Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов'

Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ВАРИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / DIDACTICAL DEADAPTATION IN THE EDUCATIVE PROCESS / ARIABLE LEARNING ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT MAINTENANCE PRINCIPLES / INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIVE PROCESS / MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотунова Л. Н.

На основе анализа научной литературы и передового педагогического опыта автор статьи рассматривает современные информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов в процессе их адаптации к вариативной образовательной среде вуза с целью индивидуализации учебного процесса, направленного на раскрытие потенциала каждого студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies as means of pedagogical support of students

On the basis of the latest scientific literature and practical work, the author considers the modern information technologies as means of pedagogical support of students in the process of adaptation to variable learning environment for the purpose of individualization of the educative process. This enables to reveal personal potential of a student.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов»

2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: 3. Левина М.М. Технологии профессиональ-теория, методология, практика. М.: Аспект ного педагогического образования. М.:

пресс, 1998. Академия, 2002.

SADYKOVA A. INFORMAL METHODS OF HEURISTIC HIGHER SCHOOL PROFESSORS TRAINING

Informal methods of heuristic training of higher school professors such as pedagogical studio, pedagogical workshop, masterclass, creative micro-teamwork are discussed. Keywords: pedagogical societies, methods of heuristic activity, adult learning.

Информационные

л.н. мотунова, доцент технологии как средство

Воронежский институт высоких педагогической технологий

поддержки студентов

На основе анализа научной литературы и передового педагогического опыта автор статьи рассматривает современные информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов в процессе их адаптации к вариативной образовательной среде вуза с целью индивидуализации учебного процесса, направленного на раскрытие потенциала каждого студента.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, дидактическая дезадаптация в образовательном процессе, вариативные условия обучения, принципы педагогической поддержки, индивидуализация процесса обучения, средства педагогической поддержки, информационные технологии.

Преодолеть имеющуюся дезадаптацию студентов в образовательном процессе возможно путем осуществления комплекса мер, нацеленных на создание вариативных условий обучения, обеспечивающих педагогическую поддержку учащихся. Они позволяют учащемуся успешно осваивать образовательные программы в соответствии со своими способностями и склонностями, преодолевать проблемы и адаптироваться к новым условиям учебной деятельности.

Известные принципы обеспечения педагогической поддержки студентов в учебной деятельности (гуманистическая направленность деятельности педагогического коллектива, систематичность, учет индивидуально-психологических особенностей личности, согласие обучающихся на помощь и поддержку, сотрудничество, доброжелательность, конфиденциальность, безоце-ночность, целесообразность, своевременность, ориентация на способность личнос-

ти самостоятельно преодолевать препятствия) направлены на создание ситуации успеха, формирование положительной «Я-концепции» обучающихся и достижение цели педагогической поддержки.

Суть процесса, обеспечивающего педагогическую помощь обучающемуся в его развитии, состоит в индивидуализации, а его цель - в том, чтобы специфическими средствами усовершенствовать знания, умения и навыки каждого студента и, таким образом, уменьшить его отставание, а также углубить и расширить знания обучающегося, исходя из его интересов.

П.И. Пидкасистый понимает под средствами обучения материальный или идеальный объект, который использован преподавателем и учащимися для усвоения знаний [1]. С.А. Смирнов выделяет две большие группы средств обучения: средство -источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала [2].

152 Высшее образование в России • № 8/9, 2010

Опираясь на взгляды этих ученых, под средствами педагогической поддержки мы будем понимать материальные и организаци-онно-деятельностные средства, используемые преподавателем и учащимися для преодоления препятствий и решения проблем в учебной деятельности.

Эффективным средством педагогической поддержки студентов являются информационные технологии. Возможности информационных технологий в образовательном процессе рассмотрены в трудах В.В. Гузеева, И.Г. Захаровой, Г.А. Красновой, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина, С.А. Щенникова и др.

Современные средства обучения позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся сам может выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного материала, убрать или переместить рисунки, изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контрастности, выбрать удобные графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: студент сам подбирает наиболее эргономичные для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся компьютерной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.

Современный обучающийся, применяя компьютерные технологии обучения, может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Есть у него и возможность отобрать содержание в соответствии со своими творческими замыслами, собственными идеями относительно решения поставленной задачи, зафиксировать в тексте собственный взгляд на проблему, реализуя свой замысел всеми доступными средствами.

Процесс обучения с помощью компьютера значительно обогатило появление

мультимедиа, использование которого в образовании дает ряд преимуществ: наличие «точки ветвления» в программе, что позволяет обучаемым регулировать процесс восприятия информации (либо вернуться назад для повторения материала, либо перейти к любой точке разветвления), возможность применения аудиосопровож-дения (стерео- и квадро-) учебной информации и другие.

С появлением мультимедийных курсов неизбежно встает вопрос о соотношении компьютерного и традиционного обучения. ИКТ в этой области достигли такого уровня, что разработка курса лекций в мультимедийном варианте доступна лишь достаточно квалифицированному преподавателю и по трудоемкости сравнима с чтением такого курса в традиционном варианте для трех-четырех групп параллельно (с учетом необходимости подготовки преподавателя к лекции). Известно, что благодаря мультимедийным элементам создаются дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающихся: например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться некоторым звуком или мелодией, настраивающими ученика на определенный вид работы; определенные звуки могут сигнализировать преподавателю об этапе освоения курса разными студентами.

Мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально, часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. Используя преимущества мультимедийных приложений (вербальное или звуковое воспроизведение информации, наличие видеоизображения), можно достичь лучших показателей в обучении студентов. Об этом свидетельствует опыт Воронежского института высоких технологий.

Наиболее ярким примером совместного применения мультимедиа в информационных и телекоммуникационных технологиях при компьютерном обучении являются системы видеоконференцсвязи (ВКС) и телеконференции, которые могут обеспечить интерактивные контакты в реальном масштабе времени между удаленными студентами и тьюторами. У всех абонентов, имеющих доступ к телеконференции, есть возможность получить на свой компьютер весь текст, который находился к этому моменту в данной области памяти, а также добавить к нему свой фрагмент. По мере добавления к телеконференции текстов и реплик, присылаемых ее участниками, общий текст становится все более похожим на стенограмму обычной конференции. Надо отметить, что такая видеоконференц-связь реализует возможность «естественного » общения между студентами «виртуальной » учебной группы, занимающимися по технологии компьютерного обучения, и преподавателем. ВКС позволяет не только видеть и слышать друг друга, но и проводить совместное обсуждение таблиц, графиков и даже видеосюжетов, что, безусловно, можно рассматривать как педагогическую поддержку студентам. На современном этапе развития обучающих систем видеоконференцсвязь является эффективным средством совместной работы в реальном масштабе времени удаленных друг от друга студентов и преподавателей. ВКС позволяет проводить online лекции, семинары, консультации, тестирование, промежуточный и итоговый контроль знаний.

Успешность компьютерного обучения как средства педагогической поддержки во многом зависит от организации учебного материала. Структура учебного материала зависит от его назначения - для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, или для самообразования. Дидактические свойства того или иного носителя информации, на котором предполагается разместить курс, существенно влияют как на отбор, так и на структуру учеб-

ного материала. Особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, также оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Так, можно выделить локальные курсы, сетевые курсы (использующие только ресурсы и возможности компьютерных телекоммуникаций) и смешанные (совмещающие и локальную работу на компьютере и сетевую работу) [3].

Любая модель обучения на базе современных ИКТ должна сочетать: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, с использованием всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Кроме того, обучение на основе ИКТ должно предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами, обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций.

В настоящее время наш институт реализует программу педагогической поддержки студентов дистанционной формы обучения (ДО). На протяжении последних шести лет были разработаны электронные версии всех лекционных курсов для всех специальностей (более 200 учебных курсов). Службой информационного сопровождения учебного процесса организован и поддерживается сервер, предоставляющий доступ к материалам для дистанционного обучения студентов-заочников и студентов очной формы обучения, которые могут применять данные материалы для самостоятельной работы, курсового и дип-

154 Высшее образование в России • № 8/9, 2010

ломного проектирования, а также для подготовки студенческих научно-исследовательских работ. Информационные материалы находятся как в гипертекстовом формате, так и в форме защищенных от копирования и распространения отдельных приложений, ориентированных для использования студентами, не имеющих доступа к сети Интернет.

Разработанные учебные курсы представляют собой набор следующих компонентов: лекционный материал, имеющий звуковую поддержку (лекции начитываются как педагогами, так и профессиональными дикторами); курс практических работ, ориентированный наиспользование студентом специализированного ПО в домашних условиях; набор интерактивных лабораторных работ, имитирующий использование дорогостоящего оборудования, а также позволяющий в демонстрационном режиме провести необходимые исследования в коммерческих пакетах прикладных программ. Также в число компонентов учебных курсов входят вопросы к зачетам и экзаменам, глоссарии, репетиционные тесты, выполнив которые студент, обучающийся с использованием технологий ДО, может самостоятельно оценить свой уровень подготовки. Тестирование может проводиться как интерактивно в режиме «компьютер студента - сервер вуза », так и на базе отдельных модулей без постоянного подключения к сети Интернет (в этом случае в вуз отправляется зашифрованный протокол ответов студента, который впоследствии обрабатывается тьютором).

Для развития дистанционных форм обучения программистами вуза разработана собственная электронная оболочка ДО. Данное решение обусловлено простотой интеграции оболочки в существующую корпоративную информационную систему института, удобством конвертирования материалов учебно-методических комплексов по дисциплинам в используемый в системе ДО формат. Оболочка разработана на базе технологии NET с использованием платформы

Microsoft Sharepoint. Администрирование оболочки ведется сотрудниками службы информационного сопровождения учебного процесса, которые разграничивают права доступа пользователей системы ДО, определяют доступность учебных курсов в локальной сети и Интернете, занимаются вопросами безотказной работы системы и ее информационной безопасности. Методисты центра дистанционных технологий обеспечивают актуализацию учебных материалов в среде ДО, общение со студентами при помощи всех доступных электронных средств, взаимодействуют со службой менеджмента качества в рамках процедур оценивания успешности освоения курсов студентами. Профессорско-преподавательский состав кафедр института занимается модернизацией учебныхпрограмм, следит за актуальностью материала курсов, а также работает в качестве тьюторов, помогающих студентам в освоении материалов дистанционных курсов и осуществляющих проверку результатов контрольных мероприятий.

В последнее время вузом апробирована технология веб-конференций, позволяющая проводить вебинары (веб-семинары) как по научным вопросам, так и по проблемам использования технологий ДО. Институтом используются три канала связи с общей скоростью более 20 Мбит/с, а также профессиональное видеооборудование, благодаря которому при тестировании данной системы более 30 участников телеконференции могли общаться в режиме реального времени без каких-либо затруднений.

Применение информационных технологий в образовательном процессе вуза является мощным средством педагогической поддержки студента, инструментом, раскрывающим личностный потенциал обучающегося. Опыт показывает, что средства обучения становятся инструментом педагогической поддержки в учебной деятельности лишь в том случае, когда используются комплексно, дополняя и поддерживая друг друга, и когда они носят личност-но-ориентированный характер, направле-

ны на решение проблем конкретного студента или группы учащихся.

Литература

1. Психология и педагогика: учебник для вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 714 с.

2. Педагогика: педагогические теории, сис-

темы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1999. 512 с.

3. Андреев А.А. Проблемы подготовки совре-

менного преподавателя высшей школы. Вопросы информатизации образования. Вып. 11. URL: http://www.npstoik.ru/vio/ inside.php?ind=articles&article_key=291

MOTUNOVA L. INFORMATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS

On the basis of the latest scientific literature and practical work, the author considers the modern information technologies as means of pedagogical support of students in the process of adaptation to variable learning environment for the purpose of individualization of the educative process. This enables to reveal personal potential of a student.

Keywords: pedagogical support, didactical deadaptation in the educative process, variable learning environment, pedagogical support maintenance principles, individualization of the educative process, means of pedagogical support, information technologies.

В.В. ДУДУКАЛОВ, доцент Волгоградский кооперативный институт Российского университета кооперации

Педагогический аспект

возрождения

кооперации

В статье рассматриваются проблемы профессионального воспитания студентов ряда учебных заведений, призванных вести подготовку кооператоров. Анализируются компетенции, необходимые для будущего участника кооперативного движения.

Ключевые слова: кооперация, пайщик, солидарное экономическое поведение, дифференциация, идентификация, профессиональное воспитание.

Любое учебное заведение профессионального образования сегодня заинтересовано в выпуске специалистов, удовлетворенных результатом образовательной деятельности и востребованных на рынке труда. Однако в условиях, когда мерилом их востребованности на рынке становится работодатель, трудоустройство выпускников ряда вузов оказывается весьма проблематичным. Прежде всего это касается аграрных учебных заведений и учебных заведений кооперации. В силу особенностей экономики сельского хозяйства в России ры-ноктруда в агропромышленном комплексе ряда регионов крайне ограничен. В аграрном секторе сегодня преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, крупные хозяйства

встречаются достаточно редко. Поэтому выпускник аграрного вуза поставлен перед выбором: либо остаться в городе, где искать работу по специальности, либо самому создавать себе рабочее место в аграрном секторе экономики. Что касается выпускников учебных заведений кооперации, то здесь ситуация еще более сложная, поскольку нынешние потребительские кооперативы - это морально и физически устаревшие предприятия, не нуждающиеся в дополнительных наёмных работниках.

Основная проблема сегодняшнего агропромышленного комплекса - обеспечение доступа малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, к обработке земельных участков, транспортным услугам и т.д. Решение проблемы, согласно На-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.