Воспитание и социализация личности
сти коллектива, состояния деловых и межличностных отношений.
Основные формы работы: акция ко Дню учителя; конкурс фотографий, презентаций, газет; празднование Дня студентов, Дня святого Валентина, Дня юмора; последний звонок; генеральная уборка аудиторий,субботник, летний трудовой семестр.
4. «Я — физически здоровый».
Цели: содействие студентам в формировании здорового образа жизни, сознательного отношения к здоровью, чувства ответственности за будущее поколение, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, совершенствование в избранных видах спорта, в осознании здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Основные формы работы: проведение осеннего спортивного праздника, дня здоровья, акции «Начни с себя», праздника «Богатырские забавы», дня борьбы со СПИДом, спортивных мероприятий; медицинское обследование студентов; занятия в спортивных секциях техникума и города.
Библиографический список
В ЮЭТ большое внимание уделяется внеурочной занятости студентов, работают 20 кружков. Общая занятость студентов в кружках и секциях составляет 78 %.
5. «Я — законопослушный».
Цели: создание условий для воспитания свободной, демократичной личности, формирования правовой культуры студентов; развитие чувства ответственности за собственные действия.
Основные формы работы: месячники по правовой пропаганде с проведением родительских собраний, на которые приглашаются специалисты ГОВД; исследование неблагополучных семей; работа Совета профилактики правонарушений; классные часы, беседы, просмотр кинофильмов.
Профилактика наркомании должна быть систематической деятельностью, а не разовой акцией. Главная идея профилактической работы заключается в том, чтобы показать пагубность влияния наркотиков на организм человека и сформировать стремление к здоровому образу жизни.
1. Латышев, Г. В. Организация мероприятий по профилактике наркомании [Текст] : метод. рекомендации для пед. коллективов школ, работников подростковых клубов и соц. педагогов / Г. В. Латышев, М. А. Бережная. — М. : Медицина, 1999. — 158 с.
УДК 377 Т. Н. Портнягина, мастер производственного
обучения Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего (ЧТПиГХ), г. Челябинск, е-твИ: pl10@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА ВНЕУРОЧНОМ МЕРОПРИЯТИИ
В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии, посвященном Дню Победы. Автором представлены задания, позволяющие связать отечественную историю и осваиваемую специальность.
Ключевые слова: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология РКМЧП), внеурочное мероприятие, история, Великая Отечественная война.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблем-
ности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность
Инновационное развитие профессионального образования
студента, формирует его коммуникативную компетенцию, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования обучающихся [1, с. 62].
Методы и приемы технологии РКМЧП могут широко использоваться и на внеурочных занятиях. В качестве примера рассмотрим разработку классного часа «Рецепты выживания», приуроченного к празднованию Дня Победы.
На этом мероприятии были использованы следующие методы и приемы технологии РКМЧП. В целях актуализации и определения целей классного часа использовался прием «верные/неверные суждения». Так, студентам были предложены утверждения, среди которых им нужно было выявить правильные и ошибочные, например:
1) «Первые полевые кухни появились в начале Великой Отечественной войны»;
2) «Кулеш — это жидкая каша и густой суп»;
3) «Суррогатный хлеб состоял из дефектной ржаной муки, целлюлозы, солода, жмыха, обойной пыли, отрубей, соевой муки и др.».
На этапе подведения итогов классного часа мы еще раз вернулись к этим суждениям и проверили их правильность. Так, например, некоторые студенты были убеждены, что в состав суррогатного хлеба не может входить обойная пыль и целлюлоза, а первые полевые кухни появились только в начале Великой Отечественной войны.
С целью более глубокого погружения в тему классного часа была применена стратегия «зигзаг». Все студенты разделились на три группы, каждой из которых было предложено проработать текст в соответствии с одной из тем: 1) «История полевых кухонь»; 2) «Фронтовое меню»; 3) «Питание в блокадном Ленинграде». Студенты должны были выполнить это задание, пользуясь следующим алгоритмом:
1) внимательно прочитайте текст;
2) подчеркните ключевые (главные) слова;
3) подготовьте текст к пересказу;
4) составьте один «толстый» и один «тонкий» вопрос по тексту
Далее, изучив материал, студенты перераспределились в группы другого состава и рассказали друг другу новый материал. Этот метод
Библиографический список
позволил включить студентов в процесс взаимообучения, а также способствовал, в соответствии с ФГОС СПО, формированию таких общих компетенций, как:
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В целях контроля усвоения знаний применялся прием «Толстые/тонкие вопросы». В процессе работы с текстами студенты подготовили два вопроса: «толстый», предполагающий развернутый ответ, и «тонкий», предполагающий односложный ответ. Так, например, по первой теме студентами были составлены такие вопросы:
- Каково назначение полевых кухонь? (Полевые кухни предназначены для приготовления пищи и организации питания в походных условиях, на удаленных объектах, в военных частях);
- В каком году появились полевые кухни? (В 1898 г.).
Умение формулировать и задавать вопросы — одна из ключевых компетенций, которой должны обладать студенты.
На этапе рефлексии для установления обратной связи был использован прием «синквейн», дающий возможность подытожить полученную информацию, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства самовыражения. На первых этапах его составляют в группах, позже — в паре и, наконец, индивидуально. Студенты могут составлять синквейн на занятии или дома. Данная форма работы способствует усвоению важных моментов изученного материала, творческой переработке основных понятий темы, создает условия для раскрытия творческих способностей студентов [2, с. 132].
Таким образом, технология РКМЧП позволяет включать студентов в такие виды деятельности, которые создают условия для развития у них критического мышления и формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО.
1. Киргинцева, А. Е. Технологии критического мышления на занятиях по иностранному языку [Текст] / А. Е. Киргинцева // Среднее профессиональное образование. — 2015. — Прил. № 3. — С. 62-66.
2. Шпилевая, С. Н. Разработка внеаудиторного мероприятия «Внимание — туберкулез» [Текст] / С. Н. Шпилевая // Среднее профессиональное образование. — 2015. — Прил. № 3. — С.126-132.