Научная статья на тему 'Социокультурная среда колледжа как условие воспитания у будущих педагогов духовно-нравственной культуры'

Социокультурная среда колледжа как условие воспитания у будущих педагогов духовно-нравственной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТЫ СРЕДЫ / КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ / ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / SUBJECTS OF THE ENVIRONMENT / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская В. П., Похилюк Е. В., Юревич С. Н.

В статье представлен теоретический анализ феномена «социокультурная среда колледжа», раскрывается сущность понятий «среда», «социокультурная среда», дается характеристика структурных компонентов социокультурной среды, рассматриваются субъекты среды. Важными структурными компонентами социокультурной среды выступают культурные нормы жизнедеятельности сообщества, ценности, отношения, традиции, принятые сообществом, правила, образцы поведения, символы. Обосновывается обусловленность результатов воспитания студентов качеством среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишневская В. П., Похилюк Е. В., Юревич С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF COLLEGE AS A CONDITION OF UPBRINGING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE AT THE FUTURE TEACHERS

The paper presents a theoretical analysis of the phenomenon of “college social culture environment”. The essence of concepts of “environment”, “socio-cultural environment” is described. The structural components of the socio-cultural environment are considered. The subjects of the environment are described. Important structural components of the socio-cultural environment are the cultural norms of the community life, values, attitudes, traditions, adopted community rules, behavior patterns, symbols. The dependence of the results on the quality of education upon the environment is substantiated.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда колледжа как условие воспитания у будущих педагогов духовно-нравственной культуры»

в решении профессиональных задач в условиях нарастающей неопределенности и рисков [4].

Артпроекты по своей сути универсальны: при желании они могут стать высокотехнологичными вариантами уроков по темам искусства, которые можно провести в рамках таких учебных

Библиографический список

дисциплин, как история, литература, мировая художественная культура и др., а также во внеурочное время. Артпроекты одновременно являются и формой проведения профориентационной работы в колледже, пользуются успехом у старшеклассников и школьных учителей города.

1. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1975.

2. Петровский, В. А. Личность в психологии : Парадигма субъектности [Текст] / В. А. Петровский. — Ростов н/Д, 1996.

3. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи [Текст] / М. М. Бахтин. — М., 1986.

4. Стратегическая карта компетенций ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский педагогический колледж» [Текст]. — Златоуст, 2014.

УДК 377+316.7 В. П. Вишневская, директор Магнитогорского

педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Е. В. Похилюк, зам. директора МПК по воспитательной работе C. Н. Юревич, доц. Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (МГТУ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен теоретический анализ феномена «социокультурная среда колледжа», раскрывается сущность понятий «среда», «социокультурная среда», дается характеристика структурных компонентов социокультурной среды, рассматриваются субъекты среды. Важными структурными компонентами социокультурной среды выступают культурные нормы жизнедеятельности сообщества, ценности, отношения, традиции, принятые сообществом, правила, образцы поведения, символы. Обосновывается обусловленность результатов воспитания студентов качеством среды.

Ключевые слова: среда, социокультурная среда, субъекты среды, качество воспитания.

В период кризисного развития современного общества, в условиях переоценки ценностей и смены идеалов, когда духовная культура проявляет тенденцию к падению, воспитание духовности граждан значительно усложняется и становится одной из приоритетных задач общества. Именно духовно-нравственное измерение позволяет ставить вопрос о поиске общей стратегии развития образования в XXI в. Образование — это не только рынок образовательных услуг, но и школа жизни, диалога культур и цивилизаций.

Огромная роль в решении этой задачи отведена педагогу. Именно педагог как носитель духовно-нравственной культуры способен вы-

ступить вдохновителем и организатором гражданской, духовной и культурной жизни подрастающего поколения.

В Магнитогорском педагогическом колледже в рамках региональной экспериментальной площадки реализуется инновационный проект по формированию готовности будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эффективное формирование исследуемой готовности возможно при реализации целого ряда педагогических условий. одним из которых, по нашему мнению, выступает созданная в колледже социокультурная среда.

Понятие «социокультурная среда» положено нами в основу концепции воспитания будущих педагогов. Данная концепция сформировалась и оформилась за более чем 80-летнюю историю подготовки педагогических кадров в МПК.

Мы исходим из понимания педагогического образования не только как социального института, способствующего становлению профессионала, но и как важнейшей социально-культурной системы, обеспечивающей личности возможность всестороннего развития своих способностей. В связи с этим педагогический колледж выступает как образовательный и духовный центр, готовящий специалиста нового типа, отличающийся высоким уровнем обучения, нацеленностью на реальные потребности рынка труда, а также особой нравственной атмосферой, позволяющей объединить задачи образования и воспитания, подготовить человека к оптимальному участию в жизни общества.

Система воспитания студентов колледжа базируется на следующих идеях:

- чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие, тем более свободным и творческим становится человек в своей жизнедеятельности;

- непрерывное общее и профессиональное становление личности возможно, если воспитание ориентировано на «зону ближайшего развития» обучающихся;

- воспитание должно согласовываться с общими законами развития природы человека (учет возрастной и половой дифференциации, социального опыта, индивидуальных особенностей);

- развитие студентов нужно выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая им осознать проблемы всего человечества, ощутить свою сопричастность природе и обществу, ответственность за них;

- чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой;

- процесс гуманитарного, духовно-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда студент выступает как субъект воспитания, когда в нем пробуждается сознательное стремление к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с идеалом;

- воспитание студентов как социально организованный процесс интериоризации культурных ценностей осуществляется в двух сферах: в процессе обучения и в социокультурной среде, создаваемой в колледже.

Воспитательный процесс в социокультурной среде педагогического колледжа основывается на ряде принципов.

Аксиологический принцип [1] раскрывает значение ценностей в воспитании человека и детерминирует направленность воспитательной работы со студентами, пронизывает все учебное содержание, весь уклад жизнедеятельности колледжа, определяет всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина, профессионала.

Принцип диалогического общения способствует выработке у студента собственной системы ценностей, поиску смысла жизни. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.

Принцип событийности подразумевает целенаправленное формирование образовательного пространства колледжа как социально-культурной среды обитания человека; предполагает деятельностное развитие студентов, включение субъектов учебно-образовательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов; влияет на их самоопределение и самосовершенствование.

Принцип субъектной интеграции [2] позволяет студентам путем исполнения разных социальных ролей, участия в работе органов студенческого самоуправления, кружков, секций, клубов, общественных организаций, в добровольческих акциях, социальных проектах стать активными субъектами социальной реальности.

Таким образом, понятие «социокультурная среда» успешно интегрирует основные положения социокультурного, аксиологического (ценностного), личностно ориентированного, сре-дового подходов и представляет собой попытку соединения культуры и общества в единую систему. Если под социальной средой понимается совокупность всех окружающих человека факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейно-бытовых и т. п.), в большинстве случаев оказывающих на него стихийное влияние (Л. П. Буева, В. Т. Лисовский, Г. Л. Смирнов, В. Г. Спиркин, Ю. В. Сычев, Г. Н. Филонов, А. Г. Харчев и др.), то культурная среда создается самим человеком. В свою очередь, социокультурная среда—это прежде всего

то, что обусловлено культурой, т. е. направлено не только на усвоение социальных норм и требований, социальное звучание тех или иных явлений, но ориентировано на внутренний мир человека, его духовность [3].

Социокультурная среда влияет на формы и методы учебной работы в колледже. Сегодня они направлены на формирование активности и самостоятельности студентов, предполагают обучение посредством анализа конкретных жизненных ситуаций, введение в образовательный процесс имитационных и деловых игр, свободных дискуссий. Все это ведет к раскрепощению личности в учебном процессе, к освобождению от страха перед ошибкой, к стимулированию свободного выбора решений и реализации творческого потенциала обучающихся. Ведущим направлением воспитания студентов в процессе обучения выступает усиление гуманитарной (культурологической) направленности всех учебных дисциплин, включение в традиционные учебные курсы человековедческого материала. Это помогает студентам понять себя и других, сформировать отношение к окружающему, проектировать свою жизнь.

Авторские интернет-проекты студентов младших курсов в области краеведения, изучения истории своей семьи и рода, методические проекты старшекурсников по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников ежегодно представляются на межрегиональном форуме «Земляки» в г. Екатеринбурге. Так, в прошлом учебном году 11 работ были удостоены дипломов и сертификатов, среди них: «История родного края в лицах», «Культурное наследие: очевидное и невероятное», «История родного края в моей родословной», «Мы такие: спасибо родному краю!» и др.

Во внеурочной работе высокий духовный уровень социокультурной среды колледжа обеспечивается путем организации «полей жизнедеятельности» [4], предложения студентам широкого спектра различных видов социокультурной деятельности: познавательной, исследовательской, художественной, спортивной. Разнообразные виды деятельности, в которые включены студенты, образуют динамическую сеть взаимосвязанных событий. Годовая циклограмма коллективных творческих дел очень насыщенна: предметные конкурсы и олимпиады различных уровней, культурно-досуговые и спортивные мероприятия, психологическая гостиная, конкурсы, праздники, фестиваль «Общение культур», фольклорный фестиваль, фотопроект «Уголок родного города», смотры патриотиче-

ской песни, вечера встреч выпускников прошлых лет и дни открытых дверей, церемонии вручения дипломов и грамот. Мероприятия, организуемые для студентов колледжа, призваны создать духовный импульс российского патриотизма и стимулировать стремление к целостному познанию всех субкультур, сливающихся в единую общечеловеческую культуру.

Здесь молодые осваивают практику деятельности, нарабатывают опыт взаимодействия с различными группами, организациями, субъектами, развивают у себя востребованные сегодня в обществе качества личности: организованность, предприимчивость, лидерство, адаптивность, социальную ответственность, работоспособность, контактность; у студентов формируется уникальный опыт содержательного досуга.

Социокультурная среда позволяет воплотить идею воспитания человека, с одной стороны, социального, то есть способного занять свое место в обществе (социально самоопределиться), с другой — культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности [5]. За последние пять лет студенты колледжа стали призерами двух международных, семи всероссийских, восемнадцати областных, восьми городских состязательных мероприятий в различных областях науки, культуры, спорта. Студенты МПК приняли участие в крупнейшей международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты» и вошли в число пятнадцати лучших ее участников. Колледж стал инициатором и организатором региональной конференции «Молодежь в современном мире».

Социокультурная среда как условие и средство воспитания будущих педагогов — это не только совокупность субъектов среды, как индивидуальных (студенты, педагоги), так и групповых (объединения, сообщества, творческие коллективы), а также разнообразных видов деятельности, в которые включены студенты. Важными структурными компонентами социокультурной среды выступают культурные нормы жизнедеятельности сообщества, ценности, отношения, традиции, принятые сообществом, правила, образцы поведения, символы.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться [1]. Они составляют основу нравственных принципов. Это же касается и отношений, которые устанавливаются в сообществе людей, в коллективе. Отношения — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Культура не существует без общения, она формируется в нем. Общение может быть прямым, непосредственным или косвенным (с помощью произведений искусства, их авторов). Необходимым элементом культуры выступают традиции — сохранение социального и культурного опыта и передача его от поколения к поколению. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, идеи. Традиции могут исчезать, затем вновь возрождаться.

Существенными элементами культуры выступают правила и нормы. Правила регулируют поведение членов коллектива, учащихся, педагогов, сотрудников в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы определяют правила поведения людей в обществе. Близкими к понятиям нормы и правила выступают культурные образцы. Они связаны с типическими ситуациями, с устойчивым опытом, сложившимся в определенном месте и в определенное время как совокупность автоматических реакций. Таким образом, нормы, правила, культурные образцы способствуют осуществлению регулятивной, коммуникативной функции культуры, обеспечивая ее единство, целостность и преемственность в развитии.

Большое значение в культуре играют символы. Символ — это «отличительный знак; знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, связанный с сущностью этого образования» (Ганс Бидермани).

Студенты колледжа гордятся символикой своего учебного заведения: гимном, эмблемой (педагог и его воспитанник держатся за руки на разноцветной радуге познания), нагрудными знаками. Важным символом МПК является студенческая газета «Мой колледж», которая работает в режиме студенческой редакции и отражает насущные проблемы жизнедеятельности учебного заведения.

Социокультурную среду педагогического колледжа всегда отличал и отличает особый гуманный характер отношений, единые ценностные установки, выступающие регулятивами деятельности образовательной организации в целом и каждого конкретного преподавателя и студента в частности. Так, в первый же день учебного года обучающиеся попадают на линейку, посвященную Дню мира и Дню знаний, где, стартуя в новый учебный год, встречаются с выдающимися людьми: педагогами, спортсменами, деятелями науки, культуры. Это дает возможность каждому

студенту познакомиться с образом конкретного человека, референтного для становления профессионально-личностной позиции молодых людей. Напутствуя студентов, педагогов колледжа на свершения в новом учебном году, они дают старт духовно-нравственной рефлексии жизнедеятельности педагогического колледжа.

В колледже разработан и принят этико-про-фессиональный кодекс педагога как концентрированное выражение профессиональной культуры, поддерживается атмосфера доверия, взаимопонимания между студентами и педагогами, наблюдается переход от непосредственного воздействия на человека к диалогу, к формированию микросреды, в которой люди реализуют себя как личность. Единые ценности лежат в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрации, преподавателей, студентов. Все органы студенческого самоуправления — Студенческий совет колледжа, Совет общежития, старостат, молодежное объединение «Студент-трэвел», молодежное агентство содействия трудоустройству выпускников, редакция газеты «Мой колледж» — исповедуют единую корпоративную культуру.

Добрым делом студенческого самоуправления стало инициирование различных социальных и благотворительных проектов, общих творческих видов деятельности: помощь городу в осенней и весенней кампаниях по уборке территорий, социальная помощь, концерты и праздники, проект «Музыка для всех» для пациентов городской детской больницы № 3, Дома престарелых, интернатов, учреждений для детей-сирот и инвалидов. Эти добрые дела становятся личной потребностью студентов, содействуют развитию милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний, служению людям и Отечеству, проявлению доброй воли. Так зарождаются традиции, выступающие параметрами культуры, «духа» профессиональной образовательной организации.

Назначение социокультурной среды проявляется в том, что каждый студент, вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей, может реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. На сегодняшний день социокультурная среда колледжа многопланова и разнообразна. У студентов есть возможность быть участниками таких творческих коллективов, как оркестр русских народных инструментов «Русичи», академический хор, ансамбль народной песни «Верея», заниматься в научном

студенческом обществе, тренироваться в различных спортивных секциях.

Одним из признаков эффективной социокультурной среды выступает ее тенденция к расширению. Социокультурные проекты студентов, такие как «Дворик моего детства» (проект создания предметной здоровьесберегающей среды ДОУ), «С чего начинается Родина?» (кон -курс детских рисунков, посвященных зимним олимпийским видам спорта), «Речевой этикет» и «Речевая культура» (медиажурналы для родителей), позволили привлечь педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений, родителей детей, городскую общественность.

В социокультурной среде студент, овладевая профессиональными знаниями, приобретая опыт общения и эмоционально-ценностного отношения к миру, не противостоит ему как отчужденный от него «познаватель», а раскрывает себя миру, с которым внутренне взаимосвязан. Такая среда, будучи развивающей, не навязывает молодому человеку путь развития, а предоставляет ему возможность самому определить траекторию индивидуальной эволюции сознания.

Социокультурная среда колледжа способна изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила,

Библиографический список

нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности коллектива. К примеру, в текущем учебном году создано уникальное добровольное объединение родителей и студентов-активистов «Семейная гостиная», которая осуществляет такое направление деятельности, как продвижение духовно-нравственных ценностей семьи и гражданского общества, профилактика асоциальных явлений.

В сложных, противоречивых современных условиях наличие в колледже богатой и разнообразной социокультурной среды является залогом успешной деятельности по формированию и развитию духовно-нравственной культуры будущих педагогов. Средовой подход и, в частности, средовое управление выступает методом «мягкого», косвенного управления развитием личности (П. Н. Хроменков). Главное в социокультурной концепции колледжа — признание духовно-нравственного, ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основ личностной зрелости. Главным критерием результативности образования будущих педагогов является качество целостного человека, знания которого совпадают с его бытием, мысли — с переживаниями, намерения — с поступками, прошлое — с настоящим, а настоящее — с проектируемым будущим.

1. Кирьякова, А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании [Текст] / А. В. Кирьякова // Высшее образование в России. — 2007. — № 12. — С. 59-64.

2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 44-53.

3. Байкова, Л. А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Байкова. — М., 2002. — 40 с.

4. Бабурова, И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе [Текст] : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / И. В. Бабурова. — Смоленск, 2009. — 41 с.

5. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Новиков. — М., 2008.

УДК 316.3/.4+159.9.07 Н. Ю. Избасарова, директор Дома учащейся

молодежи «Магнит» (ДУМ «Магнит»), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] Л. А. Летучева, методист ДУМ «(Магнит»

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье обосновывается необходимость введения в структуру управления процессом профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования мониторинга как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.