pISSN 2073-2872 Социальная сфера и образование
eISSN 2311-875X
ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ
Марина Геннадьевна ПОЛУХИНА % Владимир Иванович САВКИН ь
а кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник, ВНИИ социального развития села, Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, Орёл, Российская Федерация redhvost@yandex. ги orcid.org/отсутствует SPIN-код: 7512-6636
ь доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в АПК,
Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, Орёл, Российская Федерация
v.i.savkin@mail .ги
orcid.org/отсутствует
SPIN-код: 4826-3295
• Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Получена 23.11.2017 Тема. Молодые высококвалифицированные специалисты сферы образования
Получена в доработанном являются движущей силой развития любой отрасли или сферы производства. виде 06.12.2017 Серьезной проблемой на сегодняшний день является трудоустройство молодых
Одобрена 24.12.2017 кадров именно там, где в них имеется острая необходимость, а именно - на сельских
Доступна онлайн 15.02.2018 территориях.
Цели. Разработка дальнейших направлений развития кадровой политики УДК 338.43.01 в отношении молодых специалистов и их трудоустройстве на сельских территориях.
JEL: 1114, 1115, R23 Определение основных факторов, влияющих на желание молодых специалистов
работать на сельских территориях.
Методология. В работе применены такие методы, как монографический, сравнительный и логический анализ, SWOT-анализ. В качестве фактического и аналитического материала использованы данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые акты.
Результаты. Определены мероприятия по привлечению молодых специалистов сферы образования в сельскую местность. В качестве приоритетных направлений работы выделены: разработка на региональном уровне комплексной программы по решению жилищных вопросов, выплаты денежных средств молодым специалистам по реализуемым программам за счет регионального и федерального бюджетов, повышение уровня информированности населения о существующих программах поддержки в части обеспечения жильем, повышение степени эффективности использования бюджетных средств в рамках программ.
Выводы. Реализация предлагаемых направлений по привлечению молодых Ключевые слова: сельские специалистов сферы образования в сельскую местность будет способствовать территории, молодые социально-экономическому развитию села и повышению качества жизни,
специалисты, социальная привлечение молодых высококвалифицированных специалистов для работы инфраструктура, и постоянного проживания на село сократит различия между городским и сельским
государственная поддержка качеством образования.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Полухина М.Г., Савкин В.И. Проблема привлечения молодых специалистов сферы образования в сельскую местность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 2. -С. 364 - 376.
https://doi.Org/10.24891/ni.14.2.364
Сфера образования является неотъемлемой сельская школа всегда была центром частью социальной инфраструктуры, значение общественной жизни в сельских поселениях. которой трудно переоценить, при этом
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, в том числе дошкольные и общеобразовательные1.
Российским гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (ст. 43 Конституции Российской Федерации2).
По данным Минобрнауки России, сейчас в нашей стране насчитывается более 25 300 сельских школ, где учатся 3,6 млн учеников и работают 500 тыс. педагогов3, что составляет больше половины всех школ и всех учителей России (табл. 1).
В Российской Федерации в 2015 г. функционировало 530 высших учебных заведений, из них 167 вузов, ведущих подготовку по педагогическим
специальностям, выпускающих около 105 тыс. специалистов, кроме того, учреждения среднего профессионального образования ежегодно выпускают порядка 40 тыс. специалистов в области сферы образования4.
Трудоустройство молодежи в сферу образования в сельской местности является одной из серьезных проблем. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда выпускник педагогического вуза не может трудоустроиться по специальности в городе, так как он не интересен для работодателя,
1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
3 В России более 26 100 сельских школ // Российская газета. URL: http://eurekanet.ru/ewww/promo/25999.html; Российский статистический ежегодник 2016: стат. сб. М.: Росстат, 2016. 725 с.
4 Индикаторы образования - 2016.
URL: https://hse.ru/primarydata/oc2016
которому в первую очередь важен опыт работы сотрудника. К переезду на село, где востребованы молодые высококвалифицированные работники, молодежь в большинстве своем не готова в силу социально-экономического отставания села от города. В результате многие из выпускников вынуждены терять свою квалификацию, работая не по специальности на низкооплачиваемой работе, но в городе.
Проблема старения кадров в сельских школах стоит весьма остро. Так, в 2015 г. 23,3% учителей были старше трудоспособного возраста (мужчины старше 59, женщины -старше 54 лет), и только 22% учителей -это молодые специалисты до 35 лет. Особенно актуальной в сельских школах является проблема с учителями физкультуры, педагогами дополнительного образования и предпрофессиональных программ, в том числе по разным отраслям агропромышленного комплекса5.
Безработица среди молодежи во всем мире является одной из самых больших проблем последнего времени. По данным доклада Международной организации труда «Глобальные тенденции занятости молодежи в 2015 г.», после стремительного роста в период с 2007 по 2010 г. уровень молодежной безработицы стабилизировался на отметке 13%, однако этот показатель значительно превышает докризисный уровень (11,7%). Молодежная безработица постоянно находится на высоком уровне, несмотря на снижение числа молодых людей, и, по прогнозам авторов доклада, прогнозируется рост молодежной безработицы до 13,1%6.
В мире не существует единого критерия для определения возраста, который считается «молодым». ООН определила молодежь в качестве людей, которые находятся в возрасте от 15 до 24 лет. Европейский союз считает, что молодые люди находятся в возрасте от 15 до 29 лет. В Мексике к молодежи относят людей в возрасте от 12 до 29 лет. В нашей стране под категорию «молодежь» подпадают лица в
5 Там же.
6 Глобальные тенденции занятости молодежи в 2015 г. URL: http://ilo.org/moscow/news/WCMS_413203/lang--ru/index.htm
возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане РФ и соотечественники). Само же понятие «молодежь» определяется, как социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся
специфическими интересами и ценностями7.
Проблема трудоустройства молодежи на сельских территориях актуальна для развитых и развивающихся стран. Так, результаты исследования занятости молодежи в трех штатах США показали, что молодежь в возрасте до 24 лет имеет низкую занятость и низкие доходы8.
В Нидерландах последствия оттока молодых людей рассматриваются как угроза экономическому развитию и репутации сельской местности. Были исследованы миграционные настроения учеников двух периферийных сельских районов. В обоих районах наиболее важными факторами, объясняющими миграцию, являлись возможности получения образования и
" 9
трудоустройство9.
В Грузии в качестве главной демографической проблемы отмечается нежелание людей жить в деревнях, за счет чего происходит приток населения из регионов и концентрация их в столице. Усилия правительства Грузии направлены на улучшение инфраструктуры в регионах. В условиях массовой безработицы существует значительный дефицит профессиональной квалифицированной
рабочей силы в определенных отраслях и на рынке труда, высок коэффициент
7 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
8 Стюарт С.Дж., Хе-Чанг Кум, Барт Р.П., Дункан Д.Ф. Бывшая молодежь: результаты работы до 30 лет // Дети
и молодежь. 2014. Т. 36. С. 220-229.
9 Тиссен Ф., Фортюн Й.Д., Стрижкер Д., Хаартсен Т.
Миграционные намерения сельской молодежи в Вестоек,
Фландрия, Бельгия и Венколониен, Нидерланды // Журнал сельских исследований. 2010. Т. 26. № 4. С. 428-436.
напряженности на рынке труда. В качестве основных приоритетов в регулировании рынка труда признаны следующие: содействие политической стабильности, совершенствование инвестиционного и предпринимательского климата, реформирования местного самоуправления и повышения его эффективности, модернизация правовой системы и коренное реформирование социальной сферы и ее интеграция в мировое экономическое пространство. Большое значение придается разработке требований к профессиональному образованию всех уровней в целях совершенствования системы профессионального образования, которое будет соответствовать требованиям современного рынка труда [1].
Исследователями из университетов Праги, Геттингена и Барнаула изучались факторы, повлиявшие на решение сельскохозяйственных студентов Алтайского края уехать или вернуться в свои сельские муниципалитеты после окончания учебы в университете. Был проведен анкетный опрос студентов Алтайского государственного аграрного университета и проанализированы их миграционные намерения. Результаты показали, что вероятность миграции из родного муниципалитета уменьшается в тех случаях, когда родители студента поддерживают изучение сельского хозяйства или семья владеет землями
сельскохозяйственного назначения, а студент намерен работать в сельском хозяйстве и считает, что можно было бы организовать собственный бизнес. Женщины чаще чем мужчины были готовы уехать из своих родных мест, а вероятность миграции возрастала по мере уменьшения удовлетворенностью своей жизнью. Данные свидетельствовали о том, что сельские корни способствуют возвращению молодых выпускников вузов домой, чтобы продолжить семейные традиции. Был сделан вывод, что в долгосрочной перспективе восстановление или улучшение отношений между сельскохозяйственными школами и сельскохозяйственными предприятиями,
доступ к кредитам для бизнеса, возможность приобретения земельных участков
сельскохозяйственного назначения, а также улучшение условий жизни в сельских
муниципальных образованиях будут способствовать тому, что молодежь, имеющая сельскохозяйственное образование, останется в сельской местности и станет работать в сельском хозяйстве10.
Вопросам социальной инфраструктуры села, как способствующей развитию АПК и решению кадрового вопроса, посвятили свои работы такие российские ученые, как Л.В. Бондаренко [2, 3], А.В. Петриков [4], В.Г. Закшевский, И.Н. Меренкова [5]. Отдельно отметим А.В. Мерзлова и Л.А. Овчинцеву [6], работающих над вопросами устойчивого развития сельских территорий. Проблемы кадровой политики и кадрового потенциала отражены в работах Н.И. Проки11 [7].
В зарубежных промышленно развитых странах за многие десятилетия был накоплен обширный опыт трудоустройства молодежи, в том числе и в сельской местности, отдельные элементы которого вполне можно использовать на территории России. Так, в Австралии предоставляются субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые дают молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая
одновременно минимальную заработную плату. В Италии предусмотрены льготы в налогообложении по социальному
страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно - курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора. В Великобритании действует программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы, во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года,
10 Беднарикова З., Баворова М., Понькина Е. Мотивация миграции сельскохозяйственно образованной сельской молодежи: случай российской Сибири // Журнал сельских исследований. 2016. Т. 45. С. 99-111.
11 Прока Н.И. Социально-экономическая эффективность политики оплаты труда в аграрном секторе экономики
// Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2017. № 3. С. 129-135.
бросивших учебу, проводятся стажировки за
счет предприятий в целях компенсации
недостатков в образовании. Помимо
возможности участия в различных
программах профессиональной подготовки,
молодые люди обладают преимущественным
правом поступления на субсидируемые
рабочие места. Также действует
государственное стимулирование компаний,
принимающих на работу молодежь без
специальности или квалификации, берущих на
себя расходы по ее страхованию от
безработицы и болезни на срок до 1 года.
В Испании предприниматели, нанимающие
или обучающие молодых людей, платят
пониженные взносы на социальное 12
страхование12.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации подобный опыт не применяется, более того, до сих пор на законодательном уровне отсутствует утвержденное понятие «молодой специалист». Однако оно присутствует в нормативных правовых актах различных уровней, которые устанавливают трудовые отношения с молодыми кадрами. Так, в ст. 70 Трудового кодекса упоминается лицо, завершившее обучение в учреждении, имеющем государственную аккредитацию, и устроившееся на работу по специальности13.
В рамках действующих федеральных и региональных программ содействия трудоустройству молодежи на селе к молодым специалистам относят выпускников, получивших образование по трудовым профессиям в профильных учреждениях, трудоустроившихся по специальности в течение года после ее получения, не достигших 35 лет (имеются исключения); молодым специалистом работник считается еще три года после заключения трудового договора. Соответственно, на государственную поддержку могут рассчитывать только лица, соответствующие данным требованиям.
В настоящее время молодого специалиста можно рассматривать как движущую силу
12 Якимова З.В. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие. М., 2011. 120 с.
13 Трудовой кодекс Российской Федерации
(с изм. на 29.07.2017).
агропромышленного комплекса и сельских территорий в целом. Проблема привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности весьма актуальна и стоит очень остро. По данным статистики, трудоспособное население сельских территорий России на 2015 г. составляло 55,8%, 26,3% из которых -граждане в возрасте от 50 до 70 лет. Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что молодые специалисты (как работники социальной направленности, так и сельского хозяйства) неохотно едут работать в сельскую местность с ее проблемами (сельские территории - не самое престижное место работы для молодежи, а трудоустройство в социальную сферу или в аграрный сектор далеко не всегда позволяет обеспечить благосостояние молодого специалиста и доступность социальных благ), несмотря на активную работу государства в данном направлении. В то же время без молодых высококвалифицированных специалистов невозможно развивать и вывести на новый уровень социальную инфраструктуру сельских территорий и высокотехнологичное сельское хозяйство [8].
В последние годы со стороны государства прилагаются значительные усилия для привлечения квалифицированной молодежи на село, особенно для работы в социальной сфере.
Развитие сети общеобразовательных учреждений, организация новых мест в дошкольных и школьных заведениях сельской местности, создание условий для привлечения молодых специалистов на село предусмотрено Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»14.
На государственном уровне разработан широкий спектр льгот для молодых учителей, пожелавших работать в сельской местности и переехать туда на постоянное место жительства. Одним из эффективных инструментов решения кадровых проблем в социальной сфере села является реализация
14 Об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»: пост. Правительства РФ от 15.07.2013 № 598.
программы устойчивого развития сельских территорий.
Со своей стороны, помимо федеральных льгот, территории в рамках региональных программ развития и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу образования, предусматривают дополнительные льготы и финансовое стимулирование для молодых специалистов.
Отдельно можно выделить ряд регионов методично, целенаправленно занимающихся кадровой политикой в сфере образования. Так, в рамках государственной программы Рязанской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»15 предусмотрено выделение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности из федерального и регионального бюджетов, составляющих 90% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов и 70% - для граждан, проживающих в сельской местности. Для молодых семей и молодых специалистов предусмотрены дополнительные социальные выплаты на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам на строительство (приобретение) жилья. Размер социальной выплаты составляет не более 100% от ставки рефинансирования Банка России,
действующей на дату заключения заемщиком соответствующего кредитного договора. Также дополнительно выделяются средства на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту на строительство (приобретение) жилья при рождении (усыновлении) ребенка. Размер дополнительной выплаты составляет не более 25% за каждого рожденного (усыновленного) ребенка. Молодым специалистам, выпускникам высших и средних специальных учебных заведений в качестве материального обеспечения на безвозмездной основе выделяются
единовременное пособие в размере 86,6 тыс.
15 Об утверждении государственной программы Рязанской
области «Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»: пост. правительства
Рязанской области от 30.10.2013 № 364.
руб. и ежемесячное пособие в размере 4,33 тыс. руб. в течение первых трех лет работы16.
В Смоленской области для привлечения в сельскую местность молодых специалистов сферы образования установлена стимулирующая выплата в виде ежемесячной доплаты к заработной плате в размере 2 тыс. руб., а окончившим учебные заведения высшего и среднего профессионального образования с отличием - 3 тыс. руб. Указанная ежемесячная доплата является одной из составляющих заработной платы педагогического работника в сельской местности. Всем педагогам, работающим в сельской местности, установлена 25%-ная надбавка к должностному окладу, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения. В сметах образовательных организаций области предусмотрен надтарифный фонд для установления надбавок и доплат, который составляет 16% в фонде оплаты труда17.
В Тамбовской области в рамках местных нормативно-правовых актов18 выплачивается единовременная денежная выплата педагогическому работнику, заключившему трудовой договор с общеобразовательной организацией по основному месту работы, в размере 12 тыс. руб. Также установлена ежемесячная доплата молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных общеобразовательных
организациях. Осуществляются денежные выплаты педагогическим работникам, заключившим трудовой договор по основному месту работы с муниципальной образовательной организацией, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 120 тыс.
16 Региональный опыт создания современных сельских поселений и привлечения молодежи на работу в сельскую местность: информ. изд. М.: Росинформагротех, 2015. 168 с.
17 Там же.
18 О дополнительных мерах стимулирования в системе общего образования: закон Тамбовской области от 03.02.2010 № 624-3; О единовременной денежной выплате педагогическому работнику, заключившему трудовой договор с общеобразовательным учреждением по основному месту работы: пост. администрации Тамбовской области
от 19.07.2013 № 768.
руб., предоставляемых по результатам конкурсного отбора равными частями (по 40 тыс. руб.) в течение трех лет, а так же ежемесячная доплата молодым специалистам, работающим в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования19.
Кроме того, производится поддержка молодых
учителей общеобразовательных организаций
20
при ипотечном жилищном кредитовании20.
Предоставляются земельные участки (бесплатно) в собственность работникам образовательных учреждений, имеющим высшее педагогическое образование или среднее педагогическое образование, работающим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, для жилищного строительства21. В области организованы работы по целевому обучению граждан по педагогическим специальностям22.
В Тульской области в целях закрепления
" 23
педагогических кадров в сельской местности23 выпускникам образовательных организаций высшего профессионального образования предусмотрена выплата единовременного пособия в размере 10 должностных окладов (ставок) за счет средств бюджета Тульской области при наличии стажа работы 9 мес. в образовательной организации, расположенной
19 О порядке предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на модернизацию региональной системы дошкольного образования, бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 гг.: пост. администрации Тамбовской области от 10.04.2013 № 347.
20 Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан области» на 2014-2020 гг.: пост. администрации Тамбовской области от 05.06.2013 № 586.
21 О регулировании земельных отношений в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 05.12.2007 № 316-3.
22 Об образовании в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-3.
23 Об образовании: закон Тульской области от 30.09.2013
№ 1989-ЗТО.
в сельской местности, и учебной нагрузки не менее одной ставки.
Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), предоставляются следующие меры социальной поддержки24: оплата в размере 100% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной
законодательством Тульской области; оплата в размере 100% отопления и освещения в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива; оплата проезда до места работы и обратно.
Кроме того, на территории области действует программа специального льготного ипотечного жилищного кредитования молодых учителей, по которой им предоставляется субсидия в размере 20% от стоимости жилья, приобретаемого за счет ипотечного кредита (займа) с уровнем годовой процентной ставки 8,5% годовых, предусмотрены преференции по
первоочередному включению молодых учителей, работающих в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, в список получателей субсидии из средств бюджета Тульской области.
Одним из основных направлений привлечения молодежи на работу в сельскую местность являются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых
24 О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках): закон Тульской области от 30.09.2006 № 736-ЗТО.
специалистов [9, 10]. В рамках федеральных целевых программ и государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, направленных на жилищное обустройство граждан, осуществляется предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство или приобретение жилья, предусмотрены льготные условия ипотечного жилищного кредитования и предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В ряде субъектов ЦФО в целях содействия молодежи в трудоустройстве реализуются мероприятия по содействию молодым гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в переезде в другую местность, включая сельские поселения. Переселение этих граждан осуществляется по направлению органов службы занятости путем оказания им финансовой поддержки из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включающей: оплату стоимости проезда к месту работы, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя; оплату суточных расходов за время следования к месту работы; оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение25.
Среди показателей, влияющих на желание молодых специалистов работать на сельских территориях, можно выделить:
• заработную плату (не ниже 80%, чем в целом по экономике);
• наличие благоустроенного жилья, в том числе водоснабжения, водоотведения, отопления, газификации;
• обеспеченность медицинским обслуживанием;
25 Климова С.П., Кондыков А.В. Формирование кадрового потенциала для АПК Орловской области: материалы международной научно-практической интернет-конференции «Научные исследования - сельскохозяйственному производству». Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017. С. 29-36; Кондыков А.В., Климова С.П. Государственная поддержка молодых специалистов: материалы международной научно-практической интернет-конференции «Научные исследования - сельскохозяйственному производству». Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017. С. 37-45.
• наличие мест в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
• обеспеченность спортивным и культурным досугом;
• общее экономическое развитие муниципального образования;
• благоприятную экологическую ситуацию [11, 12].
Вполне очевидно, что реализуемых мероприятий недостаточно для решения кадровой проблемы системы образования на селе. С помощью SWOT-анализа нами предложены дальнейшие направления работы в области привлечения молодых специалистов на село26 (рис. 1).
Выделим главные, по нашему мнению, направления по привлечению молодых специалистов сферы образования в сельскую местность:
1) повышение степени эффективности использования бюджетных средств в рамках уже утвержденных программ;
2) разработка на региональном уровне комплексной программы по решению жилищных вопросов: создание служебного жилого фонда за счет муниципалитета и крупных предприятий района; предоставление служебного жилья с возможностью его последующего оформления в социальный наем; частичная компенсация платы за съемное жилье; развитие института долгосрочного жилищного кредитования, программ ипотечного кредитования за счет
привлечения кредитных ресурсов
коммерческих банков, развитие практики
предоставления жилья на условиях социального найма;
3) выплата денежных средств молодым специалистам по реализуемым программам за счет регионального и федерального бюджетов;
4) оптимизация стоимости жилья за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов, внедрение открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав собственности на сформированные земельные участки и усиления антимонопольного контроля в данной сфере, внедрение ресурсосберегающих технологий;
5) повышение качества и количества предоставления социальных и жилищно-коммунальных услуг;
6) повышение уровня информированности населения о существующих программах поддержки в части обеспечения жильем;
7) выделение новых площадок для размещения объектов капитального строительства жилого, социально-культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения [8];
8) повсеместное внедрение системы сертификатов на обучение учителей, что значительно улучшит качество повышения квалификации.
Результатом реализации перечисленных мероприятий станет обеспечение динамичного социально-экономического развития сельских территорий, повышение качества жизни на селе, привлечение молодых высококвалифицированных специалистов для работы и постоянного проживания на село, что в итоге сократит различия между городским и сельским качеством образования.
26 О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г.: пост. Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в ред. от 26.08. 2016 № 466); Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.: пост. Правительства РФ от 15.04.2014 № 323; Студенникова Н.С. Опыт регионов Центрального федерального округа по привлечению молодежи в сельскохозяйственное производство // Вестник научных конференций. 2016. № 7-2. С. 97-100; Савкин В.И. Совершенствование системы управления персоналом в аграрном секторе России в условиях присоединения к ВТО: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Перспективы развития аграрного сектора экономики: ключевые направления повышения эффективности». Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2013. С.538-541.
Таблица 1
Число общеобразовательных организаций и обучающихся в них
Table 1
The number of comprehensive schools and their pupils
Показатель Учебный год
1990/91 2000/01 2010/11 2013/14 2014/15 2015/16
Число общеобразовательных 69,7 68,1 50,1 44,7 44,1 42,6
организаций, тыс. 21,1 22,7 19,5 18,3 18 17,3
В том числе: 48,6 45,4 30,6 26,4 26,1 25,3
- в городах и поселках городского
типа
- в сельской местности
Численность обучающихся 20 851 20 493 13 569 13 783 14 299 14 666
в общеобразовательных 14 948 14 389 9 761 10 168 10 575 10 911
организациях, тыс. чел. 5 903 6 104 3 808 3 615 3 724 3 755
В том числе:
- в городах и поселках городского
типа
- в сельской местности
Численность учителей, тыс. чел. 1 460 1 751 1 067 1 042 1 061 1 062
Источник: Росстат
Source: Rosstat
Рисунок 1
SWOT-анализ факторов, влияющих на выбор работы в сельской местности и определяющих миграционное поведение
Figure 1
SWOT-analysis of factors that influence employment decisions in rural areas and determine migration behavior
Сильные стороны (-$■) Слабые стороны (ТГ)
1. Реализация рядацелевых программ и подпрограмм различных уровней, национальные проекты «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017гг. и на период до 2020г.»; «Обеспечение жильем молодых семей» фед ер альиой цел евой пр ограммы «Жилище» на 2 015-2 020 гт.»; «Доступное и комфортное жилье -гражданамРоссин», региональные программы. 2. Стимулы для переезда в сельскую местность: - пакет социальных льгот; - единовременные компенсации; - оплата переезда молодого специалиста и его семьи на р аб оту в другую местность (ст. 96 Трудового кодекса); - решение жшшпщого вопроса; - востребованность высококвалифицированных специалистов; - благополучная экологическая ситуация 1. Дефицит земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями достаточной мощности (не все регионывравной степени участвуют в реализацииПротраммы). 2. Наличие территориальных различий в объемах жилищного строительства. 3. Незначительный объем вводановогожилья, ниже запланированных значений. 4. Сельский жилищный фондпо уровню благоустройства и комфортности в значительной степени уступает городскому. 5. Невыполнение нормативных требований, усгановленныхв ФЦП УРСТ, по обеспечению жилья в сельской местности горячен водой и ваннамни душем (соответствующиенормативы составляют 45 %). 6. Обеспеченность медицинским обслуживанием на селе значительно нижегородского. 7. Отсутствие средств в муниципальном бюджете на выплату подъемных молодым специалистам. 8. Наличие препятствующих факторов: иллюзия лучшей жизнивгороде; низкая оплататруда; тяжелые условия трудан проживания (недостаточно развитая дорожная, инженерная, социальная инфраструктуры, нехватка банкоматов, элементов р оз ннчной торгов лн и т. д.); нея остаточная и у стар евшая материально-техническая база социальной инфраструктуры; низкоекачество социального обслуживания; как правило, значительная удаленность отрайонного и областного центров; профессиональная изолированность; непрестижность работы на селе. 9. Отсутствие пропаганды и популяризации жизни на селе 10. Низкая заработная плата. 11. Молодые специалисты рассмагриваютработу в сельской школе как временную, только для наработки стажа
Возможности (О) Угрозы ('/ )
1. Формирование комплексного пакета социальных льгот: предложено в течение первых трех лет работы установить доплату вразмере 40% ставки заработной платы; внеочередное предоставление мест в детских садах для детей молодых специалистов социальной сферы. 2. Разработка нарегиональномуровне комплексной пр ограммы пор ешенню жнлишных в опро сов: создание служебного жилого фонда за счет муниципалитета нкрупных предпрнятнйрайона; предоставление служебного жилья свозможностью его последующего оформления в социальный наем; частичная компенсация платы за съемное лснлье; льготная ипотека. 3. Повышение оплаты труда. 4. Учреждение грандов. 5. Выплата ежемесячной стипендии студентам-целевнкамнз бюджета муниципального образования. 7. Повышение квалификации специалистов за счет регионального бюджета. 8. Развитие системы сертификатов на обучение для учителей. 9. Повышение обеспеченности населения объектами социальной, инженерной н дорожной инфраструктурой 1. Дотационность муниципальных бюджетов. 2. Снижение объемов бюджетного финансирования на развитие социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры в сельской местности. 3. Низкий платежеспособный спрос населения на жилье. 4. Недостаточный объем государственных и региональных инвестиций в жилищное строительсгво на селе 5. Недостаточность мотивации для переезда на село. 6. Недостаточный объем льгот. 7. Низкий уровень оплаты труда. 8. Старение сельского насачения
Источник: построено авторами по данным [8, 13] Source: Authoring based on sources referred to in [8, 13]
Список литературы
1. Paresashvilia N. Major mechanisms to develop the strategies of the labor market in Georgia // Procedía - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 574-579.
URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.20l5.11.452
2. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: Экономика, управление. 2009. № 12. С. 24-31.
3. Бондаренко Л.В. Сельские территории: состояние и регулирование // АПК: Экономика, управление. 2014. № 1. С. 69-79.
4. Петриков А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: направления и проблемы.
В кн.: Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Изд-во Института географии РАН, 2005. 615 с.
5. Закшевский В.Г., Меренкова И.Н., Перцев В.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию жизнеобеспечения сельского населения региона // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1. С. 70-76.
6. Мерзлов А.В., Овчинцева Л.А., Попова О.А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. М.: Росинформагротех, 2012. 112 с.
7. Прока Н.И., Злобин Е.Ф., Фокин М.А. Оценка приоритетности системы вознаграждения труда в комплексе проблем кадрового обеспечения аграрного сектора // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 82-93.
8. Полухина М.Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе // АПК: Экономика, управление. 2017. № 2. С. 77-82.
9. Кузнецов А.Л., Кузнецова Л.А. Инженерная инфраструктура сельских поселений // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. № 1. С. 19-23.
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/inzhenernaya-infrastruktura-selskih-poseleniy
10. Кузнецов А.Л., Ковалева Т.В. Условия жизни сельского населения Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. № 1. С. 47-48.
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/usloviya-zhizni-selskogo-naseleniya-orlovskoy-oblasti
11. Небытов В.Г. Экологическое состояние сельских территорий ЦЧР // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. № 2. С. 41-45.
12. Небытов В.Г. Рейтинг экологического состояния сельских территорий районов Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. № 1. С. 130-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reyting-ekologicheskogo-sostoyaniya-selskih-territoriy-rayonov-orlovskoy-oblasti
13. Полухина М.Г., Студенникова Н.С. Опыт и проблемы привлечения молодых специалистов на сельские территории (на примере субъектов Центрального федерального округа)
// Аграрный научный журнал. 2017. № 8. С. 90-95.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-2872 Social Services and Education
elSSN 2311-875X
THE PROBLEM OF ATTRACTING YOUNG SPECIALISTS INTO THE EDUCATIONAL SECTOR IN THE RURAL AREA
Marina G. POLUKHINA % Vladimir I. SAVKIN b
a Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation
orcid.org/not available
b Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation
orcid.org/not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 23 November 2017 Importance Young professionals in education is a driving force of any industry and Received in revised form production. What does raise concerns today about the employment of young professionals 6 December 2017 is their attraction to rural areas, where they are critically needed.
Accepted 24 December 2017 Objectives We outline further directions for staffing policies with respect to young Available online specialists and their employment in rural areas. We determine the principal factors
15 February 2018 influencing young specialists' intentions to work in rural areas.
Methods The research involves monographic, comparative and logical analysis, JEL classification: I14, SWOT-analysis. Data of the Federal State Statistics Service and legislative regulations are I15, R23 used as a factual and analytical underpinning.
Results We determine activities, which shall be undertaken to attract young specialists into rural areas and prioritize respective tasks.
Conclusions and Relevance If the proposed tasks are performed to attract young Keywords: rural area, young specialists into rural area, it will boost the socio-economic development of rural areas, specialist, social infrastructure, increase standards of living, make rural areas more attractive for young specialists' work State support and living, reduce the gap between urban and rural quality of education.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Polukhina M.G., Savkin V.I. The Problem of Attracting Young Specialists into the Educational Sector in the Rural Area. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 2, pp. 364-376. https://doi.org/10.24891/ni.142.364
References
1. Paresashvilia N. Major Mechanisms to Develop the Strategies of the Labor Market in Georgia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 213, pp. 574-579.
URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.20l5.11.452
2. Bondarenko L.V. [Problems of development in rural areas]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2009, no. 12, pp. 24-31. (In Russ.)
3. Bondarenko L.V. [Rural areas: The current situation and regulation]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2014, no. 1, pp. 69-79. (In Russ.)
4. Petrikov A.V. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: napravleniya i problemy. Vkn.: Ustoichivoe razvitie selskogo khozyaistva i sel'skikh territorii. Zarubezhnyi opyt i problemy Rossii [Sustainable development of rural areas: directions and problems. In: Sustainable development of agriculture and rural areas. Foreign experience and Russia's problems]. Moscow, Institute of Geography of RAS Publ., 2005, 615 p.
5. Zakshevskii V.G., Merenkova I.N., Pertsev V.N. [A theoretical and methodological approach to studying the life sustenance in rural areas]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie = Region: Systems, Economics, Management, 2017, no. 1, pp. 70-76. (In Russ.)
6. Merzlov A.V., Ovchintseva L.A., Popova O.A. Regionalnyi opyt razrabotki programm ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii [Regional experience in formulating programs for sustainable development of rural areas]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2012, 112 p.
7. Proka N.I., Zlobin E.F., Fokin M.A. [Estimation of the priority of the system of labor remuneration in the complex of peopleware problems in the agrarian sector]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic and Humanitarian Sciences, 2015, no. 1, pp. 82-93. (In Russ.)
8. Polukhina M.G. [The issue of retaining young specialists in rural areas]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2017, no. 2, pp. 77-82. (In Russ.)
9. Kuznetsov A.L., Kuznetsova L.A. [Engineering infrastructure of rural settlements]. Vestnik sel'skogo razvitiya i sotsialnoi politiki = Bulletin of Rural Development and Social Policy, 2016, no. 1, pp. 19-23.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-infrastruktura-selskih-poseleniy (In Russ.)
10. Kuznetsov A.L., Kovaleva T.V. [Living conditions of the rural population in the Orel oblast]. Vestnik sel'skogo razvitiya i sotsialnoi politiki = Bulletin of Rural Development and Social Policy, 2014, no. 1, pp. 47-48.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-zhizni-selskogo-naseleniya-orlovskoy-oblasti (In Russ.)
11. Nebytov V.G. [Ecological condition of the rural areas of the Central Black Earth District]. Vestnik sel'skogo razvitiya i sotsialnoi politiki = Bulletin of Rural Development and Social Policy, 2016, no. 2, pp. 41-45.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-sostoyanie-selskih-territoriy-tschr (In Russ.)
12. Nebytov V.G. [Environmental rating of rural areas throughout districts of the Orel oblast]. Vestnik sel'skogo razvitiya i sotsialnoi politiki = Bulletin of Rural Development and Social Policy, 2016, no. 1, pp. 130-133.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reyting-ekologicheskogo-sostoyaniya-selskih-territoriy-rayonov-orlovskoy-oblasti (In Russ.)
13. Polukhina M.G., Studennikova N.S. [Experience and issues of attracting young specialists into rural areas: Evidence from constituent entities of the Central Federal District]. Agrarnyi nauchnyi zhurnal = The Agrarian Scientific Journal, 2017, no. 8, pp. 90-95. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.