СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
В.В. Дудукалов, канд. пед. наук, доцент
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Волгоградский кооперативный институт Российского университета кооперации»
профессиональное воспитание бакалавра аграрного вуза в новых образовательных стандартах
Любые учебные заведения профессионального образования, в том числе аграрные вузы уже сегодня заинтересованы в подготовке специалистов, востребованных на рынке труда, удовлетворяющих потребностям государства, общества и самого специалиста. При переходе же на подготовку бакалавров, ориентированных на конкретную производственную деятельность, потребности в различных компетенциях возрастают вдвойне.
При выявлении всего комплекса компетенций, необходимых бакалавру, следует помнить, что согласно закону «Об образовании», образование имеет две составляющие: воспитание и обучение. Содержание профессионального обучения отражено в государственных образовательных стандартах уже сегодня, содержание же профессионального воспитания действующими стандартами пока регламентируется слабо. Что такое профессиональное обучение знают все, а профессиональное воспитание — не многие. Общее воспитание определяется государством и оговаривается аккредитационными требованиями, т. е. наличие структуры, различных направлений работы (патриотическое, толерантное, правовое и др.). Оно направлено на реализацию прежде всего государственных интересов.
Профессиональное воспитание в государственных требованиях почти не оговаривается, хотя уже
80
известно о присутствии в разрабатываемых стандартах третьего поколения неких профессиональных и надпрофессиональных компетенций, которые, судя по всему, и есть компоненты профессиональной воспитанности.
Нужны ли модели профессионального воспитания по каждому направлению или каждой специальности, реализуемой в вузе? Очевидно, нет, так как модель профессионального воспитания финансиста будет мало чем отличаться от модели профессионального воспитания (например, бухгалтера).
Другое дело, когда речь идет о профессиональных и надпрофессиональных компетенциях, требующих определенного должного профессионального поведения.
Выпускники аграрного вуза получают хорошую профессиональную подготовку, однако при окончании вуза перед студентом встает проблема трудоустройства. В условиях сегодняшних особенностей сельского хозяйства в России рынок труда в аграрно-промышленном комплексе в ряде регионов может быть весьма проблематичен. Выпускник аграрного вуза может и не найти работу в сельской местности. В этой связи он поставлен перед выбором: либо уехать в город и искать работу по другой специальности, либо самому создать рабочее место в аграрном секторе экономики, создав кооперативную организацию.
Известно, что одним из ведущих направлений реализации национального проекта «Развитие АПК» является организация кооперативов. Кооперация сегодня — старейшее и самое многочисленное социально-экономическое движение в мире. Очевидно, на организацию кооперативов и должен быть сориентирован выпускник аграрного вуза. В настоящее время выделяют ряд факторов, сдерживающих развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг, главный из которых — отсутствие подготовленных специалистов-организаторов кооперативного движения.
Для принятия выпускником аграрного вуза решения о создании кооператива или участии в его работе необходимо разработать модель бакалавра-выпускника, содержащую идеальные параметры в этой области как результат профессионального образования, включающего в себя профессиональные и надпрофессиональные компетенции участника кооперативного движения. Кооператив принципиально отличается от частной организации. Помимо коммерческой деятельности он еще выполняет и социальную задачу, удовлетворяя определенные потребности участников движения (пайщиков). Выполнение этой миссии требует от участника кооперативного движения должного профессионального поведения, параметры которого — предмет изучения кооперативной деонтологии.
Кооперативная деонтология — наука о должном поведении участника кооперативного движения является одним из разделов деонтологии. В науке известны определенные направления в деонтологии (этики долга). Наиболее разработанными являются педагогическая, медицинская и кооперативная деонтологии, рассматривающие профессиональное поведение работника медицинского учреждения, общеобразовательной школы и кооперативной организации. Можно полагать наличие деонтологиче-ских основ в поведении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, государственных служащих, т. е. лиц, имеющих разные специальности, но поведение которых регламентируется определенными моральными нормами, изложенными должностной инструкцией, уставами и т. д. Элементы деонтологии просматриваются также в корпоративных положениях, регламентирующих деятельность частных фирм. Очевидно, что деятельность учебных заведений, ведущих подготовку вышеназванных специалистов по созданию моделей профессионального воспитания, должна сводиться к созданию моделей формирования должного профессионального поведения.
Исходя из опросов пайщиков, населения, знакомого с кооперативным движением, автор выделил совокупность профессионально-обусловленных ка-
честв кооператора: нравственность, любовь к людям, желание и умение работать вместе с другими, общность идей и интересов, владение навыками взаимной помощи, высокий профессионализм, конкурентоспособность.
Анализируя известные качества личности, автор обнаруживает, что о единении духовных и материальных начал личности говорится в исследовании, проведенном ректором Санкт-Петербургского университета С.Н. Трубецким*. Он называл данное качество «соборность».
С.Н. Трубецкой интерпретирует соборность как совпадение религиозного, нравственного и социального начал личности, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. Говоря о конкретном организме, С.Н. Трубецкой указывает, что «...все конкретные части и органы координированы и в значительной степени подчинены контролю центральных органов. Все элементарные жизни, элементарные сознания впадают в одну общую жизнь и сознание в одну общую индивидуальность. Рассеянное, раздробленное единичное сознание предшествует в природе сознанию собранному, сосредоточенному, неделимому.». Трубецкой пишет о том, что общее согласие или единогласие человек непосредственно усматривает в своем соборном сознании. Этот внутренний собор, «.который я держу внутри себя со всеми.», оказывается предпосылкой собора внешнего, осуществляемого во внешнем собрании, внешнем общении с другими людьми. Логически рассуждая о невозможности создать всечеловеческий собор, С.Н. Трубецкой говорит, что любое конкретное собрание людей представляет собой только частичное единство. Носителем Всеединства, по С.Н. Трубецкому, может быть только сознание.
Актуализируя идеи С. Трубецкого, автор предлагает сенситивное качество личности, которое должно быть сформировано для реализации цели профессионального воспитания участника кооперативного движения. Это качество автор статьи называет «соборность».
Для понимания правил работы кооперативной организации следует уточнить, что такое кооперативные взаимоотношения и чем они отличаются от иных взаимоотношений, например конкурентных. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, обозначает координацию единичных сил участников, поэтому кооперация — необходимый элемент совместной деятельности. В то же время конкуренция основана на столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов. Конкурентные отношения являются вредными, которые приносят разнородные проблемы обоим участникам отношений. Кооперативная экономика, включающая
* Трубецкой С.Н. Сочинения. — М.: Мысль, 1994. — 816 с. Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008 ---------------------------------------- 81
в себя полезные отношения, является составной частью рыночных отношений и дает максимальный эффект ее участникам.
Национальным проектом «Развитие АПК» предусмотрено обучение граждан по утвержденным программам в условиях сельскохозяйственных вузов и Российского университета кооперации как будущих организаторов кооперативного движения, они получат кредиты для создания кооперативов. Программами, однако, не предусматривается каких-либо воспитательных воздействий на обучаемых. Они не обучаются методике привлечения в кооперативное движение новых участников, им не сообщается о существовании российских социальных традиций, на основе которых получило мощное развитие кооперативное движение в дореволюционной России. Их можно использовать сегодня для организации сельскохозяйственных кооперативов.
Таким образом, автор считает, что организаторы, не усвоив кооперативную идеологию, не владея способами привлечения в кооперативное движение потенциальных участников, могут подойти к вопросу создания кооперативов формально, создав при патронате государства в лучшем случае частные предприятия, прикрывающиеся кооперативной вывеской и ничего не делая для цели развития АПК.
В то же время бакалавр аграрного вуза, прошедший обучение по любой профессии и получивший профессиональное воспитание как будущий участник кооперативного движения вполне способен проводить работу по созданию сельскохозяйственного кооператива. Кооперативная деонтология способна предложить основания профессионального воспитания бакалавра аграрного вуза как организатора и участника кооперативного движения. Такое воспитание будет эффективным, если:
1. Профессиональное воспитание будет трактоваться в тесной связи с профессиональным обучением как воспитание средствами приобщения к профессии, формирование основ профессиональной культуры и в совокупности с ним составит профессиональное образование бакалавра аграрного вуза. Истоки профессионального воспитания будут определяться как требования, предъявляемые к бакалавру обществом. Они должны сводиться к той пользе, которою может принести обществу бакалавр помимо результата, предусмотренного профессиональным обучением в аграрном вузе.
2. Сущность профессионального воспитания бакалавра аграрного вуза как участника кооперативного движения состоит в воспитании качества, выражающегося в единении духовного и материального начал личности, развившегося на основе совместной социальной жизни людей, сформированного на основе российских социальных традиций, в процессе мировоззренческой социализации, под которой понимается процесс становления ми-
82
ровоззрения под влиянием совокупности взаимодействий человека и окружающего мира в целом. Духовность можно рассматривать как отношение человека к самому себе, другим людям, к миру. Материальность базируется на удовлетворении основных потребностей человека как биологического существа (пища, жилье, одежда).
3. Первый этап модели профессионального воспитания студентов аграрного вуза как участников кооперативного движения будет заключаться в предоставлении максимально полной информации о мировых и российских социальных традициях взаимной помощи, для чего необходимо внедрение в учебный процесс специального курса «Основы взаимной помощи», позволяющего выявлять российские социальные традиции взаимной помощи в жизни сегодняшней российской деревни и на этой основе возрождать кооперативные отношения в агропромышленном комплексе.
4. Важнейшем элементом второго этапа модели профессионального воспитания студентов аграрного вуза кооперации как участников кооперативного движения является организация общественного со-управления в аграрном вузе на принципах соборности. Разностороннее общее воспитание также может быть подчинено цели профессионального воспитания студентов аграрного вуза.
5. Содержание третьего этапа профессионального воспитания студента аграрного вуза как участника кооперативного движения заключается в рассмотрении мировоззренческих идей и решении глобальных проблем с позиций соборности. Методика профессионального воспитания студентов аграрного вуза будет основана на системе ситуаций: организация, структурирование, упорядочение проблемных ситуаций мировоззренческой социализации с позиций соборности.
6. Четвертый этап модели профессионального воспитания студентов аграрного вуза как участников кооперативного движения будет заключаться в максимальном использовании производственных практик, с целью обучения студентов аграрного вуза работе по привлечению новых участников в кооперативное движение.
7. В основе подготовки преподавателя аграрного вуза к профессиональному воспитанию участников кооперативного движения лежит система мероприятий, включающая в себя обучение в аграрном вузе, обучение по дополнительным программам к высшей квалификации, включающим в себя специальный курс, в ходе которого происходит обучение преподавателя методике формирования у студента аграрного вуза современного научного мировоззрения, а также методике организации, структурирования и упорядочения проблемных ситуаций мировоззренческой социализации с позиций соборности и практической работе
по привлечению новых участников в кооперативное движение.
8. Результат работы по профессиональному воспитанию бакалавров аграрного вуза как участников кооперативного движения даст мощный стимул дальнейшему развитию сельскохозяйственной кооперации, стабилизирует цены на продовольствие, будет способствовать стабилизации всей социальноэкономической обстановки на селе, решит проблемы национального проекта «Развитие АПК», укрепит смысложизненные ориентации выпускника аграрного вуза.
Таковы, как считает автор статьи, основные положения, которые обеспечат профессиональную подготовку бакалавра аграрного вуза как участника кооперативного движения, сделают аграрные вузы особой воспитательной системой, сенситивной для
полноценной профессиональной подготовки специалиста в области кооперативных отношений. Естественно, описать данную компетенцию в государственном стандарте весьма затруднительно, потому что такая воспитанность не является универсальной для всей системы профессионального образования, а разрабатывается аграрным вузом самостоятельно и включается в содержание образования в качестве вузовского компонента стандарта третьего поколения.
В сочетании с профессиональным обучением конкретной профессии профессиональное воспитание студента аграрного вуза как участника кооперативного движения позволит сформировать образовательную модель, удовлетворяющую потребности общества, государства и самого выпускника аграрного вуза.
УДК 378
Т.П. Петлина, канд. пед. наук, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель
возможности формирования политехнической компетенции студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки
Рассмотрение политехнического аспекта следует начать с понятия «политехнический». Согласно определению, данному в толковом словаре авторов
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, понятие означает «относящийся к различным отраслям техники или основанный на разностороннем знакомстве с техникой» [1]. Следовательно, этот аспект общетехнической подготовки направлен на то, чтобы формировать у будущих инженеров знания о принципах работы технических узлов и механизмов, функционирующих в различных отраслях сельского хозяйства (агрономии, животноводстве, перерабатывающей отрасли и др.). А также формировать умения выделять принципы, лежащие в основе работы различных механизмов, навыки совершенствования этих знаний, умений.
Графотехнический аспект предусматривает формирование у студентов графических и инженерно-технических знаний, умений, соответствующих реальному уровню сложности выполняемых производственных задач и решаемых проблем, включает оценку ситуаций, прогнозирование причин неисправностей технических узлов, поиск приоритетных вариантов их устранения, составление описаний устройств, принципов действия механизмов, контроль и оценку правильности принятых
решений при выполнении инженерно-технических задач.
Теоретико-практический аспект данной подготовки направлен на развитие способностей студентов применять на практике приобретенные графические, инженерно-технические знания, умения по разработке, организации производственных процессов, в основе которых лежит сходство принципов действия оборудования, механизмов, инструментов, технологий и видов обрабатываемых материалов; научить их внедрять полученные знания, умения в производство; способствовать изобретательности и творчеству.
Фундаментальный аспект предусматривает формирование фундаментальных понятий, заложенных в учебных программах, объединяющих учебный материал, а также других взаимосвязей общетехнических дисциплин.
Интегративный аспект общетехнической подготовки обеспечивает достижение целостности данного образовательного процесса по горизонтали и по вертикали. Основой интегрирования общетехнических дисциплин являются межпредметные связи, которые служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, техники, технологии, возникающих
83