Редакционная почта
155
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1999. 512 с.
3. Андреев А.А. Проблемы подготовки современного преподавателя высшей школы. Вопросы информатизации образования. Вып. 11. URL: http://www.npstoik.ru/vio/ inside.php?ind=articles&article_key=291
MOTUNOVA L. INFORMATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS
On the basis of the latest scientific literature and practical work, the author considers the modern information technologies as means of pedagogical support of students in the process of adaptation to variable learning environment for the purpose of individualization of the educative process. This enables to reveal personal potential of a student.
Keywords: pedagogical support, didactical deadaptation in the educative process, variable learning environment, pedagogical support maintenance principles, individualization of the educative process, means of pedagogical support, information technologies.
ны на решение проблем конкретного студента или группы учащихся.
Литература
1. Психология и педагогика: учебник для вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 714 с.
В.В. ДУДУКАЛОВ, доцент Волгоградский кооперативный институт Российского университета кооперации
Педагогический аспект
возрождения
кооперации
В статье рассматриваются проблемы профессионального воспитания студентов ряда учебных заведений, призванных вести подготовку кооператоров. Анализируются компетенции, необходимые для будущего участника кооперативного движения.
Ключевые слова: кооперация, пайщик, солидарное экономическое поведение, дифференциация, идентификация, профессиональное воспитание.
Любое учебное заведение профессионального образования сегодня заинтересовано в выпуске специалистов, удовлетворенных результатом образовательной деятельности и востребованных на рынке труда. Однако в условиях, когда мерилом их востребованности на рынке становится работодатель, трудоустройство выпускников ряда вузов оказывается весьма проблематичным. Прежде всего это касается аграрных учебных заведений и учебных заведений кооперации. В силу особенностей экономики сельского хозяйства в России ры-ноктруда в агропромышленном комплексе ряда регионов крайне ограничен. В аграрном секторе сегодня преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, крупные хозяйства
встречаются достаточно редко. Поэтому выпускник аграрного вуза поставлен перед выбором: либо остаться в городе, где искать работу по специальности, либо самому создавать себе рабочее место в аграрном секторе экономики. Что касается выпускников учебных заведений кооперации, то здесь ситуация еще более сложная, поскольку нынешние потребительские кооперативы - это морально и физически устаревшие предприятия, не нуждающиеся в дополнительных наёмных работниках.
Основная проблема сегодняшнего агропромышленного комплекса - обеспечение доступа малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, к обработке земельных участков, транспортным услугам и т.д. Решение проблемы, согласно На-
156 Высшее образование в России • № 8/9, 2010
циональному проекту «Развитие АПК», заключается в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В настоящее время выделяют ряд факторов, сдерживающих развитие кооперации, главный из которых - отсутствие подготовленных специалистов-организаторов кооперативного движения. Национальным проектом предусмотрено обучение соответствующих профессионалов. Очевидно, на организацию кооперативов и должны быть сориентированы выпускники аграрных и кооперативных учебных заведений, то есть способность и готовность создать кооператив следует рассматривать как ведущую компетенцию их выпускников.
Говоря о ходе реализации национального проекта «Развитие АПК», первый заместитель председателя Правительства РФ В. Зубков признает, что «несмотря на существенное ресурсное обеспечение, успехи - более чем скромные. Из зарегистрированных 6 тысяч сельхозкооперативов реально работают немногим более половины. В то время как в небольшой по территории Швеции действуют более 5 тысяч кооперативов » [!]• Заместитель председателя Совета Федерации России М.Е. Николаев указывает на некоторые причины сложившегося положения: «Одна из причин, я уверен, наша медлительность и неповоротливость, а также преданные забвению православные традиции трудолюбия, совестливости, общинности. А именно на этих традициях как раз и основана идеология кооперации. Пока не возродим духовность и не наполним глубоким идейным смыслом все кооперативное движение, мы не сможем сделать кооперацию подлинно «третьим сектором» экономики. Для этого также нужны новые креативные кадры, умеющие использовать в работе технологии XXI века. Очевидно, что для их формирования потенциала одних вузов Центросоюза недостаточно. Надо привлечь сельскохозяйственные, экономические и иные высшие учебные заведения для подготовки специалистов, которые будут работать в
кооперативном секторе. Будущее - за кооперативной Россией!» [2].
Известно, что граждане России сегодня весьма неохотно участвуют в кооперативном движении. Трансформации кооперативов, прежде всего потребительских, на протяжении многих лет изменили положение пайщиков, превратив их в обычных покупателей товаров в кооперативных торговых точках. Что касается советских колхозов, то они вообще не несли необходимых идентификационных признаков, предусмотренных международным кооперативным сообществом. Между тем деятельность кооперативных организаций востребована как на уровне населения, так и на уровне органов власти на местах. Причина - стабильность налоговых поступлений, создание рабочих мест, качественное обслуживание населения и т.д. Кооперация, основанная на социальных традициях взаимной помощи, дает возможность любому человеку получать надежный, хотя и сравнительно небольшой доход. При этом необходимо иметь в виду и то, что экономическая система, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «...построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении кнравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей» [3].
Кооперативы - форма коллективных действий, в которых участвуют руководители, специалисты и рядовые члены для достижения целей как группы в целом, так и отдельного индивидуума. В связи с этим особенностью кооперативной организации является т.н. солидарное экономическое поведение.
Солидарность - это прежде всего взаимопонимание и взаимопомощь, формирующие социум на базе общего интереса. Поэтому солидарность вместе с другими характеристиками человеческого бытия, такими как свобода, справедливость, толерантность, является основополагающей
Редакционная почта
157
ценностью. Фундаментом солидарности является моральное начало - не утилитарная, но сугубо ценностная заинтересованность человека в том, чтобы другой человек мог себя реализовать.
Классик кооперативного движения М.И. Туган-Барановский (1865-1919) указывал, что «в кооперации царит не капитал, не вещь, а человек, личность, и для успеха кооперации требуется господство в душе человека не жажды богатства, а чувства общественной солидарности, готовность жертвовать своим личным интересом ради интересов общественной группы. Вот почему кооперативное хозяйство настоятельным образом требует воспитания соответствующего человека. Затрачивая огромные суммы на поднятие духовного уровня современного человечества, устраивая библиотеки, музеи, учебные заведения, курсы, лекции, народные дома, кооперация следует не только свойственным ей идеалистическим мотивам, но и своему правильно понятому хозяйственному интересу. Ибо для достижения своих хозяйственных целей кооперация, прежде всего, должна создать человека, способного ей служить» [4].
Для более полного понимания специфики кооперативного воспитания следует обратиться к нашей истории, точнее, к дошедшему до нас источнику, а именно к Трудам первого всесоюзного совещания по кооперативному просвещению, состоявшемуся в октябре 1924 г. О важности события говорит факт выступления на съезде заместителя руководителя Народного комиссариата просвещения Н.К. Крупской, отметившей чрезвычайную важность вопроса о кооперативном образовании. Приведем ряд ее высказываний: «Какие работники нужны кооперации? Во-первых, это должны быть работники, понимающие все то значение, которое имеет кооперация.»; «От кооперативного работника надо требовать не только энтузиазма и знания дела, но и еще одной вещи - умения работать с широкими массами. Необходимо уметь подходить к
массе, а у нас в России, кроме того, необходимо еще уметь подойти к массе крестьянства, потому, что не будет кооперация играть объединяющую культурную роль, если дело будет идти бюрократическим путем. ». И далее: «Нам надо иметь работников в кооперации, которые были бы воодушевлены, которые бы с энтузиазмом относились к своему делу, которые бы понимали ту роль, которую должна играть кооперация» [5].
Как получить необходимый результат, то есть профессионально воспитанного носителя и распространителя кооперативной идеологии, специалиста, владеющего навыками солидарного экономического поведения, работающего во благо кооператива, ставящего общественный интерес выше личного? Решение вопроса нам видится в определении специфической профессиональной компетенции, которая должна быть усвоена студентом вуза - будущим участником кооперативного движения, и во включении этой компетенции как обязательной в вузовский компонент образовательных стандартов. Такую компетенцию можно условно назвать «кооператор».
Солидарное экономическое поведение как необходимая составляющая компетенции «кооператор» формируется в контексте системы педагогических условий, включающих в себя:
1) курс «Основы взаимной помощи», позволяющий реализовать когнитивный компонент формирования кооперативного поведения;
2) акцент на личностно-смысловом компоненте экономического поведения данного типа;
3) обучение практическим навыкам привлечения участников в кооперативное движение.
Основой деятельности любого кооператива является набор принципов, следование которым составляет содержание компетенции «кооператор». Среди них: демократический контроль со стороны членов кооператива; обязательное участие членов
158 Высшее образование в России • № S/9, 2010
кооператива в экономической деятельности; автономия и независимость; образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация; сотрудничество между кооперативами; забота об общине.
В этом списке имеются как экономические, таки социальные принципы. Участники кооперативного движения должны руководствоваться ими комплексно, ибо при несоблюдении социальных принципов кооператив превращается в коммерческую организацию, а при нарушении экономических - разоряется.
Результаты работы по формированию компетенции «кооператор» в конечном счете дадут мощный стимул к дальнейшему развитию всех видов кооперации, будут способствовать стабилизации всей социально-экономической обстановки на селе, укрепят смысложизненные ориентации выпускника аграрных и кооперативных вузов.
Таковы, на наш взгляд, основные положения, которые обеспечат профессиональную подготовку студентов аграрных и кооперативных вузов как участников кооперативного движения, сделают эти вузы
особой воспитательной системой, сенситивной к специфике кооперативных отношений. Создание такой системы позволит решить крупную народнохозяйственную проблему.
Литература
1. Зубков В. На кооперативной основе долж-
на развиваться система производства, переработки и реализации сельхозпродукции // Российская кооперация. 2010, 29 апреля.
2. Николаев М.Е. Тезисы доклада заместите-
ля председателя Совета Федерации России. - М.: Вестник кооперации. 2009. № 1-2. С. 24.
3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский
и всея Руси. Патриаршее слово на открытии XIII всемирного Русского народного собора «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления».
4. Туган-Барановский М.И. Социальные ос-
новы кооперации. М., 1989. 496 с.
5. Труды первого всесоюзного совещания по
кооперативному просвещению. М.: Издание Центросоюза, 1926. 259 с.
DUDUKALOV V. PEDAGOGICAL ASPECT OF COOPERATION REVIVAL IN RUSSIA The article touches upon the problems of professional education of agrarian students as future members of cooperative movement.
Theoretical positions of formation the competence necessary for the students as future participants of cooperative movement are offered.
Keywords: cooperation - synergy, the shareholder, solidary economic behavior, differentiation, identification, professional education.
g