Устинова Н.П.
Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-71 -77 УДК 378.09
Дата поступления статьи: 12/VIII/2018 Дата принятия статьи: 10/X/2018
Н.П. Устинова
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАТРИОТИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ
© Устинова Наталья Павловна — руководитель группы методического обеспечения и информации управления воспитательной работы со студентами, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8181-5719
Основная задача развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны заключается в обеспечении его эффективного функционирования как высокотехнологичного сектора экономики, способного удовлетворить потребности Вооруженных сил в современном вооружении, что обусловливает социальный заказ на подготовку специалистов оборонной отрасли, обладающих не только профессионализмом, но и высокими гражданско-патриотическими качествами.
В статье дается описание системы формирования у будущих специалистов оборонного комплекса профессионально ориентированного патриотизма, учитывающей специфику и особенность профессиональной деятельности и содержащей взаимосвязанные элементы: целевой, методологический, содержательный, процессуальный и результативный, разработанные на основе системно-структурного, комплексно-адаптивного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Цель системы состоит в формировании профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли, реализация которой возможна при решении задачи развития показателей в ее структуре средствами педагогических событий. Методологический элемент построен с учетом принципа идентификации структур социокультурной функции деятельности по укреплению обороноспособности страны и ценностной функции патриотической культуры. Содержательный элемент системы проектируется на принципах преемственности и последовательности, что определяет целесообразность выделения последовательных этапов в процессе формирования профессионально ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей. Процессуальный элемент системы формирования профессионально ориентированного патриотизма построен на основе принципов комплексно-адаптивного и личностно-ориентированного подходов. Результативный элемент системы проектируется на основе компетентностного подхода и акцентирует внимание на результате деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами.
Апробированная система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли дала положительную динамику всех показателей в структуре компонентов, что свидетельствует об эффективности ее применения.
Ключевые слова: патриотизм, профессионально ориентированный патриотизм, специалист оборонной отрасли, профессиональная подготовка
Цитирование. Устинова Н.П. Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 4. С. 71-77. Б01: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-71-77.
АННОТАЦИЯ
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
72
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Том 24 № 4 2018
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-71-77 Submitted: 12/VIII/2018
UDC 378.09 Accepted: 10/X/2018
N.P. Ustinova
SYSTEM OF FORMATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED PATRIOTISM OF FUTURE SPECIALISTS OF THE DEFENSE INDUSTRY
© Ustinova Natalya Pavlovna — head of the group of methodological support and information of management of educational work with students, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, 7, Studencheskaya Street, Izhevsk, 426069, Udmurt Republic, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8181-5719
ABSTRACT
The main objective of the development of the military-industrial complex (MIC) of the country is to ensure its effective functioning as a high-tech sector of the economy, able to meet the needs of the Armed Forces in modern weapons, which leads to a social order for the training of specialists in the defense industry, possessing not only professionalism, but also high civil-Patriotic qualities.
The article describes the system of formation of future specialists of the defense complex of professionally oriented patriotism, taking into account the specifics and features of professional activity and containing interrelated elements: target, methodological, meaningful, procedural and effective, developed on the basis of system-structural, complex-adaptive, personality-oriented and competence-based approaches. The purpose of the system is to form a professionally oriented patriotism of future specialists of the defense industry, the implementation of which is possible in solving the problem of development of indicators in its structure by means of pedagogical events. The methodological element is based on the principle of identification of structures of socio-cultural function of activities to strengthen the country's defense and value function of Patriotic culture. The content element of the system is designed on the principles of continuity and consistency, which determines the appropriateness of the allocation of successive stages in the process of formation of professionally oriented patriotism of students of defense specialties. The procedural element of the system of formation of professionally oriented patriotism is based on the principles of complex — adaptive and personality-oriented approaches. The effective element of the system is based on the competence approach and focuses on the results of activities in accordance with the goals and objectives.
The approved system of formation of professionally oriented patriotism of future specialists of the defense industry has given a positive dynamics of all indicators in the structure of components, which indicates the effectiveness of its application.
Key words: patriotism, professionally oriented patriotism, defense industry specialist, professional training.
Citation. Ustinova N.P. Sistema formirovaniia professional'no orientirovannogo patriotizma budushchikh spetsialistov oboronnoi otrasli [System of formation of professionally oriented patriotism of future specialists of the defense industry]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 4, pp. 71-77. DOI: http://doi.org/10.18287/ 2542-0445-2018-24-4-71-77.
Введение
Профессиональная деятельность специалиста оборонной отрасли промышленности характеризуется особой спецификой, связанной с разнообразием и сложностью технологических процессов, использованием результатов научно-исследовательских работ и созданием сложного экспериментального оборудования с высокими требованиями к надежности, качеству изделий, культуре и организации производства. Чтобы создавать и исследовать новую военную технику, будущему «инженеру-оборонщику» необходимы не только профессиональные знания, умения и навыки, но и совесть, профессиональная честь, достоинство, осознание профессионального долга, которые представляют собой категории профессиональной этики, отражающие нравственную основу специалиста. Про-
фессиональная деятельность «инженера-оружейника» весьма сложна и многопланова. Специалисты оборонной отрасли должны сохранять способность к продуктивной профессиональной деятельности не только в мирное время, но и в стрессовых ситуациях угрожающего предвоенного и военного времени, что делает особенно актуальным формирование и развитие патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли. Тем не менее в практике подготовки инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса (ОПК), далеко не всегда учитывается важность формирования у студентов качеств гражданина и патриота России, недостаточно внимания уделяется созданию условий для формирования патриотической культуры будущих инженеров оборонной отрасли.
Личностное и профессиональное становление будущих специалистов оборонной отрасли пред-
Устинова Н.П.
Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли
ставляет собой сложный и многоаспектный процесс, сопровождающийся действием ряда внешних и внутренних факторов: морально-нравственного состояния общества в целом, ценностных ориента-ций личности, постановки воспитательной работы в вузе. Ранее в работах [Устинова 2016] показана целесообразность формирования у студентов, обучающихся на оборонных специальностях вузов, патриотизма, отличающегося ориентацией на специфику будущей профессиональной деятельности, определенной нами как профессионально ориентированный патриотизм. Неопределенность путей и средств формирования профессионально ориентированного патриотизма студентов требует разработки соответствующей педагогической системы, которая позволила бы осуществить целенаправленную воспитательную деятельность комплексно с учетом условий профессиональной подготовки будущих специалистов оборонной отрасли.
Педагогическая система формирования профессионально ориентированного патриотизма
В качестве методологической основы системы формирования профессионально ориентированного патриотизма нами принят системно-структурный подход, который позволяет рассматривать этот процесс как целостную систему элементов и сосредоточивает внимание на многообразии связей и отношений между ними. Структурными элементами предлагаемой системы являются: целевой, который определяет ее цели и задачи; методологический, позволяющий обосновать взаимосвязь структурных элементов; содержательный, отражающий педагогические события формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли; процессуальный, раскрывающий формы и методы; результативный, определяющий результаты реализации системы (рис. 1).
Цель системы состоит в формировании профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли, реализация которой возможна при решении задачи развития показателей в ее структуре средствами педагогических событий. Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли как часть общей системы их профессиональной подготовки обусловлена спецификой и особенностью профессиональной деятельности.
Специфика определяется интегративной деятельностью по укреплению обороноспособности страны, которая характеризуется сочетанием профессионализма и высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, выражающихся в проектировании и создании продукции с тактико-техническими характеристиками, превосходящими мировые аналоги.
Особенность профессиональной деятельности будущих специалистов оборонной отрасли заключается в ее социокультурной направленности, по-
зволяющей специалисту проявлять высокий уровень ответственности, организованности, точности, собранности, мужество переносить тяготы и монотонность ежедневного труда, выдерживать специфический ритм и трудности работы. Методологический элемент построен с учетом принципа идентификации структур [Руднева 2013] социокультурной функции деятельности по укреплению обороноспособности страны, интегрирующей научно-познавательную, организационно-производственную и испытательно-аналитическую функции, и ценностную функцию патриотической культуры, представленную познавательной, мотивацион-ной и результативной функциями. Патриотическая культура будущих специалистов оборонной отрасли представляет собой феномен, раскрывающий патриотизм как одну из составляющих их профессиональной деятельности.
Содержательный элемент системы основывается на принципах преемственности и последовательности, что определяет целесообразность выделения последовательных этапов в процессе формирования профессионально ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей. Специфика и особенность профессиональной деятельности будущих специалистов оборонной отрасли обусловила выбор педагогических событий в качестве содержательного элемента системы.
В отличие от понятия «содержание образования», категория «содержание воспитания» является в педагогике недостаточно разработанной. Вопросы содержания воспитания обсуждаются в исследованиях [Безрукова 1996; Газман 1991], где отмечается содержание воспитания как формирование базовой культуры личности и основы для дальнейшего развития как часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Исследователи [Вырщиков, Кусмарцев, Лутовинов 2007, Снопко 2006] ограничиваются констатацией основных направлений воспитания либо системы формируемых базовых ценностей, тем не менее в отечественной педагогике по-прежнему существует проблема отбора содержания воспитания.
Общее содержание воспитательных мероприятий по формированию патриотизма и гражданственности определено в основных нормативных документах «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» (Концепция... 2003), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (Государственная программа. 2013). Так, согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», основой формирования патриотизма и гражданственности являются научные факты, понятия, теории, способствующие усвоению глубоких знаний о сущности и истории Отечества, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения, обеспечивающие реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности.
Цель системы: формирование профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли (системно-структурный подход) Задача системы: развитие показателей в структуре профессионально ориентированного патриотизма
Методологический блок (принцип идентификации)
Социокультурная функция деятельности по укреплению обороноспо-_собности страны
Ценностная функция патриотической культуры
Содержательный блок (принцип преемственности и последовательности)
Педагогические события
Процессуальный блок (личностно ориентированный, комплексно-адаптивный подходы)
Педагогические средства (формы и методы)
Результативный блок (компетентностный подход)
-а
О
е
га О О
> сг
О -а
т н
ш
>
>
н
г С' н
Научно- познавательная
Организационно-производственная
Испытательно-аналитическая
Познавательная (профессиональные знания)
Мотивационная (патриотические убеждения)
Результативная (патриотическое поведение)
о Рч
> н
в С
£. с
3 3-
3 о
Инновационно-гуманитарная программа «Город оружейников»
Формирование патриотического сознания
Межрегиональная программа «Города мастеров»
Программа «Академия лидерства»
Организация деятельности и формирования профессионального поведения
Встречи со знаменитыми оружейниками, экскурсии на предприятия, встречи с выпускниками
Лекции, беседы, диспуты, конференции, круглые
Участие в НИРС. мастер-
классы экспертов и специалистов предприятий, применение кейс-технологий
Когнитивный компонент
Эмоционально -ценностный компонент
Мотпвационно-деятельностный компонент
Рис. 1. Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли
§
о ►1
Й
Ч
о
ю
Ю О
Устинова Н.П.
Система формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли
Рис. 2. Структура содержательного элемента системы формирования профессионально ориентированного патриотизма
В соответствии с педагогическим принципом преемственности и последовательности, а также в связи с особенностями профессиональной деятельности будущих специалистов оборонной отрасли процесс реализации педагогических событий разделен нами на два этапа: базовый (формирование патриотизма и гражданственности) и вариативный (формирование профессионально ориентированного патриотизма). Содержание мероприятий базового этапа разработано для студентов 1—2-го курсов всех специальностей и направлений. Мероприятия вариативного этапа зависят от специальности, на которой обучаются студенты и рассчитаны на все курсы обучения (рис. 2).
Базовый этап представлен программой «Патриот ИжГТУ — патриот России», включающей четыре направления: краеведческое, историко-мемо-риальное, межэтническое и литературно-музыкальное. В результате реализации программных мероприятий формирование патриотизма и гражданственности у студентов достигается посредством: воспитания любви к родному краю (знакомство с его историей и традициями); изучения истории вуза, факультета; изучения героических страниц прошлого России; принятия и уважения традиций других народов; чтения литературных произведений выдающихся советских и российских авторов; знакомства с основными направлениями в мире музыки.
Мероприятия второго этапа учитывают конкретные особенности образовательного учреждения и специальности, на которой обучаются студенты. Его содержание разработано нами на примере специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» и представлено следующими педагогическими событиями: организацией деятельности студенческого союза оборонных специальностей «Чистое небо», программой гуманитарного образования «Город оружейников», межрегиональной программой «Города мастеров», программой «Академия лидерства», реализуемой совместно с ба-
зовой кафедрой «Стрелковое оружие» при АО «Концерн Калашников».
Процессуальный элемент системы формирования профессионально ориентированного патриотизма построен на основе принципов комплексно-адаптивного и личностно ориентированного подходов. В рамках процессуального элемента системы комплексно-адаптивный подход позволяет рассматривать процесс формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли как комплекс, объединяющий формы, методы и средства воспитательной деятельности и гибко применять их в зависимости от направления подготовки студентов.
Для студентов специальности «Стрелково-пу-шечное, артиллерийское и ракетное оружие» в рамках разработанных программ предусмотрено посещение тематических лекций об оружейной истории города Ижевска, которые помогают им разобраться в некоторых исторических, технических и технологических аспектах создания и эволюции стрелкового оружия. Лекции носят как технический, так и исторический характер. Их читают высококвалифицированные инженеры, историки, известные конструкторы, разработчики стрелкового оружия. Чтение лекций сопровождается аудио-и видеоинформацией, фрагментами документальных кинолент. Также в течение учебного года студенты знакомятся с экспозициями музейно-выста-вочного комплекса стрелкового оружия, посвященными его эволюции, деятельности известных мастеров-оружейников города Ижевска и России. Результатом использования выбранных форм и методов является привитие студентам, на основе традиций отечественных оружейников, чувства гордости за выбранную профессию инженера и желания применить полученные знания в практической деятельности на благо Отечества.
Личностно ориентированный подход позволяет определить методы формирования профессионально
76
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Том 24 № 4 2018
ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей с учетом возрастных особенностей, что способствует развитию их активности. Период обучения студентов специальности «Стрел-ково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» составляет 6 лет. Условно, весь период обучения можно разделить на 3 этапа. Начальный этап — 1—2-й курсы, промежуточный этап — 3—5-й курсы, заключительный этап — 6-й курс. Специфика начального этапа вузовского обучения заключается в том, что это сложный адаптационный период в жизни студентов, вызывающий эмоциональные переживания, в то же время это период наиболее кропотливой и сложной работы по формированию основ профессиональных качеств будущих специалистов. Поэтому на данном этапе целесообразно начинать процесс формирования профессионально ориентированного патриотизма со знакомства студентов с традициями отечественной оборонной отрасли. Формы организации — рассказ о выдающихся изобретателях, конструкторах оружия, военной технике; встречи с выдающимися специалистами, внесшими вклад в развитее оборонной отрасли; посещение выставок, музеев, участие в мероприятиях, связанных с историей выбранной профессии. Все это раскрывает значимость выбранной профессии инженера оборонной отрасли, дает возможность будущим специалистам почувствовать причастность к ней.
На промежуточном этапе обучения происходит самоопределение личности как будущего профессионала. К дисциплинам общеобразовательного цикла добавляются дисциплины по специальности. Студенты получают больше знаний о выбранной профессии. На данном этапе формирование профессионально ориентированного патриотизма происходит в процессе включения студентов в инновационную деятельность и научно-исследовательскую работу. Формы организации — участие в научно-технических конференциях, форумах, участие в научно-исследовательских конкурсах, работа в студенческих конструкторских бюро. Заключительный этап характеризуется окончательным профессиональным самоопределением: работа над дипломным проектом, трудоустройство или поступление в аспирантуру.
Результативный элемент системы формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли построен на основе компетентностного подхода, что позволяет акцентировать внимание на результате деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами. Итогом реализации системы является специалист оборонной отрасли с высоким или выше среднего уровнем сформированности профессионально ориентированного патриотизма.
Заключение
Эффективность системы формирования профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли подтверждается ростом значений показателей в структуре компонентов профессионально ориентированного патриотизма, усилением их взаимосвязей, сменой доминирующих показателей. Положительная динамика всех показателей в структуре компонентов свидетельствуют об осознании студентами значимости выбранной профессии для обеспечения национальной безопасности страны и готовности применить полученные в ходе обучения знания на благо обороноспособности Родины.
Библиографический список
Безрукова 1996 — Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 339 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01001749892.
Вырщиков, Кусмарцев, Лутовинов 2007 — Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б, Лутовинов В.И. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. Волгоград: ПринТерра, 2007. 37 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004106152.
Газман 1991 — Газман О. C. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования: Справ.-информ. изд. Мин-ва образ. РСФСР. 1991. № 8. С. 2-40.
Государственная программа... — Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016—2020 гг.» [утв. Правительством РФ 30.12.2015. № 1493]. URL: http://government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 26.08.2018).
Концепция. — Концепция патриотического воспитания граждан РФ: текстовое изложение [принята на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам протокол № 2 — П4 от 21.05.2003]. URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru (дата обращения: 26.08.2018).
Мусина 2013 — Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 154 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006689341.
Руднева 2013 — Руднева Т. И. и др. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: монография. Самара: Изд-во: Самарский университет, 2013. 163 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008050574.
Снопко 2006 — Снопко Н.М. Научные и прикладные основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: монография. Челябинск: Социум, 2006. 175 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19979679.
Устинова 2016 — Устинова Н.П. Профессионально-патриотическое воспитание студентов оборонных специальностей в техническом университете // Образование и наука. 2016. № 9 (138). С. 182—195. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/726.
Устинова Н.П.
Система формирования профессионально ориентированного патриотизма
будущих специалистов оборонной отрасли 77
References
Bezrukova 1996 — Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaia pedagogika [Pedagogy. Projective pedagogy]. Ekaterinburg: Delovaia kniga, 1996. Available at: https:// search.rsl.ru/ru/record/01001749892 [in Russian].
Vyrshchikov, Kusmartsev, Lutovinov 2008 — Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B., Lutovinov V.I. Kontseptual'nye osnovy patrioticheskogo vospitaniia uchashcheisia molodezhi [Conceptual foundations of patriotic education of students]. Volgograd: PrinTerra, 2008, 162 p. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01004106152 [in Russian].
Gazman 1991 — Gazman O.S. Kontseptual'nye osnovy soderzhaniia deiatel'nosti klassnogo rukovoditelia (klassnogo vospitatelia) [Conceptual basis of the content of the activities of the class teacher]. Vestnik obrazovaniia: Sprav.-inform. izd. Min-va obraz. RSFSR, 1991, no. 8, pp. 2—40 [in Russian].
Gosudarstvennaya programma... 2015 — Gosudarstvennaia programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RFna 2016—2020 gg.» [utverzhdena Pravitel'stvom RF30.12.2015. N 1493] [State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016—2020 years» [approved by the Government of the Russian Federation 30.12.2015 № 1493]]. Available at: http://government.ru/ me dia/files/8 qqYUwwzHUxzVkH 1j s KAErrx2 dE4q0ws.pdf (accessed 26.08.2018) [in Russian].
Kontsepciia... 2003 — Kontseptsiia patrioticheskogo vospitaniia grazhdan RF: tekstovoe izlozhenie [priniata na zasedanii Pravitel'stvennoi komissii po sotsial'nym voprosam protokol N 2 — P4 ot 21.05.2003] [Concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation:
text statement [adopted at a meeting of the Government Commission on Social Affairs. Protocol №2-P4 dated 21.05.2003]]. Available at: http://www.rosvoencentr-rf.ru (accessed 26.08.2018) [in Russian].
Musina 2013 — Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie [Patriotic education of schoolchildren: educational and methodical manual]. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013, 156 p. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01006689341 [in Russian].
Rudneva 2013 — Metodologicheskie podkhody k issledovaniiu problem v oblasti professional 'noi pedagogiki: monografiia. T.I. Rudneva [i dr.] Methodological approaches to the study of problems in the field of professional pedagogy: monograph]. Samara: Izd-vo: Samarskii universitet, 2013, 164 p. Available at: https:// search.rsl.ru/ru/record/01008050574 [in Russian].
Snopko 2006 — Snopko N.M. Nauchnye i prikladnye osnovy patrioticheskogo vospitaniia v sisteme professional'nogo obrazovaniia: monografiia [Scientific and applied bases of patriotic education in the system of professional education: monograph]. Chelyabinsk: Sotsium, 2006, 176 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19979679 [in Russian].
Ustinova 2016 — Ustinova N.P. Professional'no-patrioticheskoe vospitanie studentov oboronnykh spetsial'nostei v tekhnicheskom universitete [Vocational and patriotic education of students of defense specialties at a technical university]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2016, no. 9 (138), pp. 182-195. Available at: https:/ /www.edscience.ru/jour/article/view/726 [in Russian].