Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс'

Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3503
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / CIVIC QUALITIES / UPBRINGING / CIVIC EDUCATION / CIVIC SOCIALIZATION / CIVIC ACTIVITIES / SOCIOCULTURAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

Раскрывается актуальность гражданско-патриотического воспитания личности, анализируются ключевые понятия (гражданственность, патриотизм, гражданские качества, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская социализация и т.д.); уточняются понятия «гражданственность», «гражданские качества», «гражданские ценности», «гражданская деятельность». Гражданственность как результат гражданского воспитания, составная часть культуры и образования личности рассматривается как совокупность гражданских качеств и представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Выделены исследования, посвященные гражданско-патриотическому воспитанию, определены методологические подходы (антропологический, аксиологический, интегративно-деятельностный) к гражданско-патриотическому воспитанию. Указаны риски, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием и социализацией личности. Выделены педагогические условия, обеспечивающие успешный процесс гражданскопатриотического воспитания молодежи. Отмечается, что необходимо учитывать специфику и особенности социально-культурной среды вуза и включать в разнообразную деятельность учащуюся молодежь. Результаты опроса студентов позволили определить наиболее эффективные методы, формы и средства гражданско-патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG STUDENTS AS A SOCIO-CULTURAL PROCESS

He article reveals the relevance of civic-patriotic education of a person, analyzes key concepts (civicism, patriotism, civic qualities, civic-patriotic education, civic socialization, etc.); the concepts of «citizenship», «civic qualities», «civic values», «civic activities» are clarified. Citizenship as a result of civic education, an integral part of a person’s culture and education is considered as a combination of civic qualities and is a social value for the development of society and the individual. Studies on civic-patriotic education are highlighted, methodological approaches (anthropological, axiological, integrative-activity) to civic-patriotic education are identified. The risks associated with civil-patriotic education and socialization of the individual are indicated. The pedagogical conditions that ensure the successful process of civil-patriotic education of youth are highlighted. It is noted that it is necessary to take into account the specifics and characteristics of the socio-cultural environment of the university and include student youth in a variety of activities. The results of a student survey allowed us to determine the most effective methods, forms and means of civic-patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-18-26

УДК 378 ББК 74.480.0

Г.Я. Гревцева

(Челябинский государственный институт культуры, Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Раскрывается актуальность гражданско-патриотического воспитания личности, анализируются ключевые понятия (гражданственность, патриотизм, гражданские качества, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская социализация и т.д.); уточняются понятия «гражданственность», «гражданские качества», «гражданские ценности», «гражданская деятельность». Гражданственность как результат гражданского воспитания, составная часть культуры и образования личности рассматривается как совокупность гражданских качеств и представляет собой социальную ценность для развития общества и личности.

Выделены исследования, посвященные гражданско-патриотическому воспитанию, определены методологические подходы (антропологический, аксиологический, интегра-тивно-деятельностный) к гражданско-патриотическому воспитанию. Указаны риски, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием и социализацией личности.

Выделены педагогические условия, обеспечивающие успешный процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи. Отмечается, что необходимо учитывать специфику и особенности социально-культурной среды вуза и включать в разнообразную деятельность учащуюся молодежь. Результаты опроса студентов позволили определить наиболее эффективные методы, формы и средства гражданско-патрио-тического воспитания молодежи.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, гражданские качества, воспитание, гражданское воспитание, гражданская социализация, гражданская деятельность, социокультурный процесс.

го

ш

ф

J

ш

ф

К

G.Ya. Grevtseva

(Chelyabinsk State Institute of Culture, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG STUDENTS AS A SOCIO-CULTURAL PROCESS

The article reveals the relevance of civic-patriotic education of a person, analyzes key concepts (civicism, patriotism, civic qualities, civic-patriotic education, civic socialization, etc.); the concepts of «citizenship», «civic qualities», «civic values», «civic activities» are clarified. Citizenship as a result of civic education, an integral part of a person's culture and education is considered as a combination of civic qualities and is a social value for the development of society and the individual.

Studies on civic-patriotic education are highlighted, methodological approaches (anthropological, axiological, integrative-activity) to civic-patriotic education are identified. The risks associated with civil-patriotic education and socialization of the individual are indicated.

The pedagogical conditions that ensure the successful process of civil-patriotic education of youth are highlighted. It is noted that it is necessary to take into account the specifics and characteristics of the socio-cultural environment of the university and include student youth in a variety of activities. The results of a student survey allowed us to determine the most effective methods, forms and means of civic-patriotic education of youth.

Keywords: citizenship, patriotism, civic qualities, upbringing, civic education, civic socialization, civic activities, sociocultural process.

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из сложнейших и социально важных проблем российской действительности. Проблема граждан-ско-патриотического воспитания имеет прямое отношение к противоречиям, возникающим в гражданском обществе, правовом государстве.

Общественные институты призваны обеспечить передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта, содействовать развитию гражданского самосознания молодежи, гражданской социализации, содержание которой изменяется в зависимости от представлений человека о гражданском обществе.

Участившиеся проявления экстремизма, антипатриотизма представляют угрозу для национальной безопасности и целостности России, в связи с чем возникает проблема воспитания гражданственности и патриотизма молодежи.

Актуальность гражданско-патриоти-ческого воспитания учащейся молодежи подтверждается нормативно-правовыми документами [3; 14; 18; 22]. Поставленные в документах задачи активизировали педагогические исследования по вопросам гражданско-патриотического воспитания. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, развития гражданской активности и инициативы учащейся молодежи занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. В «Стратегии реализации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от-

мечается необходимость ориентации на гражданско-патриотические и нравственные ценности [18].

Несомненно, гражданское воспитание связано со всеми направлениями воспитательного процесса, в том числе с нравственным, правовым, патриотическим, интерсоциальным, военно-патриотическим, с воспитанием культуры духовной, межнационального общения (В.Н. Власова [1], И.Ф. Габидул-лин [2], В.В. Гладких [4], И.М. Дуранов [6], Н.В. Ипполитова [5], Р.В. Зинькевич [7], Т.В. Козловская [8], Т.Р. Лыкова [9], О.А. Овчинников [11], И.А. Полищук [12], Ф.Е. Попов [13], Н А. Савотина [16], Н.А. Сиволобова [17], Н.Г. Тимакова [20], А.В. Фахрутдинова [21], С.И. Федорова [23] и др.).

В вышеуказанных исследованиях определены принципы гражданско-па-триотического воспитания, выявляются условия формирования гражданских, нравственно-патриотических ценностей; определяются особенности и значение образовательной, музейно-об-разовательной среды; особое внимание уделяется воспитанию патриотизма, нравственности и гражданственности у воспитанников военно-учебных заведений, определяется значение волонтерского, культурно-исторических традиций, литературно-художественных праздников, культурно-досуговой и военно-поисковой деятельности и т.д. Разделяя позиции ученых, считаем, что только на основе максимально развитого сознания, нравственных чувств и убеждений

о

о ф

J

о

.0 I

о о

* ф

ч

о с; о

ф

го

т ^

ф

о о

ш

ф

о ^

о ф

т

го с

0

1

го

*

го

го m <u J

m

ф

ü

CR

можно воспитать идейность и патриотизм. Современный патриот России - настоящий россиянин, духовно богатый, идейно убежденный, преданно любящий Родину, отстаивающий ценности российского общества

В диссертационных исследованиях реализуется множество подходов, разработанных в отечественной науке: системный (Н.В. Кузьмина, В.А. Сласте-нин и др.), системно-оптимизационный (Ф.Н. Алипханова и др.), генетический (И.С. Сафуанов и др.), акмеологический (А.М. Леонтьев и др.), деятельностный (О.Б. Епишева и др.), средовой (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Ю.С. Мануйлов и др.), этнорегиональный подход (А.Ю. Белогуров, В.В. Мирошниченко, Е.В. Семенченко и др.) и т.д.

Процесс становления личности выступает как социокультурный процесс. Сложность и многогранность данного направления воспитательной работы предполагает опору на несколько методологических подходов в ее организации. В основе нашего исследования лежит идея привлечения комплекса методологических подходов (анторопологического, аксиологического, интегративно-деятель-ностного).

Подход представляет собой сложное, многофункциональное гносеологическое явление, реализуемое через комплекс принципов и методов, систему понятий, выполняющих методологическую функцию, заключающуюся в идеях, принципиальных положениях; выступают как руководящие указания изучения обозначенных проблем. Каждый из подходов имеет свою сферу приложения. Одни из них распространяют свое воздействие по преимуществу на содержание, другие - на процесс, третьи, в равной мере на содержание и процесс. Следовательно, подход реализуется через комплекс принципов и методов.

Антропологический подход выходит непосредственно на личность, что связано с решением проблем формирования цели и смысла жизни и деятельности че-

ловека, развития личности, ее социализации, социально-культурного образования и развития, подготовки к творческой и профессиональной деятельности. Антропологический подход нацеливает на гражданско-патриотическое воспитание с учетом интеграции достижений всех наук о человеке.

Опыт личности учащихся проявляется в знаниях, умениях, привычках, традициях, обычаях, в ценностных ори-ентациях. Педагог управляет процессом приобретения социального опыта учащимися. Направленность выступает результатом приобретения опыта и отражает внутреннее состояние в форме интереса, мотивов, потребностей, установок, позиции, убеждений. Сама направленность личности связана с рефлексией, то есть с самоуправлением, самовоспитанием, самоконтролем, самооценкой, самокоррекцией. Направленность личности на гражданско-патриотические ценности является стержнем гражданско-патриотиче-ского воспитания учащейся молодежи.

Следует отметить, что основные общецивилизационные тенденции последнего десятилетия (регионализация общественного развития, информатизация, интернационализация, век инноваций, нового мышления, внедрение новых образовательных, информационных технологий, возрастание вероятности самоуничтожения человечества, снижение оптимизма по отношению к своему будущему, усиление межэтнической напряженности, конфликт поколений и т.д.) требуют изменения целей, задач, содержания гражданско-патриотического воспитания, направленного на эффективность социализации личности.

Анализ тенденций современного гражданского общества приводит к выводу, согласно которому существуют позитивные и негативные факторы гражданской социализации личности. Например, социальные факторы - это государственная политика в области профессионального образования, состояние системы образования, социально-куль-

турная среда; характер взаимоотношений учащихся с окружающими людьми. К субъективным факторам относятся: ориентации и установки на овладение гражданской культурой, позитивное отношение к законам, принятие правомерной модели поведения.

Исходя из практики и теории социализации и развития личности, к основным проблемам ее изучения на основе антропологического подхода следует отнести: цель и смысл жизнедеятельности; освоение ключевых компетенций, которые позволят в будущем успешно выполнять профессиональный долг и социальные роли; ориентацию человека на общечеловеческие и национальные, гражданские ценности; расширение сферы общения на основе диалога национальных культур; развитие культуры социальных отношений, включая и социально-культурную деятельность; проявление культуры поведения.

Антропологический подход к развитию личности связан с изучением становления ее «самости». Согласно «Я -концепции», развитие личности представляет собой путь движения от Я - реального к Я - идеальному. Здесь антропологический подход позволяет понять социальную сущность, выполняемых человеком общественных ролей. Данный подход опирается на принцип историзма и природосообразности, учитывает содержание и методы образования личности. Процесс становления личности выступает как социокультурный процесс.

Антропологический подход в исследовании педагогических проблем, по мнению И.М. Дуранова [6], выполняет систему функций, включая: теоретико-методологическую функцию, исходя из изучения личности как целостности; ценностно-ориентировочную функцию, связанную с рассмотрением личности как ценности; а также рефлексивно-оценочную и интегративную функцию, включающую исследование с использованием данных всех наук о человеке; диагностическую функцию, включающую

определение степени достижения цели исследования, развитие личностных качеств человека.

Данный подход мы дополняем аксиологическим подходом к гражданско-па-триотическому воспитанию специалиста нового типа. Гражданственность и патриотизм отражают отношение личности к Родине и Отечеству, где Отечество соотносится с общественным и политическим устройством. Любовь к Родине и верность Отечеству выступают не только как нравственно-правовые, но и социокультурные, гражданские ценности.

Воспитание придает особую направленность личности, направленность на ценности быть патриотом-гражданином. Мы разделяем точку зрения И.М. Дура-нова [6] в том, что патриотизм не всегда сочетается с гражданственностью.

И.Ф. Габидуллин [2] особое внимание уделяет способам реализации средового подхода: дифференциации, интеграции, генерированию, декомпенсации среды; при этом учитывается развивающий характер среды. Способом использования возможностей среды в педагогических целях, как отмечает ученый, связан с доминантностью и когерентностью (согласованностью) образовательной среды.

Специфические характеристики образовательной среды, социокультурного пространства представлены в работах Ю.С. Мануйлова [10]. Социокультурная среда - это система культурных ориентиров, духовно-нравственных, гражданских ценностей, общепринятых норм, законов, правил общества, с которыми взаимодействует индивид и которые в этом межличностном взаимодействии оказывают влияние на развитие личности гражданина-патриота. Учитывая специфику и особенности социально-культурной среды вуза и ориентируясь на способы реализации средового подхода, включаем учащуюся молодежь в социально-значимую, гражданско-патриотическую, нравственно-правовую деятельность, способствующую формированию навыков активного гражданского действия, содействия; вос-

о

о ф

^

о

.0

I

£

о о

* ф

ч

о ц

о

ф ^

го

т ^

ф

о о

со ф

о ^

о ф

т

го с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

го

*

го

го m <u J m <u ср

CR

питанию гражданских качеств (гражданственность, нравственность, патриотизм, гуманность, толерантность, независимость убеждений и т.д.), формированию ценностных ориентаций.

Ценностный подход тесно связан с интегративно-деятельностным подходом. С изменением деятельности человека происходит и переоценка ценностей. По результатам опроса студентов 1 курса Челябинского государственного института культуры консерваторского, хореографического факультетов образованность, здоровье, семья, труд, культура, патриотизм указаны в числе приоритетных ценностей.

Существующие факторы, которые влияют на гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи, могут быть объективными и субъективными (В.Н. Турченко), внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми (Ю.К. Бабанский) и т.д. Факторы -обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы гражданско-патриоти-ческого воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.

К педагогическим факторам граж-данско-патриотического воспитания учащейся молодежи следует отнести: коллектив (субъекты образовательного процесса), учебно-воспитательный процесс, неформальные объединения, социально значимую, общественно ценную деятельность учащихся.

Интегративно-деятельностный подход объединяет методологические возможности интегративного и деятель-ностного подходов. Основы интегра-тивно-деятельностного подхода в отечественной педагогике заложены в работах Е.О. Галицких, Э.Н. Гусинского, А.Я. Да-нилюка, Н.В. Ипполитовой и др. Интеграционный аспект деятельности педагога и деятельности учащегося важен в контексте получения нового качества явления - исследовательской, проектировочной, коммуникативной и других компетенций личности обучающегося.

Интегративно-деятельностный подход позволяет исследовать интегратив-ные характеристики деятельности субъектов воспитательного процесса. При этом важно учитывать принцип дополнительности разнообразных видов деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи представляет собой педагогическую систему, которая существует и развивается при четком соблюдении определенных педагогических условий (Ю.К. Бабанский, Н.М. Яковлева и др.). Условия представляют ту среду, в которой они возникают, существуют и развиваются.

Комплекс условий должен отвечать состоянию системы. Следовательно, одна из задач исследования - выявление педагогических условий реализации задач гражданско-патриотического воспитания.

Ряд ученых (В.Н. Власова [1],

B.В. Гладких [4], Г.Я. Гревцева [5], Т.В. Козловская [8], Т.Р. Лыкова [9], Е.В. Проворова [15], Е.В. Тараторин [19],

C.И. Федорова [23] и др.) выделяют педагогические условия гражданско-патри-отического воспитания личности: актуализацию боевых и военных традиций; развитие рефлексивной позиции; студенческое самоуправление, организацию педагогического сопровождения граж-данско-патриотического воспитания учащейся молодежи, процесса; создание мотивации молодежи к целенаправленной гражданской деятельности; использование личностно-ориентированных технологий и др.

Особое значение для успешной гражданской социализации учащейся молодежи, как мы уже отмечали, имеет подготовка специалистов к деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

В.В. Гладких [4] отмечает, что необходимо брать во внимание конкретно-историческую ситуацию общественного развития и учитывать возможности социальной среды; национальные, регио-

нальные особенности и др. Считаем, что необходимо также готовить специалистов к деятельности по гражданско-па-триотическому воспитанию молодежи, использовать возможности музейной педагогики, инновационных рефлексивных технологий, сетевое взаимодействие и т.д.

Наиболее эффективными средствами и формами гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи, по мнению студентов 1 курса ЧГИК, являются: государственная символика, традиции, экскурсии и походы по местам боевой славы; встречи с ветеранами войны и труда, виртуальные экскурсии по музеям боевой и трудовой славы, деловые игры, дебаты, дискуссии, конкурсы, викторины, Дни памяти, научно-практические конференции, посвященные воспитанию граждан-патриотов, просмотр фильмов на военную тематику с последующим обсуждением и т.д.

Рефлексивно-оценочная деятельность человека связана с развитием самопознания, самоанализа, самоконтроля, самовоспитанием, осмыслением своих поступков, коррекцией поведения и отношений к обществу, государству, его правовой системе, правам и обязанностям личности. Развитие рефлексивных процессов выступает условием самоуправления личности, ее самовоспитания как гражданина и патриота.

В целях гражданско-патриотическо-го воспитания нами предлагается разработка и реализация программы «Гражданственность учащейся молодёжи в современном мире: от протестной к созидательной активности», включающей теоретическую и практическую составляющую. I этап реализации программы - проектный, II этап - практический, III этап - аналитический.

Таким образом, в настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания связаны с развитием общества и требуют переосмысления содержания, форм и методов воспитательной работы, разработки инновационных про-

грамм, выявления психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности.

Библиографический список:

1. Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе этно-культуры: дисс. ... канд. пед. наук. -Новочеркасск, 1999. - 181 с.

2. Габидуллин И.Ф. Концепция и модель развития гражданско-правового сознания студентов вуза: дисс. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2015. - 389 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_192149/

4. Гладких В.В. Гражданско-патриоти-ческое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-де-ятельностный подход: дисс. . д-ра пед. наук. - Тамбов, 2011. - 436 с.

5. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского гос. пед. университета. - 2015. - № 6. С. 27-32.

6. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания, учащейся молодежи: теория и практика: моногр. - Магнитогорск: Изд-во Магн. гос.ун-та, 2003. - 298 с.

7. Зинькевич Р.В. Формирование патриотизма и развития гражданственности у воспитанников военно-учебных заведений России в XVШ-XX вв.: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2015. -173 с.

8. Козловская Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 253 с.

9. Лыкова Т.Р. Педагогические условия формирования патриотической позиции у бакалавров туризма [Электрон-

о

о ф

^

о

.0

I

£

о о

* ф

ч

о ц

о

ф ^

го

т ^

ф

о о

со ф

о ^

о ф

т

го с

0

1

го

*

го

го

со ф

^

ш

ф

К

ный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№6. - Режим доступа: Ы^:/^аепсе-education.ru/ru/article/view?id=11314

10. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дисс. ... д-ра пед. наук. -М., 1997. - 193 с.

11. Овчинников О.А. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний: личностно-ориентированный подход: дисс. ... канд. пед. наук. - Химки, 2016. - 183 с.

12. Полищук И.А. Гражданско-патриоти-ческое воспитание школьников в му-зейно-образовательной среде: дисс. . канд. псих. наук. - М., 2013. - 188 с.

13. Попов Ф.Е. Педагогические условия воспитания патриотизма студентов профессиональной образовательной организации в военно-поисковой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2015. - 192 с.

14. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Правительство РФ. -Режим доступа: http://government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1j sKA Errx2dE4q0ws.pdf

15. Проворова Е.В. Социально-педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в образовательной организации малого города: дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2016. - 212 с.

16. Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 44 с.

17. Сиволобова Н.А. Гражданско-патрио-тическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 21 с.

18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва [Электронный ресурс] // Правительство РФ. - Режим доступа: Ы1р:/^айс. government.ru/media/files/f5Z8H9tgU K5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

19. Тараторин Е.В. Гражданско-патрио-тическое воспитание молодежи на основе литературно-художественных праздников: монография. - Орел: ОГИК, 2014. - 112 с.

20. Тимакова Н.Г. Социально-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2012. - 21 с.

21. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ-ХХ1 веков: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2012. - 42 с.

22. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/4c3e 49295da6f4511a0f5d18289c6432/

23. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России: ав-тореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2015. - 40 с.

Поступила 03.09.2019

Об авторе:

Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры; профессор кафедры педагогики и психологии ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]

Для цитирования: Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 18-26. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-18-26

References:

1. Vlasova V.N. The system of civic education of the individual in the school of ethnoculture. Dis. ... kand. ped nauk. - Novocherkassk, 1999. - 181 p. [in Russian]

2. Gabidullin I.F. The concept and model of development of civil law consciousness of university students. Dis. ... Dr. ped. nauk. - Orenburg, 2015. - 389 p. [in Russian]

3. The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020» [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_192149 / [in Russian]

4. Gladkikh V.V. Civil-patriotic education of youth in the multicultural environment of a university: a system-activity approach. Dis. ... Dr. ped. nauk. - Tambov, 2011. - 436 p. [in Russian]

5. Grevtseva G.Ya., Ippolitov N.V. Education of citizenship and patriotism of youth: historical aspect // Bulletin of the Chelyabinsk state. ped University. - 2015. - No. 6. P. 2732. [in Russian]

6. Duranov I.M. Sociocultural foundations of civic-patriotic education, studying youth: theory and practice. - Magnitogorsk: Izds-vo Magn. Gos. Univ., 2003 . - 298 p. [in Russian]

7. Zinkevich R.V. The formation of patriotism and the development of citizenship among students of military schools in Russia in the XVIII-XX centuries. Dis. ... kand. ped nauk. -Moscow, 2015. - 173 p. [in Russian]

8. Kozlovskaya T.V. Pedagogical conditions of civil-patriotic education of modern students. 8 Dis. ... kand. ped nauk. - Rostov-on-Don, 2007. - 253 p. [in Russian] 2

9. Lykova T.R. Pedagogical conditions for the formation of a patriotic position among | bachelors of tourism [Electronic resource] // Sovremennye problemy nauki i obrazova- g niya. - 2013. - No. 6. - Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11314 [in Russian]

10. Manuilov Yu.S. Environmental approach to education. Dis. ... Dr. ped. nauk. - Moscow, 1997. - 193 p. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ovchinnikov O.A. Pedagogical conditions of military-patriotic education of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service: a personality-oriented approach. Dis. ... kand. ped.nauk. - Khimki, 2016. - 183 p. [in Russian] g

12. Polishchuk I.A. Civil-patriotic education of schoolchildren in a museum-educational environment. Dis. ... kand. psykhol. nauk. - M., 2013. - 188 p. [in Russian]

13. Popov F.E. Pedagogical conditions for the education of patriotism of students of a professional educational organization in military search activity. Dis. ... kand. ped nauk. -Yekaterinburg, 2015. - 192 p. [in Russian]

14. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 «On the state program" Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020» [Electronic resource] // Pravitelstvo RF. - Available at: http://government.ru/ ^ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf [in Russian]

15. Provorova E.V. Socio-pedagogical conditions of patriotic education of students in the educational organization of a small town. Dis. ... cand. ped nauk. - Kostroma, 2016. - 212 p. [in Russian]

16. Savotina N.A. Civic education of student youth in a modern university. Author's transcript. Dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006. - 44 p. [in Russian]

17. Sivolobova N.A. Civil-patriotic education of students on the basis of Russian cultural and historical traditions. Author's transcript. Dis. ... kand. ped nauk. - Stavropol, 2003. -21 p. [in Russian]

18. The development strategy of education in the Russian Federation for the period up to 2025: approved by order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r, Moscow [Electronic resource] // Pravitelstvo RF. - Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB .pdf [in Russian]

19. Taratorin E.V. Civil-patriotic education of youth on the basis of literary and artistic holidays. - Orel: OGIK, 2014. - 112 p. [in Russian]

20. Timakova N.G. Socio-pedagogical conditions of patriotic education of student youth in the process of cultural and leisure activities. Author's transcript. Dis. ... kand. ped nauk. -Kazan, 2012. - 21 p. [in Russian]

21. Fakhrutdinova A.V. Civic education of students in English-speaking countries at the turn of the 20th - 21st centuries. Author's transcript. Dis. ... Dr. ped. nauk. - Kazan, 2012. -42 p. [in Russian]

22. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-03 «On Education in the Russian Federation» [Electronic resource] // GARANT RU. - Available at: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ [in Russian]

23. Fedorova S.I. The formation of students' value attitude to the heroic past of Russia. Author's transcript. Dis. ... Dr. ped. nauk. - M., 2015. - 40 p. [in Russian]

About the author:

Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Professor, [email protected]

For citation: Grevtseva G.Ya. Civil-patriotic education of young students as a socio-cultural process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. -Vol. 11. - No. 3. P. 18-26. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-18-26

CO m <D J m <D

CR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.