DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-20-30
УДК 378 ББК 74.480
Г.Я. Гревцева
(Челябинский государственный институт культуры, Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПАТРИОТИЗМЕ ПЕДАГОГА
В статье раскрыта актуальность проблемы профессионального патриотизма, указано, что развитие профессионального патриотизма - приоритетное направление современной образовательной политики; представлены и проанализированы различные позиции на сущность понятия «патриотизм», выделены общие признаки данного понятия. Отмечается, что патриотизм выступает как интегративное качество личности, как принцип, социальный долг, чувство, обязанность, готовность, идея, сознание. При этом отмечается, что патриотизм не только социальное чувство, а патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Особое значение отводится правовым, эстетическим и иным составляющим патриотизма. Важным представляется и подход к осмыслению структуры патриотизма. Выделяются эмоционально-психологический, рационально-идеологический и действенно-практический компоненты патриотизма. Акцентируется аспект патриотизма, указывающий на обязательность осознания личностью патриотического долга и необходимость постоянной реализации патриотически направленной деятельности. Представлены результаты опроса будущих специалистов о профессиональном патриотизме, о наиболее эффективных формах, методах и средствах, содействующих развитию профессионального патриотизма.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональный патриотизм, патриотическая позиция педагога, компетенция специальности.
го
ш
ф
J
ш
ф
К
G.Ya. Grevtseva
(Chelyabinsk State Institute of Culture,
International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
TO THE PROBLEM OF TEACHER'S PROFESSIONAL PATRIOTISM
The article reveals the urgency of the professional patriotism. It points out that the professional patriotism development is a priority area of modern educational policy. In the article various positions on the essence of the term «patriotism» are presented and analyzed. General features of this term are highlighted. It is noted that patriotism is an integrative quality of the personality, a principle, a social duty, a feeling, an obligation, readiness, an idea, consciousness. It is noted that patriotism is not only a social feeling, but a patriotic attitude and a patriotic activity. Particular importance is given to the legal, aesthetic and other components of patriotism. An approach to understanding the structure of patriotism is also important. Emotional-psychological, rational-ideological and action-practical components of patriotism are distinguished. The aspect of patriotism is
emphasized, indicating the personality awareness ofpatriotic duty and the need for constant implementation of patriotic activities. The results of a survey of future specialists on professional patriotism, on the most effective forms, methods and tools that promote the development ofprofessional patriotism are presented.
Keywords: professionalism, professional patriotism, teacher's patriotic position, competence of speciality.
Патриотическое воспитание молодежи возможно, во-первых, когда у педагога на определенном уровне сформирована патриотическая позиция; во-вторых, когда воздействие патриотической позиции педагога на патриотическую позицию воспитанника осуществляется при отсутствии навязывания собственного мнения.
Особенность патриотического воспитания заключается в том, чтобы педагог не ограничивался разговорами о патриотических ценностях, а собственными поступками воздействовал на поступки воспитанников, практическим примером показывал, как следует управлять своими эмоциями, мыслями, добивался, чтобы воспитанник собственными усилиями делал из себя гражданина-патриота.
Эффективность процесса формирования личности гражданина-патриота зависит от гражданского облика, профессиональной и патриотической культуры педагога, уровня его социально-нравственного и профессионального развития, степени его морально-психологической готовности осуществлять воспитание патриотизма, способствующее гражданско-патриотической социализации молодежи. Это актуализирует роль педагога и формирование его патриотической позиции в подготовке будущих граждан России.
Если мы говорим о профессиональном патриотизме педагога, то его образ для воспитанников - это образ патриота своей профессии, своей страны, народа. Мы согласны с утверждением А. Н. Ню-дюрмагомедова, М.А. Савзихановой, что для этого требуется, чтобы педагог своей твердой патриотической позицией старался попасть в систему общественных целей и требований к результатам образования [21, с. 66].
Формирование патриотической позиции, развитие профессионального патриотизма - приоритетное направление современной образовательной политики, что нашло отражение в нормативно-правовых документах. В «Стратегии реализации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [29] провозглашается необходимость опоры на систему гражданских, нравственных, патриотических ценностей, формирования российской идентичности, культуры здоровья, профессионального самоопределения и т.д.
В документе отмечается необходимость углубления знаний истории своего Отечества, воспитания уважения к историческому прошлому, формирования готовности к защите Родины. Актуальные проблемы реализации политики в области патриотического воспитания граждан в Российской Федерации обсуждаются на «круглых столах»; международных научно-практических конференциях.
В.В. Путин подчеркивает: «Нам необходимо новое государственное сознание. В центре которого - создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства. В этой логике должна быть построена деятельность всего государственного аппарата» [27].
Значимость исследуемого вопроса подтверждает и интерес ученых к различным аспектам развития профессионального патриотизма, формирования патриотической позиции. Обратимся к понятию «патриотизм».
В словарях трактуется данное понятие как:
- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является
го |_
о
I—
го
ч
ф
с
о
S
н го с
S
0
1 _0
с; го
о
о ф
-&
о с о >1 о о
с о ш
го m
<u
ш
ф
ü
CR
любовь к Отечеству, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [34, с. 358];
- любовь к Отчизне, патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, Отчизнолюб или От-чизник [4, с. 627];
- любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде [24, с. 185];
- любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [20, с. 544];
- эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества [26, с. 247].
В.Г. Крысько в своем словаре-справочнике подчеркивает, что «патриотизм - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма выступает любовь к Отечеству, преданность родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов» [11, с. 323-324].
Подобное понимание патриотизма мы встречаем и в психолого-педагогическом словаре, в котором патриотизм рассматривается как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [28, с. 317]. Правда, здесь акцент делается на высшие, социальные чувства личности.
На современном этапе представлены также неоднозначные и многогранные трактовки понятия «патриотизм». Как отмечает Д.А. Карманова, в социальной практике наблюдается расхождение в понимании этого явления различными социальными группами и слоями общества [8, с. 3].
Приведем примеры определения данного феномена в различных источниках. Патриотизм истинный (по Л. Толстому) -любовь к духу русского народа и преданность ему. Мы согласны с мнением Н.А. Савотиной, которая справедливо утверждает, что содержание патриотизма нельзя ограничивать только формированием чувств. «Ценностный потенциал патриотизма не исчерпывается чувствами, он представляет совокупность интеллектуальных, эмоциональных и духовных возможностей, которые необходимо использовать во всей полноте для решения задач по формированию патриотического сознания, социально позитивного поведения и деятельности» [32, с. 3-16].
Н.В. Ипполитова разрабатывает философский аспект патриотизма как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными особенностями общества. При этом выделяется два ключевых понятия - Родина и Отечество. Первое характеризует «естественные» основы патриотизма, определенные пласты духовной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и пр. Второе рассматривается как социально-политическое явление, обусловленное определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической, социальной и культурной среды [7, с. 19].
Разграничение понятий «Родина» и «Отечество» позволило Н.В. Ипполи-товой дать целостную характеристику патриотизма, что дает возможность в процессуально-содержательном плане определить параметры связи его с воспитанием гражданственности.
На основе системного подхода соискатель вскрыла содержание, структуру процесса подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся, ус-
ловия его функционирования, выделила закономерности и принципы, на основе которых организуется и функционирует педагогический процесс. Разрабатывая технологию подготовки студентов к профессиональной деятельности, раскрыла нравственно-психологические и праксиологические аспекты готовности студентов к патриотическому воспитанию учащихся. Следовательно, Н.В. Ип-политовой сделан определенный вклад в разработку педагогических предпосылок воспитания гражданственности, как у учащихся, так и у будущих учителей.
Основными идеями в исследованиях философов, историков, педагогов XXI века являются:
- патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях переходного периода (Т.В. Беспалова) [2];
- формирование нравственно-патриотических ценностей (М.Н. Гончаров) [3];
воспитание патриотизма на традициях города-героя (М.Ю. Корнилова) [9];
историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Е.Н. Корчагин) [10]; военно-патриотическая подготовка офицеров запаса (С.В. Балыко, А.Д. Кудря, ) [1; 12]; героико-патриотическое воспитание личности (В.И. Лесняк) [14]; патриотизм как социокультурный феномен (Н.П. Лузик) [15];
- патриотизм как философская проблема (В.В. Макаров) [17] и т.д.
Аналитический обзор различных определений показал, что [13; 18; 19; 25; 26]:
1) патриотизм - это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. С правовой точки зрения, патриотизм - это гражданская позиция человека, который обязан соблюдать законы, тем самым способствуя процветанию своего государства;
2) патриотизм обеспечивает сопротивляемость разрушительным внешним и внутренним факторам;
3) чувство патриотизма многомерно;
4) патриотизм - сложная система;
5) патриотическое воспитание -важнейший фактор духовно-нравственного становления и развития личности;
6) проблемы патриотизма и патриотического воспитания актуальны для любого государства и любого исторического периода;
7) патриотизм - возвышенное чувство, ценность и источник, мотив социально значимой деятельности.
«Патриотизм выражается в стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков», - отмечается в философской энциклопедии [34, с. 224]. Как видим, здесь патриотизм и гражданский долг рассматриваются в органическом единстве. В этой оценке еще более определенными являются высказывания П.М. Рогачева: «Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинить интересы каждого интересам всех» [30, с. 270]. Такой подход вполне естественен для того времени.
Для нашего исследования важен подход А.В. Русецкого, который рассматривает патриотизм как подсистему, состоящую из двух частей: эмоционально-психологической (чувство любви к Родине) и рационально-идеологической (осмысление идей, действий на укрепление Отечества) части [31, с. 43]. Отсюда выводится два ключевых понятия «Родина» и «Отечество». При этом Отечество рассматривается как социально-политическое явление, связанное с общественными отношениями, политическим строем, историей развития конкретного народа. Родина как понятие отражает
га
о i_ го
ч
ф
с
о
S
н го с
S
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с о >1 о о
с о ш
го
со ф
^
ш
ф
К
«естественную» сторону патриотизма, связано с местом, где родился и вырос человек, с языком, с этносом. Следовательно, Отечество, как одна из сторон патриотизма имеет непосредственный выход на гражданственность.
Анализ педагогических и психолого-педагогических исследований показывает, что здесь нет однозначного отношения к понятию «патриотизм».
В педагогических работах советского периода отсутствует единое толкование как самого понятия «патриотизм», так и методов его воспитания, его связи с другими сторонами педагогического процесса.
О.И. Павленко сконструировала модель «советского патриотизма», в которую включила:
- любовь к своей Родине, социалистическому Отечеству;
- верность советскому строю, советскому народу как новой исторической общности людей;
- преданность странам социалистического содружества;
- следование советским традициям, нравам и обычаям;
- постановку общественных интересов выше личных;
- бережное отношение к социалистической собственности;
- уважительное отношение к исторически- героическому прошлого;
- любовь к родной природе;
- готовность защищать свое отечество [22, с. 12]. Следует отметить, что автор игнорирует социокультурный аспект патриотизма.
Все авторы трактуют сущность этого понятия как осознанное действие, выделяя ценностно-смысловую и мотиваци-онную сферы.
М.Е. Дуранов [5], И.М. Дуранов [6] считают, что в педагогических работах советского периода патриотизм рассматривается: как нравственная категория; имеет идейно-политическую направленность; как составная часть целостного процесса воспитания; как воспитание
высших социальных чувств; на характеристике патриотизма четко отражается печать времени; в абсолютном большинстве исследований патриотизм не рассматривается как культурная ценность.
В современных, постсоветских исследованиях патриотизм, патриотическое воспитание рассматриваются как социальная ценность. Так, в пособии под редакцией П.И. Пидкасистого патриотизм характеризуется как ценностное отношение к Родине, сообществу людей, среди которых человек вырос и познал счастье жизни, это отношение любви к земле, на которой человек сформировался как личность, отношение к родному языку и национальной культуре [23, с. 434]. Здесь мы наблюдаем связь с культурой.
Выделение в структуре личности интеллектуального, эмоционального, волевого и действенно-практического аспектов личности, дает основание патриотическое воспитание рассматривать с позиции формирования сознания, развития эмоционально-мотивационной сферы и волевых отношений, формирования практических навыков соблюдения нравственных и правовых норм, культуры отношений.
Учитывая вышесказанное, патриотизм в исследованиях ученых предстает как интегративное качество личности, как принцип, социальный долг, чувство, обязанность, готовность, идея, сознание. Однако следует отметить, что патриотизм не только социальное чувство (любовь, гордость, преданность и т.д.), это патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Роль правовых, эстетических и иных составляющих патриотизма имеет особое значение.
После событий в Крыму и Украине число патриотов увеличилось. В.В. Путин отметил: «как это не раз бывало в судьбоносные моменты истории, наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъем, и жизненную стойкость, и патриотизм. А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности. Мы готовы
принять любой вызов времени и победить» [27].
Тем не менее, следует учитывать то, что существует внутренние вызовы и угроза цивилизованному миру, что уровень патриотической воспитанности оставляет желать лучшего, что имеются антипатриотично настроенные граждане; существует патриотический нигилизм, патриотический фанатизм, ложный «антипатриотизм» и т.п., которые могут перерасти в национализм.
Важным представляется и подход к осмыслению структуры патриотизма доктора педагогических наук Н.В. Ипполитовой [7], которая выделяет эмоционально-психологический, рационально-идеологический и действенно-практический компоненты патриотизма. Исследователем акцентирован аспект патриотизма, указывающий на обязательность осознания личностью патриотического долга и необходимость постоянной реализации патриотически направленной деятельности. Объединение и взаимопроникновение составляющих патриотизма дает нам основание согласиться с мнением Н.В. Ипполитовой, которая считает что «сущность понятия «патриотизм» связывается не только с отдельным политическим или нравственным принципом и не только с отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как неотъемлимую часть социально-нравственной направленности личности» [там же, с. 167].
В научных исследованиях Н.М. Сноп-ко [33] структурными компонентами патриотизма определяются патриотическое сознание, патриотические чувства, толерантность, патриотические убеждения и навыки патриотического поведения. Автор обращает наше внимание на то, что патриотическое сознание определяет характер поступков, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации. Патриотические чувства активизируют познавательные усилия человека и
волю, подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении, особенно ярко проявляющуюся в служении Родине.
Т.Р. Лыковой определена следующая структура понятия «патриотизм»: 1) патриотическое сознание как консолидация чувственно-эмоционального и рационально-идеологического уровня отражения феномена Отечества, представленное совокупностью знаний патриотической направленности, вызванных ими патриотических чувств, объединяющих патриотические убеждения; 2) патриотическая направленность личности как комплекс патриотических потребностей, устойчивых мотивов, готовности к патриотической деятельности; 3) патриотическое поведение (активность) как совокупность различных видов деятельности на благо Отечества, общества, народа. Патриотизм подразумевает формирование нравственных качеств и основывается на духовно-нравственной и социокультурной составляющих. Проявляется в тесной связи духовных качеств, гражданской позиции, общественной активности субъекта, который осознает свою сопричастность с Родиной, понимает свою социальную роль и участвует в происходящих в обществе и государстве событиях. Патриотизм реализуется в конкретных делах и поступках личности [16, с. 42].
Считаем, что структурными компонентами патриотизма являются патриотическое отношение, патриотическое сознание, осознанная целенаправленная патриотическая деятельность, которая осуществляется совместно с патриотическими организациями.
Особенно важна деятельностная сторона патриотизма, конкретными действиями доказывать свою любовь к Родине, Отечеству. В то время как внешнеполитические противники России пытаются дискредитировать понятие патриотизма, изменить психологию людей.
По мнению А.Д. Кудря [12] существуют разновидности патриотизма: российский (государственный), региональный (местный), определенный простран-
го о го
ч
ф
с
о ^
н го
с
^
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с о
о о
с
о со
го
со ф
^
ш
ф
К
ственно-территориальными характеристиками; политический, экономический, социальный, культурный, экологический патриотизм, направленный на совершенствование конкретной среды. Учитывая сложность исторического периода, берется во внимание единство общегосударственного, этнического и регионального патриотизма.
Нас интересует «профессиональный патриотизм». Есть утверждения о том, что не следует обсуждать проблемы формирования патриотизма у будущих офицеров, педагогов, государственных и муниципальных служащих, потому что они по определению являются патриотами.
На наш взгляд, не каждый специалист в профессиональной деятельности неукоснительно руководствуется общественными интересами и профессиональным долгом, поэтому наряду с развитием профессионального патриотизма будущих специалистов, необходимо формировать готовность к проявлениям гражданского, национального, культурно-исторического, экологического патриотизма. При этом особое внимание уделять инновационным формам, методам и средствам развития профессионального патриотизма, современным социальным медиа; развивать критическое мышление.
Чтобы узнать мнение студентов Челябинского государственного института культуры о профессиональном патриотизме, мы провели опрос. Анализ результатов опроса показал, что респонденты (98%) считают проблему развития профессионального патриотизма актуальной. Мнения студентов сходятся в том, что гражданственность характеризует нравственно-правовую сторону развития личности. Считают, что наиболее эффективными формами, методами и средствами развития профессионального патриотизма в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» являются:
- материалы биографического характера педагогов-новаторов, известных психологов;
- выполнение творческих работ с учетом специфики направления специальности и профиля;
- среди форм организации учебно-воспитательного процесса выделяют дебаты, дискуссии, аудиторные обсуждения;
- эффективным считают традиционные студенческие олимпиады по педагогике и психологии (творческие конкурсы в рамках олимпиады);
- научно-практические конференции (вузовские, всероссийские, международные), в том числе он-лайн-конференции;
- виртуальные экскурсии, круглые столы, дискуссии, дебаты, педагогические мастерские, встречи и т.д.
Особое внимание уделяют проектировочной деятельности, реализации проектов на патриотическую тематику.
Библиографический список:
1. Балыко С.В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах: дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2007. - 146 с.
2. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: дисс. ... д-ра филос. наук. - СПб., 2011. - 318 с.
3. Гончаров М.Н. Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов на начальном этапе социального становления в военном вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2016. - 238 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз., 2002. - Т. 2. - 688 с.
5. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика: монография. - Магнитогорск: Изд-во Магн. гос. ун-та, 2003. - 298 с.
6. Дуранов М.Е., Швачко Е.В. Теория и методология социокультурного обра-
зования и развития личности: монография. - М.: Владос, 2014. - 240 с.
7. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 50 с.
8. Карманова Д А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Иваново, 2007. - 21 с.
9. Корнилова М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2017. - 24 с.
10. Корчагин Е.Н. Историко-патриотиче-ское воспитание средствами музейной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 442 с.
11. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2001. - 688 с.
12. Кудря А.Д. Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. -Ставрополь, 2005. - 164 с.
13. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Формирование патриотизма: возможности государственной политики [Электронный ресурс] // Ученые записки Тамбовского отделения РоС-МУ - 2015. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formi-rovanie-patriotizma-vozmozhnosti-gosudarstvennoy-politiki
14. Лесняк В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дисс. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2006. - 380 с.
15. Лузик Н.П. Патриотизм как социокультурный феномен: дисс. . канд. филос. наук. - СПб., 2007. - 161 с.
16. Лыкова Т.Р. Формирование патриотической позиции будущих бакалавров туризма: дисс. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2017. - 230 с.
17. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: дисс. ... д-ра фи-лос. наук. - М., 1990. - 288 с.
18. Мордвинцев Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2003. - 175 с.
19. Новейший социологический словарь. - Минск: Книжный дом, 2010. -1310 с.
20. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол. В.И. Бо-родулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 911 с.
21. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзихано-ва М.А. Профессиональный патриотизм как компетенция педагога [Электронный ресурс] // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2014. - №3 (28). С. 66. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/professionalnyy-patriotizm-kak-kompetentsiya-pedagoga
22. Павленко О.И. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме: автореф. дисс.. канд. пед. наук. - Киев, 1980. - 21 с.
23. Педагогика / под ред. П.И. Пидкаси-стого. - М.: ПОР, 1998. - 640 с.
24. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим Бада. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
25. Плеханова Е.С. Личность педагога как основа патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Духовно-нравственные основы патриотического воспитания: Материалы конференции. - Абакан, 2010. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2571246-pall.html
26. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.
27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 года // Российская газета. - 2014. - 5 декабря. - № 6549.
га
о i_ го
ч
ф
с
о
S
н го с
S
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с о >1 о о
с о ш
28. Психолого-педагогический словарь / сост. В.А. Мижериков. - Р/на/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. -Федеральный выпуск №122 (6693). 8 июня 2015 г. - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
30. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. -М.: ИПЛ, 1974. - 280 с.
31. Русецкий А.В. Художественная культура и военно-патриотическое воспитание. - Минск: Беларусь, 1980. - 126 с.
32. Савотина Н.А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания // Педагогика. - 2016. - №6. С. 3-16.
33. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: ав-тореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 34 с.
34. Философская энциклопедия. - Т. 4. -М.: ИСЭ, 1970. - 921 с.
Поступила 05.11.2019
Об авторе:
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры; профессор кафедры педагогики и психологии ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, yakupovna@rambker.ru
Для цитирования: Гревцева Г.Я. К вопросу о профессиональном патриотизме педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 4. С. 20-30. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-20-30
References:
1. Balyko S.V. Development of military-professional patriotism of specialists in maritime universities. Dis. .. .kand. ped nauk. - Kaliningrad, 2007. - 146 p. [in Russian]
2. Bespalova T.V. Patriotism as a form of sociocultural identification in conflict conditions of the Russian transitional society. Dis. ... Dr. filos. nauk. - SPb., 2011. - 318 p. [in Russian]
3. Goncharov M.N. The formation of moral and patriotic values of cadets at the initial stage of social formation in a military university. Dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2016. - 238 p. [in Russian]
4. Dahl V.I. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language: in 4 vols. -M.: Rus. Yaz, 2002 . - Vol. 2 . - 688 р. [in Russian]
5. Duranov I.M. Sociocultural foundations of civil-patriotic education of students: theory and practice. - Magnitogorsk: Izd-vo Magn. gos. univ, 2003. - 298 p. [in Russian]
6. Duranov M.E., Shvachko E.V. Theory and methodology of sociocultural education and personality development. - M.: Vlados, 2014. - 240 p. [in Russian]
7. Ippolitova N.V. Theory and practice of preparing future teachers for patriotic education of students. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2000. - 50 p. [in Russian]
8. Karmanova D.A. Patriotism as a social relation: socio-philosophical. Author's transcript. Dis. ... kand filos. nauk. - Ivanovo, 2007 . - 21 p. [in Russian]
9. Kornilova M.Yu. Patriotic education of cadets of a maritime university on the traditions of a hero city. Author's transcript. Dis. ... kand. ped. nauk. - Veliky Novgorod, 2017. - 24 p. [in Russian]
10. Korchagin E.N. Historical and patriotic education by means of museum activity. Dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2002. - 442 p. [in Russian]
11. Krysko V.G. Social Psychology: Dictionary. - Mn.: Kharvest, 2001. - 688 p. [in Russian]
12. Kudrya A.D. Military-patriotic training of reserve officers in the system of higher professional education. Dis. ... kand. ped. nauk. - Stavroplol, 2005. - 164 p. [in Russian]
13. Kuzmin A.V., Trifonov Yu.N. Formation of patriotism: the possibilities of public policy // Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. - 2015. - No. 4. -Available at: https: //cyberleninka.ru / article / n / formirovanie-patriotizma-vozmozhnosti-gosudarstvennoy-politiki [in Russian]
14. Lesnyak V.I. The pedagogical system of heroic-patriotic education of a person in the conditions of the formation of civil society. Dis. ... Dr. ped. nauk. - Magnitogorsk,
2006. - 380 p. [in Russian]
15. Luzik N.P. Patriotism as a sociocultural phenomenon. Dis. ... kand. filos. nauk. - SPb.,
2007. - 161 p. [in Russian]
16. Lykova T.R. The formation of the patriotic position of future tourism Bachelors. Dis. ... kand. ped. nauk. - Yekaterinburg, 2017 . - 230 p. [in Russian]
17. Makarov V.V. Patriotism as a philosophical problem. Dis. ... Dr. filos.nauk. - M., 1990. - 288 p. [in Russian]
18. Mordvintsev D.Yu .. Education of patriotism in future teachers by means of pedagogical disciplines. Dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003. - 175 p. [in Russian]
19. The latest sociological dictionary. - Minsk: Kniznyi Dom, 2010 . - 1310 p. [in Russian]
20. The new illustrated encyclopedic dictionary. Ed. by V.I. Borodulin, A.P. Gorkin, A.A. Gusev, et al. - M.: Bolshaya Rossiyskaya Encyclopedia, 2000. - 911 p. [in Russian]
21. Nyudyurmagomedov A.N., Savzikhanova M.A. Professional patriotism as a teacher's competence // Izvestiya DGPU. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. - 2014. -No. 3 (28). S. 66. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-patriotizm-kak-kompetentsiya-pedagoga [in Russian]
22. Pavlenko O.I. Formation of concepts of Soviet patriotism among adolescents. Author's transcript. Dis .... kand. ped. nauk. - Kiev, 1980. - 21 p. [in Russian]
23. Pedagogy. Ed. by P.I. Pidkasisty. - M.: POR, 1998. - 640 p. [in Russian]
24. Pedagogical Encyclopedic Dictionary. Ed. by B.M. Bim Bad. - M.: Bolshaya Rossiyskaya Encyclopedia, 2003. - 528 p. [in Russian] o
25. Plekhanova E.S. The personality of the teacher as the basis of patriotic education S [Electronic resource] // Dukhovno-nravstvennye osnovy patrioticheshogo vospitaniya. Proceedings of the conference. - Abakan, 2010. - Available at: https://refdb.ru/look/ 2571246-pall.html [in Russian] |
26. Political science: an encyclopedic dictionary. Ed. and comp. by Yu.I. Averyanov. - M.: Izd-vo Mosk. Kommerts. Univ., 1993. - 431 p. [in Russian]
27. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the
[in Russian]
28. Psychological and pedagogical dictionary. Comp. by V.A. Mizherikov. - Rostov-on-Don.: Feniks, 1998. - 544 p. [in Russian]
Moscow «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025». Rossiiskaya gazeta - Federal issue No. 122 (6693). June 8, 2015. -Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html [in Russian]
Russian Federation on December 4, 2014. Rossiiskaya gazeta 2014 December 5th. - № 6549. ^
a
29. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N 996-r, o
^
о о ü с о ш
30. Rogachev P.M., Sverdlin M.A. Patriotism and social progress. - M.: IPL, 1974. - 280 p. [in Russian]
31. Rusetskiy A.V. Artistic culture and military-patriotic education. - Minsk: Belarus, 1980. -126 p. [in Russian]
32. Savotina N.A. Priorities for the development of civic and patriotic education // Pedagogika. - 2016. - No. 6. S. 3-16.
33. Snopko N.M. Psychological mechanisms and pedagogical foundations of patriotic education in the system of vocational education. Author's transcript. Dis. ... Dr. ped. nauk. - M., 2007. - 34 p. [in Russian]
34. Philosophical Encyclopedia. - Vol. 4. - M.: ISE, 1970. - 921 p. [in Russian]
About the author:
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, yakupovna@rambker.ru
For citation: Grevtseva G.Ya. To the problem of teacher's professional patriotism // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. P. 20-30. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-20-30
ro m <u J m <u