Научная статья на тему 'Оценка заболеваемости сельского населения и обеспеченности села объектами здравоохранения на федеральном, региональном и местном уровнях'

Оценка заболеваемости сельского населения и обеспеченности села объектами здравоохранения на федеральном, региональном и местном уровнях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
561
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВРАЧАМИ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КОЙКО-МЕСТАМИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СООТНОШЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богачёв А.И., Полухина М.Г., Логвинова Р.М.

В статье на основе анализа общей заболеваемости населения, а так же динамики обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и койко-местами на федеральном, региональном и местном уровне, с учетом соответствия с социальными нормативами, выявлено повсеместное повышение общей заболеваемости населения, низкая обеспеченность сельского населения врачами, младшим медицинским персоналом, больничными койками. Региональный и местный уровень представлен на примере Орловской области. Сельские территории остро нуждаются в медицинских кадрах высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богачёв А.И., Полухина М.Г., Логвинова Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка заболеваемости сельского населения и обеспеченности села объектами здравоохранения на федеральном, региональном и местном уровнях»

УДК 616-082(1-22)

ОЦЕНКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕЛА ОБЪЕКТАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ

Богачёв И.В.,

дир., канд. экон. наук, ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: bogatchev@inbox.ru

Полухина М.Г.,

науч. сотр. ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru

Логвинова Р.М.,

ст. науч. сотр. ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа общей заболеваемости населения, а так же динамики обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и койко-местами на федеральном, региональном и местном уровне, с учетом соответствия с социальными нормативами, выявлено повсеместное повышение общей заболеваемости населения, низкая обеспеченность сельского населения врачами, младшим медицинским персоналом, больничными койками. Региональный и местный уровень представлен на примере Орловской области. Сельские территории остро нуждаются в медицинских кадрах высокой квалификации.

Abstract. On the basis of analysis of the overall morbidity, as well as the dynamics of availability of doctors, nurses and beds available at the federal, regional and local level, taking into account the compliance with social norms, revealed widespread increase in overall morbidity, low supply of rural population doctors, nurses, hospital beds. Regional and local level is represented by the example of the Oryol region. Rural areas in dire need of medical personnel qualifications.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, общая заболеваемость, обеспеченность врачами, обеспеченность средним медицинским персоналом, обеспеченность койко-местами, здравоохранение, соотношение врачей и среднего медицинского персонала, медицинские кадры, квалификация, сельские территории, Орловская область.

Key words: general morbidity, social infrastructure, ensuring physicians, availability of nursing staff, the provision of beds, health care, the ratio of doctors and nursing staff, medical personnel, qualification, countryside, Orel region.

Здравоохранение является важнейшей социальной функцией государства, а также неотъемлемой частью социальной инфраструктуры. Целью, которого является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.

В 2013 году в целом по Российской Федерации было зарегистрировано 161241,5 случаев заболеваний на 100 тыс. населения [9]. Общая заболеваемость населения в целом по Российской Федерации за период с 2000 по 2013 годы увеличилась на 9,4%.

К основным причинам обращения населения в медицинские учреждения относятся: болезни органов дыхания (338,4 обращений на 1 тыс. человек населения); травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (92,6 обращений на 1 тыс. человек населения); осложнения беременности, родов и послеродового периода (77,6 обращений на 1 тыс. человек населения), за период с 2000 по 2013 число обращений увеличилось на 47%; болезни мочеполовой системы (49,8 обращений на 1 тыс. человек населения), за период с 2000 по 2013 годы число обращений увеличилось на 32,4%; болезни кожи и подкожной клетчатки (47,0 обращений на 1 тыс. человек населения) [1].

На территории Российской Федерации в сельской местности расположено 153124 населенных пункта из них более 82 тысяч составляют населенные пункты численностью до 100 человек. Медицинскую помощь сельскому населению в 2013 году оказывали в 991 больничном учреждении, 2537 амбулаторно-

поликлинических учреждениях, самостоятельных и входящих в состав других учреждений, из них: в 72 самостоятельных, 34 689 фельдшерско-акушерских пунктах, 1536 фельдшерских пунктах, 363 врачебных здравпунктах, 2577 фельдшерских здравпунктах, 5931 отделении врача общей практики (семейного врача). Из общего числа больничных учреждений: 206 районных больниц, 124 участковых больницы. Кроме того, медицинская помощь сельскому населению Российской Федерации в 2013 году оказывалась в 1690 центральных районных больницах, 696 из которых расположены в сельской местности [5].

Самыми распространенными заболеваниями в Орловской области в 2013 году, в расчете на 1000 человек населения, стали: болезни органов дыхания (386,0 первично обратившихся), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (98,6 обращений), болезни мочеполовой системы (69,6), болезни кожи и подкожной клетчатки (52,7), болезни глаза и его придаточного аппарата (52,9) [9].

По уровню заболеваемости авторами проведена группировка 24 муниципальных районов области. Выделены 4 группы: с низкой заболеваемостью, средней, выше среднего, высоким уровнем. Данная группировка представлена на рисунке 1.

1 высокий

2 выше среднего

3 средний

4 низкий

Рисунок 1 - Общая заболеваемость по Орловской области

Высокий уровень заболеваемости был отмечен только в одном Знаменском районе - 45,91 обращений в расчете на 100 жителей (4766 человек населения). Заболеваемость выше средней выявлена в Краснозоренском (30,78 обращений в расчете на 100 жителей (6124 человек населения)) и Сосковском (26,17 обращений в расчете на 100 жителей (5672 человек населения)) районах. Средний уровень заболеваемости отмечается в Дмитровском (13,81 обращений в расчете на 100 жителей (11535 человек населения)), Шаблыкинском (19,16 обращений в расчете на 100 жителей (7417 человек населения)), Хотынецком (18,83 обращений в расчете на 100 жителей (9751человек населения)), Корсаковском (17,75 обращений в расчете на 100 жителей (4569 человек населения)), Новосильском (18,44 обращений в расчете на 100 жителей (8197 человек

населения)), Новодеревеньковском (18,83 обращений в расчете на 100 жителей (9751 человек населения)) районах. В остальных районах отмечается низкий уровень заболеваемости.

Общая заболеваемость помимо распространения заболевания среди населения, отражает также обеспеченность медицинской помощью и квалификацию медицинского персонала.

Недостаточная обеспеченность населения врачами, средним медицинским персоналом и койко-местами негативно отражается на уровне здоровья и демографической ситуации (табл. 1).

Таблица - 1 Обеспеченность населения Российской Федерации медицинскими ресурсами*

Социальные нормативы на 10 тыс. человек населения, % Годы

2005 2012 2013

Всего врачей, физ. лиц 594743 587482

Обеспеченность врачами на 10тыс. человек населения, 41 41,5 41,0

из них врачей работают в мед. организациях, расположен. в сельской местности, физ. лиц 45000 48900 51700

обеспеченность врачами на 10тыс. человек сельского населения, 41 11,9 13,1 13,9

Всего среднего медицинского персонала, физ. лиц 1299297 1295736

Обеспеченность средним медперсоналом на 10 тыс. человек населения 114,3 90,6 90,4

из них работают в мед. организациях, расположенных в сельской местности 218400 202430 208237

обеспеченность средним медперсоналом на 10тыс. человек сельского населения 114,3 57,6 54,4 55,9

Всего коек, единиц 1202590 1167709

Обеспеченность койками на 10 тыс. чел. населения 134,7 83,9 81,5

из них коек расположен. в сельской местности, единиц 187922 135117 1 29048

обеспеченность койками на 10тыс. человек сельского населения, 134,7 49,6 36,3 34,7

* Источник: http://www.rosminzdrav.ru/

В 2013 г. медицинскую помощь жителям Российской Федерации оказывали 587,5 тыс. врачей всех специальностей, количество которых по сравнению с предыдущим годом сократилось на 1,2%, что соответственно уменьшило обеспеченность врачами на 0,5 Численность среднего медицинского персонала сократилась на 0,3%, тем самым сократив обеспеченность, которая и без того значительно не соответствовала нормативным показателям, даже с учетом сокращения населения. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом составила 90,4 человек на 10 тыс. при нормативном значении 114,3 чел. Обеспеченность койко-местами в стационарах, согласно общей тенденции так же сократилась на 2,4% и составила 81,5 при нормативном значении 134,7 на 10 тыс. населения [6].

Качество жизни сельского населения существенно ниже городского по многим социальным показателям. Важную роль в обеспечении достойного качества жизни играет социальная инфраструктуры в частности обеспеченность сельских жителей качественным медицинским обслуживанием. В последние годы основные медицинские фонды значительно сокращены (в 2 раза уменьшилось количество амбулаторно-поликлинических учреждений, на 15 % сократилось строительство больничных учреждений, снижено общее количество коек в сельских больницах, значительно уменьшилось количество участковых больниц). Модернизация продвигается низками темпами, не смотря на мероприятия в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» [7] и Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [2], где строительство фельдшерско-акушерских пунктов является целевым индикатором. Данная ситуация ведет к ограничению доступности услуг здравоохранения и не способствует полноценному удовлетворению потребностей населения [4, 8].

За последние семь лет ухудшилась ситуация с обеспеченностью медицинскими ресурсами сельских территорий.

Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек сельского населения, за период с 2005 по 2013г, увеличилась на 2%, что незначительно улучшило ситуацию с нехваткой врачей всех специальностей. В 2013 году обеспеченность составляла 13,9 на 10 тыс. человек при нормативном значении 41 [6].

Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек сельского населения, за период с 2005 по 2013г, сократилась на 1,7%, так в 2013 году обеспеченность составляла 55,9, при нормативном

значении 114,3 [6]. Анализируя данные можно сказать, что сельские территории испытывают кадровый голод, как со стороны врачей всех специальностей, так и со стороны младшего медицинского персонала.

Обеспеченность койками на 10 тыс. человек сельского населения, за период с 2005 по 2013г, сократилась на 14,9%, что и без того усугубило ситуацию острой нехватки койко-мест в медицинских учреждениях, так в 2013 году обеспеченность составляла 34,7, при нормативном значении 134,7 [6]. Имеющийся коечный фонд амбулаторно-поликлинических учреждений практически ежегодно сокращается на фоне сокращения численности населения. Однако учитывая социальные нормативы данный подход не допустим, поскольку разрыв между имеющейся обеспеченностью и нормативной составляет 100 койко-мест.

Орловская область является типичной по обеспеченности сельских территорий объектами социальной сферы. Численность постоянного населения, региона в 2014 г. составила 769,9 тыс. чел. Доля сельского населения составляет 34%, доля городского населения довольно низка - 66%, не только в сравнении с другими регионами ЦФО, но и со средним показателем по РФ, который составляет 73 % [11].

Ситуация с медицинским обеспечением населения на региональном уровне представлена в таблице 2, на примере Орловской области.

Таблица - 2 Основные показатели здравоохранения по Орловской области (на конец года)*

Социальные нормативы на 10тыс. человек населения, % Годы

2005 2010 2011 2012 2013

Всего врачей, физ. лиц 3095 3136 3 1 57 3182 32 12

Обеспеченность врачами на 10тыс. человек населения 41 37,6 39,9 40,4 41,0 41,7

Всего среднего медицинского персонала, физ. лиц 9542 9014 9089 9022 8960

Обеспеченность средним медперсоналом на 10тыс. человек населения 114,3 116,1 114,7 116,3 116,3 116,4

Всего коек, единиц 9776 8018 7962 7883 7770

Обеспеченность койками на 10тыс. чел. населения 134,7 118,9 102,1 101,9 101,6 100,9

*Источник: www.orel.gks.ru

Анализируя данные таблицы 2 можно отметить, что обеспеченность врачами и среднего медицинского персонала в расчете на 10 тыс. человек населения полностью удовлетворяет социальной норме, однако отмечается недостаточное обеспечение больничными койками, так область в целом на 2013 год была обеспечена ими только на 75%.

При рассмотрении проблемы обеспеченности населения медицинскими ресурсами на муниципальном уровне мы видим, что складывается совершенно иная ситуация.

Обеспеченность жителей сельских и городских территорий Орловской области медицинскими ресурсами представлена в таблице 3.

Таблица - 3 Обеспеченность жителей сельских и городских территорий Орловской области _медицинскими ресурсами*_

Города и районы Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек населения Обеспеченность средним медперсоналом на 10 тыс. человек населения Обеспеченность койками на 10 тыс. человек населения

2008 2012 2013 2008 2012 2013 2008 2012 2013

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

г. Орел 70,0 71,6 74,1 168,6 166,7 167,3 194,4 184,0 181,6

г. Ливны 43,4 41,7 40,8 138,3 146,3 150,0 97,1 92,4 97,2

г. Мценск 32,0 34,1 33,7 113,6 127,8 129,7 95,0 88,4 93,5

Болховский 20,4 24,7 20,9 98,3 97,8 90,5 64,0 42,1 40,5

Верховский 14,9 11,5 12,2 79 86,5 82,4 60,3 40,6 37,5

Глазуновский 15,2 16,5 15,1 65,8 70 70 58,5 39,7 37,8

Дмитровский 19,5 19,9 19,5 64,2 73,7 70,1 61,8 39,0 39,9

Должанский 18 18,6 17,2 82,2 97,5 90,7 56,3 45,8 44,3

Залегощенский 17,6 18,1 17,7 78,9 84 83,2 79,5 46,6 41,7

Знаменский 20,2 21 21,3 58,9 71,3 66,1 75,6 45,0 42,0

Колпнянский 14 13,9 16,6 78,8 77,8 78,8 64,5 50,0 45,9

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Корсаковский 15,3 17,5 13,4 72,6 70 64,6 56,8 42,6 43,8

Краснозоренский 12,9 14,7 15,1 68,6 88,2 88,7 52,1 49,5 47,4

Кромской 19,9 18,4 18,9 68,8 64,6 64,7 72,8 47,0 56,5

Ливенский 2,1 2,8 2,6 28,3 28,7 26,8 12,0 3,0 3,1

Малоархангельский 13,8 16,4 15,9 72,4 64,5 66,3 49,8 39,2 40,0

Мценский 18,3 11,1 8,9 113,9 83,2 79,8 10,7 10,5 10,4

Новодеревеньковский 15,8 18,3 19,7 74 89,7 92,6 69,6 57,0 54,0

Новосильский 13,6 13,4 12,4 54,2 67,1 62 53,5 40,5 39,0

Орловский 12,2 16,8 13,5 42,2 46,1 45 20,3 16,9 16,2

Покровский 13,9 12,8 13,7 68,8 70,3 75,1 62,4 42,6 45,4

Свердловский 12,5 13,6 13,9 67,6 75,5 78,2 44,8 30,1 26,6

Сосковский 16 19,4 16,3 59,9 67 66,9 65,3 72,6 61,7

Троснянский 14,8 15,2 16,6 54,7 58,9 56,1 47,3 35,0 35,5

Урицкий 15,2 14,3 17,4 68,3 76 74,7 59,5 29,4 35,6

Хотынецкий 15,2 18,5 18,9 70,9 75,9 76,7 52,2 46,4 41,0

Шаблыкинский 19 17,5 16,7 82,3 78,2 83,5 76,3 54,7 52,6

*Источник: www.orel.gks.ru

Из таблицы 3 следует, что благополучная ситуация в области складывается за счет высокой обеспеченности городов области: Орла, Ливен, Мценска. В тоже время ни в одном из 24 районов Орловской области не выполняются социальные нормативы по обеспеченности сельского населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нехватку среднего медицинского персонала особенно испытывают Ливенский и Орловский районы, где на 10 тыс. человек населения приходится 26,8 и 45 медицинские сестры соответственно, при нормативном значении 114,3 единицы.

Дефицит больничных коек велик в Мценском и Орловском районах, где на 10 тыс. человек населения приходится 10,4 и 3,07 коек соответственно.

Особенную нехватку врачей испытывают Ливенский и Мценский районы, где на 10 тыс. человек населения приходится 2,6 и 8,9 врачей соответственно, при нормативном значении 41 единица.

Таким образом, особенно низкая обеспеченность врачами, средним медицинским персоналом, койками наблюдается в районах с высокой численностью населения: Орловском (69796 человек), Ливенском (31712 человек) и Мценском (18999 человек) районах. Так же низкую обеспеченность можно отметить в Троснянском и Свердловском районах [10].

В процессе оказания медицинской помощи населению большое значение придается соотношению врачей и сестринского персонала. По расчетам Минздрава РФ оптимальным соотношением врачей и сестринского персонала является 1:3 [12].

Кадровый дефицит в здравоохранении, так или иначе, существует во всех субъектах Российской Федерации, как в сельской местности, так и в городах. Причем, дисбаланс в распределении кадровых ресурсов наблюдается и между отдельными субъектами, и между сельским и городским здравоохранением и среди различных врачебных специальностей и требует устранения согласно Приказу Минздрава РФ от 31.12.2002г. № 418 «О кадровом обеспечении здравоохранения» [3].

Количество врачей и средних медицинских работников в целом по Российской Федерации находится в соотношении 1:2, а в сельской местности - 1:4. Последняя пропорция соответствует международным показателям [1].

В Орловской области этот показатель в 2006 г был 1:3, а в 2013 составлял 1:2,8, то есть соотношение числа среднего медицинского персонала к врачам уменьшился. Это же соотношение в городе Орле составило 1: 2,3, по районам он варьируется от 1: 3,1 (Знаменский район) до 1: 9,6 (Ливенский район (в городе Ливны этот показатель составляет 1: 3,5)).

При соотнесении выше проанализированных данных можно отметить, что заболеваемость населения не зависит от обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками, скорее она зависит от квалификации врачей и медсестер, а так же от качества оказываемых услуг.

Таким образом, можно отметить кадровый голод, как со стороны врачей, так и со стороны среднего медицинского персонала, характерный как для Орловской области, так и для всех сельских территорий страны. Имеется необходимость в повышении квалификации врачей сельских территорий.

Следует отметить, что обеспеченность сельского населения объектами медицинской инфраструктуры, врачами создает условия для развития сельских территорий. В этой связи считаем важным постоянный мониторинг состояния медицинских учреждений на селе и доступности медицинских услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дефицит сельских медиков: цифры и тенденции. URL: http://www.medinfo22.ru/ news/novosti_mediciny/deficit_selskih_medikov_cifry_i_tendencii_1688.html (дата обращения 28.01.2015).

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2011. 32 с.

3. О кадровом обеспечении здравоохранения : приказ Минздрава Рос. Федерации от 31.12.2002г. № 418. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;N=430788 (дата обращения 25.02.2015).

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17. 11. 2008 года № 1662-р. // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

5. О представлении органами исполнительной власти субъектов РФ ежегодного доклада о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности за отчетный год в Правительство РФ : письмо Минздрава России от 27.12.2013 № 13-2/10/2-9886. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/8029-statisticheskaya-informatsiya (дата обращения 28.01.2015).

6. О Социальных нормативах и нормах : распоряжение Правительства Рос. Федерации 03.07.1996 г. №1063-р (ред. от 13.07.2007 № 923-р). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;N=164978 (дата обращения 25.02.2015).

7. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» : Постановление Правительства Рос. Федерации от 03.12.2002 № 858 (ред. от 15.07.2013) // Собрание законодательства РФ", 09.12.2002, № 49, ст. 4887.

8. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.07.2013 г. № 598 // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, № 30 (часть II), ст. 4110.

9. Орловская область 2008-2013. Статистический ежегодник. URL: http:// www.orel.gks.ru (дата обращения 1.02.2015).

10. Полухина М.Г., Логвинова Р.М. Экономический анализ демографического потенциала Орловской области // Образование, наука и производство. 2014. №3. С. 38-42.

11. Полухина М.Г., Сергачев А.А. Тенденции и перспективы формирования демографического потенциала Орловской области // Вестник ОрелГАУ. 2011. №5(32). С.39 - 44.

12. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Леонов С.А. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития ФГУ ЦНИИОИЗ // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.