Научная статья на тему 'Социализация студентов в организации среднего профессионального образования'

Социализация студентов в организации среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / SOCIALIZATION OF STUDENTS / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / PRACTICE-ORIENTED MODEL / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ / CRITERIA AND INDICATORS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучин В.М., Николаева И.С.

В статье рассматриваются особенности организации инновационной площадки на базе Южноуральского энергетического техникума, ее цель, объект, предмет, гипотеза исследования, программа социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIALIZATION OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The features of the organization of innovative platform based on the South Ural Energy College, its purpose, object, subject, hypothesis of research, the program of socialization are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Социализация студентов в организации среднего профессионального образования»

самооценку (14 %). Большинство студентов из третьей группы имеют высокую самооценку (80 %), каждый пятый — среднюю (20 %). Низкая самооценка у них не выявлена.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что причинами, обуславливающими употребление алкоголя и наркотиков студентами из первой группы, являются такие стили воспитания, как авторитарный (студенты отмечают, что их часто наказывали/ругали родители), а также попустительский (родители никогда не наказывали / не ругали). Родители никогда не проводили с ними много времени, не занимались чем-нибудь интересным, никуда не ходили вместе, не разговаривали на разные темы, ни-

Библиографический список

когда не приобщали к работе по хозяйству и не включали их в обсуждение семейных проблем. Сейчас они оценивают отношения с родителями как «средние» и «плохие». И, как следствие, в свободное время они собираются со сверстниками во дворе, подъезде, подвале, употребляют алкоголь и наркотики. Основной причиной употребления алкоголя и наркотиков, по мнению студентов, является желание расслабиться и забыть хотя бы на время о проблемах. Самооценка у большинства студентов первой группы низкая.

Таким образом, правильное воспитание, основанное на любви, играет большую роль в том, чтобы ребенок выбрал трезвый путь без наркотиков.

1. Жегусов, Ю. И. Взаимосвязь потребления табака, алкоголя и наркотиков в молодежной среде [Текст] / Ю. И. Жегусов, З. И. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 685-688.

2. Казанская, В. Г. Подросток : Трудности взросления [Текст] : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. — 2-е изд., доп. — СПб. : Питер, 2008. — 283 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столярен-ко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 671 с.

4. Погодина, Е. Н. Адаптация к студенческой жизни : анализ частоты и причин конфликтов в общежитии [Текст] / Е. Н. Погодина // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2010. — № 1.

5. Свеженцева, Ю. А. Роль семьи в профилактике наркомании, реальная и потенциальная [Текст] / Ю. А. Свеженцева, Д. А. Головченко // Профилактика наркомании : организационные и методические аспекты : Итоговые материалы международного проекта / сост. : И. П. Рущен-ко. — Харьков : Финарт, 2002. — С. 123-137.

УДК 377 В. М. Тучин, директор Южноуральского

энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по метод. работе ЮЭТ, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: lis3326@yandex.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности организации инновационной площадки на базе Южноуральского энергетического техникума, ее цель, объект, предмет, гипотеза исследования, программа социализации.

Ключевые слова: социализация студентов, практико-ориентированная модель, критерии и показатели социализированности студентов.

Проблема социализации студентов занимает важное место среди педагогических проблем, являясь одной из наиболее острых, во многом определяющей перспективы развития СПО.

Становление личности в период радикальных перемен в жизни общества требует новой парадигмы образования, обновления содержания обучения и воспитания, развития инновационных

технологий социализации. Направленность, цели, характер осуществления процесса социализации студентов, их становление как субъектов общественных отношений, формирование как специалистов в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития нашего общества [1]. Преобразование социума будет успешным, если оно обеспечивается активным, творческим включением молодого поколения в процесс создания материальных и духовных благ. Этим и обусловлена актуальность темы, которая базируется на следующих основаниях.

Исходя из потребностей общества в сохранении его стабильности и дальнейшем развитии, необходимо формировать такую личность, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства, определяемые современной реальностью.

Именно техникумы как институты социализации могут обеспечить подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом.

На базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» 30 мая 2014 г. открыта областная инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности».

Тема инновационной деятельности площадки связана с основными задачами системы профессионального образования. В частности, в качестве одного из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» выделено развитие образования, ориентированного на подготовку творческой, социально ответственной личности.

Актуальность этого направления обоснована противоречиями, выявленными при исследовании специально-проблемной литературы.

Так, выявлено противоречие между необходимостью целенаправленно осуществлять работу по социализации студентов и недостаточной разработанностью технологии этой деятельности, тем более апробированной на практике.

Данные противоречия определяют проблему исследования, заключающуюся в том, чтобы выявить и обосновать теоретические, содержа-

тельные и организационные основы социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО.

Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО».

Цель инновационной деятельности — разработка и реализация организационно-педагогических условий социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО.

Объект исследования — образовательный процесс в техникуме.

Предмет исследования — социализация студентов техникума как результат внедрения практико-ориентированной модели социализации в процесс образовательной деятельности.

В основе гипотезы лежит идея, что процесс социализации студентов будет осуществляться эффективно, если будут созданы организационно-педагогические условия, а именно:

- разработана и реализована концептуальная практико-ориентированная модель социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО с учетом реализации индивидуальной траектории развития личности обучаемого;

- создана инфраструктура, обеспечивающая развитие обучаемых в спортивно-оздоровительном, научно-исследовательском, гражданско-па-триотическом, художественно-эстетическом направлениях.

С учетом вышеизложенного в Южноуральском энергетическом техникуме разработана программа, обеспечивающая системный подход к решению данной проблемы.

Программа социализации студентов ЮЭТ является программно-планирующим документом, закрепляющим основные направления работы со студенческой молодежью и мероприятия по их реализации.

Программа разработана на период с 2014 по 2017 гг.

Цель программы: подготовка всесторонне развитой, общественно активной личности, готовой к сознательной созидательной деятельности на благо Родины и высоконравственному поведению.

Задачи программы:

- формирование социально ориентированной личности студента, сочетающей в себе гражданскую зрелость, творческую индивидуальность, высокие нравственные качества, профессиональную компетентность;

- создание условий для формирования сознательного отношения студента к своему здоровью

как к естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

- освоение студентами ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в нем;

- раскрытие творческих способностей студентов и развитие самоуправления в техникуме;

- формирование условий для индивидуального развития личности студентов и их реализация с помощью современных технологий;

- внедрение содержательной внеурочной деятельности.

Этапы реализации программы:

1) организационный (создание рабочей группы);

2) подготовительный (планирование деятельности);

3) внедренческий (реализация программы);

4) аналитический (анализ и коррекция программы).

Содержание программы определяется ее структурой и состоит из пяти блоков.

В программе предусмотрены следующие направления деятельности.

1. Организационный модуль.

Задача: организация подготовительной работы для реализации программы.

2. Диагностический модуль.

Задача: разработка системы мониторинга уровня социализации, адаптации студентов к социальной среде.

Ежегодно каждый классный руководитель совместно с социальным педагогом в своей группе проводит диагностику [2]. В техникуме проводится изучение структуры межличностных отношений через социометрию, что используется при формировании актива групп, выявление неформальных лидеров, группы по совместной деятельности. Применяется методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, которая используется при определении психологического типа подростков и путей коррекции при работе с подростками с девиантным поведением, помогает в работе с детьми группы риска.

Информационно-аналитическая деятельность позволяет создавать банк данных: сирот и опекаемых; детей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, государственной помощи; детей из многодетных семей; детей, склонных к бродяжничеству; детей-инвалидов; детей из неполных семей.

3. Профориентационный модуль.

Задача: профориентация абитуриентов, сопровождение студентов в период адаптации.

На базе Южноуральского энергетического техникума разработана и действует программа создания центра профориентации и психологической поддержки молодежи.

Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.

Работа была организована таким образом, что основными направлениями в этой деятельности стали:

- профессиональная информация;

- профессиональное воспитание;

- профессиональная консультация.

В первую очередь на базе кабинета профессиональной ориентации был создан центр про-фориентационной работы, который успешно решал поставленные задачи, такие как оказание студентам профориентационной поддержки, выработка сознательного отношения к труду.

В кабинете оформлен уголок по профориентации и стенд «Профессия и человек». Организованы профконсультации для педагогов и родителей по изучению личности студентов:

- «Исследование готовности учащихся к выбору профессии»;

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;

- «Изучение склонностей и интересов»;

- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся».

Начато формирование тематической картотеки по профориентации для старшеклассников и выпускников техникума «Где ты, призвание мое?».

Студентами и преподавателями техникума проводятся выездные профориентационные мероприятия как в г. Южноуральске, так и в других населенных пунктах Челябинской области.

В 2014 г. 72 % выпускников трудоустроены на различные предприятия г. Южноуральска и других городов Челябинской области. Центр психологической ориентации и психологической поддержки молодежи совместно со службой трудоустройства выпускников Южноуральского энергетического техникума продолжает сопровождать студентов в период адаптации на предприятиях.

Преимущество данного проекта по сравнению с другими инновационными разработками аналогичного назначения в Челябинской области состоит в том, что в г. Южноуральске центр

профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи является первым. Подобных центров, осуществляющих профессиональную ориентацию, в городе нет, данная функция возложена на психологов образовательных организаций.

Данная подпрограмма в 2014 г. была представлена на IV Всероссийском творческом конкурсе «Мой выбор» в номинации «Педагогические проекты», где заняла 2-е место.

4. Профилактический модуль.

Задачи:

- создание условий для раннего выявления студентов, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; принятие мер по их воспитанию;

- оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-социально-педагогической помощи студентам, употребляющим наркотические вещества;

- создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию студентов; принятие мер общественного воздействия и оказание помощи в обучении и воспитании студентов.

В техникуме разработана и действует подпрограмма «Пока беда не пришла в дом». Программа заняла 1-е место в областном конкурсе учреждений высшего и среднего профессионального образования Челябинской области на лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, проводимом в 2012 и 2013 гг. среди ссузов и вузов.

С 2013 г. студенты нашего техникума входят в состав Молодой гвардии Единой России. Именно по инициативе студентов Южноуральского энергетического техникума закрашены в городе все надписи о продаже спайса.

5. Работа с одаренными студентами.

Задача: оказание помощи педагогам в работе

с одаренными студентами, разработка программ.

В техникуме разработана программа по работе с одаренными студентами. В 2014 г. программа Южноуральского энергетического техникума стала лауреатом конкурса «Программа образовательной организации по работе с одаренными и мотивированными к обучению детьми». Конкурс был организован ГБОУ ДПО ЧИППКРО.

Цель программы: создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных студентов, обладающих высоким

творческим потенциалом в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной и организационной деятельности, для их самореализации.

В техникуме работает НОУ. Научное общество учащихся — добровольное объединение студентов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких студентов научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов техникума — это составная часть обучения и воспитания, она является одной из приоритетных задач научно-методического совета техникума. НОУ позволяет студентам попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя, сформироваться свободными личностями, на практике почувствовать демократические взаимоотношения.

Работа НОУ дает определенные результаты. Так, в 2013/14 уч. г. из 12 исследовательских творческих работ, представленных на заочный экспертный этап, проходивший на базе Челябинского института развития профессионального образования, 6 работ прошли на следующий, очный этап конкурса, который проводился на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж». Работа Елизаветы Щербак «Топонимия Увельского района» (руководитель — Ю. А. Малий, преподаватель русского языка и литературы) заняла 3-е место и была рекомендована членами жюри для участия во Всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура».

Лучшей исследовательской творческой работой была признана работа Анастасии Сазоновой «Определение наличия воды в грунте и изучение ее агрессивности для выбора гидроизоляции фундамента» (руководители — О. А. Бабкина, преподаватель строительных дисциплин, Л. А. Христич, преподаватель химии). В 2014/15 уч. г. данная работа представляла Челябинскую область на очном туре IX Ежегодного всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» и была удостоена звания лауреата II степени, а на очном туре Всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» — звания лауреата I степени.

В 2014/15 уч. г. с целью организации интеллектуального общения молодежи образовательных организаций и взаимообмена информацией в сфере профессиональных интересов на базе нашего техникума была проведена региональная научно-практическая конференция (конкурс научно-исследовательских работ студентов). На конкурсе было представлено 28 работ участников НОУ из 6 образовательных организаций СПО, в том числе 16 работ из нашего учебного заведения. Кроме того, учащиеся техникума продолжают принимать участие в различных конкурсах и конференциях со своими проектами. Это уже принесло девять призовых мест в региональной V Студенческой научно-практической конференции «Первый шаг в науку», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, два призовых места в научно-практической кон -ференции в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов». Из 13 работ, представленных на заочный этап областного конкурса научно-исследовательских работ студентов, на заключительный, очный этап рекомендованы 6 проектов обучающихся нашего техникума. Две работы (Светланы Есиной и Александра Зубчук) стали призерами этого конкурса.

Библиографический список

В 2014 г. 308 студентов приняли участие в различных олимпиадах и конкурсах, из них 55 % стали победителями и призерами.

В данной статье нами была предпринята попытка показать, что формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако получаемый позитивный результат позволяет ориентировать студентов на их будущую профессию, так как производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным характеристиками, определенными в Концепции воспитания студента техникума, а именно: активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, конкурентоспособного квалифицированного специалиста, способного к постоянному самосовершенствованию.

За годы своего существования ЮЭТ претерпел большие изменения. Неизменным осталось главное — готовить на высоком профессиональном уровне специалистов различных отраслей промышленности.

1. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] : метод. пособие / Е. С. Дорохова ; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализации юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

УДК 377+001 П. И. Чернецов, проф. Челябинского

государственного университета (ЧелГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрен перечень методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Анализируются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.