Научная статья на тему 'Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей Центральной России'

Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей Центральной России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1361
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСЛУГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / RURAL AREAS / HEALTH SERVICES / SECURITY / POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богачёв А.И., Полухина М.Г., Студенникова Н.С.

Тема. Медицинское обслуживание как составной элемент социальной инфраструктуры играет огромную роль в обеспечении достойного качества жизни на селе. Накопившиеся нерешенные вопросы в сфере здравоохранения ведут к ограничению доступности медицинских услуг и не способствуют полноценному удовлетворению потребностей сельского населения. Цели. Оценка состояния сферы здравоохранения в сельской местности и обоснование приоритетных направлений совершенствования действующей системы как одного из элементов обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Методология. В работе использовался метод статистико-экономического анализа, посредством которого удалось дать комплексную характеристику современного состояния и тенденций развития сферы здравоохранения на сельских территориях, а также SWOT-анализ, позволивший определить точки роста обеспеченности жителей услугами здравоохранения. Результаты. Выявлена низкая обеспеченность сельских жителей врачами, средним и младшим медицинским персоналом и больничными койками, а также недостаточность материально-технической базы в отрасли здравоохранения. Социальные нормативы обеспеченности сельских жителей услугами здравоохранения в большинстве субъектов Центральной России не выполняются. Выводы. В субъектах Центральной России сохраняется асимметрия показателей обеспеченности городского и сельского населения услугами здравоохранения, а также невозможность обеспечения равного доступа и качества медицинской помощи для всех категорий населения. Ситуация может быть значительно улучшена за счет эффективности использования средств целевых программ различного уровня, привлечения в сельскую местность высококвалифицированных медицинских кадров, формирования в сельской местности медико-социальной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богачёв А.И., Полухина М.Г., Студенникова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of rural residents of Central Russia with health services

Importance The article deals with the issues of healthcare as part of the social infrastructure. Objectives The paper aims to assess the state of healthcare in rural areas and justify the priorities of improving the existing healthcare system. Methods For the study, we used the methods of statistical and economic analysis, as well as SWOT analysis. Results The results of the study show a low availability of doctors, junior and medium-level medical personnel, hospital beds to rural residents, as well as insufficient material and technical base in the healthcare industry. Most subjects of Central Russia do not meet the social security standards to provide the rural population with good health services. Conclusions An asymmetry of rates of urban and rural health services still remains in the subjects of Central Russia, as well as the impossibility of ensuring the equal access and quality of care for all categories of the population. However, the effective use of targeted programs at various levels, engaging highly qualified medical personnel in rural areas, the formation of medical and social services can improve the situation greatly.

Текст научной работы на тему «Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей Центральной России»

ISSN 2311-875X (Online) Социальная сфера и образование

ISSN 2073-2872 (Print)

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УСЛУГАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

Александр Иванович БОГАЧЁВ", Марина Геннадьевна ПОЛУХИНАь, Надежда Сергеевна СТУДЕННИКОВА^

а кандидат экономических наук, директор ВНИИ социального развития села, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация bogatchev@inbox.ru

ь научный сотрудник отдела социально-экономических проблем развития сельских территорий,

ВНИИ социального развития села, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация redhvost@yandex. ги

с старший научный сотрудник отдела социально-экономических проблем развития сельских территорий,

ВНИИ социального развития села, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация

stu-nadya@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Принята 24.02.2016 Тема. Медицинское обслуживание как составной элемент социальной инфраструктуры

Принята в доработанном виде играет огромную роль в обеспечении достойного качества жизни на селе. Накопившиеся 09.03.2016 нерешенные вопросы в сфере здравоохранения ведут к ограничению доступности

Одобрена 11.05.2016 медицинских услуг и не способствуют полноценному удовлетворению потребностей

сельского населения.

УДК 338.43.01 Цели. Оценка состояния сферы здравоохранения в сельской местности и обоснование

JEL: 114, 115, К23 приоритетных направлений совершенствования действующей системы как одного из

элементов обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Методология. В работе использовался метод статистико-экономического анализа, посредством которого удалось дать комплексную характеристику современного состояния и тенденций развития сферы здравоохранения на сельских территориях, а также SWOT-анализ, позволивший определить точки роста обеспеченности жителей услугами здравоохранения. Результаты. Выявлена низкая обеспеченность сельских жителей врачами, средним и младшим медицинским персоналом и больничными койками, а также недостаточность материально-технической базы в отрасли здравоохранения. Социальные нормативы обеспеченности сельских жителей услугами здравоохранения в большинстве субъектов Центральной России не выполняются.

Выводы. В субъектах Центральной России сохраняется асимметрия показателей обеспеченности городского и сельского населения услугами здравоохранения, а также невозможность обеспечения равного доступа и качества медицинской помощи для всех Ключевые слова: сельские категорий населения. Ситуация может быть значительно улучшена за счет эффективности территории, услуги использования средств целевых программ различного уровня, привлечения в сельскую

здравоохранения, местность высококвалифицированных медицинских кадров, формирования в сельской

обеспеченность населения местности медико-социальной службы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Сфера здравоохранения является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры. Ее основной целью является повышение качества и доступности предоставляемого медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения, а также поддержание санитарно-

эпидемиологического благополучия населения.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что практически везде сектор здравоохранения характеризуется значительной неоднородностью в городской и сельской местностях. Анализ сетевых журналов здравоохранения и оригинальных исследований показал, что обеспеченность сельских жителей объектами и услугами

здравоохранения является проблемой во многих странах мира. Так, жители отдаленных, малонаселенных и сельских районов шотландского высокогорья испытывают неудобства в связи с ограниченным доступом к услугам здравоохранения [1].

Проведенное исследование с использованием анонимных анкет в случайной выборке (6 000 жителей в возрасте от 18 лет) показало, что большинство респондентов, независимо от того являются ли они городскими или сельскими жителями, считают, что они не имеют удобного источника лекарственных средств, живя в пяти милях от аптеки. В двух сельских районах

Кливленда (Австралия) были опрошены члены 801 домохозяйства, из них 320 жителей, проживающих в прибрежной зоне и 481 - в отдаленных внутренних областях. Опрос производился в целях определения влияния удаленности от медицинских услуг на течение болезни у жителей сельских и отдаленных областей [2]. Была установлена стойкая тенденция убывания с увеличением расстояния готовности получения немедленной помощи на каждом этапе лечения травмы. Респонденты, проживающие в отдаленных районах, были более склонны к использованию телефона для медицинской консультации, прежде чем непосредственно обращаться за помощью, а также реже обращались к специалистам-медикам на каждом этапе лечения, чем жители прибрежной зоны.

Изучение роли расстояния в обеспечении медицинскими услугами жителей в сельских и городских районах северной Финляндии (исследована когорта 1966 г.р. в количестве 4 503 чел.) показало, что граждане, живущие в 2 км от центра здоровья в городских районах, в 1,5 раза чаще посещают центры здоровья, чем живущие более чем в 10 км [3]. Тем не менее был сделан вывод о том, что расстояние может не быть основным препятствием в использовании медицинских услуг среди молодых взрослых; необходимо изучение роли расстояния в обеспечении медицинскими услугами таких групп, как сельские безработные.

В США группа ученых провела комплексный поиск и обзор литературы, исследуя качество предоставления медицинских услуг и доступ к ним сельских жителей. Обзор источников показал, что имеют место значительные различия в доступе к услугам здравоохранения между сельскими и городскими районами [4]. Нежелание сельских жителей из-за культурных и финансовых ограничений обращаться за медицинской помощью часто усугубляется нехваткой услуг, отсутствием квалифицированных врачей, недостаточной обеспеченностью общественным транспортом, а также труднодоступностью широкополосного Интернета. В результате деревенские жители имеет слабое здоровье, а сельские районы испытывают трудности в привлечении и удержании врачей, а также в поддержании медицинских услуг на уровне городских.

На о. Шри-Ланка в конце прошлого века практически все государственные медицинские учреждения и ключевые сотрудники сферы

здравоохранения были сосредоточены в густонаселенном столичном регионе Коломбо, в то время как в периферийных районах были расположены преимущественно больницы более низкого класса обслуживания с недостаточным финансированием [5].

Представляет интерес способ решения проблемы кадрового обеспечения услугами здравоохранения населения отдаленных и сельских районов в Нигерии, которая является одной из 57 стран с острой нехваткой медицинских кадров. Для решения проблемы правительством Нигерии в Национальную службу акушерства было внесено предложение об использовании для оказания первичной медико-санитарной помощи

начинающих акушерок. Для этого, начиная с 2009 г., в сельских районах были развернуты объекты первичной медико-санитарной помощи, в которых акушерки оказывали услуги здравоохранения на уровне первичной медико-санитарной помощи безработным, пенсионерам, а также в части, касающейся помощи при деторождении. Работа акушерок была признана удовлетворительной и их удержали для оказания первичной медицинской помощи в трех северных штатах Нигерии. При этом сами акушерки испытывали удовлетворение от ухода за женщинами и детьми и от возможности помогать и заботиться о других, а также от уважения и справедливого обращения от более высокопоставленных сотрудников или

руководителей. При этом 38% акушерок планировали закончить данный опыт работы в течение двух лет, 18% - в течение года, а 39% -были бы рады и дальше участвовать в данной программе. Программа явилась фрагментарным решением проблемы обеспечения услугами здравоохранения сельских жителей, при этом часть акушерок была недовольна краткосрочностью договора, отсутствием карьерного роста, нерегулярной оплатой, плохим состоянием рабочих мест.

Инициирование эффективных стратегий для мотивации сохранения сельских медицинских работников важно, конечно, не только для Нигерии, но и для других стран [6]. Высшим приоритетом в настоящее время является сокращение существующих диспропорций за счет предоставления государством лучшего

обеспечения учреждений здравоохранения в периферийных районах страны. Стандартом во многих крупных больницах по всей территории США и всего мира стала роботизированная хирургия.

Хирургический робот предлагает хирургу трехмерное изображение и дополнительные преимущества при проведении лапароскопической операции [7]. Это создает определенные преимущества для пациента: такие, как более короткий срок госпитализации, уменьшение боли и послеоперационных осложнений. Однако для многих сельских больниц получение робота требует значительных дополнительных источников финансирования, а также интенсивной подготовки хирургов и других членов хирургической команды. Понятно, что хирургическим лечением должны быть обеспечены лица, проживающие как в городских, так и в сельских условиях. Тем не менее проведение хирургических операций в отдаленных и сельских районах развитых стран, а также в странах с низким и средним уровнем дохода остается совершенно недостаточным и представляет большие проблемы. Нехватка хирургов и анестезиологов в большинстве стран с низким и средним уровнем доходов означает сдвиг задач в сторону подготовки врачей-клиницистов, особенно в большинстве развивающихся стран [8].

Проведенное в 2014 г. в Вологодской области социологическое исследование изменений, произошедших в результате реализации программы модернизации здравоохранения за последние пять лет, показало, что жители городов отмечают заметное улучшение технического оснащения медицинских учреждений (37%), а также некоторое улучшение качества и доступности медицинского обслуживания. В то же время опрос среди сельских жителей, касающийся качества медицинского

обслуживания, показал, что по подавляющему большинству позиций доля оценок «снизилось» преобладает над долей оценок «повысилось». Население недовольно удаленностью медицинских учреждений от места проживания (10-13% в крупных городах и 22% - в сельской местности); недостаточной квалификацией специалистов (42%) и плохим качеством медицинского оборудования (36%) [9]. В статье «Политические барьеры для развития сельского здравоохранения» сформулированы три условия, необходимые для улучшения сельского здравоохранения [10]. Это -увеличение стимулов, позволяющих практиковать в сельской местности; удаление регулятивных барьеров на практике для сельского здравоохранения; финансирование оригинальных исследований, позволяющих определить оптимальный вклад в развитие сельского здравоохранения. Сформулированные условия вполне применимы для использования и в нашей стране. Доступ к медицинской помощи в России

168 http://fin-izdat.r

для сельских жителей значительно ниже, чем для городских жителей. Ситуация ухудшается дефицитом специалистов первичного звена и, следовательно, принятие мер по улучшению такого положения является обязательным условием. Эта ситуация может быть значительно улучшена при выполнении ранее упомянутых условий, с тем чтобы дать возможность лучше обеспечить уход в сельской местности, увеличивая доступ сельских жителей к медицинской помощи.

В Российской Федерации до настоящего времени регистрировалось сокращение численности сельского населения, основной причиной которого является высокий уровень смертности [11]. Причинами смертности сельского населения остаются болезни системы кровообращения, уровень смертности от которых является самым высоким, новообразования, в основном злокачественные, а также внешние причины. При этом уровень смертности сельского населения значительно выше городского по всем основным классам причин, кроме новообразований и некоторых инфекционных и паразитарных болезней (табл. 1).

По мнению ряда авторов, существующий высокий уровень смертности определяется избыточной смертностью населения трудоспособного возраста1 [12-14]. Эта часть населения является важнейшим компонентом производительных сил, а проблема смертности трудоспособного населения состоит прежде всего в ее преждевременности и неотвратимости. При этом в субъектах Российской Федерации сохраняется асимметрия показателей обеспеченности населения медицинскими кадрами, а также невозможность обеспечения равного доступа и качества медицинской помощи для всех категорий населения. Отмечены явные проблемы в работе сестринской службы: снижение обеспеченности здравоохранения средним медицинским персоналом, ухудшение

соотношения числа врачей и медсестер, медсестер и младшего персонала, тенденция к уменьшению сестринского персонала общей практики, отток среднего персонала из отрасли и др. Особенно остро эти проблемы проявляются в сельском здравоохранении [15]. Численность организаций здравоохранения в сельской местности сокращается: по сравнению с 2000 г. число поликлиник сократилось на 65%, фельдшерско-акушерских пунктов - на 22%, станций скорой помощи - на 11%, численность среднего

1 Какорина Е.П., Ефимов Д.М., Чемякина С.Н. Гендерные особенности смертности населения трудоспособного возраста // Здравоохранение. 2010. № 2. С. 15-28.

медицинского персонала сократилась

на 9%2.

Вопросы обеспечения сельского населения услугами здравоохранения решались в процессе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.»3, принятой Правительством Российской Федерации в 2002 г. В результате за период с 2003 по 2013 г. в сельской местности были введены в действие 674 фельдшерско-акушерских пункта, из них 98 - в 2013 г. [16]. Учитывая эффективность программно-целевого подхода, лежащего в основе данной Программы, была утверждена новая федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»4 (далее - Программа). Этот документ был разработан на основе утвержденных Правительством РФ Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. и концепции самой Программы. В сфере здравоохранения Программа предусматривает развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских, районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. В рамках реализации Программы на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за период с 2014 по 2020 г. планируется ввести в действие еще 858 фельдшерско-акушерских пунктов (офисов врачей общей практики).

На основании данных Федеральной службы государственной статистики был выполнен анализ обеспеченности услугами здравоохранения населения шести субъектов Центрального федерального округа (ЦФО), а именно: Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей. Индикаторы, характеризующие состояние здравоохранения в этих областях, приведены в табл. 2.

2 Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015

№ 151-р.

3 О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 г.: постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858.

4 Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 г.: постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 16.01.2015).

http://fin-izdat.

Анализ данных табл. 2 позволяет сделать следующие выводы.

1. В 2014 г. медицинскую помощь жителям РФ оказывали 709,4 тыс. врачей всех специальностей, число которых по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1%. Несмотря на увеличение численности врачей, обеспеченность ими населения (из рассчета на 10 тыс. чел.) сократилась на 0,4 ед. Нормативное значение обеспеченности врачами в период с 2011 по 2014 г. не выполнялось в Белгородской и Тамбовской областях.

2. Численность среднего медицинского персонала РФ в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 6,6 тыс. чел., или на 0,4%. Обеспеченность населения страны средним медицинским персоналом составила 104,3 чел. на 10 тыс. жителей при нормативном значении 114,3 чел. В Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областях зафиксировано снижение обеспеченности населения средним медицинским персоналом.

3. Обеспеченность койко-местами в стационарах РФ продолжает сокращаться. Так, в 2014 г. она составила 86,6 при нормативном значении 134,7 на 10 тыс. чел. населения. Ни один из рассматриваемых субъектов не обеспечивает свое население койко-местами в учреждениях здравоохранения в соответствии с рекомендуемыми нормативами.

4. Пропускная способность амбулаторно-поликлинических учреждений превзошла нормативное значение во всех регионах в среднем за анализируемый период на 46%, что говорит о значительной перегруженности амбулаторно-поликлинических учреждений.

5. Обеспеченность населения фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) можно считать достаточной, поскольку рекомендуемая численность обслуживаемого ФАП населения в соответствии с приказом Минздрава России составляет от 300 до 700 чел., включая детское население. При этом радиус обслуживания сельских населенных пунктов должен не превышать 30 мин. ходьбы пешком, а при использовании транспорта - находиться не далее 5 км5. Однако в последние годы прослеживалась тенденция ежегодного сокращения числа ФАП в рассматриваемых субъектах ЦФО. За период

5 Методика расчета потребности во врачебных кадрах: утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2014 г. № 322.

)ита1/пайопа1/ 169

2011-2014 гг. наибольшее сокращение отмечалось в Курской (на 6,7%) и Тамбовской (на 6,3%) областях, наименьшее - в Орловской области (на 0,7%).

По мнению некоторых авторов, к настоящему времени проведено недостаточно исследований, посвященных изучению организации медицинской помощи сельскому населению. Тем не менее было установлено, что на структуру посещений и нагрузку медицинского персонала ФАП влияют протяженность участка, количество

обслуживаемых населенных пунктов и их отдаленность, состояние дорог, отдаленность от ближайших медицинских учреждений, возрастно-половой и профессиональный состав населения, регулярность выездов врачей-специалистов и выездной амбулаторно-поликлинической службы из центральных районных больниц. При этом обращаемость сельских жителей к фельдшерам ФАП остается достаточно высокой6.

Имеются данные о реализации ряда государственных программ для улучшения обеспеченности сельского населения услугами здравоохранения в отдельных субъектах ЦФО. Так, в Тамбовской области в целях решения проблемы кадрового обеспечения в сфере оказания медицинских услуг сельскому населению медицинским работникам, прибывшим в 2013-2014 гг. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, выплачивается единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн руб.7 Кроме того, медицинским работникам, имеющим высшее или среднее медицинское образование, работающим в

6 ГаджиевР.С., Агаларова Л.С., Рагимов Г.Г. Оптимизация амбулаторно-поликлинической помощи на сельском врачебном участке в условиях модернизации первичной медико-санитарной помощи // Земский врач. 2013. № 3.

С. 13-17.

7 Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 г. единовременной выплаты медицинским работникам, прибывшим в 2013-2014 гг. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта: постановление администрации Тамбовской области от 24.02.2014 № 206; Торопов Д.И., Попова О.А., Плахота Е.Г. Региональный опыт создания современных сельских поселений и привлечения молодежи на работу в сельскую местность. М.: Росинформагротех, 2015.

168 с.

сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, для жилищного строительства бесплатно в собственность предоставляются земельные участки.

В рамках реализации подпрограммы ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» и государственной программы Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области»8 на территории с. Дедилово Дедиловского сельского поселения Тульской области с привлечением средств бюджетов всех уровней завершено строительство фельдшерско-акушерского пункта. В целях привлечения медицинских кадров для работы в сельских населенных пунктах в Тульской области реализуется программа «Земский доктор». В 2013 г. для работы в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах, было привлечено 36 врачей. Все специалисты получили единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн руб., из которых 500 тыс. руб. были предоставлены из бюджета Тульской области и 500 тыс. руб. были выделены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Кроме того, в рамках реализации подпрограммы «Кадровое обеспечение системы

здравоохранения» государственной программы Тульской области «Развитие здравоохранения в Тульской области» реализуется комплекс мероприятий, нацеленных на снижение дефицита медицинских кадров в сельской местности. На реализацию указанного комплекса мер до 2017 г. из бюджета региона выделено более 1 млрд руб. К таким мероприятиям относятся единовременная компенсационная выплата в сумме 350 тыс. руб. фельдшерам, прибывшим на работу в сельскую местность (в 2013 г. 12 чел. получили указанную выплату), приобретение автомобилей для фельдшеров ФАП (в 2013 г. приобретено 6 автомобилей, в 2014 г. - 15), приобретение жилых помещений для предоставления служебного жилья врачам, компенсация найма жилых помещений.

В Смоленской области в рамках реализации мероприятий по закреплению молодых специалистов в сельской местности в 2013 г. были привлечены на работу в сельскую местность 11 специалистов в возрасте до 35 лет. Для

8 Государственная программа Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области»: утв. постановлением правительства Тульской области от 22.10.2013 № 571.

обучения по целевому набору от Смоленской области в 2013 г. на высшие медицинские учебные учреждения были направлены 58 абитуриентов, в 1,9 раза больше, чем в 2012 г., а в 2014 г. заключили договор о целевом приеме 112 чел. Также в области медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 гг. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, предоставлялась единовременная компенсационная выплата.

В Калужской области в рамках реализации федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2013 г.» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» введены в эксплуатацию два и отремонтировано 42 фельдшерско-акушерских пункта.

Таким образом, в настоящее время проблемы обеспеченности сельских жителей объектами здравоохранения решаются в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.», в области кадрового обеспечения - в рамках государственной программы «Земский доктор». Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что нынешний уровень обеспеченности сельского населения услугами здравоохранения в субъектах ЦФО характеризуется значительной неоднородностью.

Рассмотрим обеспеченность сельского населения услугами здравоохранения на примере районов Орловской области. В данном регионе число больничных организаций за период с 2011 по 2014 г. сократилось с 44 до 40 ед.9 Соответственно, произошло сокращение числа больничных коек на 5,2% и обеспеченности населения ими со 101,9 до 98,7 коек на 10 тыс. чел. К 2014 г. в связи с сокращением числа больничных организаций возросла нагрузка на них, соответственно, число посещений в смену увеличилось более чем на 100 чел. За этот же период численность врачей увеличилась на 4,1%, соответственно возросла и обеспеченность ими с 40,4 до 43 на 10 тыс. чел. В то же время наблюдается сокращение численности среднего медицинского персонала на 4% и уровня обеспеченности ими лечебных учреждений. Несмотря на ухудшение данного показателя, в целом по области он оставался практически на

9 Орловская область. 2009-2014: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2014. 318 с.

http://fin-izdat.r

уровне социальной нормы, однако при рассмотрении данной проблемы в аспекте обеспечения населения медицинскими ресурсами на локальном (муниципальном) уровне ситуация меняется [17].

Анализ данных табл. 3 свидетельствует о том, что Орловская область в целом недостаточно обеспечена средним медицинским персоналом. Острую нехватку испытывают все районы области, при этом ни в одном из них не выполняется социальная норма. Наибольший дефицит зафиксирован в Ливенском и Орловском районах, в которых в 2014 г. обеспеченность средним медицинским персоналом составила 26,4 и 45 ед. соответственно, при нормативном значении 114,3 ед. Помимо этого четко прослеживается недостаточная обеспеченность сельских территорий Орловской области врачами. Особую нехватку испытывают Верховский и Мценский районы, где при нормативе 41 специалист на 10 тыс. чел. населения приходится всего 9,4 и 7,2 врачей соответственно. Насущной проблемой всех районов Орловской области является и острая нехватка больничных койко-мест. Дефицит больничных мест особенно велик в Мценском и Орловском районах, где на 10 тыс. чел. населения приходится 15,4 и 10,6 коек соответственно при нормативе в 134,7 койко-мест. Как видно из табл. 3, относительно благополучная ситуация в области складывается за счет высокой обеспеченности городов Орла, Ливны и Мценска, в то время как ни в одном из 24 районов Орловской области не выполняются социальные нормативы по обеспеченности сельского населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками [18].

Для представления более полной картины сложившейся ситуации в дополнение к статистико-экономическому анализу по материалам Орловской области был проведен SWOT-анализ. Применение данного метода стратегического планирования позволяет дать структурированное описание ситуации, в которой нужно принять какое-либо решение.

Результаты SWOT-анализа показывают, что в Орловской области достаточно большое внимание уделяется развитию здравоохранения, и уже реализован целый ряд государственных программ поддержки, которые создали базис для дальнейшего развития данной сферы. Однако проведенных мероприятий недостаточно для решения всех имеющихся проблем (рис. 1).

)игпа1/пайопа1/ 171

Стратегический анализ позволил сформулировать цели дальнейшего развития сферы сельского здравоохранения, в качестве которых выступают: сокращение заболеваемости и смертности сельского населения, особенно в трудоспособном возрасте, на основе доступности качественной медицинской помощи, развитие профилактической н ап р ав л е н н о с ти м у ни ц и п ал ь н о г о

з д р ав о о хр ан е н и я , п р ив л е че н и е

квалифицированных кадров для работы на селе. Основными задачами при этом становятся

модернизация материально-технической базы, повышение эффективности использования средств целевых программ различного уровня, реформирование и развитие скорой и неотложной медицинской помощи, привлечение в сельскую местность высококвалифицированных

медицинских кадров, формирование в сельской местности медико-социальной службы

(в частности, сети больниц сестринского ухода и т.д.).

Таблица 1

Уровень смертности городского и сельского населения РФ в 2014 г. по основным классам причин смерти Table 1

Mortality rate of urban and rural population of the Russian Federation in 2014 by main causes of death

Класс причин смерти Коэффициент смертности (на 100 тыс. чел. населения)

Городское население Сельское население

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 23,2 19,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новообразования 209 181,6

Болезни системы кровообращения 640,4 692,9

Болезни органов дыхания 46,8 76,5

Болезни органов пищеварения 66,7 68,8

Внешние причины смерти 119,3 160,4

Источник: данные Росстата Source: Rosstat

Таблица 2

Индикаторы состояния здравоохранения в ряде областей ЦФО в 2011-2014 гг. Table 2

Health indicators in a number of areas of the Central Federal District in 2011-2014

Регион Значение индикатора

2011 2012 2013 2014

1. Обеспеченность врачами на 10 тыс чел.

Нормативное значение 41 41 41 41

РФ, в среднем 51,2 49,1 48,9 48,5

Белгородская область 40,1 40,7 40,7 40,7

Воронежская область 54 54,3 54,2 54,1

Курская область 57,1 56,8 51,2 51,8

Липецкая область 41,5 41,7 43 42,7

Орловская область 40,4 41 41,7 43

Тамбовская область 33,9 34,2 34,5 34,6

2. Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс чел.

Нормативное значение 114,3 114,3 114,3 114,3

РФ, в среднем 107 106,1 105,7 104,3

Белгородская область 115,8 114,6 112,9 112,8

Воронежская область 117,5 116,4 114,7 113,3

Курская область 117,4 117,1 117,6 116,3

Липецкая область 120,5 122,2 118,3 118

Орловская область 116,3 116,3 116,4 114

Тамбовская область 108,2 105,6 107,2 102,9

3. Обеспеченность койками в больничныгх учреждениях на 10 тыгс чел.

Нормативное значение 134,7 134,7 134,7 134,7

РФ, в среднем 94,2 92,9 90,6 86,6

Белгородская область 80,3 80,9 80,3 80,4

Воронежская область 94 93,2 91,9 91,9

Курская область 91,1 90 87,8 86,8

Липецкая область 94,1 86,1 79,4 83,5

Орловская область 101,9 101,6 100,9 98,7

Тамбовская область 92,8 92,4 87,3 82,4

4. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, посещений в смену на 10 тыс. чел.

Нормативное значение 181,5 181,5 181,5 181,5

РФ, в среднем 260,6 263,7 264,5 263,8

Белгородская область 239,5 257,4 259,3 242,6

Воронежская область 253,6 241,2 239,4 240,1

Курская область 244,8 245,5 250,1 247,6

Липецкая область 325,5 328,7 333 337,3

Орловская область 257,2 256,1 260,4 264,3

Тамбовская область 257,4 259,8 261,7 263,6

5. Обеспеченность фельдшерско-акушерскими пунктами, ед.

Белгородская область 555 552 546 543

Воронежская область 695 682 672 675

Курская область 666 645 629 621

Липецкая область 402 393 393 391

Орловская область 451 450 449 448

Тамбовская область 479 481 456 449

Источник: данные Росстата Source: Rosstat

Таблица 3

Обеспеченность городов и сельских территорий Орловской области услугами здравоохранения в 2008-2014 гг. (на 10 тыс. чел.)

Table 3

Provision of urban and rural territories of the Orel oblast with health services in 2008-2014, per 10 thous inhabitants

Населенный Врачи, чел. Средний медперсонал, чел. Число коек

пункт/район 2008 2012 2014 2008 2012 2014 2008 2012 2014

Город

Орел 70 71,6 74,1 168,6 166,7 167,3 194,4 184 181,6

Ливны 43,4 41,7 40,8 138,3 146,3 150 97,1 92,4 97,2

Мценск 32 34,1 33,7 113,6 127,8 129,7 95 88,4 93,5

Район

Болховский 20,4 24,7 20,9 98,3 97,8 90,5 64 42,1 40,5

Верховский 14,9 11,5 12,2 79 86,5 82,4 60,3 40,6 37,5

Глазуновский 15,2 16,5 15,1 65,8 70 70 58,5 39,7 37,8

Дмитровский 19,5 19,9 19,5 64,2 73,7 70,1 61,8 39 39,9

Должанский 18 18,6 17,2 82,2 97,5 90,7 56,3 45,8 44,3

Залегощенский 17,6 18,1 17,7 78,9 84 83,2 79,5 46,6 41,7

Знаменский 20,2 21 21,3 58,9 71,3 66,1 75,6 45,0 42

Колпнянский 14 13,9 16,6 78,8 77,8 78,8 64,5 50 45,9

Корсаковский 15,3 17,5 13,4 72,6 70 64,6 56,8 42,6 43,8

Краснозоренский 12,9 14,7 15,1 68,6 88,2 88,7 52,1 49,5 47,4

Кромской 19,9 18,4 18,9 68,8 64,6 64,7 72,8 47 56,5

Ливенский 2,1 2,8 2,6 28,3 28,7 26,8 12 3 3,1

Малоархангельский 13,8 16,4 15,9 72,4 64,5 66,3 49,8 39,2 40

Мценский 18,3 11,1 8,9 113,9 83,2 79,8 10,7 10,5 10,4

Новодеревеньковский 15,8 18,3 19,7 74 89,7 92,6 69,6 57 54

Новосильский 13,6 13,4 12,4 54,2 67,1 62 53,5 40,5 39

Орловский 12,2 16,8 13,5 42,2 46,1 45 20,3 16,9 16,2

Покровский 13,9 12,8 13,7 68,8 70,3 75,1 62,4 42,6 45,4

Свердловский 12,5 13,6 13,9 67,6 75,5 78,2 44,8 30,1 26,6

Сосковский 16 19,4 16,3 59,9 67 66,9 65,3 72,6 61,7

Троснянский 14,8 15,2 16,6 54,7 58,9 56,1 47,3 35 35,5

Урицкий 15,2 14,3 17,4 68,3 76 74,7 59,5 29,4 35,6

Хотынецкий 15,2 18,5 18,9 70,9 75,9 76,7 52,2 46,4 41

Шаблыкинский 19 17,5 16,7 82,3 78,2 83,5 76,3 54,7 52,6

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru

Source: Authoring based on the Federal State Statistics Service, Orel oblast body's data. Available at: http://orel.gks.ru

Рисунок 1

SWOT-анализ состояния здравоохранения в Орловской области Figure 1

SWOT-analysis of the health situation in the Orel oblast

Сильные стороны (8) Слабые стороны (\У)

1. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». 2. Реализация целого ряда федеральных и региональных программ: «Развитие здравоохранения»; ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»; «Кадры учреждений здравоохранения Орловской областниа 2012—2015 гг.»; «Земский доктор»: Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2015 г. и на плановый период 2016 и2017 гг.; «Развитие отрасли здраво охранения в Орловской области на 2013—2020 гг.»; «Социальная поддержка граждан вОрловской области на 2013—2016 гг.»; «Оснащение учреждении детства и родовспоможения современным медицинским оборудованием» на 2010-2015 гг. 3. Субсидирование оплаты части услуг ЖКХ медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1607. 4. По состоянию на 2014 г. область располагала 40 больничными организациями, 7 551 больничной койкой, 82 амбулаторно-поликлиническимиучреждениями (на 8% больше показателя 2010 г.), 448 ФАП. 5. В регионе по итогам 2014 г. работали 3 293 врача всех специализаций (на 5% больше, чем в 2010 г.) и 8 724 ед. среднего медицинского персонала 1. Недостаточное количество врачей всех специализаций в сельской местности (ни в одном из районов области не выполняются социальные нормативы по обеспеченности населения). 2. Острая нехватка среднего медицинского персонала как в сельской местности (ни в одном из районов области не выполняются социальные нормативы), так и по области в целом (за 2010-2014 гг. его численность сократилась на 3,2%). 3. Сокращение числа больничных учреждений (на 9% за 4 года). 4. Нехватка коек в больничных учреждениях как в целом по области (за 2010-2014 гг. их число сократилось на 5,8%), так и в сельской местности. 5. Ежегодное повсеместное уменьшение обеспеченности населения сельских территорий медицинским обслуживанием вследствие сокращения количества медицинскихработников. 6. Ежегодный рост нагрузки на амбулаторно-поликлинические учреждения (на 4% за 2010-2014 гг.). 7. Число ФАП в области ежегодно сокращается (на 2% за последние 4 года). 8. Имеющейся материально-технической базы недостаточно дая удовлетворения нужд сельских жителей, даже без учета временного населения. 9. Низкий уровень заработной платы врачей и медсестер. 10. Увеличение обшей заболеваемости сельского населения на 1,5% за период с 2009 по 2014 г. 11. «Кадровый голод», характерный для сельских территорий. 12. Незаинтересованность молодых специалистов в работе на селе. 13 Дисбаланс в распределении высококвалифицированных кадровых ресурсов

Волчожногти (О) Угрозы (Т)

1. Интенсивное развитие выездных форм работы в связи с введением широкомасштабной диспансеризации населения. 2. Безвозмездная единовременная субсидия на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья для врачей. 3. Предоставление врачам финансовой помощи при аренде квартиры, получении ипотечного кредита. 4. Целевой прием и целевое обучение в медицинскихвузах и ссузах. 5. Повышение престнжаи привлекательности медицинской профессии в СМИ в целях привлечения в специалистов в сельскую местность. 6. Повсеместное внедрение программы «Земский фельдшер». 7. Рост популярности добровольного медицинского страхования среди населения 1. Дальнейший отток квалифицированных медицинских кадров из сельской местности. 2. «Кадровый голод» в отношении врачей и среднего медицинского персонала. 3. Слабая заинтересованность молодых специалистов в работе на селе. 4. Снижение объемов финансирования сферы здравоохранения на государственном и областном уровнях, в том числе в части финансирования целевых программ. 5. Ухудшение качества жизни населения и, как следствие, повышение уровня заболеваемости. 6. Старение и отсутствие обновления материально-технической базы в сфере здравоохранения. 7. Дальнейшее ухудшение обеспеченности сельских жителей здравоохранением. 8. Сокращение числа ФАП. 9. Дальнейшее увеличение нагрузки на больничные и амбула-торно-поликлиническиеучреждения

Источник: составлено авторами Source: Authoring

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Rushworth G.F., Diack L., MacRobbie A. et al. Access to Medicines in Remote and Rural Areas: A survey of residents in the Scottish Highlands & Western Isles // Public Health. 2015. Vol. 129. Iss. 3. P. 244-251.

2. Veitch P.C. Anticipated Response to Three Common Injuries by Rural and Remote Area Residents // Social Science & Medicine. 1995. Vol. 41. Iss. 5. P. 739-745.

3. Lankila T., Nayha S., Rautio A. et al. Is Geographical Distance a Barrier in the Use of Public Primary Health Services among Rural and Urban Young Adults? Experience from Northern Finland // Public Health. 2016. Vol. 131. P. 82-91.

4. Douthit N., Kiv S., Dwolatzky T, Biswas S. Exposing Some Important Barriers to Health Care Access in the Rural USA // Public Health. 2015. Vol. 129. Iss. 6. P. 611-620.

5. Wanasinghe Y.A.D.S. Spatial Variations in the Provision of Health Care Facilities in Sri Lanka // Health & Place. 1995. Vol. 1. Iss. 4. P. 235-242.

6. Adegoke A.A., Atiyaye F.B., Abubakar A.S. et al. Job Satisfaction and Retention of Midwives in Rural Nigeria // Midwifery. 2015. Vol. 31. Iss. 10. P. 946-956.

7. Zehnder J., Tell C. Developing Robotic Surgical Programs in Rural Hospitals // AORN Journal. 2010. Vol. 92. Iss. 1. P. 72-86.

8. Atiyeh B.S., Gunn S.W.A., Hayek S.N. Provision of Essential Surgery in Remote and Rural Areas of Developed as well as Low and Middle Income Countries // International Journal of Surgery. 2010. Vol. 8. Iss. 8. P. 581-585.

9. Шабунова А.А., Кондакова Н.А. Региональный опыт реализации программы модернизации здравоохранения 2014 г. // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. № 2. С. 8-13.

10. Figueroa S. Policy Barriers for Advanced Practice Nurses in Rural Health Care // Health Policy and Technology. 2013. Vol. 2. Iss. 4. P. 196-202.

11. Студенникова Н.С. Основные причины сокращения численности сельского населения РФ: материалы Международной заочной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». Тамбов, 2015. С. 109-112.

12. Щепин О.П., Белов В.Б., Щепин В.О. Особенности динамики смертности населения Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. № 6. С. 6-10.

13. Лисицын В.И., Федченко П.Ю. Региональные тенденции и особенности смертности населения трудоспособного возраста (на примере Новгородской области) // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 2. С. 43-47.

14. Иванова А.Е., Семенова В.Г., Сабгайда Т.П., Евдокушкина Г.Н. Проблемы и резервы снижения смертности в Липецкой области // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. № 1. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/53/30.

15. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Леонов С.А. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. № 1. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/171/30/lang,ru.

16. Торопов Д.И. Направления и механизмы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого сельского развития». Орёл, 2013. С. 5-9.

17. Полухина М.Г., Богачёв А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: монография. Орёл: Изд-во Орловского ГАУ, 2016. 146 с.

18. Полухина М.Г. Обеспеченность сельского населения объектами здравоохранения на федеральном, региональном и местном уровнях // АПК: экономика, управление. 2015. № 4. С. 90-94.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Social Services and Education

PROVISION OF RURAL RESIDENTS OF CENTRAL RUSSIA WITH HEALTH SERVICES Aleksandr I. BOGACHEVa, Marina G. POLUKHINAb, Nadezhda S. STUDENNIKOVAc^

a Institute of Social Development of Rural Areas, Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation bogatchev@inbox.ru

b Institute of Social Development of Rural Areas, Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation redhvost@yandex.ru

c Institute of Social Development of Rural Areas, Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation stu-nadya@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 24 February 2016 Received in revised form 9 March 2016 Accepted 11 May 2016

JEL classification: I14, I15, R23

Keywords: rural areas, health services, security, population

Abstract

Importance The article deals with the issues of healthcare as part of the social infrastructure. Objectives The paper aims to assess the state of healthcare in rural areas and justify the priorities of improving the existing healthcare system.

Methods For the study, we used the methods of statistical and economic analysis, as well as SWOT analysis.

Results The results of the study show a low availability of doctors, junior and medium-level medical personnel, hospital beds to rural residents, as well as insufficient material and technical base in the healthcare industry. Most subjects of Central Russia do not meet the social security standards to provide the rural population with good health services.

Conclusions An asymmetry of rates of urban and rural health services still remains in the subjects of Central Russia, as well as the impossibility of ensuring the equal access and quality of care for all categories of the population. However, the effective use of targeted programs at various levels, engaging highly qualified medical personnel in rural areas, the formation of medical and social services can improve the situation greatly.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Rushworth G.F., Diack L., MacRobbie A. et al. Access to Medicines in Remote and Rural Areas: A survey of residents in the Scottish Highlands & Western Isles. Public Health, 2015, vol. 129, iss. 3, pp. 244-251.

2. Veitch P.C. Anticipated Response to Three Common Injuries by Rural and Remote Area Residents. Social Science & Medicine, 1995, vol. 41, iss. 5, pp. 739-745.

3. Lankila T., Näyhä S., Rautio A. et al. Is Geographical Distance a Barrier in the Use of Public Primary Health Services among Rural and Urban Young Adults. Experience from Northern Finland. Public Health, 2016, vol. 131, pp. 82-91.

4. Douthit N., Kiv S., Dwolatzky T., Biswas S. Exposing Some Important Barriers to Health Care Access in the Rural USA. Public Health, 2015, vol. 129, iss. 6, pp. 611-620.

5. Wanasinghe Y.A.D.S. Spatial Variations in the Provision of Health Care Facilities in Sri Lanka. Health & Place, 1995, vol. 1, iss. 4, pp. 235-242.

6. Adegoke A.A., Atiyaye F.B., Abubakar A.S. et al. Job Satisfaction and Retention of Midwives in Rural Nigeria. Midwifery, 2015, vol. 31, iss. 10, pp. 946-956.

7. Zehnder J., Tell C. Developing Robotic Surgical Programs in Rural Hospitals. AORN Journal, 2010, vol. 92, iss. 1, pp. 72-86.

8. Atiyeh B.S., Gunn S.W.A., Hayek S.N. Provision of Essential Surgery in Remote and Rural Areas of Developed as well as Low and Middle Income Countries. International Journal of Surgery, 2010, vol. 8, iss. 8, pp. 581-585.

9. Shabunova A.A., Kondakova N.A. [The regional experience of implementation of the modernization program of health, 2014]. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii = Health Care of the Russian Federation, 2014, no. 2, pp. 8-13. (In Russ.)

10. Figueroa S. Policy Barriers for Advanced Practice Nurses in Rural Health Care. Health Policy and Technology, 2013, vol. 2, iss. 4, pp. 196-202.

11. Studennikova N.S. [The main causes of depopulation of the Russian Federation]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Cor. Sci. Pract. Conf. Theoretical and Applied Science and Education]. Tambov, 2015, pp.109-112.

12. Shchepin O.P., Belov V.B., Shchepin V.O. [The dynamics of mortality of population of the Russian Federation]. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of Social Hygiene, Healthcare and History of Medicine, 2006, no. 6, pp. 6-10. (In Russ.)

13. Lisitsyn V.I., Fedchenko P.Yu. [Regional trends and patterns of mortality of the working age population: Evidence from the Novgorod oblast]. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii = Health Care of the Russian Federation, 2013, no. 2, pp. 43-47. (In Russ.)

14. Ivanova A.E., Semenova V.G., Sabgaida T.P., Evdokushkina G.N. [Problems and reserves for mortality reduction in the Lipetsk oblast]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya, 2008, no. 1. (In Russ.) Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/53/30.

15. Starodubov V.I., Mikhailova Yu.V., Leonov S.A. [Human resources of health of the Russian Federation: state, problems, and the main development trends]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya, 2010, no. 1. (In Russ.) Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/171/30/lang,ru.

16. Toropov D.I. [Directions and mechanisms of realization of State policy in the field of sustainable development of rural areas]. Problemy i perspektivy ustoichivogo sel'skogo razvitiya: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. All-Russ. Sci. Pract. Conf. Problems and Prospects of Sustainable Rural Development]. Orel, 2013, pp. 5-9.

17. Polukhina M.G., Bogachev A.I. Aktual'nye problemy razvitiya sotsial'noi infrastruktury v svete obespecheniya ustoichivosti sel'skikh territorii: monografiya [Actual problems of development of the social infrastructure in the light of sustainability of rural territories: a monograph]. Orel, Orel State Agrarian Univ. Publ., 2016, 146 p.

18. Polukhina M.G. [The rural public health facilities at the Federal, regional, and local levels]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 4, pp. 90-94. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.