Научная статья на тему 'Развитие агрообразования в Ульяновской области'

Развитие агрообразования в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие агрообразования в Ульяновской области»

Научно-педагогический потенциал и современная материально-техническая база Российского университета кооперации позволяет предоставлять по государственному заказу образовательные услуги по направлению «кооперативное образование» для работников агропромышленного комплекса (специалистов сельского хозяйства всех профилей, руководителей разных уровней, фермеров, управляющих, руководителей сельхозпредприятий и организаций, руководителей и специалистов всех рангов системы потребительской кооперации) в раз-

личных формах обучения: краткосрочные курсы; повышение квалификации; переподготовка кадров; среднее кооперативное образование; высшее профессиональное кооперативное образование.

В современных условиях модернизации страны подготовка и переподготовка кооперативных кадров способствует обеспечению защиты интересов пайщиков, прозрачности деятельности кооперативов и их выживаемости в условиях жесткой конкуренции с коммерческими организациями.

РАЗВИТИЕ АГРООБРАЗОВАНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В.Дозоров, д.с.-х.н., проф., ректор, Т.А.Дозорова, д.э.н., проф., Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Основой образовательного процесса Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии является принцип преемственности и непрерывности. Существующий спектр специальностей и направлений, реализуемых в академии, позволяет практически полностью удовлетворить потребности рынка труда Ульяновской области и прилегающих к ней регионов. Подготовка ведется по направлениям магистратуры -4; направления бакалавриата - 8; специальностям ВПО - 17; специальностям СПО - 7; специальностям аспирантуры - 26; специальностям докторантуры - 1; профессиональная подготовка по рабочим профессиям - 17. При переходе на уровневую подготовку остается 12 направлений бакалавриата, 5 направлений магистратуры, 1 специальность.

Студенты имеют возможность получить дополнительные знания по программам: 1С: Предприятие; организации и управлению потребительского (кредитного) кооператива; организации и управлению в малом предприятии; формирование потребностей и ассортимента продукции; управлению налогами для целей оптимизации бизнеса.

Академия, занимаясь профессиональной ориентацией и подготовкой абитуриентов, имеет договора с 25 сельскими школами практически во всех районах Ульяновской области, которые вместе с сельскохозяйственными техникумами входят в единый образовательный комплекс сельскохозяйственных учебных заведений Ульяновской области.

В результате проводимой работы с выпускниками сельских школ, техникумов, доля сельской молодёжи в общем числе зачисленных на очную форму обучения ежегодно была очень высокой и составила в 2010 г. 83,5%.

В академии для проведения учебных практик имеется собственная база: опытное поле площадью 486 га и ветеринарная клиника. Опытное поле является базой не только для учебных практик по агрономическому направлению, но и для выполнения дипломных работ студентами данного факультета. В клинике факультета ветеринарной медицины содержатся животные, что позволяет выполнять студентам факультета курсовые работы практической направленности, получать качественную учебную практику и выполнять научноисследовательскую работу.

Повышению качества проведения учебных практик способствует использование в качестве базы филиалов кафедр на передовых, обеспеченных современным технологическим оборудованием и техникой предприятиях области. Два последних года до 30 студентов факультета ветеринарной медицины участвовали в работе Ежегодного

Международного ветеринарного конгресса (г. Москва) и проходили стажировку на базе Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана по программе «Болезни мелких домашних животных».

Для организации проведения производственных практик академия имеет соглашение с Администрацией Ульяновской области по учебным базовым предприятиям АПК (92 предприятия), ежегодно заключаются договора на индивидуальное прохождение практики студентами. Результативность учебных и производственных практик значительно возросла, так как большинство студентов проходят производственную практику на рабочих местах.

Традиционно студенты вуза проходят производственную практику за рубежом - в Германии, Великобритании, США, Дании. Основными партнерами академии по организации практик и стажировок являются ЛОГО (Германия), Альянс 21 век (Дания) и др. Производственные стажировки имеют продолжительность 12 месяцев и проходят по профилю получаемой специальности. Продолжительность производственной практики за рубежом составляет от 2 до 9 месяцев. По итогам стажировок и прохождения практик студенты получают сертификаты о прохождении практической подготовки.

В целом производственная практика является логическим продолжением теоретических курсов, способствует активному включению студентов в профессию по окончанию вуза, знакомству с рынком труда Ульяновской области, самоопределению молодых людей в будущей профессии.

Для повышения заинтересованности в прохождении производственной практики проводятся ежегодные научно-практические конференции студентов по итогам прохождения производственной практики и стажировок в лучших предприятиях АПК России и за рубежом.

По рекомендации Министерства образования РФ и Министерства сельского хозяйства РФ в академии создан Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников. Главной задачей Центра является координация всех служб академии, кадровой службы Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, службы занятости по трудоустройству выпускников академии. Центр разрабатывает и создает информационную систему, обеспечивающую выпускников и работодателей данными о рынке труда, анализирует потребность предприятий АПК в выпускниках академии. Результатами работы Центра является достаточно высокий процент трудоустроенных выпускников (табл. 1).

Таблица 1 - Трудоустройство выпускников 2010 г., обучавшихся за счет средств федерального бюджета

Выпуск, чел. Трудоустроено в агропромышленном комплексе, % Трудоустройство в организации,не относящиеся к сфере сельского хозяйства Призвано в Вооруженные силы РФ, % Обучаются на следующем уровне, % В отпуске по уходу за ребенком, % Состоит на учете в службе занятости, %

всего в том числе

с.-х. организации другие организации АПК

473 50,1 19,7 30,4 8,9 24,1 8,0 8,9 0

Анкетирование среди работодателей о степени удовлетворенности уровнем профессиональной подготовки выпускников академии дало следующие результаты:

- затрудняюсь ответить - 5,17% (5,6% -2008 г.);

- неудовлетворен - 3,45% (2,8%- 2008 г.);

- удовлетворен, но не в полной мере -15,52% (30,6% - 2008 г.);

- удовлетворен - 75,86% (61,1% - 2008 г.). Для социальной адаптации выпускников на

рынке труда ежегодно студенты академии имеют

возможность прослушать курс по технологии поиска работы и трудоустройства.

Таким образом, на наш взгляд, реализуемые подходы к организации учебного процесса и практического обучения студентов позволяют готовить выпускников, имеющих такие качества, как социальная ответственность, самостоятельность и оперативность в принятии решений, готовность к демократическому общению, способность быстро адаптироваться к новым условиям, определяющие наряду с профессиональной компетентностью конкурентоспособность специалиста.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АГРОБИЗНЕСА Е.И. Ловчикова, к.э.н., доц. Орловского государственного аграрного университета

Процессы реформирования экономической системы России сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса. В системе АПК меняется характер социальноэкономических отношений, выдвигая на первый план развитие агробизнеса, который предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, поддерживающим высококонкурентный характер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее населения. Данный процесс, в свою очередь, обуславливает острую необходимость обеспечения аграрного сектора экономики регионов высококвалифицированными профессиональными кадрами.

На современном этапе в России, качество рабочей силы, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, становится критическим. Более 50% работников, занятых в отраслях экономики, выполняют простой, неквалифицированный труд с узкой специализацией. И только 5% экономически активного населения относятся к категории специалистов высшей квалификации (для сравнения: в Германии - 56%, в США - 43%).

Совершенствование региональной системы обеспечения сельскохозяйственного производства кадрами, в качестве стратегического направления предусматривает разработку концептуальных основ их формирования в условиях рынка. При этом необходимы новые принципы функционирования инфраструктуры рынка образовательных услуг с ее правовыми, финансовыми, материально-техническими и организационными механизмами, которые позволят оперативно управлять кадровыми процессами в условиях подвижной экономической ситуации. Эта концепция и практические меры по ее реализации на региональном уровне должны обеспечить адекватность кадрового сопровождения основных направлений развития аграрного производства.

Новая концепция формирования региональ-

ного профессионального аграрного образования должна основываться на единстве довузовской, вузовской и послевузовской подготовки кадров, что создаст реальные предпосылки к формированию интегрированной системы непрерывного аграрного образования. Интеграция учебных заведений позволит обеспечить переход к ступенчатой системе подготовки кадров, что, в свою очередь, имеет ряд преимуществ выражающихся в концентрации ресурсов, их эффективном использовании, преемственности и скоординированности обучающих программ, более рациональном использовании контингента студентов и слушателей, профессорско-преподавательского состава, большего соответствия образования реальным производственным потребностям регионального агробизнеса.

Необходимо подчеркнуть, что современный российский бизнес особенно заинтересован в развитии и совершенствовании системы профессионального образования. Рабочая сила, ее количество и качество являются решающим нематериальным фактором конкурентоспособности предприятий и всей российской экономики и, как следствие, общественного благополучия страны.

Повышенные требования к качеству подготовки кадров, их оптимальному распределению и использованию диктуются сегодня и структурными изменениями в экономике, и ее глобализацией, и предстоящим вступлением России в ВТО. Безусловно, государство и общество реагируют на эти вызовы: в стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство; происходят изменения в педагогической теории и практике; реализуются Концепция модернизации российского образования, национальные проекты; разрабатываются новые образовательные стандарты, основанные на компетенциях; укрепляется партнерство учреждений профессионального образования с работодателями.

В тоже время болевые точки российского профессионального образования общеизвестны: качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.