Библиографический список
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. — Режим доступа: http:// Минобрнауки.рф /документы/3274.
2. Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе : Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Метлик // Воспитание школьников. — 2012. — № 2. — С. 3-14.
3. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен [Текст] / И. А. Колесникова // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 25-33.
4. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям пед. образования / Н. П. Шитякова. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. — 158 с.
5. Юревич, С. Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Юревич // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования : монография / под ред. О. В. Гневэк. — Уфа : РИО АЭТЕРНА, 2015. — С. 46-70.
6. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Ин-т практической психол. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 458 с.
7. Вишневская, В. П. Экспериментальная деятельность как ресурс повышения качества образования [Текст] / В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 6. — С. 17-20.
8. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности [Текст] : учеб.-метод. пособие / сост. : В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич. — Магнитогорск : МаГУ, 2013. — 134 с.
9. Вишневская, В. П. Социокультурная среда колледжа как условие воспитания у будущих педагогов духовно-нравственной культуры [Текст] / В. П. Вишневская, Е. В. Похилюк, С. Н. Юревич // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал / под науч. ред. И. Р. Сташкевич. — 2014. — № 2 (06). — С. 84-88.
УДК 351/377 И. С. Николаева, зам. директора по МР
Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected] З. Н. Шульга, преподаватель ЮЭТ
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье проанализирован опыт работы коллектива Южноуральского энергетического техникума по профилактике наркомании среди молодежи на основе разработанной и реализуемой в техникуме программы «Мы выбираем здоровье». Предложены основные подходы к организации воспитательного процесса, выделены социальные, педагогические, организационные условия этой деятельности.
Ключевые слова: наркомания, программа профилактики наркомании в образовательной среде.
Население России постоянно уменьшается, и именно проблема здоровья детей стоит на первом месте. По данным социально-гигиенического мониторинга, проведенного с учетом материалов Министерства здравоохранения Челябинской области, ТО ФС государственной статистики по Челябинской области показатель распространенности наркологических рас-
стройств по Челябинской области в 2014 г. составил 2348,6 на 100 тыс. населения, среди детей в возрасте от 5 до 17 лет — 45,9 на 100 тыс. подростков. Потребителями инъекционных наркотиков являются 14,3 % подростков. У взрослых (18 лет и старше) показатель распространенности составил 360,1 на 100 тыс. взрослого населения. В связи с этим встает вопрос о проведении
Инновационное развитие профессионального образования
активной профилактической работы с обучающимися в образовательных учреждениях.
Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу о необходимости реализации в нашем техникуме программы, обеспечивающей системный подход к решению проблемы профилактики употребления наркотических средств с учетом особенностей студентов, окружающего их социума и во взаимодействии со всеми заинтересованными службами. Нами разработана антинаркотическая программа «Мы выбираем здоровье», которая в 2015 г. стала победителем конкурса на лучшую программу по профилактике наркомании среди образовательных организаций НПО, СПО и ВПО. Конкурс организован Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков Челябинской области, Министерством образования и науки Челябинской области.
Целью программы является формирование у обучающихся здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению наркотических средств.
Задачи программы: научить студентов техникума делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; помочь родителям обучающихся в предупреждении приобщения их детей к вредным привычкам; внедрить тематику программы в учебный план учителей-предметников; использовать в профилактической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды г. Южноуральска и Челябинской области.
Содержание программы определяется ее структурой и состоит из шести блоков: организационного, диагностического, профориен-тированного, профилактического, научно-методического модулей, модуля аналитической деятельности.
Социальным педагогом разработан и ведется социальный паспорт, отражающий социальный статус семей студентов. На всех студентов группы риска создается база данных, куда включаются материалы диагностики.
На основе полученных данных социальный педагог и члены совета профилактики проводят коррекционную работу, используя комплекс упражнений, разработанный доктором наук В. М. Ялтонским.
Профилактика употребления психоактивных веществ в ЮЭТ проводится среди обучающихся с первого по четвертый курс. Важной особенностью является скрытая профилактика, когда студентам не говорится о вреде тех или
иных видов наркотических веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни. Работа в данном направлении проводится в каждой группе, используются разнообразные формы и методы работы.
Направления воспитательной работы в техникуме
1. «Я — профессионал».
Цели: создание условий для осознания обучающимися сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развитие у них интереса к выбранной профессии, познавательных, интеллектуальных, творческих способностей.
Основные формы работы: день самоуправления, классные часы, книжные выставки, недели ПЦК, олимпиады, выставка творческих работ «Мое дело, профессия, хобби»; мероприятия, посвященные Дню науки, Дню энергетики.
2. «Я — патриот».
Цели: создание условий для развития интереса и уважения к традициям Российского государства, родного города, учебного заведения, для осознания значимости каждого человека, его гражданской позиции, его будущего; воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности, настойчивости в выполнении любого дела; формирование активной жизненной позиции студентов, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной нормы поведения.
Основные формы работы: вечер встречи выпускников, участие в городском конкурсе патриотической песни, встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, последний звонок, акция «Чужой беды не бывает», военно-полевые сборы; мероприятия, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне, Дню космонавтики, Дню учителя, Дню матери.
3. «Я — социально активная творческая личность».
Цели: создание условий для социализации личности, развития ее творческих способностей; предоставление студентам возможностей для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами; выявление и поддержание индивидуальности, стремления действовать согласно этическим, эстетическим, культурным критериям; изучение потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов студенческой группы; определение уровня сформированно-
сти коллектива, состояния деловых и межличностных отношений.
Основные формы работы: акция ко Дню учителя; конкурс фотографий, презентаций, газет; празднование Дня студентов, Дня святого Валентина, Дня юмора; последний звонок; генеральная уборка аудиторий, субботник, летний трудовой семестр.
4. «Я — физически здоровый».
Цели: содействие студентам в формировании здорового образа жизни, сознательного отношения к здоровью, чувства ответственности за будущее поколение, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, совершенствование в избранных видах спорта, в осознании здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Основные формы работы: проведение осеннего спортивного праздника, дня здоровья, акции «Начни с себя», праздника «Богатырские забавы», дня борьбы со СПИДом, спортивных мероприятий; медицинское обследование студентов; занятия в спортивных секциях техникума и города.
Библиографический список
В ЮЭТ большое внимание уделяется внеурочной занятости студентов, работают 20 кружков. Общая занятость студентов в кружках и секциях составляет 78 %.
5. «Я — законопослушный».
Цели: создание условий для воспитания свободной, демократичной личности, формирования правовой культуры студентов; развитие чувства ответственности за собственные действия.
Основные формы работы: месячники по правовой пропаганде с проведением родительских собраний, на которые приглашаются специалисты ГОВД; исследование неблагополучных семей; работа Совета профилактики правонарушений; классные часы, беседы, просмотр кинофильмов.
Профилактика наркомании должна быть систематической деятельностью, а не разовой акцией. Главная идея профилактической работы заключается в том, чтобы показать пагубность влияния наркотиков на организм человека и сформировать стремление к здоровому образу жизни.
1. Латышев, Г. В. Организация мероприятий по профилактике наркомании [Текст] : метод. рекомендации для пед. коллективов школ, работников подростковых клубов и соц. педагогов / Г. В. Латышев, М. А. Бережная. — М. : Медицина, 1999. — 158 с.
УДК 377 Т. Н. Портнягина, мастер производственного
обучения Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего (ЧТПиГХ), г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА ВНЕУРОЧНОМ МЕРОПРИЯТИИ
В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии, посвященном Дню Победы. Автором представлены задания, позволяющие связать отечественную историю и осваиваемую специальность.
Ключевые слова: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология РКМЧП), внеурочное мероприятие, история, Великая Отечественная война.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблем-
ности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность