Научная статья на тему 'Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников'

Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ / CULTURAL AND MORAL EDUCATION AND DEVELOPMENT / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ / FORMATION MODEL OF THE FUTURE TEACHERS' READINESS TO THE PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY / CULTURAL WEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявкина Л. Н., Юревич С. Н.

В государственных документах последних лет все чаще подчеркивается значимость духовнонравственного воспитания, призванного консолидировать общество, сохранить единство нации, преодолеть социальную напряженность. В статье представлен опыт по формированию готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников у студентов Магнитогорского педагогического колледжа в условиях областной инновационной площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FUTURE TEACHERS'' READINESS TO THE PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN''S CULTURAL AND MORAL EDUCATION

Late state documents emphasize the significance of the cultural and moral education, aiming to consolidate the society, to preserve the unity of nation, to reduce the social tension. The article presents the experience of the Magnitogorsk pedagogical college as the regional innovative site in formation of the students' readiness to the preschool and primary school children's cultural and moral education.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников»

Воспитание и социализация личности

УДК 377+372 Л. Н. Малявкина, зам. директора

Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), канд. пед наук, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] С. Н. Юревич, доцент Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (МГТУ), канд. пед. наук, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В государственных документах последних лет все чаще подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания, призванного консолидировать общество, сохранить единство нации, преодолеть социальную напряженность. В статье представлен опыт по формированию готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников у студентов Магнитогорского педагогического колледжа в условиях областной инновационной площадки.

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание и развитие, модель формирования у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников, исследовательская и проектная деятельность студентов.

Среди важнейших инновационных проектов в сфере общего образования особое место занимают нововведения, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, включающий в себя Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), а также федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий в качестве задачи «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1], подчеркивают

приоритетность вопросов духовно-нравственного воспитания детей.

Успешность реализации требований образовательных стандартов в значительной мере определяется личным примером педагога, его культурным уровнем и готовностью к духовно-нравственному воспитанию детей.

Вместе с тем анализ нормативных документов в сфере образования, психолого-педагогической литературы и педагогической практики выявил противоречие между потребностью общества в подготовке педагогов, способных решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников и младших школьников, и неоднозначностью концептуальных

положений духовно-нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях, а также неразработанностью научно-методического обеспечения процесса формирования у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.

Цель инновационной деятельности: разработать модель формирования у студентов педагогического колледжа готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников и экспериментальным путем проверить эффективность этой модели.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у студентов готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников.

Гипотеза исследования: эффективное формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников возможно, если:

1) в качестве методологической основы решения проблемы используются такие подходы, как аксиологический, культурологический, дея-тельностный и средовой;

2) разработана модель формирования у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников, включающая в себя комплекс педагогических условий, таких как:

- создание социокультурной среды колледжа, включающей студентов в деятельность духовно-нравственного характера, стимулирующей развитие их нравственной устойчивости и интереса к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников;

- организация исследовательской деятельности студентов по проблеме духовно-нравственного воспитания человека;

- включение студентов в разработку и реализацию проектов духовно-нравственной направленности;

- рефлексивное осмысление будущими педагогами педагогического опыта, в том числе собственного.

Следует заметить, что общего понимания духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось; различно и недостаточно четко определяется его соотношение с нравственным воспитанием, с иными традиционно выделяемыми направлениями воспитания. Многие ученые и педагоги не принимают это понятие,

считая его излишним, дублирующим понятие нравственного воспитания, подменяющим религиозное воспитание [2].

Проблема заключается прежде всего в определении категории «духовность», которая в соответствии с традициями русской религиозной философии Х1Х-ХХ века (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, С. Л. Франк) рассматривается в отечественной культуре как наличие божественной частицы (искры) в каждом человеке, бессмертие его души. Поэтому определение духовно-нравственного воспитания с позиций конкретного (религиозного) мировоззрения, например православного христианства, не вызывает особых трудностей.

Затруднения возникают при попытке определения духовно-нравственного воспитания в русле светского гуманитарного представления. Здесь духовность трактуется как внутреннее свойство человека, «состоящее в преобладании душевных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (С. И. Ожегов); как «позитивное проявление активности духа, внутренней энергии человека» (И. А. Колесникова); как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов» (Л. П. Буева).

Для нашего исследования важным стало понимание того, что приверженцы различных мировоззренческих позиций единодушно расценивают духовность как внутреннюю направленность на высшие ценности, как ценностное отношение к различным объектам жизнедеятельности человека и общества. Вектор духовности при этом выступает основой нравственного сознания и внутренним регулятивом нравственного поведения. Этим, по мнению И. А. Колесниковой, объясняется появление словосочетания «духовно-нравственное воспитание» [3, с. 27].

Духовно-нравственное воспитание может быть определено как:

- «процесс, интегрирующий цели, принципы, содержание, методы духовного и нравственного воспитания, направленный на приобщение школьников к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними» [4, с. 43];

- деятельность, направленная на «формирование ценностно-смысловой сферы личности

на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры» [2, с. 12].

Методологической основой решения проблем духовно-нравственного воспитания выступают аксиологический, культурологический, деятельностный и средовой подходы [5]. Исследования отечественных ученых в области педагогической аксиологии (Н. А. Асташова, В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, В. Я. Лыкова, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сла-стенин, Г. И. Чижакова, Н. Е. Щуркова и др.) позволили определить воспитание как процесс освоения ценностей, их интериоризации (А. В. Кирьякова). Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности.

На практике аксиологический подход реализуется только в совокупности с культурологическим подходом (В. С. Библер, К. Ю. Бога-чев, Г. И. Гайсина, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, Э. С. Маркарян, Ф. И. Собянин и др.). Приобщение к культуре — мощнейшее средство духовно-нравственного развития человека. По мнению А. Г. Асмолова, воспитание сегодня трактуется как «целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), то есть переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах» [6, с. 76].

Человек приходит к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры путем приобщения к национальной культуре. Именно национальные ценности составляют культурное ядро современного образования. Личность испытывает потребность в устойчивом национальном самосознании, в знании духовных ценностей и истории своего народа. Родная культура выступает для человека залогом его духовной преемственности с предшественниками и наследниками, что актуализирует такие культурологические идеи, как: воспитание в детях положительных черт русского национального характера (доброты, милосердия, сострадания, справедливости, нестяжательства и трудолюбия), русского типа поведения и образа жизни; приобщение детей к глубокому познанию своего родного языка, истории, литературы, способствующего укоренению народа, упрочению его национально-

го самосознания и достоинства; возрождение привычек, обычаев, традиций национальной культуры; обращение к православию как исторически обусловленной основе русского менталитета; воспитание в детях чувства патриотизма, искренней любви к своему народу и Родине; осознание детьми того, к какой культуре мы принадлежим.

В личностно ориентированной парадигме образования культура выступает средой развития и воспитания личности, что актуализирует средовой подход (А. М. Анохин, Л. П. Буева, Л. В. Волкова, Г. Б. Корнетов, Ю. С. Мануйлов, Л. Д. Назарова, В. Д. Семенов, Н. Е. Щуркова и др.) к духовно-нравственному воспитанию детей. Особое значение для растущего человека имеет воспитательная семейная среда, в которой ценности (любовь, родительство, дом, дети, родительский долг, верность, доверие, связь с предками и пр.) гармонизируются на основе создания семейных традиций (быта семьи, уклада жизни, взаимоотношений взрослых).

Не менее значима для духовно-нравственного становления личности социокультурная среда детского сада, школы, профессиональной образовательной организации, где должна быть сосредоточена гражданская, духовная и культурная жизнь человека. Духовная устремленность и нравственная устойчивость педагога — ведущие характеристики его профессиональной компетентности.

Готовность будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию и развитию детей рассматривается нами как важнейшая составляющая их профессиональной компетентности, характеристика личности, которая интегрирует в себе мотивационный, когнитивный и деятель-ностный компоненты.

В структуру мотивационного компонента готовности мы включаем: понимание педагогом профессиональной и личностной значимости данной готовности, ее роли в решении профессиональных задач; интерес будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию детей, его ориентацию на овладение соответствующими данной деятельности знаниями и умениями, установку на развитие своих нравственных качеств и накопление опыта в данной деятельности. Большую роль мы отводим ценностным отношениям и ориентациям будущих педагогов [7].

Для успешного приобщения детей к духовным ценностям педагогам необходимы знания методологического, теоретического и методического характера. Они составляют когнитивный

компонент готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию и развитию личности. Для деятельностного компонента основным критерием выступают умения (исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные) и качества (эмпатия, толерантность, рефлексия как механизмы взаимодействия личности с другими людьми).

Для изучения состояния готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей на различных этапах инновационной деятельности использовался комплекс методов диагностики [8]. Так, для оценки ценностных предпочтений студентов мы применяли следующие диагностические методики:

1) тест Рокича;

2) тест на оценку приоритетности ценностных ориентаций, разработанный М. И. Марьиным и адаптированный к целям исследования;

3) методику недописанного предложения, позволяющую фиксировать наличие привычных ценностных отношений обучающихся в обыденных реакциях на жизненные ситуации;

4) методику альтернативного тезиса, выявляющую меру осознания студентами социально значимых ценностей (базовых и инструментальных);

5) методику вариативного выбора поведения, позволяющую извлекать из системы отношений испытуемых отношение к Другому как ключевую нравственную ценность и выявляющую поведенческие реакции как следствие ценностных ориентаций личности.

Знания и умения студентов оценивались по степени полноты, осознанности и самостоятельности с помощью дидактических тестов, заданий конструктивного и проектировочного характера. Важным критерием выступила активность будущих педагогов, которая определялась по степени их участия в работе на учебных занятиях, студенческих научных конференциях, проектах различной направленности и адресности.

Диагностика готовности выпускников колледжа, проведенная нами в июне 2012 г. со студентами четвертого курса, не участвовавшими в эксперименте, показала, что в сознании студентов инструментальные ценности явно преобладают; знакомы с литературой, ее авторами и современными подходами в данной области около 15 % студентов; только 12 % студентов целенаправленно занимались изучением этой проблемы в процессе исследовательской деятельности. Анализ ценностных ориентаций сту-

дентов-первокурсников также показал низкие результаты [7].

Для формирования готовности будущих педагогов к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей нами разработана модель (рис. 1), эффективность которой определяется взаимосвязью всех компонентов, их содержательным наполнением, а также комплексом педагогических условий, внедряемых в образовательный процесс учебного заведения.

Первое условие — создание социокультурной среды колледжа — связано с решением задачи педагогизировать окружающую среду (учебную, воспитательную, среду взаимодействия), насытить ее различными моделями ценностного выбора. Экспериментальная работа была связана со встраиванием новых элементов в существующий образовательный процесс, а именно наполнением содержания учебных дисциплин ценностями человеческого существования, взаимного уважения и понимания, образцами ценностного отношения выдающихся личностей к различным объектам жизнедеятельности [9].

Студенты проявляют значительный интерес к примерам из жизни и деятельности выдающихся личностей. Однако для того чтобы будущие педагоги смогли соотнести результаты жизнедеятельности человека с особенностями сделанных им ценностных выборов, необходимы технологии, предполагающие ценностное осмысление действительности. Мы применяем такие технологии, как дебаты, портфолио, кейс-технологии, технологии командной работы, рефлексивного обучения и др. Объективной ценностью данных технологий является их направленность на формирование не только профессиональной, но и личностной позиции студентов, навыков нравственного поведения и общения.

Формирование у студентов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников предполагает не только потребление интеллектуальной и духовной культуры в виде знаний и ценностей. Не менее важным условием, как показал наш эксперимент, является организация исследовательской деятельности студентов. Согласно исследованиям, посвященным изучению деятель-ностного подхода, только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества (Т. К. Ахаян, В. В. Горшкова, П. И. Пидка-систый, З. Ф. Чехлова, Г. И. Щукина).

НОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОЙ Цель: формирование у студентов педагогического колледжа готовности к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников

Нормативная база: ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы; Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2014-2020 гг.

Подходы: аксиологический, культурологический, деятельностный, средовой

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Рис. 1. Модель формирования готовности будущих педагогов к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей

Исследовательская деятельность, по нашему мнению, должна быть связующим звеном между всеми элементами образовательного процесса в колледже (целями, содержанием, методами, формами и средствами), осуществляться в процессе изучения самых разных дисциплин, а также педагогической практики, иметь определенную

логику в развитии исследовательских умений студентов (от заданий исследовательского характера в ходе изучения дисциплин общеобразовательного и профессионального блоков к исследовательским формам работы в ходе педагогической практики и далее — к выполнению ВКР как самостоятельной исследовательской работы).

Теме духовно-нравственного воспитания традиционно посвящается декада истории, об-ществознания, философии, в ходе которой студенты первого курса представляют свои творческие работы — эссе: «Долг — это уважение к общим правилам нравственности»; «Человек для человека — высшая ценность»; «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; «Счастлив тот, кто сделал счастливыми наибольшее число людей». Студенты второго курса принимают участие в дискуссиях: «Жизнь — высшая ценность мира», «Мысли — начало поступков»; «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».

Большую роль играют уроки литературы. Исследовательские проекты («Книга — это открытие мира», «Сказки: уроки духовности и патриотизма», «Пословицы — мудрость народа») — это не только дань памяти об исторических событиях давно минувших дней, но открытие нравственной сути человека (добра и зла, правды и «кривды», сострадания и милосердия), средство воспитания любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.

Устойчивый познавательный интерес к истории семьи, рода, страны формируют генеалогические изыскания студентов, позволяющие им воссоздать историю своей семьи, тесно пересекающуюся с общей историей страны (проект «История старой фотографии», краеведческие исследовательские проекты). Эти проекты были продолжены студентами при работе с детьми в ходе педагогической практики. Подобные проекты позволяют преодолеть безликость и «безлюдье», вызывают эмоциональный отклик и формируют устойчивое ценностное отношение к историческим событиям, чувство причастности к истории семьи, родного края, а значит, и к истории Отечества и мира в целом.

При изучении дисциплин профессионально-педагогического блока особое внимание уделяется духовно-нравственным качествам учителя, таким как чувство патриотизма, гражданственности, которые рассматриваются на примерах педагогической деятельности Ш. А. Амона-швили, Я. Корчака, А. В. Сухомлинского и других великих педагогов.

Активное включение студентов в профессионально ориентированную деятельность духовно-нравственной направленности является логическим продолжением предыдущих условий и обеспечивает завершенность подготовки педагогов. Ведущей технологией при реализации

данного условия выступает проектная технология, которая позволяет получать творческие продукты, отражающие личностные достижения каждого участника. Проектная деятельность — ведущая форма прохождения студентами педагогической практики (разработка и проведение учебных и воспитательных проектов с детьми, проектов взаимодействия с родителями).

Дошкольникам адресованы проекты «Наша Родина — Россия», «Защитники земли русской», «Мой город», «Я и моя семья», «Фольклорные праздники (Масленица, Рождество, Коляда)» и др.

Для учащихся начальных классов студентами разработаны проекты «Природные памятники Южного Урала», «Великие полководцы России», «Г. К. Жуков — маршал Победы», «Рабочие руки Магнитки».

Обязательным условием выработки студентами собственной системы ценностей и ценностных отношений к миру является деятельность на благо других. При этом важно бескорыстие мотивов участия в различных социальных и благотворительных проектах (к примеру, в проектах «Музыка для всех» для пациентов городской детской больницы № 3, дома престарелых, интернатов, учреждений для детей-сирот и инвалидов). Экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что эти добрые дела становятся личной потребностью студентов, содействуют развитию милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний, стремления служить людям и Отечеству, проявлению доброй воли. Так поддерживаются традиции колледжа, выступающие параметрами «духа» профессионального учреждения.

Для того чтобы формируемый у студентов педагогический опыт стал их внутренней ценностью, он должен быть эмоционально пережит и рефлексивно осмыслен (в этом заключается суть четвертого педагогического условия). Проведенная в апреле 2016 г. контрольная диагностика готовности выпускников педагогического колледжа к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников не только показала положительную динамику в таких компонентах, как знания и умения студентов, но прежде всего продемонстрировала понимание ответственности педагога за духовное здоровье воспитанников и высокий уровень ценностного отношения будущих учителей к собственному духовно-нравственному совершенствованию.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. — Режим доступа: http:// Минобрнауки.рф /документы/3274.

2. Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе : Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Метлик // Воспитание школьников. — 2012. — № 2. — С. 3-14.

3. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен [Текст] / И. А. Колесникова // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 25-33.

4. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям пед. образования / Н. П. Шитякова. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. — 158 с.

5. Юревич, С. Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Юревич // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования : монография / под ред. О. В. Гневэк. — Уфа : РИО АЭТЕРНА, 2015. — С. 46-70.

6. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Ин-т практической психол. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 458 с.

7. Вишневская, В. П. Экспериментальная деятельность как ресурс повышения качества образования [Текст] / В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 6. — С. 17-20.

8. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности [Текст] : учеб.-метод. пособие / сост. : В. П. Вишневская, Л. Н. Малявкина, С. Н. Юревич. — Магнитогорск : МаГУ, 2013. — 134 с.

9. Вишневская, В. П. Социокультурная среда колледжа как условие воспитания у будущих педагогов духовно-нравственной культуры [Текст] / В. П. Вишневская, Е. В. Похилюк, С. Н. Юревич // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал / под науч. ред. И. Р. Сташкевич. — 2014. — № 2 (06). — С. 84-88.

УДК 351/377 И. С. Николаева, зам. директора по МР

Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected] З. Н. Шульга, преподаватель ЮЭТ

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье проанализирован опыт работы коллектива Южноуральского энергетического техникума по профилактике наркомании среди молодежи на основе разработанной и реализуемой в техникуме программы «Мы выбираем здоровье». Предложены основные подходы к организации воспитательного процесса, выделены социальные, педагогические, организационные условия этой деятельности.

Ключевые слова: наркомания, программа профилактики наркомании в образовательной среде.

Население России постоянно уменьшается, и именно проблема здоровья детей стоит на первом месте. По данным социально-гигиенического мониторинга, проведенного с учетом материалов Министерства здравоохранения Челябинской области, ТО ФС государственной статистики по Челябинской области показатель распространенности наркологических рас-

стройств по Челябинской области в 2014 г. составил 2348,6 на 100 тыс. населения, среди детей в возрасте от 5 до 17 лет — 45,9 на 100 тыс. подростков. Потребителями инъекционных наркотиков являются 14,3 % подростков. У взрослых (18 лет и старше) показатель распространенности составил 360,1 на 100 тыс. взрослого населения. В связи с этим встает вопрос о проведении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.