissij II Problemy obshchestva i politiki. 201S. № 4. S. 209-2S8.
8. Titova A.I. Prestupnost' nesovershennoletnih: sostoyanie i dinamika II Molodoj uchenyj. 2018. № S4. S. 64-65.
9. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-iyun' 2017 god I Glavnoe upravlenie pravovoj statistiki i informacionnyh tekhnologij General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa - URL: https:IIwww.genproc.gov.ruI (data obrashcheniya: S0.11.2018).
10. Homichenko YU.V. Prestupnost' nesovershennoletnih v sovremennoj Rossii (sostoyanie i tendencii) II Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2010. № 1. S. 85-89.
(статья сдана в редакцию 19.11.2018)