Научная статья на тему 'Социальное развитие сельских территорий как один из рычагов экономического механизма хозяйствования'

Социальное развитие сельских территорий как один из рычагов экономического механизма хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичева О. В.

Рассмотрены направления развития сельских территорий Нижегородской области. Методом корреляционно-регрессионного анализа рассчитана степень влияния социальных факторов на экономические факторы. Разработана программа развития села на 2012-2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильичева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие сельских территорий как один из рычагов экономического механизма хозяйствования»

УДК 631.1

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАКОДИН ИЗ РЫЧАГОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМАХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

О. В. ИЛЬИЧЕВА, аспиранткафедры экономики и статистики E-mail: [email protected] Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Рассмотрены направления развития сельских территорий Нижегородской области. Методом корреляционно-регрессионного анализа рассчитана степень влияния социальных факторов на экономические факторы. Разработана программа развития села на 2012-2017гг.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная программа, социальная инфраструктура, социальное развитие, агротуризм.

В условиях спада производства, роста безработицы, снижения доходов населения основное внимание в аграрной политике России должно уделяться проблемам социального развития села.

Состояние индикаторов качества жизни служит для оценки эффективной деятельности всех хозяйствующих субъектов и органов власти в регионе. Это означает принципиальное изменение приоритетов управления — переход от функционального управления к социальному при обеспечении дальнейшего экономического роста и совершенствования инфраструктуры (табл. 1).

Наличие в регионе значительного социально-экономического потенциала предопределило переход от стратегии выживания к стратегии устойчивого развития. Основой стратегии развития является воспроизводство человеческого потенциала (человеческого капитала).

Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального развития (благополучия) общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным ядром понятия «уровень жизни населения».

Общий объем номинальных денежных доходов всего населения Нижегородской области в 2002— 2008 гг. увеличился в 3,8 раза, при этом в сельском хозяйстве — в 2,5 раза. Среднегодовой темп роста номинальных доходов в целом составил 125%, в аграрном секторе — 119,8% (при среднегодовом индексе потребительских цен 115,5 %).

Реальные денежные доходы, характеризующие стабильность жизни сельскохозяйственных работников Нижегородской области, за семь лет ежегодно возрастали в среднем на 26 % (табл. 2). Это вдвое выше, чем по России и по регионам ПФО — на13 %.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском

Таблица 1

Направления устойчивого развития региона

Направление Характеристика

Социально-демографическое Стабилизация демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни

Социальное Постоянное и устойчивое снижение доли малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса, сохранение социальной стабильности в регионе, сокращение уровня безработицы

Экономическое Рост экономического потенциала области, в том числе за счет инвестиций

Политическое Повышение уровня общественно-политического единства региона, активизация гражданского политического участия населения

Духовное Преодоление чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры

Геополитическое Сохранение и повышение авторитета региона как одного из субъектов РФ, успешно реализующего стратегию устойчивого развития

Таблица 2

Динамика реальных денежных доходов населения Нижегородской области

Показатель Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Денежные доходы населения, млн руб. 136 370,2 167886,2 199164,8 249380,6 328 336,2 411791,0 518 925,3

Денежные доходы населения по отношению - 123,1 118,6 125,2 131,7 125,4 126,0

к предыдущему году, %

Реальные денежные доходы работников сель- 1 658,7 2 140,6 1 601,7 2 562,9 2697,9 3233,4 4205,0

скохозяйственных организаций, млн руб.

Реальные денежные доходы работников сель- - 129,1 74,8 160,0 105,3 119,8 130,0

скохозяйственных организации по отноше-

нию к предыдущему году, %

Соотношение денежных доходов сельскохо- 1,2 1,3 0,8 1,0 0,8 0,8 0,8

зяйственных работников и населения области

в целом, %

хозяйстве составила в 2008г. 8 082,7 руб., или 60 % по отношению к областной (по Нижегородской области в целом — 13 467,7 руб.).

В условиях обострения негативных последствий экономического кризиса, непосредственно затронувших аграрный сектор экономики России, одним из важнейших факторов повышения эффективности сельскохозяйственных предприятий является развитие социальной инфраструктуры села. Опыт экономически развитых стран показывает, что существует ярко выраженная зависимость между уровнем развития сельскохозяйственного производства и уровнем качества жизни сельского населения, в свою очередь непосредственно связанного с фактическим состоянием социальной инфраструктуры

Социальная инфраструктура села как совокупность отраслей экономики сельского хозяйства включает в себя учреждения жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и связи, общественного питания, отдыха и спорта, охраны здоровья и окружающей среды, социального обеспечения и страхования других отраслей, предназначенные для обслуживания сельского населения.

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Их решение в современных условиях осуществляется, как правило, на основе инновационных целевых программ. Особое место среди них занимают государственная и областная программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков

350 300 250 200 150 100 50 0

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2013 гг.

Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его народнохозяйственных функций; сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, исторически освоенных ландшафтов; расширенное воспроизводство населения; рост уровня и улучшение качества его жизни, а также поддержание экологического равновесия в биосфере.

На 2008 г. в области социальной сферы села в соответствии с Программой развития сельского хозяйства области на перспективу были определены следующие приоритетные направления — газификация, жилищное строительство, водообеспечение сельских населенных пунктов (см. рисунок).

Целевое вложение бюджетных средств и освоение объемов капитальных вложений за счет всех источников финансирования в сумме 1 088,7 млн руб. позволило ввести в сельской местности 314 км газовых сетей; газифицировать 360 домов, или 23,0тыс. м2жилья, втомчисле 11,4тыс. м2длямо-

288 301 --- 314

210 -♦'525

у 109,4 97,3 75,4

--- 50,1 50„46.3

18 4¥- М" - -*"Г9- -А 23

2004

2005

2006

2007

2008

Год

—о—Газовые сети, км —■—Водопроводы, км —А—Жилье, м2

—X—Численность работников сельскохозяйственных предприятий, тыс. чел.

Показатели развития социальной инфраструктуры Нижегородской области

в 2004—2008 гг.

лодых семей и молодых специалистов; проложить 50 км водопроводов.

В Нижегородской области, как и в целом по России, стоит проблема обеспечения предприятий агропромышленного комплекса (АПК) квалифицированными специалистами и рабочими кадрами (табл. 3). В 2008 г. численность работников сельскохозяйственных организаций составила 46,3тыс. чел., в 2007 — 50тыс. чел. Численность руководителей и специалистов в 2008 г — 8 106 чел. Дефицит руководителей и специалистов сельхозпредприятий по области составляет 500 чел. Высшее образование имеют 36 % руководителей и специалистов сельхозорганизаций, среднее — 64%. Дефицитрабочихкадров составляетболее Зтыс. чел.

Для работников АПК 2008 г. стал знаковым — была разработана Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. Важно отметить, что она является продолжением и одновременно расширением ПНП «Развитие АПК».

Одной из главных целей программы на среднесрочную перспективу является устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения. В соответствии с данной целью определено такое направление работы, как социальное развитие села. По нему предусмотрено четыре ключевых показателя, в частности такие, как ввод и приобретение жилья на селе, в том числе для молодых специалистов и членов их семей, обеспеченность сельского населения водопроводами и уровень газификации домов.

С помощью корреляционно-регрессионного анализа предстоит рассмотреть, как данные факторы влияют на валовое производство сельскохозяйственной продукции предприятиями Нижегородской области.

Уравнение, которое получено в результате корреляционно-регрессионного анализа выглядит следующим образом:

У=-303 166,708 + 1 410,806^+ 1 888,273Х2+ + 321,089Х3 + 2 634,764Д,. Данное уравнение показывает, что с увеличением строительства жилья для молодых специалистов и для их семей валовое производство сельскохозяйственной продукции на селе увеличится на 1 410 млн руб., с ростом занятости работников в сельскохозяйственном производстве на 1тыс. чел. увеличение валового производства сельскохозяйственной продукции составит 1 888,23 млн руб., с повышением уровня газификации домов и квартир производство увеличится на 321,09 млн руб. и с увеличением водопроёмов производство возрастет на 2 634,76 млн руб.

Тесноту данной связи показывает коэффициент корреляции: Я = 0,99; Я2= 0,98; коэффициент детерминацииД= 98 %, что означает значительное влияние данных факторов на валовое производство (почти на 100%).

В Нижегородской области до 01.01.2009 действовал закон Нижегородской области от 12.05.2004 № 40-3 «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Нижегородской области», которым создана система социальных гарантий руководителям и молодым специалистам сельскохозяйственных организаций Нижегородской области.

В соответствии с ним были установлены:

• ежемесячные доплаты 5 руководителям, вновь избранным (назначенным) на соответствующую должность в убыточную сельскохозяйственную организацию, в размере 3 000 руб.;

• ежемесячные доплаты к заработной плате 168 молодым специалистам, принятым на работу в сельскохозяйственные организации (по окончании высшего учебного заведения в размере 2 500 руб., среднего специального учебного заведения — 2 000 руб.);

• единовременное пособие 94 молодым специалистам в размере 50тыс. руб.;

Таблица 3

Численность постоянного сельского населения и его распределение по возрастным группам

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008

Сельское население, тыс. чел. 748,8 735,2 722,5 713,3 704,7

Общая численность населения, % 21,7 21,6 21,4 21,2 21,1

Из постоянного населения,тыс. чел.:

моложе трудоспособного возраста 114,6 108,9 104,1 101,7 100,7

в трудоспособном возрасте 419,7 419 415,9 412,7 408,7

старше трудоспособного возраста 214,5 207,3 202,5 198,9 195,3

Общая численность сельского населения,тыс. чел.:

мужчины 349,2 342,7 336,8 332,9 329,2

женщины 399,6 392,5 385,7 380,4 375,5

• ежемесячные доплаты 9 бывшим руководителям сельскохозяйственных организаций к трудовой пенсии (при стаже от 15 до 20 лет — 700 руб.; от 20 до 25 лет — 800; свыше 25 лет — 1 000 руб.). Закон Нижегородской области от 01.11.2008

№ 149-3 «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области» вступил в силу 01.01.2009.

Предлагаемые изменения направлены на привлечение квалифицированных специалистов и рядовых работников в сельскохозяйственное производство области с учетом сложившейся в настоящее время ситуации.

Предусмотрены следующие меры государственной поддержки:

1) ежемесячная доплата к заработной плате руководителям сельскохозяйственных организаций, вновь избранным (назначенным) на соответствующую должность в убыточную сельскохозяйственную организацию, в размере 3 000 руб.;

2) ежемесячная доплата к заработной плате молодым специалистам на срок до двух лет в следующих размерах:

• окончившим образовательное учреждение высшего профессионального образования — 2 500 руб.;

• окончившим образовательное учреждение среднего профессионального образования — 2 000 руб.

Право на выплату ежемесячной доплаты имеют молодые специалисты, заключившие трудовой договор с сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством после 01.01.2009;

3) ежемесячная доплата (на срок до двух лет) в размере 1 000 руб. к заработной плате работникам сельскохозяйственной организации — лицам в возрасте до 30 лет, принятым на работу в сельскохозяйственные организации после 01.01.2009 по следующим профессиям: оператор машинного доения; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (механизатор); электрогазосварщик; токарь;

4) единовременное пособие молодому специалисту, заключившему после 01.01.2009 трудовой договор с сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством Нижегородской области на срок не менее пяти лет, в следующих размерах:

• с высшим профессиональным образованием — 100тыс. руб.,

• со средним профессиональным образованием — 70тыс. руб.;

5) ежемесячная доплата к трудовой пенсии руководителям сельскохозяйственных организаций, проработавшим в этой должности не менее 10 лет (суммарно) на территории Нижегородской области, при достижении пенсионного возраста и выходе на пенсию в следующих размерах:

• при стаже работы в должности руководителя от 10 до 15 лет — 2 000 руб.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• при стаже работы в должности руководителя свыше 15 лет — 2 500 руб.;

6) ежемесячная выплата персональной аграрной стипендии студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения на условиях целевой контрактной подготовки для агропромышленного комплекса, в следующих размерах:

• студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования — 1 500 руб.;

• студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования — 1 000 руб.

Стипендия выплачивается начиная со второго семестра первого года обучения при условии успеваемости студента на «хорошо» и «отлично».

В соответствии с подпрограммой «Кадровое обеспечение стратегического развития АПК Нижегородской области» на 2008—2012 годы» областной целевой программы «Развитие АПК Нижегородской области» в Нижегородском региональном институте экономики и управления агропромышленного комплекса (Зеленый город) и Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте (г. Княгинино) в 2008 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации, приняли участие в семинарах и практических занятиях около 1 300 руководителей и специалистов агропромышленного комплекса Нижегородской области (в 2007г. - 1 100 чел.).

В целях повышения квалификации рабочих кадров были организованы и проведены практические семинары по эксплуатации и использованию современной сельскохозяйственной техники на базе сервисных центров ОАО «Нижегородагроснаб» и ООО ТФК «Автотехимпорт». Обучение прошли 200 механизаторов и инженеров сельхозорганиза-ций области.

Успешно прошли обучение студенты старших курсов НГСХА, НГИЭИ по программе «Подготовка резерва руководящих кадров АПК».

Реализуемые в действующей «Программе социального развития села на период 2008—2012гг.» меры по повышению качества жизни на селе в настоящее время носят разрозненный характер.

В целях достижения максимального эффекта целевая Программа «Социальное развитие села до 2012 года» трансформируется в Программу социального развития сельских территорий Нижегородской области на период 2012—2017 гг.

Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями подпрограммы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Нижегородской области на 2008—2012 годы» областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008—2012 годов», утвержденной законом Нижегородской области от 08.04.2008 № 40-3 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008—2012 годов», а также постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие селадо 2012 года».

Программа соответствует целям и задачам приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (по направлению «Социальное развитие села»). Она содержит комплекс мер, направленных на развитие сельских территорий Нижегородской области.

Целями социального развития сельских территорий являются повышение качества жизни населения, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, поднятие престижности проживания в сельской местности и, как следствие, улучшение благосостояния и обслуживания сельского населения, борьба с бедностью.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

• вовлечение в сельскохозяйственное производство трудоспособного сельского населения, закрепление молодежи на селе;

• сохранение и создание новых рабочих мест на селе;

• развитие агротуризма;

• обеспечение молодых специалистов и молодых семей жильем;

• развитие инфраструктуры на селе;

• развитие малого предпринимательства;

• поднятие престижности проживания в сельской местности.

Планируется провести целенаправленную работу по обеспечению социального развития села:

1) способствовать вовлечению в сельскохозяйственное производство трудоспособного сельского населения:

• разработать эффективную политику, смягчающую социальные последствия сокращения рабочих мест, направленную на поддержку доходов безработных в период активного поиска работы, предусмотреть оплату периода их временной нетрудоспособности, а также оказать малоимущим, безработным и их иждивенцам материальную помощь;

• предоставить сельскому населению комплекс услуг по трудоустройству: создать банки вакансий для информирования селян о возможности трудоустройства, проведение «ярмарок вакансий»;

2) обеспечить молодых специалистов и молодых семей жильем.

Неудовлетворительное обеспечение жильем и недостаточное привлечение молодых семей на село объясняются низкой заработной платой, некомфортными жилищными условиями, очень высокой ценой земельных участков, выделяемых под строительство. Начинает расширяться практика приобретения жилья на вторичном рынке. По мнению автора, если передавать земельные участки под строительство жилья на селе на безвозмездной основе, это повлечет за собой закрепление молодых специалистов на селе (полную компенсацию затрат, связанных с оформлением земельных участков и выдачей свидетельств о государственной регистрации);

3) для привлечения молодежи развивать агро-туризм.

Агротуризм — это вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах. Также агротуризм включает экскурсионные и туристические поездки, знакомство с сельским бытом, с традиционными ремеслами.

Чтобы привлечь туристов, необходимо:

• расширять сферы деятельности населения, включив в них народный промысел, несельскохозяйственные виды деятельности (охота, рыболовство ит. п.);

• особое внимание уделить охране окружающей среды;

• обеспечить сохранение естественной природной среды,

• стимулировать поддержание традиционного уклада жизни населения периферийных регионов;

• заботиться о сохранении местной социокультурной сферы;

4) целенаправленно развивать инфраструктуру на селе.

Некоторые южные районы области испытывают проблемы с водоснабжением. Большинство водосборов и скважин находится в антисанитарном состоянии. Чтобы привести их в надлежащий вид, не хватает средств. Необходимо, по мнению автора, усилить внимание к обеспечению водоснабжения, в первую очередь питьевого, а также на технические нужды. Также крайне важно получать средства в начале, а не в конце года, чтобы заблаговременно планировать строительство объектов.

В связи с сокращением бюджетного финансирования на развитие социальной и инженерной инфраструктуры села на 13 % по отношению к запланированному выполнение Программы удалось реализовать лишь частично.

Обеспеченность молодых семей и специалистов жильем должна достичь к 2017 г. около 1 ООО тыс. м2 (сейчас — 539,2тыс. м2), обеспеченность питьевой водой должна быть доведена как минимум до 70 % (сейчас — 53 %), уровень газификации домов (квартир) сетевым газом—до 80 % (сейчас — 51%). Следует обратить внимание на строительство внутренних дорог в муниципальных образованиях, спортивных сооружений, на озеленение сельскихтерриторий;

5) особое внимание уделить мероприятиям по развитию малого предпринимательства:

• оказывать содействие ведению самостоятельного малого бизнеса, связанного как с сельскохозяйственным производством, так и с оказанием услуг сельскому населению, обеспечивающего самозанятость местного населения; предоставлять гранты для развития малого бизнеса на селе; облегчать условия регистрации индивидуальных предпринимателей ит.д.;

• активно реализовывать федеральные программы, связанные с созданием рабочих мест на селе, предусматривающие строительство в первую очередь семейных молочных ферм, развитие кооперативных структур и других предприятий фермерской инфраструктуры, которые помимо создания рабочих мест обеспечивают эффективное развитие малого и среднего предпринимательства на селе — основу среднего класса;

• реализовать комплекс законодательных и организационных мер, направленных на поддержку малого бизнеса, в частности, создание бизнес-инкубаторов, способствующих формированию благоприятной среды стартового развития

сельских предпринимателей путем консультирования, обучения, тренингов, оказания помощи в налаживании необходимых связей с инвесторами, установления контакта с потребителями;

• содействовать созданию на базе организаций фермерского самоуправления информационно-консультационных центров, предоставляющих профильные консультации, реализующих программы обучения и переобучения, оказывающих информационные услуги;

6) поднимать престижность проживания в сельской местности.

• публиковать и транслировать профориентаци-онные и агитационные материалы в средствах массовой информации;

• проводить выставки сельскохозяйственной продукции и оказываемых услуг, ярмарки, дни открытых дверей на лучших сельскохозяйственных предприятиях ит. п.;

• стимулировать владельцев сельских подворий на увеличение производства сельскохозяйственной продукции (сырья) и реализацию с помощью организации конкурсов на лучшего производителя сельскохозяйственной продукции, поощрять активных производителей денежными премиями. Вручать ценные подарки, предоставлять скидки на приобретение товаров, бесплатные транспортные услуги на перевоз сельскохозяйственной продукции и т. д. Таким образом, реализация мероприятий по социальному развитию сельских территорий позволит к 2017 г. поднять престижность проживания в сельской местности и производительность труда селян.

Список литературы

1. Подпрограмма «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Нижегородской области» на 2008—2012 годы» областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» на период 2008—2012 годов: закон Нижегородской области от 08.04.2008 № 40-3 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» на период 2008—2012 гг. URL: http: www.land-in.ru/region_news.aspx?id=2544.

2. Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» от 05.09.2005, утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных националь-ныхпроектов. URL: http: dzr.nnov.ru/?id=3244.

3. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»: постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858._URL: http: base.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.