Научная статья на тему 'Профилактика наркомании в образовательной среде'

Профилактика наркомании в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / PROGRAMME OF THE DRUG ADDICTION PROPHYLAXIS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. С., Шульга З. Н.

В статье проанализирован опыт работы коллектива Южноуральского энергетического техникума по профилактике наркомании среди молодежи на основе разработанной и реализуемой в техникуме программы «Мы выбираем здоровье». Предложены основные подходы к организации воспитательного процесса, выделены социальные, педагогические, организационные условия этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUG ADDICTION PROPHYLAXIS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyses the work experience of the South-Ural energy technical college teaching staff in preventing the youth drug addiction on the basis of the college programme “We choose health”. The authors propose the basic approaches to the education process, its social, pedagogic, organizational conditions.

Текст научной работы на тему «Профилактика наркомании в образовательной среде»

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. — Режим доступа: http:// Минобрнауки.рф /документы/3274.

2. Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе : Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Метлик // Воспитание школьников. — 2012. — № 2. — С. 3-14.

3. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен [Текст] / И. А. Колесникова // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 25-33.

4. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям пед. образования / Н. П. Шитякова. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. — 158 с.

5. Юревич, С. Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Юревич // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования : монография / под ред. О. В. Гневэк. — Уфа : РИО АЭТЕРНА, 2015. — С. 46-70.

6. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Ин-т практической психол. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 458 с.

7. Вишневская, В. П. Экспериментальная деятельность как ресурс повышения качества образования [Текст] / В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 6. — С. 17-20.

8. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности [Текст] : учеб.-метод. пособие / сост. : В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич. — Магнитогорск : МаГУ, 2013. — 134 с.

9. Вишневская, В. П. Социокультурная среда колледжа как условие воспитания у будущих педагогов духовно-нравственной культуры [Текст] / В. П. Вишневская, Е. В. Похилюк, С. Н. Юревич // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал / под науч. ред. И. Р. Сташкевич. — 2014. — № 2 (06). — С. 84-88.

УДК 351/377 И. С. Николаева, зам. директора по МР

Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected] З. Н. Шульга, преподаватель ЮЭТ

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье проанализирован опыт работы коллектива Южноуральского энергетического техникума по профилактике наркомании среди молодежи на основе разработанной и реализуемой в техникуме программы «Мы выбираем здоровье». Предложены основные подходы к организации воспитательного процесса, выделены социальные, педагогические, организационные условия этой деятельности.

Ключевые слова: наркомания, программа профилактики наркомании в образовательной среде.

Население России постоянно уменьшается, и именно проблема здоровья детей стоит на первом месте. По данным социально-гигиенического мониторинга, проведенного с учетом материалов Министерства здравоохранения Челябинской области, ТО ФС государственной статистики по Челябинской области показатель распространенности наркологических рас-

стройств по Челябинской области в 2014 г. составил 2348,6 на 100 тыс. населения, среди детей в возрасте от 5 до 17 лет — 45,9 на 100 тыс. подростков. Потребителями инъекционных наркотиков являются 14,3 % подростков. У взрослых (18 лет и старше) показатель распространенности составил 360,1 на 100 тыс. взрослого населения. В связи с этим встает вопрос о проведении

Инновационное развитие профессионального образования

активной профилактической работы с обучающимися в образовательных учреждениях.

Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу о необходимости реализации в нашем техникуме программы, обеспечивающей системный подход к решению проблемы профилактики употребления наркотических средств с учетом особенностей студентов, окружающего их социума и во взаимодействии со всеми заинтересованными службами. Нами разработана антинаркотическая программа «Мы выбираем здоровье», которая в 2015 г. стала победителем конкурса на лучшую программу по профилактике наркомании среди образовательных организаций НПО, СПО и ВПО. Конкурс организован Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков Челябинской области, Министерством образования и науки Челябинской области.

Целью программы является формирование у обучающихся здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению наркотических средств.

Задачи программы: научить студентов техникума делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; помочь родителям обучающихся в предупреждении приобщения их детей к вредным привычкам; внедрить тематику программы в учебный план учителей-предметников; использовать в профилактической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды г. Южноуральска и Челябинской области.

Содержание программы определяется ее структурой и состоит из шести блоков: организационного, диагностического, профориен-тированного, профилактического, научно-методического модулей, модуля аналитической деятельности.

Социальным педагогом разработан и ведется социальный паспорт, отражающий социальный статус семей студентов. На всех студентов группы риска создается база данных, куда включаются материалы диагностики.

На основе полученных данных социальный педагог и члены совета профилактики проводят коррекционную работу, используя комплекс упражнений, разработанный доктором наук В. М. Ялтонским.

Профилактика употребления психоактивных веществ в ЮЭТ проводится среди обучающихся с первого по четвертый курс. Важной особенностью является скрытая профилактика, когда студентам не говорится о вреде тех или

иных видов наркотических веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни. Работа в данном направлении проводится в каждой группе, используются разнообразные формы и методы работы.

Направления воспитательной работы в техникуме

1. «Я — профессионал».

Цели: создание условий для осознания обучающимися сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развитие у них интереса к выбранной профессии, познавательных, интеллектуальных, творческих способностей.

Основные формы работы: день самоуправления, классные часы, книжные выставки, недели ПЦК, олимпиады, выставка творческих работ «Мое дело, профессия, хобби»; мероприятия, посвященные Дню науки, Дню энергетики.

2. «Я — патриот».

Цели: создание условий для развития интереса и уважения к традициям Российского государства, родного города, учебного заведения, для осознания значимости каждого человека, его гражданской позиции, его будущего; воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности, настойчивости в выполнении любого дела; формирование активной жизненной позиции студентов, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной нормы поведения.

Основные формы работы: вечер встречи выпускников, участие в городском конкурсе патриотической песни, встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, последний звонок, акция «Чужой беды не бывает», военно-полевые сборы; мероприятия, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне, Дню космонавтики, Дню учителя, Дню матери.

3. «Я — социально активная творческая личность».

Цели: создание условий для социализации личности, развития ее творческих способностей; предоставление студентам возможностей для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами; выявление и поддержание индивидуальности, стремления действовать согласно этическим, эстетическим, культурным критериям; изучение потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов студенческой группы; определение уровня сформированно-

сти коллектива, состояния деловых и межличностных отношений.

Основные формы работы: акция ко Дню учителя; конкурс фотографий, презентаций, газет; празднование Дня студентов, Дня святого Валентина, Дня юмора; последний звонок; генеральная уборка аудиторий, субботник, летний трудовой семестр.

4. «Я — физически здоровый».

Цели: содействие студентам в формировании здорового образа жизни, сознательного отношения к здоровью, чувства ответственности за будущее поколение, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, совершенствование в избранных видах спорта, в осознании здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Основные формы работы: проведение осеннего спортивного праздника, дня здоровья, акции «Начни с себя», праздника «Богатырские забавы», дня борьбы со СПИДом, спортивных мероприятий; медицинское обследование студентов; занятия в спортивных секциях техникума и города.

Библиографический список

В ЮЭТ большое внимание уделяется внеурочной занятости студентов, работают 20 кружков. Общая занятость студентов в кружках и секциях составляет 78 %.

5. «Я — законопослушный».

Цели: создание условий для воспитания свободной, демократичной личности, формирования правовой культуры студентов; развитие чувства ответственности за собственные действия.

Основные формы работы: месячники по правовой пропаганде с проведением родительских собраний, на которые приглашаются специалисты ГОВД; исследование неблагополучных семей; работа Совета профилактики правонарушений; классные часы, беседы, просмотр кинофильмов.

Профилактика наркомании должна быть систематической деятельностью, а не разовой акцией. Главная идея профилактической работы заключается в том, чтобы показать пагубность влияния наркотиков на организм человека и сформировать стремление к здоровому образу жизни.

1. Латышев, Г. В. Организация мероприятий по профилактике наркомании [Текст] : метод. рекомендации для пед. коллективов школ, работников подростковых клубов и соц. педагогов / Г. В. Латышев, М. А. Бережная. — М. : Медицина, 1999. — 158 с.

УДК 377 Т. Н. Портнягина, мастер производственного

обучения Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего (ЧТПиГХ), г. Челябинск, е-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА ВНЕУРОЧНОМ МЕРОПРИЯТИИ

В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии, посвященном Дню Победы. Автором представлены задания, позволяющие связать отечественную историю и осваиваемую специальность.

Ключевые слова: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология РКМЧП), внеурочное мероприятие, история, Великая Отечественная война.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблем-

ности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.