исследовательской деятельности, являются умения конструировать образовательный процесс в школе, представлять предмет исследования в педагогических моделях. Построение педагогических моделей позволяет с достаточной точностью описывать реально существующие явления и процессы так, как они проходили бы в действительности. Студенты проводят опытно-экспериментальную работу с целью получения информации о педагогической системе; при необходимости можно скорректировать ее структуру и внутренние связи между составляющими ее компонентами, получить достаточно устойчивые результаты, которые можно использовать в образовательном процессе школы.
Таким образом, в процессе освоения студентами всех компонентов научного исследования у них формируется исследовательская компетенция, особенностями которой являются: решение нестандартных задач с помощью эвристических методов; использование различных методов исследования при решении проблемных ситуаций, встречающихся в образовательном процессе школы; возможность применить сформированные исследовательские умения в любых педагогических ситуациях; готовность включаться в инновационные процессы школы, в результате чего у студента развиваются профессионально значимые качества учителя-исследователя; ценностное осмысление роли исследовательского поиска в педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Российское образование — 2020 : Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст] : доклад к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация» (Москва, 1-3 апр. 2008 г.) / под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т — Высш. шк. экономики. — М. : Изд. дом ГУВШЭ, 2008. — 39 с.
2. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя [Текст] : монография / В. А. Адольф. — Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та. — 118 с.
3. Лаптев, В. В. Научный подход к построению программ исследования качества образования [Текст] / В. В. Лаптев // Модернизации общего образования на рубеже веков: сб. науч. трудов. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 3-10.
4. Зеер, Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе ком-петентностного подхода [Текст] / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. — 2007. — № 4. — С. 9-10.
5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
УДК 377/371 О. Д. Зязева, руководитель
производственной практики Копейского политехнического колледжа, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассматриваются актуальные вопросы адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений. Раскрываются некоторые аспекты проектирования образовательного производства в колледже.
Ключевые слова: педагогика А. С. Макаренко, образовательное производство, готовность педагогов к управлению образовательным производством.
Перед современной Россией стоят требую- ние отраслей экономики квалифицированными щие решения практические задачи: обеспече- кадрами, организация временной и постоянной
занятости молодежи, профилактика негативных явлений в молодежной среде. Как показывает практика, решение этих задач возможно в процессе трудовой деятельности обучающихся в условиях образовательного производства. Однако в настоящее время процессу образовательного производства не уделяется достаточного внимания. В этой связи становятся актуальными вопросы адаптации молодых людей к современным условиям производственных отношений, развития у них инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, формирования духовно-нравственного идеала созидательного труда. Высока значимость трудовой деятельности обучающихся в условиях образовательного производства в трудовом и нравственном воспитании, приобретении общих и профессиональных компетенций, в процессе социализации молодых людей, в решении вопросов финансовой обеспеченности студенчества, воспитании молодежи в духе коллективизма.
На наш взгляд, в ПОО организация эффективного образовательного производства существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания подросткового труда. При этом важно учитывать ряд аспектов.
Первый аспект — продолжение сложившихся в образовательной организации и городе традиций трудовой деятельности обучающихся. Направление развития образовательного производства на базах учебных заведений в г. Копейске берет свое начало с конца 1960-х гг., когда стали создаваться школьные трудовые объединения, студенческие строительные отряды. Так, в 1968 г. на базе Копейского горно-эконо-
Анализ соотношения современных требов
мического колледжа [ныне ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж»] был создан первый в городе отряд из студентов и преподавателей «Молодой строитель», силами которого построены корпуса учебного горного полигона, Красногорского свинокомплекса, шахты «Распадская», спортивно-оздоровительного лагеря «Юность», осуществлена реконструкция ЧТЗ.
Сегодня в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж» организуется трудовая деятельность строительных отрядов для ремонта помещений колледжа. Летом 2014 г. в течение месяца работал строительный отряд из восьми человек. За этот период восстановлены аудитории специальных дисциплин, произведен ремонт мастерской общестроительных работ. Такой опыт не единственный: ремонтом и восстановлением компьютерной техники занимаются обучающиеся по специальности «Компьютерные системы и комплексы». Таким образом, если при организации трудового производства учитывается опыт и специфика, то воспитательный и экономический эффект от деятельности образовательного производства будет значительно выше.
Второй аспект — реализация требований государства и работодателей к уровню подготовки специалистов и рабочих кадров, прежде всего к формированию общих и профессиональных компетенций.
На основе анализа соотношения современных требований к уровню подготовки выпускников и идей педагогики А. С. Макаренко между была выявлена взаимосвязь, отраженная в таблице 1.
Таблица 1
ний с идеями педагогики А. С. Макаренко
Идея педагогики А. С. Макаренко Общие компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК)
Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея педагогической системы Макаренко. Коллектив — это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК на примере специальности 150415 Сварочное производство ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ [2]
«Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения». ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес [2]
Окончание таблицы 1
Идея педагогики А. С. Макаренко Общие компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК)
«Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек»
«Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей» [1, с. 28] ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ПК на примере специальности 151901 Технология машиностроения ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения [3]
Из вышесказанного следует, что реализация идей педагогики А. С. Макаренко через организацию деятельности образовательного производства способствует выполнению требований ФГОС СПО в части формирования общих и профессиональных компетенций.
На сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать из них наиболее рациональный и обосновать свой выбор. С учетом того что ПК являются специфичными для каждой специальности, целесообразно организовать образовательное производство, связанное с будущей профессиональной деятельностью. Так, в колледже организуется трудовая деятельность обучающихся по следующим направлениям: строительство; сварочное, токарное и слесарное производство.
Третий аспект — готовность преподавателей реализовывать образовательную и воспитательную функции через управление трудом обучающихся в условиях образовательного производства.
Для формирования общих и профессиональных компетенций через трудовую деятельность обучающихся от педагога требуется умение управлять производственным коллективом, что в определенной степени является показателем его педагогического мастерства. Педагогическое мастерство, по мнению А. С. Макаренко, «это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение» [4, с. 28]. По его глубокому убеждению, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправ-
ленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство — это сплав личностных и профессиональных качеств.
Для эффективности деятельности в условиях образовательного производства педагогическим работникам необходимо: осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ, участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения, а также в руководстве деятельностью структурного подразделения и анализе ее процесса и результатов.
Как показала практика, педагоги, привлекаемые к деятельности в условиях образовательного производства, не всегда соответствуют вышеперечисленным требованиям. Отсюда следует, что в педагогическом коллективе необходимо проводить целенаправленную работу по формированию опыта управления деятельностью обучающихся и ее организации в условиях образовательного производства — прежде всего через проведение методических совещаний, практических семинаров, стажировок, обмен опытом, включение идей педагогики А. С. Макаренко в программы повышения квалификации педагогических кадров.
Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
- через трудовую деятельность обучающихся в процессе образовательного производства формируются общие и профессиональные компетенции, установленные ФГОС СПО по специальности;
- содержание труда должно быть таким, чтобы его реализация имела не только производственный эффект в виде выпускаемой продукции и роста доходов, но и воспитательный, связанный с формированием личности будущего работника;
Библиографический список
- педагогические кадры, привлекаемые к деятельности по организации образовательного производства, должны быть готовы к управлению производственным коллективом обучающихся.
1. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. — М. : Политиздат, 1988. — 256 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150415 Сварочное производство [Электронный ресурс] : [утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 654] / КонсультантПлюс.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Электронный ресурс] : [утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 18.04.2014 г. № 350] / КонсультантПлюс.
4. Иохвидов, В. В. Мастерство воспитателя — успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А. С. Макаренко [Текст] / В. В. Иохвидов // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф., (Москва, апр. 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 65-67.
УДК 372 Л. Н. Малявкина, и. о. директора
Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] C. Н. Юревич, доц. Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (МГТУ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье анализируются подходы к социализации и воспитанию детей, заложенные в федеральных государственных образовательных стандартах, подчеркивается актуальность проблемы подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников, описывается практическая реализация комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию детей.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание детей, готовность будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей, условия подготовки студентов колледжа.
Приоритетной задачей социальной политики государства на современном этапе выступает задача консолидации общества, формирования национальной идентичности граждан России, воспитание духовной, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов. Социальный заказ общества нашел отражение в последних государственных документах об образовании: в Федеральном законе «Об обра-
зовании в Российской Федерации» (2012 г.); в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.; в Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2014-2020 гг.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России