Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSONALITY / PATRIOTISM / PROFESSIONAL PRIDE / REFLECTION / REFLEXIVE ACTIVITY / METHODS AND TECHNIQUES OF REFLEXIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

Статья освещает вопросы воспитания патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов образовательных организаций. Указаны работы ученых, посвященные патриотическому воспитанию и рефлексивной деятельности, выделяются эффективные методы и приемы рефлексивной деятельности как условия формирования гражданско-патриотической позиции студентов. Особое значение придается личностно ориентированному образованию и деятельностному подходу в процессе воспитания профессиональной гордости и выполнения профессионального долга. Выделяются социально-средовые, психолого-педагогические условия, содействующие воспитанию рефлексирующего специалиста с гражданско-патриотической позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REFLEXIVE ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY ORIENTED PATRIOTISM AMONG STUDENTS

The article highlights the issues of upbringing of patriotism of a professionally oriented directionality among students of educational organizations. The work of scientists devoted to patriotic education and reflexive activity is indicated, effective methods and techniques of reflexive activity are highlighted as conditions for the formation of a civil-patriotic position of students. Particular importance is attached to personality-oriented education and an activity-based approach in the process of fostering professional pride and fulfilling professional duty. The social and environmental, psychological and pedagogical conditions that contribute to the education of a reflective specialist with a civil-patriotic position are distinguished.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ»

Валахов Евгений Борисович, директор ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Холодкова Ирина Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Valakhov Evgeniy Borisovich, Director, Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Kholodkova Irina Yuryevna, Deputy Director for Teaching and Educational Work, Chelyabinsk State Industrial and Humanitarian College named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Гревцева, Г. Я. Роль рефлексивной деятельности в развитии патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов / Г. Я. Гревцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 88-93.

УДК 371 ББК 74.200

РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ

Г. Я. Гоевцева

Статья освещает вопросы воспитания патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов образовательных организаций. Указаны работы ученых, посвященные патриотическому воспитанию и рефлексивной деятельности, выделяются эффективные методы и приемы рефлексивной деятельности как условия формирования гражданско-патриотической позиции студентов. Особое значение придается личностно ориентированному образованию и деятельностному подходу в процессе воспитания профессиональной гордости и выполнения профессионального долга. Выделяются социально-средовые, психолого-педагогические условия, содействующие воспитанию рефлексирующего специалиста с гражданско-патриотической позицией.

Ключевые слова: личность, патриотизм, профессиональная гордость, рефлексия, рефлексивная деятельность, методы и приемы рефлексивной деятельности.

Проблема патриотического воспитания личности активно изучается разными науками. Особенно эта проблема обострилась в нашей стране в условиях возрастания внешних угроз, дефицита духовности, усиления националистических тенденций, необходимости упрочения традиций патриотизма. Современные социальные условия требуют воспитания гражданина-патриота, готового выполнять свой профессиональный долг с высокой степенью ответственности и активной гражданско-патриотической позицией, понимая стремление к высшей степени профессионализма как проявление личного патриотизма во благо страны.

Вопросам воспитания патриотизма посвящено немало исследований, раскрывающих различные аспекты данной проблемы: работы философов (А. А. Крупник, Н. П. Лу-зик и др.), социологов (Д. В. Лопуха, В. В. Су-лимин и др.), педагогов (И. В. Ипполитова, М. Ю. Корнилова, И. В. Кузьмина, Т. Р. Лыкова, Ф. Е. Попов, Н. М. Снопко, М. Н. Хромова, М. В. Циулина и др.).

Представляют интерес научные работы (Б. Б. Гармаева, М. Б. Кусмарцева, Л. А. Мельникова, Л. А. Саенко, П. Е. Суслова, Ж. Г Хи-мич и др.), посвященные профессиональному патриотизму.

Анализ опубликованных работ по данной проблеме позволил сделать вывод о разнообразных точках зрения на сущность понятия «патриотизм» в ракурсе личностного отношения к профессиональной деятельности. В научной печати звучит полемика в отношении понятия «профессиональный патриотизм». «Профессиональный патриотизм — это сформированное чувство гордости, любви к выбранному роду деятельности» [1]; «патриотизм соединяет в себе и сакральное (священное), и будничную работу, духовно-эмоциональное восприятие (видение) целого и конкретную фактическую реальность» [2, с. 117].

Д. Ю. Мордвинцев [3] делает акцент на воспитании у будущих специалистов должного отношения к выбранной профессии и к высокопрофессиональному каждодневному выполнению своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, во многих работах патриотизм в системе воспитания будущего профессионала имеет четко выраженную профессиональную направленность.

Обобщая вышеуказанные позиции, считаем, что среди основных аспектов технологии подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности стоит воспитание личности с высоким уровнем гражданско-патриотиче-ской позиции, готовой к выполнению профессионального долга, ответственной, активно познающей, рефлексирующей, саморазвивающейся, самореализующейся через достижение высокой степени профессионализма. При этом профессиональное воспитание и профессиональное обучение должны помочь студентам сохранить уникальность своего внутреннего содержания, развить профессионально ориентированные качества своей личности, обогатить индивидуальность.

В контексте личностно ориентированного образования личность рассматривается как величайшая ценность. Воспитание патриотизма профессионально ориентированной направленности в стенах образовательной организации есть определенная деятельность, в результате которой будущий специалист себя реализует, проявляет личностные качества с особым акме-ологическим отношением к будущей профессии. Студент, участвуя совместно с наставниками в такой деятельности, сам изменяет свои отношения, взгляды, установки, мировоззрение, формирует акмеологическую я-концепцию.

Особенности и разнообразные формы такой деятельности определяются ее общественным характером, целенаправленностью, плановостью,

систематичностью. С позиции личности, осуществляющей свою профессиональную деятельность, питательная среда образовательной организации, способствующая саморазвитию студента, должна характеризоваться наполнением, отвечающим целям воспитания гражданственности и патриотизма профессионально ориентированной направленности. Одним из методов этого воспитания может являться рефлексия.

Создать в учебно-воспитательном процессе среду рефлексии и саморазвития для каждого студента означает усилить гуманистическую сущность воспитательного процесса в образовательной организации. В работах современных ученых (О. И. Барановой [4], М. Е. Белоборо-довой [5], Т. П. Осиповой [6], М. Н. Прозоровой [7], Е. П. Седых [8], Ю. А. Трифоновой [9]) представлены точки зрения на эффективные методы и приемы рефлексивной деятельности, способствующие саморазвитию рефлексирующего специалиста, готового ответственно выполнять свой профессиональный долг.

Многообразие видов деятельности способствует выявлению и реализации потенциальных возможностей человека. С одной стороны, человек удовлетворяет свои запросы и потребности в интересующей его сфере деятельности, а с другой стороны, в процессе деятельности формируются его качества личности, и в частности нравственность, патриотизм, гражданственность по отношению к выбранной профессиональной деятельности — при наличии сформированной рефлексивной образовательной среды организации. При этом важно осуществлять глубокую рефлексию опыта патриотического воспитания внутри образовательной организации для осознания оптимальности прилагаемых педагогических воздействий.

Для развития патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов необходимо брать во внимание такие социально-средовые и психолого-педагогические аспекты, как:

- особенности социообразовательной, социально-культурной среды образовательного учреждения;

- возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, их мотивация;

- возможности музейной педагогики, виртуального музейного собрания;

- использование разнообразных рефлексивных технологий, в том числе диалоговых технологий, направленных на побуждение и реализацию внутренней (рефлексивной) деятельности;

- воспитательный потенциал волонтерского, поискового движения;

- разнообразные виды деятельности (проектировочная, коммуникативная, исследовательская, рефлексивная и др.).

В деятельности рефлексия развивает критическое мышление, творческие способности, позволяет анализировать действия других, осмысливать собственные поступки, преображать свой внутренний мир, выявлять потребности и совершенствовать нормы, регулирующие поведение. Все это является условием саморазвития личности. Осмысливая свою деятельность, студент находит пути решения возникающих проблем. «Для рефлексии характерны сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность» [6, с. 163]. В процессе рефлексивной деятельности расширяются и углубляются знания; развиваются аналитические, исследовательские, проектировочные, коммуникативные умения, личностные качества. Рефлексивная деятельность способствует социализации личности в социокультурной среде.

Для формирования у студентов граждан-ско-патриотической позиции в отношении профессиональной деятельности использовались следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная и проспективная. Включая студента в осмысление и анализ профессиональной ситуации, в которой он находится непосредственно в реальный момент (ситуативная рефлексия), мы отметили, что его самооценка и анализ своих действий соотносились с предметной ситуацией и регулировали элементы деятельности студента в соответствии с меняющимися условиями. Ретроспективная рефлексия носит личностно актуализированный характер, так как основывается уже на глубоком осмыслении прошедших профессиональных ситуаций и событий, наслаивая на ситуативное отношение к своим действиям отношение адаптированное. Следующим реальным действием студента должно стать размышление о предстоящей деятельности и событиях, планирование своего отношения, поведения и профессиональной позиции, ее эффективной реализации с прогнозированием возможных результатов.

Как отмечают респонденты, работающие над формированием профессионально ориентированного патриотизма у студентов и использующие разнообразные средства рефлексии, наиболее эффективны: рефлексивный диалог, дневник, рефлексивные карты отслеживания изменений личностных качеств, аудиторные обсуждения и т. д.

Использование проблемных, сложных профессиональных ситуаций, в которых студент через рефлексию находит верное решение, стимулирует к исследовательской деятельности, позволяет осознавать свои затруднения, что формирует профессионально-патриотическую и рефлексивную позиции. Особое значение имеет использование и анализ материала патриотической и исторической направленности в процессе изучения дисциплин специального цикла.

Возрастает роль самосознания личности и рефлексивных процессов в развитии психолого-педагогической науки.

Изучая творчество талантливых педагогов, психологов (П. П. Блонский, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.), студент анализирует концептуальные идеи педагогов-новаторов, которые реализуются в настоящее время, начинает оценивать себя и собственную деятельность. Несомненно, у студента формируются профессиональные ценности. Так, например, проводимая в Челябинском государственном институте культуры психолого-педагогическая олимпиада, посвященная автору гуманистической теории воспитания детей В. А. Караковскому, просмотр и обсуждение фильмов «Педагогика добротворчества», «Страна моей мечты» и др. позволяют подробнее узнать о воспитательной системе педагога, осмыслить его научно-педагогические и мировоззренческие идеи, являющиеся важными источниками понимания социального мира и педагогических реалий.

Глубокое погружение в тему педагогического творчества А. С. Макаренко позволяет студентам показать свое отношение к педагогической деятельности при помощи разнообразных средств — от коллажей, направленных на раскрытие выбранных тем, до иллюстраций сцен из «Педагогической поэмы», глубокий смысл идей которых не потерял своего значения и сегодня. Все студенты проявляют уникальность как в демонстрации своих работ, так и в анализе произведений А. С. Макаренко. Участники продемонстрировали на достойном уровне смекалку в анализе и решении педагогических задач, а также полноценно раскрывали свои способности к мышлению и рассуждениям, базирующиеся не только на полученных знаниях, но и на собственном жизненном опыте.

Олимпиады по специальности способствуют совершенствованию техники, профессиональных умений, позволяют оценивать уровень

педагогического творчества и владения компетенциями, «позволяют участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития личности» [3, с. 36].

Работая в группе, обсуждая проблемы, обмениваясь мнениями, участвуя в деловых, ролевых играх, дебатах, студенты накапливают опыт рефлексивной деятельности. Они учатся анализировать, сравнивать, высказывать свою позицию. Личностная включенность в обмен мнениями на занятиях способствует накоплению рефлексивного опыта студента и помогает ему стать рефлексирующим профессионалом. Рефлексия становится частью профессиональной культуры, выступает основным средством поддержки субъектности воспитанников, позволяет выстраивать деятельность, проектировать индивидуальный, акмеологически обусловленный образовательный маршрут, а главное, формировать гражданско-патриотическую позицию профессионально ориентированной направленности.

По мнению студентов, наиболее эффективными являются устная, письменная, символическая рефлексия: рефлексивный круг, рефлексивное слушание, обмен мнениями, рефлексивная записка. На завершающем этапе педагогической мастерской используются следующие приемы рефлексии: рефлексия через символ, сочинение-эссе, анкета обратной связи, карта настроения и т. д.

Например, педагогическая мастерская «Развитие социальной активности студентов в социально-культурной среде вуза» завершилась афишированием плакатов-символов, в которых участники выразили отношение к выступлениям, высказали пожелания, написали замечания, вопросы. А после дебатов «Инновации: за и против» была предложена анкета обратной связи.

Что касается студентов других специальностей, социально-культурная среда организации, располагающая к рефлексии, дает положительные результаты в выработке отношения к выбранной профессии и стремлении к выстраиванию акмеологической я-концепции профессионального развития.

При анализе данных исследования уровня рефлексивности по методике А. В. Карпова и В. В. Пономаревой у студентов-бакалавров первого курса консерваторского факультета были получены следующие результаты. Высокий уровень развития рефлексивности выявлен у 57,1 % студентов-бакалавров, средний уровень — у 19,9 % респондентов, низкий уровень — у 23 % респондентов, участвовавших в исследовании. Это доказывает необходимость включения студентов в рефлексивную деятельность [10].

Воспитание профессионального патриотизма требует учета принципов гуманизма и демократизма, гражданственности и уважения достоинства человека, рефлексивности и творческой активности, а также разработки педагогического сопровождения воспитательного процесса. Особого внимания требует критериально-диагностический инструментарий, обеспечивающий рефлексию результатов педагогической деятельности по воспитанию патриотизма личности профессионально ориентированной направленности [2].

Таким образом, педагогическая рефлексия оказывает влияние на воспитание и развитие личности, становится средством самоконтроля, осмысления, социально активного поведения, осуществления контроля и управления собственно процессом профессиональной деятельности педагога, процессом воспитания патриотизма личности профессионально ориентированной направленности.

Библиографический список

1. Саенко, Л. Н. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи / Л. Н. Саенко, Ж. Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 5 (72). — С. 203-205.

2. Кусмарцев, М. Б. Феномен российского патриотизма и современное образование / М. Б. Кусмарцев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2012. — № 4. — С. 116-121.

3. Мордвинцев, Д. Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук / Д. Ю. Мордвинцев. — Челябинск, 2003. — 175 с.

4. Баранова, О. И. Рефлексивный дневник студента педагогического вуза в аспекте акмеологического подхода / О. И. Баранова // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12-3. — С. 471-475. — URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35295 (дата обращения 01.10.2020).

5. Белобородова, М. Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде / М. Е. Белобородова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. — 2013. — № 9. — С. 59-63.

6. Осипова, Т. П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов / Т. П. Осипова // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 1. — Т. II. (Психолого-педагогические науки). — С. 163-166.

7. Прозорова, М. Н. Педагогическая рефлексия как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной деятельности / М. Н. Прозорова // Педагогика. Общество. Право. — 2012. — № 2 (2). — С. 23-29.

8. Седых, Е. П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения / Е. П. Седых // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21239 (дата обращения 02.10.2020).

9. Трифонова, Ю. А. Рефлексивные формы психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки студентов (в условиях педагогического колледжа) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. А. Трифонова. — Кемерово, 2013. — 22 с.

10. Гревцева, Г. Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6. — С. 33-39.

For citation: Grevtseva, G. Ya. The role of reflexive activity in the development of professionally oriented patriotism among students / G. Ya. Grevtseva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 88-93.

THE ROLE OF REFLEXIVE ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY ORIENTED PATRIOTISM AMONG STUDENTS

G. Ya. Grevtseva

The article highlights the issues of upbringing of patriotism of a professionally oriented directionality among students of educational organizations.

The work of scientists devoted to patriotic education and reflexive activity is indicated, effective methods and techniques of reflexive activity are highlighted as conditions for the formation of a civil-patriotic position of students. Particular importance is attached to personality-oriented education and an activity-based approach in the process of fostering professional pride and fulfilling professional duty. The social and environmental, psychological and pedagogical conditions that contribute to the education of a reflective specialist with a civil-patriotic position are distinguished.

Key words: personality, patriotism, professional pride, reflection, reflexive activity, methods and techniques of reflexive activity.

References

1. Saenko L. N., Khimich J. G. Uslovija formirovanija professional'nogo patriotizma u obuchajushhejsja molodezhi [Conditions for the formation of professional patriotism among students], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2018. No. 5 (72), pp. 203-205. (In Russian)

2. Kusmartsev M. B. Fenomen rossijskogo patriotizma i sovremennoe obrazovanie [The phenomenon of Russian patriotism and modern education], Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture], 2012, No. 4, pp. 116-121. (In Russian)

3. Mordvintsev D. Yu. Vospitanie patriotizma u budushhih uchitelej sredstvami pedagogicheskih disciplin [Education of patriotism among future teachers by means of pedagogical disciplines]. Cand. ped. sciences diss., Chelyabinsk, 2003, 175 p. (In Russian)

4. Baranova O. I. Refleksivnyj dnevnik studenta pedagogicheskogo vuza v aspekte akmeologicheskogo podhoda [Reflexive diary of a student of a pedagogical university in the aspect of the acmeological approach], Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high technologies], 2015, No. 12-3, pp. 471-475, available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35295 (accessed: 01.10.2020). (In Russian)

5. Beloborodova M. E. Refleksivnaja dejatel'nost' studentov v uchebnom processe i osobennosti ee organizacii v virtual'noj informacionnoj srede [Reflexive activity of students in the educational process and features of its organization in a virtual information environment], Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informacionnye kompjuternye tehnologii v obrazovanii [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education], 2013, No. 9, pp. 59-63. (In Russian)

6. Osipova T. P. Refleksivno-dejatel'nostnyj podhod v processe professional'noj podgotovki studentov [Reflexive-activity approach in the process of professional training of students], Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, No. 1, Vol. II. (Psychological and pedagogical sciences), pp. 163-166. (In Russian)

7. Prozorova M. N. Pedagogicheskaja refleksija kak neobhodimoe uslovie podgotovki studentov k professional'noj dejatel'nosti [Pedagogical reflection as a necessary condition for preparing students for professional activity], Pedagogika. Obshhestvo. Pravo. [Pedagogy. Society. Right], 2012, No. 2 (2), pp. 23-29. (In Russian)

8. Sedykh E. P. Proektirovanie refleksivnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v uslovijah setevogo obuchenija [Designing the reflective activity of students in the conditions of network learning], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, No. 4, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21239 (accessed: 02.10.2020). (In Russian)

9. Trifonova Yu. A. Proektirovanie refleksivnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v uslovijah setevogo obuchenija [Reflexive forms of psychological and educational support for professional training of students (in the conditions of a pedagogical college)] Cand. psychol. sciences dis. Abstr. Kemerovo, 2013, 22 p. (In Russian)

10. Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V. Pedagogicheskaja olimpiada kak sredstvo razvitija tvorcheskogo potenciala lichnosti [Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of a person], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, No. 6, pp. 33-39. (In Russian)

Гревцева Гульсина Якуповна, профессор ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», доктор педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture, Doctor of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Пономоренко, Н. Ю. Роль студенческого самоуправления в системе патриотического воспитания Верхнеуральского агротехнологического техникума — казачьего кадетского корпуса / Н. Ю. Пономоренко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 93-98.

УДК 371 ББК 74.200

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЕРХНЕУРАЛЬСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА — КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Н. Ю. Пономоренко

В современном обществе, как никогда ранее, востребованы уверенные в себе деловые люди с яркой индивидуальностью, с присущей им активной гражданско-патриотической позицией, способные принимать взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки, служить интересам Отечества. Однако сегодня утрата базовых национальных ценностей российского общества остро высветила проблему содержания нравственных качеств молодежи, в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.