УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ
Том XXVI 1995 № 3-4
УДК 629.735.33.015.3 025.1:533.6.013. 12./13
ПРОФИЛЬ СВЕРХЗВУКОВОГО КРЫЛА
Г. И. Майкапар
Проведены расчеты коэффициента аэродинамического качества скользящего крыла бесконечного размаха с треугольной формой профиля с использованием точных формул для косого скачка уплотнения и течения Прандтля — Майера.
В определенном диапазоне чисел Маха, относительных толщин и углов атаки аэродинамическое качество клина может быть заметно больше, чем качество симметричного треугольного профиля той же относительной толщины.
Аэродинамическое качество косой пластины существенно больше качества пластины треугольной [1]. Представляет интерес влияние на качество формы профиля. Рашение вариационной задачи о форме профиля заданной относительной толщины с минимальным волновым
сопротивлением дано в [2]. Выводами этой работы являются, в частности: 1) образующие контуры профилей незначительно отличаются от прямолинейных; 2) возможным оптимальным профилем является клин. В [2] нет материалов, по которым можно было бы получить представление о фактических преимуществах оптимальных профилей по сравнению с симметричными. Такие сведения приводятся в настоящей статье. Рассмотрим сначала треугольный профиль бесконечного крыла с плоской нижней стороной (рис. 1). К передней кромке с наветренной стороны присоединен плоский скачок уплотнения, в подветренной области от нее может отходить скачок или волна разрежения. Во второй волне разрежения, отходящей от ребра, в
Рис. 1
первом случае поток поворачивается на угол (8* + Д^) по отношению к течению за скачком, во втором случае в обеих волнах на угол (04 + по отношению к невозмущенному потоку. Коэффициенты подъемной силы и волнового сопротивления равны
Су -
уМ
уМ
&——coso^ - ———{а\ cos 04 + qsin04)
. A Pi .
———sin 04 +———(qcosaj -aisinaj) Pi Pi .
принято у = 1,4, M — число Маха невозмущенного потока. Отнесенное
к аэродинамическому качеству бесконечной пластины Кп = -fe—:1
sin Л
(Л — угол между направлением скорости невозмущенного потока и передней кромки) уменьшение качества профиля
АК =
К
1
cos 04
Р2 - РА
~а1
Рз~ Ра
В соответствии с линейной теорией [3]
1
smaj
+ cos 04
аа: =
1 + 2(л ) а^1 ~
Оно минимально для симметричного профиля ах = 0,5, и величина его от числа М не зависит.
Расчеты проведены для чисел Mj = MsinA = 1,7-5-4, относительных толщин q = 0,075 -г 0,15 и углов атаки 04 = 6 -ь 24° с использованием таблиц [4]*. Величина су с изменением изменяется мало, поэтому сравнение при 04 = const можно считать сравнением при заданном су. При q < 0,1 величина АК мало изменяется с изменением а\, ее минимум близок к величине, соответствующей aj —0,5 (рис. 2). Кружками на рис. 2 и 3 отмечен случай 04 = Sj. На величину порядка 10% по сравнению с симметричным профилем меньше потеря качества при щ -> 1, Мх = 3 и 4, с\ = 0,15 и aj = 14° (рис. 3); с увеличением 04 преимущество уменьшается. Когда ах -* 1, давление р4 -> 0, вероятен отрыв, поэтому следует ожидать, что оптимальным будет клин аг = 1, и
так как донное давление — > 0, то уменьшение качества будет мень-
Pi
ше, если отрыв не распространяется до передней кромки:
* Следует иметь в виду, что в поточном сечении величины с и а будут меньше.
АК =
cosaif——El. + cosa^l
{Рз-Pd cl )
Аналогичные расчеты можно провести для части треугольного крыла, не попадающей в область влияния его вершины. Углы атаки в поточном а и нормальном сц сечениях, число Mi для нормального сечения и угол между передней кромкой и осью симметрии Лі крыла связаны зависимостями
. Mi . . . tga
sm a = —г sin a і, srnAi =-----.
M 1 1 tg^
Рис. 2
Рис. З
Угол наклона проекции ребра на наветренную плоскость по отношению к оси крыла Аз можно найти из уравнения
ctgA3 =ctgA! - а
sin(A2 - Лі)
sin Лі sin Л2 ’
где Л2 — угол наклона задней кромки, а — расстояние ребра от передней кромки в поточном сечении. Число М перед ребром
где — отношение нормальных составляющих скорости за и перед
скачком или первой волной разрежения. Угол поворота потока во второй волне (Аз +83) определяется из уравнения
где 8, А — углы в поточном сечении.
Формулы для Су, сх, АК остаются те же с заменой величин с индексом 1 на величины без индекса.
Результаты расчета для треугольного крыла Л1=29,26°, Л2=90°, М=6, М!=3 и относительных толщин с = 0,049 (см. рис. 2) и с = 0,073 (см. рис. 3) показаны крестиками. Выводы о преимуществах клина остаются в силе.
Цель настоящей статьи — обоснование целесообразности экспериментальных исследований крыльев с клиновидным профилем.
1. Майкапар Г. И. Аэродинамическое качество при сверхзвуковых скоростях // Изв. РАН, МЖГ. - 1993. - № 5.
2. Зубов В. И. Об оптимальном сверхзвуковом профиле заданного утолщения // Изв. АН СССР, МЖГ. - 1976. — № 1.
3. Ферри А. Аэродинамика сверхзвуковых течений. — М. — Л., Гостех-издат. — 1952.
4. Equations, tables and charts for compressible flow. — NACA Rep. 1135.
здесь A, — угол между передней кромкой и ребром.
cos А. =
cos(A3 - Aj)
I tg8sin(A3 - A!) 2
sinAi
COs(A3 +83) =
cos(A + 8) - ctgAj ctgA2 sin 8 sin A
ЛИТЕРАТУРА
Рукопись поступила 30/VI 1994 г.