Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития аграрного образования в России'

Состояние и тенденции развития аграрного образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития аграрного образования в России»

Проблема состоит в том, что сельскохозяйственные предприятия не в состоянии «потянуть» сложившийся уровень оплаты по этим специальностям: такие специалисты могут найти работу в городе.

Респонденты отмечают недостаток образования в вузах - академические знания, не всегда оперативно перестраивают обучение, оторванность от практической работы в хозяйствах. Респонденты приводили примеры, когда выпускники сельскохозяйственного ВУЗа до прибытия на место работы ни разу не проходили практику на сельскохозяйственном предприятии. Они считают такое положение дел недопустимым.

Оценка перспектив государственно-частного партнёрства в сфере аграрного образования. На вопрос, готова ли Ваша компания материально участвовать в государственно-частном партнёрстве по подготовке аграрных кадров, ответил «Да» - 26 респондент, «Нет» - 28 респондентов. С нашей точки зрения, это достаточно оптимистичный результат: в момент кризиса почти половина случайно опрошенных компаний понимает необходимость повышения качества обучения кадров и даже готова в этом участвовать собственными, хоть и относительно небольшими, материальными средствами. Они готовы вкладывать в среднем от 100 тыс. руб. до 1,5 млн руб. в год (например, группа компаний «Малино» готова вкладывать не менее 5 млн руб. в год). Вкладывать средства компании готовы по наиболее востребованным специальностям - растениеводству, животноводству, механизации, ветеринарии (табл. 7). Если бы опрошенные компании реализовали свои намерения по вложению средств в текущем году, то только от них в государственно-частное партнёрство «поступило» бы более 15,5 млн руб.

1. Наиболее востребованными специальностями являются животноводы, зоотехники и ветеринары. В сезон уборки урожая наблюдается резкий дефицит специалистов базовых рабочих специальностей - трактористов, комбайнёров, разнорабочих.

2. Сельскохозяйственные организации не выдерживают конкуренцию с другими работодателями по уровню предложения заработной платы своим работникам. Как следствие, они ощущают отток наиболее квалифицированной рабочей силы.

3. В связи с дефицитом кадров часть компаний используют собственные программы обучения и тренинга специалистов через поддержку стипендиатов, обучение сотрудников на краткосрочных

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ А.В. Ткач, д.э.н., проф., Засл. деятель науки РФ,

В сельском хозяйстве за последние 20 лет образовался огромный дефицит квалифицированных кадров. Нехватка зоотехников, главных агрономов, ветврачей, инженеров с высшим аграрным образованием составляет около 80 тыс. человек. Создаются новые разно профильные аграрные хозяйства, строятся комплексы по переработке и хранению зерна, а специалистов, готовых работать на них, все меньше, да и возраст их приближается к пенсионному. Лишь 56% руководителей сельхозпредприятий имеют высшее образование. При этом ежегодно в России только по очной системе аграрные вузы заканчивают 30 тыс. человек. Но на село из них едут работать не более трети.

Россия располагает широкой сетью высших и средних специальных учебных заведений по под-

курсах повышения квалификации как на базе предприятия, так и за его пределами, стажировку специалистов на передовых предприятиях, в редких случаях - за рубежом. Основным источником повышения квалификации в настоящее время являются семинары фирм-производителей товаров и услуг для сельского хозяйства, которые на таких семинарах продвигают свои услуги.

Таблица 7 - В каких областях возможно государственно-частное партнёрство в сфере аграрного образования? (кол-во ответивших положительно)

Растениеводство 16

Животноводство 15

Механизация 12

Ветеринария 8

Переработка сельскохозяйственной продукции 7

Экономика и организация производства 5

Маркетинг 3

Бухгалтерский учёт и аудит 5

Правовые вопросы 1

Строительство

Кредитование и страхование 3

Экология

Землеустройство 1

Социально-бытовое благоустройство села 1

4. Для улучшения программ обучения в ВУЗах считают, что они должны учитывать новые достижения науки и обязательно включать в себя модуль практической работы в сельхозорганизациях.

5. Для решения проблемы прихода кадров в село респонденты считают, что нужно развивать средние сельскохозяйственные учебные заведения. Специалисты со средним специальным сельскохозяйственным образованием менее востребованы в других отраслях экономики, что повысит уровень их возврата в село для работы в сельскохозяйственных организациях.

6. Перспективы государственно-частного партнёрства в области аграрного образования можно оценивать как положительные: по мере улучшения финансового состояния организаций они готовы вкладывать средства на обучение.

АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

зав. каф. Российского университета кооперации

готовке специалистов для сельского хозяйства. Однако на работу в село из них идут не более 15-18%. Да и то в последующем часть из них уходит в другие отрасли. У молодых людей нет уверенности в карьерном росте, а как следствие - уверенности, что с этой отраслью нужно связывать свою жизнь. Таким образом, через систему образования нищее село обеспечивает кадровую подпитку более благополучных отраслей экономики. В конечном итоге, лишь 6-8% выпускников ВУЗов и средних специальных учебных заведений системы аПк остается работать в селе. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.

Сеть дошкольных образовательных учреждений на селе по сравнению с 1990 г. сократилась наполовину. Численность детей, посещающих до-

школьные учреждения, снизилась с 56 до 38%, тогда как в городе она составляет 66%. Количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.

В настоящее время одной из важных проблем является закрепление кадров на селе. Для закрепления на селе молодых специалистов необходимо повысить уровень и качество жизни в сельской местности. Привлечь молодежь на село может достойная зарплата, социально-экономические условия

труда и свое жилье. Закреплению кадров на селе способствовало бы освобождение от службы в армии призывников из села. Село пока является крайне не престижным местом работы. Кадровая база села интенсивно деградирует. Обычным явлением среди селян стало пьянство и наркомания, в основном молодежи. Комплекс накопившихся проблем на селе и размеры оказались таковы, что сегодня руководители хозяйств не в силах самостоятельно решать вопросы привлечения и удержания молодых кадров на селе.

За последние 20 лет произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торговобытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В основной части сел нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32%, горячим водоснабжением - 20% площади сельских жилых помещений. Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41%), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7%). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15% норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5% взрослого населения и 8-10% учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60%.

Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26%, библиотек - на 11%, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн экземпляров (17%). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 г.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27% сельских семей, а среди горожан - 67%. Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.

Ухудшается демографическая ситуация на селе. Сокращается численность сельского населения, в том числе и трудоспособной его части. Комплекс проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. Число поселений, не

имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4%. В деревне происходит сокращение числа работников производственной сферы и увеличение числа пенсионеров и безработных.

Сегодня умирает деревня, идет смена уклада сельской жизни, вместо развития идет воспроизводство натурализации крестьянского двора, воспроизводство материальной и духовной бедности. Одна из причин - истощение внутреннего кадрового потенциала села. Практически в каждом сельском районе можно найти только одно или два хозяйства, где видно развитие, в остальных — упадок и деградация. Чтобы остановить это - нужно помочь увидеть реальную перспективу тем, кто способен там трудиться. Без помощи государства здесь не обойтись.

Сегодня крестьянство более ориентировано на несельскохозяйственную занятость. Процесс адаптации села к капитализму пошел по пути консервации и воспроизводства тех отношений, которые сложились в переходный период - до середины 1990-х. Подавляющее большинство сельского населения вынужденно выбрало установку на «выживание», а не на развитие. Главная причина этого -отсутствие позитивной перспективы для жизни на селе и занятости молодежи в сельском хозяйстве.

Необходимо выделить несколько новых тенденций тупиковых сценариев развития села и его кадрового потенциала.

Первая - уже с начальных классов сельской школы главным мотиватором учебы является возможность при хорошей успеваемости покинуть село.

Вторая - усиление тенденции переезда из села в город сельской интеллигенции - специалистов сельского хозяйства, работников культуры, учителей. Причины - невостребованность специалистов вследствие реорганизации колхозов и совхозов, личностные проблемы с адаптацией к процессу капитализации села, падение статуса сельского интеллигента в глазах односельчан. В селе специалист или учитель мало чем отличаются от своих односельчан в быту.

Сейчас идет смена социально-экономического уклада российской деревни. Можно предположить, что такое развитие ситуации в российской деревне приведет к тому, что в перспективе кадровой основой нового аграрного сектора экономики будут наемные сельскохозяйственные рабочие, крупные, средние и мелкие сельские предприниматели, фермеры, самостоятельные сельские производители, объединенные в кооперативы.

Проблема нехватки кадров год от года обостряется. Сократилось на селе число дипломированных руководителей и специалистов. Целый ряд хозяйств работают без зоотехников и агрономов. В большинстве хозяйств нет экономистов. Многие первые руководители имеют лишь среднее профессиональное образование. Выпускники сельскохозяйственных вузов любыми путями стараются закрепиться в городе. За последние годы доля специалистов пенсионного возраста в сельском хозяйстве выросла почти в три раза. Селу требуются и профессиональные рабочие и специалисты с высшим образованием. Квалифицированные агрономы, зоотехники, ветеринары нужны во многих хозяйствах. Сегодня созрела необходимость научно обоснованного прогноза подготовки специалистов для агропромышленного комплекса всех профилей различного уровня подготовки.

На долю лиц старше трудоспособного возраста на селе приходится 23%. В предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые ими места не привлекательны для молодежи. Наличие тяжелого малоквалифицированного труда усиливает проблемы с кадровым обеспечением. Снижен уровень образования кадров. Доля кадров с профессиональным образованием составляет 41%. Более чем в 2 раза уменьшилась численность работников с начальным профессиональным образованием,

ухудшился качественный состав среди работников животноводства и сельских механизаторов. За последние 20 лет сократилась доля механизаторов и рабочих животноводства выпускников профессиональных училищ. Недооценка проблем начального профессионального образования негативно сказывается на пополнении села квалифицированными рабочими кадрами. Осложнилось комплектование молодежью профессиональных училищ, расположенных в сельской местности.

Для обеспечения сельского хозяйства специалистами всех уровней нужна целенаправленная кадровая политика государства, направленная на создание условий эффективной работы учебных заведений высшего, среднего и профессионального образования.

Для реальной оценки потребности в специалистах и рабочих кадрах требуемых профессий в сельском хозяйстве, необходимо создание системы информационного обмена между предприятиями АПК, аграрными образовательными учреждениями, кадровыми агентствами, а также надо стимулировать работодателей, принимающих на работу молодых специалистов.

Улучшению ситуацию с кадровым обеспечением села будет способствовать кластерная форма сотрудничества и налаживание устойчивых связей между администрациями субъектов РФ, управлениями сельского хозяйства и образовательными учреждениями и предприятиями.

Крупные агрокомпании готовят кадры для себя сами. Менее крупным может помочь государство, координируя образовательные заказы. Необходимо восстановить разрушенные связи образовательных учреждений аграрного профиля с сельхозпредприятиями и утраченную за годы реформ систему профориентации. Минсельхоз России, со своей стороны, должен наладить мониторинг кадровой ситуации в отрасли. Кроме того, государство могло бы создать и новые образовательные учреждения. Например, вузы, готовящих профессионалов в сфере хранения и переработки зерна, в стране всего два. Спрос на таких специалистов чрезвычайно высок.

Одним из направлений восполнения дефицита профессиональных кадров на селе может стать создание федерального и региональных кластеров сельскохозяйственного образования и Моти-вация молодых специалистов к сельскому труду, возможностям профессионального и карьерного роста и личностного развития. Готовить специалистов для села, прежде всего, должны профильные вузы Минсельхо-за России, сельхозтехникумы и СПТУ.

В современной России кооперативное образование ориентировано на подготовку профессиональных кадров для кооперативных организаций, в том числе, для системы потребительской кооперации во главе с Центросоюзом Российской Федера-

ции, объединяющей более 142 районных и окружных потребительских кооперативов, 2923 потребительских обществ, более 4 миллионов пайщиков.

Кооперативное образование позволяет создать кадровый потенциал, обладающий навыками объединения малых форм хозяйствования в кооперативы для обеспечения конкурентоспособности на продовольственном рынке.

В рамках кооперативного образования формируются компетенции создания производственных и потребительских кооперативов в различных отраслях и сферах, в том числе, в агропромышленном комплексе, в сфере производства, заготовок и переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, в сфере торговли и общественного питания, в сфере сервисного обслуживания, в сфере строительства и ремонта жилищного хозяйства, в сфере медицинского обслуживания на селе и других.

Кооперативное образование, в отличие от аграрного, уделяет особое внимание воспитанию будущих участников кооперативного движения. В рамках кооперативного образования разрабатывается и воспитывается кооперативная идеология, базирующаяся на добровольности, взаимопомощи, демократичности в управлении. Кооперативное образование формирует духовные ценности коллективизма, обеспечивает сочетание профессиональных компетенций с общечеловеческими нравственными ценностями. Кооперативное образование направлено на формирование профессионала, владеющего навыками должного солидарного экономического поведения, работающего во благо кооперативного движения.

Профессиональный кооператор, получивший кооперативное образование, является высококвалифицированным организатором в сфере производства, обслуживания и развития социальной инфраструктуры на селе и в городе, объединяя парт-неров-пайщиков для решения экономических и социальных вопросов в различных отраслях национальной экономики.

В России сформирована система непрерывного кооперативного образования, включая довузовское, начальное среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское и дополнительное образование, повышение квалификации и переподготовку специалистов-кооператоров, реализуемая двумя университетами Центросоюза Российской Федерации, в том числе 29 филиалами в регионах РФ; 56 учебными заведениями среднего профессионального образования (более 100 000 студентов).

Крупнейшим научно-учебным центром России является Российский университет кооперации Центросоюза РФ, ведущий свою историю с 1912 г., когда кооперативное движение в России начало развиваться быстрыми темпами и возникла потребность в подготовке кооперативных кадров.

Университетом подготовлены свыше сто сорока тысяч кооператоров для кооперативных организаций более чем 70 стран мира. Выпускники университета возглавляют национальные кооперативы стран Азии, Африки, Латинской Америки, Польши, Болгарии, стран СНГ и Балтии.

Стратегическая цель развития Российского университета кооперации -обеспечение качественного профессионального кооперативного образования для различных отраслей и сфер национальной экономики России, соответствующего отечественным и международным стандартам, на основе внедрения инноваций в образовательный процесс.

Научно-педагогический потенциал и современная материально-техническая база Российского университета кооперации позволяет предоставлять по государственному заказу образовательные услуги по направлению «кооперативное образование» для работников агропромышленного комплекса (специалистов сельского хозяйства всех профилей, руководителей разных уровней, фермеров, управляющих, руководителей сельхозпредприятий и организаций, руководителей и специалистов всех рангов системы потребительской кооперации) в раз-

личных формах обучения: краткосрочные курсы; повышение квалификации; переподготовка кадров; среднее кооперативное образование; высшее профессиональное кооперативное образование.

В современных условиях модернизации страны подготовка и переподготовка кооперативных кадров способствует обеспечению защиты интересов пайщиков, прозрачности деятельности кооперативов и их выживаемости в условиях жесткой конкуренции с коммерческими организациями.

РАЗВИТИЕ АГРООБРАЗОВАНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В.Дозоров, д.с.-х.н., проф., ректор, Т.А.Дозорова, д.э.н., проф., Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Основой образовательного процесса Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии является принцип преемственности и непрерывности. Существующий спектр специальностей и направлений, реализуемых в академии, позволяет практически полностью удовлетворить потребности рынка труда Ульяновской области и прилегающих к ней регионов. Подготовка ведется по направлениям магистратуры -4; направления бакалавриата - 8; специальностям ВПО - 17; специальностям СПО - 7; специальностям аспирантуры - 26; специальностям докторантуры - 1; профессиональная подготовка по рабочим профессиям - 17. При переходе на уровневую подготовку остается 12 направлений бакалавриата, 5 направлений магистратуры, 1 специальность.

Студенты имеют возможность получить дополнительные знания по программам: 1С: Предприятие; организации и управлению потребительского (кредитного) кооператива; организации и управлению в малом предприятии; формирование потребностей и ассортимента продукции; управлению налогами для целей оптимизации бизнеса.

Академия, занимаясь профессиональной ориентацией и подготовкой абитуриентов, имеет договора с 25 сельскими школами практически во всех районах Ульяновской области, которые вместе с сельскохозяйственными техникумами входят в единый образовательный комплекс сельскохозяйственных учебных заведений Ульяновской области.

В результате проводимой работы с выпускниками сельских школ, техникумов, доля сельской молодёжи в общем числе зачисленных на очную форму обучения ежегодно была очень высокой и составила в 2010 г. 83,5%.

В академии для проведения учебных практик имеется собственная база: опытное поле площадью 486 га и ветеринарная клиника. Опытное поле является базой не только для учебных практик по агрономическому направлению, но и для выполнения дипломных работ студентами данного факультета. В клинике факультета ветеринарной медицины содержатся животные, что позволяет выполнять студентам факультета курсовые работы практической направленности, получать качественную учебную практику и выполнять научноисследовательскую работу.

Повышению качества проведения учебных практик способствует использование в качестве базы филиалов кафедр на передовых, обеспеченных современным технологическим оборудованием и техникой предприятиях области. Два последних года до 30 студентов факультета ветеринарной медицины участвовали в работе Ежегодного

Международного ветеринарного конгресса (г. Москва) и проходили стажировку на базе Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана по программе «Болезни мелких домашних животных».

Для организации проведения производственных практик академия имеет соглашение с Администрацией Ульяновской области по учебным базовым предприятиям АПК (92 предприятия), ежегодно заключаются договора на индивидуальное прохождение практики студентами. Результативность учебных и производственных практик значительно возросла, так как большинство студентов проходят производственную практику на рабочих местах.

Традиционно студенты вуза проходят производственную практику за рубежом - в Германии, Великобритании, США, Дании. Основными партнерами академии по организации практик и стажировок являются ЛОГО (Германия), Альянс 21 век (Дания) и др. Производственные стажировки имеют продолжительность 12 месяцев и проходят по профилю получаемой специальности. Продолжительность производственной практики за рубежом составляет от 2 до 9 месяцев. По итогам стажировок и прохождения практик студенты получают сертификаты о прохождении практической подготовки.

В целом производственная практика является логическим продолжением теоретических курсов, способствует активному включению студентов в профессию по окончанию вуза, знакомству с рынком труда Ульяновской области, самоопределению молодых людей в будущей профессии.

Для повышения заинтересованности в прохождении производственной практики проводятся ежегодные научно-практические конференции студентов по итогам прохождения производственной практики и стажировок в лучших предприятиях АПК России и за рубежом.

По рекомендации Министерства образования РФ и Министерства сельского хозяйства РФ в академии создан Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников. Главной задачей Центра является координация всех служб академии, кадровой службы Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, службы занятости по трудоустройству выпускников академии. Центр разрабатывает и создает информационную систему, обеспечивающую выпускников и работодателей данными о рынке труда, анализирует потребность предприятий АПК в выпускниках академии. Результатами работы Центра является достаточно высокий процент трудоустроенных выпускников (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.