Научная статья на тему 'Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего"'

Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЕОДИДАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SOCIAL COMPETENCIES / СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПАТРИОТИЧНОСТЬ / VIDEODIDACTIC INFLUENCE / TO BE PATRIOTIC / SOCIALIZING LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мавлонова И.В.

В статье описывается опыт внедрения методики формирования толерантности video-self-teach в одной из групп техникума и его промежуточные итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND ASSESSMENT OF THE STIDENTS’ POSITIVE SOCIAL COMPETENCIES IN THE CHELYABINSK TECHNICAL SECONDARY SCHOOL OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY NAMED AFTER YA.P. OSADCHIY

The article describes the usage of methods of tolerance formation video-self-teach in one of the students’ group, its interim results.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего"»

Библиографический список

1. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы — новый феномен российского образования : Обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2 (31). — С. 136-150.

2. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

3. Войниленко, Н. В. Профилактика семейного неблагополучия : построение проекта «Кризисная семья» [Текст] / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов, С. Б. Носачева, Е. П. Солнцева // Детский сад от А до Я : науч.-метод. журнал. — 2016. — № 4 (82). — С. 37-46.

4. Молчанов, С. Г. Мониторинг «внеучебных достижений» и (или) поступка в профессиональном образовании [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2016. — № 4 (12). — С. 91-96.

5. Аскарова, Т. И. Проведение родительского собрания по методике video-self-teach [Текст] / Т. И. Аскарова // — Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2017. — № 1 (13). — С. 53-60.

6. Подшивалова, Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-82.

7. Григорьева, Л. А. Video-self-teach — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО [Текст] / Л. А. Григорьева. — Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-66.

8. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

УДК 377 И. В. Мавлонова, старший мастер

Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: mavlonova@chtpgh.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТЕХНИКУМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»

В статье описывается опыт внедрения методики формирования толерантности video-self-teach в одной из групп техникума и его промежуточные итоги.

Ключевые слова: видеодидактическое воздействие, социальные компетенции, социализация, патриотичность, социализационное занятие.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», утвержденной Президентом Российской Федерации 01.06.2012, отмечается низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития современных детей [1]. В связи с этим формирование позитивных социальных компетенций подрастающего поколения — одна из актуальных проблем современной педагогики.

В целях устранения обозначенной проблемы в ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» в марте 2017 г. было принято решение о внедрении методики формирования толерантности video-8еИ-1еасИ (Е. А. Джафарова, Е. С. Дорохова; под ред. проф. С. Г. Молчанова [1]). Данная методика была апробирована в работе с группой, обучающейся по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Основанием для выбора именно этой группы послужили следующие факторы:

- анализ характеристики группы за первое полугодие 2016/17 уч. г;

- анализ различных конфликтных ситуаций между студентами группы и между группой и преподавателями;

- результаты наблюдения за группой, в том числе за межличностным общением студентов;

- желание и готовность классного руководителя группы к внедрению обозначенной методики.

Прежде всего остановимся на таком понятии, как «толерантность». Человек является толерантным, если он обладает теоретически-

ми представлениями о способах толерантного поведения и реализует их в своих поступках в повседневной жизни. Это и уважение, и понимание, и доброжелательность, и аффилиа-ция («потребность в установлении, сохранении и упрочнении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми» [1]), и отзывчивость, и стремление к справедливости, и совесть, и милосердие, и терпимость, и честность, и порядочность, и разумная критичность, и другие позитивные компетенции [3]. В целях формирования указанных качеств и компетенций были проведены социализационные занятия, включающие в себя шесть этапов [1] (рис. 1).

Психологическая разминка

Методы: тренинговые упражнения, способствующие эмоциональному настрою

Фиксация инициального состояния социальной компетентности

Методы: социологический опрос с помощью анкетирования

Вндеодндактическое воздействие

Методы: аудиовизуальные (кино-, видео-, теле - сюжеты)

Рефлексия

Методы: словесные (беседа, обсуждение, дискуссия)

Повторная фиксация состояния социальной компетентности

Методы: социологический опрос с помошью анкетирования (повторный).

Подведение итогов

Методы: словесные (обсуждение).

Рис. 1. Структурно-функциональная схема социализационного занятия у1ёев^1/^еаск

В рамках предложенной методики были проведены четыре занятия.

На первом занятии студенты получили теоретические представления о толерантности и качествах личности, входящих в ее состав. Также было проведено экспертное оценивание уровня сформированности этих личностных качеств у студентов.

Результаты занятия: тема заинтересовала обучающихся, были разобраны и поняты студентами качества личности, приведены примеры; был оценен уровень толерантности каждого обучающегося, выявлены три студента с самым высоким и с самым низким ее уровнем, а также установлен средний уровень толерантности группы, составивший 6,3 балла (по десятибалльной шкале).

Примечание: часть студентов затруднились объективно оценить уровень развития личных качеств одногруппников и оценивали их уровень скорее по своим личным симпатиям и антипатиям, а двух студентов (замкнутых, необщительных) вообще напугала перспектива оценивать одногруппников, потому они всем за каждое качество поставили по 5 баллов.

Второе занятие было проведено по теме «Мечты у всех одни», в ходе занятия демонстрировался фильм о детях-инвалидах.

Результаты занятия: была заполнена анкета, ответы в ней адекватные, позиция студентов — терпимость, сочувствие, понимание к людям с ограниченными возможностями здоровья. Фильм вызвал различные эмоции и вопросы и заставил задуматься о ценности своего здоровья, в ходе беседы студенты получили ответы на вопросы и демонстрировали адекватную реакцию на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Третье занятие было посвящено теме «Поступки в нашей жизни». Хотелось бы проиллюстрировать его следующим примером.

Классный руководитель. По каким признакам мы судим о людях? Почему считаем одних людей хорошими, других — плохими?

Студенты. Исходя из их поступков, хороших или плохих. Отношение к людям зависит еще, наверное, от того, каких поступков человек совершает больше.

Сади Г. А я, Ирина Владимировна, плохой человек?

Классный руководитель. Знаешь, Сади, нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей. Если за каждым из нас понаблюдать, даже в течение одного дня, и наблюдателю взять два мешочка, один для хороших поступков, другой

для плохих и в течение дня класть в них за каждый поступок по одному камешку, можно определить, каким ты был в этот день в зависимости от количества камешков в каждом мешке.

Если взять конкретно тебя, то в первом полугодии благодаря твоему активному участию в общественной жизни группы, в конкурсах, соревнованиях, отзывчивости твой мешочек с хорошими поступками был гораздо больше, чем с плохими. Значит, ты проявлял себя как хороший человек. Но, к сожалению, во втором полугодии преобладает мешочек с плохими поступками. Поэтому, Сади, я не считаю тебя плохим человеком, так как видела разные твои поступки и знаю, что ты можешь быть лучше.

Классныйруководитель. Сегодня тема нашего классного часа совпала с неприятным событием: на уроке экологии группа своим поведением довела молодого педагога до слез. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик «Гвозди», а после проанализируем его и ваш поступок.

Просмотр видеоролика.

Классный руководитель. Какие выводы, ребята, вы сделали из просмотренного видеоролика?

Студенты. Каждый наш плохой поступок ранит человека и надолго остается шрамом в его душе, поэтому нужно извиняться.

Классный руководитель. По поводу извинений хотелось бы вам напомнить один случай, произошедший в жизни нашей группы. Совсем недавно заранее было объявлено про сбор макулатуры, и в назначенный день, кроме классного руководителя, ее никто не принес. Меня обидел и возмутил такой поступок, и когда одна часть (присутствующих на классном собрании) стала обвинять остальных, что они несознательные, то я сказала, что каждый должен начать с себя. Через некоторое время, пробегая в коридоре, Данил (староста) мне сказал: «Вас ждет в кабинете сюрприз». Заходя в свой кабинет, я ожидала увидеть все что угодно, но была очень приятно удивлена, когда увидела большую коробку макулатуры. Меня она порадовала гораздо больше банальных извинений. Этим примером я хотела показать, что свои плохие поступки можно загладить извинениями, но гораздо лучше — реальными хорошими поступками.

Поэтому, хоть вы и извинились перед преподавателем, но она вас не простила, потому что достойных уважения поступков за хорошими словами не было. Таким образом, давайте будем как можно меньше ссориться с людьми, обижать их, будем терпимее к людям, учиться их понимать и сочувствовать, а если не

получилось, то стараться извиняться и исправлять ситуацию поступками.

Четвертое занятие было проведено по теме «Чем живешь, молодежь?». Тема сложная, неоднозначная, провокационная.

Результаты занятия: сложности в заполнении вызвала анкета, студенты не понимали смысла вопросов, затруднялись с ответами. Продемонстрированный ролик о поколении потребителей вызвал бурю эмоций — раздражение, обиду, несогласие и т. д. Активно обсуждали ролик и отвечали на вопросы об их отношении к стране, к поколению бабушек и дедушек, о жизненных целях, о будущем. Пришли к выводу, что нужно быть не только потребителем, но и целеустремленным человеком, приносящим пользу своей семье и обществу.

Анализ данных таблицы 1 показывает, что активная работа со студентами — классные часы по методике video-self-teach и участие во внеурочных мероприятиях техникума военно-патриотической направленности (конкурс военно-патриотической песни, конкурсы «А ну-ка, парни», «Уральская зарница», прохождение допризывной врачебной комиссии в военкомате, литературный вечер, посвященный творчеству С. Есенина, поход в кинотеатр для просмотра кинофильма «Время первых» о летчиках-космонавтах, конкурс чтецов, посвященный Дню Победы) — дают свои результаты. И если студенты

Конечно, главная цель внедрения методики — это социализация студентов, способствование их мирному сосуществованию в студенческом коллективе, а в дальнейшем — их объединению в динамично развивающийся кол -лектив, приносящий пользу как каждому студенту, в него входящему, так и техникуму.

Кроме того, через социализацию мы можем подойти и к формированию патриотичности, столь необходимой в современной России, ведь она складывается из таких личностных качеств, как умение уважать, защищать, делать полезное для кого-то [2].

Нами был проведен мониторинг этих качеств с помощью экспертной оценки студентами своих одногруппников [2], таких замеров было три (табл. 1).

Ф. И. 2 и Ф. И. 3 принимали активное участие в большинстве из них, то и объясним и понятен существенный прирост личностных качеств, связанных с патриотичностью.

Таким образом, работа по внедрению методики уже дает промежуточные результаты, отдельные студенты стали задумываться о своем поведении и поступках, есть случаи изменения поведения в лучшую сторону, улучшились взаимоотношения между студентами группы.

Методика С. Г. Молчанова и его учениц Е. С. Дороховой и Е. А. Джафаровой дают реальную помощь в формировании толерантности,

Таблица 1

Сводный протокол_

№ п/п Качества мальчиков (юношей) Фамилии студентов группы

Ф. И. 1 Ф. И. 2 Ф. И. 3 Ф. И. 4

Пе рвая фиксация (06.03.2017)

1 Уважать 6,6 5,6 5,9 5

2 Защищать 5,4 5,5 6 4,8

3 Делать полезное для кого-то 5,6 5,3 6,9 5

Средняя выраженность качества 5,8 5,4 6,2 4,9

Рейтинг в группе из 21 человека 4 7 3 10

Вторая фиксация \ 14.04.2017)

1 Уважать 6,6 5,8 6,3 6,5

2 Защищать 5,6 5,5 6,1 6,5

3 Делать полезное для кого-то 5,6 5,6 7,1 5,6

Средняя выраженность качества 5,9 5,6 6,5 6,2

Рейтинг в группе из 21 человека 4 7 3 2

Третья фиксация (19.05.2017)

1 Уважать 7,4 7,4 8,2 6,6

2 Защищать 7,9 8 8,1 6,6

3 Делать полезное для кого-то 7,7 7,3 8,2 6,1

Средняя выраженность качества 7,7 7,5 8,2 6,5

Рейтинг в группе из 21 человека 2 4 1 9

социализованности и воспитании патриотичности студентов, а также вооружают классного руководителя инструментарием для отбора со-

Библиографический список

держания социализации, формирования социальных компетенций и для оценивания работы и фиксации результатов.

1. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] : метод. пособие / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафа-рова ; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

2. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

3. Григорьева, Л. А. У1Ьео-зе!МеасЬ — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО [Текст] / Л. А. Григорьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-66.

УДК 377 Г. Г. Серкова, науч. рук. региональной

инновационной площадки, канд. пед. наук, доц., г. Челябинск В. М. Тучин, директор Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по МР ЮЭТ, канд. пед. наук, e-mail: lis3326@yandex.ru

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

В статье представлена содержательная характеристика диагностики уровней социализации студентов техникума.

Ключевые слова: социализация, социализированность, диагностика, уровни социализации студентов.

В 2014 г. на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южноуральский энергетический техникум» открыта региональная инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО».

Проблема социализации студентов занимает важное место среди педагогических проблем, являясь одной из наиболее острых, во многом определяющей перспективы развития профессионального образовательного учреждения.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, — процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности, т. е. социализация — процесс и результат социального развития человека [1]. Иногда в качестве социализации как результата используется термин «социализированность», т. е. соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту.

Исследованию подлежали все группы студентов энергетического отделения. Для исследования эффективности инновационной деятельности на основе выборочного метода была подобрана в качестве апробационной группа студентов первого курса энергетического отделения, идентичная по составу и качеству базовых знаний составу контрольной учебной группы первого курса агропромышленного отделения (на этом отделении не проводилась данная инновационная работа). Основные характеристики этих групп:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.