Научная статья на тему 'Идеалы профессионального воспитания студента вуза кооперации как участника кооперативного движения'

Идеалы профессионального воспитания студента вуза кооперации как участника кооперативного движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеалы профессионального воспитания студента вуза кооперации как участника кооперативного движения»

УДК 334. 73 : 378

ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА КООПЕРАЦИИ КАК УЧАСТНИКА КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

В. В. Дудукалов

Волгоградский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации, г. Волгоград

Одним из основополагающих составляющих профессионального воспитания студента вуза кооперации как участника кооперативного движения, как и любого воспитания, является понятие идеала. Обозначив цели воспитания, государство или иное сообщество создает определенные эталоны, образцы с наличием идеальных для реализации поставленной цели качеств личности.

В социалистическом обществе существовали различные идеалы -Павлик Морозов. Стаханов, Ангелина и др. Это были разные люди, но у них было одно общее - все они строители коммунизма. Говоря о современном российском обществе такой идеал с фамилией государство определить, затрудняется и чаще всего формулирует безфамиль-но, сводя его к разносторонне развитой, конкурентоспособной личности. Однако всем быть конкурентоспособными вряд ли возможно даже если к этому есть стремление.

Говоря о кооперации, которая имеет право на постановку собственных целей воспитания, следует определить идеалы профессионального воспитания кооператора как участника кооперативного движения.

Известно, что особенностями работы в условиях кооперативной организации является соединение в этой работе двух составляющих. С одной стороны все кооперативные организации занимаются коммерческой деятельностью, а с другой полученные в результате такой деятельности средства должны использоваться для удовлетворения различных потребностей пайщиков, а не на иные цели, то есть предполагается наличие должного профессионального поведения. В результате была постулирована кооперативная деонтология, как наука о должном поведении участника кооперативного движения. Очевидно, что в этом случае речь идет о соединении в одном человеке профессионализма, позволяющего успешно работать в условиях рыночной экономики и нравственности, позволяющей выполнить свой гражданский долг.

Анализируя известные нам качества личности, мы обнаруживаем, что о единении духовных и материальных начал личности говорится в исследовании, проведенном ректором Санкт-петербургского университета С.Н. Трубецким. Он назвал данное качество «соборность». С.Н. Трубецкой интерпретирует соборность как совпадение религиозного, нравственного и социального начал личности, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. Говоря о конкретном организме, С.Н. Трубецкой указывает, что «все конкретные части и органы координированы и в значительной степени подчинены контролю центральных органов. Все элементарные жизни, элементарные сознания впадают в одну общую жизнь и сознание в одну общую индивидуальность... Рассеянное, раздробленное единичное сознание предшествует в природе сознанию собранному, сосредоточенному, неделимому». Трубецкой пишет о том, что общее согласие или единогласие человек непосредственно усматривает в своем сборном сознании. Этот внутренний собор, «который я держу внутри себя со всеми», оказывается предпосылкой собора внешнего, осуществляемого во внешнем собрании, внешнем общении с другими людьми. Логически рассуждая о невозможности создать всечеловеческий собор, С. Трубецкой говорит, что любое конкретное собрание людей представляет собой только частичное единство. Носителем Всеединства, по С. Трубецкому, может быть только сознание, соединяющее в себе духовность и телесность.

Актуализируя идеи Трубецкого, и исходя из опросов населения, знакомого с кооперативным движением, мы можем сформулировать идеал воспитания, без фамилии, но с набором идеальных качеств участника кооперативного движения. Однако существует не только абстрактный идеал воспитания. В истории кооперации мы можем выявить и конкретных людей, которых можно назвать пофамильно и которых следует рассматривать

как идеалы профессионального воспитания, сочетающих в себе указанные качества.

Речь идет, прежде всего, о практиках кооперации, способных на примере своей жизни и деятельности дать образцы для подражания и воспроизведения действий в условиях сегодняшней хозяйственной практики. К сожалению, в условиях вуза кооперации такие образцы для подражания не всегда присутствуют в воспитательном пространстве вуза кооперации, на них не концентрируется внимание, их жизнь и деятельность практически неизвестна сегодняшним участникам движения.

Позволим себе выделить несколько фамилий, которые могут служить идеалами профессионального воспитания студентов вуза кооперации как участников кооператив -ного движения.

Двадцать восемь ткачей города Рочдэля были пионерами нового движения, начавшегося в Англии и со временем утвердившегося во всех европейских странах. Из рочдэльс-ких пионеров особенно выдвигается одно из имен, сохраненных историей,— Чарльза Го-вартса, которого следует считать руководителем, духовным главой группы рочдэльс-ких кооператоров-рабочих, открывших в 1844 году свою маленькую лавчонку в Жабьем переулке. Общественные лавки открывались и до 1844 года, но все они погибали, потому что не найдено было средства, с помощью которого можно было бы поддерживать постоянный интерес членов к такой лавке. Этот способ открыл Чарльз Говартс.

Говартс предложил устроить товарищескую лавку, закупать товары оптом на общие деньги и затем продавать их товарищам в розницу по справедливой цене, продавать в товарищеской лавке только за наличные и по рыночным ценам, распределять чистую прибыль между товарищами соответственно величине их забора и накоплять из премий на забор, а равно из других сбережений членов, оборотный капитал.

Каждый из указанных принципов Го-вартса (получивших название рочдэльских) практиковался в отдельности там и сям еще и до рочдэльских пионеров. Заслуга Говартса состоит, однако, в том, что он объединил и связал их в единую, цельную систему, впервые применивши ее в основанном им и 27 товарищами в 1844 году «Обществе справедливых рочдэльских пионеров».

Не только распределение прибыли, но также получение прибыли (благодаря продаже по рыночным ценам) и, главное, накоп-

ление прибыли (путем составления капитала из дивиденда на забор) — вот та триединая система потребительской кооперации, которую впервые открыл, твердо установил и неутомимо пропагандировал Чарльз Говартс.

В течение долгих лет имя Чарльза Говар-тса оставалось в полном забвении. Только с начала 90-х годов девятнадцатого столетия имя Говартса, как автора рочдэльской системы, стало все чаще упоминаться. С тех пор его стали называть «кооперативным Архимедом», «изобретателем современной кооперации», «законодателем кооперативного движения».

Другой идеал - Андрей Евменьевич Ку-лыжный - видный организатор кредитной кооперации России. По плану Кулыжного была построена система сельскохозяйственной кооперации, как союза отраслевых объединений возглавляемый Сельскосоюзом. В1912 году Кулыжный руководил Московским народным банком - финансовым центром русской кооперации. Кулыжный входил в качестве члена совета или правления почти во все кооперативные центры: Всероссийский союз кооперативов по переработке и сбыту картофеля, Центральный кооперативный союз коноплеводов, Всероссийское кооперативное товарищество по сбыту кустарных и артельных товаров, Центральное товарищество плодоводов и огородников. Кулыжный был чужд коммунистическим иллюзиям и не переносил упрощенно на кооперацию христианские догмы. Практическую деятельность Андрея Евменьевича Ку-лыжного по организации кооперативов в России можно рассматривать как образец должного поведения кооператора.

Другим практиком кооперации являлся Александр Васильевич Чичкин, который, претворяя в жизнь идеи отца «молочной кооперации» Н. Верещагина, организовывал по всей России молочные магазины на кооперативных началах. Чичкин является автором позже использованной японцами системы найма на работу «на всю жизнь», доказавшей свою эффективность и в современных условиях.

Основателем кредитной кооперации, ее «отцом», как любят говорить немецкие кооператоры, был Фридрих. Райффайзен (1810-1888).

Всю свою долгую жизнь посвятил он крестьянскому делу. Будучи волостным старшиной, он очень хорошо знал деревенскую нужду, власть ростовщиков над крестьянами. В те времена в немецкой деревне ростовщичество получило большое распространение. Ф. Райффайзен вначале пытался помочь зем-

лякам устройством особых союзов, которые покупали своим беднейшим членам скот. Однако союзы эти, построенные на началах благотворительности, хотя и существовали некоторое время, но постепенно ослабевали, приток пожертвований прекратился, и союзы распались. К концу своей жизни Ф. Райффайзен понял, что благотворительностью крестьянской беде не поможешь, и пришел к выводу положить в основу дела не благотворительность, а начало взаимопомощи самого трудящегося крестьянства. Главные причины деревенской нищеты были хорошо известны Ф. Райффайзену, и после десяти лет размышлений он нашел способ борьбы с ними, изложив его в книге «Кредитные товарищества как средство уничтожить нищету», а 25 апреля 1869 года в небольшой деревеньке Геддседорфе ему удалюсь на практике основать первое кредитное товарищество».

Пятьсот - шестьсот крестьянских семей, объединившихся в союз, обычно нуждаются для своего хозяйственного оборота в нескольких десятках тысяч рублей. Эта сумма денег настолько крупна, что небольшой процент с нее вполне окупит поездки в город и переписку с банком. Да и для банка размеры ссуды достаточны, чтобы покрыть процентами от нее издержки по наведению справок, расходы по возможному взысканию в случае неуплаты, а имущество пятисот крестьянских дворов может явиться более чем достаточным для обеспечения ссуды.

Поэтому первое правило Ф. Райффайзена - совместное занятие денег объединенными в союз крестьянами под круговую поруку и обеспечение их имуществом - вызвало приток капиталов в райффайзеновские общества и легло в основу устройства кредитной кооперации.

Однако это правило нельзя назвать самым главным в кредитной кооперации. Оно

было введено Ф. Райффайзеном как обеспечение для банков и других учреждений и лиц, дающих деньги кооперативу. Круговая имущественная ответственность членов была понятна и внушала уважение финансовым деятелям его времени. Истинную же основу кооперативного кредита Ф. Райффайзен видел не в том, чем обеспечена ссуда, а в том, кому будут даваться занятые кооперативом деньги, и на что они будут тратиться.

Поэтому важнейшим из правил Ф. Райффайзена является указание, что товарищество, получившее под общую ответственность деньги, должно давать их своим членам только на производственные нужды.

Деньги можно получить из кооператива не на платье, не на пропитание, а только на такие расходы, которые идут в хозяйственный оборот и по его окончании возвращаются хозяину с большой прибылью. Словом, речь шла о таких расходах, которые сами себя оправдывают и дают возможность не только покрыть взятую ссуду, но даже получить изрядную прибыль. Из этого важнейшего райф-файзеновского правила вытекали и все остальные, в частности, правило давать деньги в долг только членам товарищества, т.е. людям хорошо известным, несущим общую со всеми другими ответственность.

Мы указали те не многие идеалы воспитания, которые сегодня можно использовать для целей воспитания студентов вуза кооперации как участников кооперативного движения.

Используя жизнь и деятельность этих кооператоров можно определить идеальные качества, на примере которых можно формировать профессиональные качества кооператора.

Литература:

Трубецкой С.Н. Сочинения / сост., ред. и вступ. статья П.П. Гайденко; примеч. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. - М: Мысль, 1994. - 816 с.

V. Dedukalov, Volgograd Cooperative Institute.

PROFESSIONAL EDUCATION IDEALS OF A COOPERATIVE INSTITUTE STUDENT AS A COOPERATIVE MOVEMENT PARTICIPANT

ДУДУКАЛОВ Владимир Владимирович, декан факультета управления и права, кандидат исторических наук, доцент. Автор 2 монографий и 40 опубликованных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.