Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 73-77. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 9. P. 73-77.
Научная статья
УДК 316.752-057.34:371.398
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.9
Профессиональный патриотизм педагогических работников как социокультурный феномен в системе дополнительного профессионального образования
Наталья Михайловна Рощина1, Вячеслав Александрович Пирогов2
1Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, r.vad@mail.ru 2Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва, Россия, mayaksn@mail.ru
Аннотация. В настоящее время особое значение приобретает профессиональный патриотизм педагогических работников как социокультурный феномен в контексте компетентностного подхода. В статье анализируется проблема профессиональной подготовки в области основ патриотического воспитания через целеполагание и формирование знаний, умений и навыков в работе с обучающимися. Новизна исследования заключается в анализе дефицитности педагогических компетенций в сфере патриотического воспитания и необходимости единого понимания гражданственности и патриотизма на всех уровнях социальной структуры общества. Патриотический профессионализм педагогического работника в системе дополнительного профессионального образования представляет собой социокультурный феномен, интегрирующий идеологический, психологический, деятельностный, коммуникативный и другие компоненты. Приводятся результаты исследований профессионального патриотизма, его интерпретаций, основных форм и технологий формирования, доступных в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: педагогический работник, социокультурный феномен, профессиональный патриотизм, дополнительное профессиональное образование, патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность
Для цитирования: Рощина Н.М., Пирогов В.А. Профессиональный патриотизм педагогических работников как социокультурный феномен в системе дополнительного профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 73-77. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.9.
Original article
Professional Patriotism of Pedagogical Workers as a Socio-Cultural Phenomenon in the System of Further Vocational Education
Natalya M. Roshchina1, Vyacheslav A. Pirogov2
1Kuban State University, Krasnodar, Russia, r.vad@mail.ru 2Russian University of Sports, Moscow, Russia, mayaksn@mail.ru
Abstract. Nowadays, the professional patriotism of pedagogical workers as a socio-cultural phenomenon in the context of the competence approach is of particular importance. The article analyzes the issue of professional training in the field of basic patriotic education through goal setting and the formation of knowledge, skills and abilities in working with students. The novelty of the study lies in the analysis of the scarcity of pedagogical competencies in the field of patriotic education and the need for common understanding of civic consciousness and patriotism at all levels of the social structure. Patriotic professionalism of a pedagogical worker in the system of further vocational education is a socio-cultural phenomenon that integrates ideological, psychological, activity-based, communicative and other components. The article presents the results of studies of professional patriotism, its interpretations, the main forms and technologies of formation available in the system of further vocational education.
Keywords: pedagogical worker, socio-cultural phenomenon, professional patriotism, further vocational education, patriotic education, patriotism, civic consciousness
For citation: Roshchina, N.M. & Pirogov, V.A. (2022) Professional Patriotism of Pedagogical Workers as a Socio-Cultural Phenomenon in the System of Further Vocational Education. Theory and Practice of Social Development. (9), 73-77. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.9.9 (In Russian)
Патриотическое воспитание в последние десятилетия приобретает массу интерпретаций, особую проблему представляет собой профессиональный патриотизм в различных социальных группах и структурах как социокультурный феномен. В социологии профессиональный патриотизм рассматривается в рамках феноменологического подхода. Он исследуется с точки зрения семантической и структурной специфики. В данном направлении большой интерес представляют
© Рощина Н.М., Пирогов В.А., 2022
работы А.В. Кузьмина (Кузьмин, Трифонов, 2018), Н.В. Ипполитовой (2016), С.В. Гузениной1, Н.П. Устиновой (Устинова, Семин, 2017), А.М. Козлова (Козлов, Сопегина, 2020) и многих других.
Во многих исследованиях можно обнаружить, что подрастающее поколение интерпретирует патриотизм через абстрактные категории. Например, подростки не слишком хорошо представляют себе, какими качествами должен обладать настоящий патриот, абсолютное большинство подростков называют такое качество, как любовь к Родине, но при этом не могут уточнить, в чем оно заключается (Козлов, Сопегина, 2020). Как правило, внимание ученых сконцентрировано на объекте патриотического воспитания (ребенке, подростке, молодом человеке). Однако ценностные ориентиры в отношении гражданственности, истории отечества, этнической идентичности должен давать ученику именно педагог. Потому особую актуальность приобретает изучение профессионального патриотизма педагога как социокультурного феномена в контексте компетентностного подхода.
Современное патриотическое воспитание детей и подростков - это результат воспитательной деятельности педагогического работника в образовании, который не всегда обладает всеми необходимыми компетенциями для осуществления профессиональной деятельности. Поэтому важно понимать, что именно система дополнительного профессионального образования позволяет выровнять вектор ценностных ориентиров, способствующих формированию гражданственности и патриотизма в работе с обучаемыми.
Эффективность процесса формирования личности гражданина-патриота зависит от гражданского облика, профессиональной и патриотической культуры педагога, степени его морально-психологической готовности формировать патриотизм, что способствует гражданско-патриотической социализации молодежи (Гревцева, 2019). Эти компетенции необходимо рассматривать с точки зрения профессионального патриотизма педагогического работника как социокультурного феномена.
Л.А. Мельникова и П.Е. Суслонов впервые ввели понятие профессионального патриотизма, которое определено как готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (2013). В контексте исследования Н.П. Устиновой и Ю.Н. Семиным профессиональный патриотизм заключается в исполнении профессионального долга перед Родиной и обществом (2017). Профессиональный патриотизм является значимым личностным качеством специалиста и может быть представлен совокупностью трех компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного и рационально-деятельностного (Устинова, Семин, 2017).
По мнению Н.В. Ипполитовой, сущность понятия «патриотизм» связана с интегративно-стью свойств личности, что позволяет рассматривать его как «неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности» (2016: 10). Структура патриотического воспитания, по ее мнению, соответствует общей структуре целостного педагогического процесса и включает такие компоненты, как ориентационно-целевой, содержательно-деятельностный, организационно-технологический, аналитико-оценочный (Ипполитова, 2016).
На основании анализа материалов, посвященных исследованию проблем патриотического воспитания, выявлена необходимость определения понятия профессионального патриотизма педагогического работника как социокультурного феномена и актуализации его структуры с точки зрения включения в образовательный процесс. Основную роль в развитии профессионального патриотизма педагога играет система дополнительного профессионального образования. Курсы повышения квалификации позволяют адаптировать компетенции педагога к требованиям современного общества.
Для изучения профессионального патриотизма как социокультурного феномена в декабре 2021 - апреле 2022 г. проведено социологическое исследование среди участников курсов повышения квалификации на базе автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр многофункциональной психологической подготовки "Маяк-профи"» (АНО ДПО ЦМПП «Маяк-профи»), Москва. В исследовании приняли участие 34 педагога в возрасте от 23 до 56 лет, работающих в сфере патриотического воспитания, из них 19 женщин и 15 мужчин. В качестве метода использовано глубинное интервью. На основе анализа текстов интервью определена специфика профессионального патриотизма педагогического работника как социокультурного феномена, который представляет собой интеграцию следующих компонентов в системе дополнительного профессионального образования.
1. Идеологический компонент демонстрирует сформированность основных мировоззренческих понятий о патриотизме. Проводником патриотической идеологии является педагог в контексте своего профессионального долга (Кузьмин, Трифонов, 2018). Результаты исследования
1 Гузенина С.В. Этнокультурные основы образа Родины в теории и практике социального поведения дис. ... д-ра социол. наук. М., 2019. 465 с.
показали, что идеологический компонент в профессиональной подготовке педагогических работников формируется в теоретической части обучения, так как является базовым: «Идеология -это основа всего, хотя у нас нет официальной идеологии»; «Идея государства - главное в обучении»; «Должна быть единая идеология во всех средствах обучения»; «Педагог должен быть теоретически подкован в вопросах идеологии». Респонденты считают, что главными методами подготовки преподавателей в работе с идеологическим компонентом патриотического воспитания выступают «групповой анализ», «инновационные словесные методы».
2. Психологический компонент заключается в сформированности эмоциональных переживаний относительно патриотизма. Психологический пласт патриотического сознания образуют эмоции, чувства, настроения, традиции, обычаи и т. д. К их числу относятся любовь к родной природе, языку, обрядам (Кузьмин, Трифонов, 2018). В системе дополнительного профессионального образования формируются навыки управления психическими состояниями социальных групп. Педагогический работник в контексте патриотизма учится реагировать на изменения психических настроений обучаемых и развивать устойчивость к внешним деструктивным воздействиям: «уметь фильтровать информацию», «опираться на факты в нескольких источниках», «слушать авторитетное мнение», «не паниковать», «не поддаваться эмоциям в нестандартных ситуациях». Методы психологического моделирования (расстановки, деловые игры) позволяют оптимизировать компетенции патриотического профессионализма.
3. Когнитивный компонент в профессиональном патриотизме включает в себя комплекс компетенций по получению, обработке и выдаче результатов в контексте обучения гражданственности и патриотизму. В дополнительном профессиональном образовании когнитивный компонент содержит актуальные правовые и нормативные элементы делопроизводства и менеджмента образовательного процесса. Высказывания респондентов подтверждают эту необходимость: «Каждый год меняются требования, надо успевать за этими изменениями»; «Хочется уже ничего не изобретать, а четко знать, что должен знать твой ученик о патриотизме, об истории государства»; «Когда больше знаешь, проще работать, особенно в вопросах патриотизма». Наиболее эффективными технологиями, по мнению опрошенных, являются изучение кейсов и их внедрение в образовательный процесс.
4. Деятельностный компонент отражает организацию учебного процесса, в котором центральное место занимает самостоятельная, активная и познавательная деятельность обучаемых. В реализации патриотического воспитания деятельностный подход находится на первом месте. По мнению участников опроса, основным его форматом является исследовательское и социальное проектирование, направленное на развитие гражданственности в социальной среде: «У нас проектирование везде, но лучше его нет»; «Дети должны самостоятельно принимать решение и согласовать его друг с другом»; «Патриотизм - дело тонкое, надо учить мыслить креативно, но под контролем учителя»; «Учитель должен своим примером заряжать своего ученика на добрые дела, но не навязывать своего мнения». В системе дополнительного профессионального образования изучение и актуализация деятельностного подхода в работе педагога выступают главными инструментами воспитательного процесса.
5. Исторический компонент содержит основные факты, используемые для формирования патриотизма в образовательном пространстве. Профессиональный патриотизм содействует становлению устойчивого критического мышления в историческом контексте развития современного общества. В современном массовом сознании понятие «патриотизм» ассоциируется с сохранением семейных ценностей, уважением к героическому прошлому страны. Педагогам, обучающимся на курсах повышения квалификации, предлагается изучить организацию проведения исторических квестов и реконструкций. Информанты следующим образом комментируют значение исторического компонента в развитии профессионального патриотизма: «Без прошлого нет будущего»; «Не зная историю семьи, не знаешь историю государства»; «Не зная историю, можно стать патриотом вражеского государства»; «История Российского государства везде: в музыке великих композиторов, в произведениях великих художников».
6. Этносоциальный компонент включает в себя параметры этнической идентичности и социально-статусные параметры. Участники исследования считают, что самоидентификация должна происходить на уровне семьи и референтной группы. Однако они признают риски формирования сепаратистских настроений в условиях образовательного учреждения: «Ученики разной этнической принадлежности создают группировки»; «Отсутствие грамотности, незнание Конституции РФ и собственной истории приводят к рассаднику сепаратизма»; «Некомпетентный учитель может стать источником межэтнического конфликта»; «Богатые и бедные должны остаться за пределами школы, иначе непонятно, кто из них больше патриот»; «Патриотизм должен быть в равном отношении к Родине, в умении отстаивать ее интересы».
7. Коммуникативный компонент отражает тип передачи информационного контента, способствующего формирования представлений о гражданственности и патриотизме в современном обществе. В последнее время в связи со сложившейся этнополитической ситуацией можно наблюдать манипуляции общественным сознанием через средства массовой коммуникации. Инсценирование политической реальности в новостном контенте вызывает усиление агрессивной риторики в соцсетях (Боровинская, 2020). Профессиональный патриотизм может стать контрмерой в манипуляциях СМИ общественным сознанием. В системе дополнительного профессионального образования специально изучаются мультимедийные и информационные технологии, которые определяют закономерности коммуникации в Интернете и средствах массовой информации в контексте патриотического воспитания. Следует признать необходимость уточнения и пояснения механизмов поведения личности в процессе восприятия транслируемых массмедиа образов Родины1. Участники исследования негативно комментируют влияние Интернета и СМИ на общественное мнение, особенно среди обучаемых: «Нельзя верить тому, что пишут в соцсетях, а наши дети верят именно этому»; «Можно ли назвать патриотом ученика... он должен быть полезным своей семье, школе, Родине»; «Если раньше героями были конкретные люди, то сейчас для наших детей герои - персонажи аниме».
Таким образом, профессиональный патриотизм педагога - это социокультурный феномен, специфика которого заключается в компетенции осуществлять деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданского долга через передачу обучаемым знаний, умений и навыков на основе рассмотренных в работе компонентов. Современный педагог без методов и технологий, освоенных в рамках дополнительного профессионального образования, не сможет эффективно организовывать воспитательный процесс в различных социальных группах и противодействовать угрозам информационной безопасности подрастающему поколению. Развитие патриотического сознания личности современного человека заключается в едином понимании гражданственности и патриотизма, которые формируются педагогом.
Список источников:
Боровинская В.С. Критерии и специфика инсценирования реальности в новых медиа // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 1. С. 101-113. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-101-113.
Гревцева Г.Я. К вопросу о профессиональном патриотизме педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 4 (46). С. 20-30. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2019-11-4-20-30.
Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 4. С. 9-15. https://doi. org/10.14529/ped160401.
Козлов А.М., Сопегина В.Т. Формирование патриотизма и гражданственности у подростков в учреждениях дополнительного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 182-191.
Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. О диалектике психологии и идеологии патриотизма // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 9. С. 155-169.
Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 101-103.
Устинова Н.П., Семин Ю.Н. О феномене профессионального патриотизма // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург, 2017. С. 156-159.
References:
Borovinskaya, V.S. (2020) Criteria and Specifics of Staging Reality in New Media. Communicology (Russia). 8 (1), 101-113. Available from: doi:10.21453/2311-3065-2020-8-1-101-113. (In Russian)
Grevtseva, G.Ya. (2019) To the Problem of Teacher's Professional Patriotism. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 11 (4), 20-30. Available from: doi:10.7442/2071-9620-2019-11-4-20-30. (In Russian)
Ippolitova, N.V. (2016) Patriotic Education of Learning Youth in Contemporary Conditions. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 8 (4), 9-15. Available from: doi:10.14529/ped160401. (In Russian)
Kozlov, A.M. & Sopegina, V.T. (2020) Formation of Patriotism and Citizenship in Adolescents in Further Education Institutions. Professional Education in Russia and Abroad. (4), 182-191. (In Russian)
Kuzmin, A.V. & Trifonov, Yu.N. (2018) The Dialectics of Psychology and Ideology of Patriotism. Scientific Notes of the Tambov Branch of the RUYS. (9), 155-169. (In Russian)
Mel'nikova, L.A. & Suslonov, P.E. (2013) Professional Patriotism as the Basis of Patriotic Education of Students of Educational Institutions of the MIA of Russia. Perspectives of Science and Education. (5), 101-103. (In Russian)
Ustinova, N.P. & Semin, Yu.N. (2017) O fenomene professional'nogo patriotizma [On the Phenomenon of Professional Patriotism]. In: Dorozhkin, E.M. & Fedorov, V.A. (eds.) Innovations in professional and professional pedagogical education: Proceedings of the 22nd International scientific and practical conference. Yekaterinburg, RGPPU, 156-159. (In Russian)
1 Гузенина С.В. Указ. соч.
Информация об авторах Н.М. Рощина - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=965672.
В.А. Пирогов - старший преподаватель кафедры биомеханики и естественно-научных дисциплин, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК); директор Центра многофункциональной психологической подготовки «Маяк-профи» Москва, Россия.
Information about the authors N.M. Roshchina - PhD in Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=965672.
V.A. Pirogov - Senior Lecturer, Departments of Biomechanics and Natural Sciences, Russian University of Sports; Director of the Center for Multifunctional Psychological Training "Mayak-Profi", Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.09.2022.