Научная статья на тему 'Воспитательная концепция техникума "я - физически здоровый": некоторые результаты реализации'

Воспитательная концепция техникума "я - физически здоровый": некоторые результаты реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATION PLACE / ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ (ВТК) / INTERIM CREATIVE GROUP (ICG) / КОНКУРС / CONTEST / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко И.Ю.

В статье подводятся промежуточные итоги работы преподавателей ВТК комиссии гуманитарных дисциплин по теме « Воспитательная концепция техникума». Воспитательная деятельность ведется в рамках инновационной площадки. Преподаватели делятся опытом работы с обучающимися по направлению «Я физически здоровый».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL SECONDARY SCHOOL EDUCATIONAL CONCEPTION ''I AM HEALTHY'': IMPLEMENTATION OUTCOMES

The paper outlines the humanities commission’s ICG work results on the topic ‘Educational conception of the technical secondary school’. The educational activity is undertaken in the frames of the innovation place. The teachers share their experience in the field of ‘I am healthy’ conception with the students.

Текст научной работы на тему «Воспитательная концепция техникума "я - физически здоровый": некоторые результаты реализации»

4. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы — новый феномен российского образования : обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2 (31). — С. 136-150.

5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

6. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

7. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для кл. рук. / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010. — 96 с.

8. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. В 3 т. Т. 2 / В. А. Су-хомлинский. — М. : Педагогика,1980. — 384 с.

УДК 37.0 И. Ю. Костенко, преподаватель

Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: lis3326@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИКУМА «Я — ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЙ»: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье подводятся промежуточные итоги работы преподавателей ВТК комиссии гуманитарных дисциплин по теме «Воспитательная концепция техникума». Воспитательная деятельность ведется в рамках инновационной площадки. Преподаватели делятся опытом работы с обучающимися по направлению «Я — физически здоровый».

Ключевые слова: инновационная площадка, временный творческий коллектив (ВТК), конкурс, здоровый образ жизни.

С 30 мая 2014 г на основании приказа № 01/3512 Министерства образования и науки Челябинской области на базе Южноуральского энергетического техникума была открыта инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО». Преподаватели, которые участвовали в инновационной деятельности, объединились в различные группы, так называемые временные творческие коллективы (далее — ВТК).

Преподаватели ВТК комиссии гуманитарных дисциплин работали по направлению «Я — физически здоровый». О политике здоровьесбе-режения детей и подростков говорилось в ООН при разработке программного плана «Повестка дня на XXI век». Отмечалось, что образование является важным партнером в охране здоровья подрастающего поколения.

В 2015/16 уч. г мы продолжили работу по данному направлению. Практически каждый

месяц в техникуме проходили мероприятия по этой теме.

Преподаватели организовывали следующие конкурсы:

- конкурс рекламных плакатов «Начни с себя — убеди друзей»;

- конкурс чтецов «Живое слово»;

- конкурс рисунков и фотографий «И помнит мир спасенный...».

Первокурсники участвовали в таких внеклассных мероприятиях, как «Познавательное шоу», «Встреча с психологом», «День открытых дверей».

Мы не только проводили мероприятия, но также участвовали сами или вместе со студентами в мероприятиях и конкурсах, проходивших в техникуме. Так, наша методическая разработка классного часа «Даже не пробуй!» заняла третье место в техникумовском конкурсе и получила диплом III степени на всероссийском конкурсе. Работа студента Н. Сидоренко и преподавателя

И. Ю. Костенко заняла первое место в технику-мовском конкурсе фотографий. Преподаватели участвовали в конкурсе презентаций (первое место в конкурсе презентаций «Мое хобби»), представили на форуме «В кругу семьи» в г Челябинске видеоролик «Семейные ценности и традиции моей семьи». Участие в конкурсе было отмечено дипломом и игрушкой.

Промежуточные итоги работы ВТК комиссии гуманитарных дисциплин педагоги представили на двух методических семинарах. Также в сборнике материалов III Международной научно-практической конференции «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (Москва, 2015 г.) была опубликована статья о результатах работы по теме инновационной площадки.

В рамках работы инновационной площадки преподавателями техникума Л. В. Ходыревой и И. Ю. Костенко проведено второе исследование в форме тестирования по диагностическому материалу Л. Москвиной «Как ваше здоровье?» [1, с. 314-315] среди обучающихся техникума. Студенты ответили на 25 вопросов психологического теста. В тестировании приняли участие 93 обучающихся второго курса энергетического отделения.

В результате обследования выяснилось, что 68,8 % обучающихся второго курса ведут здоровый образ жизни (в прошлом году показатель был ниже — 57,9 %). Остальным 31,2 % обучающихся необходимо изменить образ жизни (в прошлом году — 39,3 %). Ни один из опрошенных не получил менее 24 баллов (критическое состояние здоровья), в то время как в прошлом учебном году у 2,8 % обучающихся состояние здоровья оценивалось как критиче-

ское. В прошлом году у студентов второго курса были следующие показатели: 35,3 % вели здоровый образ жизни, 57,2 % необходимо было изменить образ жизни, а у 7,3 % обучающихся здоровье было в опасности.

Нас насторожил тот факт, что в этом году уменьшилось количество студентов, которым нравится учиться в техникуме, — их сейчас 62,4 % (в прошлом году — 81 %). Вероятно, это связано с тем, что на втором курсе закончилось изучение студентами общеобразовательных предметов, в расписании второкурсников в основном специальные дисциплины. За месяц текущего учебного года почти у 20 % обучающихся пропал интерес к учебе.

На вопрос «Есть ли у вас увлечения, помимо учебы?» 92,5 % обучающихся ответили положительно.

Группа международных экспертов пришла к следующему выводу: «Во всемирном масштабе существуют только две главные причины преждевременной смерти, которые возрастают, — ВИЧ-инфекция и табак. Потребление табака является значительной угрозой для устойчивого и равноправного развития... Табак представляет собой крупную проблему не только для здоровья, но и для социального и экономического развития.».

Как обстоит дело с табакокурением в нашем учебном заведении? В России запрещено курить на территориях учебных заведений. В нашем техникуме этот запрет тоже действует. Есть выделенная небольшая площадка, где курить можно.

Результаты опроса студентов о табакокурении приведены на рисунке 1.

31,70 %

<<\ч\\\\\\\\\\\— С\\\\ч\\\\\\\\\\\— Л\\\\\\ч\\\\\\\\\\\—

/<\\\\\\\\Ч\\\\\\\\\\\—

/%\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— Д\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— А\\\\\\\\\\\Ч\\\\\\\\\\\— /ч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— /\ч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— Кч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\—

к\Ч\\\\\\\\\\\Ч\\\\\\\\\\\Р к\ч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\>> 1лч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\>> К\\\\\\\\\\\\\\\\у к\\\\\\\\\\\\\у

\.\\\\\\\х \\\\у

33,80 %

25,80 %

-1 курс прошлого года □ II курс этого года II курс прошлого года

Рис. 1. Процентный уровень положительных ответов студентов техникума на вопрос «Курите ли вы?»

В статье Е. Добрыниной «Рюмка за маму, рюмка за папу» [2] говорится о проблемах алкоголизации российских детей и подростков. Журналистка анализирует доклад ученых Института социологии РАН. Главный вывод социологов: спаивают подростков не какие-то неведомые злодеи, не государство и даже не реклама. Это делают, осознанно или невольно, их собственные родители и близкие почти в каждой конкретной ячейке общества.

В «будущие алкоголики» ребят нередко принимают почти как в пионеры: при стечении народа и в торжественной обстановке. Впервые большинство подростков пробует алкоголь во время какого-нибудь застолья, часто — семейного (день рождения, свадьба, Новый год и т. д.). Именно так, говорят психологи, формируется первичная установка на то, что без спиртного никакие «групповые действия» обойтись про-

сто не могут [2]. А ведь еще немецкий богослов А. Толук утверждал: «Мир управляется из детской...». Получается, что наш мир управляется из пьяной детской.

В рейтинге самых пьющих стран мира Россия занимает четвертое место по уровню пьянства (15,1 л чистого спирта в год на душу населения) и является одним из мировых лидеров по уровню пьянства среди молодежи. Во всем мире алкоголь является пятой по распространенности причиной смертности и инвалидности, тогда как раньше он занимал в этом списке восьмое место. В целом по официальным данным от этой проблемы ежегодно в России умирает один миллион человек.

Результаты тестирования наших студентов показали, что в учебном заведении наблюдается положительная динамика снижения уровня употребления спиртных напитков (рис. 2).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

54,80%

55,25%

43%

0%

9,30%

36,70%

7,05%

2,10%

Иногда пьют Не пьют Пьют часто

11 курс прошлого года □ II курс этого года ^ II курс прошлого года

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов по вопросу употребления алкоголя

Мы не ожидали, что по всем показателям у нас будет наблюдаться такой положительный результат. После большого количества проведенных мероприятий ребята, разумеется, поняли, как «правильно» отвечать на вопросы. Но,

даже делая скидку на то, что студенты, возможно, слегка лукавили и показывали себя с лучшей стороны, хочется верить, что наша работа хоть чуть-чуть кого -то изменила в лучшую сторону.

Библиографический список

1. Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов : нейролингвистическое программирование [Текст] / Л. Москвина. — Саратов : Науч. книга, 1996. — 336 с.

2. Добрынина, Е. Рюмка за маму, рюмка за папу [Текст] / Е. Добрынина // Рос. газ. — 2011. — № 216. — С. 11.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480.

4. Костенко, И. Ю. Исследование физического здоровья студентов Южноуральского энергетического техникума [Электронный ресурс] / И. Ю. Костенко, Н. А. Гаранина // Междунар. науч.-практ. конф. «Наука сегодня : теоретические и практические аспекты». — М. : Перо, 2015. — 615 с.

5. Петров, Н. Я. Физическое воспитание студентов и учащихся [Текст] / Н. Я. Петров, В. Я. Соколова. — Минск, 2008.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/news/47173.

УДК 372.016 А. П. Пашнина, преподаватель Челябинского

дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: 79080584779@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при изучении учебной дисциплины «История Отечества». Рассматриваются приемы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности: урок-экскурсия, урок мужества, час памяти, проектная деятельность и др.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества, патриотизм, формы работы по духовно-нравственному воспитанию.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. В концепции государственных стандартов общего образования второго поколения отмечаются следующие характеристики выпускников XXI столетия:

- патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины;

- уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

- креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

- уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

- осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность [1].

Одним из главных направлений в организации и осуществлении воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания студентов. Его средствами решаются следующие задачи:

- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

- воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

- привитие обучающимся понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

- формирование у обучающихся собственной позиции по отношению к тем или иным историческим и политическим событиям [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.