Научная статья на тему 'Современное состояние и пути совершенствования кадрового обеспечения разных форм хозяйствования аграрной сферы Нижегородской области'

Современное состояние и пути совершенствования кадрового обеспечения разных форм хозяйствования аграрной сферы Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова О. А., Зубренкова О. А., Ильичева О. В., Сидорова Н. П.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» направлен на решение экономических и социальных проблем в аграрном секторе экономики. Осуществление аграрной реформы невозможно без устойчивого развития кадрового потенциала и уровня его мотивации. Только при применении прямых экономических методов в сочетании с социальными возможен рост обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными специалистами. В статье рассматриваются основные результаты проводимой в Нижегородской области аграрной политики, направленной на совершенствования кадрового состава и закрепление молодых специалистов в сельском хозяйстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути совершенствования кадрового обеспечения разных форм хозяйствования аграрной сферы Нижегородской области»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗНЫХФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О. А. ФРОЛОВА, кандидат экономических наук,доцент О.А.ЗУБРЕНКОВА, аспирант О. В. ИЛЬИЧЕВА,

аспирант Н. П. СИДОРОВА, аспирант Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» направлен на решение экономических и социальных проблем в аграрном секторе экономики. Осуществление аграрной реформы невозможно без устойчивого развития кадрового потенциала и уровня его мотивации. Только при применении прямых экономических методов в сочетании с социальными возможен рост обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными специалистами. В статье рассматриваются основные результаты проводимой в Нижегородской области аграрной политики, направленной на совершенствование кадрового состава и закрепление молодых специалистов в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: сельское хозяйство, формы хозяйствования, сельскохозяйственные организации, крестьянское (фермерское) хозяйство, трудовые ресурсы, заработная плата.

В результате аграрной реформы и перестройки хозяйственного механизма возникло много взаимообусловленных проблем экономического и социально-демографического характеров. Наиболее остро эти проблемы обозначились в сельской местности, расположенной вдали от крупных промышленных центров, т. е. неурбанизованных территорий, к которым относится и Нижегородская область.

Основу региональной экономики в регионе составляют ведущие промышленные отрасли: ма-

шиностроение, в основном транспортное (авто-, авиа- и судостроение), радиоэлектроника. Сильны позиции химической, нефтехимической и лесоперерабатывающей (лесохимия, производство бумаги) отраслей. Агропромышленный комплекс (АПК) сориентирован, прежде всего, на обеспечение продовольствием крупных промышленных центров, специализируется на животноводстве и дает небольшую долю валового продукта области — около 15 %.

Административно область делится на 48 районов, 28 городов, 4 города областного подчинения, 62 поселка городского типа, 533 сельских администрации и4818 сельских населенных пунктов.

Сельское хозяйство области представлено 2 847,2тыс.га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашня 1 984,2тыс. га, это 1,5 и 1,7% от соответствующих показателей России. Поданным статистики, на 1 января 2008 г. на территории Нижегородской области проживают 3 359,8тыс. чел., из них в сельской местности 713,3тыс. чел.

Основным направлением в сельском хозяйстве является животноводство, в структуре выручки по данным годового отчета за 2007 г. оно занимает 61,7%, а растениеводство 30,2%. В животноводстве основным является производство мяса скота и птицы (в живой массе), выручка от реализации

которого составляет 41,1 %. Доля выручки от реализации молока — 37,5 %, от яйца — 20 %.

В растениеводстве основным является производство зерна, доля которого в выручке растениеводства занимает 60,6 %, от овощей открытого грунта — 2,7 %, от картофеля — 11,4 %, от сахарной свеклы — 4,3 %.

По данным годового отчета за 2007 г. количество сельскохозяйственных организаций составляет 737, из них:

• открытые акционерные общества — 65;

• закрытые акционерные общества — 32;

• общества с ограниченной ответственностью — 297;

• сельскохозяйственные производственные кооперативы — 292;

• государственные унитарные предприятия — 3;

• прочие организации — 48 единиц. Сельскохозяйственными организациями производится 94,5 % зерна, 63,3 % мяса, 66,7 % молока. В области функционируют 2 915 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) с общей земельной площадью 89 тыс. га и средним размером земельного участка 30 га на одно хозяйство. Доля производства продукции КФХ в общем объеме сельскохозяйственного производства области за 2007г. — 1,8 %. Насчитывается более 500 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которыми производится 73,3% картофеля и 89,3 % овощей. Большую помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывают 45 обслуживающих и сервисных предприятий. Пищевая и перерабатывающая промышленность представлена 124 крупными и средними и более 1 600 малыми предприятиями.

Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности (в действующих ценах с учетом инфляции) вырос с 15,2млрдруб. в2000г. до36,1 млрдруб. в2007г.

В Нижегородской области, как и в целом по России, стоит проблема обеспечения предприятий

АПК квалифицированными специалистами и рабочими кадрами. Ежегодно происходит уменьшение численности работников сельскохозяйственного производства. В 2007 г. она составила более 55 тыс. чел., в 2006г. — более 57тыс. чел. (рис. 1).

В КФХ и хозяйствах индивидуальных предпринимателей в Нижегородской области работали около Зтыс. чел., в ЛПХ и других хозяйствах граждан производством сельскохозяйственной продукции были заняты 530тыс. чел.

Основную массу (более 86 % от общей численности руководителей) составляют мужчины. Более трети из них имеют возраст 50 лет и выше, 60 % — в возрасте 30—49 лет. Почти 40 % руководителей (мужчин и женщин) имеют достаточно большой стаж работы в сельском хозяйстве — от 21 до 30 лет, около 20 % руководителей проработали менее 20 лет и 16 % имеют стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет.

Численность руководителей и специалистов в 2007г. составила 8 110 чел., что на491 чел. меньше, чем в 2006 г.:

• агрономов-506 (-2%);

• зоотехников — 544 (- 3,4%);

• ветеринарных врачей — 613 (-2,6 %);

• экономистов- 339 (-15,2%);

• бухгалтеров — 2060 (-6,6%);

• инженеров и техников — 816;

• юрисконсультов — 50 (- 12,3 %). Дефицит руководителей и специалистов

сельскохозяйственных предприятий по области составляет 520 чел. (табл. 1). Число женщин-руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций в 2007 г. составило 4 852 чел. (59% от фактически работающих руководителей и специалистов), по сравнению с 2006 г. их количество уменьшилось на 196 чел.

Высшее образование имеют 53 % руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, среднее — 47 % (рис. 2).

151,3

Л

66

57 55

)6 2007 Год

г:

1995

2005

2006

Рис. 1. Численность занятых в сельскохозяйственном производствев 1995—2007гг., тыс. чел.

Таблица 1 Потребность в молодых специалистах на 01.01.2008, чел.

Специальности Наличие Требуется

Инженеры 903 120

Агрономы 506 90

Зоотехники 544 110

Ветеринарные врачи 613 90

Менеджеры 339 60

Бухгалтеры 2060 50

Итого: 4965 520

Рис. 2. Уровень образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Нижегородской области

Несколько ниже образовательный уровень глав КФХ: только треть из них имеют высшее образование и примерно столько же — среднее специальное.

Образовательный уровень постоянных работников сельского хозяйства невысок. Лишь 8 % имеют высшее и неполное высшее образование, 17% — среднее профессиональное, 22% — начальное профессиональное (ПТУ), 47 % работников имеют начальное образование и 6 % не имеют образования совсем.

По состоянию на 1 января 2008 г. в сельскохозяйственном производстве области занято рабочих кадров — 19 834 чел., на 1 593 чел. меньше, чем в 2006 г.:

• механизаторов — 6 779, что на 2 % ниже 2006 г. и составляет 84,5 % обеспеченности, недостает 1 045 чел.;

• рабочих животноводства— 12 624 чел., на 10 % меньше, чем в 2006 г. — 93,5 % обеспеченности, недостает 884 чел. Таким образом, дефицит рабочих кадров составляет 2 043 чел.

В целях создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК области утверждена областная целевая Программа «Кадровое обеспечение стратегического развития агропромышленного комплекса Нижегородской области» на 2007-2010 г. (Постановление правительства Нижегородской области от21.06.2007г. №194), предусматривающая формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса Нижегородской области.

В рамках реализации программы в 2007 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации более 1 100 руководителей и специалистов АПК Нижегородской области. Обучение проводилось в Нижегородском региональном институте уп-

равления и экономики АПК (Зеленый город) и Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте (г. Княгинино).

В целях повышения квалификации рабочих кадров министерством были организованы и проведены практические семинары по эксплуатации и использованию современной сельскохозяйственной техники на базе сервисных центров ОАО «Ни-жегородагроснаб» и ООО ТФК «Автотехимпорт». Обучение прошли 250 механизаторов и инженеров сельскохозяйственных организаций области.

Законом Нижегородской области от 12.05.2004 г. №40-3 «О государственной поддержке руководящего кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Нижегородской области» создана система социальных гарантий руководителям и молодым специалистам сельскохозяйственных организаций Нижегородской области.

Действующим законом предусмотрены следующие виды выплат:

1) ежемесячная доплата к заработной плате руководителям сельскохозяйственных организаций, вновь избранным (назначенным) на соответствующую должность в убыточную сельскохозяйственную организацию в размере 3 000 руб.;

2) ежемесячная доплата к заработной плате молодым специалистам, принятым на работу в сельскохозяйственные организации по окончании высшего учебного заведения в размере 2 500 руб., среднего специального учебного заведения — 2 000 руб.;

3) единовременное пособие молодым специалистам в размере 50тыс. руб., право на получение единовременного пособия имеют молодые специалисты, трудоустроившиеся в сельскохозяйственные организации после 1 января 2007 г.;

4) ежемесячная доплата к трудовой пенсии руководителям сельскохозяйственных организаций в размерах: при стаже от 15 до 20 лет — 700 руб.; от20 до 25 лет — 800 руб.; свыше 25 лет — 1 000 руб.

В 2007 г. за счет средств областного бюджета государственную поддержку по направлениям, установленным вышеуказанным законом, получили 228 чел. Из них:

• 14 руководителей сельскохозяйственных организаций, вновь избранные (назначенные) на соответствующую должность в убыточную сельскохозяйственную организацию, и 127 молодых специалистов — доплату к заработной плате;

• 13 руководителей сельскохозяйственных организаций — доплату к трудовой пенсии;

• 74 молодых специалиста — единовременное пособие.

С 1998 г. в Нижегородской области действует программа «Стипендиат Губернатора для агропромышленного комплекса Нижегородской области».

Важным условием для мотивации работы и жизни в сельской местности является повышение уровня оплаты труда работников, совершенствование системы материального и морального стимулирования и обеспечение на этой основе достойного уровня жизни и престижности сельскохозяйственного труда.

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства за 2007 г., по данным Нижегородстата, составила 5 196,5 руб., что выше предыдущего года более чем на 30%. Нами была проведена группировка районов по среднемесячной заработной плате (табл. 2).

По данным группировки видно, что наивысшую заработную плату выплачивают в сельскохозяйственных организациях г. Н.Новгорода (в среднем 10 579 руб.), Володарского района (9 963),

Кстовского (8 626), Выксунского (7 690), Павловского района (7 299 руб.). В 24 районах области среднемесячная заработная плата ниже величины прожиточного уровня трудоспособного населения (4 181 руб. в1Укв. 2007 г.). Очень низкая заработная плата в сельскохозяйственных организациях Тонкинского, Варнавинского, Краснооктябрьского, Ветлужского, Шарангского и Тоншаевского районов (менее 3 000 руб.).

В 62% сельскохозяйственных организаций области работники имели среднемесячную заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, почти треть из них — менее минимального размера оплаты труда (2 300 руб.).

Решение вопроса кадрового обеспечения АПК неразрывно связано с социальным развитием села. В области капитального строительства основной задачей остается повышение жизненного уровня селян. Для ее решения необходимо улучшение социального и инженерного обустройства сельских территорий, развитие производственной базы

Район Среднемесячная зарплата 1 работника Количество СХП, имеющих среднемесячную зарплату

Руб. Место Выше 4 181 руб. Ниже 4 181 руб. Из них ниже 2 300 руб.

Арзамасский 4 651 18 10 23 4

Б. Болдинский 6 068 9 4 15 6

Б. Мурашкинский 4 661 17 5 4 1

Балахнинский 5 955 11 3 1

Богородский 6 564 7 15 6

Борский 7 604 5 9 7 4

Бутурлинский 4 637 20 10 11 1

Вадский 4 744 16 4 7

Вачский 4 638 19 4 5

Володарский 9 963 2 4 1

Выксунский 7 690 4 6 2

Городецкий 6 361 8 12 9 3

Д. Константиновский 5 948 12 11 8 3

Княгининский 5 224 14 7 4 1

Ковернинский 5 684 13 11 4

Кстовский 8 626 3 21

Лысковский 5 964 10 12 4 1

Навашинский 4 610 21 1 8 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Павловский 7 299 6 9 1

Перевозский 4 798 15 6 9

Семеновский 4 261 24 6 11 1

Сокольский 4217 25 1 13 5

Уренский 4 357 22 7 9 1

Чкаловский 4 348 23 3 5

г. Н. Новгород 10 579 1 4

Таблица 2

Группировка районов по среднемесячной заработной плате (выше величины прожиточного уровня трудоспособного населения в IV кв. 2007 г.) по сельскохозяйственным организациям (по данным сводной годовой бухгалтерской отчетности)

сельскохозяйственных предприятий. С этой целью Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области реализуется ряд областных и федеральных программ, базирующихся на принципах партнерства.

На 2007 г. в области социальной сферы села были определены следующие приоритетные направления: газификация, жилищное строительство, водообеспечение сельских населенных пунктов.

В производственной сфере — это строительство и реконструкция зерноочистительно-сушиль-ных комплексов. Так, к началу уборочной 2007 г. в хозяйствах области смонтировано 28 комплексов. Внедрение зерносушилок нового поколения позволяет, особенно во влажные годы, сократить до 50 % потерь зерна.

Областным бюджетом в 2007 г. профинансированы стройки АПК на сумму 563,7 млн руб., федеральным 124млнруб.,чтосоответствует237 % и125% куровню 2006 г.

Целевое вложение бюджетных средств и освоение объемов капитальных вложений за счет всех источников финансирования в объеме 1017,5 млн руб. позволило ввести в сельской местности 473 км газовых сетей, 360 домов, или22,8тыс. м2 жилья, 29 км водопроводов, школу в с. Шарапово Шатковского района на 176 ученических мест, инфекционное отделение ЦРБ в с. Большое Болдино — на15 коек.

Меры по укреплению профессионального состава работников АПК должны приобретать черты динамичного развития и тем самым создать привлекательные условия для работы на селе. Нижегородская область обладает мощным сельскохозяйственным производственным потенциалом, который может быть эффективно использован лишь при условии привлечения и закрепления квалифицированных кадров, а также при создании действенного механизма регулирования мотивации труда.

Сегодня ситуация в сельской местности требует быстрых технологических изменений, ускоренного технического перевооружения, основанного на внедрении лучших технологий: ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически чистых. Стратегия развития АПК, как и страны в целом, должна опираться на одно из наших основных конкурентных преимуществ — реализацию человеческого потенциала, наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом, а в частности — обеспечения жизнедеятельности сельской местности.

Для этого необходимо совершенствовать подготовку кадров, создавать условия для непрерывного профессионального образования, формировать интегрированные образовательные учреждения всех уровней. Но просто подготовить кадры для села явно недостаточно. Главное сегодня — изменение ситуации с закреплением молодых кадров в АПК. Реалии таковы, что в большинстве деревень Нечерноземья России вообще не осталось молодежи — только пенсионеры.

Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации является реализация государственной программы развития сельского хозяйства. Не просто вкладывать деньги в аграрную сферу экономики, а создавать полноценную инфраструктуру села, повышать привлекательность крестьянского труда — вот главная задача на сегодня.

Реализация этой задачи требует совместных усилий федерального центра, региональных и местных властей, науки, образовательныхучреждений.

В решение этой важнейшей задачи включен и Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (НГИЭИ) в г. Княгинино.

НГИЭИ — институт региональный. Он готовит кадры всех уровней для региона, а не отдельной отрасли. В него ежегодно поступают 450 абитуриентов из 34 районов Нижегородской области и соседних регионов. Подавляющее большинство из них — выпускники сельских школ.

В институте на разных факультетах обучаются 1 772 студента, в том числе около 600 — заочно, 1 200 — очно, 60 аспирантов и докторантов. Кроме того, ежегодно более 500 специалистов АПК в институте проходят повышение квалификации и переподготовку и 150 чел. обучаются на курсах водителей категорий «В» и «С».

Одна из главных целей создания института — максимальное приближение к месту постоянного проживания места получения профессионального образования при обеспечении его доступности и непрерывности.

Особенностью института является то, что в нем студенты получают профессиональное образование любого уровня в условиях небольшого города, не отрывая выпускника сельской школы от привычной для него социальной среды. В то же время в институте стараются создать условия, способствующие максимальной самореализации студентов, формированию адаптивных качеств личности. Студенты НГИЭИ не чувствуют себя обделенными ни благами цивилизации, доступными студентам в большом городе, ни качеством образо-

вательных услуг. Уже сегодня институт располагает достаточной ресурсной базой, профессорско-преподавательским составом, тесно взаимодействует с работодателями, образовательными учреждениями, зарубежными партнерами, что позволяет динамично развиваться. Об институте начали появляться статьи в зарубежной прессе.

Подготовка специалистов осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, в том числе 14 докторами наук.

Институт полностью обеспечен аудиторным фондом, учебными лабораториями и мастерскими, спортивными сооружениями. Справедливости ради, нужно отметить, что значительная часть оборудования морально и физически устарела, но в институте стараются его модернизировать и поддерживать в работоспособном состоянии, использовать компьютерную и мультимедийную технику для моделирования изучаемых технических и технологических процессов. В институте также есть постоянные связи с различными предприятиями о поставке новой техники на зимнее время с ее периодической сменяемостью. Эта техника используется в учебном процессе при проведении практических и лабораторных занятий.

С целью подготовки кадров высшей квалификации открыты аспирантура и докторантура.

Институт аккредитован по всем реализуемым образовательным программам, имеющим полный выпуск, до 2011г. В ходе аккредитации отмечено, что основные показатели НГИЭИ имеют положительную динамику, совпадают со средними показателями в диаграммах ранжирования 592 институтов, а по ряду параметров — превосходят их.

С 1 июля текущего года к НГИЭИ присоединен Большемурашкинский профессиональный лицей № 106 в качестве факультета начального профессионального образования и производственного обучения, что позволило решить важнейшую стратегическую задачу — создание многоуровневого, многопрофильного образовательного комплекса и подготовки высококвалифицированных кадров массовых профессий с использованием профессорско-преподавательского состава института.

Расширение перечня реализуемых образовательных программ не является для НГИЭИ самоцелью. Это только средство расширения базовых профессиональных и социальных компетенций выпускников института. Осваивая основные образовательные программы, студенты имеют возможность получать дополнительное образование.

Так, все выпускники инженерного факультета получают рабочие профессии тракториста, водителя автомобиля, многие — сварщика и слесаря. По инициативе Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области реализуется программа подготовки кадрового резерва руководителей организаций АПК из числа студентов старших курсов инженерного и экономического факультетов. Теоретическое обучение подкрепляется учебной и производственной практикой студентов в хозяйствах региона, во время которой они осваивают современную сельскохозяйственную технику, получают навыки практической работы. Кроме этого значительная часть студентов отправляется на практику и стажировку на крупнейшие российские и зарубежные промышленные предприятия. В 2008 г. будущие выпускники стажировались в Польше, проходили практику в Германии на заводе «Гримме» и в фермерских хозяйствах. На 2009 г. имеются договоренности о стажировке 30 студентов в Польше и практике 24 студентов в Германии. Двое выпускников в следующем году направляются в Германию для обучения в магистратуре в университете Вайнштефан. Четверо преподавателей уже в этом году повысят свою квалификацию в германском учебном центре «Дойла».

Своеобразие ситуации на рынке труда и образовательных услуг, их рассогласованность не позволяют НГИЭИ сегодня готовить кадры «в никуда». На ежегодных «ярмарках вакансий» институт, с одной стороны, знакомит выпускников с ситуацией на региональном рынке труда, помогает найти конкретное рабочее место, с другой — дает возможность работодателям оценить профессиональные качества выпускников и подобрать требующихся работников. Для системной работы по мониторингу рынка труда и содействию трудоустройству и профессиональному росту выпускников института создан специализированный «Центр повышения квалификации и послевузовского трудоустройства выпускников».

Начиная с января 2009 г., Министерство образования Нижегородской области выделило бюджетные места для организации на базе института повышения квалификации преподавателей инженерных и экономических специальностей, а также мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования. В институте сформировано 6 учебных групп для обучения по 140-часовой учебной программе и 1 группадля обучения по 504-часовой программе.

Для достижения поставленных стратегических целей в рамках образовательного комплекса в НГИЭИ:

• формируется единая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней, в том числе — программам массовых рабочих профессий;

• моделируется и формируется интегративная открытая информационно-коммуникационная среда для обеспечения эффективного взаимодействия с образовательными учреждениями региона в части образовательной, воспитательной, научной и инновационной деятельности;

• обеспечивается интеграция образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей с организациями, работающими в реальном секторе экономики;

• всеми подразделениями образовательного комплекса осуществляется совместная инновационная, издательская, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, рекламная и иная деятельность;

• обеспечиваются условия, способствующие привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников, реинвестируемых в образовательный процесс;

• создается современная лабораторная и экспериментальная база подготовки и переподготовки специалистов всех уровней;

• с целью расширения компетенций обучающихся и преподавательского состава развиваются внешние, в том числе международные связи. В процессе выполнения стоящих перед НГИЭИ задач институт, как и любое из представленных здесь образовательных учреждений, сталкивается с многочисленными проблемами. Эти проблемы институт старается решать своими силами, с помощью и при поддержке учредителя — Министерства образования Нижегородской области. Кроме того, консультационную и организационную помощь институту оказывают Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, Минсельхоз России, органы местного самоуправления муниципальных районов юго-востока области.

В целом можно утверждать, что создание в г. Княгинино многоуровневого и многопрофильного образовательного центра, реализующего весь спектр профессиональных образовательных программ, включая программы послевузовского

и дополнительного профессионального образования, представляется эффективным и логически замыкает систему непрерывной профессиональной подготовки кадров и их социальной адаптации.

Главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для России, в том числе для Нижегородской области — борьба с бедностью и нищетой, это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы. В первую очередь, речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально-статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платы одновременно означает снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд с большей отдачей. Минимальная зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточного минимума — важный инструмент обеспечения социальной стабильности.

Что касается законодательно установленной минимальной заработной платы, то в среднесрочной перспективе она должна стать основным элементом системы социальных гарантий. Это в значительной мере определит движение к социально ориентированной экономике. Минимальная зарплата должна стать эффективным инструментом политики, направленным на повышение жизненного уровня, мотивации труда. Во-первых, она должна подлежать обязательному индексированию в полном объеме с учетом роста потребительских цен. Во-вторых, соответствовать минимальному набору товаров и услуг, входящих в понятие «прожиточный минимум». В-третьих, в перспективе необходимо ввести механизмы ее увеличения в соответствии с темпами экономического роста.

Изменить сложившееся положение кадрового обеспечения села с помощью одних только мер демографической политики и повышения минимальной заработной платы невозможно, так как основное решение находится в экономической сфере и подразумевает:

• восстановление и развитие традиционных отраслей, прежде всего эффективного сельского хозяйства;

• диверсификацию сельской экономики, что позволит создать эффективные рабочие места в несельскохозяйственных отраслях;

• создание социальной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к качеству жизни, особенно сельского населения;

• создание многоуровневых и многопрофильных образовательных центров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон Нижегородской области от 01.11.2008 № 149-3 «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области» (принят постановлением ОЗС от 23.10.2008 № 1271). // Нижегородские новости. № 214(4106), 15.11.2008.

2. Постановление Правительства Нижегородской области от 13.07.2006 № 226 (в ред. от 10.06.2008). «Об утверждении областной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области» на 2007 — 2010 годы». // Нижегородские новости. № 158(3570), 30.08.2006.

3. ШаминА. Е. Интеграция вуза в региональную систему непрерывного образования. //Социально-экономические проблемы развития Нижегородской области. Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — Княгинино: НГИЭИ. 2007. С. 4—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.