Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / патриотизм / профессионализм / профессиональный патриотизм / социализация / проектирование / проект / профессиональная деятельность / value / patriotism / professionalism / professional patriotism / socialization / design / project / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Я. Гревцева, И.М. Баштанар, Д.Ю. Панин

В статье рассмотрена сущность и значение понятий «патриотизм», «профессиональный патриотизм», «социализация». Выделены типы патриотизма, в том числе профессиональный патриотизм. Определены методологические подходы к формированию профессионального патриотизма (системный, акмеологический, интегративно-деятельностный, компетентностный), структурные компоненты процесса формирования профессионального патриотизма студентов вуза, педагогические условия формирования профессионального патриотизма как фактора социализации. Особое внимание уделяется социокультурной и социально-культурной среде, ее роли в формировании профессионального патриотизма; социализации и проектировочной деятельности. Представлены результаты опроса студентов о сущности изучаемого понятия (профессиональный патриотизм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AS A FACTOR OF INDIVIDUAL SOCIALIZATION

The article considers the essence and meaning of the concepts of “patriotism”, “professional patriotism”, “socialization”. The types of patriotism, including professional patriotism, are singled out. Methodological approaches to the formation of professional patriotism (systemic, acmeological, integrative-activity, competence), structural components of the process of formation of professional patriotism of university students, pedagogical conditions for the formation of professional patriotism as a factor of socialization are determined. Particular attention is paid to the socio-cultural and socio-cultural environment, its role in the formation of professional patriotism; socialization and design activities. The results of a survey of students about the essence of the concept under study (professional patriotism) are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Внедрение в школах различных форм дистанционного обучения в 20202021 гг позволило многим отечественным педагогам оценить результативность интеграции мобильных технологий в образовательный процесс.

Охарактеризованные выше тенденции естественным образом способствовали более чёткому обозначению комплекса объективных проблем, связанных с внедрением таких технологий.

Решению этих проблем может в значительной степени поспособствовать повышение уровня готовности педагогов к широкому использованию мобильных устройств и приложений.

Развитая готовность учителя к использованию мобильных технологий в ходе профессиональной деятельности подразумевает наличие у него некоторых личностных качеств. В их числе следует отметить стрессоустойчивость, работоспособность, готовность к поиску и реализации нестандартных решений.

Связана она также с определённым уровнем развития специальных качеств современного педагога. Среди них умение разрабатывать программы и проекты при помощи мобильных устройств, готовность к освоению новых технологий, а равно и умение выявлять и устранять ошибки в собственной деятельности, способность к анализу её результатов.

Библиографический список

Наиболее значимым аспектом готовности современного учителя к широкому использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности является психологическая готовность.

В структуре последней ведущее место занимает личностная мотивацион-ная готовность.

Степенью выраженности охарактеризованных компонентов определяется наличие у педагога низкого, среднего или высокого уровня готовности к широкому использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности.

Наличие у педагога среднего или высокого уровня готовности к использованию таких технологий в процессе позволяет развивать у учащихся комплекс умений и навыков, связанных с активным поиском нестандартных решений в учебной и других видах деятельности, организовать активное и многомерное освоение содержания дисциплины учениками, мотивировать школьников к активизации межличностного взаимодействия в условиях урочной, внеурочной и внешкольной активности, а также обеспечивать эффективное использование инновационных форм организации образовательного процесса.

1. Носова Л.А., Павлова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в России. E-Scio. 2019; № 6 (33): 396 - 403.

2. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

3. Сибагатуллина А.Р, Степанова ГА. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности. Вестник Академии энциклопедических наук. 2020; № 1 (38): 58 - 63.

4. Любанец И.И. Использование BYOD-технологии в образовательном процессе. Вестник Донецкого педагогического института. 2017; № 3: 47 - 51.

5. Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; № 4: 59 - 62.

6. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. Педагогические науки. 2017; № 1 (19): 127 - 131.

7. Остапенко РИ. Преподавание дисциплин информационного цикла с помощью BYOD. Перспективы Науки и Образования. Международный научный журнал. 2017; № 5: 66 - 73.

8. Петрова А.С., Афанасьева О.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы. Педагогика. 2017; № 11 (21): 39 - 41.

9. Раскина И.И., Круглова Н.А. Использование мобильных устройств на уроках математики и информатики. Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Москва: МПГУ 2019: 732 - 739.

10. Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; Т 2; № 3 (73): 22 - 39.

11. Горбушин А.Г. Использование технологии BYOD (bring your own device) в образовательном процессе. Актуальные проблемы современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва: Научный Центр «Аэтерна», 2014: 58 - 60.

12. Садыкова О.П., Петров A.A. Рефлексивный компонент в концептуальной модели образовательного процесса в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-2: 295 - 297.

13. Стариченко Б.Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач. Педагогическое образование в России. 2018; № 8: 153 - 162.

14. Татаринов К.А., Бовкун Л.Е. Мобильные технологии в образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9; № 3 (32): 47 - 50.

15. Голицина И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании. Образовательные технологии и общество. 2011; № 1: 241 - 251.

References

1. Nosova L.A., Pavlova T.A. Issledovanie gotovnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya k innovacionnoj deyatel'nosti v period modernizacii obrazovaniya v Rossii. E-Scio. 2019; № 6 (33): 396 - 403.

2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

3. Sibagatullina A.R., Stepanova G.A. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya gotovnosti pedagogov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Akademii 'enciklopedicheskih nauk. 2020; № 1 (38): 58 - 63.

4. Lyubanec I.I. Ispol'zovanie BYOD-tehnologii v obrazovatel'nom processe. VestnikDoneckogopedagogicheskogo instituía. 2017; № 3: 47 - 51.

5. Guz' Yu.A. 'Effektivnoe ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij i planshetov v obuchenii inostrannomu yazyku. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; № 4: 59 - 62.

6. Karabel'skaya I.V. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'ekonomika. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 1 (19): 127 - 131.

7. Ostapenko R.I. Prepodavanie disciplin informacionnogo cikla s pomosch'yu BYOD. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017; № 5: 66 - 73.

8. Petrova A.S., Afanas'eva O.V., Levkina N.N. Informatizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Pedagogika. 2017; № 11 (21): 39 - 41.

9. Raskina I.I., Kruglova N.A. Ispol'zovanie mobil'nyh ustrojstv na urokah matematiki i informatiki. Aktual'nye problemy obucheniya informatike i matematike v sovremennoj shkole: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Moskva: MPGU, 2019: 732 - 739.

10. Chikova O.A. Cifrovaya transformaciya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2020; T 2; № 3 (73): 22 - 39.

11. Gorbushin A.G. Ispol'zovanie tehnologii BYOD (bring your own device) v obrazovatel'nom processe. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Nauchnyj Centr «A'eterna», 2014: 58 - 60.

12. Sadykova O.P., Petrov A.A. Refleksivnyj komponent v konceptual'noj modeli obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-2: 295 - 297.

13. Starichenko B.E. Pedagogicheskij podhod k ocenke rezul'tativnosti ispol'zovaniya IKT v reshenii obrazovatel'nyh zadach. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 153 - 162.

14. Tatarinov K.A., Bovkun L.E. Mobil'nye tehnologii v obrazovanii. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9; № 3 (32): 47 - 50.

15. Golicina I.N., Polovnikova N.L. Mobil'noe obuchenie kak novaya tehnologiya v obrazovanii. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2011; № 1: 241 - 251.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.035

Grevtseva G.Ya., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Ethnocultural Educaton, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), E-mail: yakupovna@rambler.ru

Bastanar I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Postgraduate and Doctoral Studies, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), E-mail: aspirant@chgaki.ru

Panin D.Yu, postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian Pedagogical University' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: p.d.y@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AS A FACTOR OF INDIVIDUAL SOCIALIZATION. The article considers the essence and meaning of the concepts of "patriotism", "professional patriotism", "socialization". The types of patriotism, including professional patriotism, are singled out. Methodological approaches to the formation of professional patriotism (systemic, acmeological, integrative-activity, competence), structural components of the process of formation of professional

patriotism of university students, pedagogical conditions for the formation of professional patriotism as a factor of socialization are determined. Particular attention is paid to the socio-cultural and socio-cultural environment, its role in the formation of professional patriotism; socialization and design activities. The results of a survey of students about the essence of the concept under study (professional patriotism) are presented.

Key words: value, patriotism, professionalism, professional patriotism, socialization, design, project, professional activity.

Г.Я. Греецееа, д-р пед. наук, проф., Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, E-mail: yakupovna@rambler.ru ИМ Баштанар, канд. пед. наук, доц., зав. аспирантуры и докторантуры Челябинского государственного института культуры и искусств, г. Челябинск, E-mail: aspirant@chgaki.ru

Д.Ю. Панин, аспирант, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, E-mail: p.d.y@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрена сущность и значение понятий «патриотизм», «профессиональный патриотизм», «социализация». Выделены типы патриотизма, в том числе профессиональный патриотизм. Определены методологические подходы к формированию профессионального патриотизма (системный, акмеологический, интегративно-деятельностный, компетентностный), структурные компоненты процесса формирования профессионального патриотизма студентов вуза, педагогические условия формирования профессионального патриотизма как фактора социализации. Особое внимание уделяется социокультурной и социально-культурной среде, ее роли в формировании профессионального патриотизма; социализации и проектировочной деятельности. Представлены результаты опроса студентов о сущности изучаемого понятия (профессиональный патриотизм).

Ключевые слова: ценность, патриотизм, профессионализм, профессиональный патриотизм, социализация, проектирование, проект, профессиональная деятельность.

Изменения, которые происходят в социокультурном пространстве, в жиз-неустроении, актуализируют проблему формирования и обогащения феномена профессионального патриотизма личности. Важно приблизиться к пониманию многомерности феномена «профессиональный патриотизм», чтобы перейти на новый уровень развития отношений в современном российском обществе. Воспитание у будущего специалиста гражданственности, гражданского долга, гражданской позиции, нравственности как элементов гражданской культуры имеет особое значение.

Цель статьи - выявить педагогические условия формирования профессионального патриотизма как фактора социализации личности.

Основные задачи статьи: уточнить педагогическую трактовку понятия «профессиональный патриотизм»; выявить педагогические подходы к формированию профессионального патриотизма как фактора социализации; определить комплекс педагогических принципов, обусловливающих эффективность приобщения студентов к ценности культуры - профессиональный патриотизм.

Научная новизна состоит в том, что определен комплекс теоретико-методологических подходов к изучению проблемы; определены педагогические условия формирования профессионального патриотизма как фактора социализации.

Теоретическая значимость статьи: уточнена сущность понятия «профессиональный патриотизм»; определены структурные компоненты процесса формирования профессионального патриотизма студентов вуза.

Методы исследования. Анализ, синтез сравнение, систематизация и обобщение опыта по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, самооценка.

Обращаясь к ключевому понятию исследования «профессиональный патриотизм», рассмотрим понятие «патриотизм», его связь с профессионализмом - «высоким мастерством, глубоким овладением профессией, качественным профессиональным исполнением» [11]. Профессионализм - социальный, культурный феномен. Развивается наука, появляются новые профессии в трансформирующемся обществе, меняются приоритеты у молодежи.

Появляется необходимость обновления знаний в условиях цифровой среды. Общество нуждается в мобильных, творческих, ответственных, компетентных специалистах - патриотах, преданных Отечеству. Профессионализм включает когнитивный, психологический, аксиологический, эмоционально-волевой элементы. Профессионал обладает знаниями, умениями, нравственным сознанием, профессиональными ценностями (чувство долга, совесть, честь, достоинство). Профессионализм человека проявляется в гражданско-патриотической деятельности и влияет на динамику социальных процессов в современном обществе.

В понятие «патриотизм» вкладывалось различное содержание в зависимости от исторических этапов развития общества. Учеными понятие «патриотизм» рассматривается как высшее чувство, проявление активной деятельности, источник существования и развития, ценностно-мотивационное ядро человека культуры, гражданина, патриота [3, с. 76-77]; моральный принцип [6]; «как сознание, отношение» [3, с. 80]. Таким образом, в исследованиях выделяются психологический, духовный, ценностный, воспитательный и познавательный аспекты.

Анализ литературы показал, что проблема формирования профессионального патриотизма имеет междисциплинарный и многоаспектный характер. В исследованиях отражают государственный, российский, гражданский, региональный и другие типы патриотизма. Мы выделяем профессиональный патриотизм, характеризующий человека, преданного своей профессии, готового служить Отечеству ради его процветания. Профессиональный патриотизм, по мнению ученых (А.Н. Вырщиков [3], М.Б. Кусмарцев [3], Л.А. Мельникова [6], П.Е. Суслонов [6], А.Н. Нюдюрмагомедов [7], М.А. Савзиханова [7], Л.А. Саенко

[8], Н.П. Устинова [10] и др.), - «ценностная психологическая установка индивида и особое состояние сознания, связанные с любовью к Родине» [6, с. 102]; «сущностная компетенция профессионализма, устойчивая позиция педагога» [7, с. 66]. Общим для определений является указание на связь «профессионального патриотизма» с ценностными установками личности. Профессиональный патриотизм - это ценность культуры. Содержательная наполняемость профессионального патриотизма представляется через отдельные идеи, такие, например, как «профессионализм», «патриотическая позиция», «профессиональная направленность», профессиональное мастерство», «компетентность», «профессиональное поведение» и другие.

Профессиональный патриотизм - система ценностей, реализуемая в многообразных формах проявления профессиональной компетентности. «Формирование профессионального патриотизма - это сложный систематизированный процесс, в результате которого у выпускников сложится четкое представление о выбранной профессии и желание успешной реализации в своем деле» [8, с. 204]. Специалист (педагог дизайнер, дирижер, хореограф, артист, офицер, юрист и т.д.), характеризующийся наличием профессионального патриотизма, знает значимость и ценность образования, профессии, вкладывает свою душу, включается в инновационную деятельность, осваивает новые педагогические технологии, получает удовлетворение от своего труда. Для эффективного формирования исследуемого качества мы применили комплекс подходов: системный, акмеологический, интегративно-деятельностный, компетентностный.

Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др.) обеспечивает комплексное исследование проблемы формирования профессионального патриотизма как фактора социализации личности в образовательном пространстве вуза, позволяет рассматривать данный процесс как педагогическую систему.

Акмеологический подход (Е.П. Бочарова, А.В. Кирьякова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.) позволяет планировать индивидуальную траекторию развития, проектировать этапы продвижения от одной вершины к другой. «Акмео-логический подход создает условия человеку как личности, индивидуальности, субъекту жизнедеятельности в процессе непрерывного образования» [2].

Интегративно-деятельностный подход (Е.О. Галицких, С.И. Глухих, Н.В. Ип-политова и др.) обеспечивает выбор средств, форм и методов профессиональной деятельности; дает возможность использовать межпредметные связи, интеграцию деятельности субъектов образовательного процесса, определить перспективы совершенствования процесса формирования профессионального патриотизма.

Компетентностный подход (В.И. Байденко, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.) позволяет разрешать проблемы, решать текущие задачи, осваивать инновационные технологии, исследовательскую, проектировочную, коммуникативную и другие компетенции, систему ценностных отношений.

Процесс формирования профессионального патриотизма связан с внешними и внутренними факторами (движущие силы), которые могут выступать в единстве. Факторы и условия взаимодействуют, выражается это в действиях. К педагогическим условиям формирования профессионального патриотизма ученые относят «качественную профориентационную работу, современную материально-техническую базу профессионального образовательного учреждения, участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, социальное партнёрство образовательного учреждения и производства, реализацию дуального обучения, поддержку семьи в профессиональном выборе» [8, с. 204]; включение студентов в разнообразные виды деятельности; использование возможностей педагогиче-

ской акмеологии, валеологии, эргономики, синергетики; сетевое взаимодействие с целью обмена передового опыта практической деятельности; реализацию программ повышения квалификации («Я - профессионал», «Моя профессия», «Программа роста» и другие).

Социокультурная среда является важнейшим условием формирования профессионального патриотизма, обеспечивающим освоение смыслов, ценностей, компетенций. Под влиянием среды каждый включается в созидательную деятельность. Следуя трактовке понятия «социально-культурная среда», М.И. Банникова [1] отмечаем, что формирование профессионального патриотизма в среде вуза происходит с учетом специфики конкретной образовательной организации, а также внешних факторов, стимулирующих освоение ценностей профессии.

В социокультурной и социально-культурной среде каждый обучающийся социализируется, преодолевая препятствия, решая проблемы. «Социализацию мы рассматриваем как процесс становления личности, формирования граждан-ско-патриотических качеств, который характеризуется постепенным усвоением личностью требований общества, государства, существующего права, нравственных норм отношений» [4, с. 18]. Выделены особенности социализации личности: «становление зрелого человека; организация деятельности как высшей формы активности и самостоятельности человека; создание условий для мотивации успеха; организация процесса саморазвития, самообразования и самосовершенствования» [5, с. 18].

Педагогическое проектирование сегодня - один из важнейших видов деятельности студентов. С.Б. Синецкий, выделяя культурную сущность социализации, определяет ключевые параметры успешности овладения технологией проектной деятельности: «способность к анализу ситуации, четкому формулированию проблемы, к генерации жизнеспособной проектной идеи, к технологично-

Библиографический список

му описанию процесса проектирования, к определению ясных и недвусмысленных критериев эффективности (успешности) проекта и т.д.» [9, с. 42-43].

Студенты 1 курса заочного отделения (культурологический факультет, группа 102 СКД) Челябинского государственного института культуры на учебном занятии представляли разработанные и реализованные проекты. Особый интерес вызвали у слушателей проекты студентов, работающих в домах культуры, музее, библиотеке. Получил высокую оценку проект «История одного экспоната». Все авторы демонстрируют профессионализм, компетентность, патриотизм; проявляют способности к самостоятельным действиям; риску.

В развернувшейся беседе о личностных качествах учащиеся (студенты творческих специальностей) отмечают, что профессиональный патриотизм проявляется в профессиональной деятельности, в выполнении профессионального долга, добросовестном труде, преданности своей профессии. Среди необходимых качеств выделяют патриотическую позицию, независимость убеждений, ответственность, креативность. Сравнивая ответы студентов 1 курса дневного и заочного отделения, пришли к выводу: 1. Профессиональный патриотизм определяют как ценность культуры, элемент профессиональной культуры, компонент профессиональной компетентности. 2. Патриотами себя считают 95% слушателей. 3. Высокий рейтинг таких общечеловеческих ценностей, как семья, труд, образование, безопасность, здоровье, любовь. Большинство опрошенных считают, что профессиональный патриотизм способствует успешной социализации личности в социокультурном пространстве.

Таким образом, для развития общества необходимы высоконравственные профессионалы, компетентные в сфере деятельности, преданные своей профессии, творческие и ответственные граждане - патриоты Отечества. Самообразование - составная часть культурного и профессионального развития личности, его успешности.

1. Банников М.И. Патриотическое воспитание курсантов в социально-культурной среде военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2019.

2. Бочарова Е.П. Акмеологический подход к образованию. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008; № 4: 5 - 10.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

4. Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект. Теория и практика социогуманитарных наук. 2019; № 4 (8): 11 - 21.

5. Литвак РА., Котлярова И.О. Акмеологический подход к социализации личности в социокультурном образовательном пространстве. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017; № 4: 10 - 18.

6. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России. Перспективы науки и образования. 2013; № 5: 101 - 103.

7. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова, М.А. Профессиональный патриотизм как компетенция педагога. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; № 2: 65 - 68.

8. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

9. Синецкий С.Г. Основополагающие идеи для преподавания предметов социопроектного цикла в рамках профиля «Управление проектом». Инновации в системе высшего образования: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2016: 42 - 46.

10. Устинова Н.П. Формирование профессионально ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019; Т. 21, № 64: 36 - 42.

11. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков Экономика и право: словарь-справочник. Москва: Вуз и школа. А.Л. 2004.

References

1. Bannikov M.I. Patrioticheskoe vospitanie kursantov v social'no-kul'turnoj srede voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2019.

2. Bocharova E.P. Akmeologicheskij podhod k obrazovaniyu. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008; № 4: 5 - 10.

3. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

4. Grevceva G.Ya., Duranov M.E. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie: filosofskij aspekt. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk 2019; № 4 (8): 11 - 21.

5. Litvak R.A., Kotlyarova I.O. Akmeologicheskij podhod k socializacii lichnosti v sociokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 4: 10 - 18.

6. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional^ patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; № 5: 101 - 103.

7. Nyudyurmagomedov A.N., Savzihanova, M.A. Professional'nyj patriotizm kak kompetenciya pedagoga. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; № 2: 65 - 68.

8. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

9. Sineckij S.G. Osnovopolagayuschie idei dlya prepodavaniya predmetov socioproektnogo cikla v ramkah profilya «Upravlenie proektom». Innovacii v sisteme vysshego obrazovaniya: materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, 2016: 42 - 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ustinova N.P. Formirovanie professional'no orientirovannogo patriotizma studentov oboronnyh special'nostej. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2019; T. 21, № 64: 36 - 42.

11. Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov 'Ekonomika ipravo: slovar'-spravochnik. Moskva: Vuz i shkola. A.L. 2004.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37

Ippolitova N.V., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University

(Shadrinsk, Russia)

Kachalova L.P., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia)

Pererva O.Yu, senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)

PROFESSIONAL PATRIOTISM IN THE STRUCTURE OF ITS GENERAL CLASSIFICATION. The article considers such concepts as "patriotism", "environmental patriotism", "professional patriotism", "ethnic patriotism", etc. The authors classified patriotism on several grounds - content, scope and object. Various positions regarding the essence of patriotism are analyzed, on the basis of which patriotism was singled out as a phenomenon, as an activity and as a combination of personal qualities. The authors foresee the distinction between national and state patriotism, reveal the problem and content of "extreme patriotism". Particular attention is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.