Научная статья на тему 'Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма'

Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ЦЕННОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПАТРИОТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / УСЛОВИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ACTIVITY APPROACH / PATRIOTISM / PROFESSIONAL PATRIOTISM / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DUTY / CONDITIONS / REFLECTION / REFLECTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

В статье раскрывается актуальность проблемы воспитания профессионального патриотизма, рассматриваются вопросы воспитания патриотизма учащейся молодежи, выделяются особенности патриотизма в XXI веке. Анализируются исследования, посвященные патриотическому воспитанию, воспитанию профессионального патриотизма. Уточняются понятия «патриотизм» и «профессиональный патриотизм». Определяются социально-педагогические условия эффективности системы воспитания профессионального патриотизма, при этом особое внимание уделяется рефлексивной деятельности. Выделены особенности воспитания профессионального патриотизма на основе рефлексии, отвечающего вызовам современного мира. Указано, что ценностно-смысловые ориентиры профессиональной деятельности будущего специалиста связаны с творческим созиданием, профессиональным патриотизмом. Представлены результаты опроса студентов вуза культуры о наиболее эффективных формах, методах, средствах воспитания профессионального патриотизма; об основных характеристиках будущего специалиста. Отмечается необходимость и значение социального партнёрства в воспитании и обучении, которое содействует повышению качества и эффективности образования студентов, воспитанию профессионального патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLECTIVE ACTIVITY AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM

The article reveals the relevance of professional patriotism formation. The issues of formation of students' patriotism are considered. The features of patriotism in the 21st century are highlighted. The research on patriotism formation, professional patriotism as a result of civic and patriotic education are analyzed. The terms of “patriotism” and “professional patriotism” are defined. The socio-pedagogical conditions of the system of formation of professional patriotism are determined and the particular attention is paid to reflective activity. The features of formation of professional patriotism on the basis of reflection that meets the challenges of the modern world are highlighted. It is indicated that the value-semantic guidelines of the professional activities of a future specialist are associated with creativity, professional patriotism. The most effective forms, methods, and means of formation of professional patriotism are presented as a result of the students' survey in the higher school of culture. The main characteristics of the future specialist are stressed. The necessity and importance of social partnership in education and training, which contributes to improving the quality of students' education, the formation of professional patriotism are noted.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма»

УДК 37.035.6 + 378.016

йО!: 10.14529/рва200103

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА

Г.Я. Гревцева

Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

В статье раскрывается актуальность проблемы воспитания профессионального патриотизма, рассматриваются вопросы воспитания патриотизма учащейся молодежи, выделяются особенности патриотизма в XXI веке. Анализируются исследования, посвященные патриотическому воспитанию, воспитанию профессионального патриотизма. Уточняются понятия «патриотизм» и «профессиональный патриотизм». Определяются социально-педагогические условия эффективности системы воспитания профессионального патриотизма, при этом особое внимание уделяется рефлексивной деятельности. Выделены особенности воспитания профессионального патриотизма на основе рефлексии, отвечающего вызовам современного мира. Указано, что ценностно-смысловые ориентиры профессиональной деятельности будущего специалиста связаны с творческим созиданием, профессиональным патриотизмом. Представлены результаты опроса студентов вуза культуры о наиболее эффективных формах, методах, средствах воспитания профессионального патриотизма; об основных характеристиках будущего специалиста. Отмечается необходимость и значение социального партнёрства в воспитании и обучении, которое содействует повышению качества и эффективности образования студентов, воспитанию профессионального патриотизма.

Ключевые слова: Родина, ценности, деятельность, деятельностный подход, патриотизм, профессиональный патриотизм, профессиональная деятельность, профессиональный долг, условия, рефлексия, рефлексивная деятельность.

Постановка задачи

Патриотическое воспитание во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса. В отличие от периода 90-х годов XX века в эпоху социализма гражданское, патриотическое воспитание было приоритетным в системе образования.

В истории развития общества патриотизм как общественное явление рассматривали с разных позиций: как нравственную и как политическую категорию, как высшие моральные чувства и как социальную ценность. В работах советского периода патриотизм рассматривается как нравственная категория, имеющая идейно-политическую направленность, но не рассматривается как культурная ценность. В современных, постсоветских исследованиях патриотизм, патриотическое воспитание рассматриваются как социальная ценность.

В работах современных исследователей по-прежнему вызывает интерес военно-патриотическая, гражданско-патриотическая тематика. Особенно эта проблема обострилась в нашей стране в условиях возрастания переоценки ценностей и смены идеалов, внешних угроз, дефицита духовности, усиления нацио-

налистических тенденций, необходимости упрочения традиций патриотизма.

Необходимость решения проблемы патриотического воспитания нашла отражение в нормативно-правовых актах Российской Федерации. В национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года среди основных целей закреплено «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства». Поставленные в документах задачи активизировали педагогические исследования по вопросам патриотического воспитания. Значительно возросла роль образовательных организаций в подготовке конкурентоспособных, мобильных, ответственных, творческих, любящих профессию, готовых выполнять свой профессиональный долг.

Предметом настоящей статьи является попытка обосновать ряд теоретических противоречий, вызывающих кризисные процессы в области патриотического воспитания учащейся молодежи, выявить факторы, способствующие и препятствующие воспитанию профессионального патриотизма.

Задачи данной статьи: на основе исторического подхода, анализа отечественного

опыта показать влияние тенденций развития мира на процесс патриотического воспитания учащейся молодежи; определить векторы развития и перспективы воспитания профессионального патриотизма личности.

Обзор литературы

Проблемам воспитания патриотизма посвящено немало исследований, раскрывающие различные аспекты данной проблемы: работы философов (А.А. Крупник, Н.П. Лузик и др.), социологов (Д. Лопуха, В.В. Сулимин и др.), педагогов (Д.З. Джандаров, М.Н. Хромова, И.В. Кузьмина, М.Ю. Корнилова, Т.Р. Лыкова, В.Ю. Микрюков, Г.Х. Мухамедова, В.В. Пионтковский, Ф.Е. Попов, Н.М. Снопко и др.). В исследованиях основное внимание уделяется историко-педагогическим аспектам гражданско-патриотического воспитания; вопросам различных видов деятельности, способствующих воспитанию патриотизма, использованию возможностей физической культуры и спорта, социально-культурной среды вуза в воспитании патриотизма и др.

В работах В.И. Лутовинова, Л.В. Голиковой, В.В. Гонеевой исследуются факторы, влияющие на патриотическую деятельность подрастающего поколения; в исследованиях Н.В. Ипполитовой, Н.Б. Лузик, В.В. Макарова, Н.Д. Никандрова, Н.А. Савотиной, В.В. Серебрянниковой, М.В. Циулиной и др. выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания (включение обучающихся в проектную деятельность, создание краеведческой среды, учет социальных и этнических особенностей воспи-туемых в педагогической практике, реализация принципов индивидуализации в воспитании патриотизма, повышение мотивации патриотического поведения, минимизация негативных влияний среды, использование боевых и военно-педагогических традиций и т. д.).

Анализ опубликованных работ по данной проблеме позволил сделать вывод о разнообразных точках зрения на сущность понятия «патриотизм». Одни исследователи (В.В. Бе-лоусова, Т.А. Ильина и др.) рассматривают патриотизм как нравственное чувство; другие ученые (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров и др.) определяют его как моральный принцип; третья группа исследователей (Н.С. Марьен-ко, Н.П. Егоров, Ю.П. Сокольников и др.) относит патриотизм к нравственным качествам; четвертая группа ученых (А.В. Дудко, Н.В. Ип-политова, С.В. Матвеева и др.) рассматривает

патриотизм как интегральное комплексное качество.

Следует отметить, что трудов, посвященных воспитанию профессионального патриотизма, значительно меньше. Однако воспитание созидательного патриотизма у подрастающего поколения сможет воспитатель, который сам является патриотом своего Отечества, достойно выполняет свой профессиональный долг.

Заслуживают внимания труды В.А. Уда-лова, В.В. Деева о военно-патриотическом воспитании курсантов (слушателей) военных учебных заведений, работа А.В. Королева о формировании офицерской чести, исследование патриотической культуры С.В. Филип-ченко; а также работы С.В. Балыко, Н.В. Ермоленко, А.Н. Вырщикова, Д.М. Нуждина, Ш.Ш. Хайруллина и др., в которых представлены теоретические и методологические основы патриотического, гражданско-патрио-тического, военно-патриотического, государственно-патриотического воспитания курсантов военных вузов.

Представляют интерес для нашего исследования научные работы Д.Ю. Мордвинце-ва [7], Л.А. Саенко [16, 17], Ж.Г. Химич [17], А.Н. Нюдюмагомедова [18], М.А. Савзихано-вой [18], Н.В. Ипполитовой [4] и др., посвященные воспитанию профессионального патриотизма.

Д.Ю. Мордвинцев [7] делает акцент на воспитании у будущих специалистов должного отношения к выбранной профессии и к высокопрофессиональному каждодневному выполнению своих профессиональных обязанностей. Л.Н. Саенко справедливо утверждает, что «профессиональный патриотизм - это сформированное чувство гордости, любви к выбранному роду деятельности» [17]. В статье «Профессиональный патриотизм как компетенция педагога» А.Н. Нюдюмагомедов, М.А. Савзиханова пишут, что преподаватели, имеющие «устойчивую позицию педагога, определяющие высокую значимость педагогической деятельности в обществе, уважающие педагогическое наследие, готовые мобилизовать свои способности в совершенствовании педагогического процесса» [18, с. 67], обладают профессиональным патриотизмом.

Профессиональный патриотизм трактуем как интегративное качество личности, включающее в себя: социальное чувство (любовь к Отечеству), гражданско-патриотическую позицию, духовно-нравственные ценности, уста-

новки и убеждения, социально-значимую деятельность патриотической направленности.

Таким образом, патриотизм в системе воспитания имеет четко выраженную профессиональную направленность.

Обобщая вышеуказанные позиции, считаем, что в центре технологии подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности, находится компетентная личность, любящая свою профессию, со сформировавшейся патриотической позицией, готовая к выполнению профессионального долга, ответственная, активно познающая, творческая, саморазвивающаяся, самореализующаяся.

Целью воспитания профессионального патриотизма является создание условий для удовлетворения потребности быть личностью конкурентоспособной, мобильной, критически мыслящей, духовно богатой, нравственно устойчивой, психически здоровой, готовой выполнить профессиональный долг.

Социально -педагогическими условиями эффективности системы воспитания профессионального патриотизма являются: развитие рефлексивной позиции у студентов, включение в разнообразные виды деятельности (репетиционная, исполнительская, музейная, выставочная, исследовательская, проектная и т. д.), моделирующие профессиональную деятельность; учет социальных и этнических особенностей воспитуемых; гуманизация социально-культурной среды; минимизация влияния факторов, тормозящих процесс воспитания профессионального патриотизма у студентов и др.

Личностно-ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие личности будущего профессионала, его становление с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Здесь четко очерчены признаки личностно ориентированного подхода. Личность рассматривается как величайшая ценность. Воспитание профессионального патриотизма есть определенная деятельность, в результате которой человек себя реализует, проявляет личностные качества.

Человек, участвуя в деятельности, сам изменяет свои отношения, взгляды, установки, мировоззрение. Особенности деятельности определяются ее общественным характером, целенаправленностью, плановостью, систематичностью. «Каждый вид деятельности, - пишет В. В. Давыдов, - первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как

система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека» [6]. В.И. Андреев [1] предлагает трехмерную модель анализа деятельности (учебной, трудовой, игровой и др.) воспитанника, организуемой педагогом в целях воспитания.

Методология исследования

Создать в учебно-воспитательном процессе среду рефлексии и саморазвития каждого студента означает усилить гуманистическую сущность воспитательного процесса в образовательном учреждении. Многообразие видов деятельности способствует выявлению и реализации потенциальных возможностей человека. С одной стороны, человек удовлетворяет свои запросы и потребности, а с другой стороны, в процессе деятельности формируются нравственность, патриотизм, гражданственность.

В статье исследуется данная проблема на основе гуманистического и рефлексивного подходов. Воспитание профессионального патриотизма студентов должно осуществляться на гуманистических принципах: свободы и ответственности, творческой активности, доверия и уважения к личности, необходимости создания социально-культурной, воспитывающей среды.

Рефлексивный подход - это ориентация исследования на изучение явления в системе культурных ценностей и выявление способов действий, обеспечивающих развитие рефлексивных умений и навыков, возможностей обогащения культуры. Основными методологически важными задачами рефлексивного подхода являются: определение совокупности принципов и ценностей, их реализация в процессе воспитания профессионального патриотизма обучающихся, поиск новых возможностей во взаимодействии «студент - студент», студент - преподаватель», а также способов освоения ценностей профессии.

Основной составляющей рефлексивного подхода является рефлексия, которая подразумевает анализ своих переживаний, осмысление собственных действий. В гражданско-патриотической деятельности рефлексия развивает творческие способности, позволяет преобразовать свой внутренний мир, выявляет потребности и совершенствует нормы, регулирующие поведение. Рефлексия выступает условием саморазвития личности. Рефлексив-

ность может выступать критерием развития личностной зрелости специалиста. Способность занимать аналитическую позицию по отношению к себе, воспитанникам, профессиональной деятельности позволит ему осмыслить ценности своей профессии, принять своевременное решение, самореализоваться.

Заслуживают внимания в рамках нашего исследования работы О.И. Барановой [2], М.Е. Белобородовой [3], М.В. Циулиной [5], Э.А. Болодуриной [5], Е.В. Мошкиной [8], Т.П. Осиповой [9], М.Н. Прозоровой [10], Е.П. Седых [11], С.В. Сильченковой [12], Ю.А. Трифоновой [13], М.Б. Баликаевой [19], И.О. Котляровой [19], М.А.Волковой [19] и др., в которых раскрываются вопросы рефлексивной деятельности, значение инновационных, рефлексивно-оценочных технологий, рефлексивных приемов, средств, рефлексивных форм психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки студентов.

Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов (анализ нормативно-правовой документации, научной литературы, анкетирование, ранжирование, педагогическое наблюдение, беседы со студентами, методы статистической обработки и интерпретации данных).

Опрос студентов осуществлялся с целью определения уровня патриотической воспитанности, ценностных ориентаций, отношения к ключевым понятиям (патриотизм, профессиональный патриотизм), системе патриотического воспитания в вузе.

Патриотическое воспитание на основе рефлексивной деятельности Профессиональный патриотизм является результатом патриотического воспитания. Однако развитие личности предполагает переосмысление и пересмотр ряда связанных с ним представлений. Важно осуществить глубокую рефлексию опыта патриотического воспитания, уточнить понятийный аппарат патриотического воспитания.

Рефлексивная деятельность позволяет студенту быть ответственным, адаптивным и конкурентоспособным в профессиональном пространстве. Рефлексия носит деятельный характер. Особое значение имеют формы рефлексивно-ценностного сопровождения патриотического воспитания студентов.

Использовались проблемные, сложные педагогические ситуации, в которых студент

через рефлексию находит верное решение. Рефлексия стимулирует исследовательский, творческий процесс, позволяет осознавать свои затруднения, формирует рефлексивную позицию студента.

Рефлексивные приемы позволяют нацелить студентов на анализ своего опыта деятельности, ситуации, содержания деятельности, моделировать возможные действия в будущем, планировать, проектировать деятельности по реализации намеченных целей; рефлексировать в проблемной ситуации.

Рефлексивная деятельность является одним из условий воспитания профессионального патриотизма. «Профессиональный патриотизм - это сформированное чувство гордости, любви к выбранному роду деятельности» [17, с. 204], это результат гражданско-патриотиче-ского воспитания. Основная задача - ввести в профессию, мотивировать на успешную реализацию себя в выбранной профессии.

Система гражданско-патриотического воспитания студентов тесно связана с их будущей профессией. В Челябинском государственном институте культуры на шести факультетах - консерваторском, культурологическом, хореографическом, документальных коммуникаций и туризма, театра, кино и телевидения, декоративно-прикладного искусства -готовят конкурентоспособных, мобильных, ответственных, творческих специалистов, готовых выполнять профессиональный долг.

Включаясь в разнообразные виды деятельности (проектировочную, исследовательскую, социально-культурную и др.), студенты приобретают социальный опыт, развивают социокультурные и профессиональные компетенции. Несомненно, активное участие в организации и проведении традиционных мероприятий способствует воспитанию профессионального патриотизма.

Студентам-бакалаврам и магистрам 1-го курса было предложено оценить свою патриотическую позицию. Понимание категории профессионального патриотизма мало отличается в позиции бакалавров и магистров. 91 % респондентов понимают сущность данного понятия. По отдельным признакам, например, значимости своего труда, ответы магистров выше, чем у бакалавров (93 %; 82 %). Студенты отмечают также, что необходимо поднимать престиж таких профессий, как библиотекарь, музейный работник.

Анализ результатов опроса респондентов

позволил сделать вывод: необходимо стимулировать студентов к достижению профессионализма, пониманию значимости профессии; воспитывать профессиональный патриотизм, развивать лидерские качества, способности достойно представлять и защищать свою патриотическую позицию и профессию.

Студентам было предложено ответить на вопрос: какие формы, методы, средства наиболее эффективны в воспитании профессионального патриотизма? Среди наиболее эффективных форм, методов и средств респонденты выделили: просмотр и обсуждение фильмов гражданско-патриотической направленности, конкурсы и выставки творчества, встречи с выпускниками вуза, интересными, творческими людьми (музыкантами, хореографами, художниками, краеведами, писателями и т. д.), экскурсии в музеи, тематические праздники, фестивали, читательские конференции, научно-практические семинары, форумы, конференции и т. д. Особо выделено народное творчество (фольклор, обычаи, традиции) и социально-культурная практика.

Наиболее эффективными и запоминающимися студенты считают встречи с выпускниками вуза - уроки профессионального мастерства, дебаты, дискуссии, круглые столы, посещение театральных постановок, концертов, презентации книг наших преподавателей, виртуальные экскурсии, профессиональные конкурсы, выставки и экспозиции, в том числе фотовыставки, посвященные историческим и культурным событиям, творчеству художников, педагогические мастерские, мастер-классы, квесты, фестивали, форумы, предметные олимпиады и т. д.

Например, студенческая олимпиада по педагогике и психологии, в которой участвуют студенты всех факультетов, является средством профориентационной работы, активизации творческого потенциала будущего музыканта, хореографа, библиотекаря, докумен-товеда, музейного работника и др., пропаганды психолого-педагогических знаний.

Конкурсы педагогического красноречия, научных статей, сочинений-эссе, рецензирование фильмов, презентации книг, видеороликов, презентаций, защита авторских проектов о будущей профессии и т. д. позволяют студенту осмыслить и осознать, правильный ли выбор сделан, каких успехов он может достичь в будущем.

Перспективными средствами воспитания профессионального патриотизма студенты считают информационные технологии (тематические интернет-проекты, документальное и художественное кино, видеоальманахи, видеофильмы и т. д.).

«По различным статистическим исследованиям в ближайшее время в развитых странах около 45 % рабочих мест заменят роботы и компьютерные программы. Люди же будут вовлечены в творческий процесс, требующий развитого эстетического вкуса и определённых способностей» [16, с. 204]. Поэтому так важно развивать информационно-коммуникационную культуру.

При этом отмечают, что рефлексивная деятельность позволяет критически оценить то или иное проведенное мероприятие, свои действия, сосредоточить внимание на конкретных аспектах проблем воспитания и обучения, выделить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности.

О традициях вуза, об особенностях своей профессии студенты узнают из «Хроники жизни института» - ежегодного издания, в котором отражены яркие события жизни Челябинского государственного института культуры. Авторами данного издания являются студенты, преподаватели, а также авторы публикаций в других СМИ (например, статьи о ЧГИК в газетах «Аргументы и факты», «Кыштымский рабочий», «Голос музейщика», «Саткинский рабочий», «Возрождение Урала» и т. д.).

Интерес вызывает журнал «Музейный вестник», в котором студенты знакомятся с публикациями, посвященными истории родного края, традициям и истории вуза, имеют возможность прочитать о выпускниках, о том, как они выполняют свой профессиональный долг. Студенты имеют возможность написать статью о своих впечатлениях, размышлениях...

«Имена выпускников ЧГИК знают в России от Дальнего Востока до Калининграда. Среди них 30 народных и заслуженных артистов России, более 190 заслуженных работников культуры и высшей школы. Более 100 выпускников вуза успешно работают и выполняют патриотический долг в дальнем зарубежье -в Германии, Голландии, Израиле, Испании, Италии, Франции, США и других странах. В числе воспитанников вуза известные актеры, музыканты, режиссеры, политики и руководители: А.В. Бетехтин, Б.Е. Видгоф, В.М. Евдо-

кимов, Р.О. Гепп, В.Г. Лебедев, А.А. Мунта-гиров, И.П. Оболдина, О.Н. Пона, А.В. Фриш, В.Н. Шилов, В.И. Ярушин и многие другие» [14, с. 68-69]. В связи с подготовкой в РФ к 75-летию Победы в «Музейном вестнике» [15] открывается раздел «Бессмертный полк», в котором родственники рассказывают о подвиге своих родных и близких людей в годы Великой Отечественной войны.

Мы разделяем позицию Л.А. Саенко, которая справедливо считает, что немаловажную роль в формировании профессионального патриотизма играет такой институт, как социальное партнерство. Социальное партнерство в образовании призвано повышать качество и эффективность образования [4]. Так, например, Институт культуры детства ЧГИК (директор д.п.н., проф. Р.А. Литвак) сотрудничает с учреждениями социального патронирования по оказанию социально-педагогической поддержки детям-сиротам и инвалидам, с молодежными общественными объединениями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и т. д.; реализует совместные социальные, педагогические проекты; проводит совместно со студенческим педагогическим отрядом «Пульс» традиционные мероприятия. ИКД совместно с СПО «Пульс» проводит воспитательную работу на следующих площадках социального патронирования: Центр помощи детям «Акварель», ОАО «РЖД» школа-интернат № 15, лицей № 10, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, г. Челябинск.

По итогам 2019 г. СПО «Пульс» занимает призовые места: I место в XII Областном фестивале танцев среди студенческих отрядов ЧОСО; I место в областном песенном конкурсе «Весеннее обострение» среди студенческих отрядов ЧОСО; III место в межрегиональном конкурсе вожатского мастерства «Вожатый года» в номинациях «Вожатый профи» «Вожатый - дебют». Традиционным социальным проектом уже на протяжении 16 лет является Областной фестиваль сотворчества «Ты не один!». 14 апреля 2019 года в учебном театре ЧГИК состоялся XVI Областной фестиваль сотворчества «Ты не один!». В фестивале принимало участие около 300 детей из 15 учреждений социального патронирования.

Ассоциация музейных работников общественных музеев г. Челябинска, созданная по инициативе зав. кафедрой туризма и музееве-

дения, кандидатом педагогических наук, доцентом А.В. Лушниковой и заведующей музейным комплексом ЧГИК, кандидатом исторических наук, доцентом Н.В. Овчинниковой, объединяет 43 музея. Члены ассоциации выступают руководителями практик студентов направлений подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «Туризм», по итогам которых появляются новые проекты, видеофильмы, научные статьи, новые выставки и экспозиции, тексты экскурсий.

Социальное партнерство проявляется в разработке с другими вузами методических пособий, монографий, методических рекомендаций, в проведении семинаров, педагогических мастерских, проведении совместных мероприятий, научно-практических конференций, форумов, фестивалей, конкурсов и т. д.

Студенты отмечают, что рефлексивная деятельность позволяет критически оценить то или иное проведенное мероприятие, свои действия, сосредоточить внимание на конкретных аспектах проблем воспитания и обучения, воспитать профессиональный патриотизм, выделить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности.

Формированию любви к выбранной специальности, верности профессии содействуют не только профориентационная работа, материальная база, использование инновационных технологий, возможностей социально-культурной среды вуза культуры, но и благоприятные социальные условия.

Заключение

В рамках статьи невозможно охватить все пути совершенствования системы воспитания профессионального патриотизма. Обобщая вышесказанное, отметим, что необходимо создать условия для интеллектуального творчества личности, которое тоже есть патриотизм, проявляющийся в профессиональной отдаче и профессиональном успехе. Особенного внимания заслуживают интерактивные методы, потому что при их использовании активизируются внутренние ресурсы личности в процессе воспитания профессионального патриотизма как составной части профессиональной компетентности. Включение воспитанников в разнообразные виды деятельности на основе рефлексии обеспечат освоение ценностей (патриотизма в том числе) и понимание смыслов собственной профессиональной деятельности позволит выполнить профессиональный долг.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2012. - 608 с.

2. Баранова, О.И. Рефлексивный дневник студента педагогического вуза в аспекте ак-меологического подхода // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-3. -С. 471-475.

3. Белобородова, М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Вестник Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-та. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». - 2013. - № 9. - С. 59-63.

4. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ип-политова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. -

2015. - № 6. - С. 27-32.

5. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патрио-тического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде / Г.Я. Грев-цева, М.В. Циулина, Э.А. Болодурина // Современные проблемы науки и образования. -

2016. - № 3. - ИПр://м>м>м>^аепсе-еёисаНоп. ги/аШс1еМем>?1ё=24726 (дата обращения: 06.10.2019).

6. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов, А.У. Варданян. - Ереван: изд-во «Луйс», 1981. - 220 с.

7. Мордвинцев, Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук / Д. Ю. Мордвинцев. - Челябинск, 2003. -175 с.

8. Мошкина, Е.В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: дис. ... канд. пед. наук/ Е.В. Мошкина. - Красноярск, 2014. - 185 с.

9. Осипова, Т.П. Рефлексивно-деятель-ностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов / Т. П. Осипова // Ярослав. пед. вестник. - 2012. - Т. II, № 1. -С. 163-166.

10. Прозорова, М.Н. Педагогическая рефлексия как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной

деятельности / М.Н. Прозорова // Педагогика. Общество. Право. - 2012. - № 2 (2). -С. 23-29.

11. Седых, Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения / Е.П. Седых // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 4. - http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=21239 (дата обращения: 10.10.2019).

12. Сильченкова, С.В. Формы и направления педагогического сопровождения / С.В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. - Октябрь 2013. -№ 10. - http://web.snauka.ru/issues/2013/10/ 27827(дата обращения: 12.10.2019).

13. Трифонова, Ю.А. Рефлексивные формы психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки студентов (в условиях педагогического колледжа): авто-реф. дис. ... канд. психол. наук /Ю.А. Трифонова. - Кемерово, 2013. - 22 с.

14. Хроника жизни института. 2018/19 учебный год / под ред. проф. В.Я. Рушанина. -Челябинск: ЧГИК, 2019. - 178 с.

15. Музейный вестник / сост. Н.В. Овчинникова. - Челябинск: ЧГИК, 2019. -Вып. 28. - 192 с.

16. Саенко, Л.А. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся / Л.А. Саенко, Е.И. Зритнева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70).- С. 70-71.

17. Саенко, Л.А. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи / Л.А. Саенко // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). -С. 203-205.

18. Нюдюмагомедов, А.Н. Профессиональный патриотизм как компетенция педагога / А.Н. Нюдюмагомедов, М.А. Савзиха-нова // Известия ДГПУ. - 2014. - № 3. -С. 65-68.

19. Balikaeva, M.B. Innovative technologies as a means of the development of future engineers' professional mobility abroad / M.B. Balikaeva, E.L. Chizhevskaya, G.Ya. Grevt-seva et al. // Материалы Междунар .научно-практ. конф. «Инновации в технике и технологиях», 2018. - http://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757-899X/441/1/012007 (дата обращения: 09.11.2019).

Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, уакироупа@ rambler.ru.

Поступила в редакцию 30 ноября 2019 г.

DOI: 10.14529/ped200103

THE REFLECTIVE ACTIVITY AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G.Ya. Grevtseva, yakupovna@rambler.ru

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

The article reveals the relevance of professional patriotism formation. The issues of formation of students' patriotism are considered. The features of patriotism in the 21st century are highlighted. The research on patriotism formation, professional patriotism as a result of civic and patriotic education are analyzed. The terms of "patriotism" and "professional patriotism" are defined. The socio-pedagogical conditions of the system of formation of professional patriotism are determined and the particular attention is paid to reflective activity. The features of formation of professional patriotism on the basis of reflection that meets the challenges of the modern world are highlighted. It is indicated that the value-semantic guidelines of the professional activities of a future specialist are associated with creativity, professional patriotism. The most effective forms, methods, and means of formation of professional patriotism are presented as a result of the students' survey in the higher school of culture. The main characteristics of the future specialist are stressed. The necessity and importance of social partnership in education and training, which contributes to improving the quality of students' education, the formation of professional patriotism are noted.

Keywords: activity, activity approach, patriotism, professional patriotism, professional activity, professional duty, conditions, reflection, reflective activity.

References

1. Andreev V.I. Pedagogika. Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy. The Training Course for the Creative Personal Development]. Kazan', Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2012. 608 p.

2. Baranova O.I. [The Student's Reflective Diary in a Pedagogical University in the Aspect of the Acmeological Approach]. Modern High Technology, 2015, no. 12-3, pp. 471-475. (in Russ.)

3. Beloborodova M.E. [The Students' Reflective Activity in the Educational Process and the Features of its Organization in the Virtual Information Environment]. Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Ser. Information Computer Technologies in Education, 2013, no. 9, pp. 59-63. (in Russ.)

4. Grevtseva G.Ya., Ippolitova N.V. [The youth's Education of Civic Consciousness and Patriotism: Historical Aspect]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 6, pp. 27-32. (in Russ.)

5. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Bolodurin E.A. [Reflexive and Evaluative Technologies as a Factor of Students' Civic and Patriotic Education in the Sociocultural Environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2016, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 (accessed 06.10.2019).

6. Davydov V.V., Vardanyan A.U. Uchebnaia deiatel'nost' i modelirovanie [Training Activities and Modeling]. Yerevan, 1981. 220 p.

7. Mordvintsev D.Yu. Vospitanie patriotizma u budushchikh uchiteley sredstvamipedagogicheskikh distsiplin. Dis. kand. ped. nauk [Patriotism Education of Future Teachers by Means of Pedagogical Disciplines. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2003. 175 p.

8. Moshkina E.V. Organizatsionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa podgotovki studentov zaochnoy formy v usloviyakh elektronnogo obucheniya. Dis. kand. ped. nauk [The Organizational and Pedagogical Support of the Part Time Students of Preparing in E-learning. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Krasnoyarsk, 2014. 185 p.

9. Osipova T.P. [The Reflexive and Active Approach in the Students' Vocational Training]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2012, vol. 2, no. 1, pp. 163-166. (in Russ.)

10. Prozorova M.N. [Pedagogical Reflection as a Necessary Condition for Preparing Students for Professional Activities]. Pedagogy. Society. Right, 2012, no. 2 (2), pp. 23-29. (in Russ.)

11. Sedykh E.P. [Students' Reflexive Activities Designing in the Context of E-learning]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=21239 (accessed 10.10.2019).

12. Sil'chenkova S.V. Forms and Directions of Pedagogical Support]. Sovremennye nauchnye issle-dovaniya i innovatsii [Modern Scientific Research and Innovation], 2013, no. 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/ 27827 (accessed 12.10.2019).

13. Trifonova Yu.A. Refleksivnye formy psikhologo-obrazovatel'nogo soprovozhdeniya professio-nal'noy podgotovki studentov (v usloviyakh pedagogicheskogo kolledzha). Avtoref. Kand. Diss. [Reflexive Forms of Psychological and Educational Support for Professional Training of Students (in a Teacher Training College). Abstract of Cand. Diss.]. Kemerovo, 2013. 22 p.

14. Rushanina V.Ya. Khronika zhizni instituta. 2018/19 uchebnyy god [Chronicle of the Institute. 2018/19 Academic Year]. Chelyabinsk, 2019. 178 p.

15. Ovchinnikov N.V. Muzeinyi vestnik [Museum Bulletin]. Chelyabinsk, 2019, iss. 28. 192 p.

16. Saenko L.A., Zritneva E.I. [Analysis of Factors Leading to the Destruction of Professional Socialization of Students]. World of Science, Culture, Education, 2018, no. 3 (70), pp. 70-71. (in Russ.)

17. Saenko L.A. [Conditions for the Professional Patriotism Formation of Students]. World of Science, Culture, Education, 2018, no. 5 (72), pp. 203-205. (in Russ.)

18. Nyudyumagomedov A.N., Savzikhanova M.A. [Professional Patriotism as a Teacher's Competence]. News DGPU, 2014, no. 3, pp. 65-68.

19. Balikaeva M.B., Chizhevskaya E.L., Grevtseva G.Ya., Kotlyarova I.O., Volkova M.A. [Innovative Technologies as a Means of the Development of Future Engineers' Professional Mobility Abroad]. Materialy Mezhdun. nauchno-prakt. konf. "Innovatsii v tekhnike i tekhnologiyakh" [Materials International Scientific and Practical. Conf. "Innovations in Engineering and Technology"], 2018. Available at: http: // iopscience.iop.org/article/ 10.1088 / 1757-899X / 441/1/012007 (accessed: 09.11.2019). DOI: 10.1088/1757-899x/441/1/012007

Received 30 November 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Гревцева, Г.Я. Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма / Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12, № 1. - С. 3543. БО!: 10.14529/ре<1200103

Grevtseva G.Ya. The Reflective Activity as a Condition of Formation of Professional Patriotism. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 1, pp. 35-43. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped200103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.