УДК 37.034
© Р. Б. Дондокова
Некоторые аспекты развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в современной школе
В статье рассматривается проблема развития духовно-нравственных ценностей младших школьников. Представлен основной блок проблем в духовно-нравственном воспитании, рассмотрены его некоторые особенности, актуализированы задачи по воспитанию в младшем школьном возрасте, что подтверждают результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: воспитание, мораль, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное развитие, культура.
R. B. Dondokova
Spiritual and moral values' development aspects of younger children in a modern school
This article discusses the development of moral and spiritual values of the younger students. The author presents the main set of problems in moral and spiritual upbringing, considers some features, updates the task of primary school children's spiritual and moral education which is confirmed by the results of the study.
Keywords: education, morality, moral values, moral development, culture.
Возрождение интереса к воспитанию и осознание его особой роли в современном обществе определяют важность проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Назовем среди основных причин, резко актуализирующих проблему воспитания в российском обществе, по мнению И. М. Ильинского, следующие:
• возникновение в России неблагоприятной социально-педагогической ситуации, негативно влияющей на формирование личности ребенка;
• разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
• возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации;
• возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями;
• активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
• переоценку роли образования и недооценку роли воспитания в становлении новых поколений россиян [7].
Все перечисленные проблемы призвана решать современная школа. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Задачей школы является формирование человека, обладающего духовно - нравственными ценностями и способного к жизненному самоопределению.
Так, Н. Е. Ковалев в своих трудах выделяет
несколько аспектов: осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся; использование приемов формирования учебной деятельности духовно-нравственным воспитанием; в-третьих, под системой духовно-нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; в-четвертых, систему духовно-нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5].
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью духовно-нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс [2].
Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Под понятием «педагогические действия» подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе
Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно-нравственных ценностей младших школьников
учебно-воспитательной работы [10]. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А. Н. Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. «Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой - активность самой системы по отношению к воздействующему объекту» [6].
Качественная сторона педагогических действий в процессе духовно-нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.
Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Процесс духовно-нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обуславливающие духовно-нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогическим условиям придается еще и потому, что они более целенаправленно влияют на выработку определенного рода отношений.
Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действи-
тельности. При организации процесса духовно-нравственного развития следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.
Педагогика отмечает, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогают проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Отечественный психолог А. В. Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.
Первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия. Посредством разумно организованной «поведенческой» практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.
Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности подчинять нравственным требованиям свое поведение, ставить «надо» выше «хочу» причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте, в период собственно духовно-нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его духовного и нравственного сознания и чувств, укрепления его воли. Доминирующая у дошкольника непро-
извольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Вместе с тем даже самым высоким уровням духовно-нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.
Третий этап духовно-нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап духовной и нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.
Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной, потребностной и нравственно-волевой сферах.
Духовно-нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно [3].
Программа воспитания согласно требованиям ФГОС должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, а также общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Эта программа должна обеспечивать:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции [1].
В реализации различных аспектов воспитания фундаментальный вклад осуществляет начальная школа. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития духовно-нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [9]. Так, проведенное исследование ценностных ориентаций младших школьников в 2013 г. охватило 48 учащихся третьих классов. Для выявления индивидуальной иерархической системы ценностных ориентаций мы использовали метод прямого ранжирования ценностей (методика М. Рокича). При определении среднегруппового профиля системы ценностей и степени ее сформированности восемна-дцатиранговая шкала заменена более привычной для учащихся пятибалльной. Полученные в ходе исследования данные позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для данной группы младших школьников. По результатам доминируют следующие ценности, выбранные большинством учащихся: материально обеспеченная жизнь, свобода, жизнерадостность (значения в пределах от 4 до 5 баллов). Другие ценности -творчество, красота природы и искусства, непримиримость к недостаткам в себе и в других (значения в пределах от 1 до 2 баллов) - получили, как видим, минимальные оценки.
Большая группа ценностей занимает середину, которые в глазах детей имеют устойчивое значение для них, но представляются им второстепенными в жизни. Это любовь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, воспитанность, активная трудовая жизнь, интересная «работа», уверенность в себе, твердая воля, рационализм, смелость в отстаивании мнения (значения в пределах от 3 до 4 баллов). Последние позиции в структуре ценностных ориентаций занимают: счастье других (1,7), продуктивная жизнь (2,1), высокие запросы / высокие притязания (2,2). Это говорит о том, что для средневыборочной характеристики учащихся указанные ценности не входят в число основных в жизни человека. Большинство в качестве приоритетных ценностей выделяют материальные (автомобиль - 41,6%, отдых за границей - 35,4% и ценности общения 22,9%).
Клещева И.В. Развитие мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности
Промежуточное положение занимают такие ценности, как воспитанность, образованность, познание (29,1%), здоровье (27%), бизнес (33,3%), уверенность в себе (20,8%). А творческая <работа> (возможность раскрыть свои способности) и духовность невысоко оцениваются учениками. Сравнивая эти показатели, можно сделать вывод, что материальные ценности и ценности общения, познания, активной деятельной жизни выглядят предпочтительнее для данной группы учащихся.
Организация воспитательной деятельности позволяет детям приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, общественным явлениям, собственным и чужим поступкам. Однако результаты нашего исследования зафиксировали незначительные изменения в ценностных ориентациях младших школьников: некоторые стали задумываться о том, что здоровье - важный фактор всестороннего развития, без него трудно быть успешным в жизни. У многих изменилось отношение к семье и социальным ролям в ней; незначительное количество детей стали осознавать необходимость
собственной ответственности в семье. Основные же приоритеты ребята все же отдают материальным благам и достижению определенного уровня жизни (обеспеченность, статус).
Данные исследования (приоритет материальных ценностей) заставляют задуматься о том, что в рамках формирования духовно-нравственных ценностей школьников необходимо создать целостную систему воспитательной работы. Практика показывает, что воспитательные задачи часто решаются на формальном уровне: мероприятия проводятся без должной опоры на потребности детей, участие их определяется педагогом, распределение обязанностей недобровольное и т.д. Пересмотр традиционных представлений, взглядов, определений в этой сфере знания и, следовательно, перемен в организации, формах и методах всей практической деятельности уже идет, но он должен стать более осмысленным, интенсивным и управляемым. Реализация новых задач воспитания требует формирования кадрового корпуса воспитателей в системе образования.
Литература
1. Концепция ФГОС общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А.Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. - 136 с.
3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №6.
4. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 74.
5. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - 480 с.
7. Ситаров В. А. Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. -2006. - №3.
8. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. - М., 1993. - 313 с.
9. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.- М., 1981. - 183 с.
10. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
Дондокова Римма Батомункуевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета, е-mail: [email protected]
Dondokova Rimma B., candidate of Education, associate professor, Department of Primary and Preschool Education, Buryat State University, е-mail: [email protected]
УДК 372.851
© И. В. Клещева
Развитие мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности
В статье представлена стратегия развития мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности, построенная с учетом преобладающих мотивов учащихся к активному познанию, их возрастных особенностей и специфики самой учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, исследование, мотивация, мотив.